УДК 378
Ж. А. Жумагазина*
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ
В статье уточнены понятие «социально-педагогическое проектирование учебной деятельности бакалавра экономики», необходимость и педагогические условия исследуемого процесса, компонентный состав и содержание социально-проектной компетентности.
Ключевые слова: социально-педагогическое проектирование, социально-проектная компетентность, проектные и модульные технологии, метапредметное содержание курса.
В связи с глобализационными, интеграционными процессами происходят глубокие изменения в сфере экономики, политики и социальных отношений. Ведущие отечественные и зарубежные аналитики полагают, что конкурентоспособность предприятия в значительной мере будет определяться интеллектуальным потенциалом, мастерством и ответственностью работника. Эти процессы актуализировали социальный заказ к системе многоуровневого образования на подготовку бакалавра экономики, готового к проектированию, адекватному использованию знаний в нестандартных профессиональных ситуациях, ответственного за результаты своей деятельности.
Системный анализ противоречий позволяет актуализировать решение проблемы социально-педагогического проектирования учебной деятельности бакалавра экономики.
В рамках нашего исследования социально-педагогическое проектирование учебной деятельности — это специально организованный процесс творческой активности в учебной деятельности, основанный на ценностях, смыслах и общей методологии проектирования, позволяющий реализовать цель, задачи, средства по изменению педагогической практики с целью формирования социально-проектной компетентности бакалавра экономики.
Социально-проектная компетентность бакалавра экономики — это инте-гративное личностное качество, включающее мотивы проектной деятельности, умения разрабатывать социально-экономические проекты (знаниевые, операциональные, творческие), проектное мышление (параллельное, креативное, критическое), сформированность которых обеспечивает полноту выполнения бакалаврами любой профессиональной деятельности. Это одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности, предполагающая не только владение необходимой суммой проектных умений в сочета-
* © Жумагазина Ж.А. , 2010
Жумагазина Жанара Амангелъдъевна ([email protected]), кафедра бухгалтерского учета Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета 461551, Россия, Оренбургская область, п. Акбулак, ул. Павловская, 24.
Характеристика процесса социально-педагогического проектирования
учебной деятельности бакалавра экономики 213
нии с личностными качествами, но и способность их эффективного использования в решении учебно-нормативных и творческих профессиональных задач. Значимыми характеристиками понятия выступают мотивационно-цен-ностный, гностический, деятельностный критерии.
Социально-педагогическое проектирование, как считают исследователи, представляет собой более масштабный подход в проектной парадигме. Будучи педагогическим по области применения (сфера образования) и социальным по своим последствиям (преобразование ситуации в социуме), этот вид проектирования обеспечивает в качестве результата изменение содержания и организации педагогической действительности [2, 3].
В соответствии с уровнем сформированности критериальных показателей социально-проектной компетентности бакалавра экономики был проведен теоретико-методологический анализ учебной деятельности бакалавров экономики в Акбулакском филиале Оренбургского государственного университета. В эксперименте участвовало 92 студента 1—4 курсов по направлению бакалавриата «Экономика».
На первой фазе формирующего эксперимента — мотивационно-целевом — главной целью была необходимость создания и развития положительных мотивов к учебной и проектной деятельности.
Студенты провели встречи и беседы со специалистами (людьми, состоявшимися в профессии, успешно организовавшими бизнес), дискуссии на темы «Что изменилось в профессии экономиста в современных условиях?», учебные экскурсии на предприятия. Это позволило проблематизировать поиск способов успешной реализации в профессии каждого из них, избрать проектирование как один из таких способов.
Перед студентами была поставлена задача: создать модули самообразовательной деятельности, разработать вопросы для самопроверки знаний, выбрать варианты промежуточного контроля знаний. В соответствии с этим бакалавры создавали индивидуальный образовательный маршрут, основанный на личностных смыслах и ценностях, потребностях и мотивах. Формировался опыт ценностного отношения бакалавра к будущей профессии, предметам и средствам проектирования. Главная динамика была нами зафиксирована в сдвиге мотива на цель: увлеченность проектной деятельностью, актуализация проектного и экономического знания, желание стать компетентным специалистом
В рамках формирующего эксперимента мы создавали метапредмет, включающий в себя инвариантное и вариативное содержание курса, качественно отличающееся от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нем выходило за рамки традиционной учебной дисциплины и располагалось на метауровне. В экономическом образовании курс «Экономической теории» — «фундаментальный образовательный объект», состоящий из взаимосвязанных систем категорий, понятий, символов, явлений. Совокупность фундаментальных образовательных объектов составляет инвариантное (базовое) содержание учебного предмета [5]. Мы вслед за А.В. Хуторским считаем, что образование бакалавра есть непрерывное движение к фундаментальным образовательным объектам — узловым понятиям, образам, символам через проектирование. Вариативные компоненты учебной программы
214
Вестник СамГУ. 2010. № 1 (75)
курса «Экономическая теория» включали знания о проектной деятельности (ее содержание и структуру), способы осуществления; опыт проектной деятельности.
В рамках интеграции учебных модулей «Капитал и инвестиционные решения», «Бизнес-планирование» наибольшую оценку получили практико-ориентированные бизнес-проекты по переработке бытовых отходов, улучшающие экологическую обстановку местности. Они вызвали не только положительный социальный эффект для региональных жителей, но и экономический интерес для инвесторов, решивших вложить средства в данное производство.
Практико-ориентированный проект «Инновационно-инвестиционная политика приграничного региона» предусматривает возможности для реализации инновационных проектов с технико-экономическим обоснованием, прогнозами и перспективами развития. В процессе создания проектов взаимодействие субъектов учебной деятельности утрачивало формальность и функциональность, обретало черты межличностного, межсубъектного, культуротворческо-го общения [4].
Анализ данных опытного эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что эффективность социально-педагогического проектирования учебной деятельности бакалавра обеспечивается реализацией предложенного нами комплекса педагогических условий. Социально-проектная компетентность обеспечивает освоение обучающимися знаний современной экономики; в сфере самосознания — осмысление своего индивидуального экономического и социального потенциала, осознанность гражданского экономического поведения; в сфере мотивации — постоянную потребность к цивилизованному предпринимательству в сфере экономики.
Библиографический список
1. Баликаева М.Б. Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 23 с.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: учебно-методическое пособие / под ред. А.В. Козырева, Н.Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. 392 с.
3. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий: учебно-методическое пособие/ под ред В.Г. Зарубина, Л.А. Громовой. СПб: Изд-во РГПУ, 2007. 511 с.
4. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. 352 с.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.
XapaKmepucmuKa npouecca cou,uaAbHO-nedazoemecKoeo npoeKmupoeanun
yneÔHOu denmenbHocmu ôaKanaepa skohomuku 215
J.A. Zhumagazina*
CHARACTERISTICS OF SOCIO-PEDAGOGICAL DESIGN OF LEARNING ACTIVITIES OF THE BACHELOR OF ECONOMICS
The paper clarified the concept of «socio-pedagogical design of learning activities bachelor's economy, the need and pedagogical conditions of the test process, the component structure and content of socio-designed competence.
Key words: socio-pedagogical planning, socio-designed competence, project and module technology, universality of the course content.
* Zhumagazina Zhanara Amangeldievna ([email protected]), the Dept. of Acounting, Akbulak branch of the Orenburg State University, Orenburg region, Akbulak, 461151, Russia.