А.А. Колесниченко
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИМВОЛИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В постсоветский период в России начался процесс перехода от одной государственно-политической системы к совершенно иной, стали происходить отказ от старых символов и утверждение новых.
Правовые символы являются производными от символов общесоциальных и представляют собой в основном правовое опосредование знаковых кодированных регуляторов общественных отношений, исторически сложившихся на уровне обычаев и традиций [1, с. 43].
Не исключается возможность формирования отдельных правовых символов в изначально правовой форме. Но в историческом плане наиболее общезначимые символы предшествовали во времени государственно-правовому регулированию и являются санкционированными со стороны государства формами социальной регуляции.
Для правовых символов характерны такие определенные специфические признаки, как образность, эмоциональная заостренность, условность, процессуальный характер. Правовая символика является носителем своеобразной дополнительной информации о правовом регулировании. Конечно, последняя не может заменить основной информации, выражающейся в нормах законодательства, но тем не менее она крайне важна. Ее прямое назначение заключается в том, чтобы привлечь внимание субъектов, предупредить их о правовых последствиях, констатировать юридическую значимость действий. Развернутый и детальный смысл правовых символов содержится в нормах основного законодательства.
Правовой символ, как правило, несет в себе определенный образ какого-либо действия, события, отношения, который обычно создается с привлечением художественных форм. Эмоциональный образ, образуемый правовым символом, имеет условный характер, выражающийся в своеобразной фиктивности, приблизительности изображения и подаче основной идеи правового регулирования.
Виды правовых символов весьма разнообразны, но в их внешнем оформлении существенную роль сыграл исторический опыт человеческого общения. В этой связи необходимо указать на особое значение обычаев и традиций в становлении и закреплении правовых символов. А способствовали этому такие их свойства, как общеизвестность, многократная повторяемость, полезность и целесообразность нормы поведения, наглядная образность и определенная простота исполнения. По мнению ряда исследователей, правовые символы можно поделить на четыре основные группы: письменные, устные, изобразительные и особые действия [2, с. 72].
Что касается функций правовых символов, то они не представляют собой нечто отличное от основных функций права. Они конкретизируют стороны и направления правового воздействия применительно к отдельным, более узким, сферам общественной жизни. Выделяются следующие функции правовых символов: предупредительно-ориентационная, усиление регулятивного эффекта, экономия языковых и юридических средств. Все они способствуют развитию и детализации экономического, политического, воспитательного, регулятивного и охранительного воздействия права на общественную жизнь [2, с. 73].
Основное функциональное назначение правовых символов заключается в том, чтобы констатировать факт или предупреждать о юридической значимости каких-либо действий, отношений. Отметим, что в этой связи они выступают в качестве особых юридических фактов, регулятивное действие которых имеет преимущественно процессуальный характер. Они предупреждают или указывают, как следует поступать в определенных жизненных обстоятельствах.
Правовые символы заметно усиливают регулятивный эффект права. Н.А. Власенко в монографии «Язык права» отмечает, что «в правовом регулировании юридическая символика (например, автодорожные знаки) как бы отрывается от текста и самостоятельно регулирует психофизическое поведение людей, их поступки» [3, с. 32].
Важной функцией правовых символов является экономия языковых и юридических средств. Символизация предоставляет возможность в предельно краткой условной форме выразить необходимую информацию о юридических особенностях ситуации. Вместо подробного письменного текста или устного разъяснения правовых требований перед субъектами возникает наглядный образ необходимого отношения к ситуации.
Н.А. Власенко в своем исследовании подразделяет правовую символику таким образом: «...во-первых, на правовую символику, не имеющую языкового выражения (описания). В этом случае нормы-символы выступают как самостоятельные правовые регуляторы. Во-вторых, это правовая символика, описанная в тексте права...» [4, с. 31-32].
Правовые символы являются неотъемлемой частью общечеловеческой и национальной культуры, своеобразным суррогатом культуры правового общения на бытовом, повседневном уровне. Безусловно, кардинальная реформа символов представляет собой мероприятие довольно дорогостоящее, однако возврат нашего государства к общечеловеческим ценностям уже затронул многие стороны правовой символики. В постсоветское время россияне стали свидетелями восстановления таких традиционных российских символов, как трехцветный государственный флаг, андреевский флаг, двуглавый орел и других, которые вновь заняли свои места наряду с московским Кремлем, Красной площадью, храмом Василия Блаженного и другими традиционными символами российской государственности.
Итак, в результате активного взаимодействия права с иными социальными институтами произошло «внедрение» символов в правовую сферу. Тот факт, что юридические символы заняли особое место среди социальных символов, объясняется их предназначением служить, прежде всего, целям регулирования действительности посредством воздействия на сознание и волю людей.
Мир правовых символов - это источник своеобразной дополнительной информации о правовом регулировании, которая не в состоянии заменить основную, выражающуюся в нормах законодательства. Главное назначение данной информации заключается в том, чтобы обратить внимание субъектов, предупредить их о правовых последствиях, констатировать юридическую значимость действий. Подробное же изложение смысла правовых символов содержится в нормах основного законодательства.
Однако символы не являются архаизмом и уделом древних правовых систем. Они широко используются в современном законодательстве. Заметим, что природа символов имеет двойственный характер. Так, с одной стороны, - это разновидность социального символа, с другой же - элемент правовой системы общества, неотделимый от юридической практики, качества законодательства, состояния правопорядка и законности, поведения субъектов правоприменения. Правовые символы отличаются от других социальных символов тем, что воздействуют на сознание людей и регулируют их поведение в правовой сфере. Таким образом, они играют роль своеобразных средств формализации юридического содержания в целях придания ему четкости, определенности, лаконичности и образности.
Необходимость использования символов в праве очень тесно связана с познавательной и практической деятельностью человека, с отысканием таких внешних форм общения между отдельными индивидам в обществе, чтобы эти формы оказывали регулирующее, целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивали устойчивое функционирование общественных отношений.
Зачастую символы представляют собой наиболее удобное и доступное для понимания средство регулирования общественных отношений. Бесспорно, если символы укоренились в сознании рядовых граждан, то государственно-властное веление, которое внешне выражено в виде символа, может вполне реализовываться даже на подсознательном уровне. Символы являются необходимым способом установления единообразия правореализующих действий.
Иногда правовой символ выступает в качестве необходимого фактического основания возникновения или прекращения субъективных прав и юридических обязанностей. С помощью правовых символов внешне подтверждается значение факта в праве, переход фактического в правовое посредством признания через норму права обязательности совершения определенных действий для наступления юридических последствий.
Правовой символ является необходимым условием формирования у граждан уважительного отношения к праву и государству. Поэтому при создании правовых символов необходимо использовать передовые знания из области науки, техники, дизайна, искусства.
Правовой символ всячески помогает субъектам правотворчества повысить эффективность правового регулирования. Так, правовой символ идентифицирует субъектов права, указывает на их правовое положение, защищенность их прав и свобод со стороны государства от незаконных посягательств.
Таким образом, важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы. Они отражают исторические корни и традиции народа. В этом качестве государственные символы признаются нормами международного права и обязаны соответствовать определенным требованиям.
Государственные символы - «внешние официальные знаки, рождающие ассоциации с конкретным государством и требующие ясно выраженного уважения к ним со стороны как рядовых граждан, так и официальных лиц» [5, с. 422-423].
Символ как разновидность знака всегда многозначен. Данная особенность отмечается многими исследователями [6, с. 132; 7, с. 9; 8, с. 6; 9, с. 7; 10, с. 157].
Правовая символика, образно говоря, формирует внешний облик права и государства, способствуя их привлекательности, социальной значимости и узнаваемости.
Роль правовой символики в жизни современного российского общества очень велика, и вышеуказанный процесс на современном этапе развития нашего общества неотвратим. Правовая система России должна как культивировать свои национальные символы, так и воспринимать из мировой цивилизации объективно сложившиеся образцы стандартизации правового регулирования на языке символов.
Явления правовой символики весьма многообразны и играют в жизни современного общества довольно большую роль. Они вошли в нашу жизнь как действия и знаки, регулирующие повседневное общение людей. Без широкого использования различных символов, и правовых в том числе, невозможно представить себе практической и духовной жизни человечества, достичь сплоченности и преемственности любого общества.
Литература
1. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учеб. пособие. М., 1995.
2. Вопленко Н.Н. Правовая символика // Правоведение. 1995. № 4.
3. Новые законы и нормативные акты // Приложение к «Российской газете». 2001. № 1.
4. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.
5. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
6. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.
7. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1998.
8. Кох Р. Книга символов. М., 1995.
9. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1973.
10. Кругликов Л.Л., Спиридонова О.Е. Юридические конструкции и символы в уголовном праве. СПб., 2005.