Научная статья на тему 'Государственно-правовые символы России: история и современность'

Государственно-правовые символы России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
686
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ СИМВОЛЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФУНКЦИИ СИМВОЛА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STATE-LEGAL SYMBOLS / LEGISLATION / FUNCTIONS OF A SYMBOL / RUSSIA / SOCIAL RELATIONS / HISTORICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесниченко Александр Александрович

В статье представлен историко-правовой анализ государственной символики России. Автор подчеркивает, что символы российской государственности, устанавливающиеся в обязательном порядке законодательно, то есть правовые символы, выступают в роли своеобразного элемента, связующего общую и юридическую культуру. В работе акцентируется внимание на огромной важности государственной символики для успешного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND LAW SYMBOLS IN RUSSIA: PAST AND PRESENT

The article presents the historical and legal analysis of state symbols of Russia. The author stresses that the symbols of Russian statehood, established by law without fail, that is legal symbols, play the role of a peculiar element, connecting common and legal culture. The paper focuses on paramount importance of state symbols for the successful development of the country.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовые символы России: история и современность»

В нынешних условиях реформирования России вопросы, касающиеся государственной символики, вызывают повышенный научный и общественный интерес. В обстановке возрождения многих исторических традиций, институтов и понятий знаки, олицетворяющие российскую государственность, становятся наиболее приоритетными.

Национально-государственные символы являются неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности. Без них невозможно представить практическую и духовную жизнь общества. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы.

После распада СССР в обстановке обновления российской государственности актуальны вопросы, касающиеся становления высшей власти и управления, которые призваны обеспечивать устойчивость государства, нормальное функционирование современного общества. С образованием суверенной Российской Федерации стал происходить, по сути дела, процесс перехода от одной государственно-политической системы к совершенно иной, отказ от старых символов и утверждение новых.

В настоящее время необходимо, чтобы российские граждане ясно понимали смысл историко-правовой и политической целесообразности различных знаков государственного суверенитета, изменившихся в соответствии со сменой политических реалий.

Символы российской государственности, устанавливающиеся в обязательном порядке законодательно, являются правовыми символами - своеобразным элементом, связующим общую и юридическую культуру. Социальные изменения сопровождаются пересмотром действовавшей системы правовых символов, формирование которой зависит от исторических, национальных, политических, экономических и культурных факторов. Природа правового символа явно нуждается в дальнейшем исследовании в целях составления наиболее полного представления об этом сложнейшем феномене.

До сих пор недостаточно исследованной в юридической науке остается проблема необходимости использования символов в праве, решение которой позволит наметить пути совершенствования законодательства и повышения его эффективности.

Современные задачи легитимации российской государственности, укрепления и централизации государства обусловливают актуальность вопроса институализации системы государственно-правовых символов.

С появлением новых самостоятельных участников общественных отношений в ходе реформирования государственных и общественных институтов возникла задача их идентификации, в решении которой существенную помощь окажут юридические символы. Очень важно проследить многообразные направления воздействия правовых символов на общественные отношения.

Несмотря на то что основные правовые символы новой России - флаг, герб и гимн страны, а также государственные цвета, штандарт главы государства, государственные печать и девиз - законодательно утверждены еще в декабре 2000 года, до сих пор они неоднозначно оцениваются обществом, являясь предметом дискуссий, а порой и более серьезных противостояний.

Современная наука имеет возможность, объективно переосмыслив прошлое, выйти на качественно новый уровень, тем более, что многие вопросы изучены недостаточно. Символика имеет свою историю, и необходимо знать сущность, генезис, роль властных

символов на всех этапах развития российского государства. Изучение и историкоправовой анализ символики российской государственности окажут значительную помощь в формировании и развитии общественного самосознания россиян, пробуждении патриотических чувств.

Актуальным представляется и комплексное историко-правовое исследование отечественной государственной символики в постсоветский период в свете нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, муниципальных правовых актов.

Исследуя государственно-правовую символику российской государственности, целесообразно затронуть и вопросы, касающиеся формирования профессиональной символики государственной службы в целом и государственной гражданской службы в частности. Должное внимание к этим вопросам на этапе становления государственной службы как института государственной власти и управления помогает определить один из эффективных инструментов современных управленческих технологий в области государственного управления и в управлении государственной службой.

В связи с этим следует отметить, что процессы, имеющие отношение к ритуализации социального взаимодействия посредством эмоционально-осознанного овеществления в знаково-символических формах семантической структуры ритуального поведения, обусловили жизнеспособность социального символа.

Выступая самостоятельно, символ играет роль универсального структурообразующего элемента процессов действия и взаимодействия, познания и мышления, «создания», а также «конструирования» социальной реальности. Символ предстает перед нами как продукт субъективации, являющейся результатом символизирования, и объективации, возникшей в ходе символизации социального мира.

Обобщая функции символа, необходимо указать, что символ «обеспечивает процессы познания и мышления; гармонизирует существование сообществ; фиксирует коммуникативные связи; овеществляет культурно-ценностные образования; выступает в качестве инструмента и результата социальных интеракций» [1, с. 10]. Как видим, присутствие символов в содержании управленческой деятельности, в администрировании вполне объективно.

Анализируя структурно-функциональные составляющие механизмов формирования элементов социального управления в ранних сообществах, а также способы их овеществленного выражения, невозможно не заметить, что «профессиональные символы вызваны к жизни на стадии осознания необходимости совместной хозяйственной деятельности и появления потребности в ее координации (регулировании), систематизации (кодификации), передаче опыта когнитивной и витальной практики будущим поколениям» [1, с. 10-11].

Несмотря на их обладание всеми признаками, присущими социальному символу, они имеют специфическую деятельностную составляющую, то есть отражают определенный образ, модель профессиональной деятельности, условий и отношений, сопровождающих ее. С точки зрения социологии управления профессиональный символ государственной службы способен выступать в качестве средства, способа, формы выражения содержания определенного управляющего воздействия и его результата, инструмента взаимодействия государственной службы и общества, достижения социальной гармонии, в частности внутри профессиональных сообществ.

Говоря о структуре знаково-символической системы государства как институте управления, следует указать, что данная система - это «совокупность символов социальной реальности, фиксируемых на уровне общественного и индивидуального сознания (легитимные и социально одобренные) в качестве средств, способов и механизмов управляющего воздействия государства на деятельность и поведение людей, а также обеспечивающих функционирование государства как единого целого в его постоянном эволюционном развитии» [1, с. 11].

Профессиональная символика государственной службы является инструментом внутригосударственного регулирования, установления символически-властных отношений на межиндивидуальном и межинституциональном уровнях. Символика государственной службы как института государственной власти и управления находится в органической связи с государственной символикой, а как вида профессиональной деятельности взаимосвязана с символикой профессий.

В социальной реальности профессиональные символы государственной службы представляют собой легитимные чувственно воспринимаемые объекты, знаки, явления, условные образы, видимые атрибуты, звуковые культурно-ценностные образования. Их содержательное значение - это конвенциональный аналог содержания образа профессиональной деятельности в системе государственной службы, передающийся от одного поколения к другому.

Специфические свойства государственной символики государственной службы, лежащие в основе ее регулятивных признаков, заключаются в объективной сопричастности процессам достижения социальной гармонии; специализированной форме хранения знаний о государственной службе; реализации функции государственного управления; продуцировании подчинения, законопослушания, корпоративности, мотивации труда, карьеризма, символической веры, символического профессиональнодолжностного статуса, общественного признания.

Знаково-символическая система государственной службы в целом и государственной гражданской службы в частности в системно-функциональном виде в социальном пространстве не представлена. Целесообразность ее легитимации и развития очевидна.

К основным социальным функциям профессиональных символов относятся следующие: интеграционная, регулятивная, коммуникативно-идентификационная.

Таким образом, символ представляет собой продукт социальной действительности, поэтому он может быть только общественным. Это подтверждает и наличие такого признака, как функционирование символа на уровне отдельной группы или групп. Вполне очевиден факт, что символ создается для группы людей, а не для конкретного лица. Символ помогает окружающим объясняться и реагировать на происходящее. Проявление данного феномена происходит именно на уровне группы.

Для социального символа характерны следующие признаки: знаковость;

абстрактность; наличие смысловой нагрузки; идеологическая основа; условность; многозначность; относительная устойчивость; эмоциональная нагрузка и чувственная воспринимаемость; функционирование на уровне группы или общностей людей.

Сам символ является разновидностью знака, поэтому среди перечисленных признаков существуют те, которые отличают последний от символа. К ним относятся: абстрактность; идеологическая основа; многозначность; относительная устойчивость; эмоциональная

нагрузка и чувственная воспринимаемость; функционирование на уровне группы или общностей людей.

Кардинальные изменения, произошедшие в России в конце прошлого столетия, послужили главной причиной генерирования трансформации всех элементов и структур государственности, пересмотра их легитимной символики. Исключительно важная роль государственной символики в формировании общей системы современных нравственных ориентиров, самобытных культурных ценностей подтверждается самим фактом наличия и претворения в жизнь программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года*. Президент России подчеркнул, что государственная символика для успешного развития страны также важна, как политическая и экономическая стабильность [2].

В государстве наблюдается формирование знаково-символической системы. Элементы профессиональной символики милитаризованной службы представляют в ней государственную службу как особого рода социальный институт**. В то же время проводимая в нашей стране административная реформа теснейшим образом связана с формированием единой и целостной государственной службы, основная цель которой состоит во всесторонней реализации функций государства. При этом государственной гражданской службе как профессиональной управленческой деятельности принадлежит ключевая роль по реализации функций государственного управления.

Итак, правовые символы - это закрепленные на законодательном уровне условные образы, которые применяются в целях выражения определенного юридического содержания. Использование символики придает законодательству определенную образность, освобождает от необходимости давать или же повторять описание различных правовых явлений.

Литература

1. Бакланов П. А. Профессиональные символы государственной службы (социологический анализ): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2007. 27 ап-реля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.