Научная статья на тему 'Характеристика повреждений у спасённых и погибших в катастрофах речных судов'

Характеристика повреждений у спасённых и погибших в катастрофах речных судов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
611
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
МОРСКАЯ МЕДИЦИНА / РЕЧНЫЕ КАТАСТРОФЫ / ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ / МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ / КОМБИНИРОВАННАЯ МЕХАНОХОЛОДОВАЯ И МЕХАНООЖОГОВАЯ ТРАВМА / COMBINED ME^AN^AL-COLD INJURY / SEA SHIPWRECK / RIVER FAILURES / DROWNING

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Закревский Ю. Н., Матвеев Рудольф Павлович, Мануйлов В. М.

Изучена структура травматизма и повреждений у 441 пострадавшего в катастрофах речных судов с 1983 по 2012 год. Основными видами повреждений у 172 спасенных в речных катастрофах были переохлаждения легкой степени (65,1 %), изолированные, множественные и сочетанные механические травмы (23,8 %), комбинированные механохолодовые травмы (7,6 %), комбинированные механоожоговые повреждения (3,5 %). У 269 погибших причинами смерти явились утопления (68,4 %), механические повреждения (17,1 %), комбинированные механохолодовые травмы (10,4 %), комбинированные механоожоговые травмы (4,1 %). В структуре механических повреждений, комбинированных двухфакторных механохолодовых и механоожоговых травм спасённых в речных катастрофах доминирует нетяжелая механическая и нетяжёлая холодовая травма (29,3 %), а среди погибших тяжёлая механическая травма (23,1 %).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Закревский Ю. Н., Матвеев Рудольф Павлович, Мануйлов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF DAMAGES IN RESCUEES AND VICTIMS IN RIVER SHIPWRECKS

The structure of traumatism and damages in 441 victims of river shipwrecks in 1983-2012 has been studied. The main types of damages in 172 rescuees in the river shipwrecks were light supercoolings (65.1 %), isolated, multiple and concomitant mechanical traumas (23.8 %), combined mechanical-cold traumas (7.6 %), combined mechanical-burn damages (3.5 %). Among 269 victims, the reasons of the lethal outcomes were drowning (68.4 %), mechanical damages (17.1 %), combined mechanical-cold traumas (10.4 %), combined mechanical-burn traumas (4.1 %). In the structure of the mechanical damages, combined two-factor mechanical-cold and mechanical-burn traumas among the rescued persons, there dominated light mechanical traumas and light cold traumas (29.3 %), and serious mechanical traumas (23.1 %) dominated among the victims.

Текст научной работы на тему «Характеристика повреждений у спасённых и погибших в катастрофах речных судов»

УДК 614.81:[616-001.18:616-001.3]:613.68

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВРЕЖДЕНИЙ У СПАСЁННЫХ И ПОГИБШИХ В КАТАСТРОФАХ РЕЧНЫХ СУДОВ

© 2013 г. Ю. Н. Закревский, *Р. П. Матвеев,

**В. М. Мануйлов

1469 Военно-морской клинический госпиталь Минобороны России, г. Североморск

*Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск **3 филиал Главного военного клинического госпиталя им. акад.

Н. Н. Бурденко Минобороны России, г. Москва

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относят аварии и катастрофы на различных видах транспорта, пожаровзрывоопасных объектах, объектах производственной и социальной инфраструктуры, обусловленные полным или частичным обрушением их внутренних или внешних конструкций [1, 4, 6]. Катастрофы и транспортные аварии в структуре техногенных чрезвычайных ситуаций составляют 47,4 % [3,

5, 7]. Рост частоты и масштабности чрезвычайных ситуаций требует проведения междисциплинарных научно-технических разработок по общим проблемам безопасности и защиты населения от аварий и катастроф природного и техногенного характера [8]. Катастрофы на речном транспорте встречаются во всех континентальных государствах, для них характерны быстрое затопление плавсредств и большое количество погибших [1, 2]. Среди наиболее тяжелых речных катастроф в нашей стране крушение теплохода «Александр Суворов» в Ульяновске (1983) и теплохода «Булгария» под Казанью (2011). Основные повреждения — механические травмы, термические и холодовые поражения, утопления [7, 10, 11]. Число погибших превышает число спасённых, доля спасённых при морских и речных катастрофах составляет по

24,0 % (с превалированием общего переохлаждения), а погибших — соответственно 41,2 и 29,4 % [5, 9].

Целью исследования явилось изучение структуры и характера повреждений с выделением их клинических форм, определение количественной и качественной характеристик изолированных, сочетанных и комбинированных травм у спасённых и погибших при катастрофах речных судов.

Методы

Материалом исследования послужил ретроспективный анализ лечения 172 пострадавших в речных катастрофах, поступавших в больницы городов Архангельска, Москвы, Казани и Ульяновска, и изучение 269 протоколов судебно-медицинских вскрытий погибших за период с 1983 по 2012 год.

Тяжесть повреждений оценивалась по шкале AIS-90 (сокращенная шкала травм пересмотра 1990 г.): 1 и 2 балла — нетяжелые травмы; 3 и 4 — тяжелые. Тяжесть сочетанных травм — по шкале ISS как сумма квадратов наибольших баллов по AIS: 17—25 баллов — нетяжелые сочетанные травмы, более 25 баллов — тяжелые. Общая оценка тяжести пострадавших с переохлаждениями проводилась по шкале APACHE II. К нетяжелой холодовой травме отнесены переохлаждения легкой и средней степени тяжести (снижение ректальной температуры до 36,0 градусов), к тяжелой — переохлаждения средней и тяжелой степени (снижение ректальной температуры до 35,9—32,0

Изучена структура травматизма и повреждений у 441 пострадавшего в катастрофах речных судов с 1983 по 2012 год. Основными видами повреждений у 172 спасенных в речных катастрофах были переохлаждения легкой степени (65,1 %), изолированные, множественные и сочетанные механические травмы (23,8 %), комбинированные механохолодовые травмы (7,6 %), комбинированные механоожоговые повреждения (3,5 %). У 269 погибших причинами смерти явились утопления (68,4 %), механические повреждения (17,1 %), комбинированные механохолодовые травмы (10,4 %), комбинированные механоожоговые травмы (4,1 %).

В структуре механических повреждений, комбинированных двухфакторных механохолодовых и механоожоговых травм спасённых в речных катастрофах доминирует нетяжелая механическая и нетяжёлая холодовая травма (29,3 %), а среди погибших - тяжёлая механическая травма (23,1 %).

Ключевые слова: морская медицина, речные катастрофы, переохлаждения, механические травмы, комбинированная механохолодовая и механоожоговая травма

и 31,9—30,0 градусов). Тяжелыми двухфакторными комбинированными повреждениями считали повреждения при наличии в категории тяжелых одного из составляющих факторов. У спасённых пострадавших диагностика повреждений проводилась по данным объективных и дополнительных методов исследований (рентгенография, УЗИ, КТ и т. д.), у погибших — по данным секционных исследований.

Количественные данные представлены в виде средней арифметической и ошибки средней арифметической. Номинальные данные представлены в виде относительных частот и их 95 % доверительных интервалов (95 % ДИ). Оценка различий среднего возраста между спасенными и погибшими выполнена с помощью двувыборочного 1-критерия Стью-дента. Для сравнения структуры полученных травм среди спасённых и погибших использован критерий хи-квадрат Пирсона (х2). Уровень статистической значимости, при котором отклонялись нулевые гипотезы, составлял менее 0,05. Статистический анализ данных проводился с использованием программного обеспечения ЕрППо (ТМ) 3.4.1. и SPSS

15.0 для Windows.

Результаты

Речные катастрофы в силу специфики и особенностей речного транспорта как техногенного комплекса имеют определенные самостоятельные факторы формирования патологических процессов у пострадавших. Основными повреждающими факторами, воздействующими на людей в речных катастрофах, являются механические удары, воздействие поступающей воды, переохлаждения при нахождении в воде, сдавления в закрытых помещениях, падения с высоты. Проведен факторный анализ весовой нагрузки различных травмирующих агентов на пострадавших в речных катастрофах. Установлена высокая информационная нагрузка факторов как с положительными коэффициентами, отражающими элементы формирования механизмов травмирования пострадавших в речных катастрофах: механические удары (0,57), падения с высоты (0,51), сдавления в закрытых помещениях (0,48), поступление воды (0,85), переохлаждение (0,36); так и с низкими коэффициентами, не оказывающими существенного влияния на механизм травмирования: воздействие пламени и высокой температуры (0,15), отравление угарным газом (0,10). С учетом механизмов формирования патологических процессов основными видами повреждений в речных катастрофах являются утопления, переохлаждения в воде, изолированные механические и комбинированные механохолодовые травмы (рис. 1).

Возраст спасённых в речных катастрофах варьировал от 8 месяцев до 66 лет и составил в среднем (28,4 ± 2,3) года. Возраст погибших — от 1 года до 78 лет, в среднем (36,7 ± 1,6) года. Средний возраст спасённых пострадавших значимо меньше среднего возраста погибших на (8,3 ± 0,87) года (1 = 2,53;

Рис. 1. Результаты факторного анализа значений элементов травмирующих механизмов у пострадавших в речных катастрофах

р < 0,01), что подтверждает более высокую вероятность спасения людей младших возрастных групп.

Среди спасенных мужчины составили (60,9 ± 1,9) %, женщины (39,1 ± 2,7) %, в том числе лица детского возраста (8,6 ± 0,5) %. Статистически значимо (х2 = 4,24; df = 1; р = 0,039) преобладание в 3 раза среди спасенных лиц мужского пола в старших возрастных группах (от 40 до 80 лет) (табл. 1). Вероятность спасения мужчин старших возрастных групп по сравнению с женщинами этих же групп выше.

Таблица 1

Распределение по возрастным группам и полу спасенных в речных катастрофах (п = 172)

Возраст, лет

Пол 0-5 5-15 15- 20 20- 30 30- 40 40- 60 60- 80 Всего

Муж- Абс. 1 7 11 23 35 19 9 105

чины % 0,6 4,1 6,4 13,3 20,3 11,0 5,2 60,9

Жен- Абс. 2 3 6 19 28 7 2 67

щины % 1,2 1,7 3,5 11,1 16,3 4,1 1,2 39,1

Среди погибших мужчины составили 43,1 %, женщины 56,9 %, в том числе дети 8,5 %. Причем статистически значимо (х2 = 7,05; df = 1; р =

0,0079) преобладание среди погибших в 1,7 раза лиц женского пола в старших возрастных группах (от 30 до 80 лет). Это подтверждает большую вероятность выживания лиц женского пола младших возрастных групп в речных катастрофах (табл. 2).

Таблица 2

Распределение по возрастным группам и полу погибших в речных катастрофах (п = 269)

Возраст, лет

Пол 0-5 5-15 15- 20 20- 30 30- 40 40- 60 60- 80 Всего

Муж- Абс. 4 6 7 37** 48 9* 5 116

чины % 1,5 2,2 2,6 13,8 17,8 3,3 1,9 43,1

Жен- Абс. 5 8 14 20** 77 26* 3 153

щины % 1,9 3,0 5,2 7,4 28,6 9,7 1,1 56,9

Примечание. Различия статистически значимы при: 0,049; ** р < 0,001.

Среди повреждений у 172 спасенных во время речных катастроф на первом месте по частоте находится общее переохлаждение легкой степени - 112 (65,1 %; 95 % ДИ: 60,2-71,8) пострадавших, на втором месте изолированные, множественные и сочетанные механические травмы - 41 (23,8 %; 95 % ДИ: 15,0-26,1) человек, на третьем - комбинированные механохолодовые травмы у 13 (7,6 %; 95 % ДИ: 3,6-10,7), на четвертом - комбинированные механоожоговые повреждения у 6 (3,5 %; 95 % ДИ:

1,6 — 5,2) пострадавших.

Переохлаждения при речных катастрофах выявлены у 65,1 % от общего числа пострадавших, они носят в основном легкий характер и не успевают достигнуть среднетяжелой и тяжелой степени вследствие быстрой эвакуации людей с места катастрофы (рис. 2).

Рис. 2. Структура повреждений у спасенных (а) и погибших (б) при речных катастрофах, %

Из 41 пострадавшего с механическими травмами без выявленного переохлаждения организма у 16 (9,3 %) диагностированы изолированные, у 13 (7,6 %) множественные и у 12 (6,9 %) сочетанные травмы. Состояние расценивалось как тяжелое у 7 (4,1 %) пострадавших, средней и легкой степени тяжести - у 34 (19,8 %). Характерным для речных катастроф является отсутствие у пострадавших

б

а

переохлаждений средней и тяжелой степени благодаря близкому расстоянию до береговой черты и отсутствию длительного пребывания в холодной воде и на спасательных средствах.

Выявлены две группы повреждений у 13 спасённых с комбинированной механохолодовой травмой: тяжелая сочетанная механическая травма (ушиб головного мозга, переломы трех ребер, подкапсуль-ный разрыв селезенки, ушиб легкого, ушиб сердца) в комбинации с переохлаждением легкой степени у 3 (1,7 %) пострадавших и нетяжелая механическая травма (поверхностные раны головы, туловища и конечностей, ушибы мягких тканей, разрывы связок, переломы костей кисти и стоп) и переохлаждения легкой степени у 10 (5,8 %) человек.

Комбинированные механоожоговые повреждения, вызванные возгоранием при катастрофах горючесмазочных материалов, легковоспламеняющихся веществ, выявлены у 3,5 % от общего числа спасенных. Состояние расценивалось как тяжелое у 2 (1,2 %) пострадавших с ожогами общей площадью более 40 % тела и глубокими более 20 % поверхности тела и нетяжелыми механическими травмами. Состояние расценивалось как средней степени тяжести у 4 (2,3 %) спасенных с поверхностными ожогами площадью менее 10 % поверхности тела и нетяжелыми механическими травмами. Течение реки уносит с места катастрофы разлитое и воспламененное топливо, мазут и другие нефтепродукты, уменьшая степень воздействия открытого пламени и продуктов горения на находящихся на воде пострадавших (табл. 3).

Из 269 погибших в речных катастрофах у 184 (68,4 %; 95 % ДИ: 61,7-82,0) причиной смерти явилось утопление как основная причина наступления летальных исходов при чрезвычайных ситуациях в водной среде. Непосредственно в момент катастрофы погибли 156 (57,9 %) человек вследствие большой скорости затопления и невозможности покинуть внутренние помещения судна. В период проведения спасательной операции вследствие невозможности удержания пострадавших на поверхности воды погибли 28 (10,4 %) человек.

Таблица 3

Структура повреждений у спасенных в речных катастрофах (п = 172)

Повреждения в речных катастрофах Механические травмы (п = 41) Комбинированные механохоло-довые травмы (п = 13) Комбинированные механоожо-говые травмы (п = 6)

Изолирован- ные Множествен- ные Сочетанные Тяж. механ. Нетяж. холод. Нетяж. механ. Нетяж. холод. Тяж. ожоги Тяж. механ. Нетяж Нетяж ожоги механ.

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Грудь 3 1,7 2 1,2 1 0,6 1 0,6 2 1,2 - - 1 0,6

Живот 2 1,2 1 0,6 2 1,2 1 0,6 - - 1 0,6 - -

Конечности, таз 4 2,3 6 3,5 5 2,9 - - 4 2,3 1 0,6 1 0,6

Черепно-мозговая травма 5 2,9 3 1,7 3 1,7 1 0,6 2 1,2 - - 2 1,2

Позвоночник 2 1,2 1 0,6 1 0,6 - - 2 1,2 - - - -

Всего 16 9,3 13 7,6 12 7,0 3 1,8 10 5,9 2 1,2 4 2,4

95 % ДИ 7,1- 12,4 5,5- -8,3 4,0- -9,9 1,2- 3,6 2,4- 6,7 0,6- 3,3 1,2- -5,9

Второе место по частоте среди летальных исходов занимают механические повреждения, возникающие при тяжелых речных катастрофах с повреждением корпуса речного судна, - 46 (17,1 %) пострадавших. Тяжелые сочетанные и множественные травмы выявлены у 37 (13,7 %) погибших: тяжелые сочетанные черепно-мозговые травмы у 6 (2,2 %) человек, сочетанные травмы груди с повреждением паренхимы легких у 8 (2,9 %), живота с повреждением полых и паренхиматозных органов у 7 (2,6 %), тяжелые позвоночно-спинальные травмы у 5 (1,8 %), тяжелые сочетанные и множественные травмы конечностей и таза у 11 (4,1 %). Изолированные нетяжелые механические повреждения с основной причиной смерти утопление в воде зафиксированы у 9 (3,3 %) погибших. Смерть от тяжелых механических повреждений как основной причины зафиксирована у 32 (11,8 %) погибших, от утопления - у 14 (5,3 %).

Третье место среди причин смерти в речных катастрофах занимает комбинированная двухфакторная механохолодовая травма - 28 (10,4 %; 95 % ДИ: 5,4-16,7) человек. Данная травма возникает вследствие получения механических ударов при падении с трапов, ударов падающих и находящихся в воде предметов, сдавления в закрытых помещениях вследствие деформации корпуса и давки людей во время паники.

Комбинированная тяжелая механическая травма и нетяжелое переохлаждение наблюдались в 64,3 % случаев смерти от комбинированных травм и в 6,9 % случаев от всех летальных исходов: тяжелая черепномозговая травма у 4 (1,4 %) человек, травма груди с повреждением паренхимы легких у 5 (1,8 %), живота с повреждением полых и паренхиматозных органов у 3 (1,1 %), осложненный перелом позвоночника у 2 (0,7 %), перелом костей таза и крупных трубчатых костей у 4 (1,4 %). Комбинированные нетяжелые механические повреждения и нетяжелые переохлаждения выявлены у 10 погибших (3,7 % от общего числа погибших и 35,7 % от количества комбинированных травм). Все комбинированные травмы выявлены на фоне признаков переохлаждений легкой степени. Летальные исходы в 41,8 % случаев наступили вследствие утопления, и в 58,2 % случаев непосредственной причиной смерти являлась тяжелая механическая травма.

Комбинированная двухфакторная механоожоговая травма среди летальных исходов связана с возникновением пожаров вследствие воспламенения топлива судна при повреждении корпуса в момент катастрофы - 11 (4,1 %, 95 % ДИ: 1,2-7,6) человек. При аутопсии у 3 (1,1 %) погибших выявлены тяжелые ожоговые и тяжелые механические травмы. В 5 (1,8 %) случаев тяжелые ожоговые травмы (площадь ожогов средняя Sm = 45,5 %, площадь глубоких ожогов более 20 % поверхности тела с ожогами верхних дыхательных путей) и нетяжелые механические повреждения. Зафиксированы поверхностные ожоги (ожоги 1-11 степени Sm = 8,5 % поверхности тела) и

нетяжелые механические травмы в 3 (1,1 %) случаях. Летальные исходы вследствие утопления отмечены в этой группе пострадавших в 85,0 % случаев.

В структуре механических повреждений, комбинированных двухфакторных механохолодовых и механоожоговых травм среди спасённых в речных катастрофах доминирует нетяжелая механическая травма и нетяжёлая холодовая травма - 50 человек (29,3 %; 95 % ДИ: 22,2-41,3), а среди погибших доминирует тяжёлая механическая травма - 63 человека (23,1 %; 95 % ДИ: 19,0-36,8). Это свидетельствует о роли тяжелой механической травмы в летальных исходах у пострадавших.

В составе комбинированных повреждений среди погибших наблюдались комбинированные двухфакторные механохолодовые и механоожоговые травмы: тяжелая механическая травма, нетяжелая холодовая и ожоговая травмы составляют 9,4 % (95 % ДИ: 7,5-12,6), а среди спасённых в 5,5 раз меньше -

1,7 % (95 % ДИ: 0,8-3,3). Различия статистически значимы (х2 = 17,94; df = 1; р < 0,001). В обеих группах имеют место нетяжёлая холодовая и ожоговая травмы, но среди спасённых в комбинации с нетяжёлой механической травмой, а среди погибших - с тяжёлой механической травмой, что подтверждает влияние тяжелой механической травмы и синдрома взаимного отягощения на летальность при речных катастрофах.

Обсуждение результатов

При катастрофах речных судов возникает необходимость спасения и оказания медицинской помощи большому числу людей с переохлаждениями, множественными и сочетанными травмами, комбинированными механохолодовыми и механоожоговыми травмами.

Среди повреждений у спасенных во время речных катастроф на первом месте по частоте находится общее переохлаждение легкой степени (65,1 % пострадавших), на втором - изолированные, множественные и сочетанные механические травмы (23,8 %), на третьем - комбинированные механохолодовые травмы (7,6 %), на четвертом - комбинированные механоожоговые повреждения у (3,5 %). У погибших причиной смерти явились утопления (68,4 %), механические повреждения (17,1 %), комбинированные механохолодовые травмы (10,4 %), комбинированные механоожоговые травмы (4,1 %).

Быстрое затопление речного судна с нахождением людей в ограниченных по объему помещениях, небольшая удаленность от береговой черты, тяжелый характер катастрофы с травмированием пострадавших и последующим пребыванием в условиях низких температур значительно увеличивают число пострадавших с различными видами повреждений и увеличивают уровень летальности. Для определения доминирующего очага поражения необходимо знать особенности клинического течения каждого вида поражения в отдельности, учитывать фазы патологического процесса и тяжести поражения. Если ведущим является

механическое повреждение, то алгоритм лечебных мероприятий должен быть направлен прежде всего на борьбу с кровотечением, травматическим шоком, асфиксией. Параллельно проводится лечение последствий холодового воздействия и других экстремальных факторов внешней среды.

При внезапном развитии психотравмирующей ситуации в речных катастрофах у 84 (48,8 %) спасенных выявлены острые стрессовые психические реакции. Они развивались у пострадавших в удовлетворительном состоянии в 75 (89,2 %) случаев и в состоянии средней степени тяжести у 9 (10,8 %) пострадавших с нетяжелыми механическими, холодовыми и ожоговыми повреждениями. Острые стрессовые реакции проявлялись астеническими состояниями у 52 (30,2 %), истерическими реакциями у 5 (2,9 %) и невротическими депрессиями у 4 (2,3 %) пострадавших. У спасенных с астеническими состояниями наблюдалось угнетенное состояние, снижение настроения, подавленность, испуг. Истерические реакции протекали в виде пароксизмов плача, нервной дрожи, судорог и спазмов отдельных групп мышц, тиков. Истерические реакции у 2 (1,2 %) спасенных зафиксированы на фоне отравления угарным газом легкой степени с поверхностными ожогами 1-11 степени.

Невротические реакции с навязчивыми состояниями проявлялись в виде выраженной тревоги, страха, навязчивых опасений за судьбу близких и зафиксированы на фоне переохлаждений легкой степени. Невротические реакции по типу невротической депрессии проявлялись у пострадавших в том, что они замыкались в себе, были подавленны, плаксивы. Такие реакции выявлены в 1,2 % случаев на фоне переохлаждения легкой степени, в 2,4 % случаев - в структуре нетяжелых комбинированных механохолодовых повреждений. Острые психотические формы психогений - острые психозы имели место у 0,6 % пострадавших и проявлялись двигательным возбуждением с беспорядочностью двигательных реакций, отсутствием ориентации в обстановке, резкими вегетативно-сосудистыми нарушениями в виде тахикардии, побледнения лица и продолжительностью от нескольких минут до двух часов. После медикаментозного купирования острого психоза состояние больного стабилизировалось.

В формировании структуры повреждений при речных катастрофах влияние механического фактора является решающим у спасенных и погибших после переохлаждений и утоплений. Основные причины летальности - утопления при переохлаждениях легкой степени у 68,4 % погибших, тяжелые механические травмы - у 17,1%. Механические травмы выявлены у 23,8 % спасенных и находятся на втором месте по частоте после легких переохлаждений.

Возможные неблагоприятные погодные условия, вероятный тяжелый характер катастрофы с быстрым затоплением судна и значительными повреждениями корпуса значительно увеличивают число пострадавших с различными видами механических повреждений и увеличивают уровень летальности.

Таким образом, при оказании медицинской помощи в речных катастрофах необходимо учитывать тяжесть повреждения судна, погодные условия, количество пассажиров и экипажа, рассчитать структуру пострадавших, определить силы и средства для проведения спасательных операций и оптимизации оказания медицинской помощи на этапах эвакуации и лечения спасенных в специализированных лечебных учреждениях.

Список литературы

1. Ан А. В., Золоев Р. В. Структура производственного травматизма в России // Травматология и ортопедия России. 2007. № 3, прил. С. 127.

2. Балодис С. Чрезвычайные ситуации в нашей жизни // Гражданская защита. 2002. № 4. С. 32.

3. БарачевскийЮ. Е. Организация оказания хирургической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (вопросы хирургии катастроф) // АрхМедиКат (Архангельск). 2000. № 3. С. 10-11.

4. Вандышев А. Р. Медицина катастроф. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 384 с.

5. Жеглов В. В. Медицинское обеспечение при авариях кораблей и судов на море // Военно-медицинский журнал. 1990. № 4. С. 18-21.

6. Матвеев Р. П., Медведев Г. М., Гудков А. Б. Возрастно-половая и социальная характеристика пострадавших с политравмой в областном центре северного региона в динамике за 20 лет // Экология человека. 2006. № 1. С. 52-54.

7. Непомнящий Н. Н. 100 великих кораблекрушений. М. : Вече, 2003. 397 с.

8. Сидоров П. И., Гудков А. Б. Экология человека на Европейском Севере России // Экология человека. 2004. № 6. С. 15-21.

9. Petursolottir G., Hjoervan T., Shorrason H. Fatal accidents in the Icelandic fishing fleet 1980-2005 // Jnt. Marit. Health. 2007. Vol. 58(1-4). Р. 47-58.

10. Laursen L. H., Hansen H. L., Jensen О. С. Fatal occupational accidents in Danish fishing vessels 1989 — 2005 // Int. J. Inj. Contr. Saf. Promot. 2008. Vol. 15(2). P. 109-117.

11. Mazzei S., Fama F. Vindigni A., Villari S. A., Gioffre Florio M. A. Major emergency management in ship collusion // Ann. Ital. Chir. 2008. Vol. 79(5). P. 321-325.

References

1. An A. V., Zoloev R. V. Travmatologiya i ortopediya Rossii [Traumatology and Orthopedics of Russia]. 2007, no. 3, suppl., p. 127. [in Russian]

2. Balodis S. Grazhdanskaya zashchita [Civil protection]. 2002, no. 4, p. 32. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Barachevskii Yu. E. ArkhMediKat [ArkhMediCat. Collection]. Arkhangelsk, 2000, no. 3, pp. 10-11. [in Russian]

4. Vandyshev A. R. Meditsina katastrof [Disaster medicine]. Rostov-on-Don, 2002, 384 p. [in Russian]

5. Zheglov V. V. Voenno-meditsinskii zhurnal [Military Medical Journal]. 1990, no. 4, pp. 18-21. [in Russian]

6. Matveev R. P., Medvedev G. M., Gudkov A. B. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2006, no. 1, pp. 52-54. [in Russian]

7. Nepomnyashchii N. N. 100 velikikh korablekrushenii [100 large shipwrecks]. Moscow, 2003, 397 p. [in Russian]

8. Sidorov P. I., Gudkov A. B. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2004, no. 6, pp. 15-21. [in Russian]

9. Petursolottir G., Hjoervan T., Shorrason H. Fatal accidents in the Icelandic fishing fleet 1980-2005. Jnt. Marit Health. 2007, vol. 58(1-4), pp. 47-58.

10. Laursen L. H., Hansen H. L., Jensen O. S. Fatal occupational accidents in Danish fishing vessels 1989-2005. Int. J. Inj. Contr. Saf. Promot. 2008, vol. 15(2), pp. 109117.

11. Mazzei S., Fama F. Vindigni A., Villari S. A., Gioffre Florio M. A. Major emergency management in ship collusion. Ann. Ital. Chir. 2008, vol. 79(5), pp. 321-325.

CHARACTERISTICS OF DAMAGES IN RESCUEES AND VICTIMS IN RIVER SHIPWRECKS

Yu. N. Zakrevski, *R. P. Matveev, **V. M. Manuilov

NAVY Hospital, Severomorsk *Northern State Medical University, Arkhangelsk **Military Hospital, Moscow

The structure of traumatism and damages in 441 victims of river shipwrecks in 1983-2012 has been studied. The main

types of damages in 172 rescuees in the river shipwrecks were light supercoolings (65.1 %), isolated, multiple and concomitant mechanical traumas (23.8 %), combined mechanical-cold traumas (7.6 %), combined mechanical-burn damages (3.5 %). Among 269 victims, the reasons of the lethal outcomes were drowning (68.4 %), mechanical damages (17.1 %), combined mechanical-cold traumas (10.4 %), combined mechanical-burn traumas (4.1 %). In the structure of the mechanical damages, combined two-factor mechanical-cold and mechanical-burn traumas among the rescued persons, there dominated light mechanical traumas and light cold traumas (29.3 %), and serious mechanical traumas (23.1 %) dominated among the victims.

Keywords: sea shipwreck, river failures, combined meсhanical-cold injury, drowning

Контактная информация:

Матвеев Рудольф Павлович - доктор медицинских наук, зав. кафедрой травматологии, ортопедии и военной хирургии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.