УДК 614.81:[616-001.18:616-001.3]:613.68
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВРЕЖДЕНИЙ У СПАСЁННЫХ И ПОГИБШИХ В КАТАСТРОФАХ РЕЧНЫХ СУДОВ
© 2013 г. Ю. Н. Закревский, *Р. П. Матвеев,
**В. М. Мануйлов
1469 Военно-морской клинический госпиталь Минобороны России, г. Североморск
*Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск **3 филиал Главного военного клинического госпиталя им. акад.
Н. Н. Бурденко Минобороны России, г. Москва
К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относят аварии и катастрофы на различных видах транспорта, пожаровзрывоопасных объектах, объектах производственной и социальной инфраструктуры, обусловленные полным или частичным обрушением их внутренних или внешних конструкций [1, 4, 6]. Катастрофы и транспортные аварии в структуре техногенных чрезвычайных ситуаций составляют 47,4 % [3,
5, 7]. Рост частоты и масштабности чрезвычайных ситуаций требует проведения междисциплинарных научно-технических разработок по общим проблемам безопасности и защиты населения от аварий и катастроф природного и техногенного характера [8]. Катастрофы на речном транспорте встречаются во всех континентальных государствах, для них характерны быстрое затопление плавсредств и большое количество погибших [1, 2]. Среди наиболее тяжелых речных катастроф в нашей стране крушение теплохода «Александр Суворов» в Ульяновске (1983) и теплохода «Булгария» под Казанью (2011). Основные повреждения — механические травмы, термические и холодовые поражения, утопления [7, 10, 11]. Число погибших превышает число спасённых, доля спасённых при морских и речных катастрофах составляет по
24,0 % (с превалированием общего переохлаждения), а погибших — соответственно 41,2 и 29,4 % [5, 9].
Целью исследования явилось изучение структуры и характера повреждений с выделением их клинических форм, определение количественной и качественной характеристик изолированных, сочетанных и комбинированных травм у спасённых и погибших при катастрофах речных судов.
Методы
Материалом исследования послужил ретроспективный анализ лечения 172 пострадавших в речных катастрофах, поступавших в больницы городов Архангельска, Москвы, Казани и Ульяновска, и изучение 269 протоколов судебно-медицинских вскрытий погибших за период с 1983 по 2012 год.
Тяжесть повреждений оценивалась по шкале AIS-90 (сокращенная шкала травм пересмотра 1990 г.): 1 и 2 балла — нетяжелые травмы; 3 и 4 — тяжелые. Тяжесть сочетанных травм — по шкале ISS как сумма квадратов наибольших баллов по AIS: 17—25 баллов — нетяжелые сочетанные травмы, более 25 баллов — тяжелые. Общая оценка тяжести пострадавших с переохлаждениями проводилась по шкале APACHE II. К нетяжелой холодовой травме отнесены переохлаждения легкой и средней степени тяжести (снижение ректальной температуры до 36,0 градусов), к тяжелой — переохлаждения средней и тяжелой степени (снижение ректальной температуры до 35,9—32,0
Изучена структура травматизма и повреждений у 441 пострадавшего в катастрофах речных судов с 1983 по 2012 год. Основными видами повреждений у 172 спасенных в речных катастрофах были переохлаждения легкой степени (65,1 %), изолированные, множественные и сочетанные механические травмы (23,8 %), комбинированные механохолодовые травмы (7,6 %), комбинированные механоожоговые повреждения (3,5 %). У 269 погибших причинами смерти явились утопления (68,4 %), механические повреждения (17,1 %), комбинированные механохолодовые травмы (10,4 %), комбинированные механоожоговые травмы (4,1 %).
В структуре механических повреждений, комбинированных двухфакторных механохолодовых и механоожоговых травм спасённых в речных катастрофах доминирует нетяжелая механическая и нетяжёлая холодовая травма (29,3 %), а среди погибших - тяжёлая механическая травма (23,1 %).
Ключевые слова: морская медицина, речные катастрофы, переохлаждения, механические травмы, комбинированная механохолодовая и механоожоговая травма
и 31,9—30,0 градусов). Тяжелыми двухфакторными комбинированными повреждениями считали повреждения при наличии в категории тяжелых одного из составляющих факторов. У спасённых пострадавших диагностика повреждений проводилась по данным объективных и дополнительных методов исследований (рентгенография, УЗИ, КТ и т. д.), у погибших — по данным секционных исследований.
Количественные данные представлены в виде средней арифметической и ошибки средней арифметической. Номинальные данные представлены в виде относительных частот и их 95 % доверительных интервалов (95 % ДИ). Оценка различий среднего возраста между спасенными и погибшими выполнена с помощью двувыборочного 1-критерия Стью-дента. Для сравнения структуры полученных травм среди спасённых и погибших использован критерий хи-квадрат Пирсона (х2). Уровень статистической значимости, при котором отклонялись нулевые гипотезы, составлял менее 0,05. Статистический анализ данных проводился с использованием программного обеспечения ЕрППо (ТМ) 3.4.1. и SPSS
15.0 для Windows.
Результаты
Речные катастрофы в силу специфики и особенностей речного транспорта как техногенного комплекса имеют определенные самостоятельные факторы формирования патологических процессов у пострадавших. Основными повреждающими факторами, воздействующими на людей в речных катастрофах, являются механические удары, воздействие поступающей воды, переохлаждения при нахождении в воде, сдавления в закрытых помещениях, падения с высоты. Проведен факторный анализ весовой нагрузки различных травмирующих агентов на пострадавших в речных катастрофах. Установлена высокая информационная нагрузка факторов как с положительными коэффициентами, отражающими элементы формирования механизмов травмирования пострадавших в речных катастрофах: механические удары (0,57), падения с высоты (0,51), сдавления в закрытых помещениях (0,48), поступление воды (0,85), переохлаждение (0,36); так и с низкими коэффициентами, не оказывающими существенного влияния на механизм травмирования: воздействие пламени и высокой температуры (0,15), отравление угарным газом (0,10). С учетом механизмов формирования патологических процессов основными видами повреждений в речных катастрофах являются утопления, переохлаждения в воде, изолированные механические и комбинированные механохолодовые травмы (рис. 1).
Возраст спасённых в речных катастрофах варьировал от 8 месяцев до 66 лет и составил в среднем (28,4 ± 2,3) года. Возраст погибших — от 1 года до 78 лет, в среднем (36,7 ± 1,6) года. Средний возраст спасённых пострадавших значимо меньше среднего возраста погибших на (8,3 ± 0,87) года (1 = 2,53;
Рис. 1. Результаты факторного анализа значений элементов травмирующих механизмов у пострадавших в речных катастрофах
р < 0,01), что подтверждает более высокую вероятность спасения людей младших возрастных групп.
Среди спасенных мужчины составили (60,9 ± 1,9) %, женщины (39,1 ± 2,7) %, в том числе лица детского возраста (8,6 ± 0,5) %. Статистически значимо (х2 = 4,24; df = 1; р = 0,039) преобладание в 3 раза среди спасенных лиц мужского пола в старших возрастных группах (от 40 до 80 лет) (табл. 1). Вероятность спасения мужчин старших возрастных групп по сравнению с женщинами этих же групп выше.
Таблица 1
Распределение по возрастным группам и полу спасенных в речных катастрофах (п = 172)
Возраст, лет
Пол 0-5 5-15 15- 20 20- 30 30- 40 40- 60 60- 80 Всего
Муж- Абс. 1 7 11 23 35 19 9 105
чины % 0,6 4,1 6,4 13,3 20,3 11,0 5,2 60,9
Жен- Абс. 2 3 6 19 28 7 2 67
щины % 1,2 1,7 3,5 11,1 16,3 4,1 1,2 39,1
Среди погибших мужчины составили 43,1 %, женщины 56,9 %, в том числе дети 8,5 %. Причем статистически значимо (х2 = 7,05; df = 1; р =
0,0079) преобладание среди погибших в 1,7 раза лиц женского пола в старших возрастных группах (от 30 до 80 лет). Это подтверждает большую вероятность выживания лиц женского пола младших возрастных групп в речных катастрофах (табл. 2).
Таблица 2
Распределение по возрастным группам и полу погибших в речных катастрофах (п = 269)
Возраст, лет
Пол 0-5 5-15 15- 20 20- 30 30- 40 40- 60 60- 80 Всего
Муж- Абс. 4 6 7 37** 48 9* 5 116
чины % 1,5 2,2 2,6 13,8 17,8 3,3 1,9 43,1
Жен- Абс. 5 8 14 20** 77 26* 3 153
щины % 1,9 3,0 5,2 7,4 28,6 9,7 1,1 56,9
Примечание. Различия статистически значимы при: 0,049; ** р < 0,001.
Среди повреждений у 172 спасенных во время речных катастроф на первом месте по частоте находится общее переохлаждение легкой степени - 112 (65,1 %; 95 % ДИ: 60,2-71,8) пострадавших, на втором месте изолированные, множественные и сочетанные механические травмы - 41 (23,8 %; 95 % ДИ: 15,0-26,1) человек, на третьем - комбинированные механохолодовые травмы у 13 (7,6 %; 95 % ДИ: 3,6-10,7), на четвертом - комбинированные механоожоговые повреждения у 6 (3,5 %; 95 % ДИ:
1,6 — 5,2) пострадавших.
Переохлаждения при речных катастрофах выявлены у 65,1 % от общего числа пострадавших, они носят в основном легкий характер и не успевают достигнуть среднетяжелой и тяжелой степени вследствие быстрой эвакуации людей с места катастрофы (рис. 2).
Рис. 2. Структура повреждений у спасенных (а) и погибших (б) при речных катастрофах, %
Из 41 пострадавшего с механическими травмами без выявленного переохлаждения организма у 16 (9,3 %) диагностированы изолированные, у 13 (7,6 %) множественные и у 12 (6,9 %) сочетанные травмы. Состояние расценивалось как тяжелое у 7 (4,1 %) пострадавших, средней и легкой степени тяжести - у 34 (19,8 %). Характерным для речных катастроф является отсутствие у пострадавших
б
а
переохлаждений средней и тяжелой степени благодаря близкому расстоянию до береговой черты и отсутствию длительного пребывания в холодной воде и на спасательных средствах.
Выявлены две группы повреждений у 13 спасённых с комбинированной механохолодовой травмой: тяжелая сочетанная механическая травма (ушиб головного мозга, переломы трех ребер, подкапсуль-ный разрыв селезенки, ушиб легкого, ушиб сердца) в комбинации с переохлаждением легкой степени у 3 (1,7 %) пострадавших и нетяжелая механическая травма (поверхностные раны головы, туловища и конечностей, ушибы мягких тканей, разрывы связок, переломы костей кисти и стоп) и переохлаждения легкой степени у 10 (5,8 %) человек.
Комбинированные механоожоговые повреждения, вызванные возгоранием при катастрофах горючесмазочных материалов, легковоспламеняющихся веществ, выявлены у 3,5 % от общего числа спасенных. Состояние расценивалось как тяжелое у 2 (1,2 %) пострадавших с ожогами общей площадью более 40 % тела и глубокими более 20 % поверхности тела и нетяжелыми механическими травмами. Состояние расценивалось как средней степени тяжести у 4 (2,3 %) спасенных с поверхностными ожогами площадью менее 10 % поверхности тела и нетяжелыми механическими травмами. Течение реки уносит с места катастрофы разлитое и воспламененное топливо, мазут и другие нефтепродукты, уменьшая степень воздействия открытого пламени и продуктов горения на находящихся на воде пострадавших (табл. 3).
Из 269 погибших в речных катастрофах у 184 (68,4 %; 95 % ДИ: 61,7-82,0) причиной смерти явилось утопление как основная причина наступления летальных исходов при чрезвычайных ситуациях в водной среде. Непосредственно в момент катастрофы погибли 156 (57,9 %) человек вследствие большой скорости затопления и невозможности покинуть внутренние помещения судна. В период проведения спасательной операции вследствие невозможности удержания пострадавших на поверхности воды погибли 28 (10,4 %) человек.
Таблица 3
Структура повреждений у спасенных в речных катастрофах (п = 172)
Повреждения в речных катастрофах Механические травмы (п = 41) Комбинированные механохоло-довые травмы (п = 13) Комбинированные механоожо-говые травмы (п = 6)
Изолирован- ные Множествен- ные Сочетанные Тяж. механ. Нетяж. холод. Нетяж. механ. Нетяж. холод. Тяж. ожоги Тяж. механ. Нетяж Нетяж ожоги механ.
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Грудь 3 1,7 2 1,2 1 0,6 1 0,6 2 1,2 - - 1 0,6
Живот 2 1,2 1 0,6 2 1,2 1 0,6 - - 1 0,6 - -
Конечности, таз 4 2,3 6 3,5 5 2,9 - - 4 2,3 1 0,6 1 0,6
Черепно-мозговая травма 5 2,9 3 1,7 3 1,7 1 0,6 2 1,2 - - 2 1,2
Позвоночник 2 1,2 1 0,6 1 0,6 - - 2 1,2 - - - -
Всего 16 9,3 13 7,6 12 7,0 3 1,8 10 5,9 2 1,2 4 2,4
95 % ДИ 7,1- 12,4 5,5- -8,3 4,0- -9,9 1,2- 3,6 2,4- 6,7 0,6- 3,3 1,2- -5,9
Второе место по частоте среди летальных исходов занимают механические повреждения, возникающие при тяжелых речных катастрофах с повреждением корпуса речного судна, - 46 (17,1 %) пострадавших. Тяжелые сочетанные и множественные травмы выявлены у 37 (13,7 %) погибших: тяжелые сочетанные черепно-мозговые травмы у 6 (2,2 %) человек, сочетанные травмы груди с повреждением паренхимы легких у 8 (2,9 %), живота с повреждением полых и паренхиматозных органов у 7 (2,6 %), тяжелые позвоночно-спинальные травмы у 5 (1,8 %), тяжелые сочетанные и множественные травмы конечностей и таза у 11 (4,1 %). Изолированные нетяжелые механические повреждения с основной причиной смерти утопление в воде зафиксированы у 9 (3,3 %) погибших. Смерть от тяжелых механических повреждений как основной причины зафиксирована у 32 (11,8 %) погибших, от утопления - у 14 (5,3 %).
Третье место среди причин смерти в речных катастрофах занимает комбинированная двухфакторная механохолодовая травма - 28 (10,4 %; 95 % ДИ: 5,4-16,7) человек. Данная травма возникает вследствие получения механических ударов при падении с трапов, ударов падающих и находящихся в воде предметов, сдавления в закрытых помещениях вследствие деформации корпуса и давки людей во время паники.
Комбинированная тяжелая механическая травма и нетяжелое переохлаждение наблюдались в 64,3 % случаев смерти от комбинированных травм и в 6,9 % случаев от всех летальных исходов: тяжелая черепномозговая травма у 4 (1,4 %) человек, травма груди с повреждением паренхимы легких у 5 (1,8 %), живота с повреждением полых и паренхиматозных органов у 3 (1,1 %), осложненный перелом позвоночника у 2 (0,7 %), перелом костей таза и крупных трубчатых костей у 4 (1,4 %). Комбинированные нетяжелые механические повреждения и нетяжелые переохлаждения выявлены у 10 погибших (3,7 % от общего числа погибших и 35,7 % от количества комбинированных травм). Все комбинированные травмы выявлены на фоне признаков переохлаждений легкой степени. Летальные исходы в 41,8 % случаев наступили вследствие утопления, и в 58,2 % случаев непосредственной причиной смерти являлась тяжелая механическая травма.
Комбинированная двухфакторная механоожоговая травма среди летальных исходов связана с возникновением пожаров вследствие воспламенения топлива судна при повреждении корпуса в момент катастрофы - 11 (4,1 %, 95 % ДИ: 1,2-7,6) человек. При аутопсии у 3 (1,1 %) погибших выявлены тяжелые ожоговые и тяжелые механические травмы. В 5 (1,8 %) случаев тяжелые ожоговые травмы (площадь ожогов средняя Sm = 45,5 %, площадь глубоких ожогов более 20 % поверхности тела с ожогами верхних дыхательных путей) и нетяжелые механические повреждения. Зафиксированы поверхностные ожоги (ожоги 1-11 степени Sm = 8,5 % поверхности тела) и
нетяжелые механические травмы в 3 (1,1 %) случаях. Летальные исходы вследствие утопления отмечены в этой группе пострадавших в 85,0 % случаев.
В структуре механических повреждений, комбинированных двухфакторных механохолодовых и механоожоговых травм среди спасённых в речных катастрофах доминирует нетяжелая механическая травма и нетяжёлая холодовая травма - 50 человек (29,3 %; 95 % ДИ: 22,2-41,3), а среди погибших доминирует тяжёлая механическая травма - 63 человека (23,1 %; 95 % ДИ: 19,0-36,8). Это свидетельствует о роли тяжелой механической травмы в летальных исходах у пострадавших.
В составе комбинированных повреждений среди погибших наблюдались комбинированные двухфакторные механохолодовые и механоожоговые травмы: тяжелая механическая травма, нетяжелая холодовая и ожоговая травмы составляют 9,4 % (95 % ДИ: 7,5-12,6), а среди спасённых в 5,5 раз меньше -
1,7 % (95 % ДИ: 0,8-3,3). Различия статистически значимы (х2 = 17,94; df = 1; р < 0,001). В обеих группах имеют место нетяжёлая холодовая и ожоговая травмы, но среди спасённых в комбинации с нетяжёлой механической травмой, а среди погибших - с тяжёлой механической травмой, что подтверждает влияние тяжелой механической травмы и синдрома взаимного отягощения на летальность при речных катастрофах.
Обсуждение результатов
При катастрофах речных судов возникает необходимость спасения и оказания медицинской помощи большому числу людей с переохлаждениями, множественными и сочетанными травмами, комбинированными механохолодовыми и механоожоговыми травмами.
Среди повреждений у спасенных во время речных катастроф на первом месте по частоте находится общее переохлаждение легкой степени (65,1 % пострадавших), на втором - изолированные, множественные и сочетанные механические травмы (23,8 %), на третьем - комбинированные механохолодовые травмы (7,6 %), на четвертом - комбинированные механоожоговые повреждения у (3,5 %). У погибших причиной смерти явились утопления (68,4 %), механические повреждения (17,1 %), комбинированные механохолодовые травмы (10,4 %), комбинированные механоожоговые травмы (4,1 %).
Быстрое затопление речного судна с нахождением людей в ограниченных по объему помещениях, небольшая удаленность от береговой черты, тяжелый характер катастрофы с травмированием пострадавших и последующим пребыванием в условиях низких температур значительно увеличивают число пострадавших с различными видами повреждений и увеличивают уровень летальности. Для определения доминирующего очага поражения необходимо знать особенности клинического течения каждого вида поражения в отдельности, учитывать фазы патологического процесса и тяжести поражения. Если ведущим является
механическое повреждение, то алгоритм лечебных мероприятий должен быть направлен прежде всего на борьбу с кровотечением, травматическим шоком, асфиксией. Параллельно проводится лечение последствий холодового воздействия и других экстремальных факторов внешней среды.
При внезапном развитии психотравмирующей ситуации в речных катастрофах у 84 (48,8 %) спасенных выявлены острые стрессовые психические реакции. Они развивались у пострадавших в удовлетворительном состоянии в 75 (89,2 %) случаев и в состоянии средней степени тяжести у 9 (10,8 %) пострадавших с нетяжелыми механическими, холодовыми и ожоговыми повреждениями. Острые стрессовые реакции проявлялись астеническими состояниями у 52 (30,2 %), истерическими реакциями у 5 (2,9 %) и невротическими депрессиями у 4 (2,3 %) пострадавших. У спасенных с астеническими состояниями наблюдалось угнетенное состояние, снижение настроения, подавленность, испуг. Истерические реакции протекали в виде пароксизмов плача, нервной дрожи, судорог и спазмов отдельных групп мышц, тиков. Истерические реакции у 2 (1,2 %) спасенных зафиксированы на фоне отравления угарным газом легкой степени с поверхностными ожогами 1-11 степени.
Невротические реакции с навязчивыми состояниями проявлялись в виде выраженной тревоги, страха, навязчивых опасений за судьбу близких и зафиксированы на фоне переохлаждений легкой степени. Невротические реакции по типу невротической депрессии проявлялись у пострадавших в том, что они замыкались в себе, были подавленны, плаксивы. Такие реакции выявлены в 1,2 % случаев на фоне переохлаждения легкой степени, в 2,4 % случаев - в структуре нетяжелых комбинированных механохолодовых повреждений. Острые психотические формы психогений - острые психозы имели место у 0,6 % пострадавших и проявлялись двигательным возбуждением с беспорядочностью двигательных реакций, отсутствием ориентации в обстановке, резкими вегетативно-сосудистыми нарушениями в виде тахикардии, побледнения лица и продолжительностью от нескольких минут до двух часов. После медикаментозного купирования острого психоза состояние больного стабилизировалось.
В формировании структуры повреждений при речных катастрофах влияние механического фактора является решающим у спасенных и погибших после переохлаждений и утоплений. Основные причины летальности - утопления при переохлаждениях легкой степени у 68,4 % погибших, тяжелые механические травмы - у 17,1%. Механические травмы выявлены у 23,8 % спасенных и находятся на втором месте по частоте после легких переохлаждений.
Возможные неблагоприятные погодные условия, вероятный тяжелый характер катастрофы с быстрым затоплением судна и значительными повреждениями корпуса значительно увеличивают число пострадавших с различными видами механических повреждений и увеличивают уровень летальности.
Таким образом, при оказании медицинской помощи в речных катастрофах необходимо учитывать тяжесть повреждения судна, погодные условия, количество пассажиров и экипажа, рассчитать структуру пострадавших, определить силы и средства для проведения спасательных операций и оптимизации оказания медицинской помощи на этапах эвакуации и лечения спасенных в специализированных лечебных учреждениях.
Список литературы
1. Ан А. В., Золоев Р. В. Структура производственного травматизма в России // Травматология и ортопедия России. 2007. № 3, прил. С. 127.
2. Балодис С. Чрезвычайные ситуации в нашей жизни // Гражданская защита. 2002. № 4. С. 32.
3. БарачевскийЮ. Е. Организация оказания хирургической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (вопросы хирургии катастроф) // АрхМедиКат (Архангельск). 2000. № 3. С. 10-11.
4. Вандышев А. Р. Медицина катастроф. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 384 с.
5. Жеглов В. В. Медицинское обеспечение при авариях кораблей и судов на море // Военно-медицинский журнал. 1990. № 4. С. 18-21.
6. Матвеев Р. П., Медведев Г. М., Гудков А. Б. Возрастно-половая и социальная характеристика пострадавших с политравмой в областном центре северного региона в динамике за 20 лет // Экология человека. 2006. № 1. С. 52-54.
7. Непомнящий Н. Н. 100 великих кораблекрушений. М. : Вече, 2003. 397 с.
8. Сидоров П. И., Гудков А. Б. Экология человека на Европейском Севере России // Экология человека. 2004. № 6. С. 15-21.
9. Petursolottir G., Hjoervan T., Shorrason H. Fatal accidents in the Icelandic fishing fleet 1980-2005 // Jnt. Marit. Health. 2007. Vol. 58(1-4). Р. 47-58.
10. Laursen L. H., Hansen H. L., Jensen О. С. Fatal occupational accidents in Danish fishing vessels 1989 — 2005 // Int. J. Inj. Contr. Saf. Promot. 2008. Vol. 15(2). P. 109-117.
11. Mazzei S., Fama F. Vindigni A., Villari S. A., Gioffre Florio M. A. Major emergency management in ship collusion // Ann. Ital. Chir. 2008. Vol. 79(5). P. 321-325.
References
1. An A. V., Zoloev R. V. Travmatologiya i ortopediya Rossii [Traumatology and Orthopedics of Russia]. 2007, no. 3, suppl., p. 127. [in Russian]
2. Balodis S. Grazhdanskaya zashchita [Civil protection]. 2002, no. 4, p. 32. [in Russian]
3. Barachevskii Yu. E. ArkhMediKat [ArkhMediCat. Collection]. Arkhangelsk, 2000, no. 3, pp. 10-11. [in Russian]
4. Vandyshev A. R. Meditsina katastrof [Disaster medicine]. Rostov-on-Don, 2002, 384 p. [in Russian]
5. Zheglov V. V. Voenno-meditsinskii zhurnal [Military Medical Journal]. 1990, no. 4, pp. 18-21. [in Russian]
6. Matveev R. P., Medvedev G. M., Gudkov A. B. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2006, no. 1, pp. 52-54. [in Russian]
7. Nepomnyashchii N. N. 100 velikikh korablekrushenii [100 large shipwrecks]. Moscow, 2003, 397 p. [in Russian]
8. Sidorov P. I., Gudkov A. B. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2004, no. 6, pp. 15-21. [in Russian]
9. Petursolottir G., Hjoervan T., Shorrason H. Fatal accidents in the Icelandic fishing fleet 1980-2005. Jnt. Marit Health. 2007, vol. 58(1-4), pp. 47-58.
10. Laursen L. H., Hansen H. L., Jensen O. S. Fatal occupational accidents in Danish fishing vessels 1989-2005. Int. J. Inj. Contr. Saf. Promot. 2008, vol. 15(2), pp. 109117.
11. Mazzei S., Fama F. Vindigni A., Villari S. A., Gioffre Florio M. A. Major emergency management in ship collusion. Ann. Ital. Chir. 2008, vol. 79(5), pp. 321-325.
CHARACTERISTICS OF DAMAGES IN RESCUEES AND VICTIMS IN RIVER SHIPWRECKS
Yu. N. Zakrevski, *R. P. Matveev, **V. M. Manuilov
NAVY Hospital, Severomorsk *Northern State Medical University, Arkhangelsk **Military Hospital, Moscow
The structure of traumatism and damages in 441 victims of river shipwrecks in 1983-2012 has been studied. The main
types of damages in 172 rescuees in the river shipwrecks were light supercoolings (65.1 %), isolated, multiple and concomitant mechanical traumas (23.8 %), combined mechanical-cold traumas (7.6 %), combined mechanical-burn damages (3.5 %). Among 269 victims, the reasons of the lethal outcomes were drowning (68.4 %), mechanical damages (17.1 %), combined mechanical-cold traumas (10.4 %), combined mechanical-burn traumas (4.1 %). In the structure of the mechanical damages, combined two-factor mechanical-cold and mechanical-burn traumas among the rescued persons, there dominated light mechanical traumas and light cold traumas (29.3 %), and serious mechanical traumas (23.1 %) dominated among the victims.
Keywords: sea shipwreck, river failures, combined meсhanical-cold injury, drowning
Контактная информация:
Матвеев Рудольф Павлович - доктор медицинских наук, зав. кафедрой травматологии, ортопедии и военной хирургии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51
E-mail: [email protected]