Научная статья на тему 'Характеристика понятия «познавательная самостоятельность студентов педвуза»'

Характеристика понятия «познавательная самостоятельность студентов педвуза» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1837
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельность / познание / познавательная самостоятельность / independence / cognition / cognitive independence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамонин Евгений Александрович

Представлен анализ содержания понятий «самостоятельность», «познание». Рассмотрено видовое разнообразие понятия «самостоятельность». Выявлены основные характеристики понятия «познавательная самостоятельность» и представлено его авторское определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамонин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of the content of the concepts «independence», «cognition» is given, and a variety of kinds of the concept «independence» is highlighted. The basic characteristics of the concept «cognitive independence» are identified and its new definition suggested.

Текст научной работы на тему «Характеристика понятия «познавательная самостоятельность студентов педвуза»»

Е. А. Шамонин

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА»

Представлен анализ содержания понятий «самостоятельность», «познание». Рассмотрено видовое разнообразие понятия «самостоятельность». Выявлены основные характеристики понятия «познавательная самостоятельность» и представлено его авторское определение.

Ключевые слова: «самостоятельность», «познание», «познавательная самостоятельность» .

261

E. Shamonin

THE CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT «COGNITIVE INDEPENDENCE OF PRE-SERVICE TEACHERS»

An analysis of the content of the concepts «independence», «cognition» is given, and a variety of kinds of the concept «independence» is highlighted. The basic characteristics of the concept «cognitive independence» are identified and its new definition suggested.

Keywords: «independence», «cognition», «cognitive independence».

В условиях модернизации образования России, реализации новой компетентно-стной парадигмы образования необходимо реализовать качественно новую модель высшего образования с целью формирования базовых умений у будущих педагогов: работать с большими объемами информации, коммуникативных умений, креативности, умений к переобучению и т. д. Формирование данных умений у студентов педвуза тесным образом связано с активной поисковой деятельностью, начинающейся с познавательной самостоятельности.

Цель данной статьи — определить содержание понятия «познавательная самостоятельность», поскольку в соответствии с логикой научного исследования изучение любого психолого-педагогического феномена требует не только применения исследовательских методов, но и определения авторской позиции применительно к содержательной характеристике ключевого понятия. От этого зависит теоретическая значимость исследования.

Содержание понятия «познавательная самостоятельность» складывается из содержания ключевых понятий «самостоятельность» и «познание». В связи с этим обратимся к их анализу.

Первой составляющей исследуемого нами понятия является понятие «самостоятельность». Основы современного понимания проблемы самостоятельности заложены психологами С. Л. Рубинштейном, Е. Я. Голантом, В. Е. Сыркиной. Так, С. Л. Рубинштейн определял самостоя-

тельность как «независимость», как существенную особенность воли [12, с. 704].

Отечественной психологии свойственно понимание самостоятельности в разных ракурсах: в ракурсе качества личности, отражающего определенные способности [1, с. 292]; в ракурсе свойства личности [17, с. 558]; в ракурсе различных умений [8, с. 22]; в ракурсе собственного способа мышления и деятельности человека [5, с. 84].

Анализ исследований отечественных педагогов показал, что самостоятельность как качество или черта личности может проявляться и служить необходимым условием эффективности любой деятельности: умственной, учебной, профессиональной и других.

До настоящего времени среди педагогов не сложилось единого взгляда в определении понятия «самостоятельность». Одни из них рассматривают данное понятие как качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами [7, с 27]; или качество личности, проявляющееся в критическом отношении к явлениям жизни, видении возникающих задач, умении их ставить и находить способы их решения, мыслить, действовать инициативно, творчески, стремиться к открытию нового и упорно идти к достижению цели... [3, с. 58]. Другие — как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны [4, с. 19]; или способность человека эффективно выполнять на определенном уровне

действие или целый комплекс действий без всякой помощи со стороны, руководствуясь лишь собственным опытом [19, с. 200].

Проанализировав и сравнив трактовку понятия «самостоятельность» разными учеными, мы выделили ряд положений, на которые будем опираться в нашем исследовании:

1) в большинстве случаев исследователи рассматривают самостоятельность как качество личности;

2) данное качество может проявляться в любом виде деятельности;

3) отличительными особенностями самостоятельности как качества личности являются стремление к открытию нового и упорство в достижении цели; независимость действий и суждений; решительность; сознательность; инициативность; умение ставить новые вопросы, новые проблемы и решать их своими силами; умение ориентироваться в новой ситуации и др.

Характерные особенности содержанию понятия «самостоятельность» придает его видовая принадлежность, в связи с чем рассмотрим его видовое разнообразие. Среди ученых бытуют различные мнения относительно видов самостоятельности:

- духовная самостоятельность — подструктура сознания, продукт вершинной психологии человека [13, с. 196];

- образовательная самостоятельность, охарактеризованная как «пространственная самостоятельность, основанная на «включенном обучении», обеспечивающая свободный выбор студентом образовательной траектории и реализацию внутренней потребности интеллектуального потенциала в движении» [8, с. 22];

- поликультурная самостоятельность — способность к творчеству, к рефлексии художественных событий, умение находить нестандартные решения в новых педагогических ситуациях, осмысливать характер и ход культурных и идеологических изменений в обществе [8, с. 22];

- социальная самостоятельность, являющаяся достаточно сложным образованием и представляющая собой подвижность, изменчивость внутреннего состояния индивида по отношению к меняющейся культуре, к социальным изменениям, включающая в себя совокупность таких компонентов, как способы практического мышления, идеологические установки, ценностные ориентации личности, творческая независимость [8, с. 22];

- умственная самостоятельность — условие овладения приемами и способами умственной деятельности (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер,

A. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.);

- учебная самостоятельность — самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе детей на основе достаточно развитых навыков, умений, знаний, обобщенных способов решения задач (Н. Г. Дайри, Б. П. Есипов, П. И. Пидкаси-стый, М. Н. Скаткин и др.) [18, с. 154].

При анализе проблем организации и осуществления образовательного процесса достаточно часто используется понятие «познавательная самостоятельность». На данный вид самостоятельности указывают Л. Г. Вяткин, Е. Я. Голант, Б. П. Есипов, Л. В. Жарова, Н. В. Кухарев, И. Я. Лер-нер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин,

B. А. Балюк, Д. Б. Богоявленская, Е. Ф. Мо-5 син и многие другие.

Как видно из представленной выше классификации, одним из видов самостоятельности является познавательная самостоятельность, поэтому рассмотрим самостоятельность в контексте познания. Часто употребляемый термин «познание» неординарен с научной точки зрения, так как различные его трактовки можно встретить в словарной литературе, в философии, в психологии и в ряде других наук.

Для классической философии процесс познания — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и

неизменных законов объективной действительности (Ф. Бэкон, Г. Гегель, П. Гольбах, И. Кант, Л. А. Фейербах, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Д. Юм и др.).

В современной философии познание рассматривается как процесс, направленный на приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира (А. Г. Спиркин, Т. И. Хилл) [14; 16].

В психологии определение «познание» понимается как процесс движения мысли от незнания к знанию, бесконечный путь к познаваемому объекту [9, с. 147].

Проанализировав различные трактовки понятия «познание», можно говорить о том, что большинство ученых склонны рассматривать его как процесс, направленный на приобретение знаний. Мы, в свою очередь, согласны с данным утверждением и в своей работе будем придерживаться такого же понимания.

Далее следует сказать, что исследуемое нами понятие «познавательная самостоятельность» представляет собой качество личности, проявляющееся в ходе познания — процесса, направленного на приобретение знаний.

Логичным будет и утверждение о том, что особенности познавательной самостоятельности как качества личности (стремление к открытию нового и упорство в достижении цели; независимость действий и суждений; обладание инициативой; решительность; сознательность; инициативность; умение ставить новые вопросы, новые проблемы и решать их своими силами; умение ориентироваться в новой ситуации и др.) проявляются и в процессе познания.

Опираясь на выделенные положения, перейдем к анализу содержания понятия «познавательная самостоятельность». Раскрывая содержательные характеристики данного понятия, можно привести определения этого термина, показывающие различные позиции ученых.

Первую группу составляют исследователи, трактующие данное понятие

как свойство или качество личности (Е. Н. Громова, И. В. Калашникова, А. Г. Ку-рылев, М. И. Махмутова, Т. В. Минакова, А. В. Пятьков, М. А. Туркина, Д. А. Ха-бибулин, Т. И. Шамова и др.):

- проявляющееся в умении добывать новые знания, овладевать новыми методами познавательной и практической деятельности и использовать их на основе волевых усилий для решения любых жизненных проблем [6, с. 16];

- характеризующееся стремлением и умением учащихся без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности [15, с. 178];

- проявляющееся в готовности продвигаться в овладении новыми профессионально-педагогическими знаниями и способами действий, осуществлять проектирование содержания своего обучения [11, с. 12].

Из приведенных выше понятий видно, что в большинстве определений познавательной самостоятельности как свойства или качества личности присутствуют общие характеристики: 1) потребность приобретать новые знания из различных источников; 2) относительная независимость от внешнего влияния при решении познавательных задач; 3) стремление рационально планировать, выполнять и контролировать свою познавательную деятельность; 4) использование на основе волевых усилий способов и методов познавательной деятельности для решения любых жизненных проблем.

Далее можно выделить единичные характеристики данного понятия, предлагаемые учеными: 1) готовность осуществлять проектирование содержания своего обучения; 2) овладение методологией познавательной деятельности; 3) овладение знаниями и способами познавательной деятельности с целью дальнейшего преобразо-

вания и совершенствования окружающей действительности.

Ученые, составляющие вторую группу, характеризуют познавательную самостоятельность через умения:

- самостоятельно приобретать знания об окружающем мире, что понимается как умение управлять своей умственной деятельностью [2, с. 76];

- видеть возникающие задачи, определять в них основной вопрос и находить пути решения [10, с. 22].

Вышеприведенным определениям познавательной самостоятельности как умениям свойственны общие характеристики: 1) самостоятельно приобретать знания; 2) самостоятельно мыслить; 3) видеть задачу и пути ее решения; 4) управлять своей умственной деятельностью; 5) организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Далее можно выделить единичные характеристики: 1) ориентирование в новой ситуации; 2) нахождение своих подходов к решению задач; 3) независимость собственных суждений; 4) критический подход к суждению других; 5) выполнение на определенном уровне действия или целого комплекса действий на основе лишь собственного опыта.

Опираясь на материалы анализа приведенных выше определений познавательной самостоятельности, выделим ряд характеристик, которые, на наш взгляд, интегри-

руясь, максимально точно отражают сущность данного понятия:

1) независимость от внешнего влияния при решении познавательных задач (данное качество проявляется как в мыслях и действиях, осуществляемых в ходе познавательной деятельности, так и в собственных суждениях);

2) проявление волевых усилий для достижения целей познавательной деятельности, а в дальнейшем — для решения любых жизненных проблем;

3) умения организовывать самостоятельную познавательную деятельность — рационально планировать, выполнять и контролировать свою познавательную деятельность;

4) следующей, пожалуй, самой важной характеристикой понятия «познавательная самостоятельность», ученые видят способность (умение) находить свой подход к решению задачи.

Резюмируя выделенные выше характеристики изучаемого понятия, в своем исследовании мы понимаем познавательную самостоятельность как интегративное качество личности, позволяющее успешно организовать свою познавательную деятельность независимо от внешнего влияния, находить свой подход к решению познавательных задач с целью дальнейшего самосовершенствования и преобразования действительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богозов Н. З., Гозман И. Г., Сахаров Т. В. Психолого-педагогический словарь / Под ред. Н. Ф. Добрынина, С. Е. Совешова. Магадан, 1965.

2. Вяткин Л. Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Саратов: Изд-во СГУ, 1978.

3. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.: Просвещение, 1966.

4. Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся // Ученые записки. Казань: Изд-во Каз. гос. пед. ин-та, 1972. Вып. 102. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. С. 3-23.

5. Зиновьев С. И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.

6. Калашникова И. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин: Дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004.

У. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

8. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

9. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Прогресс, 1984.

10. Промотова Н. В. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся в обучении: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 19У1.

11. Пятьков А. В. Развитие познавательной самостоятельности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 200У.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.

13. Седов В. П. Образование и духовная самостоятельность // Философия образования. 2009. № 2 (27).

14. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2006.

15. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности: Сб. науч. ст. / Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1975.

16. Хилл Т. И. Современные теории познания / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1965.

17. Шапарь В. Б., Россоха В. Е., Шапарь О. В. Новейший психологический словарь. 3-е изд. / Под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

18. Шинтарь З. Л. Журнал «Початковая школа». Научный портал № 8 // Интеллектуальная самостоятельность младших школьников. М., 2007.

19. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.

REFERENCES

1. Bogozov N. Z. Gozman I. G., Saharov T. V. Psihologo-pedagogicheskij slovar' / Рod red. N. F. Dobrynina, S. E. Soveshova. Magadan, 1965.

2. Vjatkin L. G. Samostojatel'naja rabota uchaschihsja na uroke. Saratov: Izd-vo SGU, 1978.

3. Dajri N. G. Obuchenie istorii v starshih klassah: Poznavatel'naja aktivnost' uchaschihsja i effektivnost' obuchenija. M.: Prosveschenie, 1966.

4. Danilov M. A. Teoreticheskie osnovy obuchenija i problema vospitanija poznavatel'noj aktivnosti i sa-mostojatel'nosti uchaschihsja // Uchenye zapiski. Kazan': Izd-vo Kaz. gos. ped. in-ta, 1972. Vyp. 102. Voprosy vospitanija poznavatel'noj aktivnosti i samostojatel'nosti shkol'nikov. S. 3-23.

5. Zinov'ev S. I. Uchebnyj process v sovetskoj vysshej shkole. M.: Vysshaja shkola, 1975.

6. Kalashnikova I. V. Razvitie poznavatel'noj samostojatel'nosti studentov v processe izuchenija matemati-cheskih disciplin: Dis. ... kand. ped. nauk. Barnaul, 2004.

7. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Pedagogicheskij slovar': dlja stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. 2-e izd., M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2005.

8. PetrovskijA. V. Lichnost'. Dejatel'nost'. Kollektiv. M.: Politizdat, 1982.

9. PlatonovK. K. Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponjatij. M.: Progress, 1984.

10. Promotova N. V. Individual'nye samostojatel'nye raboty uchaschihsja v obuchenii: А-vtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1971.

11. Pjatkov A. V. Razvitie poznavatel'noj samostojatel'nosti u buduschih uchitelej informatiki v uslovijah informacionno-didakticheskoj sredy pedagogicheskogo vuza: avtoref. Dis. ... kand. ped. nauk. Majkop, 2007.

12. Rubinshtejn S. L. Osnovy obschej psihologii. M.: Uchpedgiz, 1946.

13. Sedov V. P. Obrazovanie i duhovnaja samostojatel'nost' // Filosofija obrazovanija. 2009. № 2 (27). S. 196.

14. Spirkin A. G. Filosofija: Uchebnik. M.: Gardariki, 2006.

15. Formirovanie poznavatel'noj samostojatel'nosti shkol'nikov v processe usvoenija sistemy veduschih znanij i sposobov dejatel'nosti: Sb. nauch. st. / Рod red. T. I. Shamovoj. M., 1975.

16. Hill T. I. Sovremennye teorii poznanija: per. s angl. M.: Progress, 1965.

17. Shapar' V. B., Rossoha V. E., Shapar' O. V. Novejshij psihologicheskij slovar'. 3-e izd. / Рod obsch. red. V. B. Shaparja. Rostov n/D.: Feniks, 2007.

18. Shintar' Z. L. Zhurnal «Pochatkovaja shkola». Nauchnyj portal № 8 // Intellektual'naja samostojatel'nost' mladshih shkol'nikov. M., 2007.

19. Jucjavichene P. A. Teorija i praktika modul'nogo obuchenija. Kaunas: Shviesa, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.