Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

дрять современные методы анализа, применять менее токсичные соединения и уделять особое внимание новым препаратам, поступившим на рынок России из других стран.

Литература

1. Вышемирский Ф. А., Каринина А. Л. Обзор информ. Агро-НИИТЭММП. - М„ 1990.

2. Гигиена труда и промышленная санитария в производствах пестицидов / Под ред. С. И. Ашбсля. — М., 1973.

3. Евстафьев С. В., Башкин В. Н., Ортшский Л. Б.. Васильева Г. К. // Гиг. и сан. - 1994. - № 2. - С. 45-48.

4. Кучак Ю. А., Волощенко 3. Л., Иванова Л. Н., Болотный А. В. И Вопр. питания. - 1993. - № 6. - С. 27-30.

5. Мельников Н. Н. Пестициды. Химия, технология и применение. — М.. 1987.

6. Молочников В. В.. Мочалов В. И. // Научная конф. молодых ученых ВНИМИ: Материалы. — М., 1969.

7. Молочников В. В., Шумкова И. А. Остатки пестицидов в молочных и мясных продуктах и методы их определения. - М„ 1975.

8. Селиванова Л. В. // Вопр. питания. — 1993. — № 6. — С. 6-12.

9. Софыша Л. И., Колычева С. С., Заря Н. Ю., Арончик А. А. Ц Там же. — С. 36—37.

10. Шамшурин А. А., Кример М. 3. Физико-химические свойства пестицидов: Справочник. — М., 1976.

11. Miller P. R. И Agr. Chcm. - 1970. - Vol. 25. N 12. -P. 16-17.

12. Milton A.. Masumoto N. // Anal. Meth. Pestic. Plant Growth Regnl. - 1986. - Vol. 15. - P. 161-200.

Поступила 22.04.97

Summary. Coming into the milk and dairy products from animals, pesticides exert a high effect on human health. Depending on the fatness of dairy products and a process, the levels of pesticide residues vary greatly. Toxic agents and their metabolic products are most completely removed by vacuum deodorization. Monitoring the levels of pesticides in the milk and dairy products requires introduction of new methods for determining toxic agents and use of well-studied and less toxic compounds.

® О. H. ДОБРЯКОВА. 199S УДК 613.2-057.87

О. Н. Добрякова

ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербургский НИИ физической культуры

Изучение фактического питания учащихся спортивных классов в школах Санкт-Петербурга необходимо для количественной и качественной оценки рационов питания в современных экономических условиях, когда существенно изменилась структура питания населения в России [11.

Учащихся спортивных классов необходимо рассматривать как особую группу — группу юных спортсменов. С одной стороны, они находятся в периоде усиленного роста организма, треующего большого количества полноценного белка и мик-ронугриентов, а с другой — интенсивно занимаются физическими упражнениями, для чего необходимо достаточное количество энергии, получаемое прежде всего за счет углеводов. Неполноценное питание данной категории учащихся может повлечь за собой ряд серьезных нарушений в развитии внутренних органов и нервной системы, снижение резистентности по отношению к инфекционным заболеваниям; сказаться на умственном развитии [6].

Цель данного исследования — гигиеническая оценка фактического питания 15—17-летних школьников, обучающихся в спортивных классах в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга и его оптимизация путем внесения корректив в основной продуктовый набор.

Оценку фактического питания проводили ан-кетно-опросным методом при опросе каждого учащегося. Количество пищи во время интервью оценивали с помощью альбомов с фотографиями различных по размеру порций блюд и продуктов. Количество жидких, сыпучих, а также других продуктов оценивали по бытовым мерам массы и объема пищи (стакан, чашки, ложки, тарелки и др.) с последующим переводом в граммы или миллилитры. Использовали также справочную таблицу массы стандартных торговых порций,

штук или упаковок продуктов питания. Расчет нутриентного состава среднесуточного рациона питания проводили по компьютерной программе, которая содержала базу данных о химическом составе более 300 продуктов и блюд. Компьютерная база данных о составе продуктов и блюд создана на основе таблиц химического состава пищевых продуктов |7]. Расчет нутриентного состава индивидуального суточного пищевого потребления проводили с учетом потерь нутриентов при холодной и тепловой кулинарной обработке продуктов. Таким образом, были определены основные нормируемые величины и соотношения, характеризующие структуру фактического питания. Среднесуточные энергозатраты учащихся определяли на основании хронометража отдельных видов деятельности с использованием общепринятых энергетических эквивалентов [3]. Собранный материал математически обработан с помощью общепринятых методов медицинской статистики [4].

Из табл. 1 видно, что антропометрические характеристики юношей несколько выше, чем девушек, по росту и массе тела. Результаты исследований энергетического обмена показали, что энергетические затраты юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом, и составляют 34—38% от общего расхода энергии за сутки. При этом следует учитывать, что спортивную деятельность характеризуют ин-

Таблица 1

Характеристика учащихся спортивных классов (Санкт-Петербург, 1996—1997 гг.) (М ± т)

Показатель

Девушки

Юноши

Возраст, годы Рост, см Масса тела, кг

16,4 ± 0,5 172,8 ± 5,4 61,2 ± 3,8

16.2 ± 0,5 179,6 ± 4.2

64.3 ± 5,9

Ч ~37 У

Таблица 2

Потребление энергии и основных пищевых веществ учащимися спортивных классов (М ± т)

Ингредиент Девушки Юношн

Энергетическая цен-

ность, ккал 2422,1 + 87,2 3563,4 ± 112,2

Белки, г 78,6 + 7,2 118,5 + 11,0

В том числе животного

происхождения, г 51,2 + 4,8 80,1 ± 8,4

Белки, ккал 312,4 + 21,1 472,1 ± 24,8

Жиры, г 96,1 ± 7,8 145,2 ± 17,0

В том числе раститель-

ного происхождения, г 33,5 + 6.5 28,0 + 7,6

Жиры, ккал 846,7 ± 38,4 1305,2 ± 40,2

Углеводы, г 282,3 + 41,2 417,5 + 66,7

В том числе простые, г 183,4 + 26,3 175,5 + 28,4

Углеводы, ккал 1128,3 + 42,5 1668,2 + 59.8

тенсивность и неравномерность энергозатрат, часто сочетающихся с нервно-психическими нагрузками, которые могут существенно увеличивать их величину. Проведенные расчеты позволили установить потребность в энергии, составляющую в среднем 3056 ± 78 ккал/сут для девушек и 3763 ± 86 ккал/сут для юношей.

Выполненные исследования по оценке фактического питания показали, что рационы школьников, обучающихся в спортивных классах, характеризуются пониженной энергетической ценностью с дефицитом 6% у юношей и 18% у девушек. Содержание белка в рационах подростков несколько занижено — 78% у девушек и 91% у юношей от рекомендуемых величин [5]. Количество белка животного происхождения в целом удовлетворительное (табл. 2).

К особенностям данного анализа фактического питания юных спортсменов следует отнести существенный дефицит углеводов, обеспеченность ими рациона составила 62% у девушек и 79% у юношей. Отмечается также нарушение в распределении углеводов между полисахарами и легкоусвояемыми. На долю последних в сумме углеводов приходится до 65% у девушек и 42% у юношей. Это особенно настораживает, поскольку углеводный обмен подростков характеризуется высокой интенсивностью, но в отличие от организма взрослого человека организм ребенка не обладает способностью к быстрой мобилизации внутренних углеводных ресурсов и поддержанию необходимой интенсивности углеводного обмена при выполнении физической работы. В связи с этим юным спортсменам рекомендуется основную массу углеводов — 65—70% (от общего количества) вводить с пищей в виде полисахаридов (крахмал) [1, 2, 5, 6].

Потребление жира, выраженное как процент общей калорийности, составило 38—41% и значительно превышало рекомендуемые нормы. Характерно, что этот же недостаток в структуре питания юных спортсменов отмечался НИИ физической культуры 20 лет назад при анализе организованного питания в школе-интернате спортивного профиля № 1 [6]. На излишек в использовании жира при приготовлении пищи не только для юных спортсменов, но и для других профессио-

нальных групп населения России на протяжении многих лет указывают специалисты по питанию [1, 6], но реальных изменений, к сожалению, не происходит. Если посмотреть, как это отражается на формуле сбалансированного питания (15/25/ 60) для данного контингента, то можно видеть, что распределение между белками, жирами и углеводами составило 14/40/46, т. е. идет увеличение количества жиров за счет снижения количества углеводов. Это типичная ошибка, наблюдаемая и при анализе организованного питания спортсменов [5, 6|. Удельный вес растительных жиров составил 35% у девушек и 19% у юношей.

Обеспеченность отдельными витаминами учащихся составила: А — 64%; В, — 74%; В2 — 58% от необходимого количества. Среди минеральных веществ отмечается дефицит кальция и фосфора при соотношении 1:2,5.

Необходимо отметить некоторые отрицательные моменты в фактическом питании учащихся спортивных классов — молока и кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, крупяных изделий, а также излишнее потребление мясных субпродуктов, сахара и кондитерских изделий. Избыточное количество жиров и простых углеводов приводит к недостатку большинства витаминов, отдельных минеральных элементов, а пишевой статус при таком рационе не является оптимальным и сбалансированным. Кроме того, систематическое употребление большого количества легкоусвояемых углеводов может привести к истощению (З-клеток поджелудочной железы и развитию сахарного диабета 2-го типа.

Проведенные исследования показали, что питание учащихся спортивных классов в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга имеет существенно отклонение от норм, рекомендованных Институтом питания РАМН для данной возрастной группы подростков при выполнении интенсивных физических нагрузок. Это положение послужило основанием для разработки рациона питания учащихся в соответствии с энерготратами и характером выполняемых физических нагрузок. Были разработаны методические рекомендации, изменяющие структуру питания и приводящие ее в соответствие с основами рационального питания, рекомендованного специалистами Института питания РАМН в современных экономических условиях.

Л итература

1. Волгарев М. Н., Батурин А. К., Гаппаров М. М. // Вопр. питания. — 1996. — № 2. — С. 3—6.

2. Лифлянский В. Г., Закревский В. В., Андропова М. Н. Лечебные свойства пищевых продуктов. — М., 1996.

3. Нормы физиологических потребностей пищевых веществ и энергии для различных групп населения СССР (Утверждены МЗ СССР 28.05.1991, № 5786). - М„ 1991.

4. Ноткин Е. Л Статистика в гигиенических исследованиях. - М„ 1965.

5. Питание для спортсменов // Легкая атлетика. — 1996. — № 11. - С. 16-18.

6. Рогозкин В. А., Пшендин А. И., Шшиина Н. Н. Питание спортсменов. — М., 1989.

7. Скурихин И. М., Волгарев М. Н. Таблицы энергетического состава и энергетической ценности пищевых продуктов, кулинарных изделий и блюд. — М., 1994.

Поступила 21.05.97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.