УДК 656.1:334
ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В. И. Белых, канд. техн. наук, доц., А. В. Кузьмин, аспирант Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. Выполнен анализ деятельности предприятий автомобильного транспорта в г. Омске и Омской области, определены тенденции развития отрасли и интенсивности конкуренции.
Ключевые слова: Характеристика рынка автотранспортных услуг, предприятия автомобильного транспорта, тенденции развития парка подвижного состава.
Введение
Грузовой автомобильный транспорт в г. Омске представляет собой динамичную, но слабо организованную инфраструктуру. Автотранспортные предприятия, представленные в Омском регионе, напрямую зависят от отрасли, на которой они специализируются. Ряд производственных предприятий обладают собственным парком. Автомобильную транспортную сеть области в 2007 году составляли 9811 километров автомобильных дорог с твердым покрытием [3].
Характеристика
Омского рынка грузоперевозок
В Омской области в 2007 году осуществляли деятельность 74 крупные и средние транспортные организации и 212 малых организаций с общей численностью работников 46,0 тыс. человек. По итогам финансовохозяйственной деятельности за 2007 год в организациях автомобильного транспорта было сосредоточено 17,2 процента основных производственных фондов и занято 7,2 процента общей численности работников организаций области.
Финансовый результат деятельности организаций транспорта за 2007 год достиг 18,6 млрд. рублей, что на 23,6 процента ниже уровня 2006 года.
Объем перевозок грузов транспортом области в 2007 году составлял 94,5 млн. тонн и увеличился по сравнению с 2006 годом на 3,3 процента. Транспортными организациями перевезено 67,7 млн. тонн коммерческих грузов, что на 5,8 процента превышало уровень 2006 года. По объему перевозок грузов транспортными организациями Омская область в 2007 году занимала третье место в Сибирском федеральном округе. Объем перевозок пассажиров по области в 2006 году достиг 462,3 млн.
человек и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,1 млн. человек.
Организациями автомобильного транспорта и предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, в 2007 году, по оценке Омскстата, перевезено 4,8 млн. тонн грузов, что на 4,2 процента больше, чем в 2006 году. Во внутригородском и пригородном сообщениях осуществлялось 91,3 процента общего объема перевозок грузов, в междугородном сообщении - 8,7 процента.
В 2007 году на территории Омской области по перевозке грузов ведущее место занимали следующие автотранспортные предприятия: ОАО «ТранКК», ОАО «Апрес», ОАО «ОПОГАТ-2», ОАО «ГАТП-6».
В общем объеме пассажирских перевозок по сравнению с 2007 годом наблюдалось увеличение доли перевозок пассажиров автомобильным транспортом (с 76,2% до 79,1%) и снижение ее на электрическом транспорте (с 21,3% до 18,3%).
В Омской области на 1 января 2008 года насчитывалось в собственности юридических и физических лиц 438,1 тыс. автомобилей различных типов и модификаций, из них в собственности физических лиц - 372,6 тыс. автомобилей. Парк автомобилей за 2007 год увеличился на 30,6 тыс. ед., из них в собственности физических лиц - на 27,5 тыс. ед.
В течение 2007 года наблюдалось увеличение числа автотранспортных средств общего пользования. Число автобусов увеличилось на 11,1 процента, грузовых автомобилей - на 22,2 процента. В автотранспортных организациях области со сроком службы более 8 лет в 2007 году эксплуатировалось 70,7 процента общего числа грузовых автомобилей и 49,7 процента общего числа автобусов.
Техническое состояние многих транспортных средств подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая, также значительная, приближается к этому сроку. Результаты обследования автотранспортных предприятий и данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1 - Структура парка подвижного
состава на 2007 год
Наименование предприятия Количество подвижного состава, ед.
ДУП «Транс ПП» 120
АТП ООО «Завод СК» 137
ЗАО «УМСР № 6» 60
ОАО «Тран КК» 243
ООО «Транспортная компания АК 1253» 34
АТП ПО им. Козицкого 27
ОАО ОПОГАТ - 2 74
ОАО «УТиМ» 221
АПП ОАО «ОНПС» 134
Таблица 2 - Коммерческие перевозки грузов,
осуществляемые физическими лицами
Наименование показателя Ед. изм. Годы
2005 2006 2007
Перевезено грузов в Омске и Омской области тыс.т. 281 316 321
Перевезено грузов в Омске и Омской области млн. ткм 221 285 331
Наиболее перспективными рынками оказания услуг по перевозке грузов является рынок строительной и сельскохозяйственной продукции. Данные по стройиндустрии дают основания полагать, что данный рынок развивается быстрыми темпами. В секторе сельскохозяйственной продукции наблюдается спад производства.
Производство сборных железобетонных конструкций имеет явную тенденцию к росту. С 2005 по 2007 год сегмент рынка вырос на 17,8%. Значительную часть сегмента строительного рынка представляет производство кирпича различных модификаций. Начиная с 1999 года рынок имеет тенденцию к росту. С
2005 по 2007 год рост составил 43,9%. Сегмент рынка пористых заполнителей в 2007 году достиг пика за 12 лет. С 2005 по 2007 год рост составил 50,8%.
Рост производства строительных материалов оказывает непосредственное влияние на пополнение основных производственных фондов. Необходимо отметить, что основные фонды в строительной сфере выросли с 2005 по 2006 на 24,4% и составили 4180,9 млн. руб. по строительному рынку г. Омска и области. Инвестиции в строительстве в 2006 году составили 683 млн. руб. Если предприятия выйдут на рынок IPO, то инвестиции в этот сектор могут значительно возрасти. Однако получение крупных инвестиций может быть предложено только предприятиям с открытой и прозрачной системой управления, а также открыто публикующим свои финансовые показатели. На сегодня на Омском рынке автотранспортных услуг таких предприятий практически не существует.
Рынок сельскохозяйственной продукции характеризуется разрозненностью, общим экономическим спадом. Если рассматривать применение транспортировки, то она может стать затратной. Так как систематизации общих процессов происходящих на рынке не наблюдается. Имеется тенденция к понижению производства. Тенденции рынка представлены на рисунках 1, 2. Однако эта сфера деятельности имеет социальное значение для Омского региона. Для роста производства необходимо переоснащение инфраструктуры по производству сельскохозяйственной продукции. Если такие изменения окажутся возможными, то появится необходимость в специализированном подвижном составе, способным сохранять скоропортящуюся сельскохозяйственную продукцию. Однако приоритетным направлением в развитии грузоперевозок в этой отрасли является снижение себестоимости автотранспортных услуг. Данная задача должна решаться на региональном уровне [1].
Рынок автотранспортных услуг на рынке нефтепродуктов имеет стабильный рост 7 -11%. Данный рынок является более закрытым по отношению к остальным секторам рынка. Оказание услуг осуществляется небольшим количеством предприятий, обладающих специализированным подвижным составом [2].
Таким образом, наиболее перспективным рынком является сфера оказания автотранспортных услуг в строительной отрасли. Рост рынка за 2005-2007 г.г. составлял в среднем 40-50%. Однако, в 2008 году строительный рынок находится в стадии стагнации. Это свя-
зано с тем, что продажи жилых площадей сократились. Рост колеблется в районе 1-2% или имеет тенденцию к снижению, что наблюдалось в августе 2008 года. Однако рынок нежилых объектов недвижимости находится в фазе роста, следовательно, возможна переориентация грузового транспорта, на эти объекты.
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 1. Производство зерна за 2001-2007 год по Омской области
500
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 2. Производство молока за 2001-2007 год по Омской области
Выводы
Омский рынок автотранспортных услуг имеет одно привлекательные направление: а именно сферу оказания транспортных услуг в
строительстве. Данный рынок динамично развивался в течение последних четырех лет. Каждый год прирост этого рынка составлял около 40%. Инвестиции средств в данную сферу является приоритетным, что предоставляет бизнесу широкий выбор инструментов для его развития. К основным, наиболее часто приобретаемым средствам, относится специализированный подвижной состав для перевозки строительных конструкций и стройматериалов. Появляется необходимость в построении логистических систем по перевозке строительных грузов. Также, в виду низкой амортизации основных средств, наблюдается старение парка подвижного состава у ряда предприятий.
Библиографический список
1. Абалонин С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. - 172с.
2. Корчагин В.А. Маркетинг на автотранспорте, Липецк, 1997. - 228 с.
3. Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. - М.: Издательство «Познавательная книга». - 1999. - 592 с.
The characteristic of the Omsk market of
transportation enterprises and prospects of development
V.I. Belykh, A.K. Kuzmin
Investment made by Omsk transportation enterprises enable them to increase the rolling stock. The specialized park of vehicles is necessary for achievement of competitive advantage in the certain branches.
Статья поступила 19.09.08г.