Generalization of level of project management as professional work is made.
Keywords: project, project-oriented management, professional work of project management experts.
Bibliographic list
1. Katunina I. V. System-synergetic concept of organizational development // Management in Russia and abroad - 2009. - №5. -P. 10-17.
2. Mathematical Foundations of Project Management: Training. Manual / Barkalov S. A., Voropayev V. I., Sekletova G. I., and others, ed. Burkova V. N. M. - High. Sch., 2005. - 423 p.
3. Pertsev D.V., Pertseva E.J. Typology of corporate internal development projects // Russian Journal of Project Management. - 2012 - № 1- P. 31-36.
4. Smelik R. G. The efficiency of labor in the state monopoly // Economics - 2007 - № 36.- P. 321-324.
5. Stuken T. J. Differentiation of regional labor markets and its impact on population policy//Bulletin of Omsk university. Series "Economy"- 2010- № 4.-P. 94-97.
Апенько Светлана Николаевна - доктор экономических наук, профессор. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, экономический факультет, кафедра «Инновационное и проектное управление» заведующая кафедрой «Инновационное и проектное управление». Основные направления научной деятельности: управление проектами, организационное развитие и поведение, оценка и мотивация персонала. Общее количество опубликованных работ: 165. e-mail: apenkosn@yandex. ru.
УДК 625.7
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ
В. В. Бирюков
Аннотация. Дана характеристика состояния и сложившихся тенденций развития автомобильно-дорожного комплекса Омской области, отмечены возникающие при этом проблемы, рассмотрены особенности и приоритетные направления его модернизации.
Ключевые слова: автомобильно-дорожный комплекс, модернизация, инновации, Омская область.
Введение
Происходящие в последние десятилетия стремительные институциональные и научно-технические перемены обусловливают формирование особого места автотранспортного комплекса в жизни общества, он не только приобретает решающее значение как основа и катализатор социально-экономических изменений, но и скрепляя в пространственно-временном континууме хозяйственные связи, порождает их новое качество, меняя структуризацию экономики и иерархию ее компонентов. Взаимодействуя с другими подсистемами экономики автомобильно-дорожный комплекс может замедлить или ускорять ее развитие в целом, отставая в своей динамике от других подсистем или опережая их [3].
Транспортный комплекс Омской области в настоящее время включает в себя все виды транспорта; автомобильный транспорт выполняет особую роль, оказывая существенное влияние на формирование траектории социально-экономического развития области. В современных условиях в автотранспортном комплексе региона складываются весьма противоречивые процессы, в связи с этим
возникает настоятельная потребность анализа сложившихся тенденций, определения приоритетных направлений и механизмов его модернизации.
Основная часть
В грузоперевозках области автомобильный транспорт занимает ведущую роль, хотя в совокупном грузообороте доминирует железнодорожный и трубопроводный транспорт. В последнее время роль автомобильного транспорта все более возрастает, это связано с доставкой грузов без дополнительных затрат на перегрузку. Автомобильный транспорт принял на себя мелкопартийные перевозки высокоценных и скоропортящихся грузов на расстоянии до 2000 км, а также значительную долю перевозок на среднее расстояния 500-1000 км.
Противоречивые социально-
экономические изменения, происходящие на протяжении последних двух десятилетий, оказали существенное влияние на работу транспортного комплекса области и автотранспорта (таблица). В условиях рыночных реформ и продолжительного экономического кризиса в 1990-е годы произошло значительное сниже-
ние показателей работы автотранспорта, в последние годы наблюдается позитивные изменения в автотранспортном комплексе области, однако в целом показатели его работы остаются невысокими. Так, за 1990-2000 гг. объем грузов, привезенных автотранспортом общего пользования, сократился с 155,4 млн. т. до 26,6 млн. т. или на 82,9 %, грузооборот -
с 5,9 до 0,9 млрд. т. км или на 84,3%. За эти годы значительно изменилось транспортное обслуживание населения. Так, за 1990-2000 гг. перевозки пассажиров автобусами сократились с 548,4 до 314,6 млн. чел. Или на 42,7 %, пассажирооборот - с 5,7 до 2,5 млрд. пасс.-км или 56,2 %.
Таблица - Основные показатели автотранспорта [4]
1990 1995 2000 2009 2010 2011
Автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования), км 8778 11418 11398 12242 11954 11914
Перевезено грузов автомобильным транспортом,(включая ведомственный), млн. тонн 155,4 72,0 26,6 23,6 25,2 29,1
Грузооборот автомобильного (включая ведомственный) транспорта, млрд. т. км 5,9 4,3 0,9 0,8 1,0 1 ,2
Перевезено пассажиров автобусным Транспортом общего пользования, всего, млн. человек 548,4 366,6 314,6 322,2 290,5 271,5
Пассажирооборот автобусного3 транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-км 5,7 3,6 2,5 2,3 2,0 1,9
Наличие транспортных средств (на конец года, штук)3
Грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны), всего 44588 49062 43800 56065 52583 53686
из них:
общего пользования 6478 5440 1885 1031 6314 5224
в собственности граждан 40 10287 22327 45246 42418 44205
Пассажирские автотранспортные средства
автобусы общего пользования 2885 2295 1552 1736 15964 15934
легковые автомобили, всего 128898 187051 275022 392668 419794 451183
из них
в собственности граждан 124499 179120 269144 382506 409787 441326
Численность пострадавших в происшествиях с транспортными средствами (человек)
погибло:
пострадало в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах 292 239 240 277
из них по вине водителей транспортных средств:
индивидуальных владельцев 179 170 161 199
организаций 67 11 15 20
ранено:
пострадало в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах 3312 3777 3537 3942
индивидуальных владельцев 1840 2681 2587 2980
организаций 561 166 366 426
Выбросы загрязнений веществ в атмосферный воздух, тыс. тонн:
от автотранспорта | ... | 140,3 | 327,5 | 303,0 | 197,0 | 213,7
1
С 2006 года включая дороги местного значения.
2С 2001 года включая пассажиров, перевезенных автобусами, находившимися в собственв-сти физических лиц, привлеченных к работе на маршрутах общего пользования.
3 Без субъектов малого предпринимательства.
4 Эксплуатационные автомобили_
В прошедшем десятилетии ситуация стала улучшаться. Так, за 2000-2011 гг. протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием выросла с 11,4 до 11,9 тыс. км или на 4,4% (хотя в 1990-2000гг. рост составил 29,5 %); перевозки грузов автотранспортом увеличились с 26,6 до 29,1 млн. т. или на 9,1 %, грузооборот - с 0,9 до 1,1 млрд. т. км или на 22,2 %. Вместе с тем наблюдается снижение объема перевозок пассажиров автобусами - с 314,6 до 271,5 млн. чел. Или на 13,7 %, а также пассажирооборота автобусного транспорта - с 2,5 до 1,9 млрд. пасс.- км или на 14,0 %. Происходящие процессы автомобилизации приводят к росту количества грузовых и легковых автомобилей, основная часть которых находится в собственности физических лиц. За 2000-2011 гг. количество грузовых автомобилей увеличилось на 22,6 %, в том числе в собственности граждан - на 98,2 % (без субъектов малого предпринимательства). В настоящее время 98 % легковых автомобилей находятся в собственности граждан, их численность за 2000-2011 гг. возросла на 63,9%, а в расчете на 1000 чел. - со 127до 223 автомобилей или в 1,8 раза.
Несмотря на положительную динамику отдельных параметров в развитии автотранспортного комплекса сохранился целый ряд сложных проблем. Парк автотранспорта имеет высокий средний возраст и несовершенную структуру. Степень износа основных фондов автомобильного транспорта превышает 50% , две трети грузовых автомобилей крупных и средних предприятий и треть автобусов эксплуатируются более 10 лет. Неудовлетворительным является состояние и уровень развития дорожной сети, 44,4 % автомобильных дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям; сложился значительный дефицит дорог, соединяющих районные центры и межрегиональные перевозки, а также объездных дорог; улично-дорожная сеть г. Омска требует крупных затрат для проведения работ по реконструкции, капитальным и текущим ремонтам; большая часть мостов не соответствуют возрастающим нагрузкам автотранспорта, низким остается уровень оснащения современной строительной и эксплуатационной техникой организаций дорожного хозяйства, износ от 30 до 75% дорожно-строительной техники составляет 100 %. Неудовлетворительное состояние автомобильно-дорожного комплекса приводит к значительным потерям времени пребывания в пути, высокому уровню аварийности на автомобильном транспорте и загрязнению окружающей среды.
При этом в последние годы наблюдается рост количества дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших лиц. За 2000-2011 гг. число погибших в них увеличилось с 239 до 277 человек или на 4,4 %, примерно две трети пострадало на автомобильных дорогах и улицах по вине водителей индивидуальных транспортных средств. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта составляет примерно половину от всех выбросов и в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились с 197,0 до 213,7 тыс. тонн или на 8,5 %. Сократилось количество транспортных средств, осуществляющих социально-значимые пассажирские перевозки на территории области. Действующих в г. Омске аэропорт не имеет перспектив развития из-за его расположения в городской черте и ограниченных возможностей по приему и обслуживанию воздушных судов. В связи с увеличением автотранспортного парка в регионе и неудовлетворительным состоянием автодорог возникла избыточная грузо- и пассажиронапряженность дорожной сети. Расширение рынка транспортных услуг и многократное увеличение количества автоперевозчиков различных форм собственности привели к обострению проблемы государственного регулирования перевозок, проведения единой экономической и технической политики на автомобильном транспорте.
В соответствие с долгосрочной целевой Программой Омской области «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области (2010-2025 годы)», Правительство Омской области определило приоритетные направления развития дорожного хозяйства на будущее: строительство 109,95 км автомобильных дорог, реконструкция 352,1 км автомобильных дорог; увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием с 68,9 до 73,4 % от общей протяженности автомобильных дорог; снижение к 2015 году доли автомобильных дорог с твердым покрытием, не отвечающих нормативным требованиям, с 77,6 до 71,0 %, к 2025 году до 60 %, приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог к нормативному уровню до 40 % от их общей протяженности; обеспечение 150 населенных пунктов круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
В результате либерализации на автотранспорте в наибольшей степени по сравнению с другими видами транспорта сформировалась конкурентная среда, обусловливающая необходимость использования новых
подходов в управлении автотранспортными предприятиями [1]. Вместе с тем в результате несовершенства методов налогообложения и регулирования деятельности автоперевозчиков большая их часть «ушла» в теневой рынок. Необходимо с учетом зарубежного опыта создать такие механизмы экономического регулирования, которые с помощью различных инструментов-налогов, сборов, платежей, лицензирования и др. - не позволяли проникать на рынок неквалифицированных перевозчиков и стимулировали формирование конкурентоспособных автотранспортных компаний.
Весьма актуальные являются вопросы активного использования передовых технологий в строительстве автомобильных дорог и снижения больших затрат на их строительство и эксплуатацию. Росту стоимости способствует использование устаревших нормативов; в эту стоимости входят также и расходы на выкуп земли, выплату компенсаций, перекладка коммуникаций и т.д. Необходимо пересмотр нормативно-правовой базы на всех этапах сооружения дороги, совершенствование методики определения стоимости строительства и механизмов контроля за качеством выполнения работ по строительству и ремонту.
Реализация стратегических приоритетов социально-экономического развития Омской области предполагает повышение качества жизни населения и формирование устойчивого демографического роста за счет придания экономике области инновационного качества и конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности. Развитие конкурентных преимуществ региона требует задействования именно совокупности всех потенциальных точек ее роста, которыми в комплексе не обладает ни один из других регионов на востоке страны. Принимая во внимание необходимость учета взаимосвязанности и взаимодополнительности всех потенциальных источников инновационного развития Омской области требуется модернизацию автомобильно-дорожного комплексов проводить по следующим направлениям, осуществление которых способна генерировать мощный импульс социально-экономическому развитию, существенному росту инвестиционной, деловой и социальной привлекательности на региона.
В целях достижения стратегически значимых результатов важно реализовать проекты и программы, направленные на решение следующих задач:
1. Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог и мостов
• разработка и внедрение высокоэффективных технологий, позволяющих использовать материалы и отходы промышленности для снижения стоимости дорожных конструкций и решения вопросов экологии;
• внедрение результатов исследований и разработок по повышению качества битумов и асфальтобетонов, выпускаемых в Омске;
• внедрение инновационных технологий армирования асфальтобетонных покрытий геосинтетическими материалами;
• разработка конструктивно-технологических решений при сооружении дорожного полотна для разных грунтово-геологических условий Омской области, подготовка альбома типовых конструкций дорожных одежд различных категорий дорог с разным составом транспортных потоков и грун-тово-гидрологическими условиями;
• использование инновационных технологий при строительстве, ремонте и эксплуатации мостовых сооружений, линий метрополитена; Красногорского гидроузла, аэропорта Федоровка;
• проведение полной диагностики состояния существующей сети автомобильных дорог, мостов, путепроводов и подземных переходов;
• разработка региональной нормативно-методической базы по вопросам проектирования, строительства, ремонта и содержания улиц и дорог, отвечающих современным требованиям.
2. Совершенствование организации дорожного движения и транспортных средств
2.1. В области организации и безопасности дорожного движения:
• разработка комплексной транспортной схемы г. Омска основанной на паспортизации улично-дорожной сети по геометрическим, конструктивным, экологическим и иным параметрам (с уточнением состава и интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков) и создание математической модели функционирования дорожной сети с графическим интерфейсом для принятия научно-обоснованных решений по развитию улично-дорожной сети и организации дорожного движения;
• выявление мест первоочередного строительства подземных и надземных пешеходных переходов, зон парковки автомобильного транспорта;
• разработка программы первоочередных мер, включающих в себя малозатратные
способы улучшения организации дорожного движения, повышения пропускной способности улиц и дорог, безопасности движения и снижения экологического ущерба от транспорта;
• создание системы мониторинга состояния улично-дорожной сети и изменений транспортного потока с разработкой рекомендаций по первоочередным мероприятиям на основе использования информационных технологий, а также оценки безотказной работы автотранспорта;
• разработка целевых программ и проектов по снижению дорожной аварийности и совершенствованию организации дорожного движения;
• разработка предложений по оптимизации транспортной схемы города Омска, развитию общественного транспорта и созданию бестранспортных зон.
2. 2. В области разработки новых транспортных средств и строительной техники
• создание экологически-чистого двигателя на природном газе за счёт использования генератора синтеза водорода (технология двойного назначения);
• перевод общественного автобусного транспорта г. Омска на природный газ с ионсультаем генератора синтеза водорода, делающим транспорт экологически чистым;
• разработка нового поколения электронной системы охлаждения двигателя, увеличивающей его эффективность;
• разработка новых видов микротранспорта для обслуживания безтранспортных зон;
• создание высокопроизводительного оборудования землеройных машин, основанного на новом поколении конструкций режущих элементов.
3. Модернизация региональной транс-портно-логической инфраструктуры
• разработка оптимального транспортного каркаса Омской области, включая город Омск;
• формирование транспортно-логистической инфраструктуры Омской области, обеспечивающей снижение транспортных издержек за счёт развития комплексных узлов взаимодействия видов транспорта;
• развитие автомобильного и железнодорожного сообщения Омск-Павлодар, открывающего возможности развития международного транспортного коридора в Юго-Восточную Азию;
• создание к 300-летию города Омска первой в городе магистрали непрерывного движения, проходящей через метромост в створе ул. Фрунзе;
• эффективное использование преимуществ транспортно-географического и геополитического положения региона на основе развития транспортно-логических центров современного типа и создания в Омске мульти-модального транспортного узла, который может успешно вписываться в систему действующих и перспективных международных коридоров и приобретение Омском нового статуса как крупного транспортно-торгового центра не только российского, но и международного значения [5];
• развитие Обь-Иртышского транспортного коридора, включая создание математической модели реки.
• 4. Кадровое и научно-инновационное обеспечение развития автомобильно-дорожного развитие кадровой базы и системы профессионального и непрерывного образования
• развитие научно-инновационной инфраструктуры;
• создание автотранспортного кластера, развитие механизмов инновационно-кооперационных взаимодействий [2];
В результате создания эффективной формы взаимодействия власти, бизнеса и научно-образовательных учреждений активизируются процессы генерирование инноваций, сформируются устойчивые каналы передачи передовых знаний и обмена опытом в рамках единого технологического, организационного и информационного пространства; возникнут благоприятные условия для привлечения, апробации и освоения передовых технологий; в отраслях будут более эффективно распространяться и контролироваться новые стандарты качества за счет повышения уровня конкуренции, активизации работ по продвижению новых технологий на рынок.
Заключение
Необходимой предпосылкой решения широкого круга социальных и экономических задач, которые возникают в прогнозной перспективе и связаны во многом с переходом Омской области на инновационный путь, обеспечивающий динамичное и устойчивое её развитие, является разработка комплекса мер по модернизации автотранспортного комплекса области. Их реализация должна обеспечивать.
Сложный характер факторов, определяющих развитие автомобильно-дорожного
комплекса, и ограниченность ресурсов требуют создания эффективного механизма взаимодействия между представителями различных этапов процесса разработки и применение инноваций, организаций различных смежных отраслей, органов государственной власти и других заинтересованных сторон. Потребности системной модернизации обусловливают необходимость повышения роли научно-экспертного сообщества, связанной с осуществлением прогнозной и аналитической деятельности в сфере обеспечения эффективного развития транспорта, выбором стратегических значимых научных направлений, анализом рыночного потенциала технологий, разработкой и реализацией дорожных карт, выявлением приоритетов технологического развития, а также консультационной и информационной поддержкой федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и государственных учреждений.
Библиографический список
1. Бирюков В. В. Инновации и формирование конкурентных преимуществ автотранспортного предприятия / В. В. Бирюков // Вестник СибАДИ.-2011.- № 4. - С. 64-67.
2. Боуш Г. Д. Бизнес-кластеры: теория и методология выявления структурного устройства / Г. Д. Боуш // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 6.
3. Кирничный В. Ю. Приоритеты и механизм модернизации автомобильно-дорожного комплекса / В. Ю. Кирничный // Вестник СибАДИ.- 2011.-№4.- С. 58-61.
4. Омский областной статистический ежегодник: Стат. Сб. В 2 ч. Ч II / Омскстат.- Омск. 2012.
5. Хаирова С. М. Использование концепций логистики и инновационного подхода в управлении при формировании региональной транспортной системы / С. М. Хаирова // Вестник СибАДИ.-2011.- № 4 (22). - С. 85-88.
AUTOMOBILE AND ROAD COMPLEX OMSK REGION: CHALLENGES AND FEATURES OF MODERNIZATION
V. V. Biryukov
The characteristic of the condition and the pre
vailing trends in auto-road complex of the Omsk region, marked problems are identified, the peculiarities and priorities for its modernization.
Keywords: auto-road complex, modernization, innovation, the Omsk region.
Bibliographic list
1. Biryukov V. V. Innovations and formation of competitive advantages of the motor transportation enterprise / V. V. Biryukov / / Vestnik SibADI. - 2011. -№ 4. - P. 64-67.
2. Boush G. D. Business Clusters: Theory and The methodology to identify the structural unit / GD Boush / / Proceedings of the St. Petersburg University theta Economy and Finance. - 2011. - № 6.
3. Kirnichny V. Y. Priorities and mechanism of modernization of automobile and highway complex / V. Y. Kirnichny / / Vestnik SibADI. - 2011. - № 4. -P. 58-61.
4. Omsk Regional statistical yearbook: Stat. Sat At 2 pm W II / Omskstat. - Omsk. , 2012.
5. Hairova S. M. The usage of logistics' idea and innovative approach in management during the formation of regional transport-logistic system / S. M. Hairova / /Vestnik SibADI. - 2011. - № 4 (22). - P. 85-88.
Бирюков Виталий Васильевич - доктор экономических наук, проф., проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основные направления научных исследований: экономика и управление народным хозяйством, транспортные системы, предпринимательство Общее количество опубликованных работ: более 200.E-mail: prorector_nis@sibadi. org