Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ХАРАКТЕРИСТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / СПОСОБЫ ВОРОВСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Алексей Александрович, Феоктистова Елена Евгеньевна

Рассмотрены особенности преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, статистика этого вида преступлений, наиболее распространенные способы совершения преступления, а также факторы, влияющие на криминогенную ситуацию на объектах железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOST WIDESPREAD CRIMES COMMITTED AT RAILWAY TRANSPORTATION OBJECTS

The article addresses the peculiarities of crimes committed at railway transportation objects, the statistics of this kind of crimes, the most widespread methods of crime committing as well as the factors affecting the criminal situation at the railway transportation objects.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК343.9

АЛЕКСЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАХАРОВ,

старший научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА ФЕОКТИСТОВА,

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ХАРАКТЕРИСТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Рассмотрены особенности преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, статистика этого вида преступлений, наиболее распространенные способы совершения преступления, а также факторы, влияющие на криминогенную ситуацию на объектах железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: криминальная ситуация на объектах железнодорожного транспорта, способы совершения преступления, оперативная обстановка на объектах железнодорожного транспорта, способы воровства.

A.A. Zakharov, Senior Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-35-08.

E.E. Feoktistova, PhD (Law), Associate Professor, Leading Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 691-97-96.

Features of Most Widespread Crimes Committed at Railway Transportation Objects.

The article addresses the peculiarities of crimes committed at railway transportation objects, the statistics of this kind of crimes, the most widespread methods of crime committing as well as the factors affecting the criminal situation at the railway transportation objects.

Key words: criminal situation at the railway transportation objects, methods of crime committing, operational environment at railway transportation objects, methods of theft.

Своевременное принятие решительных мер по борьбе с преступлениями невозможно без определения состояния оперативной обстановки на обслуживаемой территории, которая обусловлена прежде всего состоянием преступности, совокупностью причин и условий, способствующих криминальной активности, и другими факторами.

В рамках данной статьи рассмотрим особенности преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации, во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Систему железнодорожного транспорта образуют инфраструктуры с входящими в них объектами, железнодорожный подвижной состав, железно-

дорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, устройства, обеспечивающие функционирование этого комплекса, а также объекты технологического железнодорожного транспорта [3].

Отметим, что в компетенцию органов внутренних дел на транспорте входит борьба с преступностью на всех видах транспорта: воздушном, морском, речном, но основной объем их работы приходится на железнодорожный транспорт.

Криминальная ситуация на объектах железнодорожного транспорта Российской Федерации за последние 15 лет претерпела качественные изменения, что стало следствием произошедших в стране политических и экономических преобразований, изменений в структуре и составе железной дороги (в 2003 г изменилась хозяйственная форма собственности - преемником Министерства путей сообщения Российской Федерации стало ОАО «РЖД») [4], реформирования законодательства и др.

Сегодня к объектам железнодорожного транспорта, находящимся в оперативном обслу-

живании органов внутренних дел на транспорте (далее - ОВДТ), относятся следующие.

1. Магистральные железнодорожные линии: железнодорожные пути (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для осуществления операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы;

пешеходные и переходные мосты, подземные переходы и тоннели, служащие для обеспечения пассажиропотоков в зоне пассажирских остановочных пунктов железнодорожного транспорта;

устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки;

строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; контактная сеть;

линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте, кроме объектов общего или двойного назначения;

строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых подстанций, расположенные на железнодорожных станциях;

строения, сооружения, помещения и оборудование трансформаторных подстанций, расположенные на железнодорожных станциях;

строения, сооружения, помещения и оборудование пунктов группировки, расположенные на железнодорожных станциях;

строения, сооружения, помещения и оборудование постов секционирования, расположенные на железнодорожных станциях;

сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания, обеспечивающие безопасность следования подвижного железнодорожного состава;

сооружения и оборудование комплектных трансформаторных подстанций, обеспечивающие безопасность следования подвижного железнодорожного состава;

строения, сооружения, помещения и оборудование дизельных электростанций, расположенные на железнодорожных станциях;

системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения, расположенные на железнодорожных станциях;

устройства выявления неисправностей и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава.

2. Малоинтенсивные железнодорожные линии.

3. Железнодорожные станции на малоинтенсивных железнодорожных линиях:

железнодорожные станции, на которых производится погрузка и выгрузка специальных и воинских грузов;

железнодорожные станции, которые задействованы в работе временных перегрузочных районов;

железнодорожные станции, которые задействованы в работе запасных морских перегрузочных районов;

железнодорожные станции, которые задействованы в работе погрузочно-выгрузочных районов;

узловые и предузловые железнодорожные станции.

4. Информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками, расположенные на железнодорожных станциях:

строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения вычислительных и диспетчерских центров;

линейное и станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммуникации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте.

5. Объекты локомотивного и вагонного хозяйства:

железнодорожные станции (границами железнодорожной станции являются входные и выходные светофоры и территория, ограниченная внешним ограждением. При отсутствии внешнего ограждения границей считается внешняя обочина земляного полотна), вокзалы, пассажирские платформы, пассажирские технические железнодорожные станции (назначение пассажирской технической железнодорожной станции состоит в выполнении пассажирских технических операций, техническом обслуживании, ремонте и экипировке пассажирских вагонов, вагонов-ресторанов, приписных вагонов, формировании (расформировании) пассажирских составов из приписных вагонов, подаче (уборке) пассажирских составов (приписных вагонов) на пассажирскую станцию, отстое пассажирских составов и приписных вагонов) со всеми находящимися на них объектами организаций железнодорожного транспорта;

парки отстоя поездов дальнего следования и пригородных составов.

пассажирские, локомотивные, вагонные ремонтные предприятия при условии их нахождения непосредственно в технических парках, депо, перегоны (в пределах верхнего строения пути);

остановочные пункты в пределах посадочных платформ, платформы (перроны), железнодорожный подвижной состав (находящийся на участках оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте);

железнодорожные подъездные пути общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака «граница подъездного пути»;

грузовые станции и дворы, контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения;

станционные прирельсовые склады, сортировочные рампы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства организаций железнодорожного транспорта, находящиеся на железнодорожных станциях.

Специфика каждого из перечисленных объектов, а также анализ статистических данных о ^ состоянии преступности на железнодорожном I— транспорте свидетельствуют о многообразии со-¡3 вершаемых преступлений.

О В структуре зарегистрированных престу-

^ плений на рассматриваемых объектах половину (50,8%) составляют хищения чужого имущества, ^ совершенные путем: кражи - 4345 (+18,3%), гра-Ы бежа - 249 (+6,9%), разбоя - 35 (+2,9%). Более половины всех краж происходят в сфере пассажирских перевозок (61,2%). В 2015 г. выявлено 1 570 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 8,6% меньше, чем в 2014 г. По сравнению с 2014 г. на 49% сократилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, снизился с 19,1% в январе - декабре 2014 г. до 10,6% в 2015 г. По сравнению с 2014 г. в 2015 г. на 1,9% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 861 преступление данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 9,4%.

Подразделениями линейных органов внутренних дел выявлено 762 экономических преступления (следствие по которым обязательно), их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 88,5%.

Возмещение материального ущерба от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составило 86,4% (+34,5%). Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 53,0%.

Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с 2014 г. уменьшилось на 1,3% и составило 150. Раскрываемость преступлений снизилась с 79,3 до 77,0%. В 2015 г с использованием оружия совершено 2 преступления. Из незаконного оборота изъято 9 единиц огнестрельного оружия, 26 единиц холодного оружия, 582 единицы боеприпасов, 2 кг взрывчатых веществ.

Увеличился удельный вес преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, - с 37,5 до 42,2%, в состоянии алкогольного опьянения - с 12 до 14,1% [1].

Достаточно распространены преступления, связанные с хулиганскими проявлениями. Так, в последнее время возросло количество фактов порчи товарно-материальных ценностей, в том числе путем забрасывания камнями проходящих поездов, размещения посторонних предметов на железнодорожных путях, разоборудования средств СЦБ (СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка на железнодорожном транспорте - это комплекс электромеханических устройств, призванных обеспечить безопасность движения поездов, увеличить пропускную способность перегонов и станций, исключить ручные операции. В комплекс СЦБ входят: средства сигнализации связи для движения поездов на перегонах - электрожезловая система, полуавтоматическая и автоматическая блокировка; средства управления стрелками и сигналами на станциях -ключевая зависимость, механическая и электрическая централизация; устройства механизации сортировочных горок. Кроме того, к СЦБ относятся различного рода системы телемеханического управления и контроля: диспетчерская централизация, автоматическое или программное управление стрелками, целыми станциями, движением поездов на участке ж.д. (автодиспетчер), вагонными замедлителями в подгорочных парках и др.) [7] и связи, а также нарушений общественного порядка в поездах и на остановочных пунктах. Понятно, что несанкционированное вмешательство посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта, разоборудование технических устройств автоматики, энергоснабжения и элементов пути создают угрозу безопасности дви-

жения поездов, жизни и здоровью пассажиров и персонала железнодорожного транспорта.

Эти преступления совершаются в основном в вечернее время лицами, находящимися в нетрезвом виде, преимущественно молодежью, а также лицами без определенного места жительства или ранее судимыми. К слову сказать, среди них заметно выделяются мигранты из регионов России и стран ближнего зарубежья, находящиеся в Московском регионе.

Как было отмечено ранее, в общей структуре регистрируемых преступлений основную массу составляют деяния, относящиеся к категории имущественных, в частности хищения грузов. И с каждым годом количество совершаемых в этой области преступлений растет.

Преступления данной категории характеризуются нанесением крупного материального ущерба, тщательной их подготовкой, планированием и распределением роли между участниками организованных преступных групп, в том числе они часто сопряжены с подкупом и вовлечением в преступную деятельность работников железнодорожного транспорта. Как показывает правоохранительная практика, значительную часть соучастников преступлений составляют работники транспорта, причастные к операциям по транспортировке грузов: осмотрщики вагонов, такелажники (человек, осуществляющий закрепление и перемещение груза), машинисты вагонов, проводники, материально-ответственные лица транспортных предприятий и др.

Следует отметить и то обстоятельство, что большинство этих преступлений совершается в местах погрузо-разгрузочных работ, сортировки и переформирования составов [5, с. 162].

Основными объектами преступных посягательств являются перевозимые железнодорожным транспортом товары народного потребления, нефтепродукты, металлы.

Отметим большое разнообразие способов проникновения к перевозимому имуществу. Это - вскрытие дверей или люков вагонов; открытие замков контейнера путем поднятия его «на перекос», выкачивание содержимого цистерн с помощью резинового шланга и др.

Наиболее распространенными способами преступных посягательств на грузы являются срыв запорно-пломбировочных устройств с подвижных единиц во время стоянок грузовых составов на станциях и перегонах, а также принудительные остановки грузовых поездов путем разъединения тормозных шлангов с последую-

щим складированием груза вблизи автомобильных дорог для вывоза похищенного автотранспортом и реализации на рынках.

В настоящее время остро стоит проблема технической изношенности подвижного состава, используемого для перевозки грузов. Большинство вагонов носит на себе следы неоднократного ремонта их составных частей и узлов, которые позволяют преступникам получать доступ к перевозимому грузу путем проникновения через них с последующей маскировкой этих мест. К сожалению, факты большинства хищений обнаруживаются только на конечных станциях при выгрузке, что существенно затрудняет раскрытие данных преступлений. Как пример, при выгрузке вагонов на станции Алтайская Западно-Сибирской ж.д. (станция отправления - Канатчиково Московской ж.д.) обнаружено хищение грузов, однако признаков коммерческого брака не выявлено, запорно-пломбировочные устройства не были повреждены. Только при тщательном осмотре вагонов обнаружился способ совершения хищений, а именно перепил болтов дверных накладок с последующей их заменой и покраской.

Подобных примеров много. Так, на станцию Новороссийск Северо-Кавказской ж.д. из Узбекистана (Алмалыкский горно-металлургический комбинат) транзитом прибыло 25 вагонов с грузом с недостачей груза «медь катодная» общим весом более 120 т. В ходе оперативно-розыскной работы было установлено, что при приемке к перевозке и в пути следования вагонов перевес не производился, а указанные недостачи образовались в результате скрытого ввоза на территорию России вагонов с недостачей груза.

Характерно, что до 80% от всех совершаемых хищений в сфере перевозок составляют хищения нефтепродуктов и металла. При этом наиболее распространенными способами образования недостач являются: недолив нефтепродуктов грузоотправителями, хищение через нижний сливной прибор цистерн, подмена запорно-пломбировоч-ных устройств и др.

Совершению хищений металлов и горючесмазочных материалов способствует ряд причин:

во-первых, это возможность сбыта металла в пунктах приема, которые расположены вне зоны оперативного обслуживания транспортной полиции и есть во всех населенных пунктах. Сбыт нефтепродуктов идет на автозаправочных станциях, которые также расположены вне территории обслуживания ОВДТ;

во-вторых, использование для перевозки

нефтепродуктов и металла устаревшего парка вагонов и цистерн, позволяющего совершать хищения без нарушения запорно-пломбировочных устройств.

Основной проблемой необеспечения сохранности металлов является несовершенство технологических процессов принятия к перевозке и под охрану данных грузов, что приводит к злоупотреблению служебным положением работниками заводов, железной дороги и ведомственной охраны.

Еще одной причиной, способствующей хищениям, выступает перевозка металлов по железной дороге (чугун, металлолом и др.) в открытом подвижном составе без применения железной дорогой и отправителями средств защиты, обеспечивающих сохранность перевозимого груза.

Анализ официальной и оперативной информации свидетельствует о том, что более половины преступлений данной категории совершается лицами, не имеющими постоянного места работы, в регионах с низким социально-экономическим развитием.

Другими распространенными на железнодорожном транспорте преступлениями являются кражи личного имущества, которые чаще совершаются на вокзалах, станциях, перегонах, в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, на платформах отправления поездов. Совершению хищений способствует небрежное отношение пассажиров к сохранности своих вещей (оставление без присмотра или передача незнакомым лицам).

Основополагающим фактором, влияющим на большое количество краж на территориях станций и вокзалов, служит повышенный пассажиропоток, когда, как правило, на ограниченной площади концентрируется большое количество людей и действия преступников незаметны для окружающих и сотрудников полиции.

Большая часть хищений совершается в пригородных поездах. Кражи составляют основную часть от всех совершенных в них противоправных действий (80,2%).

Как показывает проведенный анализ, в пути дальнего следования происходит 37,1% краж личного имущества пассажиров от общего количества совершенных на железнодорожном транспорте, из которых 48,9% - путем свободного доступа. Приоритетными объектами преступного посягательства являются мобильные телефоны (36,8%) и денежные средства (28,6%). Основная доля краж происходит в период с 0 до 6 ч. утра (30,6%).

Пик совершаемых преступлений в поездах дальнего следования, в частности краж, приходится на лето (курортный сезон), что напрямую зависит от повышения пассажиропотока и введения дополнительных пассажирских поездов. Наибольшее количество краж в поездах совершается в июне - 11,3%, июле - 14,6%, августе - 15,1%, сентябре - 10,7%. Наименьшее - в ноябре - 4,1% и январе - 4,5%.

Следует отметить, что преступники, специализирующиеся на кражах в поездах, - это особая каста, существующая чуть ли не с момента открытия Царскосельской железной дороги, закрытый мир, в котором не терпят чужаков. По ювелирно-сти работы они уступают разве что карманникам.

Современные воры на железнодорожном транспорте владеют информацией о маршруте, расписании, остановках на пути следования. Проникают в поезда они разными способами: либо покупают билеты по «липовым» паспортам и едут в качестве пассажиров, либо запрыгивают на медленном ходу и, раздвинув гофру между вагонами, оказываются внутри.

Способы хищения личного имущества пассажиров в поездах отличаются большим разнообразием.

Условно их можно классифицировать так:

хищения вещей путем свободного доступа;

хищения с проникновением в закрытое купе;

хищения, совершенные комбинированным способом.

Зачастую преступниками предпринимаются подготовительные действия. Выбор потерпевшего или предмета хищения осуществляется, как правило, по внешнему виду жертвы или багажа. При совершении хищения в поездах дальнего следования выбор потерпевшего осуществляется через наводчика: проводника вагона, официанта вагона-ресторана и т.д.

Злоумышленники заранее изучают работу той или иной поездной бригады и конкретных проводников с точки зрения добросовестного исполнения ими своих обязанностей, проверяют регулярность сопровождения поезда нарядами полиции. В целях беспрепятственного проникновения в вагоны и купе преступники изготавливают специальные вагонные ключи.

На практике зафиксированы факты хищения имущества путем проникновения с крыш вагонов и поверхности платформы через открытые окна с помощью специально изготовленных крючков, багров.

Также преступниками широко использует-

ся такой способ хищения личного имущества граждан, как приведение потерпевшего в беспомощное состояние с использованием алкоголя и сильнодействующих снотворных средств.

В отличие от контингента, ворующего грузы, среди похитителей личного имущества практически нет работников транспорта. Здесь много безработных, лиц, ранее судимых, нелегальных мигрантов, в том числе и представителей сопредельных государств. По изученным уголовным делам по фактам хищения личного имущества граждан каждый второй из преступников

- неработающий, каждый пятый - без определенного места жительства и рода занятий. Более половины обвиняемых совершили хищения в состоянии алкогольного опьянения, 5% - в состоянии наркотического опьянения; 38,1% преступников следовали в поезде без посадочного билета; 39% похитителей были ранее судимы, из них 3,3% - за преступления на объектах железнодорожного транспорта. Среди обвиняемых 4,1% состояли на учетах в линейных отделах органов внутренних дел, 2,4% - в комиссиях по делам несовершеннолетних, 11,3% - в наркологическом диспансере. 1,2% преступников находились в розыске за ранее совершенные преступления.

В 22,3% случаев преступники следовали в поезде с целью совершения кражи; в 9,8% - направлялись в командировку или возвращались из нее; в 2,1% - совершали поездку из-за вынужденной миграции.

Каждый пятый похититель - рабочий, 3,6%

- служащие, 3,2% - сельские жители. В составе преступников 7,7% - работники железнодорожного транспорта, 6,5% - работники коммерческих предприятий и фирм; 9,3% - учащиеся и студенты [2, с. 16-17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зачастую граждане при обнаружении факта хищения их личных вещей не обращаются в линейные подразделения полиции по месту совершения преступления в связи с возможностью опоздания на поезд.

Значительное количество уголовных дел по кражам (от 10 до 60%) возбуждается по материалам, поступившим по почте из территориальных органов внутренних дел (через продолжительное время после регистрации), что не позволяет оперативно реагировать на данные обращения, исключает возможность использования для установления обстоятельств происшествия, в частности записей камер видеонаблюдения, информация на которых хранится не более 10 суток.

В общественных местах зарегистрировано 3 763 преступления (+9,6%), в том числе 2 369 краж (+22,4%), 114 грабежей (по ч. 2, 3 ст. 161 УК РФ) (+20%). Основную долю преступлений, совершенных в общественных местах, составляют кражи - 63%. В общественных местах совершены: 2 убийства, 13 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 31 факт хулиганства, 27 разбоев, 114 грабежей. Значительная доля краж (70%) совершается на территориях московских вокзалов и аэропортов.

Предпринятые меры позволили сохранить оперативную обстановку стабильной. Несмотря на то, что общий массив зарегистрированных преступных посягательств в 2015 г. увеличился на 5%, число преступлений тяжкого и особо тяжкого составов снизилось на 14%. Профилактические меры способствовали снижению числа убийств (с 10 до 4). Фактов изнасилований не зарегистрировано. Снизилось на 42% число умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, на 6% - количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах [1].

Основными условиями, способствующими совершению умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью, являются:

рост миграции граждан из регионов России и стран ближнего зарубежья в Москву и Московскую область;

отсутствие у данной категории граждан гарантированной работы, постоянного места жительства и, как результат, постоянное употребление спиртных напитков и «разборки» в своей среде. Как правило, эти преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения и ранее судимыми;

концентрация в прилегающих к объектам транспорта населенных пунктах лиц без определенного места жительства и ранее судимых, которые пользуются электропоездами, при отсутствии заработка данная категория граждан идет на преступления;

проживание в прилегающих к объектам транспорта районах молодежи, состоящей в неформальных объединениях (скинхеды, антифашисты, болельщики и др.), в том числе их незанятость в социальной сфере;

отсутствие промышленного телевидения на пригородных платформах и в электропоездах.

В последнее время для органов внутренних дел на транспорте весьма злободневной стала проблема борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков.

Известно, что наибольший удельный вес выявляемых преступлений в этой сфере приходится на железнодорожный транспорт, доля которых составляет более 80% от числа зарегистрированных наркопреступлений на транспорте. В 2015 г улучшена раскрываемость преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из незаконного оборота изъято 192 кг наркотиков. Сотрудниками полиции пресечено 28 групповых наркопреступлений и 8 - совершенных активными участниками организованных групп наркодельцов [6].

Можно назвать характерные примеры задержания наркокурьеров в пассажирских поездах, свидетельствующие об активном использовании этого вида транспорта для перевозки крупных партий наркотиков.

Например, в ходе следования пассажирского поезда сообщением «Москва - Владивосток» оперативниками уголовного розыска был выявлен уроженец Республики Таджикистан, у которого при досмотре дорожной сумки обнаружено и изъято около 11 кг героина. ^ В последнее время практика свидетельству-

I— ет об освоении наркоперевозчиками новых спо-¡3 собов перевозки наркотических средств. Так, О при следовании в поездах стал использоваться ^ внутриполостной способ доставки наркотиков, что ранее не было характерно для данного вида ^ транспорта.

^ Так, например, оперативниками уголовно-

го розыска на станции Курган в ходе реализации оперативной информации по прибытии поезда «Бишкек-Екатеринбург» задержан гражданин Киргизии, который внутриполостным способом пытался провезти 56 капсул с 290 г гашиша.

Как правило, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств совершается в составе организованных преступных групп, ведь начиная с момента создания наркосредства до момента его реализации задействована цепочка лиц, связанных одним умыслом.

Следует отметить, что в последнее время происходит переориентация транспортировки наркотических средств из сферы пассажирских в сферу грузовых перевозок.

Значительная часть наркотических средств, в особенности тяжелые наркотики (кокаин, героин, метадон, первитин, амфетамин и др.), в Россию завозится из-за границы и распространяется через транспортные артерии.

К сожалению, в рамках одной статьи не представляется возможным рассмотреть все элементы, обусловливающие оперативную обстановку на железнодорожном транспорте.

По результатам проведенного нами исследования можно сделать вывод, что для успешного раскрытия преступлений в рассматриваемой сфере необходимо учитывать значительное число факторов, влияющих на состояние преступности на железнодорожном транспорте. Это - круглосуточный цикл работы, значительная протяженность участков, обслуживаемых органами внутренних дел, высокие скорости передвижения, интенсификация грузовых перевозок, скопление значительного количества материальных ценностей на достаточно небольших территориях, свободный доступ к подвижному составу и объектам грузовых перевозок посторонних лиц, концентрация больших людских потоков, миграционные процессы и др.

Список использованной литературы

1. Комплексный анализ и оценка оперативно-служебной деятельности УТ МВД России по ЦФО по итогам работы за 2015 г [Электронный ресурс].

- Режим доступа : http://www.cfout.mvd.ru

2. Нудельштейн, А. М. Расследование хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте [Текст] : учеб.-практ. пособие / А. М. Нудельштейн, О. И. Цоколова. - М. : ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011.

3. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Текст] : [Федер. закон от 10 янв. 2003 г. № 17-ФЗ : ред. от 13 июля 2015 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 13 авг. 2015 г] // Рос. газ. - 2003 (№ 8). - 18 янв.

4. О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» [Текст] : [постановление Правительства Рос. Федерации от 18 сент. 2003 г. № 585 : ред. от 1 апр. 2016 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003.

- № 39, ст. 3766.

5. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Особенная часть. Раздел I [Текст] / под общ. ред. В. А. Лукашова. - М., 1982.

6. Официальный интернет-сайт УТ МВД России по ЦФО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cfout.mvd.ru

7. Режим доступа : http://www.bibliotekar.ru/ spravochnik-181-4/225.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.