Научная статья на тему 'Характеристика маргинальной ситуации'

Характеристика маргинальной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2348
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / MARGINAL SITUATION / MARGINALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заживихина Наталья Викторовна

Статья представляет собой краткое описание понятия «маргинальная ситуация» посредством трансляции точек зрения различных исследователей, занимающихся проблемой маргинальности, описанием процессов, характерных для нее, возможных причин и последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Description of Marginal Situation

The article represents short description of concept "marginal situation" by means of translating points of view suggested by various researchers who study the question of marginality, describe processes, which are characteristic for it, and the possible reasons and consequences.

Текст научной работы на тему «Характеристика маргинальной ситуации»

ББК 71.05

Н.В. Заживихина

Характеристика маргинальной ситуации

N.V. Zazhivikhina

The Description of Marginal Situation

Статья представляет собой краткое описание понятия «маргинальная ситуация» посредством трансляции точек зрения различных исследователей, занимающихся проблемой маргинальности, описанием процессов, характерных для нее, возможных причин и последствий.

Ключевые слова: маргинальная ситуация, маргиналь-ность.

The article represents short description of concept “marginal situation” by means of translating points of view suggested by various researchers who study the question of marginality, describe processes, which are characteristic for it, and the possible reasons and consequences.

Key words: marginal situation, marginality.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова термин «ситуация» трактуется как совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение. Данное определение подразумевает одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений. Ситуация рассматривается как поле деятельности человека и содержательная основа всей его жизни вообще [1]. С точки зрения экзистенциализма, в частности с позиции Ясперса, человек всегда находится в какой-то ситуации и не может выйти из нее, не попав в другую.

Понятие маргинальной ситуации отождествляется с понятием маргинальности. Обратим внимание, что маргинальная ситуация подразумевает рассмотрение конкретного происшествия в определенный момент времени, который изучается как срез социального, культурного и исторического пластов, позволяющий конкретизировать и более детально исследовать причины, суть и последствия конкретной ситуации.

В экзистенциальной философии встречаются размышления Ясперса на тему пограничной ситуации. Он делает вывод о том, что опыт пограничных ситуаций «не учит», «они не изменяются; относясь к нашему бытию, они являются окончательными. Они необозримы; в нашем существовании мы не видим за ними ничего прочего. Они представляют собой стену, на которую мы наталкиваемся, о которую мы разбиваемся. Нам нужно не изменять их, а лишь добиваться их ясности, ибо мы не в силах объяснить их, вывести из чего-то другого. Они существуют наряду с самим нашим бытием». Согласно Ясперсу пограничная ситуация уводит человека от существующей реальности в мир идеалов, абстракций.

Маргинальная ситуация является частным случаем вышеописанной пограничной ситуации, которая рассматривается как следствие нахождения человека в маргинальном статусе.

Выделяют два основных подхода к рассмотрению маргинальной ситуации:

- макроподход, где маргинальная ситуация рассматривается как стечение объективных обстоятельств, следствие движения социальных макроструктур;

- микроподход, который рассматривает маргинальную ситуацию в представлении человека, в единичном случае, как следствие микрособытий человеческой жизни, где важна самооценка, рефлексия, активность субъекта [2, с. 12].

Макроподход предполагает обязательное влияние внешних обстоятельств на создание маргинальной ситуации, а микроподход трактует личное отношение и поведение самого человека к себе и к возникшей ситуации, т.е. в некотором смысле, если он сам не осознает себя маргиналом и, соответственно, не изменит свое поведение, то значит, он и не будет им являться; маргинальная ситуация может стать катализатором реализации потенций человека, кардинально изменив его жизнь, не обязательно в худшую сторону.

Маргинальность - явление многогранное, поэтому и классификацию маргинальных ситуаций выделяют по нескольким основаниям, примерами могут служить:

- количество субъектов маргинальной ситуации: групповая и индивидуальная маргинальные ситуации;

- степень осознанности: сознательные (осознаваемые) или бессознательные;

- добровольность: вынужденная или спровоцированная извне;

философия, социология и культурология

- причина маргинальности:

• нормы;

• традиции;

• культура;

• социальный статус;

• экономическое положение;

• биологические особенности и т.д.

Основным критерием развития дальнейших событий является принятие решения: «мириться» или нет с маргинальной ситуацией в конечном счете, хотя выделяют и третий вариант: выход из игры, или так называемая выученная беспомощность, по М. Зелигману.

Если существует несколько сценариев развития ситуации, значит, можно разработать методику работы с людьми, попавшими в маргинальную ситуацию, для предотвращения необратимых последствий.

Маргинальная ситуация возникает на рубеже несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. В то же время она бывает источником нового восприятия и осмысления общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Исследователи выделяют следующие характеристики маргинальной ситуации:

- промежуточность, окраинность, пограничность положения индивида;

- погруженность индивида в процесс переходности (явление транзиции) или в контекст смены социокультурных парадигм, которая характеризуется дезадаптацией;

- феномен психологической «двойной» адаптации, когда индивид оказывается «между двумя местами или сразу в двух местах» [3, с. 18].

Все эти аспекты в своей совокупности формируют особый «гибридный» тип личности, имеющий отличительные характеристики. В числе специфических свойств маргинальной личности обычно указывают следующие качества:

- обостренные рефлексию и самосознание;

- критическое, скептическое, иногда циничное отношение к миру;

- релятивизм и безоценочность мировоззрения;

- отстраненность, психологическую отчужденность;

- замкнутость, внутреннюю противоречивость [4, с. 36].

Маргинальность может проявляться в различных формах, в частности в виде девиации, которая либо оказывается деструктивной для самих членов подоб-щества, либо выплескивается в «большое общество» в виде насилия, неуправляемых действий. Кроме девиации, маргинальность может трансформироваться

в интеграцию. В результате ранее маргинальная группа постепенно завоевывает сильные социальные позиции, ее точка зрения, ее определение реальности постепенно становятся общепринятыми. Маргиналы этого типа являются первопроходцами, реформаторами, проводниками новых социальных норм, направлений в искусстве. Здесь важен механизм формирования общественного мнения, и агентами его изменения, по мнению Э. Ноэль-Нойман, являются те, кто не боятся изоляции, способны на фоне «спирали молчания» высказать мнение, противоположное официальному (общепринятому). Это люди особого типа.

Исследователи выделяют следующие типы мар-гинальности:

- культурную маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция);

- маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.);

- структурную маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе).

Социальная связь является не простой совокупностью разного рода отношений и зависимостей, она представляет собой некую «организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию». Потеря социальных связей предполагает выпадение человека из этой стройной системы.

По определению исследователя Е. Старикова, главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей [5, с. 133]. В первую очередь рвутся экономические, социальные и духовные связи. При этом следует отметить, что экономические восстанавливаются быстрее остальных, медленнее и сложнее всего налаживаются духовные связи, потому как требуется трансформация старых, а порой и формирование новых ценностей, жизненных приоритетов, норм поведения и морали.

Сознательный разрыв социальных связей, или отказ от связей со стороны общества (социальной группы, института и т.д.), рассматривается человеком обычно как потеря, а не отсутствие, потому что при отсутствии социальных связей изначально факта потери нет.

Потеря социальных связей грозит:

• деформацией социальной структуры общества, но ненадолго, так как первостепенным принципом бесперебойности системы является принцип взаимозаменяемости;

• дезорганизацией социальных процессов;

• деформацией образа жизни маргинальной личности, что, в свою очередь, ведет к деформации личности в нравственном и правовом разрезах [6, с. 41].

Структура социальных связей маргинала отличается малочисленностью (скудностью) социальных субъектов и хрупкостью.

Обычно такая структура характерна для безработных, больных, страдающих хроническими заболеваниями, тяжелобольных, беженцев, мигрантов, нищих, бомжей и заключенных, т.е. тех, кого принято относить к категории социально неблагополучных граждан. Но это только на первый, весьма поверхностный, взгляд. На самом же деле стоит отметить одну характерную особенность маргинала: осознанность маргинальной ситуации и целенаправленное обрывание социальных связей и отношений по причине несовпадения основополагающих жизненных принципов. Социальные отношения здесь рассматриваются как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами, социальными группами и социальными общностями.

Предполагаемыми причинами разрыва социальных связей могут быть: потеря жилья, документов, работы, заключение под стражу и прочее, что влечет за собой довольно существенное изменение социального статуса (обычно снижение).

Кроме потери или деформации социальных связей, к признакам маргинала еще следует отнести нарушение социальной адаптации. Это обусловлено тем, что при потере социальных связей человек остается предоставлен самому себе и не имея кроме себя субъектов взаимодействия, сталкивается с проблемой одиночества. Долгосрочное пребывание в одиночестве атрофирует социальные навыки, в первую очередь навыки общения и взаимодействия, а при отсутствии социальных связей прерываются и потоки поступления информации из общества. Каналы подачи информации закрываются, и образуется информационный вакуум -еще одна характерная черта маргинала, следствием которого является деформация восприятия окружающей действительности.

Также к признакам маргинальности относятся:

• снижение уровня социальной (гражданской, политической) активности;

• отрицание или трансформация традиционной системы норм и ценностей, целей или же формирование новых;

• выход из производственной сферы;

• психосоматические трансформации: апатия, ощущение безвыходности;

• смена социальной группы (вплоть до перехода в категорию «социальное дно»), социальных ролей;

• возможна попытка противодействия существующей системе посредством вступления в контркультуру и т.д. [7].

Процесс маргинализации осуществляется двумя способами:

1) через потерю (чего-либо) к осознанию марги-нальности;

2) через осознание к отрицанию - потере [8, с. 29].

Можно выделить два способа формирования маргинальной личности.

Первый - извне: общество не принимает человека, навязывает ему определенную социальную роль. Чаще всего в эту категорию попадают люди с неадекватным поведением и нетипичными характеристиками, которые угрожают стабильности социума и выходят из зоны социального контроля. Приписывание маргинального статуса дает возможность требовать исполнения роли при резком снижении социального статуса «маргинала». Таким образом, основной целью конструирования маргинальности «извне» является создание искусственных барьеров для непрерывного процесса социальной интеграции.

Второй - изнутри: осознание индивидом собственной инаковости. Самоидентификация маргинала основывается на чувстве собственного несоответствия «норме». Отсутствие формальных определений для новых социальных явлений становится основой для маргинальной самоидентификации, у людей возникают трудности, они не могут найти место в социальной иерархии.

Ключевой в определении маргинала представляется характеристика «внесистемный». Маргинал находится вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. В художественной культуре он стоит вне основных для нее художественных направлений, вне основных типов художественного мышления и языка. В сущности маргинал не принадлежит ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.

Маргинальность не является автономным состоянием, это результат конфликта с общепринятыми нормами, выражением специфических отношений с существующим общественным строем. Маргиналь-ность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Следует отметить, что процесс маргинализации может реализоваться в двух различных вариантах:

- либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;

- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности [9, с. 8].

В современный период влияние урбанизации, массовых миграций, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации приводят к расширению поля маргинального статуса. На переломе 7080-х гг. ХХ в. в мире начинается бурный процесс ста-

философия, социология и культурология

новления «неформальных» общественных движений: просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, благотворительных и др. В некотором роде данные направления стремятся к включению в современную общественную жизнь именно маргинализированных групп.

В то же время необходимо отметить, что марги-нальность можно охарактеризовать как внутреннее состояние человека либо группы людей, которые не соотносят себя ни с какой реально существующей социальной группой, они могут занимать промежуточное положение между несколькими социальными структурами, не причисляя себя ни к одной из них. На практике это может выражаться по-разному, к примеру, в виде ролевых конфликтов личности. Следует отметить, что при данном подходе человек в соци-

альном отношении может и не находиться на краю социальной структуры, это, скорее, характеристика его внутреннего мироощущения.

С точки зрения структуралистского подхода к маргиналам относятся только те люди, которые непосредственно оказываются на границе социальной системы либо за ее пределами. При этом самосознание и самоидентификация личности не играют сколько-нибудь значимой роли даже в том случае, если личность не осознает себя как маргинальную. По всей видимости, это принципиальный момент в отношении трактовки маргинальной личности, и во многом от того, с каких позиций исследователь подходит к изучению проблемы маргинальности, будет зависеть выбор инструментария, методов и средств исследования данного феномена.

Библиографический список

1. Ситуация // Википедия [Электронный ресурс]. - ТЖЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Галимуллина З.Х. Маргиналы: понятие и эмпирическая реальность : автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Казань. 1996.

3. Фролова Н.А. Маргинализация как социальный феномен : дис. ... канд. социол. наук. - М., 1994.

4. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема : дис. ... канд. филос. наук. - М., 1990.

5. Стариков Е. Маргиналы, или Размышления на старую тему: «Что с нами происходит» // Знамя. - 1989. -№10.

6. Беляева Л.А. Российское общество в преддверии рынка: тревоги, ожидания, надежды // Мир России. - 1992. -№1.

7. Трой А. Маргиналы. Кто такие маргиналы и к кому ты себя относишь? [Электронный ресурс]. - URL: http:// anticorporativ.ru/margmaly-kto-takie-marginaly-i-k-komu-ty-sebya-otnosish.

8. Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Политические исследования. - 1993. - №6.

9. Шапинская Е.М., Шапинский В.А. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальности теоретиками постмодернизма // Постмодернизм и культура. - М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.