УДК 340.131.6
Характеристика конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации
Ю.Р. Головченко
Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы соотношения основополагающих понятий конституционно-правовой ответственности, в том числе отображаются мнения различных авторов. Выделяется терминология, тесно взаимосвязанная с конституционно-правовой ответственностью. Показаны исследования, проводимые относительно качественного состояния юридической ответственности в сфере конституционных правоотношений. Исследуется соотношение понятий «конституционно-правовая ответственность субъекта Федерации» и «конституционно-правовая ответственность органов власти субъектов Федерации». Рассмотрены проблемы ответственности высших должностных лиц муниципальных образований.
Ключевые слова: конституционная ответственность, конституционно-правовая ответственность, государственно-правовая ответственность, федеративная ответственность, публично-правовая ответственность.
Для цитирования: Головченко Ю.Р. Характеристика конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 63-67.
Description of constitutional and legal responsibility constituent entities of the Russian Federation
Y.R. Golovchenko
Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russian Federation
Abstract. The article discusses certain issues of the correlation of the fundamental concepts of constitutional and legal responsibility, including the opinions of various authors. Separate terminology is closely interrelated with constitutional and legal responsibility. Shows studies conducted regarding the qualitative state of legal responsibility in the field of constitutional legal relations. The correlation of the concepts of "constitutional and legal responsibility of the subject of the Federation" and "constitutional and legal responsibility of the authorities of the subjects of the Federation" is investigated. Shown are the problems of responsibility of senior officials of municipalities.
Keywords: constitutional responsibility, constitutional legal responsibility, state legal responsibility, federal responsibility, public legal responsibility.
For citation: Golovchenko Y.R. Description of the constitutional and legal responsibility of the constituent entities of the Russian Federation // Law and statehood. 2024. № 1 (2). P. 63-67.
В преамбуле Конституции Российской Федерации установлено, что конституционные положения принимаются исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями1. Как представляется, это положение в полной мере относится к органам и должностным лицам публичной власти, призванных охранять, защищать права и свободы человека и гражданина, решать различные вопросы
государственного и местного значений исходя из своей компетенции.
Исследования в области установления юридической ответственности субъектов конституционного права показывают, что в сфере конституционно-правовых отношений основной акцент сделан на категоризации конституционной, конституционно-правовой, государственно-правовой ответственности. Ученые отмечают, что тер-
1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 04 июля.
Право и государственность № 1 (2) 2024
мин «конституционная ответственность» оправданно использовать только тогда, когда об ответственности государственных органов говорится в тексте Конституции Российской Федерации [1, с. 28]. По мнению С.А. Авакьяна, категория «конституционно-правовая ответственность» используется в основном для того, чтобы подчеркнуть, что нормы, регулирующие данный вид ответственности, сосредоточены не только в Конституции Российской Федерации, а содержатся в целом комплексе нормативных правовых актов [2, с. 57]. С позиции А.А. Безуглова и С.А. Солдатова, конституционную ответственность следует рассматривать как ответственность, которая предусмотрена нормами Конституции Российской Федерации и может наступить при нарушении конституционных обязанностей [3, с. 64].
Понятие государственно-правовой ответственности в основном рассматривалось представителями советской школы государственного (конституционного) права. С развитием науки конституционного права и правоприменительной практики стали использоваться новые понятия и категории. В частности, в контексте конституционно-правовой ответственности предлагалось рассматривать, как самостоятельную категорию федеративную ответственность [4, с. 37] с целью развить концепцию ответственности субъектов Российской Федерации. Профессор В.А. Лебедев отмечает, что если субъект Российской Федерации не выполняет возложенные на него обязанности, то это является основанием для привлечения его к конституционно-правовой ответственности [5, с. 10].
Между тем при использовании категории «субъект Российской Федерации» в контексте конституционно-правовой ответственности непонятно, кто конкретно будет привлекаться к ответственности в случае нарушения норм конституционного законодательства. Исходя из смысла ст. 71-73 Конституции Российской Федерации, федеративная ответственность возникает за несоблюдение конституционных положений, разграничивающих предметы веде-
ния федерального центра и регионов, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Важно подчеркнуть, что такой вид ответственности вытекает из федеративных отношений, т. е. не только субъект Федерации отвечает перед ней, но и Федерация - перед субъектом, например за трансфертное сопровождение [6, с. 220] решения государственных вопросов, имеющих стратегически важный характер. По мнению ученых, термином «федеративная ответственность» следует обозначать ответственность в сфере федеративных отношений в целом [7, с. 70].
Что касается публично-правовой ответственности, то такая категория конституционного права отождествляет предмет конституционного права с отношениями, регулируемыми другими отраслями права. На взгляд профессора В.Е. Чиркина, публичная ответственность связана с общественным интересом того или иного территориального публичного коллектива [8, с. 151]. По объекту и объективной стороне публично-правовая ответственность охватывает отношения, регулируемые не только конституционным (государственным) правом, но и административным, финансовым, природоресурсным и иными отраслями права, связанными с регулированием компетенции законодательных и исполнительных органов власти, их взаимоотношений с судебными и надзорными органами в процессе осуществления функций публичной власти [9, с. 551].
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в случаях: издания нормативного правового акта, который противоречит конституционным положениям; уклонения губернатора / главы субъекта Федерации от обязанности разрешить вопрос о противоречии изданного нормативного правового акта нормам федерального законодательства и по другим основаниям, закрепленным
в законе1. Отрешение от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации целесообразно рассматривать в аспекте публично-правовой ответственно -сти. В таком же аспекте можно рассматривать и применение ответственности к высшим должностным лицам органов местного самоуправления [10, с. 564] как руководителям публично-правовых образований. Между тем ученые отмечают противоречивость применения отдельных правовых средств в составе юридической ответственности [11, с. 157] в контексте соблюдения условий муниципальной демократии [12, с. 160].
Еще задолго до принятия указанного федерального закона С.А. Авакьяном исследовались особенности федерального вмешательства в дела регионов [13, с. 20], что, как представляется, повлияло на дальнейшее исследование вопросов о конституционно-правовой ответственности в сфере федеративных отношений, разновидностью которой является ответственность субъекта Российской Федерации. По мнению А.В. Безрукова и А.А. Кондрашева, в этих вопросах не существует единства мнений, поскольку все многообразие форм федерального вмешательства сводится к механизмам чрезвычайного положения и президентского правления как его «мягкой» (по характеру) и региональной (по типу) форме [7, с. 68]. В.А. Виноградов рассматривает федеральное вмешательство как меру конституционно-правовой ответственности, применяемую к субъектам Федерации [14, с. 193]. Между тем, по мнению А.В. Безрукова и А.А. Кондрашева, сведение всех мер конституционно-правовой ответственности субъекта Федерации к федеральному вмешательству необоснованно [7, с. 69].
В этом плане важно разграничить понятия «конституционно-правовая ответственность субъекта Федерации» и «конституционно-правовая ответственность органов власти субъектов Федерации». Последняя, на наш взгляд, не столько персонифици-
рует ответственность применительно к органам государственной власти и местного самоуправления, сколько применима в отношении конкретных должностных лиц, которые действительно могут привлекаться к юридической ответственности за нарушение норм конституционного законодательства. В этом смысле, по мнению М.П. Авдеенковой, «субъект Российской Федерации, как территориальное образование, не несет каких-либо негативных последствий [15, с. 24]. К ответственности могут быть привлечены отдельные физические и юридические лица, общественные объединения, но не субъект Федерации. По мнению М.С. Шайхуллина, органы муниципальной власти и их должностные лица должны строго соотносить данные людям обещания с их выполнением, в противном случае в гражданском обществе будет развиваться высокая степень недоверия к муниципальной власти как к уровню публичной власти, наиболее приближенной к населению [16, с. 154].
Следует усовершенствовать конструкцию ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 в части правомочий главы субъекта Федерации отрешать главу муниципалитета, пришедшего к власти посредством выборов местного значения. Реализация такого права может нарушать муниципальные права и интересы населения, поскольку глава, избранный на муниципальных выборах, подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, которые имеют право не согласиться с позицией главы субъекта Федерации по причине результативности деятельности главы муниципального образования по решению вопросов местного значения [16, с. 153]. Соглашаясь с этим, считаем необходимым отметить, что высшие должностные лица муниципальных образований, выступая
1 Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 апреля 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 52 (ч. I). Ст. 8973.
2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
как субъекты конституционно-правовых отношений, несут двойную ответственность - и перед населением (непосредственно), и перед государством - поскольку в последнем случае их деятельность должна соотноситься с общим государственным курсом на оперативное решение вопросов местного значения.
Орган государственной власти как юридическое лицо несет ответственность за принятие управленческих решений, особенно когда такие решения были приняты в коллегиальном (представительном) порядке. Если неправомерными решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления был причинен ущерб организациям, выполняющим социальные задачи, то помимо гражданско-правовой ответственности возникают основания для привлечения публично-правового образования к конституционно-правовой ответственности.
По мнению А.В.Безрукова и А.А. Кондра-шева, нецелесообразно, с методологических позиций, жесткое разделение ответственности органов власти субъекта и ответственности субъекта как территориального образования, поскольку применение мер ответственности и к органам власти, должностным лицам, и к субъекту федерации (изъятие части полномочий, понижение статуса) имеет общий правовой результат [7, с. 26]. Предлагаемое соотношение свидетельствует о самостоятельности предметной области конституционно-правовой ответственности, поэтому исследование понятийно-категориального аппарата институтов конституционного права в аспекте юридической ответственности позволяет раскрыть содержание конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации, которая подвергается различным оценкам в науке конституционного права.
Список литературы
1. Кравец И. А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории и практики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 / Уральская государственная юридическая академия. Екатеринбург, 2002. 48 с.
2. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. 473 с.
3. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России : учебник для юридических вузов. В 3-х томах. Т. 2. М., 2001. 831 с.
4. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал российского права. 1999. № 12. С. 36-47.
5. Лебедев В.А. Теоретические основы конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. № 1. С. 8-15.
6. Шайхуллин М.С. Проблемы правового регулирования эффективности использования материальных и иных ресурсов местного самоуправления // Права человека в диалоге государственной власти и гражданского общества : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню прав человека. В 2-х частях / отв. ред. Е.О. Тулупова. 2020. С. 220-225.
7. Безруков А.В., Кондрашев А.А. Законодательное регулирование конституционно-правовой ответственности в России: основные направления и перспективы. Красноярск, 2004. 98 с.
8. Чиркин В.Е. Публичная власть. М.: Юристъ, 2005. 174 с.
9. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО «Издательский дом «Городец» : «Формула права», 2004. 592 с.
10. Шайхуллин М.С. О некоторых вопросах реализации юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением // Академическая публицистика. 2021. № 4. С. 564-566.
11. Шайхуллин М.С. К вопросу о совершенствовании института юридической ответственности должностных лиц муниципальных образований // Матрица научного познания. 2021. № 8-1. С. 157-159.
12. Шайхуллин М.С. О некоторых гарантиях защиты главы муниципального образования при рассмотрении вопроса об удалении его в отставку // Матрица научного познания. 2021. № 4-2. С. 158-160.
13. Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2000. № 6. С. 20-49.
14. Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. М.: Институт права и публичной политики, 2005. 419 с.
15. Авдеенкова М.П. Конституционно-правовая ответственность в России: проблемы становления и реализации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 200 с.
16. Шайхуллин М.С. Актуальные проблемы юридической ответственности муниципальных органов власти // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 1. С. 153-154.
References
1. Kravec I. A. Formirovanie rossijskogo konstitucionalizma: problemy teorii i praktiki : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.02 / Ural'skaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya. Ekaterinburg, 2002. 48 s.
2. Avak'yan S.A. Aktual'nye problemy konstitucionno-pravovoj otvetstvennosti // Konstitucionno-pravovaya otvetstvennost': problemy Rossii, opyt zarubezhnyh stran / pod red. prof. S.A. Avak'yana. M., 2001. 473 s.
3. Bezuglov A.A., Soldatov S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii : uchebnik dlya yuridicheskih vuzov. V 3-h tomah. T. 2. M., 2001. 831 s.
4. Barcic I.N. Federativnaya otvetstvennost': ponyatie i vidy // Zhurnal rossijskogo prava. 1999. № 12. S. 36-47.
5. Lebedev V.A. Teoreticheskie osnovy konstitucionno-pravovoj otvetstvennosti sub"ektov Rossijskoj Federacii // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2001. № 1. S. 8-15.
6. Shaikhullin M.S. Problemy pravovogo regulirovaniya effektivnosti ispol'zovaniya material'nyh i inyh resursov mestnogo samoupravleniya // Prava cheloveka v dialoge gosudarstvennoj vlasti i grazhdanskogo obshchestva : sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Dnyu prav cheloveka. V 2-h chastyah / otv. red. E.O. Tulupova. 2020. S. 220-225.
7. Bezrukov A.V., Kondrashev A.A. Zakonodatel'noe regulirovanie konstitucionno-pravovoj otvetstvennosti v Rossii: osnovnye napravleniya i perspektivy. Krasnoyarsk, 2004. 98 s.
8. Chirkin V.E. Publichnaya vlast'. M.: Yurist", 2005. 174 s.
9. Konyuhova I.A. Sovremennyj rossijskij federalizm i mirovoj opyt: itogi stanovleniya i perspektivy razvitiya. M.: OAO «Izdatel'skij dom «Gorodec» : «Formula prava», 2004. 592 s.
10. Shaikhullin M.S. O nekotoryh voprosah realizacii yuridicheskoj otvetstvennosti organov i dolzhnostnyh lic mestnogo samoupravleniya pered naseleniem // Akademicheskaya publicistika. 2021. № 4. S. 564-566.
11. Shaikhullin M.S. K voprosu o sovershenstvovanii instituta yuridicheskoj otvetstvennosti dolzhnostnyh lic municipal'nyh obrazovanij // Matrica nauchnogo poznaniya. 2021. № 8-1. S. 157-159.
12. Shaikhullin M.S. O nekotoryh garantiyah zashchity glavy municipal'nogo obrazovaniya pri rassmotrenii voprosa ob udalenii ego v otstavku // Matrica nauchnogo poznaniya. 2021. № 4-2. S. 158-160.
13. Avak'yan S.A., Arbuzkin A.M., Arinin A.N. Federal'noe vmeshatel'stvo: koncepciya i proekt federal'nogo zakona // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 2000. № 6. S. 20-49.
14. Vinogradov V.A. Otvetstvennost' v mekhanizme ohrany konstitucionnogo stroya. M.: Institut prava i publichnoj politiki, 2005. 419 s.
15. Avdeenkova M.P. Konstitucionno-pravovaya otvetstvennost' v Rossii: problemy stanovleniya i realizacii : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2003. 200 s.
16. Shaikhullin M.S. Aktual'nye problemy yuridicheskoj otvetstvennosti municipal'nyh organov vlasti // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2019. № 1. S. 153-154.
Информация об авторе (авторах): Головченко Юлия Рамилевна, слушатель 5 курса Уфимского юридического института МВД России (450000, Россия, Уфа, ул. Муксинова, 2).
Information about the author(s): Golovchenko Yulia Ramilevna, 5th year student of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (450000, Russia, Ufa, Muksinova St., 2).
Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 18.03.2024; принята к публикации 08.05.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 09.01.2024; approved after 18.03.2024 review; accepted for publication 08.05.2024.