Научная статья на тему 'Характеристика кадрового обеспечения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (по материалам Нижегородской области)'

Характеристика кадрового обеспечения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (по материалам Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТАМИ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / MEDICAL STAFF / PROVISION WITH EXPERTS / WAGES / AVERAGE AGE / QUALIFICATION LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гурьянов' М. С., Камаев' И. А., Сутырина О. М., Гурвич Н. И.

Представлены результаты анализа качественных и количественных показателей, характеризующих состояние кадрового ресурса медицинских учреждений Нижегородской области. Выявленные тенденции свидетельствуют о необходимости неотложных государственных мероприятий по улучшению социальной защиты работников здравоохранения, внедрению эффективных стимулирующих методов оплаты труда и совершенствованию системы профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гурьянов' М. С., Камаев' И. А., Сутырина О. М., Гурвич Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF STAFF SUPPLYING IN FRAMEWORKS OF THE PRIORITY NATIONAL PROJECT IN THE SPHERE OF PUBLIC HEALTH (on Nizhniy Novgorod materials)

Analysis results of the qualitative and quantitative indices characterizing the state of the Nizhniy Novgorod region medical institutions' staff resource are presented in the article. Defined tendencies demonstrate the necessity of urgent state measures for improvement of social protection of health care personnel, for introduction of effective encouraging methods of labour payment and for improvement of professional training system

Текст научной работы на тему «Характеристика кадрового обеспечения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (по материалам Нижегородской области)»

УДК 614.25.007(470.341)

М.С.Гурьянов1, И.А.Камаев1, О.М.Сутырина2, Н.И.Гурвич1

= = ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИОРИТЕТНОГО л л = НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

л = л = (по материалам Нижегородской области)

'Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава» ТУЗ «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А.Семашко»

M.S.Gouryanov, I.A.Kamayev, O.M.Soutyrina, N.I.Gourvich

= = CHARACTERISTICS OF STAFF SUPPLYING IN FRAMEWORKS

OF THE PRIORITY NATIONAL PROJECT IN THE SPHERE OF PUBLIC HEALTH Л Л Л = (on Nizhniy Novgorod materials)

1 Department of Public Health and Health Care Nizhniy Novgorod State Medical Academy

2Nizhniy Novgorod Regional Clinical Hospital named after N.A.Semashko

Реферат. Представлены результаты анализа качественных и количественных показателей, характеризующих состояние кадрового ресурса медицинских учреждений Нижегородской области. Выявленные тенденции свидетельствуют о необходимости неотложных государственных мероприятий по улучшению социальной защиты работников здравоохранения, внедрению эффективных стимулирующих методов оплаты труда и совершенствованию системы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: медицинский персонал, обеспеченность специалистами, заработная плата, средний возраст, уровень квалификации.

Abstract. Analysis results of the qualitative and quantitative indices characterizing the state of the Nizhniy Novgorod region medical institutions' staff resource are presented in the article. Defined tendencies demonstrate the necessity of urgent state measures for improvement of social protection of health care personnel, for introduction of effective encouraging methods of labour payment and for improvement of professional training system.

Key words: medical staff, provision with experts, wages, average age, qualification level.

Успешное преодоление организационных и финансовых проблем в деятельности лечебно-профилактических учреждений позволит вывести отечественное здравоохранение на уровень европейских стандартов качества медицинской помощи. В этой связи вопросы обеспеченности населения специалистами с высшим и средним медицинским образованием, их профессиональной подготовки, создания безопасных условий труда и достойного уровня жизни становятся стратегическими факторами формирования национальной политики в сфере здравоохранения.

Анализ динамики кадрового обеспечения лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области свидетельствует о наличии дефицита медицинского персонала, наблюдающегося в течение ряда последних лет. В 2007 г. показатель обеспеченности врачами населения территории составил 40,3 на 10 000 населения, средними медицинскими работниками — 94,1, что ниже уровней Приволжского федерального

округа соответственно на 18 и 20% и Российской Федерации — на 12 и 13% (рис. 1).

7-летняя динамика уровня обеспеченности населения медицинскими кадрами по территории в целом достаточно стабильна, вместе с тем имеет место постепенное снижение данных показателей в Нижнем Новгороде и районах Нижегородской области. Значимая убыль показателя обеспеченности медработниками городского населения отмечается с 2005 г., что по времени совпадает с началом запуска приоритетного национального проекта «Здоровье». За данный период уровень обеспечения врачами снизился на 13,2%, медсестрами — на 15,0%.

В районах области за тот же временной интервал значимых потерь не наблюдалось. Вместе с тем, анализируя данные показатели по отдельным районам области, следует иметь в виду, что усредненный итоговый показатель не дает исчерпывающей характеристики состояния кадрового ресурса ЛПУ. Вариабельность уровня до-

О -

94;3

_'" о

97.2

•1» о

--83,7"-

"74,15"

--------------------яу - ---------о

"■92,8 954 ^ М.9 .. 94 Д.

_ .-О- ■ ...............¿.у-г.............................................

"--85,-ф-—-"^йб.......^ЗГ "" - —Ц

— % ^ О .........- - 79Г8 " л О -74-4 -

-72:9" 72,9 ' -73,8?'

.7ЭА...У..-

пл.

63,6

62,3

"8

--З^.О-- "38;б"

гчпл

'' 3 7 7'' 38'6

.-39,-7-. •- 4$- - - - 39-6 - -38,2......... 3^* ........37,3.,

-40,2-

д

33,1

«---«# 39,2'

"7А.32 Д.

□ -■-■* -•■ -ЕЗ »- -

..19,9... .. .20,3.

...19,

5-..........№,5

ш..„.

»□ . ... . „р ' 'Т9,2'' Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

— .. * Средний медперсонал (г.Н.Новгород)

—™ О - Средний медперсонал (районы Нижегородской области)

» 'О • Средний медперсонал (территория в целом)

Д Врачи (г.Н.Новгород)

' Шг ' Врачи (районы Нижегородской области)

— .— Врачи (территория в целом)

Рис. 1. Динамика показателя обеспеченности населения Нижегородской области врачами и средним медицинским персоналом за 2001—2007 гг. (на 10 000 населения)

статочно велика, в частности в 2007 г. в трех из 48 районов области показатель обеспеченности врачами не достигал и 10 физических лиц на 10 000 населения, в 8 районах он был ниже 15°/ооо. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении обеспеченности средним медперсоналом, так как в 10 районах показатель в течение трех последних лет не поднимается выше 65 °/ооо-

Недостаток медицинских кадров в большинстве ЛПУ компенсируется за счет совместительства должностей. Динамика показателя совместительства в районах области за исследуемый 7-летний период минимальна, он составляет в среднем по районам области 1,57% среди врачей и 1,17% среди медсестер. По Нижнему Новгороду имеет место небольшой подъем показателя совместительства в 2004—2005 гг. с последующим спадом к 2006—2007 гг. до прежнего уровня. В среднем доля совместительства среди городских врачей составляет 1,37%, медсестер — 1,31%. Разность в уровне совместительства между городскими и районными медицинскими учреждениями также достаточно стабильна и свидетельствует о наиболее остро выраженном дефиците врачей в районных ЛПУ и медсе-

стер — в городских государственных медучреждениях.

Широкое использование совместительства в качестве основного инструмента для нивелирования недостатка медперсонала позволяет медучреждениям добиваться относительно высоких показателей укомплектованности штатными должностями. В 2007 г. укомплектованность ЛПУ штатными должностями среднего медперсонала как в районах области, так и в городе составила 97,7%, по территории в целом она еще более приближалась к полной, составляя 98,0%. Ситуация по укомплектованности ЛПУ должностями врачей менее позитивна, составляя 92,1% в районах области, 92,9% — в городе и 93,7% — по территории в целом.

Анализируя количественный состав медицинских кадров, необходимо иметь в виду, что снижение обеспеченности населения медработниками отчасти связано с демографической убылью населения и соответственно с сокращением потребности ЛПУ в медицинском персонале. Но материалы исследования свидетельствуют, что выявленная тенденция в значительно большей степени обусловлена истинным уменьшением числа

работников бюджетного здравоохранения в связи с их оттоком в коммерческие структуры. В течение 7-летнего периода численность медицинских работников по территории в целом сократилась на 3 127 человек, из них 20,9% составили врачи и 79,1% — медработники среднего звена. С учетом меньшего количественного состава врачебного персонала данное сокращение также представляет значимые потери для здравоохранения.

Убыль сестринского и врачебного контингента в районах области и в городе происходит достаточно пропорционально. С 2001 г. численность средних медицинских работников по городским ЛПУ сократилась на 21%, по районным — на 18%. Темп убыли врачебных кадров в городе составил 28%, в районах области — 16%.

В итоге соотношение врачебного и среднего медперсонала в течение 7 лет имеет незначительные колебания. По территории в целом оно в среднем составило 1:2,4, по ЛПУ территории — 1:2,72, по районам области — 1:4,06, по городу — 1:2,0. Тем не менее регистрируемое стабильное соотношение медицинских работников среднего и высшего звена не является оптимальным для рациональной организации труда в лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с европейскими стандартами качества медицинской помощи и отечественными критериями нормирования труда в учреждениях здравоохранения оптимальным считается следующее соотношение: для города — 1 врач на 3—5 медработников среднего звена, для сельских районов — 1 врач на 5—8 медработников среднего звена. Смещение этого баланса ведет к перераспределению врачебных и сестринских функций, не позволяет выполнять работникам свои трудовые обязанности в полном объеме и с надлежащим качеством, что, естественно, снижает доступность медицинской помощи населению и ее эффективность.

За рассматриваемый период пик сокращения численности медперсонала в районных медучреждениях отмечался в 2002—2003 гг. (темп убыли как врачей, так и медсестер составил 10%). В городских ЛПУ пик кадровых потерь сформировался позже — в 2005—2006 гг. (темп убыли численности врачей — 12%, медсестер — 13%).

Зарегистрированный больший отток медицинских кадров из городских государственных медучреждений вполне закономерен, поскольку в городе легче найти альтернативное рабочее место в коммерческой медицинской структуре или любой другой, более прибыльной сфере экономики. Вместе с тем годы, в течение которых наблюдались наибольшие кадровые потери в отрасли, являются свидетельством не всегда планомер-

ных и адекватных структурных преобразований в системе здравоохранения, повлекших за собой вынужденные массовые сокращения медицинских работников (временная ликвидация ФАПов, закрытие маломощных сельских участковых больниц, экономически не обоснованное перепрофилирование коечного фонда в некоторых стационарах и др.).

Следует также подчеркнуть, что покрытие кадрового дефицита за счет совместительства влияет не только на качество медицинской помощи населению, но также является фактором нерациональной организации труда, негативно воздействующим на здоровье изучаемого контингента. Исходя из материальных соображений, медработники обычно охотно соглашаются на совместительство, дополнительные ночные дежурства, в том числе в выходные и праздничные дни, нередко подвергая себя чрезмерным физическим и психологическим нагрузкам с ущербом для здоровья. Однако избежать совместительства пока достаточно проблематично для большинства бюджетных медицинских учреждений, поскольку кадровый дефицит и низкий уровень оплаты труда являются основными замыкающими элементами в круге отраслевых проблем.

По данным областного комитета профсоюза работников здравоохранения, средний уровень заработной платы среди рядовых сотрудников ЛПУ Нижегородской области пока остается достаточно низким, несмотря на доплаты и надбавки работникам первичного сектора здравоохранения и некоторым другим категориям медработников в связи с деятельностью в рамках национального проекта «Здоровье» (рис. 2).

В 2007 г. средняя заработная плата работников здравоохранения по Нижегородской области составила 7 470 рублей, что на 30% меньше среднего уровня по РФ. Можно отметить, что эта диспропорция между местным и республиканским уровнем зарплаты в последние два года имеет тенденцию к росту — в 2004 и 2005 гг. разность составляла 26%.

Анализируя динамику соотношения средней заработной платы медработников и среднего прожиточного минимума трудоспособного населения Нижегородской области, можно констатировать плавные позитивные сдвиги. Так, если в 2004 г. зарплата превышала прожиточный минимум всего лишь в 1,4 раза, то в 2005 г. — уже в 1,6 раза, в 2006 г. — в 1,8 раза, в 2007 г. — в 2 раза. Однако динамика соотношения зарплаты с минимальным размером оплаты труда имеет обратную зависимость. В течение 2004—2006 гг. средний заработок в государственных учреждениях здравоохранения составлял приблизительно 6 МРОТ, но в 2007 г.

Рис. 2. Средняя заработная плата работников здравоохранения Нижегородской области в соотношении с прожиточным минимумом, МРОТ и средним республиканским уровнем (по данным Нижегородского областного комитета профсоюза работников здравоохранения

за 2004—2007 гг.; в рублях)

2004

2005

2006

2007

Годы

• Средняя заработная плата работников здравоохранения Нижегородской области ПСредняя заработная плата работников здравоохранения РФ

• Прожиточный минимум для трудоспособного населения по Нижегородской области

• Минимальный размер оплаты труда на конец года (МРОТ)

он стал равен размеру трех МРОТ. Данная диспропорция, естественно, связана с повышением МРОТ в абсолютных числах, произошедшим на фоне растущей в стране инфляции, но она также свидетельствует о снижении покупательной емкости заработной платы медицинских работников.

Кроме того, нельзя забывать, что в официальных отчетах приводятся общие усредненные значения по заработной плате работников здравоохранения, которые, естественно, возросли после повышения оплаты труда специалистов участковой службы. Уровень зарплаты данного контингента медработников существенно возрос в 2006—2007 гг. (до 13—15 тыс. рублей — для врачей и до 7—9 тыс. рублей — для медсестер), но специалисты первичного звена и общей практики представляют менее десятой части всего медперсонала ЛПУ территории. В настоящее время большая часть специалистов, работающих в стационарных, специализированных, амбулаторных учреждениях не участкового типа, по-прежнему не имеют регулярных компенсационных выплат и испытывают материальные трудности.

Анализ качественного состава медицинских работников включал стандартные социально-гигиенические параметры: возраст, стаж работы в отрасли, уровень квалификации, наличие сертификата специалиста.

Изучение возрастной характеристики медицинских кадров по материалам Нижегородского областного комитета профсоюза работников здравоохранения показало, что, несмотря на современные отечественные тенденции кадровой политики, омоложение кадрового состава в государственных медучреждениях происходит довольно медленными темпами. Так, если в 2004 г. средний возраст сестринского контингента составлял (38,6±0,7) года, а врачебного — (43,5±0,8) года, то к 2007 г. вопреки ожиданиям он понизился незначительно, составив для медсестер (37,7±0,7) года, для врачей — (41,9± 0,9) года. То есть в течение трех последних лет в возрастной структуре медработников лечебно-профилактических учреждений области отчетливо прослеживается превалирование лиц возрастной группы 36—45 лет. Вместе с тем численность молодых специалистов практически неизменна, она составляет лишь десятую долю от всего медперсонала.

Данное возрастное распределение отчасти объясняется общемировыми тенденциями к удлинению периода профессионального становления, связанными с расширением образовательных возможностей, отчасти обусловлено трудоустройством выпускников медицинских образовательных учреждений в частный сектор здравоохранения или иные немедицинские структуры. Лица предпенсионного возраста, наоборот, стараются не

менять своих рабочих мест, так как боятся не найти работу вне привычной сферы деятельности. Поэтому именно они и представляют «трудовой костяк» бюджетного звена здравоохранения.

Возрастная структура медицинских кадров корреспондирует с данными о продолжительности трудового стажа. Большая часть работников ЛПУ Нижегородской области представлена специалистами с длительным трудовым стажем и соответственно с большим опытом работы. Треть медработников имеют стаж работы в отрасли свыше 20 лет и более четверти — от 11 до 19 лет. Медицинские кадры, проработавшие в отрасли до 7 лет, составляют примерно пятую часть всего профессионального контингента. По данным социологов, именно молодые сотрудники в возрасте до 30 лет с небольшим трудовым стажем формируют группу риска по частой смене места работы или даже профессии.

Следует подчеркнуть, что отток молодых кадров из бюджетных медицинских учреждений наносит весомый ущерб государству в форме неэффективных затрат на их профессиональное образование и снижения темпов освоения новых медицинских технологий. Следовательно, в целях закрепления молодых специалистов в отрасли на них в наибольшей степени должны быть ориентированы программы социальной поддержки по обеспечению жильем, льготным кредитованием и дополнительными компенсационными выплатами.

Анализ динамики показателей аттестации медицинских кадров свидетельствует о медленных, но тем не менее позитивных изменениях. В течение четырех последних лет доля средних медицинских работников, не имеющих категории, сократилась на 17%, врачей — на 9%. В то же время численность специалистов высшей категории к 2007 г. выросла в 1,4 раза среди медсестер и в 1,2 раза — среди врачей, их доля в структуре медперсонала составила более трети (35,6% сестринского и 37,1% врачебного контингента). Следует отметить, что увеличение доли специалистов с высшим квалификационным уровнем происходило в основном за счет профессионального резерва первой категории, поскольку доля лиц со второй категорией в течение ряда лет остается практически неизменной (около 1% — среди врачей и 5% — среди медсестер).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сравнении с другими регионами территориальные показатели категорийности и сертификации медицинских работников являются достаточно высокими. Но их нельзя считать оптимальными, поскольку количество медработников без квалификационной категории в 2 раза превышает число молодых специалистов (с трудовым стажем

менее трех лет), не имеющих основания для ее присвоения.

В качестве положительного сдвига в повышении профессионального уровня медперсонала за последние четыре года следует считать прирост на 15% среднего медицинских персонала и на 10% числа врачей, имеющих сертификат специалиста, их доля к 2007 г. составила соответственно 83,2 и 92,4%. Вместе с тем необходимо обратить внимание на тот факт, что десятую долю кадрового контингента учреждений здравоохранения территории до сих пор составляют специалисты, которые по правовым инструкциям не должны быть допущены к работе.

Выводы. Резюмируя характеристику кадрового состава медицинских учреждений территории, можно выделить несколько узловых моментов, во многом определяющих перспективу поэтапной реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Показатель обеспеченности населения медицинским персоналом в течение 2001 — 2007 гг. находится на стабильно низком уровне, его снижение в последние три года наиболее отчетливо выражено в городских и районных лечебно-профилактических учреждениях.

Вторым дестабилизирующим фактором следует считать совместительство, более распространенное в городских медицинских учреждениях в качестве наиболее простого метода покрытия кадрового дефицита.

Главным фактором, влияющим на отток специалистов из отрасли, следует признать низкий уровень оплаты труда, который до настоящего времени не компенсируется доплатами для большей части врачебного и среднего медицинского персонала, не занятого в первичном звене медицинской помощи.

Качественный состав кадрового резерва отрасли пока нельзя считать оптимальным. В процессе реализации приоритетного национального проекта к 2006 г. планировалось привлечь в участковую службу молодых квалифицированных специалистов, среди которых должно было быть около 2 000 выпускников медицинских вузов. Однако изменения произошли в основном только за счет кадровых перестановок в подразделениях. На пороге внедрения проекта в участковой службе в большинстве остались наиболее «конъюнктурные» специалисты, продолжая трудиться на том же профессиональном уровне, что и до повышения оплаты труда. Кроме того, в первичное звено медицинской помощи устремились работники стационаров и других низко оплачиваемых подразделений, не имеющие или утратившие навыки первичного контакта с пациентами, не подготовленные к специфике профилак-

тической и диспансерной работы в амбулаторном звене.

Результаты анализа в возрастном аспекте наглядно свидетельствуют, что омоложение состава медработников участковой службы произошло большей частью за счет сокращения сотрудников пенсионного возраста, не выдержавших конкуренции, развернувшейся во многих поликлинических учреждениях после обещанных дополнительных денежных выплат. Приток молодежи пока происходит медленными и не поступательными темпами. Доля медработников, имеющих квалификационные категории, постепенно увеличивается, но непропорционально выработанному трудовому стажу и опыту работы. Также нельзя упускать из вида тот факт, что в настоящее время

в учреждениях здравоохранения десятая часть медработников не имеют сертификатов специалиста и соответственно — юридического права быть допущенными к работе.

Таким образом, для дальнейшей успешной реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» требуется срочное принятие ряда государственных мер по усилению социальной защиты работников здравоохранения, повышению престижа медицинской профессии, внедрению эффективных методов закрепления молодых специалистов в отрасли, справедливому распределению материальных средств между работниками всех подразделений системы здравоохранения, а также по совершенствованию системы профессиональной подготовки медицинских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.