Научная статья на тему 'Общественное мнение о состоянии системы здравоохранения в Республике Северная Осетия Алания'

Общественное мнение о состоянии системы здравоохранения в Республике Северная Осетия Алания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
469
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНЫ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / REGIONALIZATION / MEDICAL AND SOCIOLOGICAL RESEARCH / AVAILABILITY OF MEDICAL AID / MEDICAL AID QUALITY / HEALTHCARE REFORM / MEDICAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демуров Таймураз Мисостович, Михайлева Наталья Юрьевна, Чеджемов Алан Юрьевич

Система здравоохранения требует постоянного научного анализа взаимосвязи между идеями реформы, реалиями ее осуществления и отношения к этим процессам, как населения, так и непосредственно работающих в системе медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Демуров Таймураз Мисостович, Михайлева Наталья Юрьевна, Чеджемов Алан Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthcare system demands a constant scientific analysis of interrelation between the ideas of reform, realities of its implementation and attitude towards it of both population and medical personnel who work in the system.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение о состоянии системы здравоохранения в Республике Северная Осетия Алания»

Общественное мнение о состоянии системы здравоохранения в Республике Северная Осетия — Алания

Т. М. Демуров

(Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Территориальный фонд обязательного МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ),

Н. Ю. МИХАЙЛЕВА, А. Ю. Чеджемов (Северо-Осетинский государственный университет, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия — Алания)*

Система здравоохранения требует постоянного научного анализа взаимосвязи между идеями реформы, реалиями ее осуществления и отношения к этим процессам, как населения, так и непосредственно работающих в системе медицинских работников.

Ключевые слова: регионализация, медико-социологическое исследование, доступность медицины, качество медицины, медицинская помощь, реформа здравоохранения, медицинское страхование.

Public Opinion on the Condition of Healthcare System in the Republic of North Ossetia — Alania

T. M. Demurov

(North-Ossetian State Medical Academy, the Regional Fund of Compulsory Medical Insurance of the Republic of North Ossetia — Alania),

N. Yu. Mikhaileva, A. Yu. Chedzhemov

(North-Ossetian State University, the Regional Fund of Compulsory Medical Insurance of the Republic

of North Ossetia — Alania)

Healthcare system demands a constant scientific analysis of interrelation between the ideas of reform, realities of its implementation and attitude towards it of both population and medical personnel who work in the system.

Keywords: regionalization, medical and sociological research, availability of medical aid, medical aid quality, medical aid, healthcare reform, medical insurance.

О необходимости перемен в российском населению. С момента последнего реформи-

здравоохранении говорят на всех уров- рования системы здравоохранения прошло

нях властных структур, причиной чему стали уже более 15 лет, и за этот период стало оче-

накопившиеся противоречия в организации видно: государственные гарантии по обеспе-

и порядке оказания медицинской помощи чению российских граждан бесплатной ме-

* Демуров Таймураз Мисостович — доктор медицинских наук, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Северо-Осетинской государственной медицинской академии, исполнительный директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО — Алания. Тел.: +7 (8672) 75-77-61. Эл. адрес: tfrsoa@mail.ru

Михайлева Наталья Юрьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры устойчивого развития горных территорий Северо-Осетинского государственного университета, ведущий специалист отдела мониторинга субъектов системы ОМС Территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО — Алания. Тел.: +7 (8672) 55-24-45. Эл. адрес: тота-5@ rambler.ru

Чеджемов Алан Юрьевич — аспирант Северо-Осетинского государственного университета, ведущий специалист отдела мониторинга субъектов системы ОМС Территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО — Алания. Тел.: +7 (8672) 55-24-45. Эл. адрес: alanche@mail.ru

дицинской помощью не выполняются в полном объеме, а возможности в получении медицинской и лекарственной помощи зависят от региональных особенностей системы здравоохранения.

Регионализация являлась одним из направлений реформы в здравоохранении, целью которой было децентрализировать управление отраслью с делегированием многих функций на местный уровень. Децентрализация управления здравоохранением предполагала эффективный способ улучшения медицинского обслуживания и оптимального распределения ресурсов с учетом региональных особенностей. Однако децентрализация управления здравоохранением существенно ограничила возможность обеспечения гарантированного минимума медицинской помощи для всех групп населения. Наблюдается тенденция к ослаблению взаимодействия между отдельными уровнями оказания медицинской помощи и службами здравоохранения.

По мнению академика РАМН О. П. Ще-пина, регионализация нуждается в идеологических принципах и практических мероприятиях органов управления всех уровней для преодоления проблем, связанных с охраной здоровья и оказанием медицинской помощи населению региона, т. е. в четкой и действенной политике (Щепин, Овчаров, Филатов, 2000: 1).

Проблема качества и социальной доступности медицинской помощи уже давно получила статус социальной проблемы, решение которой зависит от возможности мобилизации ресурсов для реализации властных и общественных инициатив.

В современных условиях социальная доступность рассматривается не просто как реализация возможности осуществления первого контакта с системой здравоохранения, но и как понятие, включающее процесс прохождения пациентом всех стадий медицинской помощи — от момента вступления во взаимодействие с врачом до получения конечного результата в виде реальных сдвигов в улучшении состоянии его здоровья.

Социальная доступность медицинской помощи трактуется через систему показателей, отражающих наличие или отсутствие сложностей в получении медицинской помощи, в том числе связанных с территориальной доступностью учреждения здравоохранения; адекватностью режима работы учреждения, специалистов; организацией приема, порядком госпитализации, возможностью получения ожидаемой диагностической, консультативной, лечебной и профилактической помощи; доступностью необходимых лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, в том числе лекарственной помощи (Решетников, 2007: 2).

Проблема качества оказанной медицинской помощи, зависит от множества факторов, самыми важными (и самыми заметными) из которых являются отношение медицинских работников к своим прямым обязанностям, профессиональные характеристики персонала, условия пребывания пациентов в лечебно-профилактическом учреждении (далее — ЛПУ), организация и порядок работы ЛПУ, подразделений, специалистов, состояние лекарственного обеспечения лечебно-диагностического процесса. От качества оказанного медицинского обслуживания граждане получают или не получают чувство удовлетворения, которое сопровождает его в течение долгого времени.

Для оценки качества медицинской помощи Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает использовать показатель удовлетворенности населения организацией и качеством медицинской помощи.

Удовлетворенность медицинской помощью — оценочный показатель, интегрирующий отражение объективного состояния системы здравоохранения и эмоциональное восприятие ее личностью, представляющий и выражающий интересы определенных групп и слоев населения (Демуров, Щепин, 2003: 3).

Поиск оптимальных путей реформирования здравоохранения требует постоянного научного анализа взаимосвязи между идея-

ми реформы, реалиями ее осуществления и отношения к этим процессам как населения, являющегося потребителями медицинской помощи и основным «заказчиком» реформы здравоохранения, так и непосредственно работающих в системе врачей и руководителей.

Мнение медицинских работников о качестве и социальной доступности медицинской помощи в ЛПУ очень важно, потому что в системе здравоохранения врач является центральной фигурой, и его позиция, поведенческие установки и практики в конечном счете, определяют качество медицинских услуг.

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия — Алания (далее — ТФ ОМС) совместно с кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФПДО СевероОсетинской государственной медицинской академии в период с сентября по декабрь

2009 г. было проведено медико-социологическое исследование (далее — МСИ) по теме: «Общественное мнение о состоянии системы здравоохранения в Республике Северная Осетия — Алания». Объектом данного МСИ стали медицинские работники лечебно-профилактических учреждений РСО — Алания с объемом выборочной совокупности 3062 чел. При существующей генеральной совокупности ошибка выборки составляет 3,0-4,0%.

В ходе исследования был использован метод основного массива, охватывающий большую часть единиц изучаемого объекта наблюдения. Для получения достоверных данных при анкетировании медработников учитывалось реальное соотношение врачебного и среднего медицинского персонала. Число единиц наблюдения отбиралось пропорционально численности медработников конкретного ЛПУ (около 50% от всей численности медработников) с учетом занимаемой должности (выборка предусматривала следующее процентное деление респондентов: 60% — средний медицинский персонал, 38% — врачи, 2% — администрация). Выборка по полу, возрасту и образованию в исследовании была случайной.

В ходе МСИ были охвачены субъекты системы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС), а именно 23 ЛПУ, из которых 8 — центральные районные больницы (ЦРБ) 8 районов Северной Осетии, а 15 — ЛПУ г. Владикавказа.

Опрос медицинских работников проводился при помощи метода анкетирования. Анкета была разработана сотрудниками отдела мониторинга субъектов системы ОМС ТФОМС РСО — Алания. При составлении перечня показателей учитывались: материально-техническая обеспеченность лечебнодиагностического процесса; условия труда и отдыха; степень реализации профессиональных возможностей; возможности квалификационного и карьерного роста; уровень социальной защищенности; социальнопсихологический климат в коллективе и др.

Исходя из результатов исследования, мы составили «портрет» медицинского работника, работающего в системе ОМС Северной Осетии:

— «портрет» главного врача: женщина в возрасте 60 лет и старше со стажем работы в области здравоохранения более 20 лет, имеющая сертификат по социальной гигиене и организации здравоохранения;

— «портрет» врача: женщина в возрасте 45 лет и старше, со стажем работы в области здравоохранения более 20 лет, имеющая сертификат по клинической специализации;

— «портрет» медсестры: женщина в возрасте 30-44 лет, со стажем работы в области здравоохранения около 20 лет, имеющая сертификат по клинической специализации.

Преобладающий процент женщин среди респондентов — 88,6% в принципе отражает общую картину занятости в системе российского здравоохранения.

В данном МСИ опрошенные медицинские работники выступали в качестве экспертов по оценке состояния системы здравоохранения, так как знают ее положительные и отрицательные характеристики изнутри. На вопрос «В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится здравоохранение Северной Осетии в настоящее время?» большинство рес-

пондентов отметили ее неблагополучное состояние (54,4%), благополучное состояние отметили 28,9% респондентов, затруднились ответить — 16,7%.

Неблагополучная оценка здравоохранения строится на неудовлетворительных показателях качества и социальной доступности медицинской помощи, оказываемой гражданам республики в ЛПУ, причиной чему является коррупция в системе здравоохранения и недофинансирование медучреждений республиканскими и муниципальными властями. Все это требует безотлагательных и кардинальных мер, направленных на стабилизацию системы здравоохранения. Не имея возможности развивать в равной мере все направления системы, органы управления здравоохранением должны обеспечить преимущественное развитие тех из них, которые способны дать наибольший эффект для улучшения показателей здоровья населения и степени удовлетворенности медицинскими услугами.

Неудовлетворение потребностей населения республики в медицинских услугах приводит к вынужденному потреблению их за пределами Северной Осетии, что крайне невыгодно как для бюджета граждан, так и для бюджета республики. По мнению всего небольшого процента респондентов (4,4%) существующая система здравоохранения в Северной Осетии учитывает потребности населения в медицинских услугах полностью.

Изменение экономической ситуации в стране всегда ведет за собой реформирование системы здравоохранения. Переход здравоохранения России в 90-е годы к обязательному медицинскому страхованию осуществлялся с реализацией новых программ по улучшению здоровья граждан, повышению доступности и качества медицинской помощи, достижению социальной справедливости при получении медицинской помощи.

Основной процент медицинских работников (75,8%) от введения системы ОМС ожидали повышения заработной платы, повышения доступности, качества и эффективности медпомощи пациентам — 62,6%, внед-

рения новых современных медицинских технологий — 52,6%, привлечения дополнительных финансовых средств в систему здравоохранения — 40,8%, рационального использования финансовых средств — 26,4%, ничего не ожидали — 5,5%, а затруднились ответить — 4,0%.

При замене «бесплатного» медицинского обслуживания советского периода на страховую и частную практику лечения важной составляющей социально-экономического статуса врача является материальное положение. В системе государственного и муниципального здравоохранения существующий способ оплаты труда приводит к ограничению материальных стимулов в деятельности медицинских работников. Слабая зависимость оплаты труда медработников и финансирования медучреждений от объемов и качества выполняемой работы приводит к общему низкому уровню здравоохранения. В рыночных условиях очень важно материальное стимулирование любого вида деятельности, в том числе врачебной. Повышение заработной платы в здравоохранении — важная составляющая социальноэкономического статуса врача в обществе.

У большинства респондентов надежды на улучшение системы здравоохранения от введения обязательного медицинского страхования полностью не оправдались — 54,7%, частично оправдались — 32,1%, полностью оправдались — 2,5%, затруднились ответить — 10,7%.

Институт обязательного медицинского страхования возник в РФ с 1992 г. С 2007 г. в РСО — Алания страховщиками в системе ОМС выступают страховые медицинские организации (СМО). СМО является юридическим лицом, защищающим права застрахованных на получение медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС. Исследование показало, что большинство медицинских работников недовольно работой страховых медицинских организаций.

Среди респондентов, кто недоволен работой СМО, большинство (65,3%) указали такую причину, как неудовлетворенность

формой оплаты труда, 27,5% указали необъективную оценку качества оказываемых медицинских услуг, 34,5% — многочисленность проводимых проверок, 11,7% — низкая профессиональная квалификация экспертов страховых медицинских компаний, 30,5% — вынужденное выполнение врачами не предусмотренных должностными обязанностями некоторых функций сотрудников СМО (раздача полисов, сбор различной информации о застрахованных и т. д.), 10,8% затруднились ответить.

Результаты исследования показали, что больше половины пациентов медучреждений не могут пройти весь цикл медицинского обследования и лечения бесплатно. Основные виды затрат при получении медицинской помощи у пациентов идут на приобретение лекарственных средств, прохождение диагностических видов обследования, прохождение лабораторных видов обследования, проведение операций, консультации у специалистов.

Основной причиной отсутствия возможности пройти весь цикл бесплатного медицинского обследования и лечения в ЛПУ Северной Осетии, по мнению опрошенных медработников, является недостаточное бюджетное финансирование и недостаточное финансирование по программе ОМС.

Результаты исследования определяют необходимость изыскания дополнительных источников финансирования для переоснащения ЛПУ современной медицинской техникой и целесообразность пересмотра норм, на базе которых рассчитывается потребность во врачах разной квалификации.

Отсутствие возможности пройти весь цикл бесплатного медицинского обследования и лечения в медучреждениях является причиной неудовлетворенности пациентов, которую они выражают в виде жалоб. Самая распространенная причина жалоб пациентов ЛПУ Северной Осетии — необходимость оплаты лекарственных препаратов и дополнительных обследований (38,7%), 20,5% недовольны условиями в больничных палатах, 9,8% — питанием, 8,0% — недобросовестным

выполнением функциональных обязанностей врачей, 7,4% — неудовлетворительным качеством лабораторной диагностики, 3,9% — недобросовестной работой младшего медицинского персонала, 18,8% — затруднились ответить.

По мнению академика РАМН А. В. Решетникова, вопрос, касающийся жалоб, является одним из самых ключевых в системе ОМС — так можно проверить степень компетентности населения в рамках системы ОМС. Отсутствие жалоб иногда говорит не о хорошей работе ЛПУ, а о субъективных и объективных недостатках. Объективные состоят в том, что часто, особенно на периферии, есть только одна больница и одна поликлиника на весь район. Субъективные — заключаются в незнании пациентами своих прав и нежелании медперсонала эти права удовлетворять.

Не секрет, что большинство граждан, обратившись в государственные и муниципальные медицинские учреждения, в обмен на предоставленные медицинские услуги выражали в какой-либо форме свою «благодарность». Большое значение имеет временной момент выражения «благодарности» — до или после оказания медицинских услуг, так как «стимулирование» медработников до начала лечения можно рассматривать как получение взятки. Можно сказать, что существует теневой рынок платных медицинских услуг в государственных медучреждениях, работающих в системе ОМС. Нелегальные платные медицинские услуги объясняют низкой заработной платой врача и несоответствием системы оплаты труда медперсонала условиям рыночных отношений. Однако в данном случае нужно говорить не столько о невысоких заработных платах медработников, сколько об их невысоких моральных принципах. В последнее время представители российских врачебных ассоциаций заговорили о разработке и принятии кодекса чести для медработников, который бы наряду с клятвой Гиппократа призывал к качественному выполнению должностных обязанностей.

Нам было интересно, насколько широко распространено в медучреждениях Северной Осетии выражение «благодарности» врачам со стороны пациентов в материальной форме до начала лечения. 11,5% респондентов считают, что такое явление широко распространено в ЛПУ Северной Осетии, 24,4% — редко, 35,3% — не распространено вообще и 28,8% — затруднились ответить. Инициаторами, определяющими размер «благодарности», по мнению респондентов, являются пациенты (29,6%). 10,0% опрошенных считают, что сложились определенные расценки на медицинские услуги. 4,7% считают, что врачи выступают в качестве инициаторов. 55,7% затруднились дать ответ на этот вопрос.

Проблема ухода квалифицированных кадров из медучреждений, входящих в систему ОМС, в настоящее время очень актуальна, так как материально-техническая база ЛПУ, существующая система оплаты труда и возможность повышать свой профессиональный уровень не выдерживают никакой критики. Материальный фактор при выборе места работы у респондентов стоит на первом месте, так как низкая заработная плата в ЛПУ является основной причиной ухода квалифицированных врачей.

Исследование показало, что определяющим механизмом, который положительно повлияет на работу медицинских работников в структуре здравоохранения, является увеличение оплаты труда. Выходит, что существующая система здравоохранения направляет поведение медработников на удовлетворение собственных потребностей, а не той системы, в которой они работают.

Материалы исследования позволяют сделать выводы о том, что государственное

и муниципальное здравоохранение, строящееся на системе обязательного медицинского страхования, в республике не может удовлетворить потребности населения в качественном медицинском обслуживании. Качеством и социальной доступностью медицинских услуг недовольны не только граждане республики, но и сами медицинские работники, предоставляющие их. Со стороны медицинских работников это объясняется недостаточным финансированием ЛПУ, которое складывается из-за дефицита республиканских и муниципальных средств, что в принципе свойственно для всех дотационных регионов РФ. Идея внедрения обязательного медицинского страхования — создание конкуренции на рынке поставщиков медицинских услуг, а также самих медицинских услуг — в настоящее время в Северной Осетии не реализована в полном объеме, что требует принятия организационных и правовых мер, а также совершенствования и дальнейшего развития системы обязательного медицинского страхования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Демуров, Т. М., Щепин В. О. (2003) Здравоохранение Республики Северная Осетия — Алания: структурная эффективность. М. : Весть.

Решетников, А. В. (2007) Социология медицины. М. : ГЭОТАР-Медиа.

Щепин, О. П., Овчаров, В. К., Филатов, В. Б. и др. (2000) Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000-

2010 гг. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. № 3. С. 3-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.