Научная статья на тему 'Характеристика инфраструктуры рынка потребительских товаров'

Характеристика инфраструктуры рынка потребительских товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1100
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика инфраструктуры рынка потребительских товаров»

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ А.Б. Турганбаева, декан экономического факультета Кокшетаунский институт экономики и менеджмента

В экономическую литературу понятие «инфраструктура» было введено в 1955 году американским ученым П. Розенштейн - Роданом, который определил ее как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.

По мнению М. К. Алимурадова, инфраструктура рынка - это комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного кругооборота между домохозяйствами и фирмой.

По определению профессора Кильского университета Р. Иохимсена, инфраструктура - это совокупность материальных, персональных и институциональных видов деятельности и их организаций, способствующих созданию хозяйственного единства на территории и выравниванию вознаграждения за одинаковые вложения целесообразно затраченных ресурсов, т.е. делающих возможными полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности.

Инфраструктура рынка потребительских товаров представляет собой объединение предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности, осуществляющих производственную, сбытовую, финансовую, банковскую, информационную, консалтинговую, транспортную и другие виды деятельности, направленные на создание условий для взаимовыгодного обмена между участниками рыночных отношений.

Выделяют инфраструктуру товарных рынков, в том числе рынка потребительских товаров, состоящую из подсистемы маркетинговых (торговых) посредников, складских хозяйств, подсистемы информационного обеспечения, подсистемы тароупаковоч-ной индустрии, подсистемы транспортного обеспечения, финансово-кредитной подсистемы, подсистем организационного и нормативно-правового обеспечения.

В.П. Федько, Н.Г. Федько классифицируют следующие элементы инфраструктурного комплекса товарного рынка и хозяйственные институты экономики:

1. Производители:

• потребности потребителей, воплощенные в продукт;

• материально-сырьевые ресурсы, обеспечивающие процесс производства;

• финансово-кредитные ресурсы;

• коммуникационное обеспечение;

• заказы-контракты на производство продукта;

• услуги, дополняющие продукт;

2. Рыночная инфраструктура:

а) торгово-посреднический комплекс, включающий в себя оптовое и розничное звено торговли;

• товарные склады и складские комплексы;

• мелкооптовые базы и магазины-склады;

б) посредническо-распределительный комплекс:

• товарные биржи;

• торговые дома;

• оптовые ярмарки, аукционы и выставки-продажи товаров;

• фирмы, занимающиеся посредничеством во внешней торговле;

в) сервисный комплекс:

• сервисные центры в разрезе отраслевой направленности;

• предприятия по оказанию производственных услуг;

• предприятия по производству и ремонту тары;

• лизинговые фирмы;

• пункты аренды недвижимости;

• транспортно-экспедиционные фирмы;

• структуры по сбору и переработке вторичных ресурсов и отходов производства;

г) рекламно-информационный и аналитический комплекс:

• региональные информационные центры;

• маркетинговые исследовательские центры;

• аудиторские центры и фирмы;

• рекламные фирмы.

3. Показатели:

• приобретение товаров, услуг;

• обратная информационная связь и формирование заказов на производство и обслуживание;

• денежное обеспечение.

Мировой опыт показывает, что уровень развития инфраструктуры рынка потребительских товаров соответствует положению производства, торговли, которые отражают состояние экономики в целом как на

макро -, так и на микроуровне.

В настоящее время инфраструктура рынка потребительских товаров в Республике Казахстан неокончательно сформировалась. Прежде всего, необходимо продолжить теоретические, научно -обоснованные исследования развития инфраструктуры на государственном уровне, затем разработать рычаги, стимулирующие организацию соответствующих подсистем на рынке потребительских товаров.

Рассмотрим состояние одного из элементов тор-гово-посреднического комплекса. Уровень развития его инфраструктуры не позволяет эффективно выполнять свои основные функции (коммуникативную, распределительную, компенсирующую, ценообразо-вательную, стабилизирующую, прогнозирующую, интегрирующую), что отражается на культуре рыночных отношений.

Перечислим ряд причин, характеризующих состояние торгово-посреднической деятельности в Казахстане:

• имеющаяся нормативно-правовая база, обеспечивающая деятельность сферы обращения, нуждается в доработке;

• дефицит профессиональных и высококвалифицированных работников в данной сфере;

• недостаточное применение научного подхода при формировании производственного и торгового ассортиментов;

• слабое внедрение маркетинговых инструментов при организации производства, сбыта и продвижения на рынок потребительских товаров;

• выборочное использование достижений научно-технического прогресса, прогрессивных методов торговли;

• морально и физически устаревшие основные фонды;

• ограниченные финансовые возможности субъектов малого и среднего бизнеса для усовершенствования коммерческой деятельности;

• предложение потребительских товаров отечественного производства не полностью удовлетворяет спрос по количественным и качественным позициям.

Положение сложившейся в республике инфраструктуры рынка потребительских товаров во многом определяется вмешательством государства. Следовательно, необходимо разработать научные подходы, экономические методы, стимулы для поддержания и развития комплекса институтов исследуемого рынка на государственном уровне с целью достижения экономического роста в производственной и сбытовой сферах.

Литература

1. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В. Г. Алиева.- М.: ЗАО Изд-во «Экономика»», 2002.

2. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

3. Организационно-экономические проблемы функционирования рыночной инфраструктуры / Под ред. Е.Б. Муханова. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.