ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ А.Б. Турганбаева, декан экономического факультета Кокшетаунский институт экономики и менеджмента
В экономическую литературу понятие «инфраструктура» было введено в 1955 году американским ученым П. Розенштейн - Роданом, который определил ее как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.
По мнению М. К. Алимурадова, инфраструктура рынка - это комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного кругооборота между домохозяйствами и фирмой.
По определению профессора Кильского университета Р. Иохимсена, инфраструктура - это совокупность материальных, персональных и институциональных видов деятельности и их организаций, способствующих созданию хозяйственного единства на территории и выравниванию вознаграждения за одинаковые вложения целесообразно затраченных ресурсов, т.е. делающих возможными полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности.
Инфраструктура рынка потребительских товаров представляет собой объединение предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности, осуществляющих производственную, сбытовую, финансовую, банковскую, информационную, консалтинговую, транспортную и другие виды деятельности, направленные на создание условий для взаимовыгодного обмена между участниками рыночных отношений.
Выделяют инфраструктуру товарных рынков, в том числе рынка потребительских товаров, состоящую из подсистемы маркетинговых (торговых) посредников, складских хозяйств, подсистемы информационного обеспечения, подсистемы тароупаковоч-ной индустрии, подсистемы транспортного обеспечения, финансово-кредитной подсистемы, подсистем организационного и нормативно-правового обеспечения.
В.П. Федько, Н.Г. Федько классифицируют следующие элементы инфраструктурного комплекса товарного рынка и хозяйственные институты экономики:
1. Производители:
• потребности потребителей, воплощенные в продукт;
• материально-сырьевые ресурсы, обеспечивающие процесс производства;
• финансово-кредитные ресурсы;
• коммуникационное обеспечение;
• заказы-контракты на производство продукта;
• услуги, дополняющие продукт;
2. Рыночная инфраструктура:
а) торгово-посреднический комплекс, включающий в себя оптовое и розничное звено торговли;
• товарные склады и складские комплексы;
• мелкооптовые базы и магазины-склады;
б) посредническо-распределительный комплекс:
• товарные биржи;
• торговые дома;
• оптовые ярмарки, аукционы и выставки-продажи товаров;
• фирмы, занимающиеся посредничеством во внешней торговле;
в) сервисный комплекс:
• сервисные центры в разрезе отраслевой направленности;
• предприятия по оказанию производственных услуг;
• предприятия по производству и ремонту тары;
• лизинговые фирмы;
• пункты аренды недвижимости;
• транспортно-экспедиционные фирмы;
• структуры по сбору и переработке вторичных ресурсов и отходов производства;
г) рекламно-информационный и аналитический комплекс:
• региональные информационные центры;
• маркетинговые исследовательские центры;
• аудиторские центры и фирмы;
• рекламные фирмы.
3. Показатели:
• приобретение товаров, услуг;
• обратная информационная связь и формирование заказов на производство и обслуживание;
• денежное обеспечение.
Мировой опыт показывает, что уровень развития инфраструктуры рынка потребительских товаров соответствует положению производства, торговли, которые отражают состояние экономики в целом как на
макро -, так и на микроуровне.
В настоящее время инфраструктура рынка потребительских товаров в Республике Казахстан неокончательно сформировалась. Прежде всего, необходимо продолжить теоретические, научно -обоснованные исследования развития инфраструктуры на государственном уровне, затем разработать рычаги, стимулирующие организацию соответствующих подсистем на рынке потребительских товаров.
Рассмотрим состояние одного из элементов тор-гово-посреднического комплекса. Уровень развития его инфраструктуры не позволяет эффективно выполнять свои основные функции (коммуникативную, распределительную, компенсирующую, ценообразо-вательную, стабилизирующую, прогнозирующую, интегрирующую), что отражается на культуре рыночных отношений.
Перечислим ряд причин, характеризующих состояние торгово-посреднической деятельности в Казахстане:
• имеющаяся нормативно-правовая база, обеспечивающая деятельность сферы обращения, нуждается в доработке;
• дефицит профессиональных и высококвалифицированных работников в данной сфере;
• недостаточное применение научного подхода при формировании производственного и торгового ассортиментов;
• слабое внедрение маркетинговых инструментов при организации производства, сбыта и продвижения на рынок потребительских товаров;
• выборочное использование достижений научно-технического прогресса, прогрессивных методов торговли;
• морально и физически устаревшие основные фонды;
• ограниченные финансовые возможности субъектов малого и среднего бизнеса для усовершенствования коммерческой деятельности;
• предложение потребительских товаров отечественного производства не полностью удовлетворяет спрос по количественным и качественным позициям.
Положение сложившейся в республике инфраструктуры рынка потребительских товаров во многом определяется вмешательством государства. Следовательно, необходимо разработать научные подходы, экономические методы, стимулы для поддержания и развития комплекса институтов исследуемого рынка на государственном уровне с целью достижения экономического роста в производственной и сбытовой сферах.
Литература
1. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В. Г. Алиева.- М.: ЗАО Изд-во «Экономика»», 2002.
2. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
3. Организационно-экономические проблемы функционирования рыночной инфраструктуры / Под ред. Е.Б. Муханова. - М., 1992.