Ли Чжи
Аспирант. Институт дизайна и искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
Характеристика и тенденции развития мирового скульптурного искусства в XX веке*
Аннотация. В статье рассматриваются особенности мирового скульптурного искусства в XX веке в сравнении с другими эпохами. Делается акцент войну, как наиболее значимого явления, оказавшего влияние на скульптурное искусство этого периода. сравниваются скульптурное искусство сссР XX столетия с другими странами. отмечаются особенности развития в таких художественных стилях как минимализм, кубизм, сюрреализм, классицизм.
Ключевые слова: скульптурное искусство XX века, скульптурное искусство сссР, кубизм, минимализм, сюрреализм, классицизм, синтез искусств, вьетнамское скульптурное искусство, европейская скульптура.
Li Zhi
Graduate student Institute of Design and Arts of Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.
Characteristics and trends in the development of world sculpture art in the 20th century
Abstract. The article examines the peculiarities of world sculpture art in the 20th century compared to other eras. The focus is on war as the most significant phenomenon that influenced the sculpture art of this period. Soviet sculpture art of the 20th century is compared with other countries. The development features in artistic styles such as minimalism, cubism, surrealism, classicism are noted.
Key words: sculpture art of the 20th century, sculpture art of the USSR, cubism, minimalism, surrealism, classicism, synthesis of arts, Vietnamese sculpture art, European sculpture.
В архитектуре барокко и классицизма скульптура играла важную роль как в экстерьере, так и в интерьере зданий. В интерьерах скульптуры часто интегрировались в архитектурную композицию, размещаясь в нишах или служа элементами ритмической, фланкирующей, центральной или акцентирующей
установки. В XX веке архитектура и интерьерные решения стали развиваться независимо. Архитектурная форма начала акцентировать чистоту и естественность, а декор стал выражать художественные качества используемых материалов. Тематика декоративных скульптур разнообразилась от мифо-
* © Ли Чжи, 2024.
Характеристика и тенденции развития мирового скульптурного искусства в XX веке
логических образов до стилизованных и абстрактных форм. В конце 19-го и начале 20-го веков появилось шесть основных форм декоративной скульптуры: декоративная статуя, поддерживающая фигура, рельеф-панно, рельеф-фриз, мелкомасштабный рельеф и фронтонная группа. В этот период внешний вид строений потерял свою прежнюю значимость, а интерьеры стали более автономными, выражая синтез архитектуры и искусства. Эволюция декоративной скульптуры проявилась в изменении характера ее использования, стилистических особенностей и способов применения [12, 5].
В начале XX века также стало популярно направление синтеза искусств. Внутри архитектурного пространства синтез искусств обеспечивал композиционное единство архитектуры, скульптуры и живописи, создавая монументально-декоративное искусство, которое усиливало воздействие архитектурной формы. использование различных приемов, таких как членение пространства, выделение объема и плоскости, добавляет значимость и органичность монументальным произведениям в архитектурной композиции [12].
отдельно стоит отметить преобразование различных жанров в отечественной скульптуре. например, в 1920-е и 1930-е годы в советском скульптурном искусстве жанр ню проходил через значительные визуальные и семантические трансформации, несмотря на растущие идеологические ограничения. Художники искали различные оправдания для использования обнажённой формы в своих работах. например, Мария страховская в своём «Эскизе памятника спартаку» 1918-1922 годов использовала эллинистическую пластику, подчеркивая героическую наготу в
контексте неоклассицизма. Коненков в скульптуре «Текстильщица» 1923 года также обратился к античной традиции, намекая на развитие текстильной промышленности после революции. В то время как Златовратский в своей работе «Девушка» использовал образ Венеры Природной, отражённый в античных кариатидах. Эти работы иллюстрируют усилия художников по поддержанию жанра в условиях идеологического давления, демонстрируя как они адаптировали классические приемы для соответствия современным темам и контекстам [2].
нельзя не отметить влияние войны на скульптурное искусство 20 века, что было наиболее выражено именно в контексте отечественного искусства. скульптура, как часть культурного наследия, способствовала передаче национальных ценностей и патриотизма будущим поколениям. Во времена Великой отечественной войны скульпторы стали активными участниками борьбы, создавая образы защитников отечества и героические портреты, подобно тем, что выполнены В.и. Мухиной. Такие работы не только фиксировали события тех лет, но и помогали формировать образ смелого и стойкого советского человека, способствуя укреплению духа нации в тяжелые времена войны. Героический портрет-бюст стал одним из основных жанров того времени. Вера Мухина, например, смогла воплотить в своих работах мужество и героизм советских людей, как она отметила в письме американским художникам, подчеркивая значимость помнить о жестоких годах войны для предотвращения подобных событий в будущем [9].
В 1942 году Мухина создала выдающиеся портреты Б.А. Юсупова и и.Л. Хижня-ка, за что в 1943 году получила сталин-
скую премию второй степени. Портрет Юсупова зафиксировал лицо героя, тяжело раненного в бою под старой Руссой. Этот образ стал одним из символов Победы. Портрет Хижняка олицетворял героическую силу и эмоциональность, подчеркивая ненависть к врагу. создание таких образов было трудоемким процессом, что подтверждается участием скульптора в выставке «Великая отечественная война» в Третьяковской галерее. В 1942 году Вера Мухина создала символичное изображение русской женщины-воина в своей скульптуре «Партизанка». на митинге против фашизма, скульптор выразила восхищение массовым проявлением героизма среди советских женщин, столкнувшихся с вражескими силами. Также она прославилась благодаря скульптуре «Рабочий и колхозница». Мухина занималась не только портретной и монументальной скульптурой, но и прикладным искусством, став пятикратной лауреаткой сталинской премии. Мухина стремилась передать через свои работы характер времени, используя монументальную и обобщенную пластику. скульптура «Рабочий и колхозница» стала символом советской эпохи, вписываясь в облик Москвы того времени. Творчество Мухиной остается актуальным и по сей день, вдохновляя новые поколения художников [9, 3].
В отечественной скульптуре 20 века большое значение также сыграли работы н. Данько. наталья Данько, выдающийся мастер советского фарфора, оставила яркий след в истории российского декоративно-прикладного искусства, успешно сочетая традиции и современность в своих работах. Её творчество отражало важные события и направления эпохи, особенно заметно это в её «красноармейской»
теме. Её первая скульптура по этой теме, «Красноармеец» (также известный как «Партизан в походе»), датируемая 1919 годом, воплощала образ красноармейца в непростые времена раннего Советского государства. Данько также создала скульптурную группу «Пятилетие Красной Армии» к пятилетию этого ведомства, акцентируя внимание на новых государственных праздниках и знаменательных датах. Эти работы стали символом вручения агитационных подарков значимым государственным и партийным деятелям. В преддверии Второй мировой войны, особое значение приобрела тема обороны страны, что нашло отражение в её работах, таких как «Готовы к обороне», где изображены осоавиахимовцы. Эти произведения подчеркивали важность общественной подготовки к обороне и военным действиям. Таким образом, творчество натальи Данько в фарфоре выразительно иллюстрирует взаимосвязь искусства и времени, в котором она работала, отражая как традиции русского фарфора, так и его новые социальные функции [8].
В осаждённом Ленинграде, команда скульпторов под руководством Николая Томского разработала новый жанр агитационного искусства - скульптурные агитплакаты. Эти произведения были расставлены по всему городу в местах, где скапливалось больше всего людей, и включали такие темы, как защита Родины и сравнение Гитлера с наполеоном. иван Першудчев был одним из тех скульпторов, кто работал непосредственно на передовой. он создал множество скульптурных портретов выдающихся военачальников, включая с.А. Ковпака и Г.Е. Катукова. В 1945 году он выполнил портреты героев советского союза, М.А. Егорова и М.В. Кантария, известных своим уча-
стием в штурме Берлина и установкой Знамени Победы на Рейхстаге. Также в том же году были созданы портреты других участников этой значимой операции. Помимо этого, в 1942 году в городе Фрунзе был установлен памятник И.В. Панфилову, герою советского союза, несмотря на сложности военного времени, когда строительство монументальных памятников было крайне затруднено. Этот монумент из бетона и гранита стал символом стойкости и мужества [8].
Одним из выдающихся произведений Е.В. Вучетича стал бронзовый бюст генерала И.Д. Черняховского, созданный в 1945 году. В тот же период, согласно указу советского правительства, началось строительство монументов в память о тех, кто погиб в борьбе за освобождение Европы от нацистской оккупации. В Берлине, в парке Треп-тов, где расположено мемориальное кладбище советских солдат, умерших в боях против фашизма, был установлен масштабный бронзовый монумент «Воин-освободитель», одно из первых произведений Вучетича, увидевших свет в 1945 году [3].
А.О. Бембель, признанный народным художником Белорусской ссР и именуемый за жизни как «генералиссимус в скульптуре», стал одним из авторов таких знаменательных мемориалов, как «Брестская крепость-герой» и «Курган славы». с началом Великой Отечественной войны Бембель воевал в составе Красной армии, однако в 1943 году его перевели в штаб фронта для занятия пропагандистской деятельностью. В это время Бембель создал ряд значимых произведений, включая композиционный портрет Героя советского союза Николая Гестелло, проект памятника в честь героев сталинграда, а также барельеф «Белорусские парти-
заны» и бюст партизанского командира П.З. Калинина [12].
Скульптор С.М. Орлов с особой тонкостью передавал атмосферу военного времени: в 1943 году он создал серию малых статуэток «Друзья-дежурные» и драматическую скульптуру «Мать», отражающие различные аспекты жизни и переживаний на фронте [8].
Монумент Зои Космодемьянской в Тамбове на улице Советской был создан скульптором М.Г. Манизером. В феврале 1942 года З.А. Космодемьянская стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза за время войны. Её образ символизирует несгибаемый дух и героизм. Как партизанка из диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, она была казнена нацистами после жестоких пыток, став символом несломленной воли и отваги [8].
Таким образом, тематика скульптуры в годы Великой отечественной войны претерпела значительные изменения, отражая насущные потребности военного времени. Скульпторы стремились зафиксировать ключевые события тех лет, придавая своим работам историческую достоверность и выражая напряжение эпохи 1941-1945 годов. Они особенно активно занимались созданием портретных бюстов, в том числе дважды и трижды Героев Советского Союза, стремясь через искусство передать подвиги и патриотические чувства.
Однако не только советская скульптура пережила модернизацию в 20 веке, европейская скульптура также значительно трансформировалась под влиянием эпохи. Претерпевали изменения различные жанры скульптурного искусства, к примеру, минимализм. Минималистские скульптуры часто были результатом индустриального производства и могли создаваться без
непосредственного участия художника, в то время как творения «нового поколения» активно использовали цвет и стремились к пикториализации, сохраняя при этом отличие от обыденных индустриальных объектов. Это подчеркивает роль идей и традиций в формировании художественной практики. Минимализм и скульптура «нового поколения» делят общее стремление к честному использованию материала без художественных ухищрений, однако «новое поколение» допускает большую сложность и творческую обработку в своих работах. Филлип Кинг, представитель «нового поколения», критиковал минималистов за отсутствие мастерства, акцентируя на важности художественного процесса в создании скульптуры [7].
Трансформации подвергся также сюрреализм. В работах Альберто Джа-кометти 1920-1930-х годов заметно, что его плоские скульптуры тесно связаны с архитектурой экспозиционных постаментов. Эта связь выходит за рамки простой функциональности и раскрывает игровой характер работ, принадлежащих к «еретическому сюрреализму». Такая интеграция не только усиливает тематическую выразительность произведений, но и подчеркивает их визуальную и композиционную уникальность, противореча общепринятой идее о «нескульптурности» сюрреалистических объектов [1].
Большое влияние на скульптурное искусство 20 века оказали работы Генри Мура и Марино Марини. Бронзовые скульптуры Генри Мура, расположенные в мировых мегаполисах, вызывают споры и по сей день из-за их масштаба и авторства, поскольку они были созданы с помощью ассистентов, увеличивая маленькие модели. Эти скульптуры, часто являющиеся
репродукциями предвоенных работ, представляют собой полые структуры из металлических листов. Расположенные на низких площадках, они предлагают новое прочтение монументальной традиции. Мур, оставаясь верным традиционным темам, как лежащие фигуры или семейные группы, продолжал разрабатывать эти мотивы в своих работах, сохраняя узнаваемость стиля. Творчество Марино Марини отличалось уникальным сочетанием новаторства и глубокого уважения к итальянскому культурному наследию. Художник ограничивался несколькими темами, такими как всадники, воины и жонглеры, однако его работы претерпевали значительные трансформации. Влияние Второй мировой войны ощутимо в его скульптурах всадников, где наездник все хуже контролирует лошадь, символизируя нарастающий хаос и приближение катастрофы [6, 10].
отдельно стоит выделить творчество о. Родена. Еще в начале творческой деятельности творца правительство поручило ему создание проекта «Врата Ада», который стал его жизненным заданием. Этот амбициозный проект был вдохновлён «Божественной комедией» Данте и включает 108 фигур, многие из которых позже стали самостоятельными скульптурами. За 27 лет Роден неоднократно изменял первоначальную концепцию и детали фигур, но так и не завершил проект полностью. В 1889 году Роден представил скульптуру двух влюблённых, которую критики назвали «Поцелуй», хотя по замыслу автора фигуры даже не касались губами. К концу жизни Роден, уже признанный мастер, получал заказы на портреты от выдающихся личностей того времени. он достиг высокого мастерства в изображении чело-
веческой динамики и эмоций, что видно на примере «иоанна Крестителя», который изображён в движении, полном смысла и направленности. Роден внёс в скульптуру 20 века новаторство, особенно через принципы движения и динамичности, делая его произведения выразительными и эмоционально насыщенными. несмотря на влияние реализма и романтизма, а также импрессионизма, Роден не ассоциировал себя с каким-либо художественным течением, но его способ внесения глубокой эмоциональной насыщенности в статуи отличал его от других и приближал к импрессионизму [11].
Внимания заслуживает также Вьетнамское скульптурное искусство. В начале XX века во вьетнамской культуре преобладало одно художественное направление, которое сменялось другим (например, французской культурой, а затем соцреализмом). Однако в период с 1986 по 2000 год художественные стили Европы проникли во Вьетнам одновременно, что привело к формированию уникального вьетнамского скульптурного языка без доминирования одного стиля, благодаря неготовности и консервативности художников, а также несоответствию европейского модернизма вьетнамской культуре. импрессионизм и кубизм, ранее ограниченные узким кругом влияния на юге Вьетнама, в период обновления (1986-2000 гг.) получили широкое распространение. Эти стили вместе с реализмом, сюрреализмом, экспрессионизмом и искусством инсталляций значительно повлияли на эстетическое и художественное сознание, способствуя отходу от формализма к более свободному искусству без ограничений класса, политики или религии. В 1990-е годы вьетнамская скульптура эпохи реформ претерпела
трансформацию, синтезируя предыдущие подходы, включая декоративную храмовую и соцреалистическую скульптуру, что привело к созданию нового стиля с свободной и динамичной композицией, вдохновленной искусством инсталляций. Это направление отличалось образностью и метафоричностью, где формы и объемы свободно взаимодействовали, создавая многомерные движения в пространстве [4]. Заключение.
Таким образом, скульптура в XX столетии претерпела кардинальные перемены. Синтез искусств как новое явление 20 века показывает запрос культуры на обновление. Идеология государства нередко становилась ограничением в свободном изъявлении творческого порыва скульптора. Война изменила не только мир, но и повлияла на отражение человека в этом мире. Скульпторы пытались пропустить душевную боль через призму своего восприятия и выразить это в скульптуре, запечатлеть в памяти потомков небывалую по масштабам человеческую трагедию, а вместе с тем увековечить память героев. Еще одной составляющей новой эпохи явилось сочетание новаторства и глубокого уважения к культурному наследию. 20-й век подарил мировой культуре многих великих художников и скульпторов.
References
[1] Gavrikova O.V. The architectural role of the base in the
sculpture of A. Giacometti of the late 1920s - early 1930s. // Scientific works. 2012. № 21. P. 206-215.
[2] Gribonosova-Grebneva E.V. Metamorphoses of the
nude genre in Russian sculpture of the 1920-1930s: dialogue with the classics // New art history. 2019. № S3. P. 96-104.
[3] Demina A.A. The work of the Soviet and Russian monu-
mental sculptor Vera Ignatievna Mukhina // Turning points in history: people, events, research. 2022. Volume 2. P. 533-536.
[4] Before A.T. Vietnamese sculpture during the period of
country renewal (1986-2000) // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art
history. 2015. № 12-4 (62). P. 66-70.
[5] Klishevich E.A. On the connection between Russian
monumental and decorative sculpture of early classicism and projects of commemorative medals // Science and education in the life of modern society. 2015. Volume 12. P. 64-69.
[6] Kotlomanov A.O. Humanist? Modernist? Vitalist? On
the question of the role of Henry Moore in the history of modern sculpture. Part II. "The greatest eclecticist among modern sculptors" // Bulletin of St. Petersburg University. Art history. 2012. № 4. P. 187-197.
[7] Kotlomanov A.O. Anthony Caro and the phenomenon
of a new tradition in the history of modern sculpture // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. 2013. № 5-2 (31). P. 91-93.
[8] Kumzerova T.V. The "Red Army" theme in the work
of the sculptor of the State Porcelain Factory Natalya Danko. Heroes and style of the era // New art history. 2022. № 2. P. 36-46.
[9] Makarova O.S. Features of the development of Soviet
sculpture during the Great Patriotic War of 1941-1945. // Prospects for the use of digital knowledge space in science and education. 2023. P. 391-395.
[10] Proshkina O.A. Transformation of plastic form under the influence of the Second World War in the work of Marino Marini // Issues of cultural studies. 2010. № 7. P. 103-108.
[11] Semenchuk S.S. Auguste Rodin - the founder of modern sculpture // Science Days of students of Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov. 2018. P. 1855-1861.
[12] Chebinev A.I., Chebineva E.V. The evolution of sculptural decoration in the architecture of buildings // News of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. 2016. № 4 (38). P. 139-146.
Список литературы
[ 1 ] Гаврикова О.В. Архитектоническая роль базы в скульптуре А. Джакометти конца 1920-х - начала 1930-х гг. // Научные труды. 2012. № 21. С. 206-215.
[2] Грибоносова-Гребнева Е.В. Метаморфозы жанра ню
в отечественной скульптуре 1920-1930-х годов: диалог с классикой // Новое искусствознание. 2019. № S3. С. 96-104.
[3] Демина А.А. Творчество советского и российского
скульптора-монументалиста Веры Игнатьевны Мухиной // Переломные моменты истории: люди, события, исследования. 2022. Том 2. С. 533-536.
[4] До А.Т. Вьетнамская скульптура в период обнов-
ления страны (1986-2000 годы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2015. № 12-4 (62). С. 66-70.
[5] Клишевич Е.А. О связи русской монументально-де-
коративной скульптуры раннего классицизма с проектами памятных медалей // Наука и образование в жизни современного общества. 2015. Том 12. С. 64-69.
[6] Котломанов А.О. Гуманист? Модернист? Виталист?
К вопросу о роли Генри Мура в истории современной скульптуры. Часть II. «Величайший эклектик среди современных скульпторов» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2012. № 4. С. 187-197.
[7] Котломанов А.О. Энтони Каро и феномен новой традиции в истории современной скульптуры //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2013. № 5-2 (31). С. 91-93.
[8] Кумзерова Т.В. «Красноармейская» тема в творчестве
скульптора Государственного фарфорового завода Натальи Данько. Герои и стиль эпохи // Новое искусствознание. 2022. № 2. С. 36-46.
[9] Макарова О.С. Особенности развития Советской скульптуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Перспективы использования цифрового пространства знаний в науке и образовании. 2023. С. 391-395.
[10] Прошкина О.А. Трансформация пластической формы под влиянием Второй мировой войны в творчестве Марино Марини // Вопросы культурологии. 2010. № 7. С. 103-108.
[11] Семенчук С.С. Огюст Роден - основоположник современной скульптуры // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2018. С. 1855-1861.
[12] Чебинев А.И., Чебинева Е.В. Эволюция скульптурного убранства в архитектуре зданий // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 4 (38). С. 139-146.