Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ – СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ – СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / студент / общеобразовательная организация / нормативные требования / контрольные упражнения / physical fitness / student / general education organization / regulatory requirements / control exercises

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Бердышева Елена Васильевна, Дёмина Ксения Борисовна, Голубев Дмитрий Викторович

Рассмотрена необходимость изучения физической подготовленности студентов как неотъемлемого показателя результативности подготовки будущего выпускника вуза. Выявлено исходное состояние физической подготовленности студентов-первокурсников нескольких вузов г. Барнаула. Дана количественная и качественная комплексная характеристика физической подготовленности студентов на основе со-поставления уровня двигательных способностей первокурсников с нормативными требованиями к физической подготовленности студентов вуза и требованиями по физической культуре для общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Бердышева Елена Васильевна, Дёмина Ксения Борисовна, Голубев Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PHYSICAL FITNESS OF YOUNG UNIVERSITY STUDENTS

The need to study the physical fitness of students as an integral indicator of the effectiveness of training a future university graduate is considered. The initial state of physical fitness of first-year students of several universities in Barnaul was revealed. A quantitative and qualitative comprehensive characteristic of students' physical fitness is given based on a comparison of the level of motor abilities of first-year students with the regulatory requirements for the physical fitness of univer-sity students and the physical education requirements for general education organizations.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ – СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

УДК 796.011.3:796.015.132 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-2-42-48

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ - СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Е.И. Шеенко, Е.В. Бердышева, К.Б. Дёмина, Д.В. Голубев

Рассмотрена необходимость изучения физической подготовленности студентов как неотъемлемого показателя результативности подготовки будущего выпускника вуза. Выявлено исходное состояние физической подготовленности студентов-первокурсников нескольких вузов г. Барнаула. Дана количественная и качественная комплексная характеристика физической подготовленности студентов на основе сопоставления уровня двигательных способностей первокурсников с нормативными требованиями к физической подготовленности студентов вуза и требованиями по физической культуре для общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студент, общеобразовательная организация, нормативные требования, контрольные упражнения.

CHARACTERISTICS OF PHYSICAL FITNESS OF YOUNG UNIVERSITY STUDENTS

Sheenko E.I., candidate of pedagogical sciences, associate professor, sheenk@ram-bler.ru, Barnaul, Russia, Altai State Pedagogical University,

Berdysheva E.V., senior lecturer, berdysheva ev@mail.ru, Russia, Barnaul, Polzunov Altai State Technical University, Demina K.B., associate professor, kksenia200 0@yandex.ru, Russia, Barnaul, Altai State Institute of Culture,

Golubev D.V., senior lecturer, dove333@ mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Institute of Culture

The need to study the physical fitness of students as an integral indicator of the effectiveness of training a future university graduate is considered. The initial state of physical fitness of first-year students of several universities in Barnaul was revealed. A quantitative and qualitative comprehensive characteristic of students' physical fitness is given based on a comparison of the level of motor abilities of first-year students with the regulatory requirements for the physical fitness of university students and the physical education requirements for general education organizations.

Key words: physical fitness, student, general education organization, regulatory requirements, control exercises.

Шеенко Евгений Иванович, канд. пед. наук, доц., sheenk@rambler.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

Бердышева Елена Васильевна, старший преподаватель, berdysheva ev@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова,

Дёмина Ксения Борисовна, доц., kksenia2000 @yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный институт культуры,

Голубев Дмитрий Викторович, старший преподаватель, dove333@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный институт культуры

Уровень физической подготовленности всегда был и остается одним из информативных показателей, «отражающих как результат физической подготовки» [1] в частности, так и результат физического воспитания в целом, вне зависимости от организации, в рамках которой осуществляется данный педагогический процесс.

Несмотря на устоявшееся мнение о необходимости всестороннего гармонического физического воспитания личности, «физическая подготовка занимает ключевое место в физическом воспитании» [2], то есть выступает ведущим

компонентом физкультурной активности, от которой напрямую зависит успешность в «реализации возникающих и развивающихся в процессе жизнедеятельности человека многих потребностей» [3].

Анализируя проблемы потребностей человека в здоровом образе жизни, О.Н. Михайлова (2007) делает акцент на необходимости формирования поведения человека, характеризующегося «социально-активной направленностью на сохранение здоровья» [4]. Вместе с тем «важнейшим фактором, определяющим состояние здоровья, функциональное состояние и работоспособность человека, выступает физическая подготовленность» [5].

К тому же достаточный уровень физической подготовленности позволяет человеку успешно овладевать профессиональными умениями и навыками, а также достигать «высокой продуктивности физического и умственного труда» [5].

Вопросы, касающиеся достижения должного уровня физической подготовленности как результата физической подготовки будущего квалифицированного специалиста, в теории и практике профессионально-прикладной физической культуры занимают особое место. Такое внимание физической подготовленности именно этому сегменту населения обусловлено тем, что студенческая молодежь, опираясь на мнение И.А. Лысовой, Ю.В. Нечушкина (2012), - это «основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, их здоровье и благополучие являются залогом здоровья и благополучия всей нации» [6].

Изучению динамики физической подготовленности и проблем, связанных с достижением оптимального ее состояния в процессе физического воспитания студентов вузов, уделяли внимание многие специалисты, среди которых, на наш взгляд, наиболее информативными являются труды О.О. Бриллиантовой, В.А. Баландина (2008), А.С. Ушакова, А.В. Ненашевой, Н.Е. Клещенковой (2014), В.Г. Королева, В.В. Бардушкина (2016), О.В. Байгужиной, А.С. Уфимцевой, М.В. Шапошниковой (2018), С.Г. Съе-мовой (2018), О.И. Кузьминой с соавт. (2019), Т.И. Чедовой (2022), О.П. Ложкиной, Н.П. Ложкиной, В.И. Копыленко (2023) и др.

Достижение необходимого уровня физической подготовленности и способности поддерживать его для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности выступает одним из ведущих требова -ний современных федеральных государственных образовательных стан -дартов к формируемым компетенциям у будущих выпускников вузов. Данное требование к физической подготовленности обучающегося в вузе отражено в ФГОС универсальной компетенцией (УК-7) вне зависимости от направления подготовки будущего специалиста.

Важно понимать необходимость «определения исходного уровня физической подготовленности и физического состояния студентов» [7] на

начальном этапе их обучения в вузе, это даст возможность «качественного планирования физических нагрузок, не допуская ухудшения имеющегося состояния здоровья и снижения достигнутого уровня физических качеств» [8]. Вместе с тем владение информацией об уровне физической подготовленности студентов-первокурсников позволяет не только выстраивать стратегию физкультурных занятий в вузе, но и судить о качестве и недостатках физического воспитания вчерашних выпускников общеоб -разовательных организаций.

Вопрос изучения уровня физической подготовленности студентов-первокурсников приобретает актуальность по причине того, что, несмотря на высокие требования ФГОС среднего общего образования, вчерашние школьники «поступают в вузы с очень низким уровнем физической подготовленности» [9].

Исходя из вышесказанного, можно обозначить проблему необходимости выявления исходного состояния физической подготовленности студентов-первокурсников и сравнение полученных данных с нормативными требованиями к физической подготовленности обучающихся вузов и общеобразовательных организаций.

Цель исследования заключается в изучении исходного уровня физической подготовленности студентов первого курса вузов и последующем сопоставлении с нормативными требованиями по физической культуре для общеобразовательных организаций.

Задачи исследования:

1) определить степень разработанности проблемы достижения должного уровня физической подготовленности в теории и практике физического воспитания в вузах;

2) определить исходный уровень физической подготовленности студентов вузов - первокурсников;

3) провести сравнительный анализ физической подготовленности студентов по требованиям вузов к результатам физического воспитания и нормативным требованиям к обучающимся общеобразовательных органи -заций.

Методика и организация исследования. В исследовании были задействованы юноши - студенты первых курсов (п=672) ряда вузов г. Барнаула Алтайского края: Алтайского государственного педагогического университета, Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Алтайского государственного института культуры. Для определения уровня физической подготовленности в исследовании были задействованы контрольные упражнения, рекомендованные ФГБОУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического

воспитания» (ФЦОМОФВ) [10]: подтягивание из виса (силовые способности), прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности), наклон вперед (гибкость), бег на 1000 м (выносливость), челночный бег 5*10 м (координационные способности), бег на 30 м (скоростные способности). Сравнительный анализ результатов выполнения студентами всех упражнений осуществлялся по нормативным требованиям для обучающихся 1-11-х классов, рекомендованных ФЦОМОФВ (2020), а также по нормативным требованиям для студентов вузов в форме 100-балльной рейтинговой системы, разработанным в Алтайском государственном техническом университете имени И.И. Ползунова (г. Барнаул).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования двигательных способностей студентов, поступивших в вуз, позво -ляют констатировать крайне низкое состояние физических кондиций.

О недостаточном уровне физической подготовленности юношей можно судить по показателям, представленным в таблице.

Показатели физической подготовленности (ФП) студентов в сравнении с нормативными требованиями для обучающихся общеобразовательных школ

№ п/п Контрольное упражнение Результат в ед. изм. Результат по 100-балл. шкале в вузе Уровень ФП Уровень ФП, соответствующий классу в школе

1 Подтягивание из виса, кол-во раз 10,67±6 50 средний 11-й класс - средний

2 Прыжок в длину с места, см 223,5±28 18 недопустимый 11-й класс - низкий или 10-й класс - средний

3 Наклон вперед, см 6,56±11,5 21 недопустимый 11-й класс - низкий или 11-й класс - средний

4 Бег на 1000 м, мин: с 4:25±1,12 24 недопустимый 10-11-й классы - низкий (в других классах не предусмотрено)

5 Челночный бег 5*10 м, с 13,45±1,54 57 средний 10-11-й классы - низкий (в других классах не предусмотрено)

6 Бег на 30 м, с 4,52±0,52 48 низкий 11-й класс - низкий или 9-й класс - средний

Итого 36,3 низкий низкий

Из таблицы видно, что из шести контрольных упражнений, выполненных студентами, только в двух - челночном беге 5*10 м и подтягивании из виса - были показаны средние результаты. В беге на 30 м студентами показан низкий результат, а в других трех упражнениях - недопустимый уровень физической подготовленности.

Вместе с тем, если сравнивать показанные студентами результаты физической подготовленности в вузе со школьными нормативными требованиями, то следует констатировать, что только в подтягивании в висе результат студентов (10,67±6 раза) соответствовал среднему уровню подготовленности обучающихся 11-х классов общеобразовательной школы. Подвижность в суставах, определяемая у студентов наклоном вперед, соответствовала среднему уровню учащихся 7 -х классов. Скоростные способности студентов соответствовали среднему уровню учащихся 9-х классов.

В челночном беге 5*10 м (координационные способности) и беге на 1000 м (выносливость) не было возможности определить соответствие показанных результатов уровню физической подготовленности учащихся конкретного класса, так как данные контрольные упражнения предусмотрены только в старших классах, а результаты студентов характеризуются низким уровнем в сравнении с требованиями для старшеклассников.

В целом средний показатель уровня физической подготовленности у юношей-студентов соответствует 36,3 балла, что характеризуется низким уровнем согласно нормативным требованиям вуза. Если же сравнивать средние показатели выполнения всех упражнений студентами с требова -ниями для школьников, то уровень их физической подготовленности соответствует примерно учащимся подросткового возраста (8-9-й классы).

Таким образом, можно констатировать, что студенты, поступившие в вуз, имеют недостаточный уровень развития гибкости, выносливости и скоростно-силовых показателей и средний уровень силовой и координационной подготовленности. Полученные в результате исследования данные позволяют судить о недостаточно качественном уровне физического воспитания в общеобразовательных организациях. В свою очередь, получен -ная информация об уровне развития физических качеств и связанных с ними двигательных способностей студентов-первокурсников позволяет выстроить необходимую траекторию организации занятий физической культурой в вузе с целью достижения регламентированной ФГОС компе -тенции по достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и предстоящей профессиональной деятельности.

Выводы

1. Выявлен низкий уровень физической подготовленности студен -тов-первокурсников, который соответствует уровню подготовленности школьников подросткового возраста.

2. Отмечена очевидная проблема школьного физического воспитания, результатом которого является недостаточное внимание к качественной, всесторонней и гармоничной физической подготовке обучающихся.

3. Перспективой дальнейших исследований могут быть:

- изучение проблем физической подготовки учащихся в рамках школьного физического воспитания;

- коррекция содержания программ физического воспитания студен -тов вузов с акцентом на повышение их общей физической подготовленности.

Список литературы

1. Байгужина О.В., Уфимцева А.С., Шапошникова М.В. Результаты мониторинговых исследований в структуре балльно-рейтинговой системы оценивания физической подготовленности студентов // Вестник Челябин -ского государственного педагогического университета. 2018. № 6. С. 9-22.

2. Беланов А.Э., Федюкин А.В., Федюкина В.Г. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания молодежи // Научные междисциплинарные исследования: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: НОО «Цифровая наука», 2020. С. 4-7.

3. Смирнова В.А. Формы личных потребностей и их место в сис -теме экономических отношений // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2011. № 4. С. 244-246.

4. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1. С.180-185.

5. Тимошина И.Н., Богатова С.В. Исследование динамики физической подготовленности студентов педагогических и непедагогических специальностей // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 1(34). C. 146-153.

6. Лысова И.А., Нечушкин Ю.В. Диагностика физической подготовленности студентов вузов гуманитарного и технического профиля // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 270-275.

7. Бодров И.М., Кондратьев П.А., Кокорев Д.А. Уровень физической подготовленности и физического состояния студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 10(188). С. 43-47.

8. Дюкина Л.А., Игнатьев С.В. Показатели физического развития и физической подготовленности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 157-160.

9. Величко Т.И., Власов Г.В. Физическая подготовленность и здоровье современных студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 1. С. 16-20.

References

1. Bajguzhina O.V., Ufimceva A.S., Shaposhnikova M.V. Rezul'taty monitoringovyh issledovanij v strukture ball'no-rejtingovoj sistemy ocenivaniya fizicheskoj podgotovlennosti studentov [Results of monitoring studies in the structure of the point-rating system for as-

sessing the physical fitness of students] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2018. No. 6. P. 9-22.

2. Belanov A.E., Fedyukin A.V., Fedyukina V.G. Obshchaya fizicheskaya podgo-tovka v sisteme fizicheskogo vospitaniya molodezhi [General physical training in the system of physical education of youth] // Scientific interdisciplinary research: collection. materials VIII Intl. scientific-practical conf. Saratov: NOO "Digital Science", 2020. P. 4-7.

3. Smirnova V.A. Formy lichnyh potrebnostej i ih mesto v sisteme ekonomicheskih otnoshenij [Forms of personal needs and their place in the system of economic relations] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova [Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasova]. 2011. No. 4. P. 244-246.

4. Mihajlova O.N. Formirovanie potrebnostej zdorovogo obraza zhizni [Formation of the needs of a healthy lifestyle] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University]. 2007. No. 1. P. 180-185.

5. Timoshina I.N., Bogatova S.V. Issledovanie dinamiki fizicheskoj podgotovlen-nosti studentov pedagogicheskih i nepedagogicheskih special'nostej [Study of the dynamics of physical fitness of students of pedagogical and non-pedagogical specialties] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2015. No. 1(34). P. 146-153.

6. Lysova I.A., Nechushkin Yu.V. Diagnostika fizicheskoj podgotovlennosti studentov vuzov gumanitarnogo i tekhnicheskogo profilya [Diagnostics of physical fitness of university students of the humanities and technical fields] // Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2012. No. 3. P. 270-275.

7. Bodrov I.M., Kondrat'ev P.A., Kokorev D.A. Uroven' fizicheskoj podgotovlennosti i fizicheskogo sostoyaniya studentov [The level of physical fitness and physical condition of students] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of university named after P.F. Lesgafta]. 2020. No. 10(188). P. 43-47.

8. Dyukina L.A., Ignat'ev S.V. Pokazateli fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj pod-gotovlennosti studentov [Indicators of physical development and physical preparedness of students] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2019. No. 63-2. P. 157-160.

9. Velichko T.I., Vlasov G.V. Fizicheskaya podgotovlennost' i zdorov'e sovremen-nyh studentov [Physical fitness and health of modern students] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2018. Vol. 1. P. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.