_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_
3. Михайловская О. В. Операционный менеджмент: Учебное пособие / В.В. Михайловская - К: Кондор, 2008 - 550 с.
© Михайленко В.А., Будилин О.Э., Эмиров Э.Р., 2017
УДК 351.72
Павлова А. Г.
студентка 4 курса, факультет «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина
Дикарева И.А.
старший преподаватель кафедры «Денежного обращения и кредита» Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина
Россия, г. Краснодар
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ
Аннотация
В данной статье раскрывается сущность понятия «финансовый рынок», даётся характеристика финансового рынка России по состоянию на 2016 год. Также приводятся статистические данные, отражающие положение России на мировой финансовой арене.
Ключевые слова
Финансовый рынок России, финансы, стратегия развития, глобализация.
Abstract
This article reveals the essence of the concept of "financial market", given financial market characterization of Russia as of 2016. It also provides statistical data reflecting the position of Russia in the global financial arena.
Keywords
Russian financial market, finance, strategy of development, globalization.
Финансовый рынок представляет собой особую форму денежных операций, где объектом купли-продажи являются свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Это институт, который осуществляет связь между кредиторами и заёмщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заёмщикам. Это организованная система торговли финансовыми инструментами. Финансовый рынок - составная часть финансовой системы любого государства.
Существуют различные сегменты финансового рынка, классифицирующиеся по следующим признакам: по видам обращающихся финансовых активов, инструментов и услуг, по формам организации процедур купли-продажи, по условиям реализации сделок и другим признакам (рисунок 1).
Переходом России к рыночной экономике стал стартом для формирования национального финансового рынка. Этот процесс начался с создания валютного рынка в 1989 году, а затем фондового, кредитного и с большим отставанием — страхового рынка.
Финансовый рынок России состоит из следующих сегментов: рынка ценных бумаг, золотого рынка, а также денежного и валютного рынков. Основным предметом торговли на финансовом рынке являются деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок насчитывает большое количество фондов и предприятий. Существует централизованный фонд государства, который распределяет финансы между различными отраслями хозяйства, различными социальными группами населения и прочим, ресурсы в этот фонд поступают из государственного бюджета.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070
Рисунок 1 - Структура финансового рынка (составлено авторами)
Финансовый рынок России в настоящее время развивается высокими темпами. Несмотря на свой относительно «юный» возраст, российский рынок успел пережить немало взлетов и падений. В настоящее время специалисты высоко оценивают перспективы развития финансового рынка России.
Российская система экономики входит в мировую финансовую систему, а российские финансы уже давно интегрированы в мировые. В российской экономике слабо развита инфраструктура, надёжная информационная система вовсе отсутствует, много пробелов в законодательной базе, совсем не развита система страхования риска. Особенно сильно эта ситуация обострилась во время экономического кризиса, разгорающегося на протяжении последних нескольких лет.
Развитие финансового рынка Российской Федерации в настоящее время осуществляется в условиях глобализации, роста интернационализации рынков ценных бумаг, увеличения объема трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции мировых финансовых центров. В процессе становления и развития российскому финансовому рынку удалось достигнуть определенных результатов, однако в контексте глобальной конкуренции он находится на недостаточно высоких позициях [4]. Так, в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности Россия занимает 45-ю позицию из 140 возможных. Такое положение сопоставимо с положением стран БРИКС и Казахстана, но существенно уступает показателям других стран (рисунок 2).
Рисунок 2 - Индекс глобальной конкурентоспособности в 2015-2016 годах по некоторым странам (составлено по данным Отчёта о глобальной конкурентоспособности)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_
По сравнению с результатами предыдущих лет наблюдается существенное повышение позиции России в индексе глобальной конкурентоспособности (64-я позиция из 148 стран по данным за 2012-2013 годы, 67-я позиция из 144 стран по данным за 2013-2014 годы, 53-я позиция из 144 стран по данным за 2014-2015 годы и 45-я позиция из 140 стран по данным за 2015-2016 годы) и соответствующие изменения его составных факторов [2].
Однако по фактору «развитие финансового рынка» - одному из 12 составных факторов индекса глобальной конкурентоспособности - Россия находится на 95-й позиции из 140 возможных и существенно отстает от ведущих стран. Низкие показатели наблюдаются по следующим элементам данного фактора: устойчивость банков - 115, регулирование фондовых бирж - 97, финансирование через локальный фондовый рынок - 88, индекс законных прав - 80, доступность финансовых услуг - 67. Тем не менее по сравнению с результатами, достигнутыми Россией в период с 2012 года по 2015 год, индикаторы фактора «развитие финансового рынка» значительно улучшились [4] .
Слабой стороной российского финансового рынка является незначительная доля активов некредитных финансовых организаций при доминировании банковской системы, которая, к сожалению, пока не может обеспечить достаточный уровень внутреннего кредитования.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач в области финансов РФ является создание в Москве мирового финансового центра. Еще в 2008 году Правительством Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития финансового рынка до 2020 года». Согласно данному документу, создание мирового финансового центра, как системы взаимодействия организаций, которые нуждаются в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися разместить свои средства, является основной долгосрочной целью
[3].
Формирование мирового финансового центра рассматривается как неотъемлемая часть перехода РФ к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. Это, несомненно, обеспечит России лидирующие позиции на финансовых рынках евразийского пространства, создаст условия для притока инвестиций с международного рынка капиталов, приведет к росту торговых оборотов на рынке ценных бумаг и производных финансовых инструментов. С политической точки зрения создания такого центра означает сосредоточение основных инвестиционных, интеллектуальных и информационных ресурсов, концентрацию финансовых услуг высшего мирового уровня, обеспечение доступа к глобальным потокам капитала. Всё это будет стимулировать экономический рост страны и создаст необходимые предпосылки для превращения нашей национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют.
Согласно «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года», перед финансовым рынком нашей страны стоят следующие задачи, решение которых поможет усилить позиции российский финансов на мировой арене:
- повысить ёмкость и прозрачность финансового рынка;
- обеспечить эффективность рыночной инфраструктуры;
- сформировать благоприятный налоговый климат для участников;
- провести совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
Финансовый рынок России несомненно обладает большим потенциалом развития, и главная задача на данный момент времени - это грамотно его реализовать.
Список использованной литературы:
1. Васильева М. В. Стратегические направления и ориентиры развития финансового рынка России / М. В. Васильева, А. Р. Урбанович// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013 - 170 с.
2. Министерство финансов Российской Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.minfin.ru
3. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации / Федеральная служба по финансовым рынкам // Официальный сайт федеральной службы по финансовым рынкам (http://www.fcsm.ru)
4. Центральный Банк Российской Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.cbr.ru
© Павлова А.Г., Дикарева И.А., 2017 год
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 336.27
О.Н. Пакова
к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита,
Т.К. Лыкова
студент направления подготовки «Экономика»
ФГАОУ ВО
«Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Российская Федерация
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
Аннотация
Обоснована роль и значение государственного кредита для Российской экономики, проанализирована динамика государственного внешнего и внутреннего долга, сформулированы проблемы управления госдолгом и пути их решения.
Ключевые слова
Функции государственного кредита, внутренний долг, внешний долг, управление государственным долгом.
В современных условиях в решении проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное место принадлежит государственному кредиту
Рассматривая государственный кредит как сложную экономическую категорию, следует отметить, что он находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, при этом совмещая их отличительные особенности. Характеризуя государственный кредит с точки зрения финансов, следует отметить, что он занимает важное место в системе финансовых отношений, вобрав в себя их механизмы, направления и аспекты.
С другой стороны, государственный кредит, сохраняя основные свойства кредита, основывается на следующих принципах кредитования: срочность, платность (возмездность), возвратность, обеспеченность, целевая направленность государственных кредитных средств, добровольность.
Сущность государственного кредита реализуется в трех основных функциях: распределительной, регулирующей и контрольной. Распределительная функция государственного кредита позволяет осуществить перераспределение денежных ресурсов в соответствии как с необходимостью поддержки конкретных направлений социально-экономической деятельности, так и с потребностями экономики в целом. Регулирующая функция проявляется в воздействии государства на денежное обращение, производство, занятость, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Контрольная функция обусловлена как самой природой кредита, так и функциями государства.
Государственный кредит подразделяется на внешний (международный) и внутренний. Внутренний государственный кредит получает преимущественное развитие в сравнении с внешним, так как основная доля расходов государства реализуется в национальной валюте. Однако в современных условиях международного разделения труда, активной взаимопомощи государств, обмена научно-техническими достижениями и технологиями способствуют развитию международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте.
Внешний (международный) государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.
Следует отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта