Научная статья на тему 'Характеристика этапа составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации'

Характеристика этапа составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1889
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGET SYSTEM / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / PROGNOSTICATION / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / BUDGET ALLOCATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамзаде Минаввар Намиг Кызы

Составление проекта бюджета является первым этапом бюджетного процесса. Конституция Российской Федерации определяет государственное устройство страны как федеративное, поэтому бюджетная система Российской Федерации имеет три уровня: федеральный, региональный и местный уровни каждый уровень имеет свой бюджетный процесс и соответственно особенности этапов бюджетного процесса, в частности составления проектов бюджетов. Главной задачей данной стадии бюджетного процесса является определение объёма денежных средств, аккумулируемых бюджетами с целью финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также направления и объемы их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика этапа составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

право также конфисковать товар на границе, а виновников освободить на месте и проложить дальнейший путь.

Незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей рассматривается в уголовном праве как контрабанда и наказывается также уголовной ответственностью. Данное преступление рассматривается статьей 188 УК РФ. И наказывается сроком от 3 до 7 лет в колонии поселении, при этом размер штрафа может составлять до одного миллиона рублей. Также виновник происшедшего имеет право уйти от ответственности, если его вина не будет в полной мере доказана вышестоящими органами судебной власти.

Список литературы / References

1. Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В. Тимошенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. С. 285.

2. Гетман А.Н. Экономические условия диктуют новые формы работы / А.Н. Гетман // Информационно-аналитическое обозрение. Таможня, 2014. № 17. С. 2.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 2017 года № 61 -ФЗ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ Рустамзаде М.Н. Email: Rustamzade629@scientifictext.ru

Рустамзаде Минаввар Намиг кызы — студент, финансово-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: составление проекта бюджета является первым этапом бюджетного процесса. Конституция Российской Федерации определяет государственное устройство страны как федеративное, поэтому бюджетная система Российской Федерации имеет три уровня: федеральный, региональный и местный уровни — каждый уровень имеет свой бюджетный процесс и соответственно особенности этапов бюджетного процесса, в частности составления проектов бюджетов. Главной задачей данной стадии бюджетного процесса является определение объёма денежных средств, аккумулируемых бюджетами с целью финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также направления и объемы их использования. Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, прогнозирование, планирование, бюджетные ассигнования.

CHARACTERISTICS OF THE STAGE OF BUDGET PREPARATION OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Rustamzade M.N.

Rustamzade Minavvar Namig kizi — Student, FACULTY ECONOMICS AND FINANCE, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW,

Abstract: budget preparation is the first stage of the budget process. The Constitution of the Russian Federation defines the state structure of the country as a federal, therefore the budget system of the Russian Federation has three levels: federal, regional and local levels; each level has its own budget process and, accordingly, the features of the budget process states, in particular, the stage of budget preparation. The main task of this stage is determine the amount of money accumulated by the budgets with a view to providing financial support for the functions performed by state and local government and directions and amount of their use.

Keywords: budget, budget system, prognostication, planning, budget allocations.

УДК: 336.02

В соответствии с федеративным устройством бюджетная система Российской Федерации имеет три уровня: федеральный, региональный и местный [1]. Составление проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы представляет собой с одной стороны прогнозирование доходов бюджета, с другой планирование бюджетных ассигнований и источников финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории. Стоит отметить, что 23 июня 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены «Общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» Методика прогнозирования доходов бюджетов разрабатывается главными администраторами доходов по всем кодам классификации доходов. Методика по каждому виду доходов должна включать [3]:

■ описание всех показателей, применяемыми для расчета прогнозного объема поступлений;

■ характеристику метода расчета прогнозного объема поступлений. При этом могут использоваться такие методы, как прямой счет (основывается на использовании прогнозных значений объемных и стоимостных показателей), усреднение (основан на среднем значении объемов соответствующего вида дохода за предыдущие 3 года), индексация (использование индекса потребительских цен или других мультипликаторов, характеризующих динамику прогнозируемого вида дохода), экстраполяция (расчет на основе данных о тенденциях изменений поступлений в прошлых периодах) и иные методы.

■ алгоритм расчета прогнозных показателей соответствующего вида дохода.

Планирование бюджетных ассигнований происходит раздельно по бюджетные

ассигнования на исполнение действующих и принятых обязательств.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) осуществляется на основе государственных (муниципальных) заданий в зависимости от целей функционирования конкретного главного распределителя, распределителя бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений [2]. На единицу предоставляемых государственных (муниципальных) услуг разрабатывается и утверждается нормативы финансовых затрат, с учетом которых происходит выделение бюджетных средств для конкретного участника бюджетного планирования.

Основным элементом этапа составления проектов бюджета являются долгосрочные целевые программы, разрабатываемы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующих территорий, которые финансируются из федерального, регионального и местного бюджетов. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию целевых программ, определяется законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальной администрации [2].

При разработке проекта федерального бюджета также составляются федеральные адресные инвестиционные программы, которые определяют размеры бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Также составление бюджета включает разработку ведомственных целевых. Помимо всего прочего, в составе всех бюджетов бюджетного кодекса создаются дорожные фонды, средства которых направляются на обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования.

Порядок и сроки составления проектов бюджета регламентирует положением исполнительных органов власти соответствующего уровня. Так, для федерального бюджета работа по составлению проекта бюджета должна быть завершена к 11 августу [2]. Таким образом, к этому числу должен быть составлен проект закона (решения) о бюджете, содержащий следующими основные характеристики:

■ перечень главных администраторов доходов бюджета;

■ перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

■ распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов;

■ общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

■ объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;

■ источники финансирования дефицита бюджета;

■ верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, в том числе верхнего предела долга по государственным и муниципальным гарантиям;

■ иные показатели бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В пояснительной записке к проекту бюджета должны быть отражены основные направления налоговой и бюджетной политики, предложена оценка ожидаемого исполнения бюджета и прогноз консолидированных бюджетов.

Проект федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации составляются сроком на три года - очередной финансовый и плановый период. Однако стоит отметить, что проект этих бюджетов в 2015 году был составлен только на очередной финансовый год, то есть 2016 год, что связано с неопределенностью экономической обстановки, но уже в 2017 году проект бюджетов составляется на три года. Проект бюджетов муниципальных образований составляются сроком на один год (очередной финансовый год) или три года (очередной финансовый год и плановый период) согласно муниципальным правовым актам представительных органов муниципальных образований. В случае если проект бюджета был разработан на один год, что местная администрация составляет среднесрочный финансовый план [2].

Список литературы / References

1. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: (принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

И КЛАССИФИКАЦИЯ Финогенова Е.А. Email: Finogenova629@scientifictext.ru

Финогенова Евгения Алексеевна — студент, кафедра корпоративного управления и финансов, факультет корпоративной экономики и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск

Аннотация: в настоящее время, в период глобализации и научно-технического прогресса, происходит быстрое изменение внешней среды, поэтому компании вынуждены приспосабливаться к этим изменениям. Такое изменение внешней среды способствовало усилению интеграционных процессов. В конечном итоге преимущество интеграции проявляется в появлении синергетического эффекта. В статье затрагивается проблема синергетического эффекта, как нового направления в исследовании, рассматриваются различные подходы иностранных и отечественных экономистов к определению «синергетический эффект», а также некоторые варианты классификации эффекта синергии. Ключевые слова: синергетика, синергетический эффект, синергизм, виды синергетического эффекта.

SYNERGETIC EFFECT: APPROACHES TO DEFINITION AND CLASSIFICATION Finogenova E.A.

Finogenova Evgeniia Alekseevna — Student, DEPARTMENT OF CORPORATE GOVERNANCE AND FINANCE, FACULTY OF CORPORATE ECONOMICS AND ENTREPRENEURSHIP, NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, NOVOSIBIRSK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.