Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЭРИТРОЦИТАРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВУШЕК, СТУДЕНТОК ХГУ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭРИТРОЦИТАРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВУШЕК, СТУДЕНТОК ХГУ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
адаптация / эритроциты / студенты / гомеостаз / девушки / adaptation / red blood cells / students / homeostasis / girls

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова В.Л.

Поступление абитуриента в ВУЗ, начало учебной деятельности связанно с переходом организма на новый уровень функционирования. Этот этап характеризуется дополнительным эмоциональным напряжением, интенсивной учебной нагрузкой, снижением двигательной активности, что приводит к нарушению процессов адаптации и саморегуляции организма к условиям окружающей среды. Одним из индикаторов состояния здоровья в период обучения в ВУЗе могут служить эритроцитарные показатели. Цель работы: изучение особенностей эритроцитарных показателей у девушек - студенток специальности «Лечебное дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF ERYTHROCYTE PARAMETERS IN GIRLS, STUDENTS OF N.F. KATANOV KSU

Admission of an applicant to a university, the beginning of educational activity is associated with the transition of the body to a new level of functioning. This stage is characterized by additional emotional stress, intense academic load, decreased motor activity, which leads to disruption of the processes of adaptation and self-regulation of the body to environmental conditions. One of the indicators of the state of health during the period of study at the university can serve as erythrocyte indicators The purpose of the work: to study the characteristics of erythrocyte parameters in female students of the specialty "Medical business".

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЭРИТРОЦИТАРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВУШЕК, СТУДЕНТОК ХГУ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА»

УДК 00 - 612.111.6

Петрова В.Л. студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный

университет им. Н.Ф. Катанова"

Россия, г.Абакан

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭРИТРОЦИТАРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВУШЕК, СТУДЕНТОК ХГУ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

Аннотация: Поступление абитуриента в ВУЗ, начало учебной деятельности связанно с переходом организма на новый уровень функционирования. Этот этап характеризуется дополнительным эмоциональным напряжением, интенсивной учебной нагрузкой, снижением двигательной активности, что приводит к нарушению процессов адаптации и саморегуляции организма к условиям окружающей среды. Одним из индикаторов состояния здоровья в период обучения в ВУЗе могут служить эритроцитарные показатели.

Цель работы: изучение особенностей эритроцитарных показателей у девушек - студенток специальности «Лечебное дело».

Ключевые слова: адаптация; эритроциты; студенты; гомеостаз, девушки.

Petrova V.L. student

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "N.F.

Katanov Khakass State University"

Russia, Abakan

CHARACTERISTICS OF ERYTHROCYTE PARAMETERS IN GIRLS, STUDENTS OF N.F. KATANOV KSU

Annotation: Admission of an applicant to a university, the beginning of educational activity is associated with the transition of the body to a new level of functioning. This stage is characterized by additional emotional stress, intense academic load, decreased motor activity, which leads to disruption of the processes of adaptation and self-regulation of the body to environmental conditions. One of the indicators of the state of health during the period of study at the university can serve as erythrocyte indicators

The purpose of the work: to study the characteristics of erythrocyte parameters in female students of the specialty "Medical business".

Keywords: adaptation; red blood cells; students; homeostasis, girls.

Материалом для исследования послужила венозная кровь, взятая однократно у 31 девушки студентки ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Для изучения особенностей эритроцитарных показателей все обследуемые были разделены на 2 группы: физически тренированные и не тренированные.

Физически тренированные девушки были включены в основную группу исследования. Физически не тренированные рассматривались в качестве группы сравнения. Критериями включения и исключения из исследования были заболевания сердечно-сосудистой системы, анемии, вредные привычки (курение).

Забор крови производился медицинским персоналом, утром, натощак, в объеме 5 мл в ваккутейнер с эилендиаминтетрауксусной кислотой, по общепринятой методике.

Подсчёт гематологических показателей производился с помощью автоматического геманализатора Mindray BC-3200 (Китай).

При помощи геманализатора были определены следующие эритроцитарные показатели: количество эритроцитов, *10А12 л, RDW-SD, фл. (интенсивность распада эритроцитов), HCT, % (гематокрит), MCV, фл. (средний объём эритроцита), MCH, пг. (среднее содержание гемоглобина в эритроците), MCHC, г/л (средняя концентрация гемоглобина), RDW-CV % (интенсивность распада эритроцитов), HGB (гемоглобин).

Обработка результатов проводилась с помощью пакетов прикладных программ Microsoft Office (Microsoft Excel) и STATISTICA 8.0. Для сравнения двух независимых выборок использовали непараметрический U-критерии Манна-Уитни. Сравнение относительных показателей проводили с использованием критерия хи-квадрат Пирсона. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.

В результате анализа эритроцитарных показателей было выявлено, что значения показателей различны у девушек на разных курсах

Показатель гематокрита у девушек на 1 курсе равен 38,0(37,0-39,0)%. Для 2 курса этот показатель больше, чем на 1 курсе - 39,9(38,8-40,4)%. У девушек 3 курса уровень гематокрита меньше, чем на 2 курсе и больше чем на 1 курсе - 38,1(37,1-41,5)%. Количество эритроцитов у девушек 1 курса составило 4,2(4,1-4,4) *1012/л, что было меньше, чем на 2 (4,5(4,4-4,6) *1012/л) и 3 (4,5(4,3-4,6)* 1012/л) курсах.

Уровень гемоглобина у девушек 1 курса был равен 136,0 (131,0-138,0) г/л, данный показатель меньше, чем на 2 курсе [142,0(137,0-154,0) г/л] и больше чем на 3 курсе [132,0(125,0-142,5) г/л].

Среднее содержание гемоглобина в эритроците у девушек 2 курса 331,6(31,1-32,6) пг больше, чем на 3 курсе - 30,5(29,4-31,8) пг. У девушек 1 курса этот показатель составляет 30,8(29,9-33,0) пг. Средняя концентрация гемоглобина в эритроците у девушек 2 курса [359,5(347,0-366,0) г/л] больше, чем тот же показатель на 1 курсе [349,0(346,0-351,0)г/л] и на 3 курсе [345,5(334,0-347,0)г/л].

Проанализировав данные по гематологическим показателям у девушек разных курсов обучения, следует отметить, что статистически значимых различий в сравниваемых группах установлено не было. Также было выявлено, что у девушек 2 курса все показатели выше, чем у девушек 1 и 3 курсов.

Изменения от курса к курсу обусловлены адаптацией к учебному процессу. Высокий уровень показателей на 2 курсе по сравнению с первым свидетельствует о формировании приспособительных механизмов к учебному процессу, а на 3 курсе показатели снижаются, что свидетельствует об уже сформированной адаптации.

Показатель гематокрита у девушек без физической нагрузки равен 38,8(37,3-39,9)%, у девушек с физической нагрузкой показатель больше, чем у девушек без физической нагрузки 39,5 (37,7-41,2)%. Содержание эритроцитов у девушек без физической нагрузки равен 4,3 (4,14-4,56) *10А12 л, у девушек с физической нагрузкой показатель больше чему у девушек без физической нагрузки 4,5 (4,2-4,6) *10А12 л. Уровень гемоглобина у девушек без физической нагрузки равен 136,0 (128,5-142,5) г/л, у девушек с физической нагрузкой показатель больше чему у девушек без физической нагрузки 138,0 (131,0-146,0) г/л.

Эти показатели повышаются у тренированных людей. В организме тренированного человека происходит перестройка метаболических процессов. Поступление в кровь большого количества продуктов окисления приводит к местной тканевой гипоксии. Ответом является повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, что приводит к усилению кровоснабжения органов. Возрастает потребление кислорода мышцами, это приводит к большей продукции костным мозгом эритроцитов и выходом крови из депо. Увеличение количества эритроцитов приводит к повышению гематокрита, а большее потребление кислорода приводит к повышению гемоглобина, так как нужно больше связей для переноса кислорода тканям [1,2,3].

Средний объём эритроцита у девушек без физической нагрузки равен 89,3(85,7-92,8) фл., у девушек с физической нагрузкой показатель меньше чему у девушек без физической нагрузки 88,3(85,8-90,8) фл. Среднее содержание гемоглобина в эритроците эритроцита у девушек без физической нагрузки равен 31,0(29,7-33,1) пг., у девушек с физической нагрузкой показатель, больше чему у девушек без физической нагрузки 31,4(30,6-32,2) пг. При физической нагрузке происходит не только метаболические измениения, но и большая влагопотеря, которая приводит к обезвоживанию организма, что в свою очередь виляет на уменьшение среднего объёма эритроцита, из-за нехватки воды. Повышение среднего содержания гемоглобина в эритроците связанно с потреблением большего количества кислорода и его переноса к тканям [4,5].

Концентрация гемоглобина в эритроците у девушек без физической нагрузки равен 349,0(342,5-353,0) г/л, у девушек с физической нагрузкой показатель больше чему у девушек без физической нагрузки 352,0(345,0 -366,0) г/л.

Проанализировав данные было выявлено, что число эритроцитов зависит от физической тренированности. При физической работе организму требуется большее кровообращение и кислород для питания тканей и выведение большого количества продуктов окисления. В этом принимает непосредственное участие гемоглобин, он является транспортом для кислорода к тканям и органам, а также выводит продукты обмена такие как углекислый газ. С физической тренированностью также связан показатель среднего объёма эритроцита, при физической нагрузке происходит обезвоживание организма, клетки отдают воду в межклеточное пространство для поддержания гомеостаза, эритроциты в том числе отдают воду в плазму крови, при этом деформируясь к размере.

В случае курса обучения при умственной работе требуется большее кровоснабжение мозга. Увеличение ОЦК и ЧСС приводит к активации работы органов участвующих в эритропоэзе, вследствие этого увеличивается число этироцитов в периферической крови.

Выводы:

1. Эритроцитарные показатели у девушек колеблются в зависимости от адаптации к учебному процессу. У девушек 1 курса наблюдается снижение всех показателей, по сравнению со 2 курсом. У девушек 3 курса наблюдалось снижение показателей.

2. Эритроцитарные показатели у физически тренированных девушек выше, чем у физически нетренированных, что обусловлено адаптацией к систематическим физическим нагрузкам.

Использованные источники:

1. Абдулкадыров, К. М. Гематология: Новейший справочник / Под общ. ред. К. М. Абдулкадырова. — М.: Иза-во Эксмо; СПб.: Изд-во Сова, 2004. -928 с, илл.

2. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. — 520 с.: ил.

3. Адо А.Д. Опосредование биологического социальным в проблеме адаптации человека к экстремальным условиям // Вестник АМН СССР. 1980. № 4. С. 5763.

4. Александров, Н.П. Изменения в системе красной крови человека (эритроне) при адаптации к новым условиям / Н.П. Александров -Российский университет дружбы народов, Москва.

5. Алексеева Т. И. Адаптивные процессы в популяциях человека. М.: Изд -во МГУ, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.