Научная статья на тему 'Характеристика экономики Вьетнама и тенденции ее развития'

Характеристика экономики Вьетнама и тенденции ее развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
418
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чан Дык

The article deals with the analysis of microeconomical indicators of Vietnam development: Vietnam economic success, high rates of growth of its economy in the 20s show the general effectiveness of Vietnam reforms. Therefore studying the experience of Vietnam in this respect appears to be significant for both economic science and practice. One of the peculiarities of Vietnam reforms is maintenance and low speed of state sector reconstruction remaining the most important in the economy. These problems determine the urgency of studying the problems connected with state plants in Vietnam, their role in the economy, ways of their reconstruction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of Vietnam economy and tendencies of its development

The article deals with the analysis of microeconomical indicators of Vietnam development: Vietnam economic success, high rates of growth of its economy in the 20s show the general effectiveness of Vietnam reforms. Therefore studying the experience of Vietnam in this respect appears to be significant for both economic science and practice. One of the peculiarities of Vietnam reforms is maintenance and low speed of state sector reconstruction remaining the most important in the economy. These problems determine the urgency of studying the problems connected with state plants in Vietnam, their role in the economy, ways of their reconstruction.

Текст научной работы на тему «Характеристика экономики Вьетнама и тенденции ее развития»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ ВЬЕТНАМА И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Чан Дык

Chan Dyk. Characteristic of Vietnam economy and tendencies of its development. The article deals with the analysis of microeconomical indicators of Vietnam development: Vietnam economic success, high rates of growth of its economy in the 20s show the general effectiveness of Vietnam reforms. Therefore studying the experience of Vietnam in this respect appears to be significant for both economic science and practice. One of the peculiarities of Vietnam reforms is maintenance and low speed of state sector reconstruction remaining the most important in the economy. These problems determine the urgency of studying the problems connected with state plants in Vietnam, their role in the economy, ways of their reconstruction.

Во Вьетнаме государство играет такую же экономическую роль, как и в других странах АСЕАН. Это создание и сохранение стабильной макроэкономической среды, благоприятной для развития экономики, структурное обеспечение базиса (дороги, мосты, создание источников трудовой силы), регулирование и распределение доходов, осуществление социального равенства. Тем не менее, роль государства в процессе экономического развития во Вьетнаме имеет свои отличия и особенности, если сравнивать с ролью государства в развитии экономики в других странах АСЕАН. Особенность заключается в том, что нужно «организовывать претворение в жизнь курса Партии на обновление страны и жизни вьетнамского народа. Прежде всего, это касается обновления в экономике, создания переходного этапа в процессе перехода централизованной и бюрократической экономики, действовавшей на распределительных принципах, к рыночным механизмам, функционирующим под управлением государства, по пути социализма». Таким образом, во Вьетнаме государство играет дополнительную роль по реализации курса, установок и политики КПВ, своего рода повивальной бабки при родах социально ориентированной рыночной экономики [1-6].

Для того чтобы дать государству возможность активно осуществлять свою роль в процессе развития экономики и общества в условиях меняющейся обстановки в мире и в регионе, Пленум КПВ (VIII созыва) со всей строгостью указал на имеющиеся недоработки и несоответствия в государственном аппарате нашей страны и наметил меры по их преодолению.

ВТО - торговая организация мирового масштаба, в которой участвуют 149 стран.

Еще 50 стран уже обратились с заявлением о желании участвовать в ней. Эти страны сейчас ведут соответствующие переговоры. Участие в ВТО чрезвычайно важно для того, чтобы экономика нашей страны могла функционировать в стабильной атмосфере, чтобы поднять эффективность торговых и технических связей, быстро добиться реального участия в мировой экономике. В январе 1995 г. Вьетнам подал заявление об участии в ВТО. В августе 1996 г. Меморандум о торговом режиме Вьетнама был передан в ВТО, в июле 1998 г. сессия ВТО, собравшаяся в Женеве, рассмотрела вопрос об участии Вьетнама в этой организации.

Проводя политику «открытых дверей», укрепляя отношения со всеми странами во всех регионах мира, мы понимаем, что участие нашей страны в ВТО является неотложной потребностью. Однако участие в ВТО представляется собой одновременно и шансы и вызовы для вьетнамской экономики - медленно развивающейся и находящейся в процессе изменений.

После того как Вьетнам стал официальным членом АСЕАН (28 июля 1997 г.), экономические связи и сотрудничество между СРВ и другими странами - членами Ассоциации начали развиваться быстрыми темпами.

Сфера торговли: торговые связи СРВ со странами - основателями АСЕАН (далее АСЕАН-6) составляют около 36 % общей стоимости международной торговли нашей страны, достигнув 4,2 млрд. долл. США.

Всесторонняя торговля Вьетнама с 5 странами - основателями АСЕАН возрастала быстрыми темпами сразу после того, как в 1992 г. Вьетнам получил в Ассоциации статус наблюдателя. Среди этих 5 стран круп-

нейшим партнером нашей страны является Сингапур. Двусторонние торговые связи Вьетнама и Сингапура превышают совокупный торговый объем всех других стран из группы АСЕАН-6 с СРВ. Вторым крупнейшим партнером Вьетнама из числа стран АСЕАН является Таиланд, затем следуют Малайзия, Индонезия и Филиппины. Следует обратить внимание на тот факт, что наиболее интенсивные и объемные торговые отношения с Вьетнамом имеют именно высокоразвитые страны Ассоциации. Такова реальность, и она свидетельствует о том, что существуют возможности для взаимного обмена между экономиками Вьетнама и этих стран.

Кроме того, в торговых отношениях нашей страны со странами - учредителями АСЕАН присутствует еще один фактор, заслуживающий внимания, а именно: Вьетнам постоянно наращивает экспорт своей продукции на рынки стран - членов АСЕАН, особенно после того, как стал участвовать в деятельности АФТА (AFTA) зоны свободной торговли АСЕАН.

За последние годы экспорт Вьетнама возрастал весьма быстрыми темпами. По сравнению с 2000 г. вырос экспорт товаров из нашей страны в Малайзию в 2005 г. на 5,7 %, в Сингапур - на 5,9 %, на Филиппины - на 35 %, в Таиланд - на 6,8 %. Главным товаром вьетнамского экспорта в страны АСЕАН является рис. Доходы, полученные СРВ от экспорта риса в страны АСЕАН, составили в 2005 г. 900 млн. долл. Самым крупным рынком для вьетнамского риса стала Индонезия, за которой следуют Филиппины и Малайзия.

Общая стоимость вьетнамского импорта из стран группы АСЕАН-6 в 2005 г. составила 800 млн. долл., при этом импорт СРВ из стран АСЕАН сократился на 10 %. Вьетнам экспортирует из стран АСЕАН главным обзором сырье для нужд производства, например, нефть, а также удобрения, инсектициды, электронику, мотоциклы и др.

Также достаточно устойчиво развивались и отношения между Вьетнамом и странами группы АСЕАН-6. В этот период тройку крупнейших (из 10 стран) инвесторов в нашу страну составили Сингапур, Малайзия и Таиланд (табл. 1).

Таблица 1

Притоки прямых иностранных инвестиций Восточной и Южной Азии в 2005 г.

Страны Приток ПИИ (млрд. долл.) Приток ПИИ на душу населения (млн. долл.)

Китай 12,3 70

Сингапур 16,4 2340

Индонезия 6 75

Малайзия 5,3 280

Индия 2,6 100

Таиланд 2,4 60

Южная Корея 2,3 80

Вьетнам 2,2 29

Филиппины 1,4 60

Тайвань 2,4 120

Еще более трудной задачей для нашей страны является создание передовой национальной науки и технологий. Как отмечалось на II Пленуме ЦК КПВ, наука и технологии в нашей стране развиваются медленно, не соответствуют имеющемуся потенциалу, не отвечают требованиям развития в период индустриализации и модернизации, отстают от стран региона. Иначе говоря, мы еще не создали науку и технологии как самостоятельные отрасли, хотя бы и не самого высокого уровня развития.

По оценке Министерства науки, технологий и окружающей среды, вьетнамские технологии отстают от наиболее переходных стран на 50-100 лет, от стран региона - примерно на 20 лет. В докладе Министерства отмечалось, что по результатам обследований ряда предприятий, относящихся к 30 промышленным отраслям, более 50 % основных фондов заменены ввиду полного износа. Техника и оборудование поступают из разных источников, поэтому предприятия не укомплектованы полностью. Согласно статистическим данным, только в промышленности 26 % оборудования поставлено из РФ, 20 % - из стран Восточной Европы, около 20 % - из стран АСЕАН и Северной Европы, более 18 % - из других источников. В такой ситуации технической оснащенности и обеспечения оборудованием уровень расхода сырья на единицу продукции во Вьетнаме намного превышает аналогичный показатель в передовых странах. Так, если сравнивать со

странами АСЕАН, то уровень расхода сырья на единицу продукции во Вьетнаме превышен приблизительно в 20-30 раз, в то время как производительность труда равна всего 60-70 % производительности труда в этих странах. Лишь около 20 % производимых во Вьетнаме товаров соответствуют экспортным стандартам.

Подобно другим странам АСЕАН, Вьетнам сконцентрировал силы на задаче развития экономики. Наша страна нацелена на обеспечение устойчивого и надежного развития. Экономический опыт многих стран АСЕАН показывает, что рост экономического благосостояния является важно целью, но она не должна носить категорический, ультимативный характер. Нельзя решить все проблемы страны только посредством роста экономического благосостояния. Экономический рост теряет смысл, если ради него государству приходиться терять свои природные богатства, если при этом на население тяжелым бременем ложатся катастрофические последствия загрязнения окружающей среды.

В период с 2006 до 2010 гг. в силу необходимости концентрации всех сил страны на объединении и защите национальной безопасности, Коммунистическая партия Вьетнама и правительство страны еще не имели условий для того, чтобы уделять должное внимание разработке природных ресурсов и защите окружающей среды и экологии. В то время в стране была отсталая экономика, предлагавшая на экспорт главным образом продукцию сельского и лесного хозяйства, морепродукты, необработанное сырье; вкупе с этим бурный демографический рост быстро истощил природные ресурсы. Исчезновение лесов и диких животных - наглядный пример и следствие такой политики. Раньше 3/4 территории Вьетнама составляли леса,

сейчас лесные угодья занимают 30 млн. га, в том числе: около 14 млн. га - естественные леса, оставшиеся более 16 млн. га — это лесные пустоши. Вьетнам стал страной самой интенсивной вырубки леса: ежегодно уничтожается 3,1 % лесов, тогда как аналогичные показатели в других странах совершенно иные: в Таиланде 1,6 %, в Китае 0,8 %, в Малайзии 1,2 %, в Южной Корее 0,1 %, в Индонезии 0,4 %. Если сохранятся нынешние темпы вырубки лесов, то перед Вьетнамом встанет реальная опасность в предстоящем столетии полностью лишиться собственного лесного богатства. Исчезновение лесов приводит к эрозии почвы, к обвалам и осыпям, к возникновению тайфунов с наводнениями, что фактически уже и происходит в последние годы в Центральном Вьетнаме и в равнинных районах реки Меконг.

1. Направления развития сельского, лесного и рыбного хозяйств до 2010 г. / Министерство сельского хозяйства. Ханой, 1995.

2. Отраслевое планирование и государственные программы во Вьетнаме до и после 2000 г. Ханой, 1997

3. Выбор и осуществление стратегии экономического развития во Вьетнаме / Министерство планирования и инвестиции. Институт стратегий развития. Ханой, 1998.

4. Современные тенденции развития регионального экономического сотрудничества в Восточной Азии: материалы науч. конф. ИМЭМО РАН). М., 2003.

5. Мазырин В.М. // Индокитай на рубеже веков (политика, идеология). М., 2001.

6. Мазырин В.М. // Реформы переходного периода. М., 2005.

Поступила в редакцию 30.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.