Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕВУШЕК 16—17 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕВУШЕК 16—17 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Н. Юдина, А.П. Забавников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕВУШЕК 16—17 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ»

© Н. Н. ЮДИНА, А. П. ЗАБАВНИКОВ, 1991 УДК 371.7 + 612.76+613.71 [-053.6-055.2

Н. Н. Юдина, А. П. Забавников

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕВУШЕК 16-17 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ

Коломенский педагогический институт

Изучение двигательного режима и условий, позволяющих достичь его оптимальных, гигиенических норм, является важным вопросом физического воспитания школьников.

Единого мнения о двигательной активности школьниц старшего возраста у исследователей [1—3] нет.

Целью данной работы явилось изучение суточной двигательной активности сельских и городских школьниц 16—17 лет.

Для количественной характеристики двигательной активности подсчитано число локомоций , у 56 школьниц с использованием шагомера." Исследование бюджета свободного времени проводилось путем анкетного опроса 720 девушек.

В зимний период суточная активность у сельских школьниц составляла 10 890+92,42 шага, у городских — 10 991,34±60,06 шага (/>>0,05). В весенний период у сельских девушек двигательный режим увеличился до 14 777,02± ±77,33 шага, а у городских он практически остался без изменения — 9 381,41 ±37,25 шага, что на 36,5 % меньше (/><0,001), чем у сельских сверстниц. Увеличение двигательной нагрузки было связано с работой по дому. Однако отмеченную максимальную величину двигательной активности у сельских школьниц еще нельзя считать гигиенически значимой, так как она существенно не влияет на физическую подготовленность девушек, хотя увеличивает силовую выносливость. Влияние мышечной силы на интегральный показатель физической подготовленности у сельских школьниц составило 22,2— 25,12 %, у городских — 7,45 %. Установлено, что со школьной программой по физической культуре справляются 67 % городских и 51 % сельских выпускниц.

Среднесуточная двигательная деятельность сельских и городских школьниц 16 — 17 лет

Виды деятельности

Продолжительность отдельных видов деятельности, ч

сельские школьницы

городские

ШКОЛЬНИЦ!!

Занятия в школе 6 6

Учебные домашние задания 3,2 3,7

Работа по дому 2 0,5

Просмотр телепередач 2,5 1,5—2

Занятия в спортивных кружках 0,2 0,5

Самостоятельные занятия 0,3 0,5

Свободное время 2 2,3

Сон 8 8

Мы исследовали активность девушек на уроках физической культуры по разделам программы. Самая большая двигательная активность у сельских школьниц выявлена на уроках лыжной подготовки — 2 939,3±30,68 шага (в одном уроке), на уроках легкой атлетики — 2 284,7± ±50,62, при спортивных играх — 2 061,55± ±59,67, на уроках гимнастики — 2 045,59± ±25,43 шага.

Анализ уроков физической культуры выявил сравнительно низкую двигательную активность школьниц. Уроки обеспечивают лишь 9—11 % суточной активности, что крайне неудовлетворительно для формирования физических качеств, умений и навыков.

Анкетный опрос показал различия и в других видах деятельности. Так, 75 % сельских школьниц ежедневно отводят на домашний труд по 2 ч, а городские — 0,5 ч. Рассматривая бюджет свободного времени у старшеклассниц, следует отметить, что большую часть времени после занятий в школе опрошенные отводят на приготовление учебных заданий и просмотр телепередач. Приготовление домашних учебных заданий у 83,9 % сельских и 80 % городских школьниц занимает 3—3,5 ч; у 16,09 и 20 % — соответственно до 4—5 ч. Так, до 2 ч смотрят телепередачи до 66,04 % сельских и 73,12 % городских девушек; до 3 ч — соответственно 27,01 и 19,37 % (см. таблицу).

По данным А. Г. Сухарева [2], гигиеническая и физиологическая норма суточной двигательной активности для данного возраста составляет 19 000—22 000 шагов. Следовательно, полученные в настоящей работе данные ниже нормативных на 33 %.

Для оптимизации двигательной активности городских школьниц следует использовать спортивные секции. В сельской школе целесообразно увеличить число уроков физической культуры до 4. Это можно сделать, объединив школьниц 2 параллельных классов на занятиях физкультурой, так как в большинстве сельских школ в старших классах мало учеников.

Л итература

1. Пальнау Н. А. Исследование взаимосвязи между двигательной активностью, физической работоспособностью и функциональным состоянием кардиораспираторной системы школьников Северного Казахстана: Автореф. дне. ... канд. биол. наук.— М., 1979.

2. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования

двигательной активности школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1972. 3. Шиндин Н. И. Отбор и особенности содержания учебного материала на основе особенностей физического развития

и подготовленности школьниц Казахстана: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.— М., 1986.

Поступила 22.06.90

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 371.7-053.6

Э. Ю. Гринене, Ю.—В. И. Вайткявичюс, Э. И. Марачинскене ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОРГАНИЗМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Шауляйскнй педагогический институт

Пересмотр учебных программ, оптимизация учебного процесса требуют комплексной гигиенической оценки учебных занятий, изучения предметов не только по их относительной трудности, но и по реакции организма при усвоении материала. Наиболее чувствительным показателем вегетативных функций является сердечная деятельность. Отмечена тесная взаимосвязь между учебной нагрузкой, эмоциональным напряжением и реакцией синусового ритма сердца [1, 3, 4, 7].

Задачей настоящей работы явилось изучение воздействия суммарной учебной нагрузки, а также отдельных предметов на организм учащихся старших классов. С этой целью изучали умственную работоспособность с помощью буквенных таблиц Анфимова по общепринятой методике на различных уроках (по вторникам и средам) у 46 учеников 10, 11 и 12 классов. Оценивали интенсивность, точность, продуктивность умственной работоспособности и показатель Пи (отношение числа хорошо и отлично выполненных работ к числу работ, выполненных удовлетворительно и плохо) при решении 3549 задач. Вегетативные реакции организма старшеклассников оценивали по сердечному ритму. Синусовый ритм сердца с помощью интервалографа [8] записывали непрерывно в течение 3 мин до уроков и после каждого урока на 2, 4, 12, 14, 16, 20, 25, 29, 32, 35-й неделе учебного года. Обрабатывали динамический ряд из 100 последовательных кар-диоинтервалов с построением гистограмм. По гистограмме определяли моду (Мо), вариационный размах (ДА') и амплитуду моды (АМо) [6], а также ряд интегральных показателей по Р. М. Баевскому [2]: АМо/ДЯ, отражающий воздействие вегетативного звена на синусовый ритм сердца, Мо/ДА"— воздействие гуморального звена и индекс напряжения (ИН), указывающий на воздействие автономного и центрального звеньев регуляции сердечного ритма.

ИН определяли по формуле 2х Мох а,у ^' Все"

го проанализировано 1663 ритмограммы. При сопоставлении показателей функционирования изученных систем мы строили фазовую траекторию [2] и функциональные портреты [5].

За указанный период обучения уровень умствен-

ной работоспособности статистически значимо вырос лишь при переходе в 11 класс. В 11 классе школьники работали на 30 % интенсивнее, делая при этом на 46 % меньше ошибок, чем в 10 классе. В 12 классе умственная работоспособность практически не отличалась от таковой в 11 классе. Отлично и хорошо выполненных работ в 11 классе было на 58 %, а в 12 — на 23 % больше, чем в 10 классе. Данная закономерность проявилась как у девушек, так и у юношей. Вместе с тем девушки в период наблюдения работали интенсивнее, чаще выполняли работу отлично и хорошо, чем юноши. В 10 классе девушки просматривали в среднем 602 + 16 знаков, а юноши лишь 520+17, в 11 — соответственно 812±18 и 654+15 и в 12 классе — 807+13 и 568±17 знаков. Показатель Пи был в 10 классе равен у девушек 1,35+0,21, у юношей 0,42±0,09, в 11 классе — соответственно 1,93+0,21 и 0,48+0,09 и в 12 классе — 1,49+0,18 и 0,72+0,11. У учеников старшего школьного возраста при установлении новых ней-рогуморальных отношений лучше были обеспечены функциональные возможности и автономная регуляция сердца. За период наблюдения статистические характеристики синусового ритма сердца были на одном уровне. ИН в 10 классе составил 125,9±6,0, в 11 — 128,5+6,2 и в 12 — 129,2+12,3. Различие проявилось лишь в более выраженном воздействии парасимпатического звена на хроно-тропную функцию сердца у юношей.

Определенный уровень работоспособности достигался при изменении вегетативных функций. На протяжении учебного года под воздействием суммарной "учебной нагрузки старшеклассники работали неравномерно. Неоднозначно проявились и вегетативные реакции их организма. При построении фазовой траектории по показателям точности работы и ИН наиболее отрицательные сдвиги в функционировании организма наблюдались в конце первого полугодия после зимних каникул и в конце учебного года. Относительно низкого уровня умственной работоспособности десятиклассники достигали ценой большого напряжения систем центрального регулирования сердечной деятельности на 16-й и 20-й неделе учебного года. В конце учебного года, на 38-й неделе, отрицательный сдвиг выражался снижением точности работы при отсутствии мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.