Научная статья на тему 'Особенности психического состояния и регуляции сердечного ритма школьников и студентов в условиях инновационной образовательной среды'

Особенности психического состояния и регуляции сердечного ритма школьников и студентов в условиях инновационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова М. А., Щербакова А. Э., Говорухина А. А., Дронь А. Ю., Сафин Р. М.

Изучена динамика показателей вегетативной регуляции сердечного ритма, системной гемодинамики, психического состояния и качества жизни школьников и студентов в условиях внедрения инновационных образовательных технологий на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Показаны изменения спектра сердечного ритма, свидетельствующие о повышении симпатической активности вегетативной нервной системы во время интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, а также установлены гендерные отличия в изменчивости психологических показателей в стабильный и экзаменационные периоды обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова М. А., Щербакова А. Э., Говорухина А. А., Дронь А. Ю., Сафин Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психического состояния и регуляции сердечного ритма школьников и студентов в условиях инновационной образовательной среды»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Попова М.А.*, Щербакова А.Э.4, Говорухина A.A.*, Дронь А.Ю/, Сафин P.M.*, Мыльченко И.В.У

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Изучена динамика показателей вегетативной регуляции сердечного ритма, системной гемодинамики, психического состояния и качества жизни школьников и студентов в условиях внедрения инновационных образовательных технологий на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Показаны изменения спектра сердечного ритма, свидетельствующие о повышении симпатической активности вегетативной нервной системы во время интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, а также установлены гендерные отличия в изменчивости психологических показателей в стабильный и экзаменационные периоды обучения.

В рамках психосоматического подхода к изучению патогенеза многих заболеваний доказана роль психогенных факторов. В том числе и в возникновении и течении гипертонической болезни, так как одним из генетических механизмов повышения артериального давления является нарушение психофизиологической саморегуляции. Впервые научно-доказанные данные о значении психосоциальных факторов в развитии сердечн-сосу-дистых заболеваний (ССЗ) были представлены в середине XX столетия. В экспериментальных исследованиях было показано, что хронических стресс вызывает, с одной стороны, повреждение эндотелия сосудов, запуская процессы атерогенеза, а с другой - активацию симпато-адреналовой системы, что приводит к повышению вазокнстрикции и активации тромбоцитов [1].

* Главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья», доктор медицинских наук, профессор.

* Научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья», кандидат биологических наук.

¥ Старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья», кандидат сельскохозяйственных наук.

* Младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья».

* Младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья».

у Младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья».

Психосоциальные факторы могут быть одной из причин негативной динамики состояния здоровья населения и вносить существенный вклад в увеличение заболеваемости ССЗ и смертности от них [2].

В настоящее время установлена тесная связь между психоэмоциональным стрессом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Эксперты Европейского общества кардиологов подчеркивают, что современная модель оценки риска развития ССЗ не лишена недостатков. В частности, при оценке риска не учитывается длительность воздействия ФР и не принимаются во внимание показатели, влияющие на прогноз, например стресс [3-5]. Известно, что лица, регулярно испытывающие высокий психоэмоциональный стресс, весьма склонны к ССЗ [6]. Стресс служит пусковым механизмом кардиоваскулярных событий благодаря локальной и системной активации окислительных процессов.

Психоэмоциональное напряжение трудно подвергнуть количественному анализу. Чувствительность сердечно-сосудистой системы подростков к эмоциональным воздействиям определяется конституционально-типологическими и личностными особенностями [7].

Наряду с этим, накапливается все больше доказательств того, что тревога, депрессия и некоторые другие психопатологические нарушения являются независимыми факторами риска кардиоваскулярной патологии [8]. Интенсификация образования требует от всех участников образовательного процесса значительного напряжения внимания, стабильно высокой работоспособности в течение длительного времени. При этом психоэмоциональное напряжение сочетается со сниженной продолжительностью ночного сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. Перенапряжение может носить застойный характер и, тем самым, способствовать развитию различных психосоматических дисфункций [9, 10].

В связи с этим, целью нашего исследования было изучение особенностей психического состояния и регуляции сердечного ритма школьников и студентов в условиях инновационной образовательной среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа (г. Сургут).

Задачи исследования

1. Оценить уровень тревожности, депрессии школьников и студентов при различном уровне учебных нагрузок в условиях внедрения инновационных образовательных технологий.

2. Изучить особенности системной гемодинамики и вегетативной регуляции ритма сердца школьников и студентов при различном уровне учебных нагрузок в условиях внедрения инновационных образовательных технологий.

3. Охарактеризовать гендерные особенности школьников и студентов по показателям вегетативной регуляции, системной гемодинамики и пси-

хического состояния при различном уровне учебных нагрузок в условиях внедрения инновационных образовательных технологий.

Методика исследования

В условиях естественного эксперимента исследовали сочетанное влияние геоклиматических факторов и инновационных форм обучения на вегетативную регуляцию кардиоваскулярных реакций и психическое состояние учащихся лицея № 3 Сургута и студентов Сургутского государственного педагогического университета (СурГПУ) при различном уровне учебных нагрузок. В качестве модели психоэмоционального стресса, с помощью которого можно оценить степень вегетативных сдвигов учащихся в норме, был выбран экзаменационный период в данных образовательных учреждениях.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 19.02.93 №4520-1, к Крайнему Северу отнесены территории севернее полярного круга (66°33 с.ш.). Районы, расположенные южнее, к которым, в частности, относятся северные районы Тюменской области, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, являются «приравненными к Крайнему Северу».

Исследование проводилось в 2 этапа:

1-й этап - оценка организации учебного процесса и режима дня, ВРС, системной гемодинамики, психического состояния и КЖ школьников в возрасте 16-17 лет (11 класс - 26 юношей и 34 девушки) и студентов университета в возрасте от 17 лет до 18 года (1-2 курс - 58 юношей, 34 девушки) в стабильный период обучения (СПО). Для более полной оценки вегетативной регуляции и расчета гемодинамических индексов были оценены соматометрические показатели.

2-й этап - изучение реакции организма учащихся на психоэмоциональный стресс экзаменационного периода (ЭП) с помощью повторной оценки организации учебного процесса и режима дня, ВРС, системной гемодинамики, психологических методик и КЖ; сравнении двух групп исследуемых: школьники и студенты в СПО и в ЭП.

Функциональные методы исследования. Артериальное давление (АД) определяли по методу Короткова [11]. На основании показателей систолического (САД) и диастолического (ДАД) рассчитывали пульсовое давление (ПД) и среднее динамическое давление (СДД). Для оценки общего функционального состояния системы кровообращения и расчета гемодинамических индексов определяли соматометрические показатели (длина тела, масса тела и ОГК).

Рассчитывали систолический объем (СО), минутный объем крови (МОК), ударный индекс (УИ), сердечный индекс (СИ), индекс кровообращения (ИК), общее (ОПСС) и удельное (УПСС) периферическое сопротивление сосудов. Регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС) осуществлялось автоматически по данным кардоритмограммы (КГР).

Инструментальные методы исследования. Кардиоритмографию проводили на электрокардиографе Поли-Спектр компании «Нейро-Софт» в соответствии с рекомендациями стандарта «Вариабельность ритма сердца. Стандарт измерения, физиологической интерпретации и клинического исследования» [12]. Программа дополнительно рассчитывала показатели вариационной пульсометрии по методу P.M. Баевского [13].

Методы определения психического состояния и качества жизни. Психическое состояние учащихся оценивали по шкале депрессии Бека (BDI), опроснику Ч. Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина.

Методы статистического анализа. Систематизация материала и статистические расчеты проводились с помощью программ «Statistica 6.0» и «Биостатистика 4.03». Для оценки межгрупповых различий использовали критерий Крускала-Уоллиса (Н), для сравнения показателей в динамике -критерий Уилкоксона (W).

Результаты и обсуждение

Состояние здоровья растущего организма - это целый комплекс характеристик, включающий в себя физическое здоровье и психическое здоровье, а также благоприятную социально-психологическую адаптацию [14-16]. Необходимо также учитывать, что современные школьники и студенты, проживающие в ХМАО-Югре, подвергаются влиянию не только неблагоприятных экологических факторов, но так же, как и жители других территорий, испытывают на себе дополнительные воздействия: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля за здоровьем учащихся; низкую культуру семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья. По данным Института возрастной физиологии РАО, на здоровье школьников негативно влияют неблагоприятные социальные и экологические условия развития: школьные факторы риска, условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным особенностям школьников и т.д. [17].

Лицей использует традиционные и инновационные подходы в обучении (классические уроки и вузовские формы обучения: лекции, семинары, исследовательские работы, защиту проектов); обеспечивает возможность обучения по индивидуальным учебным планам в старшей профильной школе.

Университет является экспериментальной плошадкой Российской академии образования по внедрению форм личностно-ориентированного профессионального образования. В данном учебном заведении реализуется эксперимент по организации учебного процесса на основе кредитно-зачетной системы единиц, требующей четкой организации самостоятельной работы студентов, асинхронного учебного процесса и внедрения бессессион-ной системы обучения.

При этом в образовательных учреждениях, использующих инновационные формы и методы, значительно изменились учебные программы, большинство которых не проходят гигиенической оценки (авторские программы), происходит информатизация процесса обучения, широко применяются компьютерные технологии. В стабильный период обучения показатели организации учебного процесса и режима дня осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также гигиеническими требованиями. Экзаменационный период характеризовался значительной интенсификацией и увеличением суммарной дневной учебной нагрузкой дома и изменением режима дня, как школьников, так и студентов.

Анализ организации рабочего времени и отдыха у школьников и студентов показал, что в период интенсивной интеллектуальной нагрузки уменьшалась продолжительность ночного сна у школьников на 1,3 ч, а у студентов на 2-3 часа. Время, посвящаемое выполнению домашних заданий, увеличивалось на 1,5-3 часа за счет сокращения прогулок на свежем воздухе, уменьшения продолжительности ночного сна и отсутствия дневного сна.

Степень эмоционального напряжения нарастает в зависимости от индивидуальной оценки ответственности за выполняемую работу, возложенных обязанностей, ожидаемых результатов деятельности. В частности, показано, что индивидуальные особенности студентов оказывают существенное влияние на функционирование ССС во время стресса Обнаружено, что по мере нарастания психического неблагополучия отмечались аналогичные изменения гемодинамических показателей: уменьшение ударного индекса сердца, снижение сократительной способности миокарда, увеличение ОПСС [18].

Гендерные особенности показателей BDI и уровня тревожности у школьников установлены как в СПО, так и в ЭП. При анализе средних значений личностной и реактивной тревожности учащихся лицея не установлено гендерных отличий и статистически значимых изменений в ЭП. Результаты оценки средних значений теста Спилбергера во всех группах в различные периоды обучения соответствовали умеренной тревожности (табл. 1).

Таблица 1

Уровень тревожности и депрессивных расстройств школьников

Показатели (M ± m) Девушки (n = 34) Юноши (n = 26)

СПО ЭП СПО ЭП

BDI С-А 4,10 ± 0,50 6,66 ± 0,73лл 5,29 ± 1,29 8,00 ± 2,31

S-P 3,55 ± 0,4 3,81 ± 0,46 1,86 ± 0,86 2,43 ± 0,65

7,64 ± 0,69 10,5 ± 1,07л 7,75 ± 1,06 9,86 ± 3,14

Тест Спилбергера РТ 41,45 ± 2,16 42,45 ± 1,95 44,00 ± 3,25 44,86 ± 3,51

лт 40,03 ± 1,46 42,6 ± 1,60 38,43 ± 1,87 39,57 ± 2,56

Примечание: Здесь и в табл. 2: А р < 0,05; АА р < 0,01; ААА р < 0,001 - достоверность различий между группами одного пола в стабильный (СПО) и экзаменационный (ЭП) периоды обучения.

Гендерные особенности показателей BDI и уровня тревожности у студентов установлены как в СПО, так и в ЭП. При анализе средних значений личностной и реактивной тревожности как у девушек-студенток, так и у юношей-студентов в ЭП увеличилась РТ (р = 0,03 и р = 0,000 - соответственно) и ЛТ (р = 0,02 ир = 0,000 - соответственно) по сравнению с СПО, но при этом средние значения не превышали уровня умеренной тревожности (табл.2).

Таблица 2

Уровень тревожности и депрессивных расстройств студентов

Показатели (M ± m) Девушки (n = 34) Юноши (n = 58)

СПО ЭП СПО ЭП

BDI С-А 3,96 ± 0,49 6,80 ± 0,87лл 3,67 ± 0,44 8,09 ± 1,01ллл

S-P 2,16 ± 0,34 3,80 ± 0,54л 1,94 ± 0,38 4,15 ± 0,68лл

6,12 ± 0,65 10,60 ± 1,20лл 5,61 ± 0,64 12,24 ± 1,59ллл

Тест Спилбергера РТ 35,88 ± 1,65 41,92 ± 2,23л 33,39 ± 1,11 45,82 ± 1,73ллл

ЛТ 37,72 ± 0,98 42,20 ± 1,53л 37,12 ± 0,76 43,58 ± 1,49ллл

Личностная и реактивная тревожность в СПО у школьников была выше, чем у студентов. В ЭП эта разница нивелировалась. Несмотря на то, что средние значения личностной и реактивной тревожности во всех группах в различные периоды обучения соответствовали умеренной тревожности.

Индивидуально-типологический анализ результатов, полученных по шкале депрессии Бека позволил установить, что у большинства школьников обоего пола отсутствовали признаки депрессии (у 76,5 % девушек и 73,1 % юношей - соответственно). В ЭП уменьшился процент школьников с отсутствием признаков депрессии. Среди юношей-школьников отмечено увеличение числа лиц с легкой депрессией, а у 15,4 % обследованных выявлена выраженная депрессия; среди девушек-школьниц в ЭП 5,9 % имели выраженную депрессию, а 17,7 % и 23,5 % - умеренную и легкую депрессию соответственно.

Среди студентов в СПО отсутствовали признаки депрессии у 88,2 % девушек и 72,4 % юношей. В ЭП у девушек-студенток установлено достоверное увеличение числа лиц с легкой депрессий (7 = 2,93, р = 0,003), а у

11,8 % девушек была зарегистрирована выраженная депрессия; среди юношей в ЭП 8,6 % обследованных имели тяжелую депрессию, а 15,5 % и 21,7 % - выраженную и легкую депрессию соответственно. Таким образом, полученные данные указывают на сдвиги психического состояния при воздействии экзаменационного стресса, которые в большей степени выражены у студентов, чем у школьников.

Исследование параметров центральной гемодинамики учащихся лицея и университета при различном уровне учебных нагрузок выявило у девушек-школьниц в ЭП достоверное увеличение параметров системной гемодинамики по сравнению с СПО по показателям ПАД (р = 0,050), СО (р = 0,000) и МОК (р = 0,001) (табл. 3).

Таблица 3

Показатели системной гемодинамики школьников

Показатели (М ± т) Девушки (п = 34) Юноши (п = 26)

СПО ЭП СПО ЭП

ЧСС, уд/мин 78,23 ± 1,80 79,93 ± 1,16 75,80 ± 2,67 79,58 ± 1,65

САД, мм рт.ст 118,00 ± 1,89 120,64 ± 1,39 125,15 ± 2,23* 126, 13 ± 2,47*

ДАД, мм рт.ст 76,30 ± 1,09 76,89 ± 1,19 74,60 ± 0,75 76,57 ± 0,93

ПАД, мм рт.ст 41,70 ± 1,63 48,11 ± 2,76 50,55 ± 1,65л** 52,68 ± 1,39

СО, мл 67,87 ± 1,14 73,96 ± 1,04ллл 73,00 ± 0,72ллл 80,57 ± 1,27***

МОК, л/мин 5,30 ± 0,13 6,05 ± 0,18лл 5,56 ± 0,23 6,21 ± 0,51

СИ, л/м2 3,36 ± 1,00 3,45 ± 0,78 3,18 ± 0,12 3,29 ± 0,17

Примечание: здесь, в табл. 4 и рис. 2: А - р < 0,05; АА - р < 0,01; ААА - р < 0,001 - достоверность различий между группами школьников в СПО и ЭП в группе юношей, девушек; * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 - достоверность различий между юношами и девушками в СПО и в ЭП.

У девушек-студенток в ЭП достоверное увеличение параметров системной гемодинамики по сравнению с СПО отмечено по показателям САД (р = 0,000), ПАД (р = 0,002), МОК (р = 0,005) и СИ (р = 0,007). У юношей-студентов в ЭП достоверно возрастали значения ЧСС (р = 0,019), САД (р = 0,002), ДАД (р = 0,012) и МОК (р = 0,038). У юношей-студентов по сравнению с девушками-студентками в СПО достоверно большими значениями характеризовались показатели САД (р = 0,003) и ПАД (р = 0,000) (табл. 4).

Таблица 4

Показатели системной гемодинамики студентов (М ± т)

Показатели Девушки (п = 34) Юноши (п = 58)

СПО ЭП СПО ЭП

ЧСС, уд/мин 73,15 ± 2,08 74,18 ± 2,10 68,15 ± 1,67л 74,23 ± 1,92

САД, мм рт.ст 108,88 ± 1,53 122,91 ± 0,72ллл 117,40 ± 1,96лл 125,63 ± 1,73**

ДАД, мм рт.ст 66,88 ± 1,52 70,91 ± 2, 12 67,65 ± 1,70л 73,34 ± 1,43

ПАД, мм рт.ст 42,00 ± 1,60 52,00 ± 2,66лл 49,75 ± 1,35 52,29 ± 1,17***

СО, мл 82,61 ± 1,73 85,71 ± 2, 98 83,39 ± 1,23 82,39 ± 1,31

МОК, л/мин 5,65 ± 0,15 6,26 ± 0,15лл 5,65 ± 0,15л 6,08 ± 0,14

СП, л/м2 3,33 ± 0,19 3,90 ± 0,08лл 3,14 ± 0,09 3,34 ± 0,10***

Взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы обеспечивает координирующую функцию и достижение оптимальных адаптационных результатов к изменяющимся условиям внутренний и внешней среды. Сердечный ритм служит индикатором этих отклонений [19].

Спектральный анализ ВРС при различном уровне учебных нагрузок позволил оценить вклад различных частотных компонентов по отношению к общей мощности спектра ВРС. Изучение структуры спектральной мощности показало наличие хорошо выраженных волн во всех трех диапазонах частот у школьников и студентов как в СПО, так и в ЭП. Однако в

ЭП отмечалось увеличение вклада относительной мощности низкочастотных колебаний интервалов ЯЯ (ЬБ, %) в общий спектр.

Поскольку многие из величин, полученные при анализе ВРС во временной области тесно коррелируют с другими, к практическому использованию можно рекомендовать следующие показатели:

1. Стандартное отклонение (8Б) величин нормальных интервалов Я-Я (Ы-Ы) - один из основных показателей ВРС в целом, и зависит от влияния на синусовый узел симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

■ НГ ■ и ■ Ли «НГ ■ и ■ \тт

а) школьники б) студенты

Рис. 1. Соотношение вкладов различных частотных компонентов в общий спектр учащихся: Д - девушки, Ю - юноши

2. Квадратный корень из суммы квадратов разностей между последовательными интервалами Я-Я - ЯМ88Б. Значение этого показателя определяется преимущественно влиянием парасимпатического звена вегетативной регуляции.

3. Процент последовательных интервалов Ы-Ы, различие между которыми превышает 50 мс - рЫЫ50.

У девушек-школьниц в ЭП отмечено достоверное уменьшение временных показателей ВРС по сравнению с СПО по значению рЫЫ50 (р = 0,016). У юношей-школьников в ЭП достоверно уменьшилось значение 8БЫЫ (р = 0,019) (рис. 2а). Подобная тенденция указывает на смещение вегетативного баланса в сторону симапатикотонии. Снижение общей спектральной мощности, выраженную активацию симпатического звена регуляции СР, увеличение вклада медленных и очень медленных колебаний в общую структуру спектральной мощности и снижение реактивности парасимпатического отдела ВНС можно трактовать как ухудшение текущего функ-

ционального состояния и снижение адаптационных резервов организма учащихся в экзаменационный период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

500 Т

а) школьники

б) студенты

Рис. 2. Показатели временного анализа ВРС учащихся:

Д - девушки, Ю - юноши

Кроме этого, избыточную активность симпатического отдела вегетативной нервной системы можно расценивать как проявление высокого уровня мотивации в период подготовки и сдачи экзаменов.

Список литературы:

1. Евдокимова А. А. Оценка распространенности факторов иска в случайной городской выборке мужчин и женщин / А.А. Евдокимова, М.Н. Мамедов, С.А. Шальнова, А.Д. Деев, З.Н. Токарева, РА. Еганян, Р.Г. Оганов // Профилактическая медицина. - 2010. - № 2. - С. 3-8.

2. Архиповский В.Л. Сердечнососудистая патология: распространенность, основные факторы риска / В.Л. Архиповский // Экология человека. - 2007. - № 7. - С. 20-25.

3. Антропова О.Н. Профессиональный стресс и развитие стресс-инду-цированной гипертонии / О.Н. Антропова, И.В. Осипова, Г.И. Симонова и др. // Кардиология - 2009. - № 6. - С. 27-30.

4. Dobkin P.L. Cardiovascular reactivity in adolescent boys of low socioeconomic status previously characterized as anxious, disruptive, anxious-disruptive or normal during childhood / P.L. Dobkin, F.A. Treiber, R.E. Tramblay // Psychother. Psychosom. - 2000. - Vol. 69, № 1. - P. 50-56.

5. Judd L.L. The prevalence clinical relevance, and public health significance of sub threshold depressions / L.L. Judd, PI. Schettler, H. S. Akishal // Psychiat. Clin. North. Am. - 2002. - Vol. 25. - P. 685-686.

6. Воробьева Е.Н. К вопросу патогенеза болезней системы кровообращения / Е.Н. Воробьева, И.В.Осипов, Р.И. Воробьев, Ю.В.Треушина // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2006. - № 5. - С. 114-120.

7. Кучин Р.В. Динамика морфологических и функциональных показателей у девочек разных соматотипов в возрастной период с 11-12,5 лет: автореф. дисс. ... канд. биол. наук / Р.В. Кучин; Кург. гос. ун-т. - Челябинск, 2001. - 17 с.

8. Фолков Б. Эмоциональный стресс и его значение для развития сердечно-сосудистых заболеваний // Кардиология. - 2007. - № 10. - С. 4-11.

9. Петухов А.Е. Профилактика и медико-психологическая коррекция дезадаптации у школьников / А.Е. Петухов, О.В. Якубенко // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5, № 1. - С. 463.

10. Вайман Е.Н. особенности развития неврозов детском возрасте / Е.Н. Вайман // Актуальные проблемы педиатрии: сборник науных работ / Под ред. А.Г. Муталова. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава»,

2007. - С. 78-83.

11. Оганов РГ. Национальные клинические рекомендации по кардиологии / РГ. Оганов, М.Н. Мамедов. - М., 2009. - 392 с.

12. Task Force of the European Society of Cardiology the North American Society of Pacing Electrophysiology. Heart Rate Variability Standards of Measurement, Physiological Interpretation, and Clinical Use. Circulation. - 1996. -P. 1043-1065.

13. Баевский P.M. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / P.M. Баевский, Д.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин: Методические рекомендации. - М., 2002. - 53 с.

14. Медик В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения / В.А. Медик. - М.: Медицина, 2006. - 528 с.

15. Баранов A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах / A.A. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: Издательский дом «Династия», 2004. - С. 100-168.

16. Драгич O.A. Сравнительный анализ функционального состояния организма студентов Уральского Федерального Округа / O.A. Драгич // Вестник КрасГАУ. - 2006. - Вып. 12. - С. 391-396.

17. Поборский А.Н. Функциональное состояние и функциональные возможности организма студентов в неблагоприятных условиях среды / H.A. Поборский, М.А. Юрина, Ж.Н. Лопацкая // Гигиена и санитария. -

2008. - № 5. - С. 70-73.

18. Ревина Н.Е. Вариабельность сердечного ритма в нейродинамике мотивационной активности при психоэмоциональной нагрузке у человека: атореф. дисс. ... канд. мед. наук / Н.Е. Ревина. - М., 2002. - 21 с.

19. Михайлов В.М. Вариабельность сердечного ритма: опыт практического применения метода / В.М. Михайлов. - Иваново: ИГМА, 2002. - 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.