Научная статья на тему 'Системный анализ вегетативной регуляции сердечного ритма педагогов и учащихся'

Системный анализ вегетативной регуляции сердечного ритма педагогов и учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
285
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ПЕДАГОГИ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / SYSTEM ANALYSIS / VEGETATIVE REGULATION OF WARM RHYTHM / TEACHERS / PUPILS / EDUCATIONAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Говорухина Алёна Анатольевна, Попова Марина Алексеевна, Веткалова Наталья Сергеевна, Щербакова Александра Эдуардовна

Цель: изучение состояния вегетативной регуляции ритма сердца педагогов и учащихся в условиях инновационной образовательной среды традиционными и биоинформационными методами. Метод или методология проведения работы: Обследованы педагоги, школьники и студенты (784 человека). Оценивали состояние вегетативной нервной регуляции сердечного ритма методом кардиоинтервалографии. Результаты: получены результаты регуляции организма в условиях воздействия различного вида интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на педагогов и учащихся в условиях инновационной образовательной среды. Область применения результатов: медицина, биология и смежные науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Говорухина Алёна Анатольевна, Попова Марина Алексеевна, Веткалова Наталья Сергеевна, Щербакова Александра Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS HEART RATE VARIABILITY OF TEACHERS AND PUPILS

Purpose: studying of condition heart rate variability of teachers and pupils in innovative educational environment traditional and bioinformation methods. Methodology: Teachers and pupils (784 persons) are surveyed. Estimated a condition of vegetative nervous regulation of a warm rhythm a kardiointervalografiya method. Results: results of regulation organism in the conditions of impact various type intellectual and emotional loadings on teachers and pupils in the conditions of the innovative educational environment are received. Practical implications: medicine, biology and interdisciplinary sciences

Текст научной работы на тему «Системный анализ вегетативной регуляции сердечного ритма педагогов и учащихся»

УДК 612.8.04: 57.016.4-303.7

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ

Говорухина А.А., Попова М.А., Веткалова Н.С., Щербакова А.Э.

Цель: изучение состояния вегетативной регуляции ритма сердца педагогов и учащихся в условиях инновационной образовательной среды традиционными и биоинформационными методами.

Метод или методология проведения работы: Обследованы педагоги, школьники и студенты (784 человека). Оценивали состояние вегетативной нервной регуляции сердечного ритма методом кардиоинтервалографии.

Результаты: получены результаты регуляции организма в условиях воздействия различного вида интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на педагогов и учащихся в условиях инновационной образовательной среды.

Область применения результатов: медицина, биология и смежные науки.

Ключевые слова: системный анализ; вегетативная регуляция сердечного ритма; педагоги; школьники; студенты; образовательные инновации.

SYSTEM ANALYSIS HEART RATE VARIABILITY OF TEACHERS AND PUPILS

Govorukhina A.A., Popova M.A., N.S.Vetkalova, Scherbakova A.E.

Purpose: studying of condition heart rate variability of teachers and pupils in innovative educational environment traditional and bioinformation methods.

Methodology: Teachers and pupils (784 persons) are surveyed. Estimated a condition of vegetative nervous regulation of a warm rhythm a kardiointervalografiya method.

Results: results of regulation organism in the conditions of impact various type intellectual and emotional loadings on teachers and pupils in the conditions of the innovative educational environment are received.

Practical implications: medicine, biology and interdisciplinary sciences

Keywords: system analysis; vegetative regulation of warm rhythm; teachers; pupils; educational innovations.

Введение

Оценка текущего функционального состояния имеет важнейшее значение для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам [1,c. 12]. Между тем она достаточно сложна и требует всестороннего исследования всех органов и систем. В практической деятельности такое комплексное обследование далеко не всегда может быть проведено, поэтому актуальным является определение наиболее информативных показателей, которые позволят адекватно оценивать функциональное состояние организма. Известно, что ритм сердца - универсальная реакция организма на любое воздействие со стороны внешней и внутренней среды [7,c. 6]. Он содержит в себе информацию о функциональном состоянии всех звеньев регулирования жизнедеятельности человека, как в норме, так и при различных патологиях. Анализ вариабельности (изменчивости) сердечного ритма (ВСР) может быть применен для оценки как состояния вегетативной нервной системы (ВНС) (так называемого симпатова-гусного баланса), так и функционального состояния организма в целом. Изменение ритма сердца в различных условиях среды обитания рассматривается как достаточно объективный индикатор адаптационных реакций. Многими отечественными и зарубежными авторами доказано отрицательное влияние негативных психоэмоциональных факторов, а также социального микроокружения на

риск возникновения и прогноз психосоматических и кардиоваскулярных заболеваний [5, с.3; 6, с.3]. Нам представляется весьма актуальным оценить состояние ВРС у лиц, чья профессиональная и учебная деятельность связана высокими интеллектуальными и психоэмоциональными нагрузками. К такой категории, на наш взгляд, относятся педагоги различных образовательных учреждений, а также школьники и студенты.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования было изучение состояния вегетативной регуляции ритма сердца педагогов и учащихся в условиях инновационной образовательной среды традиционными и биоинфор-мационными методами.

Материалы и методы исследования

Обследованы педагоги, школьники и студенты различных образовательных учреждений г. Сургута (всего 784 человека), в том числе:

• Педагоги средних общеобразовательных учебных заведений в возрасте от 21 до 70 лет (п=97);

• Педагоги средних специальных учебных заведений (п=32);

• Педагоги высших учебных заведений (п=124);

• Педагоги центра дополнительного образования (п=34);

• Учащиеся 11-х классов муниципальных образовательных учреждений (п=119);

• Студенты среднего специального учебного заведения (п=186);

• Студенты высших учебных заведений (п=192).

Запись и анализ кардиоритмограммы выполняли с помощью аппаратнопрограммного комплекса «Поли-Спект-8» компании Нейрософт г. Иваново. Для оценки вегетативной (автономной) нервной регуляции сердечного ритма использовали показатели временного (статистического) и частотного (спектрального) анализа. Анализ вариабельности сердечного ритма осуществляли в соответствии с рекомендациями стандарта «Вариабельность ритма сердца. Стандарт измерения, физиологической интерпретации и клинического исследо-

вания», принятого в 1996 году Европейским кардиологическим обществом и Североамериканским обществом электростимуляции и электрофизиологии [12, с.1043]. Для статистического анализа вариабельности сердечного ритма использовали измерения RRNN - средней длительности R-R интервалов, SDNN -стандартного отклонения величин нормальных RR-интервалов, RMSSD - средней разности RR-интервалов последовательных ударов сердца, pNN50 - процент пар последовательных RR-интервалов, отличающихся более чем на 50 мс.

Спектральный анализ ВРС подразумевает анализ трех компонент: высокочастотной области (HF - high frequency, 0,15-0,4 Гц), которая характеризует активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (дыхательная аритмия), низкочастотной (LF - low frequency, 0,04-0,15 Гц), отражающей модуляцию сердечного ритма в основном симпатическим отделом нервной системы, и очень низкочастотной области (VLF - very low frequency, 0,003-0,04 Гц). Оценивали также отношение низкочастотной составляющей к высокочастотной составляющей спектра (LF/HF), отражающее состояние симпатико-вагусного баланса. Также определяли показатель TP, мс2, который представляет собой полную мощность спектра колебаний кардиоритма в диапазоне 0,003 до

0,4 Гц. Она отражает суммарную активность вегетативного воздействия на кардиоритм: активация вагуса приводит к увеличению значения TP, повышение активности симпатической нервной системы - к обратному эффекту.

Статистический анализ полученных результатов проводили с использованием пакета программ «Statistica 8.0». Для оценки значимости различий между группами использовали t-критерий. В данной работе также использовали новые биоинформационные подходы к анализу и интерпретации данных с позиции теории хаоса и синергетики (ТХС) с применением ЭВМ и специальных авторских программ, разработанных в НИИ биофизики и медицинской кибернетики при СурГУ [3; 9, c.78].

Результаты исследования и их обсуждение

Принято считать, что изменения вариабельности ритма сердца (ВРС) обусловлены нейрогормональным статусом организма и отражают баланс между тонусом симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Предполагается, что выраженное снижение ВРС, указывающее на повышение симпатического тонуса при одновременном уменьшении парасимпатической регуляции сердечной деятельности, связано с повышенным риском развития нарушений сердечно-сосудистой системы и возникновением опасных осложнений, а также с тяжестью течения многих заболеваний [10, с. 87; 11, с. 85]. При обследовании педагогов вне зависимости от типа образовательного учреждения выявлено снижение показателей временного и спектрального анализа с увеличением возраста (табл.1,2).

Таблица 1

Показатели временного анализа вариабельности сердечного ритма педаго-

гов ^ разного возраста, М+т

Показатель Группа 1 21-35 лет Г руппа 2 36-55 лет Г руппа 3 56-70 лет Р 1-2 Р 2-3 Р 1-3

Я-Я тіп 708,4±22,5 610,1±23,8 513,3±63,0 0,008 нд 0,000

Я-Я тах 1022±27,2 1148,7±112,3 889,5±29,1 нд нд 0,003

ЯКХЫ~,мс 921,9±23,4 859,9±10,1 797,1±23,5 0,006 0,006 0,001

SDNN, мс 125,4±31,1 51,5±6,8 33,2±3,0 0,003 нд 0,036

RMSSD,мс 50,2±4,9 50,2±10,3 24,5±3,6 нд нд 0,000

рКЫ50,% 26,6±3,1 11,1±1,4 4,9±1,6 0,000 0,029 0,000

СУ,% 7,8±1,1 6,02±0,71 4,2±0,3 нд нд 0,023

Статистически достоверное уменьшение с увеличением возраста отмечено по показателям ЯКХЫ, SDNN, RMSSD, рК№50,% СУ,%, свидетельствует о смещении вегетативного баланса в сторону преобладания симпатических влияний. По мнению В.М. Михайлова [4, с. 130], снижение показателей ВРС предшествует гемодинамическим, метаболическим, энергетическим нарушениям и является наиболее ранним прогностическим признаком функционального неблагополучия.

Спектральный анализ применяют для точной количественной оценки периодических процессов в ритме сердца. Физиологический смысл спектрального анализа заключается в том, что с его помощью оценивается активность отдельных уровней управления ритмом сердца. Спектр сердечного ритма представляет собой зависимость мощности колебаний от их частоты.

Анализ полученных величин спектрального анализа преподавателей разного возраста представлен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма

педагогов разного возраста, М+т

Показатель Группа 1 21-35 лет Группа 2 36-55 лет Группа 3 56-70 лет Р 1-2 Р 2-3 Р 1-3

ТР,мс 2974,1±432,6 2178,7±63,6 1510,1±245,3 0,016 0,000 0,022

VLF,мс2 1663,1±237,2 1116,5±110,0 752,9±92,8 0,018 нд 0,009

LF,мс2 1232,5±142,6 586,6±57,8 342,0±73,7 0,000 0,039 0,000

ОТ,мс2 1178,0±214,4 700,1±135,5 415,2±98,6 0,050 нд 0,015

LF/HF 1,4±0,2 1,4±0,1 1,7±0,3 нд нд нд

Примечание: Р - различия между указанными группами достоверны, р<0,05; нд - различия не достоверны.

Величина ТР - это общая спектральная мощность записи во всех диапазонах (0,003-0,4 Гц), она характеризует суммарный уровень активности регуляторных систем. Статистически достоверное уменьшение показателя связано с активацией симпатического звена регуляции, что можно рассматривать как неспецифический компонент адаптационной реакции в ответ на стрессовые воздействия.

LF - это медленные волны, мощность в диапазоне очень низких частот (0,04-0,15 Гц). Этот показатель характеризует состояние симпатического отдела вегетативной нервной системы, в частности, системы регуляции сосудистого тонуса.

Значение ОТ характеризует быстрые волны, мощность в диапазоне высокой частоты (0,15-0,40 Гц). По величине ОТ можно судить об активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы. По мнению некоторых авторов, существует связь между повышением данного параметра и возникновением наджелудочковой аритмии.

Показатель VLF отражает мощность колебаний в диапазоне очень низких частот (0,003-0,04 Гц) и характеризует активность симпатического отдела ВНС. По данным Р.М. Баевского [1, ^14], увеличение VLF свидетельствует об активации высших вегетативных центров и влиянии на сердечно-сосудистый подкорковый центр, отражая состояние нейрогуморального и метаболического уровня регуляции.

Известно, что возрастание вклада LF в общий спектр наблюдается при эмоциональном стрессе. Величина этого показателя у педагогов в возрасте 2135 лет с высокой достоверностью превышала аналогичный показатель в группах педагогов старшего возраста, что свидетельствует о более выраженном хроническом напряжении (рис.1).

21-35 лет 36-55 лет 56-70 дет

Рис. 1. Структура спектра педагогов разного возраста.

В норме мощность VLF составляет 15-30% суммарной мощности спектра, относительный вклад VLF увеличивается в условиях острого и хронического эмоционального стресса, амплитуда VLF тесно связана с психоэмоциональным

напряжением и функциональным состоянием коры головного мозга [8, с. 16]. Увеличение фракции VLF, %, отмеченное нами у преподавателей 56-70 лет, может свидетельствовать о перераспределении регулирующих факторов в сторону увеличения гуморально-метаболических воздействий, что характерно, например, для лиц, страдающих артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца.

В норме мощность VLF составляет 15-30% суммарной мощности спектра. Результаты, полученные в нашем исследовании, показали, что вклад VLF был первышал 30% во всех группах педагогов. Как отмечает Хаспекова Н.Б. [8, с. 17], амплитуда VLF тесно связана с психо-эмоциональным напряжением и функциональным состоянием коры головного мозга.

В целом, выявленные нами возрастные изменения вегетативного баланса в виде активации симпатического звена можно рассматривать как неспецифический компонент адаптационной реакции в ответ на различные стрессовые воздействия. Хорошо известно, что симпатическая активность увеличивает электрическую нестабильность миокарда, тогда как парасимпатическая оказывает противоположное действие, уменьшая возбудимость кардиомиоцитов.

Изучение параметров автономной регуляции сердечного ритма школьников и студентов позволило установить, что у девушек-страшеклассниц значения SDNN и р№№50 были достоверно выше, чем у юношей-старшеклассников (табл.3), при этом все величины находились в границах физиологической нормы.

Таблица 3

Показатели временного анализа школьников, M±m

Показатель Юноши Девушки Р

R-R шт 392,6±49,8 467,5± 33,3 нд

R-R шах 2437,2±286,3 2295,2±218,3 нд

ЯКХ^мс 912,2±18,3 894,4±20,5 нд

SDNN, мс 52,6±2,8 62,7±2,6 0,013

RMSSD,мс 60,5±2,2 62,4±2,2 нд

рКЫ50,% 39,5±2,6 46,4±2,0 0,037

С^% 29,4±4,9 25,4±3,1 нд

Спектральный анализ показал, что у девушек-старшеклассниц величина VLF была достоверно ниже, чем у юношей-старшеклассников, и, соответственно, значение ОТ было выше у девушек. Незначительное уменьшение показателей ВРС у юношей-школьников свидетельствует о более выраженном симпатическом влиянии на сердечный ритм. Аналогичная тенденция прослеживалась и при интерпретации результатов спектрального анализа (табл.4).

Таблица 4

Показатели спектрального анализа школьников, M±m

Показатель Юноши Девушки Р

ТР,мс 5868,7±621,0 5350,3±660,2 нд

VLF,мс2 2602,0±181,6 1935,7±228,1 0,042

LF,мс2 2460,0±163,0 2849,5±168,5 нд

ОТ,мс2 1485,3±63,6 2981,4±92,2 0,000

LF погт,п.и. 37,5±3,9 34,5±2,6 нд

ОТпогт,п.и. 62,6±3,9 65,5±2,6 нд

LF/HF 0,74±0,12 0,64±0,10 нд

Результаты временного и спектрального анализа студентов представлены в таблицах 5,6.

Таблица 5

Показатели временного анализа студентов, M±m

Показатель ССУЗ, девушки ВУЗ, девушки ВУЗ, юноши

R-R тіп 671,6±10,2 466,6±41,9 577,5±29,8

R-R тах 1029,9±36,7 2523,9±246,6*** 1824±138,4

ЯЯКК,мс 832,9±17,1 954,6±37,2** 955,0±16,7

SDNN, мс 69,7±9,0 49,6±2,3** 65,2±2,3

RMSSD,мс 71,7±13,2 51,5±2,8 70,0±5,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pNN50,% 30,7±4,8 46,0±4,7** 41,9±3,0

CV,% 8,04±0,9 26,4±3,6 *** 17,3±2,0

Примечание: * р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001 - достоверность различий между группами деву-шек-студенток ССУЗа и ВУЗа;

Студентки колледжа достоверно уступали по большинству показателей студенткам вуза. Вероятно, повышенное напряжение регуляторных систем у этой категории участников образовательного процесса связано с введением в колледже модульной системы обучения, которая неизбежно сопровождается увеличением интеллектуальных нагрузок и числа контролирующих мероприятий.

Используя новые подходы для интерпретации полученных данных, а именно - программу «Идентификация параметров аттракторов поведения состояния биосистем в т-мерном фазовом пространстве, предназначенную для исследования систем с хаотической организацией, к которым относятся ФСО и весь организм в целом [2, с.19], мы определили комплексное влияние среды образовательных учреждений на вариабельность сердечного ритма (табл.6).

Таблица 6

Результаты обработки в m-мерном фазовом пространстве параметров квазиаттракторов участников образовательного процесса ________________по вариабельности сердечного ритма_________________

Г руппа General аБуттейу value гХ General V value vX

ВУЗ, девушки 3414,49 8,46*1041

ВУЗ, юноши 4073,89 2,84*1044

ВУЗ, педагоги 1 358,72 2,71*1034

ССУЗ, девушки 11101,27 2,37*1038

ССУЗ, педагоги 1 161,13 4,39*1031

МОУ СОШ, девушки 2732,22 4,49*1038

МОУ СОШ, юноши 730,29 4,32*1042

МОУ СОШ, педагоги 1 657,93 6,57*1033

ЦДО, педагоги 2 087,41 2,92*1034

Заключение

Исходя из полученных результатов, мы можем заключить, что повышенная интеллектуальная и эмоциональная нагрузка гораздо в большей степени от-

ражается на системах регуляции обучающихся, чем их педагогов. Вполне возможно, что выявленная тенденция обусловлена большей адаптированностью преподавателей к действию стрессовых факторов среды образовательных учреждений.

Таким образом, для наиболее информативной оценки состояния систем регуляции организма в условиях воздействия различного вида нагрузок необходимо использовать, наряду с традиционными статистическими методами, новые биоинформационные подходы оценки получаемых результатов.

Список литературы

1. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский, Д.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин: Методические рекомендации. М., 2002. 53 с.

2. Синергетические проблемы современной медицины / Еськов В.М., Ха-дарцев А.А., Еськов В.В., Филатова О.Е. // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. 2010. № VIII. С. 19-24.

3. Идентификация параметров порядка (наиболее значимых диагностических признаков) вектора состояния биосистем в m-мерном фазовом пространстве /Еськов В.М., Брагинский М.Я., Ануфриев А.С./ Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2007614714, РОСПАТЕНТ. М. 2007.

4. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. Иваново, 2002. 290 с.

5. Оганов Р.Г. Организация и координация работы по профилактике заболеваний и укреплению здоровья в системе первичной медико-санитарной помощи (организационно-функциональная модель) // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. №2. С.3-8.

6. Ревина Н.Е. Вариабельность сердечного ритма в нейродинамике мотивационной активности при психоэмоциональной нагрузке у человека: атореф. дис. ... канд.мед.наук. Москва, 2002. 21 с.

7. Фолков Б. Эмоциональный стресс и его значение для развития сердечно-сосудистых заболеваний // Кардиология. 2007. №10. С. 4-11.

8. Хаспекова Н.Б. Диагностическая информативность мониторирования вариабельности ритма сердца // Вестник аритмологии. 2003. №32. С.15-23.

9. Eskov, V.M. Identification of synergetic property of biological dynamic system (BDS) / V.M. Eskov, S.V. Kulaev, A.S. Pashnin et. all // Proceeding of international Biophysics Congress. (Montpelier - France). 2005. P. 78-80.

10. Reed, M.J. Heart rate variability measurements and the prediction of ventricular arrhythmias / M.J. Reed, C.E. Robertson, P.S. Addison // QJM. 2005. Vol. 98. - P. 87-95.

11. Routledge, H.C. Heart rate variability - a therapeutic target? / H.C. Routledge, S. Chowdhary, J.N. Townend // J Clin Pharm Ther. 2002. Vol. 27. P. 8592.

12. Task Force of the European Society of Cardiology the North American Society of Pacing Electrophysiology. Heart Rate Variability Standards of Measurement, Physiological Interpretation, and Clinical Use. Circulation. 1996:1043-1065.

References

1. Baevskij R.M., Ivanov G., Chirejkin L.V. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritmapri ispol'zovanii razlichnyh jelektrokardiograficheskih sistem [Analysis of heart rate variability using different electrocardiographic systems] Moscow, 2002. 53 p.

2. Eskov V.M., Khadartsev A.A., Eskov V.V., Filatova O.E. Sinergetika prirodnyh, tehnicheskih i social'no-jekonomicheskih sistem, no. VIII (2010): 19-24.

3. Eskov V.M., Braginskij M.Ja., Anufriev A.S. Identifikacija parametrov porjadka (naibolee znachimyh dia-gnosticheskih priznakov) vektora sostojanija biosistem v m-mernom fazovom prostranstve. Svidetel'stvo ob oficial'noj registracii

programmy dlja JeVM№2007614714, ROSPATENT [Identification of the order parameter (the most important diagnostic features), the state vector of biosystems in the m-dimensional phase space Certificate of official registration of computer programs № 2007614714, ROSPATENT]. Moscow, 2007.

4. Mihajlov V.M. Variabel'nost' ritma serdca: opyt prakticheskogo

primenenija metoda [Heart rate variability: the experience of the practical application of the method]. Ivanovo, 2002. 290 p.

5. Oganov R.G. Profilaktika zabolevanij i ukreplenie zdorovja, no. 2. (2002):

3-8.

6. Revina N.E. Variabel'nost' serdechnogo ritma v nejrodinamike motivacionnoj aktivnosti pri psihojemocional'noj nagruzke u cheloveka: atoref. dis. ... kand.med.nauk [Heart rate variability in neurodynamics motivational activity in the psycho-emotional stress in humans]. Moscow, 2002. 21 p.

7. Folkov B. Kardiologija, no. 10 (2007): 4-11.

8. Haspekova N.B. Vestnikaritmologii, no. 32 (2003): 15-23.

9. Eskov V.M., Kulaev S.V., Pashnin A.S. et al. Identification of synergetic property of biological dynamic system (BDS). Proceeding of international Biophysics Congress. (Montpelier - France). 2005. pp. 78-80.

10. Reed M.J., Robertson C.E., Addison P.S. Heart rate variability measurements and the prediction of ventricular arrhythmias. QJM 98 (2005): 87-95.

11. Routledge H.C., Chowdhary S., Townend J.N. Heart rate variability - a therapeutic target? J Clin Pharm Ther 27 (2002): 85-92.

12. Task Force of the European Society of Cardiology the North American Society of Pacing Electrophysiology. Heart Rate Variability Standards of Measurement, Physiological Interpretation, and Clinical Use. Circulation. 1996. pp. 10431065.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Говорухина Алёна Анатольевна, старший научный сотрудник лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья», кандидат сельскохозяйственных наук

Сургутский государственный педагогический университет ул. Артема 9, г. Сургут, ХМАО-Югра, 628400, Россия е-mail: govalena@mail. ru

Попова Марина Алексеевна, главный научный сотрудник лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья», доктор медицинских наук, профессор Сургутский государственный педагогический университет ул. Артема 9, г. Сургут, ХМАО-Югра, 628400, Россия е-mail: m_a_popova@mail. ru Веткалова Наталья Сергеевна, аспирантка Сургутский государственный педагогический университет ул. Артема 9, г. Сургут, ХМАО-Югра, 628400, Россия е-mail: natalyn4ik@mail. ru

Щербакова Александра Эдуардовна, старший научный сотрудник лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья», кандидат биологических наук

Сургутский государственный педагогический университет ул. Артема 9, г. Сургут, ХМАО-Югра, 628400, Россия е-mail: la_lune-4@bk. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Govorukhina Alena Anatol’evna, senior research of laboratory "Healthy way of life and health protection", Ph.D. in Agricultural Science

Surgut State Pedagogical University

9, Artema street, Khanty-Mansiisky autonomous region-Jugra, 628400, Russia е-mail: govalena@mail. ru

Popova Marina Alekseevna, main research of laboratory "Healthy way of life and health protection", Grand Ph.D., professor in Medicine Science

Surgut State Pedagogical University

9, Artema street, Khanty-Mansiisky autonomous region-Jugra, 628400, Russia е-mail: la_lune-4@bk. ru

Vetkalova Natala Sergeevna, post-graduate student of Surgut State Pedagogical University

Surgut State Pedagogical University

9, Artema street, Khanty-Mansiisky autonomous region-Jugra, 628400, Russia е-mail: natalyn4ik@mail. ru

Shcherbakova Aleksandra Eduardovna, senior research of laboratory "Healthy way of life and health protection", Ph.D. in Biologie Science

Surgut State Pedagogical University

9, Artema street, Khanty-Mansiisky autonomous region-Jugra, 628400, Russia е-mail: m_a_popova@mail. ru

Рецензент:

Богданов А.Н., профессор кафедры педиатрии, доктор медицинских наук. Сургутский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.