УДК 316.4 DOI 10.26425/1816-4277-2023-10-236-244
Характеристика доступности психологической помощи для детей и их родителей (по данным деятельности детского телефона доверия)
Кучмаева Оксана Викторовна1
Д-р экон. наук, гл. науч. сотр. отдела семьи и семейно-демографической политики ORCID: 0000-0003-0386-857X, e-mail: kuchmaeva@yandex.ru
Давлетшина Лейсан Анваровна2
Канд. экон. наук, доц. каф. статистики ORCID: 0000-0002-1497-1751, e-mail: davletshina.la@rea.ru
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, Россия
^Государственный университет управления, г. Москва, Россия
Аннотация
Целью статьи выступает выявление потребности детей и их родителей в услугах психологической помощи по телефону доверия и оценка ее доступности. Данная статья является второй частью публикаций, посвященных методическим подходам и анализу деятельности детского телефона доверия (далее — ДТД). Эмпирической базой исследования выступили данные учета деятельности служб ДТД в российских регионах, аккумулируемые Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также данные официального статистического учета и выборочных обследований по социально-демографическим проблемам Федеральной службы государственной статистики. Изучены масштабы и структура деятельности детского телефона доверия в Российской Федерации. На основе эмпирических значений представлена динамика обращений на ДНД по категориям обратившихся и вопросам обращения, охарактеризованы произошедшие изменения. В структуре обращений и обратившихся представлены группы и категории, вызывающие наибольший интерес. Наибольшее число обращений поступило от детей и подростков, далее — от иных граждан, наименьшее число обращений — от родителей детей и лиц, их заменяющих. Анализ структуры обращений показывает, что ведущее место среди проблем, с которыми обращаются на ДТД, занимают детско-родительские отношения, отношения ребенка со сверстниками, учебные проблемы и проблемы профориентации. Проведенный в статье анализ может быть полезен в работе центров психологической помощи детям и на горячей линии ДТД, а также использован в учебной и практической деятельности учебных заведений.
Ключевые слова
Психологическая помощь детям, детский телефон доверия, трудная жизненная ситуация, потребность в психологической помощи, характеристики доступности психологической помощи
Для цитирования: Кучмаева О.В., Давлетшина Л.А. Характеристика доступности психологической помощи для детей и их родителей (по данным деятельности детского телефона доверия)//Вестник университета. 2023. № 10. С. 236-244.
© Кучмаева О.В., Давлетшина Л.А., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Characteristics of availability of psychological assistance for children and their parents (according to child helpline activities)
Oksana V. Kuchmaeva1
Dr. Sci. (Econ.), Chief Researcher at the Family and Family-Demographic Policy Department ORCID: 0000-0003-0386-857X, e-mail: kuchmaeva@yandex.ru
Leysan A. Davletshina2
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Statistics Department ORCID: 0000-0002-1497-1751, e-mail: davletshina.la@rea.ru
institute of Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
2State University of Management, Moscow, Russia
Abstract
The purpose of the study is to identify the need of children and their parents for psychological help services via the helpline and to assess its accessibility. The article is the second part of the publications devoted to methodological approaches and analysis of child helpline activities. The empirical basis of the study was the data on the records of helpline services activities in Russian regions, accumulated by the Foundation for Supporting Children in Difficult Life Situations, as well as data from official statistical records and sample surveys on socio-demographic problems of the Federal State Statistics Service. The scope and structure of child helpline activities in Russia have been studied. On the basis of empirical values, dynamics of calls to the child helpline by categories of callers and issues of treatment has been presented, and changes that have occurred characterized. In the structure of appeals and callers, groups and categories of greatest interest have been presented. The largest number of appeals come from children and adolescents, followed by other citizens, and the smallest number of appeals come from the parents of children and persons in loco parentis. The appeals structure analysis shows that the leading place among the problems addressed to child helpline is occupied by child—parent relations, children's relations with peers, educational problems, and career guidance problems. The analysis in the article can be useful in the work of centers for psychological help to children and child helpline, as well as used in educational and practical educational institutions activities.
Keywords
Psychological help for children; child helpline; difficult life situation; need for psychological help; characteristics of the availability of psychological help
For citation: Kuchmaeva O.V, Davletshina L.A. (2023) Characteristics of availability of psychological assistance for children and their parents (according to child helpline activities). Vestnik universiteta, no. 10, pp. 236—244.
© Kuchmaeva O.V., Davletshina L.A., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Данная статья является второй частью публикаций, посвященных методическим подходам и анализу деятельности детского телефона доверия. Анализ доступности экстренной психологической помощи по телефону доверия построен на данных учета деятельности служб детского телефона доверия в российских регионах, аккумулируемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — Фонд), а также данных официального статистического учета и выборочных обследований по социально-демографическим проблемам Федеральной службы государственной статистики [1]. Интересную и важную информацию о роли психологической службы телефонов доверия в обеспечении социально-психологического здоровья несовершеннолетних, разрешении кризисных ситуаций, отношении к ним различных групп детей и подростков дают специальные исследования Фонда. Использование комплекса источников информации позволило провести анализ доступности экстренной психологической помощи для детей и родителей по детскому телефону доверия (далее — ДТД) в регионах страны на основе предлагаемой совокупности критериев.
Детский телефон доверия под патронатом Фонда, функционирующий с 2010 г., в значительной степени расширил возможности в использовании психологической поддержки детей и их родителей. Интерес представляет объективная оценка на основе совокупности критериев — насколько существующая сеть и ее развитие соответствуют запросам целевых групп, обеспечивают доступность услуг телефона доверия [2].
Система показателей и методика анализа доступности услуг ДТД, разработанные авторами и представленные в первой части публикаций, позволяют на основе совокупности источников сделать определенные выводы о доступности услуг психологической поддержки детей и их родителей в регионах Российской Федерации (далее — РФ, Россия). Цель работы — выявление потребности детей и их родителей в услугах психологической помощи по телефону и оценка изменений в структуре обращений на ДТД.
МАСШТАБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ В РОССИИ
Число организаций, подключенных к ДТД по России в целом и в разбивке по регионам в последние годы (с начала 2019 г. по III кв. 2021 г.) было практически неизменным. Всего на территории РФ в последние годы около 220—240 организаций были подключены к ДТД и выступали его операторами. Эти организации обрабатывали в год от 888 тыс. (2020 г.) до 1 145 тыс. обращений (2014 г.) [3].
С целью анализа структуры звонков, поступивших на ДТД, рассмотрим динамику обращений в целом по России (рис. 1).
«
s <
И щ
1 200 000
1 000 000
800 000 -
л Г
ю п о о
s н 600 000 -0
^ £ 400 000 -и 1-4
о rt
к и
200 000
344 487
876 613 783
337 804
331 049
329 999
125 816 122 327
334 848
330 415
675 362
684 696
643 083
650 021
114 565 121 149
294 024
583 276
292 327
510 863
316 824
462 711
343 967
395 975
37 054
330 456
I I I I I I I I I I I I
с 01.09 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 I-III кв. 2021 2021
Год
I От детей и подроствов
От родителей детей и подроствов
От иных граждан
Составлено авторами по материалам исследования Рис. 1. Динамика поступивших обращений на детский телефон доверия в разрезе категорий звонивших по Российской Федерации за период с 01.09.2010 г. по III кв. 2021 г.
116 135
126 043
112 640
113 421
108 318
118 904
650 65
623 32
87 285
0
В среднем в период с 2011 г. по 2020 г. каждый год число звонков сокращалось примерно на 2,8 %. Особенно значительно число звонков уменьшилось после 2016 г. — на 111,6 тыс. звонков, или на 10,1 %. Это обусловлено, прежде всего, снижением числа обращений от детей и подростков, от которых на протяжении всего рассматриваемого периода поступало наибольшее число обращений. Далее по количеству обращений следует группа «иные граждане», наименьшее число обращений — от родителей детей и лиц, их заменяющих.
ад £
3
100 '
80 ■
йТ св к и ^
60 '
и
К О
и < й и
НО Ап . ^ 40
20 '
22,2
77,!
21,1
78,9
22,2
77,8
23,6
76,4
22,6
77,4
23,1
76,9
25,8
74,2
24,7
75,3
26,9
73,1
25,4
74,6
0 _ I I I I I I I I I I
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Год
| По вопросам деятельности ДТД Составлено авторами по материалам исследования
По иным вопросам
Рис. 2. Доля обращений на детский телефон доверия непосредственно по вопросам его деятельности, 2011—2020 гг.
Стоит обратить внимание на то, что в рассматриваемый период (с 2011 г. по 2020 г.) доля поступивших обращений непосредственно по вопросам деятельности ДТД составляла не более 27 % от общего числа поступивших звонков (рис. 2). Наименьшая доля зафиксирована в 2012 г. — лишь 21 % от общего числа обращений касались непосредственно вопросов деятельности ДТД. Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы удельный вес обращений по вопросам деятельности детского телефона доверия несколько увеличился и достиг своего пика в 2019 г. (27 %), затем в 2020 г. зафиксировано небольшое снижение — до 25 %. Подобные трансформации могут свидетельствовать о том, что большее число населения, в том числе детей, узнает о деятельности ДТД, возрастает доверие к этой службе, так как при обращении поступают вопросы, касающиеся непосредственно деятельности детского телефона доверия: сложностей во взаимоотношениях со сверстниками, жестокого обращения с ребенком в семье, вне семьи или в среде сверстников, систематической травли ребенка, суицида, интернет-угроз, проблем сексуального насилия, экстремизма и др. [4; 5].
Важный аспект в оценке доступности услуг ДТД — количество и структура т.н. неквалифицируе-мых звонков (не относящихся к какой-либо тематике, касающейся деятельности телефона доверия, звонки-отбои и пр.). Обращают на себя внимание их большое число и доля. Неквалифицируемые звонки отнимают время работников и снижают возможность дозвониться, влияют на доступность телефона доверия для лиц, нуждающихся в специализированной помощи (рис. 3). В 2019 г. была зафиксировано 334,2 тыс. неквалифицируемых звонков, что соответствует 37,6 % от общего числа тематических, содержательных звонков, в 2020 г. — 300,8 тыс. (35,0 %). Однако нужно иметь в виду, что в ряде случаев смысл таких звонков для позвонившего может заключаться в желании познакомиться со службой ДТД, попытаться осуществить идентификацию себя и консультанта в контексте возможности безопасного взаимодействия, игровой («проективной») презентации особо беспокоящей несовершеннолетнего проблемы, которая не может быть им артикулирована прямо, открыто и т.д. [6].
100 000 ■
и 80 000 ■
о
§ 60 000 ■
^
л н и
и! 40 000 ■ £
и 20 000 ■
3
16 080
17 135
24 959 21 377
21 64
13 910 16 683 16 088 14 678 16 439
12 905
26 529 24 106 25 907 20 396
25 683 19 51
21 123
13 468
14 845
23 702 21 649 17 021 14 427
20 598 18 958
24 052 14 678
19 537
27 492
16 026
22 51
26 132
13 347
19 556
28 036
16 784
20 802
1 I I I I I I I I
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 2019 2019 2019 2019 2020 2020 2020 2020 2021 2021
Год
| «Звонки-молчание» Звонки-розыгрыши
Составлено авторами по материалам исследования
Звонки-отбои Иные звонки
Рис. 3. Структура неквалифицируемых звонков, поступивших на детский телефон доверия по Российской
Федерации за период с I кв. 2019 г. по II кв. 2021 г.
На рис. 3 представлены данные за период с I кв. 2019 г. по II кв. 2021 г., так как в более ранние периоды учет по данному вопросу не велся. Примерно треть неквалифицируемых звонков, поступивших на ДТД по России за этот период — это звонки-отбои (29,4 % — 36,4 % от общего числа неквалифицируемых звонков, их количество и доля увеличивается). Произошло абсолютное и относительное сокращение количества звонков-розыгрышей (с 24,9 % до 20,9 %), что, возможно, связано с более серьезным отношением детей и подростков к деятельности ДТД. Остальные структурные элементы неквалифици-руемых звонков (звонки-отбои и иные звонки) остаются примерно на одном уровне.
СТРУКТУРА ОБРАЩЕНИЙ НА ДТД
Характеристика структуры поступивших обращений на телефон доверия проводилась в контексте тематики обращений, а также в разрезе групп звонивших: детей и подростков, родителей детей и подростков (лиц, их заменяющих), иных граждан. Это позволяет выяснить наиболее востребованную помощь (консультации по каким вопросам в большей степени нужны), а также масштабность целевых групп, нуждающихся в консультативной помощи (табл. 1).
Структура звонков по категориям обращений (от общего числа всех поступивших обращений) на детский телефон доверия по Российской Федерации
в 2019-2020 гг. и 1-3 кв. 2021 г., %
0
1
Категории звонков 2019 г. 2020 г. 1-Ш кв. 2021 г.
Жестокое обращение с ребенком в семье 2,5 2,8 2,3
Жестокое обращение с ребенком вне семьи 0,9 0,9 0,6
Жестокое обращение с ребенком в среде сверстников 0,9 0,9 0,9
Систематическая травля ребенка (буллинг) 0,8 0,6 0,9
Интернет-угрозы (троллинг, разглашение информации компрометирующего характера, вовлечение в деструктивные сообщества и др.) 0,2 0,3 0,2
Окончание табл. 1
Категории звонков 2019 г. 2020 г. 1-Ш кв. 2021 г.
Доверие по проблеме сексуального насилия в отношении ребенка 0,3 0,4 0,33
Доверие по проблеме экстремизма 0,1 0,1 0,1
Детско-родительские отношения 38,6 40,2 40,2
Отношения ребенка со сверстниками 38,5 35,5 35,1
Проблема суицида 3,6 4,2 4,7
Учебные проблемы и проблемы профориентации 13,6 14,1 14,7
Итого 100,0 100,0 100,0
Составлено авторами по материалам исследования
Анализ структуры звонков в разрезе тематики позволяет выявить наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются на ДТД: детско-родительские отношения (около 40 %), отношения ребенка со сверстниками (более 35 %), по учебным проблемам и проблемам профориентации (около 14 %). Эти три категории в сумме составляют почти 90 % обращений.
С целью выявления зависимости между группами лиц, звонивших на телефон доверия, и основными причинами обращения рассмотрим данные табл. 2. Большая часть обращений на ДТД поступает от детей и подростков. Основные категории вопросов, с которыми обращаются, — детско-родительские отношения и отношения ребенка со сверстниками.
Таблица 2
Структура звонков на детский телефон доверия по наиболее распространенным категориям вопросов среди детей и подростков, а также их родителей
Категории звонивших Категории вопросов 2019 г. 2020 г. 1-Ш кв. 2021 г.
Обращения от детей и подростков Детско-родительские отношения 27,8 29,7 29,5
Отношения ребенка со сверстниками 50,7 48,4 46,7
Обращения от родителей детей и подростков (лиц, их заменяющих) Детско-родительские отношения 68,2 66,6 67,2
Отношения ребенка со сверстниками 12,4 11,7 11,8
Составлено авторами по материалам исследования
Данные свидетельствуют о том, что отношения детей и родителей, проблемы детей в отношениях со сверстниками являются наиболее насущными проблемами для россиян, требующими профессиональной помощи для семьи извне. Однако если для детей и подростков более актуальна проблема взаимоотношений со сверстниками (почти половина всех звонков), то для родителей детей и подростков (лиц, их заменяющих) особую тревогу вызывают вопросы детско-родительских отношений (почти 2/3 всех обращений). Это может свидетельствовать о психологических проблемах современной российской семьи.
Предметом общественного дискурса гораздо чаще выступают вопросы интернет-буллинга, троллин-га, насилия в отношении ребенка, которые тем не менее носят довольно редкий характер [7]. Дискуссии подчас переходят в политическую и законодательную плоскость, изобилуют предложениями и реализуемыми ограничительными мерами в отношении доступа к сети «Интернет». Гораздо чаще детей и родителей беспокоят сложности и острые проблемы во взаимоотношениях, помощь в разрешении которых носит более тонкий и долговременный характер, требует масштабной сети психологической поддержки, изменения культуры психологической помощи, отношения к ней населения, повышения доверия к системе психологической поддержки [8; 9].
Чтобы понять, каким образом изменилась структура обращений с течением времени, был рассмотрен период 2012—2020 гг. При анализе структуры обращений необходимо учитывать неоднозначность самого 2020 г.
как с точки зрения изменений структуры обращений, так и с позиции социально-экономического и психологического самочувствия населения страны в период пандемии СОУГО-19, ознаменованный введением определенных ограничений и стрессовой ситуацией. Это не могло не сказаться и на обращениях в службу ДТД.
Наиболее существенные абсолютные изменения касаются обращений по вопросам отношения ребенка со сверстниками — в 2020 г. по сравнению с 2012 г. количество обращений по России в целом сократилось на 50 тыс., или 39,5%, то есть сокращение более чем на треть за 9 лет. На втором месте по абсолютным числам — звонки по вопросам жестокого обращения с ребенком в среде сверстников: за тот же период число обращений снизилось на 4,5 тыс., или 71 % (наиболее значительное сокращение).
Неравномерное изменение числа обращений по отмеченным вопросам привело к тому, что соотношение между ними изменилось: все больше обращений связано с проблемами во взаимоотношениях. В 2012 г. на один звонок по вопросам жестокого обращения с ребенком в среде сверстников приходилось в среднем двадцать обращений по вопросам сложностей в отношениях ребенка со сверстниками, а к 2020 г. пропорция между ними достигла одного к сорока двум. Стоит отметить также динамику звонков на телефон доверия по проблеме сексуального насилия: в период с 2012 г. по 2019 г. шло снижение показателя на треть (33,1 %), однако уже в 2020 г. был заметен ощутимый рост — на 40 % до 910 обращений.
Наблюдались зеркальные изменения динамики обращений по двум вопросам: «Жестокое обращение с ребенком в семье» и «Детско-родительские отношения». Снижение числа обращений по одной из проблем приводило к росту обращений по второй: в 2019 г. по сравнению с 2012 г. снижение звонков по вопросам жестокого обращения с ребенком в семье составило 11,6 %, а количество звонков по вопросам детско-родительских отношений выросло на 13,2 %. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. изменения были диаметрально противоположными: звонки по вопросам жестокого обращения с ребенком в семье увеличились на 2,1 %, в то время как звонки по вопросам детско-родительских отношений сократились на 5,0 %. Сложности в детско-родительских отношениях от проявления жестокости подчас отделяет тонкая грань. Существует вероятность, что эти изменения последних лет, как и динамика числа звонков по проблеме сексуального насилия, связаны с социально-психологической ситуацией в семьях и за их пределами, сложившейся под влиянием пандемии СОУГО-19 и введенных вследствие этого ограничительных мер [10].
Проблема смертности в результате самоубийств как для всего населения, так и для молодежи, остается актуальной в РФ, несмотря на наметившееся снижение ее уровня [11]. Это подтверждает динамика обращений по проблеме суицида на ДТД: за последние девять лет наблюдается тенденция к увеличению — средний ежегодный рост составляет 631 обращение, что соответствует приросту в 10,5 % в год. В 2020 г. число звонков по проблеме суицида составило 9 157. Подтверждением неблагоприятных изменений является и рост удельного веса подобных обращений в общем числе звонков: от 1,8 % в 2012 г. до 4,2 % в 2020 г. Одной из причин происходящих изменений, а именно параллельного снижения числа смертей от самоубийств и увеличения количества обращений по проблеме суицида на ДНД за последние девять лет, может заключаться в эффекте деятельности телефона доверия, ее результативности. Функционирование службы экстренной психологической помощи является значимым механизмом в системе профилактики суицида [12].
Анализ структуры лиц, обратившихся на номер ДТД по проблеме суицида, дает понимание большей востребованности его услуг среди детей: в разные годы удельный вес звонков детей и подростков от общего числа обращений по этой проблеме составлял от 45 % до 50 %, следующая по величине группа звонивших — «иные граждане» (около 40 %), меньше всего обращений было зафиксировано от родителей и лиц, их заменяющих (не более 17 %). Не всегда родители знают о суицидальных намерениях своих детей — чаще о проблеме сообщают посторонние для семьи люди.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всего рассматриваемого периода наибольшее число обращений поступило от детей и подростков, далее — от иных граждан, наименьшее число обращений — от родителей детей и лиц, их заменяющих. Родители не слишком часто обращаются к помощи ДТД. Анализ структуры обращений показывает, что ведущее место среди проблем занимают детско-родительские отношения, отношения ребенка со сверстниками, учебные проблемы и проблемы профориентации. Это доказывает значимость развития системы психологической поддержки детей и семей с детьми.
Обращает на себя внимание рост числа обращений по проблеме детского суицида на фоне снижения смертности от самоубийств. Косвенным образом это может свидетельствовать о возможном позитивном
влиянии психологической помощи на уровень детского суицида, а также о расширении информированности целевых групп об услугах ДТД. Однако данное предположение требует проверки в ходе дальнейших исследований на основе представительной информации.
В 2020 г. по сравнению с 2019 г., допандемийным периодом, увеличилось количество звонков по вопросам жестокого обращения с ребенком в семье. Возможное влияние сложностей в семье в условиях пандемии, карантинных ограничений, перевод детей на дистанционное обучение на динамику обращений данной категории требует проверки на основе данных за 2021 г.
Значительную долю в числе звонков на ДТД составляют неквалифицируемые звонки, звонки-отбои, которые влияют за загруженность специалистов служб. Существует резерв в увеличении доступности телефона доверия за счет улучшения режима работы. Пока в среднем по России лишь в течение 35,7 % времени в неделю дети и их родители могут воспользоваться срочной психологической помощью.
Библиографический список
1. Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Архангельский В.Н. и др. Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад-2020 ФНИСЦ РАН. М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА»; 2021. 214 с.
2. Калабихина И.Е., Кучмаева О.В., Калмыкова Н.М. и др. Методологические подходы к совершенствованию статистического мониторинга благополучия детей в рамках реализации мероприятий десятилетия детства в России. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021;4:134-165. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_4_134_165
3. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Развитие деятельности детского телефона доверия. М.: Перо; 2018. 85 с.
4. Трофимова И.Н. Снижение социального самочувствия как фактор распространения экстремизма в молодежной среде. Противодействие терроризму. ПроблемыXXI века. 2014;4:50-55.
5. Ковров В.В., Кожухарь Г.С. Информированность подростков об услугах, предоставляемых детским телефоном доверия. Психологическая наука и образование. 2013;4:1-14.
6. Гартфельдер Д.В. Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений. Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016;3(12):77-96.
7. Кульбацкая Е.Р. Интернет-буллинг: сущность и формы проявления в подростковой среде. Трибуна ученого. 2022;6:473-478.
8. Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания. https://gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KDU_2021/index.html (дата обращения: 25.07.2023).
9. Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение состояние здоровья населения. https://gks.ru/ free_doc/new_site/zdor21/PublishSite_2021/index.html (дата обращения: 25.07.2023).
10. Давлетшина Л.А., Садовникова Н.А., Безруков А.В., Лебединская О.Г. Социальное самочувствие населения России в период пандемии (на основе данных выборочных обследований). Вопросы статистики. 2021;4(28):67-79. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-4-67-79
11. Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В. Модель подготовки и сопровождения специалистов детского телефона доверия в системе дополнительного образования. Психология и право. 2019;3(9):84-97.
12. Давлетшина Л.А. Методы прикладной статистики для социологов. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=dnmcqy (дата обращения: 25.07.2023).
References
1. Rostovskaya T.K., Shabunova A.A., Arkhangelsky V.N. et al. Demographic well-being of Russian regions. National demographic report-2020 FNISCRAS. Moscow: PROSPECT; 2021. 214 p. (In Russian).
2. Kalabikhina I.E., Kuchmaeva O.V., Kalmykova N.M. et al. Methodology for improving statistical monitoring of the child well-being within the framework of implementing the Decade of Childhood in Russia. The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2021;4:134-165. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_4_134_165 (In Russian).
3. Foundation for Support of Children in Difficult Life Situation. Developing child helpline activities. Moscow: Pero; 2018. 85 p. (In Russian).
4. Trofimova I.N. Reduction of social well-being as a factor in the spread of extremism in youth environment. Counteraction to terrorism. Problems of the XXI century. 2014;4:50-55. (In Russian).
5. Kovrov V.V, Kozhukhar G.S. Awareness of teenagers about the services provided by child helpline. Psychological science and education. 2013;4:1-14. (In Russian).
6. Gartfelder D.V Distant psychological help: A review of modern possibilities and limitations. Bulletin of psychiatry and psychology of Chuvashia. 2016;3(12):77-96. (In Russian).
7. Kulbatskaya E.R. Internet bullying: The essence and forms of manifestation in the adolescent environment. Tribuna uchenogo. 2022;6:473-478. (In Russian).
8. Federal State Statistics Service. Sample observation of the quality and availability of services in education, health care, and social services. https://gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KDU_2021/index.html (accessed 25.07.2023). (In Russian).
9. Federal State Statistics Service. Sample observation of the state of public health. https://gks.ru/free_doc/new_site/zdor21/ PublishSite_2021/index.html (accessed 25.07.2023). (In Russian).
10. Davletshina L.A., Sadovnikova N.A., Bezrukov A.V, Lebedinskaya O.G. Social well-being of the population of Russia during the pandemic (based on sample survey data). Voprosy statistiki. 2021;4(28):67-79. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-4-67-79 (In Russian).
11. Vikhristyuk O.V, Gayazova L.A., Ermolaeva A.V. Training model and post-training support of specialists of child helpline in supplementary vocational training system. Psychology and Law. 2019;3(9):84-97. (In Russian).
12. Davletshina L.A. Methods of applied statistics for sociologists. https://wwwelibrary.ru/item.asp?edn=dnmcqy (accessed 25.07.2023). (In Russian).