Научная статья на тему 'Характер современных нравственных взаимоотношений подростков'

Характер современных нравственных взаимоотношений подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
798
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДРУЖБА / FRIENDSHIP / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / EXPERIMENTAL RESEARCH / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE SURVEY / ТЕСТОВЫЙ ОПРОС / ETHIC RELATIONSHIPS / TEST SURVEY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джавадова Арзу

В статье рассматриваются итоги экспериментального исследования дружеских отношений, являющихся одной из форм нравственных взаимоотношений подростков. На основании опроса было изучено мнение подростков об этих отношениях. После анализа ответы были подсчитаны в процентах и представлены в виде гистограммы. Из приведенных ответов на вопросы анкеты можно сделать вывод о том, что с возрастом, хотя и частично, проявляется динамика в требованиях к дружбе и товариществу. Если младшие подростки выделяют в дружбе такие необходимые элементы, как чувство привязанности, возможность получить совет в трудную минуту и др., то подростки относительно старшего возраста больше всего ценят взаимопонимание. Следовательно, возрастные изменения относящихся к дружбе качеств не являются линейными. Иными словами, если в одном возрасте какое-либо качество является приоритетным, то для другого возраста это же качество отходит на второй план, в последующем снова принимая более значимый характер. По итогам опроса можно сказать, что каждому этапу подросткового возраста свойственны свои особенности проявления дружеских взаимоотношений. Именно поэтому к дружеским отношениям как форме нравственных взаимоотношений предъявляются различные требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTER OF MODERN ETHIC RELATIONSHIPS AMONG TEENAGERS

The article reviews the results of experimental research of friendship relationships as a form of ethic relationships among teenagers. Teenagers’ opinion about these relationships was analyzed based on the survey. After analysis, the answers were calculated in percentages and represented as a histogram. Based on the questions, it is possible to conclude that dynamics in the requirements to friendship and comradeship increases with aging. If younger teenagers emphasize such necessary elements of friendship as attachment, possibility to receive advice in difficult times and similar factors, the elder ones appreciate mutual understanding most of all. Therefore, age-connected changes in requirements with regards to friendship-related qualities are not linear. With other words, if some quality is a priority one in certain age, the same quality can become less important for a different age, later acquiring more important meaning again. Based on the results of the survey, it can be said that every phase of teen age has its own peculiarities of manifestation of friendship relationships. Namely due to this fact there are various requirements to friendship as a form of ethic relationships.

Текст научной работы на тему «Характер современных нравственных взаимоотношений подростков»

Джавадова Арзу

ХАРАКТЕР НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ...

УДК: 159

ХАРАКТЕР НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

©2016

Джавадова Арзу, диссертант кафедры психологии Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан) Аннотация. В статье рассматриваются итоги экспериментального исследования дружеских отношений, являющихся одной из форм нравственных взаимоотношений подростков. На основании опроса было изучено мнение подростков об этих отношениях. После анализа ответы были подсчитаны в процентах и представлены в виде гистограммы. Из приведенных ответов на вопросы анкеты можно сделать вывод о том, что с возрастом, хотя и частично, проявляется динамика в требованиях к дружбе и товариществу. Если младшие подростки выделяют в дружбе такие необходимые элементы, как чувство привязанности, возможность получить совет в трудную минуту и др., то подростки относительно старшего возраста больше всего ценят взаимопонимание. Следовательно, возрастные изменения относящихся к дружбе качеств не являются линейными. Иными словами, если в одном возрасте какое-либо качество является приоритетным, то для другого возраста это же качество отходит на второй план, в последующем снова принимая более значимый характер. По итогам опроса можно сказать, что каждому этапу подросткового возраста свойственны свои особенности проявления дружеских взаимоотношений. Именно поэтому к дружеским отношениям как форме нравственных взаимоотношений предъявляются различные требования.

Ключевые слова: подростки, нравственные отношения, дружба, экспериментальное исследование, анкетный опрос, тестовый опрос

CHARACTER OF ETHIC RELATIONSHIPS AMONG MODERN TEENAGERS Javadova Arzu, candidate for a degree of psychology

Baku State University, Baku (Azerbaijan) Annotation. The article reviews the results of experimental research of friendship relationships as a form of ethic relationships among teenagers. Teenagers' opinion about these relationships was analyzed based on the survey. After analysis, the answers were calculated in percentages and represented as a histogram. Based on the questions, it is possible to conclude that dynamics in the requirements to friendship and comradeship increases with aging. If younger teenagers emphasize such necessary elements of friendship as attachment, possibility to receive advice in difficult times and similar factors, the elder ones appreciate mutual understanding most of all. Therefore, age-connected changes in requirements with regards to friendship-related qualities are not linear. With other words, if some quality is a priority one in certain age, the same quality can become less important for a different age, later acquiring more important meaning again. Based on the results of the survey, it can be said that every phase of teen age has its own peculiarities of manifestation of friendship relationships. Namely due to this fact there are various requirements to friendship as a form of ethic relationships. Keywords: teenagers, ethic relationships, friendship, experimental research, questionnaire survey, test survey.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами: Как известно, подростковый возраст является периодом глубоких изменений в формировании человека как личности. Именно в этом возрасте внимание подростка фокусируется на расширении коммуникативной сферы и кругозора. В этот период заметны склонности к общению со сверстниками. Объектом коммуникативной деятельности становятся прежде всего именно сверстники. Учитывая все вышесказанное, мы сочли целесообразным исследовать актуальные и сегодня нравственные, в том числе дружеские отношения между подростками.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Проблема нравственности, эмоциональных отношений была исследована многими исследователями, как в теоретическом, так и в эмпирическом аспектах. В последние годы получило широкий размах исследование привязанности, дружеских отношений между людьми в психологическом плане. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли российские психологи Л.Выготский, А.Реан, И.Кон, Т.Драгунова и др. Р.А.Смирнова исследовала мотивы взаимоотношений ребенка с товарищами на основе экспериментальной программы. Канадские психологи Б.Байджел и Д.Ла Гайнан проводили исследования, изучая требования, предъявляемые детьми к своим друзьям. Полученные результаты говорят о том, что основную роль здесь играют наследственный фактор и социальная среда. Современные условия глобализации и увеличения роли информационно-коммуникационных технологий в жизни человека тяжело отражаются на становлении личностных качеств подростка, при этом появляются различные психологические отклонения. Именно поэтому проблема не устаревает.

Постановка проблемы: Дружеские отношения в подростковом периоде играют большую роль в нравственном созревании человека как личности. При рас-

смотрении особенностей развития дружеских чувств во взаимоотношениях подростков, прежде всего, необходимо выявить психологические механизмы становления и функционирования дружеских и товарищеских отношений между подростками, а также выявлении путей и средств влияния на эти отношения. Задача исследования - определить влияние дружбы и дружеских отношений на нравственное воспитание подростков, а также выяснить отличительные особенности дружеских отношений подростков не только со сверстниками, но и с детьми из других возрастных групп.

Изложение основного материала исследования. Как известно, подростковый возраст является периодом коренных перемен, происходящих в формировании личности человека. Именно в это время расширяется сфера общения подростков, наблюдается тенденция их вовлечения в коллектив сверстников. В данной статье мы сочли целесообразным исследовать нравственные, в особенности - дружеские взаимоотношения между подростками.

Уровень и качество изученности какой-либо проблемы в значительной степени зависит, прежде всего, от методологии исследования. В нашем исследовании широко использованы тестовые опросы и специально разработанный нами анкетный опрос, которые выступают в качестве методического инструментария. И это не случайно, так как опрос является наиболее целесообразным, эффективным и мобильным средством диагностики дружеских отношений. Данный метод целесообразен и для использования результатов опроса, так как позволяет охватить большее количество опрашиваемых лиц.

В подростковый период, в отличие от младшего школьного возраста, отношения между сверстниками становятся более сложными, многогранными и содержательными. Общение подростка с близкими товарищами и друзьями не ограничивается учебной деятельностью и школой; он превращает все это в важную для него независимую сферу, охватывая круг новых интересов, опыта и отношений [3, с.186].

Джавадова Арзу|

ХАРАКТЕР НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ .

Следует отметить, что в зависимости от возраста подростков происходят определенные изменения и в их представлениях о дружбе. Меняется внутренний план дружбы, развиваются составляющие ее нравственно-психологические факторы, появляются новые формы психологического контакта. Статистический анализ ответов подростков разного возраста на вопрос «Есть ли у вас друзья?» также позволяет сформулировать особенности различных мнений в данном направлении.

Так, мы провели анкетный опрос среди 125 подростков (по 25 человек в каждой возрастной группе от 11 до 15 лет). Согласно результатам опроса, наличие друга отметили все 11-летние подростки (100%), 96,3% 12-летних, 90% 14-летних и 80% 15-летних. Этот результат можно наглядно представить в виде следующей гистограммы:

Как видно из гистограммы, чем старше возраст, тем больше наблюдается тенденция к снижению в процентном отношении количества подростков, имеющих друзей. Это свидетельствует о том, что у таких подростков происходят определенные изменения в представлениях о самом понятии «дружба», содержание которого уже не носит диффузного характера, свойственного подросткам младшего возраста. Иными словами, это понятие в подростковом возрасте обладает определенным содержанием в рамках социо-нормативных ценностей, приобретая впоследствии «внутренне-психологическое» значение.

Согласно результатам опроса, младшие подростки, обращая внимание на внешнюю сторону дружеских отношений, стараются доказать истинность дружбы собственным участием в событиях. Это, в свою очередь, оставляет в тени психологический аспект дружбы. Особенно ценность дружбы и ее отличие от товарищеских отношений начинают осознавать ученики 6-8-х классов.

Как известно, у 7-10 - летних детей, научившихся делать собственные выводы из происходящих событий, в возрасте 12-15 лет формируется обобщенная модель восприятия окружающих. В соответствии с этим у ребенка меняются и представления о друге и дружбе, а у подростков появляется интерес к личной жизни, личностным отношениям [4, с. 158].

Другой момент связан с природными качествами девочек. Они, по сравнению с мальчиками, наиболее склонны к эмоциональному общению и отдают предпочтение этому качеству у других. Чтобы внести ясность в вышеприведенные суждения, приведем некоторые образцы ответов на анкетный вопрос «Почему вы дружите?»:

А.Н. (11 лет): «Потому что рядом с ними я чувствую себя свободно, а если нужно, даже делюсь секретами».

Е.Н. (11 лет): «Потому что они подходят мне по характеру. Кроме того, когда мне плохо, они всегда находятся рядом».

Дж.С. (12 лет): «Потому что они очень искренни со мной и никогда не обижают меня».

С.З. (12 лет): «Потому что может дать мне совет в трудную минуту».

А.Ф. (14 лет): «Она очень надежная, верная и заботливая. У нас полное взаимопонимание».

Х.Ж. (14 лет): «Потому что совпадают наши взгляды».

Я.В. (15 лет): «Верный, понимает меня, умеет выслушать, дает совет».

Б.С. (15 лет): «Потому что понимаем друг друга.

Спокойно можем поговорить о своих проблемах».

Как видно из приведенных примеров, при переходе к старшей возрастной группе, хотя и частично, проявляется динамика в требованиях духовного единения. Если младшие подростки предъявляют к дружбе такие требования, как привязанность, и др., то подростки относительно старшего возраста чаще всего выдвигают на первый план взаимопонимание. Следовательно, возрастное изменение предъявляемых к дружбе качеств не является линейным. Иначе говоря, одно и то же качество в одном возрасте может быть важным, тогда как в другом оно отходит на второй план, и в последующие годы может снова приобрести более значимый характер.

Из проведенного нами опроса выяснилось, что с возрастом респондентов растет также избирательность в отношениях привязанности к кому-либо, и такая дружба, освобождаясь от ситуативных влияний, уже имеет более продолжительный характер. Эти особенности подростковой дружбы отражены в ответах на анкетный вопрос: «Каким качеством не обладает ваш друг?», предложенный 100-ти подросткам в возрасте от 11-ти до 15-ти лет (по 25 человек из каждой возрастной группы). Анализ результатов опроса показал, что у 64% 11-летних, 20% 12-летних, 12% 14-летних и 8% 15-летних подростков друзья обладают всеми желаемыми качествами. Это ясно видно из приведенной гистограммы:

70

60 —

50 —

40

ЗО

20

Ю

\

64% \

20% 12%

8%

1 1

12

14

15

Из гистограммы видно, что чем старше возраст подростка, тем больше его избирательное требование к качествам, которые он хотел бы видеть в своем друге. Несмотря на то, что для 11-летних подростков доброжелательность, мягкосердечность, воспитанность, умение хранить тайну и другие подобные качества являются особенностями, которые они хотели бы видеть в друзьях, все же в результатах опроса 12-летних подростков преобладают совершенно другие качества, такие, как чистосердечность, честность, решительность, искренность.

В ответах подростков в возрасте 14-15 лет преобладают относительно новые, более содержательные качества, особенно совестливость, широкое мировоззрение, снисходительность.

Несколько схожие результаты наблюдались в ответах на второй вопрос анкеты («Какими качествами не должен обладать ваш друг?»). Среди качеств, перечисленных подростками разного возраста, чаще всего назывались зависть, ложь, предательство. Наряду с этим, в ответах 15-летних подростков фигурировал ряд других нежелательных качеств, которые не назывались подростками младшего возраста, например такие, как двуличие, безволие, невоспитанность, зависть и др.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий. Из результатов исследования видно, что особенности представлений о дружбе и дружеских отношениях имеют место не только среди подростков разного

Джавадова Арзу

ХАРАКТЕР НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ...

возраста, но и среди сверстников. В то же время здесь можно выделить определенные этапы развития, в каждом из которых предъявляются различные требования к дружбе как форме нравственных отношений [5-11]. Эти требования к качествам, в соответствии с мнениями подростков о дружбе, можно распределить по трем группам:

- честность, душевная чистота, доверие и преданность.

- прямота, искренность, чистосердечность и др.

- заботливость, готовность прийти на помощь и др.

Таким образом, необходимо подчеркнуть и такие

особенности, как критический подход подростков к своим друзьям, а также умение видеть их недостатки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байрамов А.С. Воспитание нравственных чувств у детей. Азертедриснешр. Баку:1963 (на азербайджанском языке)

2. Байрамов А.С., Ализаде А.А. Психология. Учебник для вузов. Баку: 2002 (на азербайджанском языке)

3. Азимли Г.Е. Современные проблемы возрастной и педагогической психологии. Баку: 2006 (на азербайджанском языке)

4. Гамзаев М.А. Основы возрастной и педагогической психологии. Баку: 2003 (на азербайджанском языке)

5. Велиев М.В. Особенности проявления у детей эмоционального поведения // Психологический журнал, №4. Баку: 2003 (на азербайджанском языке)

6. Велиев М.В., Мустафаев А.М. Психология развития и возраста. Баку: 2013 (на азербайджанском языке)

7. Драгунова Т.В. Подростковый возраст. // Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского. - М.: 1973

8. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. - 80 с.

9. Психология подростка. Учебник. Под ред. А.А. Реана — СПб.: «Прайм-еврознак», 2003. - 480 с.

10. Эльконин Д.Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков-пятиклассников // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студентов высших педагогических учебных заведений / М.: Академия, 2001. - с. 219-229.

11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.-Л.: 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.