Научная статья на тему 'ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ в диагностике представлений о друге у ДЕТЕЙ с интеллектуальной недостаточностью'

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ в диагностике представлений о друге у ДЕТЕЙ с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проективные методы / общение / дружба / интеллектуальная недостаточность / projective methods / communication / friendship / intellectual incapacity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А В. Лаптева

Дружба это особенные взаимоотношения между людьми, которые характеризуются доверием, взаимностью, общностью интересов, искренностью, взаимопомощью и т.д. Становление дружеских взаимоотношений происходит в младшем школьном возрасте и к подростковому периоду достигает особой ценности для ребенка. Для детей с интеллектуальной недостаточностью дружба так же имеет значимость, как и для нормативно развивающихся сверстников. В статье описано применение проективных методов (рисунок и сочинение на тему «Мой друг») для изучения представлений о друге у детей с интеллектуальной недостаточностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А В. Лаптева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTIVE METHODS OF DIAGNOSING THE CONCEPT OF A FRIEND IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL INCAPACITY

Friendship is a special relationship between people, characterized by trust, reciprocity, common interests, sincerity, mutual assistance, etc. The formation of friendly relationships takes place at a younger school age and reaches a special value for the child by the adolescent period. For children with intellectual incapacity, friendship has significance as well as for normatively developing peers. The article describes the use of projective methods (drawing and composition on the theme “My friend”) to study the ideas of a friend of children with intellectual incapacity.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ в диагностике представлений о друге у ДЕТЕЙ с интеллектуальной недостаточностью»

рассмотрены основные понятия, связанные с термином «кросс-пол», а также социальной желательности как фактора поведения данной категории людей. В основу теоретического исследования были положены социологические исследования о понятиях гендера и пола, которые мы развели, а также о социальном стереотипе, на основе которого формируется гендерная идентичность. Кроме того, были рассмотрены институты гендерной стереотипизации в ходе онтогенеза индивида, чтобы понять, как именно социокультурный фактор влияет на формирование гендерных стереотипов у людей, вне зависимости от их биологического пола. Также для более полного обзора этого феномена были проанализированы сферы жизни, в которых кросс-пол мог проявляться. Среди них мы отметили театр и кино, субкультуры и ролевые игры живого действия. Анализ кросс-пола в России и зарубежом позволил нам рассмотреть данный феномен с позиции форм общества - матриархата и патриархата. Было выяснено, что определение вида организации общества зависит от деятельности, которая является основной для народа (например, земледелие, скотоводство), и обязанностей (например, семейных), которые зациклены на гендерных стереотипах.

2 Эмпирическое исследование кросс-пола

В ходе исследовательской работы мы пришли к выводу о том, что проявление кросс-пола в социальных сетях может быть не чем иным, как созданием образа социальной желательности, в рамках гендерной психологии понимаемое как стремление к идеалу женщины или мужчины, который в действительности существует только в стереотипном мышлении человека. В ходе исследования была подтверждена гипотеза, которая говорила о том, что у девушек, кросс-пол которых проявляется в социальных сетях, набор личностных черт и установок отличается от набора личностных черт и установок девушек, не имеющих отношения к кросс-полу.

Результаты исследования по выдвинутой нами гипотезе были получены на первом этапе исследования, где мы рассмотрели их различные личностные черты. Для этого было использовано пять методик, но лишь три из них дали нам результаты, на основе которых мы могли бы сделать вывод о подтверждении гипотезы.

Суть первого этапа исследования заключалась в том, чтобы сравнить кросспольщиц и обычных девушек и найти различия между ними. Что и было сделано в рамках эмпирического исследования, в ходе которого девушки, имеющие отношение к кросс-полу, были объединены в первую группу, а обычные - во вторую. По результатам, которые показали методики, выяснилось, что набор личностных черт первой группы резко контрастирует с показателями второй группы. Это проявляется в некоторой скованности обычных девушек и, напротив, раскованности кроссполь-щиц в плане общения и социальных норм. 50

Заинтересовавшись, мы для более полного описания группы, в которую входили кроссполь-щицы, провели еще два этапа, которые позволили описать их с точки зрения общего стиля межличностного общения и различий в их сексуальных установках. Следует отметить, что для третьего этапа исследования использовались не все шкалы методики, а только те, которые не имели прямого отношения к реализованности их реальной сексуальной жизни и определяли только их установки.

Заключение

Таким образом, после проведения еще двух этапов исследования удалось определить, что для кросспольщиц характерены альтруизм и под-чиняемость, здоровая установка по отношению к сексу и положительное отношение к порнографическому материалу, но в то же время они отличаются целомудрием в плане того, что они безразличны к случайным сексуальным связям.

Подводя итог по проведенному нами исследованию, можно отметить, что нам удалось подтвердить гипотезу, а также узнать о феномене кросс-пола и девушках, которые входят в эту социальную группу, немного больше.

Список литературы

1 Гущин В. А., Бугаков И. С., Лустберг А. Э, Черепен-чук И. С., Малиновская С. В. Творческое движение ролевых игр. 2008. - 277 с.

2 Кондрашихина О. А. Дифференциальная психология : учеб. пос. - К.: Центр учебной литературы, 2009. - 232 с.

3 URL: http://teenslang.su/

References

1 Gushchin V.A., Bugakov I.S., Lustberg A.EH., CHerepenchukI.S., Malinovskaya S.V.. Tvorcheskoe dvizhenie rolevyh igr. 2008. - 277s.

2 Kondrashihina O. A. Differencial'naya psihologiya: Ucheb. pos. - K.: Centr uchebnoj literatury, 2009. - 232 s.

3 URL: http://teenslang.su/

УДК: 159.922.762 А.В. Лаптева

Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы, Санкт-Петербург

проективные методы в диагностике представлений о друге у детей с интеллектуальной недостаточностью

Аннотация. Дружба - это особенные взаимоотношения между людьми, которые характеризуются доверием, взаимностью, общностью интересов, искренностью, взаимопомощью и т.д. Становление дружеских взаимоотношений происходит в младшем школьном возрасте и к подростковому периоду достигает особой ценности для ребенка. Для детей с интеллектуальной недостаточностью дружба так же имеет значи-

мость, как и для нормативно развивающихся сверстников. В статье описано применение проективных методов (рисунок и сочинение на тему «Мой друг») для изучения представлений о друге у детей с интеллектуальной недостаточностью.

ключевые слова: проективные методы, общение, дружба, интеллектуальная недостаточность.

A.V Lapteva

North-West regional forensic science center, Saint-Petersburg

PROJECTIVE METHODS OF DIAGNOSING THE CONCEPT OF A FRIEND IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL INCAPACITY

Abstract. Friendship is a special relationship between people, characterized by trust, reciprocity, common interests, sincerity, mutual assistance, etc. The formation of friendly relationships takes place at a younger school age and reaches a special value for the child by the adolescent period. For children with intellectual incapacity, friendship has significance as well as for normatively developing peers. The article describes the use of projective methods (drawing and composition on the theme "My friend") to study the ideas of a friend of children with intellectual incapacity.

Key words: projective methods, communication, friendship, intellectual incapacity.

Введение. Система отношений к окружающей действительности составляет основу личности, а развитие отношений в процессе общения является важной составной частью этой системы. Формирование социальных навыков и поддержки в классе эффективно влияет на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, увеличивая тем самым их социальную активность [1, с. 2].

Для детей с интеллектуальной недостаточностью в силу специфики их психического развития, адаптационных возможностей в социуме данное направление исследований приобретает большую значимость. Изучение сферы общения важно и необходимо для оказания психолого-педагогической поддержки, осуществления социальной адаптации данной группы детей [3]. Однако исследований о представлениях о дружбе и друге у детей с разной степенью снижения интеллекта проведено крайне мало [4]. Это может быть обусловлено недостаточностью методов, используемых для диагностики социальных отношений. Так Таблица 1 - Характеристика экспериментальных и контролi

внедрение проективных методик позволяет более качественно и индивидуально исследовать сферу близких отношений ребенка, а также установить контакт с обследуемым для получения надежных и достоверных данных. Таким образом, целью нашего исследования являлось обоснование использования проективных методов при изучении представлений о друге у младших подростков с интеллектуальной недостаточностью.

1 Выборка и методы

Исследование проводилось на базе образовательных учреждений Великого Новгорода. Выборку исследования составили 109 детей младшего подросткового возраста (таблица 1). Контрольная группа состояла из детей с нормативным развитием. Экспериментальные группы составили дети с интеллектуальной недостаточностью.

Методологическими основами исследования являлись: теоретические основы развития и формирования общения в онтогенезе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, И.О. Смирнова, У.В. Ульенкова и др.); системный подход Б.Ф. Ломова, заключающийся в понимании общения как детерминанты всей системы психического, а также как фактора определения образа жизни; исследования дружбы И.С. Кона, В.А. Лосенкова, согласно которым дружба является необходимым фактором для развития личности.

Одной из особенностей изучения дружбы у детей является выбор наиболее адекватного и применимого в соответствии с целями исследования методического комплекса. Так были подобраны следующие методики: стандартизированная беседа, направленная на установление контакта с обследуемым, выявление дружеских связей у ребенка, описание образа друга и взаимоотношений с ним. Проективными методами исследования являлись рисунок и сочинение на тему «Мой друг», которые активно используются при изучении представлений об образе друга в современных работах [5; 6; 7].

Сочинение «Мой друг». Методика направлена на изучение представлений детей о дружбе и друге.

Рисунок «Мой друг». Данная проективная методика направлена на выявление ведущих мотивов при выборе друга, социально-психологических характеристик и ролей друга. Детям предлагалось нарисовать своего друга, затем индивидуально проводилась беседа («Чем занимается друг на рисунке?», «Чем он отличается от остальных друзей» и т. д.). В последующем необходимым

|/х групп

Признаки 1 группа 2 группа 3 группа

интеллектуальная недостаточность

Наличие/отсутствие нарушений в развитии нормативный уровень интеллектуального развития (А) смешанные специфические расстройства психологического развития (В) легкая умственная отсталость (С)

Возраст (средние значения): 14,2 14,8 15,2

Количество 48 30 31

этапом исследования была трактовка и анализ полученных материалов. В настоящее время существует большое количество интерпретаций рисунков [8; 9]. Для интерпретации проективной методики «Мой друг» использовался анализ рисунка, по А.Л. Венгеру, так как в нем представлен наиболее полный анализ различных показателей с учетом различного уровня интеллекта у детей [10]. Критерии, участвующие в изучении сферы взаимоотношений с другом, представлены в таблице 2.

2 Результаты исследования и их обсуждение

В результате контент-анализа сочинений респондентов на тему «Мой друг», направленного на выявление содержательных особенностей представлений о нем, было получено большое количество характеристик. Для того, чтобы утвердить надежность применяемой методики для выявления представлений о друге, нами был проведен анализ надежности. В результате выделились характеристики, которые можно соединить в общую группу, включающую характеристики образа друга (а=0,611). В таблице 3 представлены наиболее часто встречающиеся характеристики друга для каждой группы, указанные в сочинениях обследованных. Так, например, для младших подростков значима территориальная близость друга, возможность встречи («друг живет в моем городе»).

При изучении различий между группами следует отметить, что дети с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками реже указывают на такие качества друга, как «позитивность» (Х2=19,390, р=0,000), «отзывчивость» (х2=18,056, р=0,000), «общительность» (х2=15,986, р=0,000), «ум» (х2=20,911, р=0,000). Младшим подросткам свойственно инструментальное восприятие друга

(«человек который мне поможет», «кто помогает и дружит», «который приглашает гулять и в гости, помогает и угощает», «хорошо играет в игры» и т. д.).

С помощью данного метода можно указать на то, что младшие подростки с интеллектуальной недостаточностью при описании характеристик друга не используют те качества, которые употребляют их нормативно развивающиеся сверстники, характеризуя друга как личность (справедливость, честность, уникальность). Детям сложно понимать интересы партнера по общению, при его выборе наблюдается ориентированность детей на внешние качества одноклассников, на их поведенческие реакции, а не на интеллектуальные или нравственные характеристики. Более комфортным является общение в малых эндогенных группах с детьми более старшего или, наоборот, младшего возраста. Выбор друга основывается на выделении в нем положительных качеств («веселый», «честный», «смелый») или учета ситуационных факторов («живем по соседству», «вместе ездим домой»).

В результате анализа сочинений дружба определяется как процесс совместного времяпрепровождения, который включает определенную систему помощи и взаимности («Дружба - это помогать друг другу», «... когда друг срочно придет на помощь», «Дружба - это хорошо, когда не бросают. Я думаю меня никогда друг не бросит», «. быть вместе, не ссориться», «... играть вместе»). Важной характеристикой понимания термина «дружба» для детей с интеллектуальной недостаточностью является длительность отношений. При выборе друга оценивается его функциональная полезность («Друг -человек, который приглашает гулять, в гости. Помогает и угощает»; «Друг всегда поможет в беде»). Однако для нормативно развивающих-

Таблица 2 - Критерии анализа рисунка на тему «Мой друг»

Показатели Критерии анализа

Когнитивный показатель способ изображения рисунка (пластический, промежуточный, схематический), наличие и качество основных (голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги и др.) и второстепенных деталей (волосы, шея, уши, одежда, ступни, пальцы и др.)

Сфера общения - интровертированность (угловатость и худоба фигуры, прижатые к телу руки, скрытие глаз и т. д.); - нарушение общения (резко уменьшенные кисти или их отсутствие, бедность деталей, чередование сильного и слабого нажима карандаша и др.); - экстравертированность (широко расставленные руки, ноги, детальная проработка кистей и др.); - демонстративность (подробная прорисовка одежды, наличие прически, украшений, большого количества дополнительных деталей (надписи, рисунки и т. д.); - отказ от общения (расположение рук за спиной, скрещенные руки или ноги и др.)

Сфера социальных отношений агрессивность, асоциальность, негативизм и антисоциальность

Дополнительные показатели неуверенность в себе (тревожность); аутизация1 (негативизм); демонстративность, интровертность, нарушения (проблемы) общения; экстравертность; недостаток общения (недостаточная умелость в социальных контактах); неудовлетворенная потребность в общении; агрессивность; закрытость, асоциальность, творческая направленность

1 Аутизация — выходящее за рамки психологической нормы снижение активности в контактах, избегание общения.

Группы обследуемых Характеристика друга (единицы контент-анализа)

Нормативный уровень интеллектуального развития «друг живет в моем городе» 97,91 «мы часто вместе» 95,83 важность друга 93,75 «дружим давно» 87,5 ценность дружбы 83,33 «отзывчивый» 81,25 «мы одного возраста» 75

Смешанные специфические расстройства психологического развития «друг живет в моем городе» 83,33 ценность дружбы 80 важность друга 80 «мы часто вместе» 76,66 «дружим давно» 76,66 «отзывчивый» 66,66

Легкая умственная отсталость «друг живет в моем городе» 83,87 важность друга 77,41 «мы часто вместе» 70,96 «дружим давно» 67,74 «отзывчивый» 64,51 «добрый» 61,29 добрый 61,29

ся младших подростков в сравнении с детьми с интеллектуальной недостаточностью характерно указывать на такую значимую характеристику дружбы, как «принятие» (х2=21,092 р=0,000). У младших подростков с легкой умственной отсталостью наблюдается заметно низкая ценность дружбы как в сравнении со сверстниками с задержкой психического развития (х2=12,354, р=0,000), так и с нормативно развивающими сверстниками (х2=18,848, р=0,000).

После проведения анализа надежности переменных (а=0,601), полученных в результате рисунка «Мой друг», изучались 3 блока, описывающие сферу межличностных отношений1: сфера общения (показатели: интровертированность, нарушение общения); сфера социальных отношений (показатели: агрессивность, асоциальность, негативизм и антисоциальность); формальные показатели (неуверенность в себе (тревожность), недостаток общения (недостаточная умелость в социальных контактах). В результате установлено, что у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще наблюдается указание на негативизм и проблемы в общении с другом (А=20,8%, В=83,3%, С=61,3%), недостаточная умелость в социальных контактах (А=41,7%, В=93,3%, С=41,7%). Таким образом, данные результаты указывают на то, что младшие подростки с интеллектуальной недостаточностью чаще указывают на негативизм друга и на такие качества, которые могут затруднять общение (интровертированность, агрессивность и т. д.). Из этого следует, что данная методика позволяет выявить затруднения в сфере взаимоотношений с другом, а также те его качества, которые могут оказывать негативное влияние на общение. У младших подростков с интеллектуальной недостаточностью наблюдается неустойчивость отношений с другом, нестабильность

1 Показатели, прошедшие анализ надежности.

эмоционально-положительного отношения, при выраженной потребности в друге («Хочу чтобы друг был самым близким», «Мой друг должен быть всегда рядом», «он всегда придёт мне на помощь», «Хочу чтобы он уделял больше внимания мне»).

Таким образом, при обобщении полученных результатов можно сделать следующие выводы: у младших подростков с интеллектуальной недостаточностью наблюдается инструментальное восприятие друга; реже указываются такие характеристики друга, как «позитивность», «отзывчивость», «общительность», «ум». Ведущая характеристика, которая наблюдается у всех обследуемых подростков (около 80-97%) -территориальная близость друга. Выявленная особенность связана с максимальным возможным присутствием друга, его участием в жизни ребенка («поддержка, понимание, общение, прогулки», «тот, который окажет помощь и поддержку, всегда поймет», «поможет в беде» и т. д.). Дружба младших подростков с интеллектуальной недостаточностью отличается нестабильностью эмоционально-положительного фона; высокой потребностью в общении; изолированностью и ориентированностью детей на себя. К подростковому возрасту детям с задержкой психического развития свойственно указывать на близость взаимоотношений с другом, а для подростков, имеющих легкую умственную отсталость, данная характеристика не становится значимой. Подростки с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с нормативно развивающимися детьми указывают на негативизм со стороны друга, недостаточное внимание и отзывчивость; склонны рассматривать дружбу, в первую очередь, через получение радости и положительных эмоций); обнаруживается высокая потребность в общении, которая остается неудовлетворенной; образ друга характеризуется неточностью, неосознанностью; ведущий

мотив при выборе друга - эмоциональная привязанность и симпатия, социальная желательность.

Заключение. Для младшего подросткового возраста характерны нереалистичные, амбивалентные и менее дифференцированные представления о дружбе. Социальные представления в данном возрасте отличаются большей негативной направленностью, т. е. дети склонны воспринимать других людей, скорее, в негативном, чем в позитивном плане. Качествами, важными для друга, являются хорошее поведение, умение оказать помощь, личностные характеристики, умственные способности, внешность. В результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что использование проективных методов в диагностике представлений об образе друга как составной части методического комплекса обосновано. Данные методики позволяют получить большой объем информации, которую можно проанализировать как количественно, так и качественно. Одним из достоинств является индивидуальная и групповая формы проведения, а также использование данных методов как вводных и устанавливающих контакт с ребенком. При этом сами методы, например, рисунок и последующее его обсуждение, способствуют коммуникативному развитию ребенка, анализу взаимодействия с другими людьми. Однако следует отметить и тот факт, что использование только проективных методов в изучении образа друга и системы отношений ребенка является недостаточным.

Список литературы

1 Солодков А. С., Защиринская О. В., Малахова А. Н., Ятманов А. Н. Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 323-327.

2 Adeniyi Y.C., Omigbodun O.O. Effect of a classroom-based intervention on the social skills of pupils with intellectual disability in Southwest Nigeria // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. - 2016. - 10(1). DOI: https://doi.org/10.1186/ s13034-016-0118-3.

3 Дмитриева Е. Е, Двуреченская О. Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья : монография. - Москва : ФЛИНТА; Нижний Новгород : Мининский университет, 2017. - 136 c.

4 Лаптева А. В., Защиринская О. В. Представления о дружеских отношениях у подростков со смешанными специфическими расстройствами развития // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности : материалы научной конференции, 21-23 октября 2014 г. / отв. ред. Г. С. Никифоров. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2014. - С. 118-119.

5 Защиринская О. В. Возрастные особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью // Вестник СПБГУ. - 2012. - Сер. 16. - Вып. 4. - С.39-44.

6 Стебляк Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии : учебное пособие. - Москва : Флинта Наука, 2017. - 480 с.

7 Lezhnieva N. Peer relationships and quality of life -Associations between popularity, reciprocal friendship and self-reported quality of life in 11-12-year-olds. Printed by Reprosentralen, University of Oslo, 2017.

8 Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. - Москва : Смысл, 2003. - 142 с.

9 Маховер К. Проективный рисунок человека. - Москва : Смысл, 2003. - 154 с.

10 Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

References

1 Solodkov A.S., Zashchirinskaia O.V., Malahova A.N., JAtmanov A.N. Navyki neverbal'noj kommunikacii kak faktor social'noj adaptacii shkol'nikov s legkoj umstvennoj otstalost'ju // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. № 1 (131). S. 323-327.

2 Adeniyi Y.C., Omigbodun O.O. Effect of a classroom-based intervention on the social skills of pupils with intellectual disability in Southwest Nigeria // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. - 2016. - 10(1). DOI: https://doi.org/10.1186/ s13034-016-0118-3.

3 Dmitrieva E.E., Dvurechenskaja O.N. Psihologicheskie osobennosti socializacii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja: monografija. M.: FLINTA; Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2017. - 136 s.

4 Lapteva A.V., Zashchirinskaia O.V. Predstavlenija

o druzheskih otnoshenijah u podrostkov so smeshannymi specificheskimi rasstrojstvami razvitija // Anan'evskie chtenija - 2014: Psihologicheskoe obespechenie professional'noj dejatel'nosti: materialy nauchnoj konferencii, 21-23 oktjabrja 2014 g. /otv. red. G.S. Nikiforov. - SPb.: Skifija-print, 2014. -S. 118-119.

5 Zashchirinskaia O.V. Vozrastnye osobennosti obwenija deteji podrostkov s umstvennoj otstalost'ju // Vestnik SPBGU. -2012. - Ser. 16. Vyp. 4. - S.39-44.

6 Stebljak E.A. Vnutrennij mir razvivajuwejsja lichnosti pri normal'nom i narushennom razvitii: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta Nauka, 2017. - 480 s.

7 Lezhnieva N. Peer relationships and quality of life -Associations between popularity, reciprocal friendship and self-reported quality of life in 11-12-year-olds. Printed by Reprosentralen, University of Oslo, 2017.

8 Berns R.S., Kaufman S.H. Kineticheskij risunok sem'i: vvedenie v ponimanie detej cherez kineticheskie risunki. - M.: Smysl, 2003. - 142 s.

9 Mahover K. Proektivnyj risunok cheloveka. - M.: Smysl, 2003. - 154 s.

10 Venger A.L. Psihologicheskie risunochnye testy: Illjustrirovannoe rukovodstvo. - M.: VLADOS-PRESS, 2003. -160 s.

УДК 159.923.2; 159 922.776.4; 159.922.763

Р.В. Овчарова, А.Н. Овсянникова Курганский государственный университет, Курган

методика диагностики нравственной сферы личности младшего школьника на основе усвоения этических категорий (МинсЭК-2)

Аннотация. В статье представлена методика диагностики нравственной сферы личности младших школьников с 7 до 10 лет на основе усвоения базисных этических категорий (МИНСЭК-2). Методика разработана на основе модификации методики Р.В. Овчаровой (МИНСЭК-1) для изучения нравственной сферы личности дошкольников. Методика МИНСЭК-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.