Т.В. Максимова
ХАРАКТЕР РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ БРИКС: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
CHARACTER OF RUSSIAN-CHINESE INTERACTION IN THE FRAMEWORK OF BRICS: REALITEIS AND PROSPECTS
В статье рассматривается роль БРИКС в мировой экономике. Анализируется отношение стран группы к антироссийским санкциям. Характеризуются тенденции и перспективы развития российско-китайских отношений в рамках БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, бразильский саммит, Банк развития БРИКС, Россия, Китай.
The article examines the role of the BRICS in the world economy. It analyzes the members' attitude to anti-Russian sanctions. It describes trends and prospects of Russian-Chinese relations development in the frameworks of the BRICS.
Key words: BRICS, Brazilian summit, BRICS Development Bank, Russia, China.
На сегодняшний день российско-китайские отношения переживают подъем. Данный факт, учитывая современную геополитическую обстановку, приобретает особую значимость для нашей страны. В этой связи нельзя обойти стороной развитие контактов двух государств в рамках такой неформальной структуры (параорганизации, или клуба), как БРИКС.
Общеизвестно, что БРИКС является аббревиатурой ассоциации пяти стран - Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Сокращение БРИК было предложено в ноябре 2001 г. в докладе аналитика банка Goldman Sachs Джима О'Нила. До 2011 г. использовалась именно эта аббревиатура, но с присоединением ЮАР в феврале 2011 г. группа стала носить название БРИКС.
Данное объединение занимает особое место в мировой экономике. Страны БРИКС от других государств отличаются рядом особенностей и компонентов, таких как: приток капиталов и инвестиций, усиленный рост торговли, значительные валютные запасы, территория, население и др. Уже сегодня четыре члена группы входят в первую десятку крупнейший экономик мира, а три из них (Китай, Индия, Бразилия) имеют шансы войти в первую пятерку к 2050 г., а по новым оценкам и раньше. Другими словами, их объединяет быстрый и устойчивый экономический рост, что за последнее время теряют развитые страны [1]. Еще одной значимой особенностью группы БРИКС
является отсутствие договорных обязательств, которые требуют длительных процедур переговоров.
В феврале 2013 г. наша страна утвердила Концепцию участия Российской Федерации в объединении БРИКС [2]. Само существование документа доказывает, что Россия рассматривает данную группу как важное направление своей внешней политики и демонстрирует особый подход к сотрудничеству с Бразилией, Индией, Китаем и Южной Африкой. В этой связи возникает закономерный вопрос: может ли участие в БРИКС помочь нашей стране справиться с оказываемым на нее давлением со стороны Запада?
Следует отметить, что страны БРИКС нейтрально отзываются по поводу украинского кризиса и присоединения Крыма к России. Это свидетельствует о том, что они не собираются обострять отношения с Москвой и намерены продолжать сотрудничество. Также Бразилия, Китай, Индия и ЮАР выражают обеспокоенность по поводу антироссийских санкций США и ЕС. Более того, официальные представители стран-участниц группы неоднократно делали совместные заявления о том, что санкции как метод социально-экономического воздействия являются незаконными. Так, например, с подобным заявлением выступили 24 марта 2014 г. министры иностранных дел стран БРИКС на пятисторонней встрече в рамках саммита по ядерной безопасности в Гааге. «Распространение недружественной риторики, санкций, ответных санкций, политики силы не способствует сбалансированному и мирному решению кризиса, соответствующему международному праву, в том числе целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН» [3].
На этой же встрече министры иностранных дел осудили высказывания западных государств о том, что Россия может быть отстранена от участия в саммите G20. По их мнению, ни один член группы не имеет права в одностороннем порядке определять ее деятельность и функции. Это вправе делать все члены. И вопреки всем угрозам российский президент принял участие в саммите, который состоялся в австралийском Брисбене 15-16 ноября 2014 г. На саммите G20 партнеры России по БРИКС еще раз высказались против методов, которые не способствуют мирному урегулированию конфликта.
Очевидно, что отношение государств к антироссийским санкциям показывает, кто считает нашу страну союзником, а кто - нарушителем международного порядка. В свете этих событий последний саммит глав государств-членов БРИКС, прошедший с 14 по 16 июля 2014 г. в бразильском городе Форталеза, был как нельзя кстати. Саммит внес ощутимые изменения в саму суть неформальной структуры группы. Было подписано соглашение о создании Банка развития, который мог бы стать альтернативой Всемирному банку
и Международному валютному фонду. Также подписан договор о создании пула условных резервных валют. Такого рода документы могут полностью изменить экономическую конъюнктуру в мире, а доллар утратит свою исключительность как мировая валюта. «Настало время поднять роль БРИКС на новый уровень, сделать объединение неотъемлемой частью системы глобального управления в интересах устойчивого развития», - заявил президент России Владимир Путин накануне открытия саммита [4].
В рамках бразильского саммита прошла встреча глав России и Китая. Они обсудили сотрудничество в вопросах безопасности, военной сфере, а также проблему демократизации международных отношений. Данное событие доказывает, что, несмотря на санкции, Китай как одна из ведущих экономик мира настроен на укрепление отношении с Россией не только в рамках БРИКС, но и в двустороннем формате.
Это имеет большое значение, поскольку российско-китайские отношения являются ведущей осью БРИКС [5]. В доказательство можно привести несколько аргументов.
Во-первых, Россия и Китай являются соседями и имеют общую протяженную границу (более 4200 км). Территориальные претензии на сегодняшний день отсутствует, что свидетельствует о взаимном доверии и дружбе между странами, чего нельзя сказать, например, об отношениях Китая и Индии, также имеющих протяженную границу (3380 км).
Во-вторых, торговый оборот между Китаем и Россией занимает значительную долю во всей взаимной торговле государств-членов БРИКС, а перспективы наращивания экономических связей присутствуют только в российско-китайских отношениях. В этой связи нельзя не упомянуть 25-миллиардный контракт на поставку нефти и соглашение о строительстве газопровода, заключенное между РФ и КНР в этом году. Сделки подобного масштаба указывают на особый характер российско-китайских отношений.
В-третьих, Россия и Китай как легитимные ядерные державы и постоянные члены Совбеза ООН имеют значительный вес в мире.
Текущая политическая ситуация еще больше сближает Москву и Пекин. Несмотря на то, что китайские официальные представители высказываются крайне осторожно о ситуации вокруг Украины, КНР не раз заявляла, что санк-ционные меры не только не разрешат кризис, но и усугубят его. Также Россия и Китай делали совместные заявления, что нужно отказаться от языка односторонних санкций и не вмешиваться во внутренние дела других стран [6].
В то же время не стоит переоценивать значимость для Пекина БРИКС в целом и отношений с Москвой в частности. КНР осуществляет независимую и
самостоятельную политику, основываясь только на своих национальных интересах. Отношения с другими государствами не должны связывать свободу действий Пекина на мировой арене [7].
Прежде всего, КНР стремится к обеспечению благоприятной международной обстановки для реализации своих внутренних реформ. Китай активно создает систему партнерских отношений с различными государствами и объединениями стран во всем мире, а политика добрососедства является мощным инструментом на региональном уровне.
Главной целью Китая является наращивание собственного экономического потенциала. Именно экономические интересы стоят на первом месте во внешней политике, и при определенных обстоятельствах они могут оказаться выше политических. Из этого следует, что КНР стремится к развитию сотрудничества в основном за счет экономических и торговых связей со всеми государствами и регионами в мире.
В связи с этим можно констатировать, что пока Китай сможет получать экономические преференции от отношений с Россией и странами БРИКС, союз с ними будет ему выгоден. Но мы должны понимать, что между Москвой и Пекином существуют диссонансы интересов, которые могут обостриться в будущем. Они могут происходить из различия геоэкономических характеристик и ресурсно-сырьевой базы, разных типов экономик и положения в мировом товарообмене и финансовой структуре. Будучи такой крупной державой, Китай сможет использовать эти противоречия, чтобы объединить страны БРИКС вокруг себя и противопоставить России.
Но такой вариант развития событий на данном этапе вряд ли возможен. На сегодняшний день напряженности в отношениях между Китаем и Россией не наблюдается. Они находятся в фазе взаимовыгодного сотрудничества как в двустороннем, так и в многосторонних форматах. Для России санкционные меры оказались толчком в сторону своего восточного соседа, чем, несомненно, воспользовался Китай. Пекин, занимая нейтральную позицию в украинском вопросе, не только сохранил дружественные отношения со всеми сторонами конфликта, но и укрепил их с Россией. Именно благодаря обострению отношений между западными странами и РФ, Китай смог извлечь экономическую выгоду.
Таким образом, можно утверждать, что ухудшения российско-китайских отношений в обозримом будущем не предвидится. В стратегическом плане такой союз выгоден как России, так и Китаю. В рамках БРИКС они смогут противостоять развитым странам Запада и продвигать свои идеи об устойчивом мировом развитии, а в двустороннем формате - стремиться к укреплению
взаимовыгодных отношений и сотрудничеству по большинству международных вопросов. Но окажется ли российско-китайский союз временным явлением, ввиду последних событий, или все-таки будет существовать в долгосрочной перспективе, покажет время.
Список использованных источников и литературы
1. Жебит А.А. BRICS: перспектива глобального управления // Латинская Америка. - 2012. - № 1. - С. 36-51.
2. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (утверждена президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 февраля 2013 г.) // Официальный сайт МИД России. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/D23D45D62C00F78E44257B35002ACD50
3. Chairperson's Statement on the BRICS Foreign Ministers Meeting held on 24 March 2014 in The Hague, Netherlands // Department of International Relations and Cooperation of the Republic of South Africa. - URL: http://www.dfa.gov.za/docs/2014/brics0324.html
4. Итоги саммита в Бразилии // Я - Патриот. - Режим доступа: http://yapatriot.ru/archives/3221
5. Коршунов С.А. Российско-китайские отношения - ведущая «ось» БРИКС // Мир и политика. - 2013. - № 10. - C. 233-241.
6. Китай против санкций в отношении России // Голос Америки. -28.04.2014. - Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/chinas-foreign-ministry-on-russia-ukraine/1902520.html
7. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай - Россия 2050: стратегия со-развития. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - С. 526.
Коротко об авторе
Максимова Татьяна Владимировна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: tatyana.maksimova.94@inbox.ru
Briefly about author
Maksimova Tatiana Vladimirovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: tatyana.maksimova.94@inbox.ru