М.В. Лисицкая
РОССИЙСКИЙ И КИТАЙСКИЙ ПОДХОДЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
В РАМКАХ БРИКС
RUSSIAN AND CHINESE APPROACHES TO COOPERATION
IN BRICS GROUP
В статье рассматриваются подходы России и Китая к деятельности группы БРИКС. Анализируются общие черты и различия в подходах. Характеризуются цели участия стран в группе, выявляются точки соприкосновения и перспективы сотрудничества.
Ключевые слова: Россия, Китай, БРИКС, реформирование глобальных институтов, экономическое развитие, многополярный мир.
In the article Russian and Chinese approaches to the activity of BRICS group are considered. Common points and differences in approaches are analyzed. Goals of participation are characterized. Areas of common interest and prospects of cooperation are determined.
Key words: Russia, China, BRICS, reforming global institutions, economic growth, multipolar world.
Глобальные изменения системы международных отношений повышают интерес к новым форматам межгосударственного взаимодействия и международных институтов. В их числе находится и БРИКС - группа из пяти быст-роразвивающихся государств (Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР), объединенных задачами реформирования институтов глобального управления, эффективного экономического развития и построения многополярного мира. В то же время государства-участники имеют и индивидуальные черты в подходах к деятельности группы.
В этой связи особый интерес представляют такие члены клуба, как Китай и Россия. Имея длительную и довольно непростую историю межгосударственных отношений, сегодня страны заинтересованы в дальнейшем развитии практического взаимодействия в рамках БРИКС. Оба государства поддерживают дальнейшую трансформацию группы в платформу для совместного разрешения важнейших вопросов мировой экономики и политики [1].
Важно отметить, что именно Россия и Китай являются главными инициаторами создания и продвижения группы БРИКС. Именно в России проводилась первая встреча на министерском уровне, обозначившая появление
БРИК на мировой арене, и первый саммит группы в июне 2009 г. [2]. Китай же стал в 2010 г. инициатором вхождения ЮАР. Именно в Китае в 2011 г. страны БРИКС подписали рамочное соглашение о финансовом сотрудничестве, что было важным шагом в продвижении экономического сотрудничества внутри группы.
Однако БРИКС не свойственно китайское, российское или российско-китайское доминирование. Важным принципом деятельности клуба является построение отношений на основе равноправного сотрудничества и выработки совместных позиций [3]. В случае возникновения противоречий или расхождений по тем или иным вопросам проводится сложная работа по поиску компромиссных решений. Отметим, что такой подход, с одной стороны, несколько усложняет процедуру принятия решений, с другой - способствует развитию равноправного диалога между членами группы.
На сегодняшний день и Россия, и Китай проявляют заинтересованность во взаимодействии в рамках БРИКС. Этот формат сотрудничества способствует сохранению и укреплению их международного статуса как в экономической, так и в политических сферах. Наличие общих внешнеполитических задач, стоящих перед каждой из стран, сказалось на наличии общих черт в подходах к участию в группе.
Так, с экономической точки зрения оба государства заинтересованы в реформировании мировых финансовых институтов. Во многом в силу исторических причин Россия и Китай фактически не принимали участия в формировании правил и принципов, на которые опирается сегодня мировая торговля. Таким образом, существующая диспропорция по отношению к представленности развитых и развивающихся стран в глобальном управлении создает препятствия для российской и китайской экономик.
Для России, чья экономика весьма тяжело пережила потрясения 1990-х гг., перестройка мировых экономических институтов на более справедливых началах могла бы стать значимым импульсом к развитию. В настоящий момент нашей стране недостает экономического влияния для пересмотра экономических соглашений, поэтому ей нужны партнеры по БРИКС, чтобы изменить правила игры или, как минимум, создать альтернативные институты, обходящие эти правила [4]. В свою очередь, Китай, экономику которого в последние десятилетия характеризует беспрецедентный подъем, находится в аналогичной ситуации, с той разницей, что ему не достает влияния политического. При этом в группе БРИКС оба государства видят перспективу решения этих задач.
Другой стороной, объединяющей подходы России и Китая, является отношение к БРИКС как к международному клубу, способному транслировать их внешнеполитические взгляды: представления об основополагающей роли ООН, приверженность международному праву и принципам многополярности в международных отношениях. Позиции стран-участниц БРИКС сегодня таковы, что данная структура представляет собой новую модель международных отношений, альтернативную однополярному мировому устройству, ориентированному, прежде всего, на потребности США и других развитых стран. Реформирование мировых финансовых институтов, продвижение дипломатических и политических методов решения конфликтов, обеспечение международной безопасности, к которому стремится БРИКС, имеют целью участие развивающихся стран в мировых экономических и политических отношениях на справедливых основаниях, обеспечение защиты их интересов на мировой арене, взаимодействие с развитыми странами на равных.
Россия и Китай, являющиеся постоянными членами Совета безопасности ООН, согласились, что Индия, ЮАР и Бразилия являются наиболее подходящими кандидатами на вхождение в качестве постоянных членов в СБ ООН в рамках его готовящейся реструктуризации. Позиция Китая при этом претерпела существенные изменения, т.к. изначально он возражал против присоединения Индии к постоянным членам. В настоящее время КНР по этому вопросу придерживается конструктивной позиции, которая способствует укреплению стратегического партнерства между странами [5].
Тем не менее, КНР, не возражая против такого повышения международного статуса своих «коллег» по БРИКС, по-прежнему с осторожностью подходит к вопросам расширения состава постоянных членов Совета безопасности ООН, опасаясь создать прецедент для присоединения Японии. Это является предметом для дальнейшего обсуждения в рамках БРИКС и поиска необходимого компромисса [6].
Россия и Китай неизменно подчеркивают важность развития всестороннего практического взаимодействия в рамках БРИКС, включая поддержку работы Делового совета, создание Банка развития и пула валютных резервов, продолжают расширять практическое взаимодействие в научно-технической сфере, в сельском хозяйстве, здравоохранении и других областях [7].
Важным аспектом для обеих сторон является и двустороннее экономическое сотрудничество между участниками. Как показывает практика, экономические связи между членами группы с момента ее создания стали значительно более прочными. В данном случае БРИКС является как раз той пло-
щадкой, на которой участники, в том числе Россия и Китай, могли бы заключать выгодные соглашения, направленные на расширение сфер взаимодействия и дальнейшую интенсификацию экономического сотрудничества.
Как для российской, так и для китайской стороны немаловажным аспектом сотрудничества в БРИКС является укрепление культурных связей между государствами, взаимодействие в гуманитарной сфере, в сфере противодействия экологическим и социальным угрозам. Это не раз отмечалось лидерами обоих государств.
В целом, и Россия, и Китай рассматривают БРИКС как перспективную площадку для диалога, позволяющую эффективнее реализовывать свои интересы на международной арене.
Тем не менее, российскому и китайском подходам к группе БРИКС свойственен и ряд различий, касающихся в основном приоритетных сторон сотрудничества.
КНР преимущественно заинтересована в деятельности БРИКС в экономической сфере и не стремится на данном этапе переносить деятельность БРИКС в политическую плоскость. Китай склонен уделять больше внимания координации позиций стран-участниц по экономическим вопросам и расширению экономического сотрудничества между государствами-членами. Так, оценивая итоги саммита в г. Санья, помощник министра иностранных дел КНР У Хайлун отметил, в первую очередь, достижение консенсуса по развитию международной обстановки, выработку совместных целей по продвижению демократизации международных отношений, усилению управления глобальной экономикой, повышению права голоса стран с нарождающимися рынками и развивающихся государств в международных делах [8].
В то же время КНР уделяет большое внимание проблемам преодоления последствий финансового кризиса и послекризисного восстановления экономик. Важным аспектом представляется совместное обеспечение безопасности в сферах продовольствия, энергетических ресурсов и общественного здравоохранения. По мнению китайских руководителей, совместная работа в данном направлении будет способствовать как мировому экономическому росту, так и реализации стоящих перед группой БРИКС реформаторских задач [9].
Будучи, без сомнения, наиболее самодостаточным членом клуба, Китай традиционно весьма осторожно относится к принятию новых обязательств. Группа БРИКС важна для него скорее как влиятельная группа коллективного лоббирования при решении «прикладных задач» [10], способ продвигать свои национальные интересы на мировой арене. По мнению некоторых исследо-
вателей, «формат "новых развивающихся стран и экономик" дает китайскому руководству новые рычаги для реализации идей "мирного возвышения и подъема"», иными словами - для продвижения системных внешнеполитических целей КНР» [11].
Для Пекина БРИКС - зримое воплощение концепций «неамериканского» или «не-атлантического мира». Немаловажно, что такой формат позволяет осуществить постепенный переход к такому миру, что соответствует излюбленным методам китайской дипломатии [12].
При этом для Китая характерно подчеркивание роли БРИКС как инструмента защиты интересов стран развивающегося мира, среди которых КНР, без сомнения, является лидером по масштабам экономики [13]. В частности, проистекающие из этого разногласия в подходах воплотились в жизнь при обсуждении размеров уставного капитала банка БРИКС и принципов его управления. Китайская сторона долгое время настаивала на том, чтобы голоса распределялись пропорционально участию в формировании капитала банка (т.е., по сути, размерам экономик). Только после длительного обсуждения странам удалось согласовать позиции и принять решение о равном участии членов группы.
В целом же, как отметил в одном из интервью накануне VI саммита БРИКС в бразильском городе Форталеза заместитель министра иностранных дел КНР Ли Баодун, «Китай является твердым сторонником и активным участником взаимодействия в рамках БРИКС и рассматривает развитие сотрудничества с другими странами БРИКС в качестве одного из приоритетов своей внешней политики». Китайский политик заявил также, что его страна заинтересован в дальнейшем укреплении группы и превращении ее в полноправный координационный механизм, в особенности выделяя сотрудничество в торгово-экономической, инвестиционной, финансовой, валютной и гуманитарной сферах [14].
Россия же, хотя и придает большое значение экономической составляющей БРИКС, не отказывается от перспектив расширения повестки дня и включения в сферу деятельности группы новых международных вопросов. Не случайно, говоря о перспективах БРИКС в апреле 2011 г., С.В. Лавров акцентировал внимание на взаимодействии стран в международно-политической сфере, которому посвятил подробный комментарий. Среди достижений сотрудничества в БРИКС глава российского МИД отметил координацию политических позиций в ООН, усилия по укреплению всеобщей безопасности, формирование полицентричного мироустройства [15].
Новое измерение политика России в БРИКС получает в 2014 г. после общего ухудшения отношений со странами Запада и введения целым рядом государств антироссийских санкций. Данные меры придают новый импульс углублению сотрудничества со странами БРИКС и поиску новых возможностей для развития двусторонних и многосторонних отношений с членами группы. Важно отметить, что страны БРИКС неоднократно высказывались против введения санкций. При этом «поворот России на Восток» следует рассматривать не как попытку сформировать антизападный блок. Для нее участие в БРИКС имеет стратегическое значение в качестве средства получения политической поддержки «коллег» по группе, увеличения степени участия в мировой экономике и возможности расширить партнерство со странами БРИКС, исходя из объективных интересов [16].
В сфере экономических отношений БРИКС предоставляет России возможности для решения задач модернизации и повышения роста экономики. Так, например, в Концепции участия Российской Федерации в БРИКС, принятой в 2013 г., в качестве основных целей торгово-экономического сотрудничества выделяются: создание более благоприятных условий для развития взаимной торговли, в первую очередь для продвижения российского экспорта; развитие сотрудничества с государствами-участниками БРИКС в рамках международных организаций для совместного продвижения общих интересов в сфере международной торговли; развитие сотрудничества по вопросам конкурентной политики; содействие укреплению Биржевого альянса государств-участников БРИКС; укрепление и совершенствование механизма сотрудничества государств-участников БРИКС в данной области [17].
Концепция участия РФ в БРИКС определяет в качестве цели трансформацию БРИКС в «полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики» [18]. Появление и развитие группы способствует укреплению международных позиций РФ, становится инструментом реализации концепции многополярного мира и многовекторности российской внешней политики.
Тем не менее, необходимо отметить, что сотрудничество в рамках БРИКС предполагает обновленную модель равноправных межгосударственных отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Обе страны, учитывая опыт прежних советско-китайских и российско-китайских отношений, стремятся основывать дальнейшее взаимодействие на уважительном отношении к позиции другой страны, с осознанием того, что различия в подходах не являются причиной для конфронтации, и такой подход приносит свои плоды [19].
Итак, группа БРИКС представляет собой уникальную площадку для диалога Китая и России, давая возможность обсуждения и поиска решений по целому ряду важных вопросов. Несмотря на существование разногласий, в ключевых вопросах страны исходят из одних и тех же принципов: идеи многополярности, справедливого устройства мировой экономической архитектуры, усиления безопасности посредством диалога. И в данном случае российско-китайское взаимодействие в рамках БРИКС обладает потенциалом решать стратегические задачи глобального масштаба.
Список использованных источников и литературы
1. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя информационному агентству «ТПП-Информ» // Посольство КНР в РФ. - 16.08.2013. - Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1067133.htm
2. Приветствие участникам конференции МГИМО «Страны БРИКС как восходящие государства-гиганты» Чрезвычайного и полномочного Посла Китайской Народной Республики в России Ли Хуэя // Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации: сборник научных трудов / Отв. ред. Л.С. Окунева, А.А. Орлов. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - С. 17-20 .
3. Там же.
4. Why Russia needs the BRICS // CNN World. - 03.09.2013. - URL: http://globalpublicsquare.blogs.cnn.com/2013/09/03/why-russia-needs-the-brics/
5. Титаренко М.Л. БРИК: предпосылки взаимодействия, подходы и оценки сторон // Россия в БРИКС. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/6D55AB0FA4BF25B6C3257859005A82 B1
6. БРИКС в новой весовой категории: интервью с директором Института Латинской Америки РАН В.М. Давыдовым // Прямые инвестиции. -2013. - № 3. - С. 10-13.
7. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ г-на Ли Хуэя информационному агентству «ТПП-Информ» // Посольство КНР в РФ. - 16.08.2013. - Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1067133.htm
8. Лукин А.В. Россия и Китай в РИК и БРИКС // Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации. - С. 275-279.
9. Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2011. - Т.16, № 16. - С. 44-74.
10. Давыдов В.М. Особенности сотрудничества в формате БРИК и роль России // Россия в БРИКС. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/CF0C12E70D1063B6C3257859005A82 9С
11. Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2011. - Т.16, № 16. - С. 44-74.
12. Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. - 2011. - № 8. - Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=131478964 8&агсМуе=1314876917&startJrom=&ucat=14&.html
13. Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2011. - Т.16, № 16. - С. 44-74.
14. МИД КНР о предстоящем участии Си Цзиньпина в 6-м саммите БРИКС в Бразилии // Интернет-телевидение Китая ^ТУ). - 08.07.2014. -Режим доступа: http://www.cntv.ru/2014/07/08/ARTI1404788022380304.shtml
15. Лукин А.В. Россия и Китай в РИК и БРИКС// Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике, стратегии модернизации. - С. 275-279.
16. БРИКС в новой весовой категории: интервью с директором Института Латинской Америки РАН В.М. Давыдовым // Прямые инвестиции. -2013. - № 3. - С. 10-13.
17. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // Официальное Интернет-представительство Президента России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/news/17715
18. Там же.
19. Титаренко М.Л. БРИК: предпосылки взаимодействия, подходы и оценки сторон // Россия в БРИКС. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/6D55AB0FA4BF25B6C3257859005A82B1
Коротко об авторе
Лисицкая Маргарита Валерьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Lisitskaya Margarita Valeryevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]