М.В. Лисицкая
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППЫ БРИКС СО СТРАНАМИ ЗАПАДА
ISSUES AND TRENDS OF INTERACTIONS BETWEEN BRICS GROUP AND WESTERN COUNTRIES
Статья посвящена отношениям между странами Запада и БРИКС. Анализируются основные противоречия между ними. Характеризуются цели групп на международной арене. Делается вывод о том, что более эффективной формой взаимодействия является взаимовыгодное сотрудничество.
Ключевые слова: БРИКС, Запад, развивающиеся страны, многополярность, международные экономические институты, взаимовыгодное сотрудничество.
The article is devoted to relations between BRICS and Western countries. Basic contradictions are analyzed. The ambitions of these groups on the international scene are characterized. It is concluded that mutually beneficial partnership is more effective form of interactions.
Key words: BRICS, West, developing countries, multipolarity, international financial institutions, mutually beneficial partnership.
Акроним БРИК был впервые использован в 2001 г. аналитиком банка Голдман Сакс Джимом О'Нилом для обозначения группы стран с наиболее динамично развивающимися экономиками - Бразилии, России, Индии, Китая. В связи с присоединением в 2011 г. Южно-Африканской Республики группа стала называться БРИКС. Сегодня на ее долю приходится 25 % мирового ВВП, около 50 % его прироста, 30 % территории Земли, 45 % населения мира [4]. Политическая влиятельность БРИКС связана с нахождением в объединении двух постоянных членов Совета Безопасности ООН (России и КНР), а также с активным участием всех членов БРИКС в ведущих международных организациях и структурах (ООН, «Группа двадцати», «Группа восьми») и региональных объединениях [3].
БРИКС представляет собой концептуально новый тип международного объединения, порожденный глобализацией. Во-первых, это не оформленная официально группа, т.е. БРИКС пока не является политическим или экономическим блоком в прямом смысле слова. Во-вторых, основанием для объединения стран в «клуб» стала не географическая близость, а сходство в уровне экономического развития. В-третьих, активизация деятельности этих стран на мировой арене сопровождается усилением их экономического и политического влияния. Если принимать во внимание эти особенности, всё чаще возника-
92
ет вопрос о месте, которое занимает БРИКС в глобальной системе международных отношений.
В этой связи перед БРИКС встает проблема выстраивания отношений с традиционными «геополитическими игроками». К таковым, без сомнения, можно отнести страны Запада, т.е. высокоразвитые государства. На сегодняшний день нет единого мнения, что станет определяющим в этих отношениях: общие интересы или противоречия.
На Западе в настоящее время существуют разные, практически противоположные точки зрения на проблему.
С одной стороны, развитые страны склонны игнорировать группу БРИКС, не принимая ее всерьез. Главным аргументом служит наличие множественных «неразрешимых» противоречий внутри «клуба», которые не позволят создать сколько-нибудь серьезную конкуренцию Западу. Тем не менее, как отмечается в опубликованной в газете The Guardian статье «Смогут ли страны БРИКС сформировать новый мировой порядок?», «это пренебрежение или презрение может также отражать тот факт, что БРИКС... создает нежелательный вызов установившемуся мировому порядку, определяемому МВФ, Всемирным банком и Советом безопасности ООН, где доминируют Соединенные Штаты» [9].
С другой стороны, растущий потенциал БРИКС не может не вызывать определенного беспокойства Запада. Так, Роджер Бойес, дипломатический редактор газеты The Times, видит опасность в том, что «сформированная под влиянием России философия БРИКС заключается в соперничестве с Соединенными Штатами и странами Большой семерки». Под этим углом международные инициативы членов БРИКС расцениваются как намерение сместить западные страны с лидирующих позиций. Отсюда регулярно раздающиеся призывы «свалить кирпичи», «вернуть Москву в Европу» [6], обезопасив западные сферы влияния от динамично развивающихся стран.
Существует и третья точка зрения, хотя и не слишком распространенная: необходим курс на взаимовыгодное сотрудничество БРИКС и Запада.
Нельзя отрицать, что расширение международной деятельности БРИКС неизбежно затрагивает те области, где взгляды двух групп расходятся: многополярность мира, равноправное участие государств в международных экономических институтах, реформирование системы их управления, некоторые проблемы, касающиеся поддержания мира, и т.п. Возможен ли конструктивный диалог между БРИКС и Западом, или единственной формой взаимодействия является соперничество за политическое и экономическое влияние?
Основным спорным моментом, из которого проистекают все другие противоречия, является точка зрения на столь активно обсуждаемую сегодня многополярность мира. Члены БРИКС открыто провозгласили курс на усиление многополярности, Запад же отнюдь не стремится уступать занимаемых позиций. В этой связи важно отметить, что БРИКС не является сторонником блокового противостояния в рамках новой «холодной войны». Многополярность предполагает равноправное участие в решении важных международных проблем, как экономических, так и политических. Другими словами, в концепции многополярности, предлагаемой БРИКС, приоритетным является достижение компромисса по спорным вопросам, а компромисс, в свою очередь, предполагает сотрудничество, а не соперничество.
Поскольку БРИКС представляет собой, в первую очередь, экономический блок, полем для дискуссий с западными странами выступает деятельность международных экономических институтов: МВФ, Банка международных расчетов, Международного банка реконструкции и развития, ВТО и др. Деятельность БРИКС в этом направлении является закономерным продолжением концепции многополярности. Так, в Делийской декларации, принятой 29 марта 2012 г. по итогам IV Саммита БРИКС, отмечается: «Мы призываем... к созданию более репрезентативной международной финансовой архитектуры, в которой развивающиеся страны будут иметь больший голос и большую представленность, а также к созданию и совершенствованию справедливой международной валютной системы, которая могла бы служить интересам всех стран и поддерживать развитие государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран» [1].
Проекты создания альтернативных институтов финансового регулирования, например Антикризисного фонда БРИКС, или соглашение о создании Банка развития БРИКС можно расценивать как стремление развивающихся стран защитить свои экономические интересы. Деятельность Банка развития БРИКС, создаваемого «для мобилизации ресурсов, предназначенных для осуществления проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах» будет способствовать успешному развитию этих стран и дополнит усилия, предпринимаемые мировыми и региональными финансовыми институтами [8].
Помимо этого, обсуждается вопрос о пополнении состава «валютной корзины» за счет национальных валют стран БРИКС, что пошло бы на пользу мировой экономике в целом. Но речь не идет об исключении какой-либо из существующих мировых валют. Более того, наличие у стран БРИКС резервов
в мировых валютах исключает заинтересованность стран «клуба» в подрыве их статуса.
И всё же представляется, что финансово-экономические инициативы БРИКС - это не столько вызов западному миру, сколько сигнал о необходимости реформирования существующей системы. Конфронтация с Западом в этом направлении странам БРИКС не нужна, поскольку их экономические связи достаточно прочны, и именно Запад является пока основным потребителем их продукции. Более половины экспорта стран БРИКС ориентирована на ЕС, США и Японию. Западные страны заинтересованы в развивающихся странах не в меньшей степени, поскольку это и источник необходимых природных ресурсов, и новые перспективные рынки.
Элемент соперничества БРИКС и западных стран наиболее отчетливо проявляется в политической сфере. В первую очередь, полем для конкуренции становится деятельность в рамках Организации Объединенных Наций. Целью БРИКС является укрепление главенствующей роли ООН в поддержании международного мира и безопасности. Однако не секрет, что ООН часто подвергается критике за чрезмерную подверженность западному влиянию, в особенности влиянию США. Это связано с тем, что членские взносы развитых стран формируют большую часть бюджета организации. Так, в 2013 г. доля США составит 22 %, Японии - 10,8 %, Германии - 7,1 %, Франции - 5,6 %, Великобритании - 5,2 %; Италии - 4,4 %, и т.д. Доля стран БРИКС в общей сложности не превысит 11,4 %: КНР - 5,1 %, Бразилии - 2,9 %, России - 2,4 %, Индии - 0,6 %, Южной Африки - 0,4 %.
Однако не следует упускать из виду, что за последние годы ситуация здесь изменилась в сторону большей представленности развивающихся стран. Раньше доля Соединенных Штатов в финансировании ООН доходила до 30 %. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. взносы большинства развитых стран снизились: например, доля Великобритании уменьшилась на 1,4 %, Германии - на 0,9 %, Франции - на 0,5 %, В то же время увеличилась совокупная доля стран БРИКС за счет того, что доля КНР выросла на 1,9 %, Бразилии - на 1,3 %, России - на 0,8 % [5].
Тем не менее политическое лидерство Запада и, в первую очередь, США пока неоспоримо. Последние являются, пожалуй, главным оппонентом БРИКС по многим международным вопросам. Принципы невмешательства во внутреннюю политику государств, которыми руководствуется БРИКС, вступают в противоречие с концепцией гуманитарной интервенции, уже не раз применяемой на практике США. В Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС отмечается, что одной из целей является «предотвращение использования ООН, и в первую очередь Совета Безопасности, для
прикрытия курса на смещение неугодных режимов и навязывания односторонних вариантов решения конфликтных ситуаций»[2]. Таким образом, если США с самого основания ООН стремятся к сохранению лидирующих позиций на мировой арене, БРИКС выражает приверженность многосторонней дипломатии.
В этой связи негативную реакцию со стороны БРИКС вызвали действия НАТО в Ливии (в марте 2011 г. Китай, Россия, Индия, Бразилия воздержалась от голосования по резолюции Совбеза ООН № 1973). Во многом именно голоса БРИКС, прежде всего РФ и КНР, сдерживают силовое решение сирийского вопроса. Странами БРИКС, заинтересованными в поддержке и развитии обмена сырьем и технологиями с Ираном, не были поддержаны экономические санкции, применяемые США. БРИКС, выражая озабоченность ситуацией, складывающейся вокруг иранской ядерной программы, официально признает право Тегерана на мирное использование ядерной энергии.
Таким образом, можно заключить, что существуют предпосылки как для сотрудничества, так и для соперничества между БРИКС и Западом. Расхождения в некоторых областях достаточно серьезны, но всё же не настолько, чтобы стать непреодолимыми. Разрыв отношений был бы одинаково невыгоден для обеих сторон. Как подчеркивает министр иностранных дел России С.В. Лавров, БРИКС - важный элемент сетевой дипломатии, выступающий «за наращивание совместных усилий государств в противодействии новым угрозам и вызовам» [7]. И поддержание взаимовыгодных отношений со странами Запада является одним из важных направлений политики стран БРИКС. Остается только пожелать, чтобы дальнейшее развитие этих отношений происходило в формате диалога, где каждый участник был бы услышан.
Литература
1. Делийская декларация (принята по итогам IV Саммита БРИКС) // Россия в БРИКС. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/ 1DB82FF3745BA8FE442579D5004778E6
2. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. - Режим доступа: http://президент.рф/media/events/files/41d452a8a 232b2f6f8a5.pdf
3. Лавров С. БРИКС - глобальный форум нового поколения // Международная жизнь. - 2012. - № 3. - С. 1 - 6.
4. Луков В.Б. БРИКС - фактор глобального значения // Россия в БРИКС. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/ E0A80FB2A2606633C32578DC00482A08
5. Начисление взносов государствам-членам в регулярный бюджет ООН в 2013 г. // Официальный сайт ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/aboutun/finance/members.shtml
6. Пресса Британии: пришло время избавиться от БРИКС // Русская служба Би-би-си. - 30.03.2012. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/ russian/uk/2012/03/120330_brit_press.shtml
7. Приветствие министра иностранных дел России С.В. Лаврова // Россия в БРИКС. - Режим доступа: http://ftp.mid.ru/brics. nsf/0/ E87AD4E76C9A5F49C325786800423DE4
8. Этеквинская декларация (принята по итогам V Саммита БРИКС) // Россия в БРИКС. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/brics.nsf/WEBsamBric/EBB2830BE1D5F49D44257B4100 38C4A5
9. Tisdall S. Can the Brics create a new world order? // The Guardian. -29 March 2012. - URL: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2012/mar/29/ brics-new-world-order
Коротко об авторе
Лисицкая Маргарита Валерьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Lisitskaya Margarita Valeryevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: [email protected]