Научная статья на тему 'Характер межэтнических отношений в оценках населения регионов Юга России'

Характер межэтнических отношений в оценках населения регионов Юга России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ЮГ РОССИИ / SOUTH OF RUSSIA / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА / STRATEGY OF STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UNTIL 2025 / ФАКТОРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ / THE FACTORS OF ETHNIC TENSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Денисова Галина Сергеевна, Золотухин Валерий Ефимович, Печкуров Илья Васильевич

В статье представлен вторичный анализ результатов исследования, проведенного учеными Южного федерального университета в 2016 г. Авторы охарактеризовали межэтнические отношения на Юге России, динамику ситуации в регионах Юга России, источники и факторы межэтнической напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Денисова Галина Сергеевна, Золотухин Валерий Ефимович, Печкуров Илья Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of interethnic relations in the population estimates in the South of Russia

The article presents secondary analysis of the study results given by scientists of Southern Federal University in 2016. The authors have described interethnic relations in Southern Russia, the dynamics of the situation in the regions of Southern Russia, sources and factors of interethnic tensions.

Текст научной работы на тему «Характер межэтнических отношений в оценках населения регионов Юга России»

Общество: вчера, сегодня, завтра

Ю.Г. Волков

заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, директор, Южнороссийский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета *

Г.С. Денисова

доктор социологических наук, профессор, профессор Южного федерального университета**

В.Е. Золотухин

доктор философских наук, профессор Донского государственного технического университета***

И.В. Печкуров

старший научный сотрудник, Южнороссийский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук****

Характер межэтнических отношений в оценках населения регионов Юга России

В фокусе внимания государственного управления на федеральном и региональном уровнях постоянно находятся вопросы межэтнических взаимодействий. С 2012 г. в системе государственного управления делается акцент на изменении подхода к формированию стратегии государственной политики в этой сфере, а именно - ее построения в формате ценностной политики. Ценностная политика как особый вид управленческой деятельности опирается на публичные ценности, по которым достигнут консенсус в различных слоях общества, что требует постоян-

* Волков Юрий Григорьевич, e-mail: infoippk@sfedu.ru

** Денисова Галина Сергеевна, e-mail: denigs@aaanet.ru

*** Золотухин Валерий Ефимович, e-mail: elena_zolotuhina@mail.ru

**** Печкуров Илья Васильевич, e-mail: i.pechkurov@gmail.com

ного привлечения граждан к их обсуждению и сотрудничеству1. Однако в поликультурном обществе всегда в наличии большое разнообразие ценностных ориентаций, что выступает определенным препятствием для формирования ценностной политики, требует проведения работы по продвижению базисных ценностей в массовое сознание2.

Разработка и утверждение Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. прошли все этапы публичных обсуждений в различных регионах России; к диалогу были привлечены ведущие политики, государственные деятели, эксперты, общественные активисты, лидеры диаспор и традиционных религиозных общин3. Главной целью Стратегии национальной политики выступают достижение культурной интеграции и гомогенности многонационального народа России и формирование общероссийской идентичности. С этой точки зрения Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. переносит основное направление управленческой деятельности из сферы межгрупповых (межэтнических) отношений в сферу культурной политики. Этот подход соответствует подходам западных государств и направлен на конструирование общероссийской национально-гражданской идентичности (или политической нации).

Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 г. была принята 19 декабря 2012 г. и вслед за этим последовала разработка плана мероприятий по реализации этой стратегии, включая их фи-нансирование4. В настоящее время, по прошествии более четырех лет после утверждения стратегии, требуется выявление в массовом сознании не только доминирующих публичных ценностей, но и оценки актуальных проблем в сфере межэтнических отношений. Анализ оценок населения Юга России характера межэтнических отношений на Юге России, динамики ситуации в регионах Юга России, источников и факторов межэтнической напряженности позволит взглянуть на степень продвижения в сфере конструирования национально-гражданской идентичности.

Социологические исследования, проведенные учеными Южного федерального университета, показали, что население Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Крым, Ставропольского края, Краснодарского края и Ростовской области в целом оценило межэтнические отношения на Юге России как спокойные (от 50 до 58 %

1 Волкова А.В. Формирование системы государственного управления в России (политико-аксиологический подход) : дис. ... д-ра полит. наук. СПб., 2014. С. 53-80.

2 Beck J.T., Bozeman B. Public Values: An Inventory // Administration and Society. 2007. Vol. 39, Iss. 3. Р. 377.

3 Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Стратегия государственной национальной политики РФ: формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление духовной общности российской нации // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М. : ИЭА РАН, 2014. С. 16.

4 Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». URL: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e 5359.pdf (дата обращения: 16.07.2017).

респондентов)1. Напряженность в южном макрорегионе отметили от 13,5 до 23 %. Вместе с тем если посмотреть оценку населения ситуации в регионах проживания, то она окажется заметно более позитивной.

Перепад оценок заметен по всем регионам опроса. В Адыгее по позиции «отношения хорошие, люди не обращают внимания на национальность друг друга» перевес в пользу республики составил почти в два раза; в Кабардино-Балкарии, Крыму и Краснодарском крае - в полтора раза; в Ставропольском крае - на 10 пунктов; в Ростовской области оценки почти одинаковые2. Однако следует обратить внимание на то, что в Краснодарском крае и Ростовской области напряженность и конфликтность в целом по Югу России отметили более 30 % респондентов, но в регионах своего проживания эта оценка меньше в два раза.

От 28,2 % респондентов в Ростовской области до 46 % в Краснодарском крае и Кабардино-Балкарии считают, что за последние три года ситуация в их регионах стабилизировалась и напряженность снизилась. Примерно такая же доля респондентов в каждом из регионов отмечает, что ситуация не изменилась (т.е. сохраняется стабильной), но СМИ заметно меньше стали освещать эти вопросы. Эта точка зрения поддерживается большим количеством респондентов (50 %) в Ставропольском крае и Ростовской области3. Косвенно это свидетельствует о роли СМИ в воспроизводстве и укреплении стереотипного восприятия реальности на Юге России в ракурсе межэтнической конфликтности.

В оценке источников межэтнической напряженности доминирующую позицию на протяжении различных опросов, проведенных в регионе в двухтысячных годах, сохраняет ответ «несовместимые нормы и правила поведения представителей разных этнических групп». В целом по региону этот ответ собрал 38,8 %. Но в Адыгее, Краснодарском крае и Ростовской области его выделили от 41,6 до 49,8 % соответственно, а в Крыму, КБР и Ставропольском крае - от 29,4 до 34,2 %4.

Вторая по степени поддержки и близкая по содержанию позиция -«вызывающие формы бытового повседневного поведения молодежи» -собрала в целом по массиву 29,3 % (от 14,2 % в Крыму до 41,2 % в Ростовской области)5. То есть в коллективных представлениях общества доминирующую позицию среди источников напряженности составляют неформальные правила поведения, определяемые различающимися в этнических сообществах культурными стереотипами (паттернами).

Следует подчеркнуть также, что в опросе, проведенном учеными Южного федерального университета в 2016 г., заметные позиции в ранжировании источников межэтнической конфликтности заняли экономические причины - конкуренция за рабочие места, за землю и стремление

1 Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта / отв. ред. Ю.Г. Волков. М. : Социально-гуманитарные знания, 2016. С. 154.

2 Там же. С. 154.

3 Там же. С. 155.

4 Там же.

5 Там же.

той или иной этнической группы доминировать в какой-либо сфере занятости. В наиболее острой форме эта проблема проявляется в Кабардино-Балкарии, где она отмечается и на городских рынках труда, и в сельской местности1.

Вместе с тем иерархия этих позиций в регионах отличается. Так, например, для трех регионов, обладающих более высоким уровнем экономического развития и лучшей ситуацией на рынке труда, - Адыгеи, Краснодарского края и Ростовской области - нарушение поведенческих норм (несовместимые нормы и правила поведения представителей разных этнических групп, вызывающие формы бытового повседневного поведения молодежи, агрессивность в межгрупповых отношениях) было отмечено в общей сумме ответов в 97,6 % в Адыгее; 89,4 - в Краснодарском крае; в 117,5 % - в Ростовской области. Экономические причины (конкуренция за рабочие места, доминирование этнической группы в определенной сфере занятости, конкуренция (соперничество) за землю между представителями разных этнических групп) составили в общей сумме ответов в Адыгее 65,4 %, в Краснодарском крае - 67,5, в Ростовской области - 39,3 %2. Характерно и то, что другие причины - нарушение гражданских прав из-за этнической принадлежности, ущемление в сфере поддержания этнического языка и др. - были отмечены примерно равными группами в этих регионах. Схожее, но более сглаженное соотношение позиций с доминированием противоречия в поведенческих нормах - в Ставропольском крае - 89,2 и 41,5 % соответственно. Почти равновесность этих позиций - в Крыму - 64,2 и 54,2 % соответственно. В Кабардино-Балкарской Республике иное соотношение: здесь доминируют экономические причины (90,9 %) по отношению к противоречиям в поведенческих нормах (72,8 %). Можно предположить, что в других республиках Северного Кавказа, где более острая экономическая ситуация, экономические причины также находятся на первом плане.

В целом по массиву четверть респондентов указали на наличие напряженности в их регионах между людьми разных вероисповеданий. При этом данный показатель на несколько пунктов выше в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях по сравнению с Крымом и Кабардино-Балкарией. В Адыгее этот показатель самый низкий - 13,5 %3.

Рассматриваемые регионы различаются также и в оценке факторов, которые способствуют формированию межэтнической напряженности. Исходя из предварительного анализа межэтнической и религиозной ситуации в регионах4, в инструментарии респондентам на выбор был предложен реестр факторов с просьбой указать не более трех самых

1 Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта / отв. ред. Ю.Г. Волков. М. : Социально-гуманитарные знания, 2016. С. 156.

2 Там же.

3 Там же.

4 Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Южного федерального округа : экспертный доклад 2015 г. / под общ. ред. В.А. Тишкова. М.; Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016.

важных. При всех различиях регионов доминирующие позиции в этой иерархии заняли одинаковые причины: сложная экономическая ситуация и дефицит рабочих мест, недостаточный опыт работников администрации, занятых в регулировании этой сферы отношений; недостаточное внимание к этой сфере отношений со стороны государственных органов, высокий уровень коррупции в органах власти. И в этом вопросе можно увидеть совпадение иерархии и уровня оценок респондентов в республиках (Адыгея и Кабардино-Балкария), которые выдвинули на первый план экономическую ситуацию (53,3 и 47,8 % соответственно), уровень коррумпированности органов власти (37,1 и 34,7 % соответственно), недостаточное внимание органов власти к вопросам межэтнических отношений (27,4 и 29,8 %). В других регионах эта иерархия несколько модифицирована, но при этом уровень оценок этих факторов заметно ниже. Следует отметить также, что респонденты в регионах Предкавказья с преимущественно русским населением более высоко оценивают влияние внешних факторов - конфликтогенной ситуации в соседних республиках Северного Кавказа и притока мигрантов.

В последние два года возникла новая угроза, которую отметили почти четверть респондентов во всех регионах опроса, - радикальный ислам как фактор, способствующий формированию межэтнической напряженности. В мониторинге этнополитической ситуации эту угрозу отмечают обычно эксперты юго-восточных регионов Юга России - Астраханской и Волгоградской областей, Дагестана, Чечни, Ингушетии. В опросе, проведенном учеными Южного федерального университета, ее выделили респонденты даже в тех регионах, где ислам не является широко распространенным вероисповеданием1.

Одним из источников, который формирует межэтническую напряженность в полиэтничных регионах Юга России, респонденты называют «нарушение гражданских прав из-за этнической / религиозной принадлежности». В целом по массиву опрошенных эту позицию как наиболее значимый источник напряженности выделили 13,3 % респондентов2. Однако при структурировании содержания этой позиции было обнаружено проникновение осознания ущемленности гражданских прав на почве этнической (религиозной) принадлежности в значимые сферы жизни, что выступает препятствием для самореализации индивида.

Вторичный анализ результатов исследований, проведенных учеными Южного федерального университета, показал, что наименьшее влияние этническая принадлежность индивида оказывает при поступлении в высшее учебное заведение и при открытии своего дела. Эти сферы в настоящее время оцениваются как наиболее свободные от проявлений неформальных практик, опирающихся на поддержке своих, где возможности реализации в большей степени определяются ресурсами

1 Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта / отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Социально-гуманитарные знания, 2016. 422 с.

2 Там же. С. 159-160.

самого индивида. Самые благоприятные условия в этом отношении, судя по оценкам респондентов, созданы в Республике Крым. В этом регионе на ущемленность в этих сферах указали 7,5 % респондентов1.

Рейтинг ответов, утверждающих влияние этнической принадлежности на самореализацию индивида, показывает, что наибольшие проблемы возникают в сфере трудоустройства и карьерного продвижения в системе государственной службы. Наиболее сложно решается проблема карьерного роста в государственных органах Адыгеи и Кабардино-Балкарии, где воспроизводятся устойчивые неформальные паттерны иерархии народов по основанию их деления на титульные и нетитульные. Но в других регионах - Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области - этническая принадлежность также рассматривается респондентами как фактор торможения самореализации индивида, если он находится не в своей этнической среде. Проектируемая в вопросе ситуация результативности судебных разбирательств показывает тот же результат: четвертая часть респондентов (а в Адыгее - почти треть) полагают, что этническая принадлежность индивида оказывает влияние и на разрешение вопросов в органах власти и органах правосудия2.

Обращает на себя внимание также соотношение групп респондентов внутри регионов опроса, утверждающих и отрицающих влияние этнического фактора на самореализацию индивида в указанных сферах социальной жизни. В Адыгее доминирует утверждающая позиция при оценке перспектив трудоустройства и карьерного продвижения (от 15 до 25 % соответственно). В Кабардино-Балкарии наиболее проблематично продвижение в системе государственной службы. В Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях в оценке влияния этнической принадлежности индивида на перспективы трудоустройства и карьерного продвижения в госслужбе респонденты поделились примерно на равные группы.

Сохраняет также свое влияние и фактор обеспечения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. В Адыгее, Ростовской области и Краснодарском крае от 7,3 до 8,5 % указали на то, что этот принцип в их регионах не соблюдается и «скорее не соблюдается»3. В Крыму эти позиции поддержали 10,1 % респондентов. В Кабардино-Балкарии эти позиции в совокупности выделили 24,2 %, в Ставропольском крае - 24,9.

Анализ результатов исследования показывает, что в последние годы, в период реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., наблюдается некоторое снижение межэтнической напряженности в регионах Юга России. Эту позицию указали от 8 до 11 % респондентов в зависимости от реги-

1 Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта / отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Социально-гуманитарные знания, 2016. С. 160-161.

2 Там же.

3 Там же. С. 162.

она проживания, но еще от 3 до 8 % отметили сохранение конфликтов на почве межэтнических отношений. При этом более негативно население оценивает межэтническую ситуацию в целом по Югу России, чем в своем регионе. В этом явлении можно усмотреть влияние информационной политики, которую проводят федеральные СМИ.

Вместе с тем оценка доминирующих источников и факторов межэтнической напряженности устойчиво сохраняет свои позиции в коллективных представлениях. Лидирующее место среди них занимает противоречие поведенческих норм представителей различных этнических групп, особенно в молодежной среде. Однако на значимые позиции в настоящее время выдвинулись экономические источники напряженности - конкуренция за рабочие места и за землю. Поэтому большинство опрошенных на первое место в рейтинге факторов, вызывающих межэтническую напряженность, выдвигают сложность экономической ситуации и дефицит рабочих мест, коррумпированность в органах государственной власти и недостаточное их внимание к сфере межэтнических отношений. Иными словами, в республиках Юга России сложность ситуации на рынке труда и коррумпированность госчиновников переводят напряженность в сферу межэтнических отношений, что проявляется в агрессивности молодежи.

Обращает на себя внимание также оценка населением угрозы радикального ислама как фактора дестабилизации ситуации на Юге России.

Анализ результатов опроса выявил также сохранение восприятия этнической принадлежности индивида как значимого неформального ограничения для социальной мобильности и реализации принципа социальной справедливости в региональных сообществах. Наибольшее влияние этническая принадлежность в южнороссийских регионах оказывает на трудоустройство индивида на престижную работу и в систему государственных органов власти.

Выявленные проблемные зоны в сфере социальных отношений показывают сохранение этнического фактора в качестве индикатора социального расслоения и межгрупповых взаимодействий. Он сохраняется в качестве источника социальной напряженности и выступает определенным препятствием для конструирования национально-государственной идентичности.

Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Золотухин В.Е., Печкуров И.В. Характер межэтнических отношений в оценках населения регионов Юга России. В статье представлен вторичный анализ результатов исследования, проведенного учеными Южного федерального университета в 2016 г. Авторы охарактеризовали межэтнические отношения на Юге России, динамику ситуации в регионах Юга России, источники и факторы межэтнической напряженности.

Ключевые слова: межэтнические отношения, Юг России, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, факторы межэтнической напряженности.

Volkov Yu.G., Denisova G.S., Zolotuhin V.E., Pechkurov I.V. The nature of interethnic relations in the population estimates in the South of Russia. The article presents secondary analysis of the study results given by scientists of Southern Federal University in 2016. The authors have described interethnic relations in Southern Russia, the dynamics of the situation in the regions of Southern Russia, sources and factors of interethnic tensions.

Keywords: interethnic relations, the South of Russia, Strategy of state national policy of the Russian Federation for the period until 2025, the factors of ethnic tension.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.