Научная статья на тему 'Характер изменения роста меланомы кожи in vivo при селективном ингибировании ммп-9 и неселективном ингибировании ммп-9 и ММП-13'

Характер изменения роста меланомы кожи in vivo при селективном ингибировании ммп-9 и неселективном ингибировании ммп-9 и ММП-13 Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
74
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Палкина Н. В., Рукша Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характер изменения роста меланомы кожи in vivo при селективном ингибировании ммп-9 и неселективном ингибировании ммп-9 и ММП-13»

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ

висимости от проведенного анестезиологического пособия: тотальная внутривенная анестезия - ТВВА (пропофол) - 55 человек; комбинированная анестезия (изофлюран+ пропофол) - 83 пациента; комбинированная анестезия (севофлюран+ пропофол) - 85 пациентов и комбинированная внутривенно-эпидуральная анестезия (пропофол+эпидуральная анестезия) - 51 больной. Осуществлено иммунотипирование следующих форм имму-ноцитов: CD3+ — зрелые Т-лимфоциты (диагностикумы Beckman Coulter, № А07746); CD3+CD4+ — Т-хелперы (№ А07750); CD3+CD8+ — Т-супрессоры и киллеры (№ А07757); CD19+ — В-лимфоциты (№ 6603859). Проведена реакция торможения миграции лимфоцитов с фи-тогемагглютинином.

Результаты и обсуждение. Показатель содержания общих лимфоцитов в крови имел определенную зависимость от проведенного анестезиологического пособия. Степень различий по нему у больных, оперированных под ТВВА, с контрольной группой составила 32,9%, при ингаляционной анестезии изофлюраном и севофлюра-ном показатель был примерно равным 20,5 и 19,0% и при комбинированной анестезии оказался наименьшим - 12,4% (p < 0,01, p < 0,05, p < 0,05; p < 0,05 соответственно). При этом различия с группой ТВВА во всех остальных случаях также достигали степени статистической значимости (p < 0,05).

Параллельно показателю числа лимфоцитов в группах оперированных больных снижалось число CD3+-лимфоцитов, хотя в процентном отношении изменения данного параметра были, напротив, наименьшими у больных, анестезиологическое пособие которых осуществлялось в виде ТВВА. Тем не менее степень снижения абсолютного показателя составила в среднем 26,9; 22,8; 23,4 и 13,8% (p < 0,01, p < 0,05, p < 0,05, p < 0,05). Уменьшение числа Т-лимфоцитов у больных со злокачественными новообразованиями органов ЖКТ, оперированных и включенных в наше исследование, происходило как за счет CD4+-клеток, так и CD8+-клеток.

Наиболее выраженное снижение абсолютного числа как CD4+-, так и CD8+-клеток было зарегистрировано в группе ТВВА (на 28,1 и 30,8% относительного среднего показателя в контрольной группе, p<0,05 в обоих случаях). Несколько менее выраженные различия характеризовали показатели содержания Т-хелперов и клеток CD8+ при остальных способах анестезии. Использование комбинированного способа (внутривенно-эпидуральная анестезия) определило отсутствие статистически значимых различий с контролем по концентрации CD4+-клеток. Значительным было также снижение абсолютно числа В-лимфоцитов, но только в группах ТВВА и ингаляционной анестезии севофлюраном (на 37,5 и 29,2%) по отношению к контрольной группе. Эти особенности оказались в целом сонаправлены с общей характеристикой показателей клеточного звена в группе ТВВА, в определенной мере отличались от общих характеристик динамики системы иммунитета при применении ингаляционного наркоза севофлюраном.

Заключение. Данные анализа показателей клеточного звена иммунной системы свидетельствуют о наличии существенных различий, ассоциированных с методикой проведенной анестезии. Наиболее высокие показатели с наименьшим отклонением от уровня контрольной группы были зарегистрированы у пациентов, получавших комбинированную внутривенно-эпидуральную анестезию.

Взаимосвязь между степенью антиноцицептивной защиты и иммунной системой может быть опосредована реакцией неспецифических механизмов регуляции, в том числе вегетативной нервной системы, медиаторы которой, как известно, воздействуют на основные механизмы пролиферации и дифференцировки иммуноком-петентных клеток.

Полученные результаты являются основанием для использования комбинированной анестезии с обязательным включением методов регионарной (в частности, эпидуральной) анестезии именно у онкологических больных, у которых состояние механизмов клеточного иммунитета в послеоперационном периоде является одним из ключевых моментов полной элиминации новообразования.

Н.В. Палкина, Т.Г. Рукша

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ РОСТА МЕЛАНОМЫ КОЖИ IN VIVO ПРИ СЕЛЕКТИВНОМ ИНГИБИРОВАНИИ ММП-9 И НЕСЕЛЕКТИВНОМ ИНГИБИРОВАНИИ ММП-9 И ММП-13

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии им. проф. В.В. Иванова, г. Красноярск, Россия

Участие матриксных металлопротеиназ (ММП) в опухолевой трансформации, а также в процессах инвазии и метастазирования доказано in vitro и in vivo. ММП участвуют в процессах канцерогенеза, воздействуя на компоненты межклеточного матрикса, на межклеточные взаимодействия, а также продуцируя различные биологически активные молекулы (Потеряева О.Н., 2010). Ретроспективный анализ исследований экспрессии ММП у онкологических больных показывает, что повышение экспрессии многих ММП, включая также ММП-9 и ММП-13, в первичной опухоли и/или метастазах позитивно ассоциировано с такими характеристиками, как низкая дифференцировка опухолевых клеток, высокая инвазивность, высокая метастатическая активность, плохой прогноз, сокращение продолжительности жизни (Ганусевич И.И., 2010). Одним из механизмов опухолевого роста является деградация внеклеточного матрик-са, которая является результатом сложного каскада реакций, в которых многие ММП действуют синергично. (Хасигов П.З., Подобед О.В., 2001).

Цель исследования — оценить массу и объем первичных опухолевых узлов в условиях селективного ин-гибирования ММП-9 и неселективного ингибирования ММП-9 и ММП-13 у мышей с перевиваемой меланомой.

Материал и методы. Мыши линии C57B16, половозрелые самки в возрасте 8—10 нед, массой от 19 до 26 г с перевитой меланомой В16, 3 группы — контрольная и две опытных по 7 в каждой группе. На 14-й день после трансплантации опухолевых клеток животным в опытных группах начата терапия ингибитором ММП-9 (MMP-9 Inhibitor I, производитель — "Calbiochem", США) в различных дозировках - для селективного ингибирования ММП-9 в 1-й опытной группе и неселективного ингибирования

РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, № 4, 2013

3,5-1 32,52-

я

2 10,5- ° 0-

-0,5-|-г

Контроль ММП-9 ММП-9+13

□ Median О 25%-75% Ш Min-Max Рис. 1. Масса опухолевого узла в исследуемых группах.

7000-, 60005000-| 40002 3000-ш

ю 2000-О

1000-о--1000-

Контроль ММП-9 ММП-9+13

□ Median О 25%-75% Ш Min-Max Рис. 2. Объем опухолевого узла в исследуемых группах.

ММП-9 и ММП-13 во 2-й опытной группе. Препарат вводился внутримышечно 1 раз в день в течение 7 дней. После 7-дневной терапии мыши из всех групп выводились из эксперимента путем эвтаназии. При вскрытии извлекался опухолевый узел, проводилось определение массы и объема узла. Объем узла вычислялся по формуле - длина (в мм) • ширину (в мм) • высота, мм. При сравнении данных использовали непараметрический дисперсионный анализ Краске-ла—Уоллиса для трех независимых групп. Различия между сравниваемыми показателями считали достоверными при p < 0,05.

Результаты и обсуждени. При сравнении исследуемых групп по массе опухолевого узла, достоверных различий не выявлено (p = 0,45), но обнаружена отчетливая тенденция к увеличению массы первичного опухолевого узла в группе мышей, получавших терапию ингибитором в дозе, селективно ингибирующей ММП-9 (рис. 1).

Аналогичные результаты получены при анализе объема опухолевых узлов - достоверных различий между группами не выявлено (р = 0,37), но также определялась тенденция к увеличению объема первичного опухолевого узла в группе с ингибированной ММП-9 (рис. 2).

Заключение. Таким образом, ингибирование ММП—9 и ММП-13 не оказывает выраженного противоопухолевого эффекта, что может быть связано с активацией в данном случае других металлопротеи-наз, компенсирующих недостаточность эффектов ин-гибированных ферментов.

Н.В. Палкина, Т.Г.Рукша

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНГИБИРОВАНИЯ МАТРИКСНЫХ МЕТАЛЛОПРОТЕИНАЗ: ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ОБЪЕМОВ ПЕРВИЧНЫХ ОПУХОЛЕВЫХ УЗЛОВ ПРИ СЕЛЕКТИВНОМ ИНГИБИРОВАНИИ ММП-9 И НЕСЕЛЕКТИВНОМ ИНГИБИРОВАНИИ ММП-9 И ММП-13 НА МОДЕЛИ МЕЛАНОМЫ КОЖИ IN VIVO

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии им. проф. В.В. Иванова, г. Красноярск, Россия

Многие клинические работы подтверждают важную роль матриксных металлопротеиназ (ММП) в развитии опухолей. ММП-9 (желатиназа В) обеспечивает ангио-генез в опухолевой ткани, тем самым способствуя ее росту (Клишо Е.В. и соавт., 2003). Но большинство ММП выделяются не раковыми клетками непосредственно, а клетками стромы вокруг опухоли. Поскольку в формировании опухоли важную роль играет стромальная окружающая среда, то ММП, изменяя ее, могут вносить вклад в развитие рака на начальных стадиях (Sternlicht M. и соавт., 2000). Например, ММП-13, также известная как коллагеназа-3, обладает широкой субстратной специфичностью и играет важную роль в инвазии и метастазировании опухолей. ММП-13 впервые была обнаружена в строме опухолей молочной железы и не определялась в эпителии как нормальной, так и опухолевой ткани (Blasi F., Stoppelli M., 1998). Возможно, что опухолевые клетки, секретируя различные полипептиды, способны стимулировать продукцию ММП-13 фи-бробластами - клетками стромы. Опухолевая индукция секреции этой металлопротеиназы фибробластами представляет еще один пример комплексных взаимодействий, встречающихся между стромальными и раковыми клетками при прогрессии опухоли.

Цель исследования — оценить изменения объемов первичных опухолевых узлов в эксперименте в условиях селективного ингибирования ММП-9 и неселективного ингибирования ММП-9 и ММП-13 на модели меланомы in vivo.

Материал и методы. Мыши линии C57Bl6, половозрелые самки в возрасте 8—10 нед, массой от 19 до 26 г с перевитой меланомой В16; 3 группы — контрольная и 2 опытных по 7 в каждой группе. На 14-й день после трансплантации опухолевых клеток, животным в опытных группах начата терапия ингибитором ММП-9 (MMP-9 Inhibitor I, производитель — "Calbiochem", США) в различных дозировках - для селективного ингибирования ММП-9 в 1-й опытной группе и неселективного ингибирования ММП-9 и ММП-13 во 2-й опытной группе. Препарат вводился внутримышечно 1 раз в день в течение 7 дней.

Оценка объема опухолевого узла проводилась 1 раз в 3 суток с 5-го дня трансплантации меланомы и вплоть до окончания терапии ингибитором путем измерения длины и ширины узла. Приблизительный объем опухоли рассчитывался по формуле: (длина, мм • ширина, мм)2/2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.