Научная статья на тему 'Характер интересов и самоопределение у подростков'

Характер интересов и самоопределение у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
820
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONALITY'S DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бережковская Елена Львовна

Представлены результаты исследования характера интересов как показателя личностного развития у подростков, значимым выражением которого выступает способность к самоопределению. Показано, что между подростками, которые увлечены разными содержательными занятиями (помимо школьной учебы), и теми, кто ориентирован только на общение и развлечения, существует определенная разница в личностном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бережковская Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interests' features and self-determination in teen age

The article shows the results of study of interests features as a criteria of teenagers personalitys development. It is shown that there is definite difference in personalitys development between those teenagers, who are interested in different substantial activities (besides school studying) and teenagers, who are interested only in communication and entertainment.

Текст научной работы на тему «Характер интересов и самоопределение у подростков»

1Е.Л. Бережковская

ХАРАКТЕР ИНТЕРЕСОВ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ

Представлены результаты исследования характера интересов как показателя личностного развития у подростков, значимым выражением которого выступает способность к самоопределению. Показано, что между подростками, которые увлечены разными содержательными занятиями (помимо школьной учебы), и теми, кто ориентирован только на общение и развлечения, существует определенная разница в личностном развитии.

Ключевые слова: интересы, самоопределение, подросток, личностное развитие.

Еще в первой трети ХХ в. Л.С. Выготский писал, что ключом к пониманию подросткового периода является вопрос об интересах. Данное положение за прошедшие 80 лет стало еще актуальнее. Это связано с тем, что с каждым годом острее встает вопрос о самоопределении подростков и юношей, основу для которого могут дать только их собственные, содержательные, личност-но актуальные интересы.

Полноценное личностное и профессиональное самоопределение базируется на собственной активности субъекта, на его деятельной позиции по отношению к «взрослому» миру. Все остальные подходы, при которых подросток рассматривается как объект приложения педагогических усилий или выявления имеющихся у него склонностей и предпочтений, мало результативны. Это показывает широкая и, к сожалению, не очень успешная практика профориентационной работы со школьниками и абитуриентами.

Сколь угодно точная диагностика склонности к определенному типу работы, к сожалению, не решает вопроса о мотивации к будущей профессии у молодого человека, не помогает ему обрести

© Бережковская Е.Л., 2010 116

стремление к ней. И обратно: при наличии стойкой мотивации к какой-либо профессии даже наличие самых ярких способностей к другой не может служить противопоказанием для выбора желаемого пути. Например, если подросток в силу определенного склада ума легко решает задачки по математике и физике, а сам в то же время увлекается, например, историей средних веков, то для него все-таки будет лучше следовать своему интересу и поступать на исторический факультет. Легкое поступление в технический вуз, как правило, не приведет в таком случае к формированию склонности к осваиваемой профессии.

Как часто говорил В.В. Давыдов, человек - существо универсальное, способное к выработке индивидуального стиля деятельности, в том числе и профессиональной. Круг профессий, предъявляющих жесткие требования к индивидуальным особенностям работника, крайне узок, а эти особенности чаще всего бывают связаны с показателями здоровья и физическими данными.

Но проблема многих современных старшеклассников и абитуриентов состоит как раз в том, что у них не выявляются никакие интересы и предпочтения, что они вовсе не увлекаются занятиями, связанными с возможностью будущей профессионализации. Расхожей стала сентенция о том, что тот или иной школьник «такой способный и мог бы достичь замечательных результатов», но почему-то «не хочет». При этом никакие объяснения, упреки, положительные и отрицательные примеры, которыми взрослые стараются убедить или напугать взрослеющего ребенка, не приносят результатов. Ведь от того, что человеку доказали необходимость иметь какие-то интересы и склонности, эти интересы у него не появляются.

Из работ психологов, занимающихся проблемой интересов, известно, что их развитие проходит ряд стадий. Для младших подростков характерно наличие многих сменяющих друг друга или соседствующих друг с другом интересов (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн и др.). В дальнейшем подросток выбирает для себя более или менее конкретную сферу, концентрируется на чем-то одном. Именно разбросанность или, наоборот, концентрированность интересов может служить критерием отличия младшего подростка от старшего. Во всяком случае так происходило в середине и второй половине XX в.

В настоящее время эта норма претерпела серьезные изменения в связи с новыми социально-психологическими условиями. Сложившееся положение можно назвать «кризисом интересов» у подростков. Оно характеризуется тем, что фокус внимания у ребят сместился с увлечений, связанных с различными сферами культу-

ры и науки, производства или другой общественной практики на общение со сверстниками и потребление продуктов индустрии развлечений. Можно сказать, что возник серьезный разрыв между тем, чем увлекаются и занимаются подростки, с одной стороны, и сферами практики, которые актуальны во «взрослом» обществе, - с другой.

Настоящее исследование направлено на изучение взаимосвязи между характером интересов подростков и уровнем их самоопределения, в первую очередь профессионального. Мы полагаем, что наличие у подростка содержательных интересов, на что бы они ни были направлены, должно быть связано с более высоким уровнем самоопределения.

Думается, что становление у подростков содержательных интересов должно являться важным условием их самоопределения; однако в рамках данного исследования мы не сможем доказать причинную связь. Поэтому нашей целью будет только установить корреляционную связь между двумя рядами показателей, -с одной стороны, характером интересов и увлечений подростков, а с другой - особенностями их представлений о будущей профессиональной жизни.

Разумеется, все нормально развивающиеся подростки имеют какие-либо увлечения, любят чем-нибудь заниматься. Если этого нет совсем, то подросток находится в тяжелом психологическом состоянии и нуждается в срочной помощи. Но мы для своей работы выделили в качестве критерия содержательности увлечений подростков их отнесенность к какой-либо области культуры, науки или общественной практики, хотя бы гипотетически соотносимой с будущей профессией, с какой-то трудовой деятельностью.

При этом мы не считали, что наличие такого увлечения означает совершившийся выбор профессии. Все может измениться и не один раз. Для нас был важен, скорее, сам факт добровольного обращения подростка к такому занятию, которое имеет конкретное предметное содержание, относящееся к сфере какой-то профессии, какого-то труда.

Другой вид увлечений, которые мы условно назвали несодержательными (хотя по-своему они тоже очень содержательны), -это все то, что связано с развлечениями и общением со сверстниками, не имеющий такого предметного наполнения, о котором только что шла речь. Имеется в виду общение ради общения и совместных развлечений, приятное времяпрепровождение, прогулки, беседы, совместное слушание музыки.

В исследовании приняли участие 45 подростков в возрасте от 14 до 16 лет - 22 девочки и 23 мальчика. Для выявления у испы-

туемых характера интересов и увлечений им было предложено написать небольшое сочинение на тему «Мои увлечения».

Мы давали школьникам самую широкую инструкцию, чтобы увидеть, кто из ребят что подразумевает под интересами и увлечениями. На все вопросы о том, о чем можно и нужно писать, проводящий исследование повторял, слегка варьируя слова, что писать можно что угодно, все, что считаешь нужным и важным, на тему о своих интересах и увлечениях; что считаешь своими интересами, о том можно и писать.

Подчеркнем еще раз: мы отдавали себе отчет в том, что, вполне возможно, многие подростки из тех, кто написал только об общении и развлечениях, в реальности имеют какие-то предпочитаемые содержательные занятия. Но для нас был важен сам факт того, что подросток не вспоминает о таком занятии, что для него лично интерес или увлечение - это именно общение, и больше ничего. Как нам кажется, в этом проявляется место содержательных занятий и увлечений в сознании этих ребят. Для них то, чем они занимаются кроме школьных уроков (не общение), не важно, они об этом не помнят, не думают как о своем увлечении.

В другой раз мы просили подростков написать еще одно небольшое сочинение - на тему «Моя жизнь через 20 лет». Эти сочинения подростков использовались двояко.

Во-первых, мы смотрели, имеет ли рассказ о своей взрослой жизни через 20 лет связь с увлечениями, о которых подросток писал в первом сочинении. А во-вторых, содержание сочинений служило для получения показателя уровня самоопределения ребят. Об этом уровне мы судили по тому, насколько структурированно и конкретно представляют себе подростки свою будущую жизнь через 20 лет.

При анализе результатов сочинения «Моя жизнь через 20 лет» использовалась специально составленная балльная шкала:

- одним баллом оценивались сочинения, в которых содержался отказ от раскрытия темы (например, «я об этом не думал...», «я не доживу... » и т. п.);

- двумя баллами оценивались сочинения с абстрактно-позитивным, формальным, бессодержательным ответом («любимая работа, семья, дети», «все будет хорошо», «лучше всех»);

- три балла получили сочинения с указанием на какие-то усилия, которые придется приложить автору. Для чего конкретно эти усилия будут нужны, остается неясным (например, «...буду стараться», «возможно, нелегко придется...»). Но никаких подробностей о том, для чего именно понадобятся эти усилия, в таких сочинениях не содержалось. Видимо, их авторы представляли себе,

что придется что-то делать и что это будет нелегко, но что делать и для чего - они пока не вполне себе представляли;

- четыре балла получили такие сочинения, в которых имелось хотя бы краткое, в виде простого перечисления, описание будущей жизни, как правило, с указанием конкретной профессии или профессий, из которых будет происходить выбор («стану успешным менеджером или юристом...», «...будет своя семья, дети», «...будем путешествовать»);

- пять баллов получали те сочинения, в которых была указана конкретная профессия с какими-либо подробностями, связанными с ней, и/или было подробно написано про семью (сколько детей, мальчики или девочки, какие отношения с супругом или супругой);

- шесть баллов получили сочинения с указанием этапов осуществления («надо сперва окончить школу...», «после школы -в институт...», «наверное, я после института поступлю в аспирантуру...»), или с этапными планами семейной жизни, или с рассказом об этапах будущей реализации своих интересов.

Именно эти балльные оценки сочинений и являлись для нас показателем уровня самоопределения: чем выше оценка, тем выше этот уровень.

Кроме этого, мы провели с нашими респондентами еще три психодиагностические методики. Первой из них был дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Напомним, что в его основу положена идея о делении всех существующих профессий на пять типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда («человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система» и «человек - художественный образ»). Результатом является показатель склонности подростка предпочитать профессии того или иного типа.

Следующей методикой был тест смысложизненных ориента-ций (СЖО), который является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махо-лика. Методика дает показатели по шкалам осмысленности цели жизни, ее процесса, результата, а также локус-контроля жизни и локус-контроля собственного «я».

Наконец, с помощью модификации методики УСК (выполненной Г.В. Резапкиной, 2002) мы получили показатель уровня внутренней свободы того, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности или пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

Результаты эмпирического исследования

Мы начали обработку результатов с анализа сочинения «Мои увлечения». Значительная часть нашей выборки (18 человек из 45, или 40%) как среди мальчиков, так и среди девочек указали в качестве своих увлечений занятия разными видами искусства: рисованием, музыкой, вокалом, танцами, вышиванием, поэтическим творчеством, созданием текстов для песен и т. п. Все эти любимые ребятами занятия можно, обобщая, назвать разными видами искусства, творчеством (или его восприятием). Как нам кажется, это не так уж типично для выборки десятиклассников и говорит о том, что в школе, скорее всего, ведется большая внеклассная работа в данной области.

Несколько меньшее количество (12 человек из 45, или около 27%) в качестве своих интересов указали спорт разных видов (футбол, баскетбол, плаванье, настольный теннис и т. д.).

Еще 14 школьников (примерно 31% выборки) поставили на первое место общение со сверстниками. Например, они пишут: «Люблю гулять со своими друзьями...», «...ходить с друзьями в кино», «...на дискотеку», «...слушать с друзьями музыку», «...заводить новые знакомства», «...переписываться в Интернете» и т. п.

Всего 5 человек из всей выборки в качестве интересов указывают технику (компьютер, автомобили, велосипеды). Вот что написал про свои увлечения Архан Р.: «Я увлекаюсь автомобилями, подрабатываю в автосалоне. 21 век это век технологических разработок. В моей семье все родственники разбираются в автомобилях, мне нравиться рев мотора, скорость и думаю, этот интерес мне передался по наследству. После окончания школы я пойду учиться на автомеханика, и в дальнейшем буду работать в автосалоне».

У многих ребят различные увлечения в сочинениях сочетались друг с другом. Например, из 12 человек, указавших на первом месте спорт, 7 помимо этого увлекаются музыкой, чтением книг, рисованием, кулинарией. Еще 3 «спортсмена» очень любят общаться, а 2 человека занимаются техникой (компьютером, автомобилями, любят что-то строить и ремонтировать, проводить какие-то опыты).

Результаты сочинения были содержательны и интересны, но мы, в соответствии с поставленной целью, использовали их вполне определенным и ограниченным образом. Мы выделили группу ребят, у которых не было в сочинениях указаний на какие-то предметно-содержательные занятия, а рассказывалось только об общении со сверстниками и совместных с ними развлечениях. В эту группу не вошли те многочисленные подростки, которые указывали

общение и развлечения наряду с другими, более содержательными интересами. Здесь оказались только те, кто не написал в своих сочинениях ни о чем, кроме общения, походов в кино, на дискотеки, бесед и совместного гуляния. Таких ребят оказалось, как мы уже писали, 14 человек из 45, или чуть больше 31% всей выборки. Именно они составили группу, которую мы назвали (подчеркнем еще раз - только условно!) «без увлечений».

У остальных ребят (31 человек, или почти 69% выборки) в сочинениях шла речь о предметно-содержательных занятиях и увлечениях - рисовании, музыке, поэзии, технике, кулинарии, разных видах спорта, рукоделии и пр. Наряду с этим они часто указывали и общение, но не все, так как многие, вероятно, различают для себя увлечения и общение со сверстниками.

В дальнейшем изложении, как мы уже говорили, эти группы будут условно называться «с увлечениями» и «без увлечений». Наши условные названия групп ни в коем случае не являются их «диагнозом», а введены просто для удобства изложения и лучшего понимания читателем сути дела. Все дальнейшее изложение, анализ полученных по остальным методикам данных будет идти по двум выделенным группам подростков - «с увлечениями» и «без увлечений».

При анализе сочинений «Моя жизнь через 20 лет» получились такие результаты. Приблизительное (округленное до целых процентов) процентное выражение различных показателей самоопределения в двух группах приведено ниже, в табл. 1.

Таблица 1

Процентное выражение представленности разных уровней самоопределения в двух группах подростков

Группа Количество баллов

1 2 3 4 5 6 Всего

«С увлечениями» 14% 26% 12% 17% 14% 17% 100%

«Без увлечений» 9% 33% 16,5% 25% 16,5% 0% 100%

Наибольшее количество сочинений в обеих группах были оценены двумя баллами, что, как мы указывали выше, соответствует абстрактно-позитивному содержанию, т. е. невысокому уровню представлений о своем будущем. Количество других оценок в двух группах мало различается - как между группами, так и между раз-

ными оценками. Только максимальная оценка, шесть баллов, встречалась лишь в группе «с увлечениями», а в группе «без увлечений» такой оценки не было. В целом уровни представлений о будущем в двух выделенных нами группах подростков значимо не различаются.

Посмотрим теперь, имеются ли различия между группами по другим изученным нами показателям. Начнем с данных методики ДДО.

У подростков из группы «с увлечениями» на первое место вышли профессии типа «человек-художественный образ», а в группе «без увлечений» - профессии типа «человек-человек». На втором месте в группе «с увлечениями» профессии типа «человек-техника», а в группе «без увлечений» - «человек-художественный образ». Третье место в группе «без увлечений» занимают профессии типа «человек-техника», а в группе «с увлечениями» -«человек-человек». Затем в обеих группах следуют профессии типа «человек-знаковая система», а на последнем месте - «человек-природа».

Таким образом, в группе «с увлечениями» рейтинговый список разных типов профессий таков: «человек-художественный образ», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак» и «человек-природа». В группе «без увлечений» порядок предпочтения профессий несколько иной: «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-техника», «человек-знак» и «человек-природа».

При этом различия между показателями двух групп ни по одному из типов профессий не достоверны.

Что касается данных методики СЖО, то здесь между группами выявились некоторые достоверные различия. Так, на однопроцентном уровне значимости различается у двух групп суммарный показатель «общая осмысленность жизни». Этот показатель достоверно выше у подростков из группы «с увлечениями».

Вообще показатели по всем шкалам методики СЖО выше именно в группе «с увлечениями», однако значимость разницы суммарного показателя обусловлена, как можно видеть из таблицы 2, в основном показателями шкал, относящимися к локусу контроля - переживание подвластности контролю и собственного «я», и жизни больше выражено у подростков из группы «с увлечениями».

Таблица 2

Средние показатели теста СЖО по двум группам и достоверность различий между ними

Группы Шкалы методики

Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-жизнь ОЖ

«С увлечениями» «Без увлечений» Достоверность различий 11,03 10,67 нет 11,12 10,08 нет 8,76 7,17 нет 7.24 6.25 Р< 0,01 11,94 9,08 Р< 0,01 50,09 42,42 Р< 0,01

Наконец, показатели методики Резапкиной на определение уровня внутренней свободы (УВС), имеющие у большинства подростков обеих групп средний уровень, не дали нам значимых различий.

Таким образом, выяснилось, что между выделенными нами группами подростков достоверные различия имеются только по показателям уровня осмысленности жизни, а по особенностям предпочтения профессий, как и по уровню внутренней свободы, таких различий не имеется.

Для углубленного рассмотрения полученных данных мы предприняли их корреляционный анализ. Использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Мы вычислили коэффициенты корреляции между всеми изученными показателями для каждой из выделенных групп. Такая обработка данных была связана с мыслью о том, что различия между подростками, имеющими интересы и увлечения помимо общения со сверстниками и развлечений и не имеющими таких увлечений, могут быть более тонкими, чем те, что отражаются в уровне показателей профориентации. Такие тонкие различия вполне могут проявляться в связях между изученными показателями, которые мы и постарались выявить. Такие различия в системах связей действительно были зафиксированы.

Оказалось, что у ребят из группы «с увлечениями» больше сильных, прямых, высоко достоверных связей между показателями разных субшкал методики СЖО. Таких связей целых 14, они соединяют практически все шкалы. На основании этих данных можно сказать, что самосознание этих ребят целостно. У тех из них, у кого, например, выше показатели осмысленности целей жизни, выше и показатели осмысленности ее процесса, и результата, и ло-куса контроля. А у кого один показатель ниже - у того и все остальные тоже невысоки.

Что касается опросника ДДО Е.А. Климова, то между его показателями связи тоже есть, но они обратные и слабые, и только у показателей выбора профессий типа «человек - художественный образ». Чем чаще подросток выбирает эти профессии, тем реже он выбирает все остальные, и наоборот. То есть ребята разделяются по следующему принципу: они выбирают либо профессии, связанные с занятиями искусством, либо иные типы профессий.

Есть также связи (тоже несильные, но в данном случае прямые) у показателей выбора профессий типа «человек-техника» с субшкалами методики СЖО. То есть осмысленность жизни выше у тех ребят, кто выбирает профессии типа «человек-техника» (таблица 3).

Последняя связь - показателей осмысленности жизни с количеством выборов профессий типа «человек-техника» - явно выступает даже при первичном анализе, до статистической обработки. У трех подростков, давших высокий уровень самоопределения, в сочинениях об увлечениях подробно рассказывается об их интересе к технике, как о том, чем они любят заниматься в свободное время, и у этих же подростков выявляются высокие уровни показателей методики СЖО.

В группе «без увлечений» система связей между показателями оказалась совсем другой. Первое, бросающееся в глаза отличие, -это отсутствие множественных прямых корреляций между показателями методики СЖО. Если у подростков из группы «с увлечениями» все показатели шкал были связаны как между собой, так и с суммарным показателем осмысленности жизни, то в группе ребят «без увлечений» таких связей оказалось только три. Две из них - прямые связи показателей шкал осмысленности процесса жизни и локуса контроля «я» с суммарным показателем осмысленности жизни. Еще одна прямая связь - между показателями шкал осмысленности процесса жизни и жизненных целей. Все эти прямые связи понятны и логичны, но не вполне понятно отсутствие связей между остальными показателями, которые представлены в группе «с увлечениями». Получается, что у ребят из группы «без увлечений» бывает так, что, например, показатель осмысленности жизненных целей высок, а показатель осмысленности процесса жизни низок или наоборот, и то же касается других показателей осмысленности жизни - почти всех.

С другой стороны, у подростков из группы «без увлечений» имеются связи показателей выбора разного типа профессий между собой. Одна из связей обратная, остальные - прямые. Обратная связь выявлена между показателями выборов профессий типа «человек - художественный образ» и «человек - человек». Те ребята,

Таблица 3

Значимые взаимосвязи показателей, полученных на группе «с увлечениями» ^ = 31)

Шкалы ДДО Шкалы СЖО УВС самоопредел.

чел-природа чел-техника чел-человек чел-знак чел-худ. обр цель процесс результат ЛК-Я ЛК- жизнь ОЖ

Шкалы ДДО ч-п Х

ч-т Х -,37* ,38* ,36* ,44* ,43*

ч-ч Х -,41*

ч-з Х -,36* ,36*

ч-х.о. Х

Шкалы СЖО цель X 040* ,61* * ,38* ,69* *

проц. Х ,74* * ,46* ,50* * ,78* *

рез. Х ,53* * ,64* * ,86* *

ЛК-я Х ,64* * ,79* *

ЛК-ж Х ,80* *

ОЖ Х

УВС Х

самоопр. Х

Здесь и в следующей таблице показатели с одной звездочкой обозначают пятипроцентный уровень достоверности (р<0,05), а показатели с двумя звездочками однопроцентный уровень достоверности (р<0,01).

Обозначения шкал методики ДДО: «ч-п» - профессии типа «человек-природа», «ч-т» - «человек-техника», «ч-ч» - «человек-человек», «ч-з» -«человек-знак», «ч-х.о.» - «человек-художественный образ»; обозначения шкал методики СЖО: «цель» - осмысленность жизненных целей, «проц.» - осмысленность процесса жизни, «рез.» - осмысленность результатов жизни, «ЛК-я» - локус контроля «я», «ЛК-ж» - локус контроля собственной жизни; «УВС» - показатель уровня внутренней свободы, «самоопр.» - показатель уровня самоопределения, полученный при обработке сочинений о будущем.

Таблица 4

Значимые взаимосвязи показателей, полученных на группе «без увлечений» ^ = 14)

Шкалы ДДО Шкалы СЖО

чел-природа чел-техника чел-человек чел-знак чел -худ. обр цель процесс результат ЛК-Я ЛК- жизнь ОЖ УВС самоопредел.

о ч-п Х

^ ч-т Х 73** ,80** 87**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я и Э ч-ч Х ,58* -,59*

ч-з Х 94**

ч-х.о. Х ,74**

о цель X ,57*

* о я проц. Х 73**

рез. Х

ка ЛК-я Х ,63*

а ЛК-ж Х

ОЖ Х

УВС Х -,73**

самоопр. Х

которые выбирают профессии типа «человек - человек», не выбирают профессии типа «человек - художественный образ» и наоборот. Напомним, что эти два типа профессий наиболее часто встречаются в выборах как подростков этой группы, так и в целом по выборке.

Остальные же показатели выборов профессий (кроме профессий типа «человек - природа», которые ребята данной группы вообще не выбирали ни разу) имеют между собой прямые и в большинстве сильные связи. Это означает, что чем больше выборов профессий одного какого-либо типа делает подросток, тем больше он выбирает и профессий других типов. А те подростки, кто делает мало выборов, делает их мало относительно всех типов профессий.

Имеется в данной группе и прямая сильная связь между показателями выборов профессий типа «человек - художественный образ» и шкалы методики СЖО «осмысленность процесса жизни». То есть те подростки, кто чаще выбирает профессии, связанные

с искусством, в большей мере осмысляют процесс своей жизни, ценят его.

Кроме этого, в группе подростков «без увлечений» выявилась обратная, сильная и достоверная на однопроцентном уровне связь показателя самоопределения (полученного при анализе проективного сочинения) с показателем уровня внутренней свободы (УВС). Это парадоксальная связь: чем выше уровень самоопределения, тем ниже уровень показателя внутренней свободы и наоборот. Иными словами, те из подростков, кто имеет относительно высокий уровень самоопределения, внутренне ощущают себя более несвободными, а свободными чувствуют себя те, чье самоопределение находится на более низком уровне.

Попытаемся теперь, обобщая полученные результаты, рассмотреть те особенности, которые отличают ту и другую из выделенных нами групп подростков. Начнем с подростков, вошедших в группу «с увлечениями».

Больше всего ребят из этой группы выбрали профессии типа «человек-художественный образ» и «человек-техника». При этом между показателями выборов разных типов профессий у них мало достоверных связей: они есть только у показателя выборов профессий «человек-художественный образ», наиболее популярных в данной группе. Те ребята, кто часто выбирает эти профессии, реже выбирает другие и наоборот. Можно сказать, что это говорит о том, что эти подростки относительно определились с выбором: те, кто выбирает профессии, связанные с искусством, не выбирают другие профессии, а те, кто выбирает профессии иных типов, не выбирают профессии, связанные с искусством.

Те подростки из группы «с увлечениями», кто выбирает профессии типа «человек-техника» (второе место по числу выборов), имеют более высокие показатели самоопределения. Данные сочинений подростов говорят о том, что ребята, выбирающие технические профессии, делают это более осознанно, аргументированно, лучше себе представляют свою жизнь, связанную с этими профессиями. Это подтверждается статистической обработкой данных и отражается в их более высоких показателях осмысленности жизни.

В группе «с увлечениями» показатели субшкал методики СЖО связаны между собой сильными прямыми связями. Это говорит о том, что у этих подростков самосознание, осмысленность жизни имеют целостный, генерализованный характер. Подростки чувствуют, что способны контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. Это качество в целом присуще подростковому возрасту, у ребят часто наблюдается даже излишняя уверенность в том, что им все подвластно и доступно.

Но в нашей выборке это качество оказалось характерным не для всех, а только для группы «с увлечениями».

Теперь обратимся к группе, которую мы условно назвали «без увлечений». В опроснике ДДО больше всего подростков из этой группы выбирали профессии типа «человек-человек». Это неудивительно, ведь такой выбор как раз соответствует главному увлечению этих ребят - общению. Надо только отметить, что группу мы выделяли на основании сочинений «Мои увлечения», где подростки писали то, что считали нужным, а опросник ДДО - это ряд выборов подростков, относящихся к характеру их гипотетической трудовой деятельности.

В группе подростков «без увлечений» есть много прямых достоверных связей между показателями выбора профессий разных типов. Возможно, это связано с тем, что у этих ребят пока что нет определенных предметно-содержательных увлечений, что они направлены почти исключительно на общение.

Субшкалы методики СЖО в группе подростков «без увлечений» имеют мало связей между собой по сравнению с группой «с увлечениями». Собственно говоря, это только связи показателя общей осмысленности жизни с показателями двух из субшкал, а между субшкалами связей нет. Получается, что у этих подростков разные компоненты осмысленности жизни часто не согласованы между собой, не связаны. В этой группе подростков есть связь между показателем осмысленности жизненного процесса и выборов профессий типа «человек - художественный образ», т. е. у тех ребят, кто часто выбирает профессии, связанные с искусством, выше осмысленность процесса жизни, они больше ценят свое существование в настоящий момент.

Наконец, в группе «без увлечений» выявилась удивительная и парадоксальная обратная связь между показателем самоопределения и уровнем внутренней свободы. Это выглядит так, будто самоопределение у этих подростков ведет к несвободе. Можно проинтерпретировать этот факт таким образом, что подростки принимают решения и делают выборы лишь под давлением обстоятельств и авторитетов, что препятствует их внутренней свободе.

Подытоживая результаты проведенного исследования, можно сказать, что между подростками, которые увлекаются разными содержательными занятиями (помимо школьной учебы) и теми, кто увлечен только общением и развлечениями, есть определенная разница в личностном развитии.

Подростки, имеющие содержательные увлечения, в относительно большей мере определились с выбором профессии - одни

из них предпочитают профессии, связанные с искусством, а другие - иные специальности. У подростков, увлеченных лишь общением, такой определенности нет.

Показатели осмысленности жизни у подростков с содержательными увлечениями тесно связаны между собой, образуя органичное единство, а у тех, кто интересуется только общением, эти показатели имеют между собой мало связей.

Наконец, у подростков, не имеющих содержательных увлечений, выявилась обратная связь между показателем уровня внутренней свободы и показателем уровня самоопределения.

Все это говорит о действительно ключевом, важнейшем месте увлечений и интересов в развитии личности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.