УДК 159.922.8 ; 159.9:316.61
Серебровская Наталья Евгеньевна
доктор психологических наук, профессор
Лукомец Анна Александровна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород serebrovskaya-n@yandex.ru, anna-lukomec@yandex.ru
СВЯЗЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ
В статье рассматривается важность ценностно-смысловых ориентаций личности, от которых зависит выбор дальнейшего профессионального пути. Рассматриваются эмпирические данные, полученные в ходе диагностики старшеклассников с целью выявления различий в смысловых жизненных ориентациях, и их взаимосвязи с выбором профессии.
Ключевые слова: профессиональное становление, смысловые жизненные ориентации, профессиональный выбор, типы профессий, осмысленность жизни.
Основная сфера самореализации в юношеском возрасте - это выбор дальнейшего жизненного пути, профессиональное становление. «Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы» Л.И. Божович считала ключевым моментом психического и личностного развития в этом возрасте [1, с. 23-24]. В юношеском возрасте интенсивно развивается самосознание личности, формируются жизненные планы и профессиональные устремления. Современное общество к юности предъявляет высокие требования, так как существует острая необходимость в высококвалифицированных кадрах в различных областях профессиональной деятельности. Быстроменяющиеся ситуации в различных сферах нашей страны (экономике, политике, в сфере образования, на рынке труда) приводят к размыванию ценностных ориентаций, смысловых жизненных устоев, норм поведения, и как следствие, старшеклассники весьма часто испытывают чувство растерянности и неясности в вопросе выбора профессии. Знание ценностно-смысловых ориентаций юношества важно для понимания существующих тенденций и общей направленности развития общества, а также для выработки стратегий профориентационной помощи старшеклассникам. Выбор профессионального пути связан с выбором актуальных жизненных ценностей и смыслов, эти ценности и смыслы являются основой профессиональной мотивации.
Целью нашего исследования было выявить различия в смысловых жизненных ориентациях и проследить взаимосвязь смысловых жизненных
ориентаций с профессиональной направленностью учащихся. Объектом нашего исследования стали учащиеся 9-х и 11-х классов в возрасте 15-17 лет в количестве 76 человек, гендерные различия в исследовании не учитывались.
Использованные методики исследования:
1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.
3. Опросник «Ценностные ориентации личности - 8» (ЦОЛ-8).
С целью выявления склонностей к определенным типам профессий у учащихся 9-х и 11-х классов использовалась методика ДДО Е.А. Климова. Методика предназначена для профориентации подростков и взрослых [2, с. 304]. В результате проведения были посчитаны процентные соотношения учащихся 9-х и 11-х классов, ориентированных на различные типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова (табл. 1).
Из данных таблицы 1 видно, что имеются различия в параллели 9-х и 11-х классов в избранных типах профессий. Такой тип профессии как «человек - художественный образ» стоит на первом месте по всей выборке испытуемых - 29%.
На втором месте для учащихся 9-х классов находится тип профессии - «человек - техника» -21%. Для учащихся 11-х классов - тип профессии «человек - человек» - 21%.
Третье место в параллели 9-х классов занимает тип профессии «человек - человек» - 14%, а в па-
Таблица 1
Результаты исследования по методике ДДО Е.А. Климова (в %)
Класс Человек — природа Человек — техника Человек — человек Человек — знак Человек — художественный образ Не определившиеся с типом профессии
9 класс 40 чел. 9 21 14 7 26 23
11 класс 36 чел. - 10 21 13 32 24
Сред. знач 4 15 18 10 29 24
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Серебровская Н.Е., Лукомец А.А., 2016
Таблица 2
Результаты исследования по методике СЖО Д.А. Леонтьева
Класс Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контроль — Я Локус контроль — жизнь Осмысленность жизни
9 класс 40 чел. Сред. знач. 27,2 26,0 21,5 17,9 25,2 87,7
Станд. откл. 6,9 7,9 6,2 4,5 7,2 20,5
11 класс 36 чел. Сред. знач. 31,3 29,1 23,8 20,3 28,6 98,1
Станд. откл. 4,7 6,8 4,1 3,5 5,2 15,6
Критерий 1 Стьюдента t = 3 р < 0,01 t = 1,8 р > 0,05 t = 1,9 р > 0,05 t = 2,5 р > 0,05 t = 1,9 р > 0,05 t = 2,4 р > 0,05
раллели 11-х классов тип профессии «человек -знак» - 13%.
На четвертом месте находится тип профессии -«человек - природа» - 7% в параллели 9-х классов, а в 11-х классах - тип профессии - «человек - техника» - 10%.
На последнем месте среди выборов в 9-х классах - тип профессии - «человек - знак» - 7%, а в 11-х классах по типу профессии - «человек -природа» выборов не было. Причем по всей выборке испытуемых данный тип профессии - «человек - природа» занимает последнее место в процентном отношении - 4%.
Как видим из полученных данных достаточно высокий процент по всей выборке учащихся - 24%, это те, кто не смог определится с выбираемым типом профессии и количество выборов превышало 1 или 2.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева представляет собой адаптированную русскоязычную версию известного метода «Цель в жизни» («Purpose-in-Life Test», PIL), созданного J.S. Crambaugh и L.T. Maholick [3, с. 18]. Тест смысложизненных ориентаций диагностирует степень осмысленности жизни, наличие или отсутствие целей в будущем, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь (табл.2).
В таблице 2 приведены средние значения и стандартные отклонения по всем пяти субшкалам СЖО и общего показателя осмысленности жизни. Достоверность различий между учащимися 9-х и 11-х классов в степени выраженности факторов определялась при помощи t- критерия Стьюдента.
По субшкале «Цели в жизни» как в параллели 9-х, так и в параллели 11-х классов средний групповой показатель составил 27,2 и 31,3 соответственно с тенденцией к высокому значению. Эти показатели соответствуют нормативным показателям, но по критерию t-Стьюдента, различия между выборками по данной шкале статистически значимы: t=3, р < 0,01. Можно заключить, что для учащихся 11х классов в большей степени, чем для
учащихся 9-х классов характерно наличие целей в будущем, придающих жизни направленность, осмысленность и временную перспективу. Учащиеся 11-х классов демонстрируют более высокую, чем девятиклассники, степень целеполагания с тенденцией построения планов и их реализации, что является естественным для данного возрастного этапа юности.
По субшкале «Процесс жизни» не было выявлено статистически значимых различий между 9 и 11 классами, t = 1,8, р > 0,05, но средний групповой показатель по двум выборкам демонстрирует среднюю степень удовлетворенности процессом жизни, ее эмоциональной насыщенностью.
По субшкале «Результативность жизни» все испытуемые имеют средние показатели по данному фактору (21,5 у учащихся 9-х классов и 23,8 у учащихся 11-х классов). Здесь не наблюдается статистически значимых различий t =1,9, р > 0,05. Для обеих групп характерна средняя степень ощущения осмысленности и продуктивности прожитым отрезком жизни и также средняя степень удовлетворенности ею. Это согласуется с возрастными особенностями данного этапа юности, поскольку для нее характерна неудовлетворенность достигнутым, устремленность в будущее и претворение в будущем своими жизненными планами.
По субшкале «Локус контроль - Я» также статистически значимых различий нет: t=2,5, р > 0,05. Результаты в двух выборках соответствуют нормативным показателям: 9-е классы - 17,9 и 11-е классы - 20,3 с тенденцией к высокому значению. Это означает, что в целом учащиеся имеют представление о своих возможностях построения своей жизни в соответствии с собственными целями и задачами.
По субшкале «Локус контроль - жизнь» средние значения по двум выборкам соответствуют нормативным: 9-е классы - 25,2, 11-е классы - 28,6, критерий Стьюдента показал отсутствие различий (1=1,9, р > 0,05). У испытуемых есть представление о возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и делать жизненный выбор.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
59
Общий показатель осмысленности жизни, по данной субшкале демонстрирует средние групповые значения, которые находятся в средней зоне выраженности: 9-е классы - 87,7 и 11-е классы -98,1, 1=2,4, р > 0,05. По составу входящих в общую осмысленность жизни факторов, мы все же наблюдаем, что средние значения по всем субшкалам для параллели 11-х классов немногим выше, чем в параллели 9-х классов. Таким образом, выяснилось, что между двумя выборками 9-х и 11-х классов достоверное различие имеется только по показателю целей в жизни, т.е. одиннадцатиклассники имеют более осознанный уровень наличия целей и устремленности в будущее. По совокупности полученных результатов наблюдаем целостность самосознания учащихся, поскольку показатель осмысленности жизни выше, чем все другие в пределах нормативных показателей с тенденцией к высоким показателям, и наоборот, показатель осмысленности жизни ниже, чем другие показатели.
Для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности использовалась методика, представляющая собой вариант методики Г.Е. Лее-вика ЦОЛ-8 [4, с. 26]. Восемь основных ценностных ориентаций отражены в данной методике (табл. 3).
Достоверность статистических различий определялась критерием Манна - Уитни. Ценностные ориентации на труд не показали статистических значимых различий между учащимися 9-х - 11-х классов (и =495, р > 0,05), но наблюдается статистически значимое различие по ценностным ориен-тациям на общение (и = 464, р < 0,01), т.е. у ребят из 11 класса наблюдается более высокая потребность в общении (жизнерадостность, чувство юмора). Не было выявлено статистически значимых различий в ценностных ориентациях на познание (и = 579, р > 0,05), но при этом наблюдаются достаточно высокие показатели среднего значения, как у 9-х классов (5,20), так и у 11-х классов (5,44). Это означает, что ориентации на познание объединяют стремления человека к самосовершенствованию, повышению своего культурного и интеллектуального уровня, расширению своего кругозора, мудрость в понимании жизни и также самокритичность.
Результаты исследова
Ценностные ориентации на общественную деятельность имеют самые низкие средние значения по всей выборке испытуемых: 9-е классы - 3,53; 11-е классы - 4,11. Но есть статистически значимое различие (и =461, р < 0,01), это означает большую ориентированность учащихся 11-х классов на различные виды общественной работы, пропаганду идей и знаний. Есть статистически значимое различие в ценностных ориентациях на материальные ценности (и = 477, р < 0,01), при этом среднее значение у 9-х классов - 4,58, среднее значение у 11-х классов - 5,16, что объясняет большую направленность на материальную обеспеченность, высокую заработную плату, благоустроенную квартиру, личную автомашину, возможность одеваться по моде.
Не обнаружено статистически значимых различий в ценностных ориентациях на развитие нравственных качеств (и = 592, р > 0,05), при практически однородных средних значениях: 9-е классы - 4,87, 11-е классы - 5,08. Хотя и не обнаружено статистически значимых различий в ценностных ориентациях на развитие волевых качеств (и = 498, р > 0,05), но самые высокие средние значения по всей выборке испытуемых: 9-е классы - 5,24, 11-е классы - 5,73. Это означает развитие упорства и настойчивости в преодолении препятствий, целеустремленность, решительность и смелость, уверенность в своих силах. Ценностные ориентации на развитие деловых качеств показали статистически значимые различия (и = 396, р < 0,01), при этом среднее значение у 11-х классов выше - 5,33, чем у 9-х классов - 4,80, что означает большую направленность на развитие самостоятельности, инициативности, умение быстро и правильно оценивать ситуацию, делать прогноз наличия собственного плана действий.
Исходя из полученных данных, учащиеся 11-х классов продемонстрировали более высокую потребность в общении, большую ориентированность на различные виды общественной деятельности, на материальную обеспеченность, высокий статус, также направленность на развитие независимости, самодостаточности.
Таблица 3
я по методике ЦОЛ- 8
Ценностные ориентации 9 классы 11 классы Критерий Манна - Уитни
Сред. знач. Станд. отк. Сред. знач. Станд. отк.
ЦО на труд 5,03 0,74 5,42 0,53 иэмп =495, р > 0,05
ЦО на общение 4,67 0,97 5,21 0,86 иэмп = 464, р < 0,01
ЦО на познание 5,20 0,83 5,44 0,67 иэмп = 579, р > 0,05
ЦО на общественную деятельность 3,53 1,11 4,11 0,98 иэмп =461, р < 0,01
ЦО на материальные ценности 4,58 1,05 5,16 0,93 иэмп = 477, р < 0,01
ЦО на развитие нравственных качеств 4,87 0,82 5,08 0,57 иэмп = 592, р > 0,05
ЦО на развитие волевых качеств 5,24 0,87 5,73 0,53 иэмп = 498, р > 0,05
ЦО на развитие деловых качеств 4,80 0,79 5,33 0,55 иэмп = 396, р < 0,01
Таблица 4
Корреляции между шкалами СЖО, ЦОЛ-8, ДДО (в значениях коэффициента Спирмена ге)
Шкалы 9-е классы Шкалы ДДО 11-е классы Шкалы ДДО
Человек — природа Человек — человек Человек — знак Не определились Человек — худож. образ Человек — природа Человек — техника Человек — знак
Шкалы СЖО цель 0,376 - 0,386 - - 0,503 0,521 0,462
процесс 0,426 0,312 0,422 - - 0,503 0,478 -
результат 0,382 0,382 0,428 - - 0,508 0,450 0,449
ЛК-Я 0,444 - 0,392 - - 0,506 0,386 0,341
ЛК-ж 0,432 0,323 0,421 - - 0,503 0,542 -
ОЖ 0,384 - 0,417 - - 0,502 0,521 0,362
00 ц о л ак и ЦО на труд 0,329 0,402 0,423 - - 0,502 - 0,441
ЦО на общение - 0,363 - 0,329 0,397 0,503 - 0,372
ЦО на познание 0,313 0,428 0,464 - - 0,504 - 0,387
ЦО на общественную деятельность 0,363 - - - - 0,502 - 0,404
ЦО на материальные ценности 0,338 0,373 0,515 - - 0,504 - 0,382
ЦО на развитие нравственных качеств - 0,455 0,351 - - 0,502 - 0,362
ЦО на развитие волевых качеств - 0,464 0,366 - - 0,504 - -
ЦО на развитие деловых качеств - 0,430 0,405 - - 0,509 - -
Для расширенного анализа полученных данных мы провели корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Мы получили коэффициенты корреляции между всеми изученными показателями для учащихся 9-х и 11-х классов (табл. 4).
В группе учащихся 9-х классов имеется статистически значимая корреляция между показателями выбора профессий типа «человек-природа», «человек-человек», «человек-знак» практически со всеми субшкалами методики СЖО. Это говорит о том, что те учащиеся, кто выбирает профессии, связанные с природой, взаимодействием с человеком, и знаковой системой, в значительной мере осмысливают процесс своей жизни, считают ее насыщенной и наполненной целями и устремлениями. Имеются также статистически значимые корреляции между показателями выбора профессий типа «человек - человек», «человек - природа» и «человек - знак» с показателями профессиональных ценностных ориентаций по методике ЦОЛ-8. То есть направленность на профессиональные ценностные ориентации выше у тех ребят, кто в большей степени ориентирован на выбор профессий, связанных с необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми, с окружающей средой, также со знаковой системой. Интересна статистически значимая корреляция г=0,329 между показателем ценностных ориентаций на общение и показателями тех испытуемых, кто не определился с выбором профессии, т.е. для таких ребят, для которых на первый план выступает удовлетворение потребности человека в общении, обсуждение межличностных проблем.
Также нами найдена статистически значимая корреляция между типом профессии «человек -художественный образ» и ценности в общении г=0,397. Напомним, что данный тип профессии стоит на первом месте среди всех выборов в параллели 9-х классов. Найдены связи между ценностными ориентациями на развитие нравственных качеств и некоторыми субшкалами СЖО: целями, процессом, локусом жизни и общей осмысленностью происходящих событий. Можно сказать, что у тех испытуемых у кого высокий показатель нравственных ценностей, т.е. уважение и принятие других людей, чувство собственного достоинства, ощущают свою жизнь, наполненную целями и смыслом, удовлетворены самим процессом жизни, считая, что человек волен сам распоряжаться ею, делать выбор и решать поставленные задачи.
В группе учащихся 11-х классов система связей между показателями оказалась иной. Обнаружились статистические значимые связи между показателями методики СЖО и выбором профессии типа «человек-природа», «человек - техника» и «человек - знак». Как мы помним, среди всех выборов профессий, данные типы профессий набрали наименьшее количество процентов по всей выборке испытуемых 11-х классов, а тип профессий «человек-природа» никто не выбрал. Это говорит о том, что те ребята, которые обладают более высокой осмысленностью жизни, получают удовлетворение от процесса жизни и уверены в ее контролируемости, больше склонны выбирать профессии, связанные со знаковой системой и техникой.
Достаточно статистически достоверную связь мы получили между показателями ЦОЛ-8 и та-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
61
кими типами профессий как, «человек-природа» и «человек-знак», т.е. наибольшие показатели профессиональных ценностных ориентаций, согласуются с выбором профессий, связанных с взаимодействием с окружающей средой и знаковой системой. Также мы получили статистически значимую корреляцию между показателями ценности общественной деятельности из методики ЦОЛ-8 и показателем осмысленности жизни из методики СЖО (1=0,334), т.е. у тех испытуемых, у кого наиболее высок показатель ценностей общественной деятельности, включающей в себя различные виды общественной работы, пропаганду идей и знаний, различного рода общественную работу среди сверстников и по месту жительства, и уровень общей осмысленности жизни тоже достаточно высок.
Таким образом, в нашем исследовании выявлен факт некоторого различия между смысловыми жизненными ориентациями учащихся 9-х и 11-х классов и их взаимосвязь с профессиональной направленностью. Учащиеся 11-х классов продемонстрировали более высокую степень целепола-гания, чем учащиеся 9-х классов. Показатель общей осмысленности жизни оказался выше у ребят 11 класса, чем у испытуемых девятиклассников. Также у учащихся 11-х классов наблюдается повышенная потребность в общении, ориентированность на различные виды общественной деятельности, большая направленность на материальную обеспеченность, на развитие деловых качеств, чем у учащихся 9-х классов.
Нами также была обнаружена интересная закономерность при выявлении статистически значимых связей между показателями методики СЖО, ЦОЛ-8 и типом профессии ДДО. Те учащиеся 11-х классов, кто выбрал наименее популярные типы профессии («человек - природа», «человек -техника», «человек - знак»), а также 9-х классов («человек - природа», «человек - человек», «человек - знак»), - в значительной мере осмысливают процесс своей жизни, считают ее интересной, эмоционально насыщенной.
Также направленность на профессиональные ценностные ориентации выше у тех ребят, кто склонен выбирать профессии, связанные с взаимодействием с природой, знаковой системой - ребята 11 класса; профессии, связанные с взаимодействием с людьми, с окружающей средой и со знаковой системой - 9 класса. В группе одиннадцатикласс-
ников высокий показатель профессиональных ценностей в общественной деятельности, а также высок уровень общей осмысленности жизни. В группе 9-х классов выявлена интересная связь между показателем ценностных ориентаций на общение. На первый план здесь в большей степени выступает удовлетворение потребности в общении, чем выбор профессиональной деятельности. Можно предположить, что при большей численности выборки, различия между смысловыми жизненными ориентациями в 9-х и 11-х классах обнаружатся более отчетливо.
Обобщая результаты данного исследования, мы пришли к выводу, что учащиеся 9-х классов демонстрируют недостаточную сформированность, незрелость смысловых жизненных ориентаций по сравнению с учащимися 11-х классов. Кроме того, мы обнаружили достаточно высокий процент во всей выборке испытуемых, не определившихся с выбором профессии, что требует разработки специальной профориентационной программы по формированию, развитию и обогащению ценностно-смысловой структуры личности школьников в процессе обучения.
Поскольку ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам личности, а смысл является основанием для познания мира, активизирует деятельность человека, задает направление, то возрастает необходимость целенаправленной работы по конструированию учащимися целостного образа себя и социального мира, регуляции их поведения при принятии решений в ситуации судьбоносного выбора [5, с. 170].
Библиографический список
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. -№ 4. - С. 23-34.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
4. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. - Ленинград, 1990. - 26 с.
5. Серебровская Н.Е. Профессиональная конфликтологическая подготовка специалистов социологических профессий в вузовский и послевузовский период. - Н. Новгород: НИМБ, 2012. - 170 с.