Научная статья на тему 'ХАРАКАТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ'

ХАРАКАТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОМПАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК / INTERNATIONALIZATION / COMPANY / GLOBALIZATION / WORLD ECONOMY / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адырхаева Э.А.

Рассмотрено явление интернационализации как фактора развития российских компаний. Выявлены и проанализированы основные проблемы, возникающие при процессе интернационализации. Даны возможные рекомендации по преодолению негативных факторов при прохождении процесса интернационализации российскими компаниями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Адырхаева Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MODERN PROBLEMS OF THE INTERNATIONALIZATION OF RUSSIAN COMPANIES

The phenomenon of internationalization as a factor in the development of Russian companies is considered. The main problems arising during the internationalization process are identified and analyzed. Possible recommendations for overcoming negative factors during the process of internationalization by Russian companies are given.

Текст научной работы на тему «ХАРАКАТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ»

УДК 316.32

Адырхаева Э.А. студент 4 курс, факультет «Международные отношения» ФГБОУ ВПО « Северо-Осетинский Государственный университет им. К.ЛХетагурова

Россия,Владикавказ ХАРАКАТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ Аннотация Рассмотрено явление интернационализации как фактора развития российских компаний. Выявлены и проанализированы основные проблемы, возникающие при процессе интернационализации. Даны возможные рекомендации по преодолению негативных факторов при прохождении процесса интернационализации российскими компаниями

Ключевые слова: интернационализация, компания, глобализация, мировая экономика, рынок.

Adyrkhaeva E.A Forth year bachelor student Faculty of International Affairs North Ossetian State University after K.L Khetagurov CHARACTERISTICS OF THE MODERN PROBLEMS OF THE INTERNATIONALIZATION OF RUSSIAN COMPANIES Annotation

The phenomenon of internationalization as a factor in the development of Russian companies is considered. The main problems arising during the internationalization process are identified and analyzed. Possible recommendations for overcoming negative factors during the process of internationalization by Russian companies are given.

Keywords: internationalization, company, globalization, world economy, market.

Российский бизнес осознает преимущества, которые повлечет за собой его выход на международную арену. Позитивно этот процесс должен сказаться и на экономическом положении страны, и на развитии российского общества. При этом важно учитывать насколько российские компании готовы к интернационализации своей деятельности и достаточно ли у них для этого возможностей. Величина процента продаж, реализуемых за пределами страны базирования, является одним из основных признаков интернационализации деятельности компании. По этому показателю российским компаниям еще далеко до иностранных корпораций, у некоторых из которых зарубежные продажи стремятся к 100%. Мировыми лидерами по этому показателю являются швейцарская фирма Nestle (98,2%), а также ABB (87,2%) и Exxon (79,6%) [3].

Среди причин, снижающих готовность российских компаний к выходу

на мировые рынки со своей продукцией, наиболее существенными представляются следующие [1]:

- Низкая конкурентоспособность продукции компаний некоторых отраслей;

- Высокие барьеры входа на зарубежные рынки;

- Недостаточный опыт в продвижении (маркетинге) продукции;

- Недостаточно тесные связи с иностранными партнерами.

Недостаточная конкурентоспособность продукции российских

компаний на мировом рынке во многом связана с исторически сложившимися диспропорциями российской экономики, являющейся наследницей экономики Советского Союза, в которой отдельные сектора экономики получали большие денежные вливания и развитие, в то время как другие не имели необходимого финансирования. В соответствии с установленными в то время целями приоритетными были отрасли тяжелой промышленности, электроэнергетики, топливного комплекса.

Эти отрасли по инерции продолжают считаться локомотивами отечественной экономики. Их продукция остается конкурентоспособной благодаря поддерживаемым низким издержкам и известности за рубежом.

Высокие барьеры входа на многие зарубежные рынки могут стать непреодолимым препятствием для многих российских компаний. Производительность труда и общая эффективность деятельности во многих российских отраслях остается низкой, что приводит к повышенным издержкам на единицу продукции. Кроме того, во многих странах действуют протекционистские меры по отношению к национальным компаниям (особенно в сырьевых отраслях). Для поддержки отечественных компаний России необходимо активно участвовать в деятельности международных организаций и лоббировать интересы российского бизнеса за рубежом.

Наконец, российским компаниям еще предстоит выйти на западные стандарты эффективности управления и маркетинга. Грамотное продвижение продукции зачастую оказывается более важным, чем ее качество или издержки на ее изготовление. Для того, чтобы действовать в незнакомой среде, российским корпорациям необходимо заручиться надежной поддержкой зарубежных партнеров. Развитие таких связей требует стабильности в деятельности российских компаний, которая зависит как от внутренней ситуации в России, так и от глобальных экономических процессов.

Не находит распространения среди российских компаний и стремление к размещению производства за рубежом. Для сравнения, самые большие заграничные активы среди иностранных компаний (кроме финансового сектора) имеют Bayer (89,8%), Nestle (86,9), Volkswagen (84,8%) и ABB (84,7%) [4].

Размещению производственных мощностей российских компаний за рубежом препятствует низкие возможности привлечения заемных средств и инвестиций российскими компаниями, негативное отношение российского

общества и государства к выводу активов за рубеж.

Еще одной проблемой, встающей на пути размещения российскими компаниями своих активов за рубежом, является российское законодательство и меры, предпринимаемые российским правительством. Российское общество в целом также негативно относится к выводу активов за рубеж. Общественность предполагает, что это может вызвать сокращение рабочих мест в России, потока поступлений в бюджет, потерю контроля над ресурсами, поэтому необходимо грамотное государственное регулирование и формирование законодательства, обеспечивающего соблюдение интересов страны в процессе интернационализации ее бизнеса.

Более успешно осуществляется процесс интернационализации собственности российских компаний, которые готовы к размещению ценных бумаг за рубежом и привлечению иностранного капитала.

Основным критерием, по которому компанию причисляют к числу предприятий с интернациональной собственностью, это размещение финансовых инструментов на мировых рынках, их доступность в странах, где действует материнская и дочерние компании. Российские компании сегодня размещают ADR различного уровня на мировых финансовых рынках, что, по мнению экспертов, можно считать большим достижением. Особенно активны в этом отношении крупные компании российской сырьевой отрасли - выпуск ADR осуществили более половины крупных нефтегазовых компаний России.

Тем не менее, при размещении ценных бумаг за рубежом и привлечении иностранного капитала российских компании сталкиваются с массой комплексных проблем. Это как макроэкономические факторы: недостаточная стабильность российской экономики, неразвитость российской финансовой системы, негативный имидж российского бизнеса за рубежом, недостаточная поддержка отечественного бизнеса российским правительством, так и факторы, связанные с внутренней деятельностью компаний: недостаточная эффективность управления персоналом и активами, недостаточная проработанность бизнес-процессов, высокие издержки, низкий уровень инвестиций и т.д.

Все эти проблемы вызывают недооценениость российских компаний мировыми рынками, и решение этих проблем является не только вопросом эффективности деятельности самой компании, но и российского правительства.

В качестве наиболее значимой проблемы интернационализации российских компаний, как и всего российского бизнеса в целом, часто называют несовершенство отечественного законодательства как налогового, так и в регулировании вопросов, связанные с международным бизнесом.

Одним из основных препятствий на пути российского бизнеса на международную арену может стать негативный имидж, который российские компании имеют за рубежом. Необходимо отметить, что связано это не всегда с криминалом или теневым характером российской экономикой.

Дело в том, что российский бизнес, особенно крупный, имеет природу, отличную от западных компаний. Если иностранные компании создавались с нуля и постепенно накапливали деловую репутацию, то современные крупные российские компании в своем подавляющем большинстве представляют собой приватизированную государственную собственность. Не имея истории самостоятельного развития, данные компании не воспринимаются западными компаниями как надежные партнеры. Имидж компании сильно связан с имиджем страны ее базирования. Стабилизация политической и социальной ситуации в России должна привести к снижению оценки странового риска России международными организациями, а, следовательно, и повышению кредита доверия к российским компаниям.

Серьезным препятствием в интернационализации российских компаний является противодействие со стороны зарубежных конкурентов. Крупные иностранные компании обладают значительно большим опытом и ресурсами, по величине капитализации эти компании зачастую превосходят российские предприятия на несколько порядков.

По данным журнала Forbes, капитализация ведущих российских интегрированных нефтяных компаний в 2018 г. выглядела следующим образом: "ЛУКОЙЛ" - 20,176 млн. долл. США, ЮКОС - 9,629 млн. долл. США, "Сургутнефтегаз" - 5,044 млн. долл. США. Указанные компании заняли в списке крупнейших компаний соответственно 168-ое, 267-ое и 488-ое места [2]. Таким образом, несмотря на значительный уровень активов российских компаний в сфере добычи нефти и газа, они все же значительно уступают иностранным корпорациям. Сопоставление объемов оборота западных и российских компаний также оказывается не в пользу последних.

В числе проблем, которые препятствуют интернационализации деятельности российских компаний, можно назвать и деятельность российских властей. Прежде всего, это недостаточно активное участие России в работе международных организаций. В частности, вступление России в ВТО все еще остается под вопросом. Эта проблема пересекается с проблемой отсутствия поддержки со стороны российского правительства. Не представляя в достаточной степени интересов страны в международных организациях, невозможно оказывать весомую поддержку российскому бизнесу за рубежом. Отмечается также недостаточная активность действий по поддержке отечественного бизнеса на международной арене.

При этом необходимо отметить, что, несмотря на противоречивость взаимоотношений правительства с отечественным бизнесом и некоторые недочеты в построении международной политики, по мнению некоторых представителей российских компаний, в целом государство оказывает ведущим предприятиям поддержку при действиях на международной арене.

Использованные источники:

1. Доклад о мировых инвестициях 2018 г. Конференция Организации Объе -диненных Наций по торговле и развитию - UNCTAD, - New York, Geneva. 2019 г.

2. Журнал «Форбс» №1 (1) 2019 https://www.forbes.ru/ (Дата обращения 18.04.2019)

3. Levitt T. The globalisation of markets//Global marketing management: Cases and readings. - Addison-Wesley Publishing company, 2015.

4. Ohmae K. Thriad Power, The coming Shape of Global Competition. -Macmillan, The Free Press, N.Y.,2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.