Научная статья на тему 'Факторы, способствующие интернационализации для малых и средних компаний в новых условиях российской экономики'

Факторы, способствующие интернационализации для малых и средних компаний в новых условиях российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФИРМЫ / КОМПАНИИ BORN GLOBAL / РАННЯЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION OF THE FIRM / BORN GLOBAL COMPANIES / EARLY INTERNATIONALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Юрий Генрихович, Павента Елена

Рассматриваются потенциальные детерминанты рождения глобальных компаний в экономике России. Дается обзор литературных источников по компаниям, именуемым в международной экономике Born Global. Представлены основные факторы, которые влияют на процесс интернационализации, и анализируются характеристики ранней интернационализации подобных компаний. Исследование показывает особенности рынка, которые могут способствовать возникновению и расширению «рожденных глобаль­ными» фирм. К ним относятся: малые и средние экспортно-ориентированные виды хозяйственной деятельности, экспортные возможности на фоне снижения курса рубля, достаточно высокий предпринимательский потенциал, основанный на экономике знаний. Обсуждение возможных факторов ранней интернационализации дает теоретическую основу для эмпирических исследований по «рожденным глобальными» фирмам. Дальнейшие исследования с учетом международного опыта способны выявить потенциальные возможности для государственных решений, направленных на поддержку Born Global в условиях России. На данный момент не существует обширных исследований на тему ранней интернационализации российских компаний, что придает новизну и практическую значимость данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллов Юрий Генрихович, Павента Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors supporting internationalization of small and medium-sized enterprises in the new conditions of the russian economy

The purpose of this paper is to examine the potential determinants of the birth of global companies in the Russian economy. The article gives an overview of the literature on the companies referred to in the international economy as Born Globals. It presents main factors that affect the process of internationalization, and analyzes characteristics of the early internationalization of these companies. Research shows market features, which may contribute to the emergence and expansion of firms born global. These are: small and medium-sized export-oriented economic activities, export opportunities against the depreciation of the ruble, rather high entrepreneurial potential, based on the knowledge economy. Discussion of the possible factors of early internationalization provides a theoretical basis for empirical studies on born global firms. Further research based on international experience is required for identifying potential opportunities for government decisions that could be initiated to support Born Globals in Russian conditions. At the moment, there are no extensive studies on early internationalization of companies, born in Russia. This gives the novelty and practical significance of this work.

Текст научной работы на тему «Факторы, способствующие интернационализации для малых и средних компаний в новых условиях российской экономики»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 46-50. УДК 339.9:338.2

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ КОМПАНИЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

FACTORS SUPPORTING INTERNATIONALIZATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE NEW CONDITIONS OF THE RUSSIAN ECONOMY

Ю.Г. Кириллов Yu.G. Kirillov

Омский государственный технический университет Omsk State Technical University Е. Павента E. Paw^ta

Лодзинский университет, Польша University of Lodz, Poland

Дата поступления статьи в редакцию 17 июня 2015 г.

Рассматриваются потенциальные детерминанты рождения глобальных компаний в экономике России. Дается обзор литературных источников по компаниям, именуемым в международной экономике Born Global. Представлены основные факторы, которые влияют на процесс интернационализации, и анализируются характеристики ранней интернационализации подобных компаний.

Исследование показывает особенности рынка, которые могут способствовать возникновению и расширению «рожденных глобальными» фирм. К ним относятся: малые и средние экспортно-ориентированные виды хозяйственной деятельности, экспортные возможности на фоне снижения курса рубля, достаточно высокий предпринимательский потенциал, основанный на экономике знаний.

Обсуждение возможных факторов ранней интернационализации дает теоретическую основу для эмпирических исследований по «рожденным глобальными» фирмам. Дальнейшие исследования с учетом международного опыта способны выявить потенциальные возможности для государственных решений, направленных на поддержку Born Global в условиях России.

На данный момент не существует обширных исследований на тему ранней интернационализации российских компаний, что придает новизну и практическую значимость данной работе.

The purpose of this paper is to examine the potential determinants of the birth of global companies in the Russian economy.

The article gives an overview of the literature on the companies referred to in the international economy as Born Globals. It presents main factors that affect the process of internationalization, and analyzes characteristics of the early internationalization of these companies.

Research shows market features, which may contribute to the emergence and expansion of firms born global. These are: small and medium-sized export-oriented economic activities, export opportunities against the depreciation of the ruble, rather high entrepreneurial potential, based on the knowledge economy.

Discussion of the possible factors of early internationalization provides a theoretical basis for empirical studies on born global firms. Further research based on international experience is required for identifying potential opportunities for government decisions that could be initiated to support Born Globals in Russian conditions.

At the moment, there are no extensive studies on early internationalization of companies, born in Russia. This gives the novelty and practical significance of this work.

Ключевые слова: интернационализация фирмы, компании Born Global, ранняя интернационализация.

Key words: internationalization of the firm, Born Global companies, early internationalization.

Глобализация современной мировой экономики сопровождается ростом ее транснационализации. ТНК осуществляют экспортно-ориентированные стратегии и существенно вытесняют небольшие национальные компании, поглощая наиболее перспективные из них. Крупные российские предприятия, работающие в ключевых отраслях экономики, уже имеют высокую степень интернационализации и транснационализации. Это предприятия нефтегазового, нефтехимического, металлургиче-

ского, транспортного комплекса, которые занимают ведущее положение среди экспортеров. Деятельность указанных предприятий связана с перспективами их экономического роста, экспансии на внешнем рынке, притоком иностранной валюты, формированием золотовалютных резервов и наполнением доходной части государственного бюджета. Степень транснационализации, как правило, связывают с высокой долей продаж на внешних рынках относительно суммарных продаж, долей зарубеж-

© Ю.Г. Кириллов, Е. Павента, 2015

ных инвестиций по отношению к суммарным активам компаний, а также с численностью персонала, занятого за рубежом.

Однако не менее актуальным для России является укрепление позиций малого и среднего бизнеса, который во всех развитых странах является фундаментом частной собственности, существенным источником налоговых поступлений, инструментом создания рабочих мест. Более того, для России развитие малого и среднего бизнеса - давно назревшая необходимость, так как на этом пути возможна смена экономической модели развития государства, переход от преимущественно сырьевой к инновационной, диверсифицированной экономике. Это приобрело особую актуальность в условиях снижения мировых цен на энергоресурсы и усиления давления на Россию со стороны большинства развитых государств.

Малый и средний бизнес в России ориентирован прежде всего на внутренний спрос. Для емкого российского рынка это вполне объяснимо. Вместе с тем часть небольших предприятий способна выходить на международные рынки, заниматься экспортно-импортной деятельностью, привлекать иностранный капитал.

В настоящей статье рассматриваются теоретические основы, международный опыт и возможности его использования в России в создании интернациональных малых и средних компаний. Обобщение теоретических источников по интернационализации компаний позволяет выделить два пути их становления. Первый путь связан с постепенной поэтапной интернационализацией.

Американский ученый Р. Вернон в своей теории циклов исходил из стадийного подхода, согласно которому разработка нового продукта и, соответственно, новый этап развития компании происходят в ответ на возникшую потребность внутри страны. И только потом осуществляется расширение и распространение продуктов компании на внешние рынки [1]. Концепция Р. Вернона основывалась на возможности удлинения жизненного цикла продукта за счет интернационализации фирм.

Согласно модели Уппсала, разработанной шведскими учеными [2; 3], фирма на первом этапе своего существования не осуществляет регулярные экспортные операции. Экспорт осуществляется через независимых посредников, далее через сбытовые подразделения и, наконец, создается производственный филиал. Эта модель подвергалась критике за несоответствие теоретических построений практике [4]. В отличие от «стадий» жизненного цикла про-

дукта Р. Вернона, в скандинавской модели базовым объектом исследования выступает поведение фирмы на разных этапах с точки зрения рынков и способов вхождения на них, т. е. рассматриваются стадии жизненного цикла самой компании, а не ее продуктов.

Наиболее известной моделью поэтапной стадийной интернационализации компаний является система научных идей британского ученого Дж. Даннинга, объясняющая появление и развитие ТНК [5]. Его теория используется для объяснения деятельности транснациональных корпораций. Рассматриваются условия, при которых фирма осуществляет прямые иностранные инвестиции вместо традиционного экспорта продукции. Условия подразделены на три группы: преимущества владения инновационными технологиями, торговыми марками, управленческим опытом; преимущества местоположения, а именно: определенная географическая территория, ресурсы, инфраструктура, емкий рынок; преимущества интернационализации, которые позволяют более эффективно использовать имеющиеся возможности за рубежом.

М. Портер изучал интернационализацию деятельности крупных отраслевых компаний в системе формирования конкурентной среды, которая детерминирована факторными условиями и степенью развития ресурсов, условиями спроса, так как его характеристики существенно влияют на позицию фирмы, наличием близких и обслуживающих отраслей, представляющих экономический кластер, а также выбором стратегии фирмы [6]. Перечисленные выше теоретические модели ориентированы на крупный международный бизнес, внешнюю среду и опыт развитых стран мировой экономики.

Второй путь интернационализации связан с деятельностью быстро растущих средних и малых компаний. Указанные компании не следуют первому пути, а способны выйти на мировой рынок сразу же после их создания. Это явление впервые было описано в 1993 г. в исследовании австралийских ученых [7], которые показали, что некоторые компании рождаются изначально глобальными. В исследовании компании McKinsey обозначены следующие характерные черты компаний Born Global:

- начинают экспортировать не позднее, чем через 2 года после своего создания;

- экспортируют примерно 25 % своей продукции;

- получают от трансграничных операций до 95 % выручки;

- создаются активными предпринимателями;

- используют передовые технологии как в производстве, так и в других сферах бизнеса.

Эти данные инициировали проведение дальнейших исследований по обозначенной тематике. В последние годы проблема активно изучалась в рамках теории международного предпринимательства. Были установлены связи между развитием малых, средних компаний и усилением их интернационализации [8; 9]. Выявлены возможные условия и конкурентные преимущества малых и средних фирм на внешних рынках [10]. Изучены возможности интернационализации на основе создания новых венчурных сетей [11]. Сделан вывод о том, что вероятность интернационализации фирм малого и среднего бизнеса в силу наличия у них лишь ограниченных ресурсов намного меньше по сравнению с крупными компаниями [12].

Компания Born Global не имеет общепринятого определения в международной литературе. Это относительно новое понятие, следовательно, каждый исследователь работает по его собственному определению, сосредоточив внимание на таких критериях, как доля зарубежных продаж, период времени перед началом международной деятельности или число экспортных рынков. Деятельность подобных фирм может существенно отличаться, но все они сосредоточены на глобальном мышлении учредителя. Хотя эмпирические исследования сосредоточены на материальных характеристиках, глобальное видение предпринимателя, желание быть одним из лидеров на мировом рынке представляется ключевой особенностью ранней интернационализации компании. Компании Born Global, как правило, формируются активными менеджерами с предпринимательским мышлением.

Помимо предпринимательской характеристики, появление компаний Born Global можно объяснить сочетанием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы, способствующие скорейшей интернационализации, как правило, связаны с отраслевой, региональной или национальной экспортной культурой, конкретными характеристиками спроса или иностранными торговыми посредниками [13]. В некоторых странах Евросоюза с сильными традициями экспорта в определенном секторе среди предпринимателей создана «культура интернационализации», что приводит к международной экспортной активности [14]. Компании Born Global возникают прежде всего в странах с малой и открытой экономикой [15], потому что низкий внутренний спрос и, с другой стороны, активная международная позиция способствуют росту международного предприниматель-

ства. Необходимая нормативная правовая база также может обеспечить активизацию международной деятельности малых и средних фирм. Внутренние факторы для интернационализации - это инновационные продукты или услуги, миссия компании и наличие финансовых ресурсов. Обладание товаром рыночной новизной дает огромное конкурентное преимущество и перспективу в международном бизнесе.

Является ли концепция Born Global актуальной и применимой в условиях российской экономики? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к аналитическим данным. Доля экспортирующих малых и средних предприятий (далее - МСП), что частично отражает степень интернационализации МСП бизнеса, составляет около 10 %. В то же время около 70 % иностранных МСП являются интернационализированными [16]. Еще один показатель, характеризующий активность российских компаний на международных рынках, -это доля экспортных продаж. У российских МСП в среднем лишь около 1,7 % всех продаж приходится на международные рынки, и это весьма низкие показатели. Существуют достаточно пессимистические оценки состояния российских МСП по сравнению с развитыми странами. На тысячу россиян приходится шесть малых предпринимателей, тогда как в Европейском Союзе этот показатель в пять раз выше. Вклад малого и среднего бизнеса в российский ВВП невелик и составляет 23,6 %, нормальной же принято считать экономику, в которой эта цифра доходит до 60 % [17]. Столь низкие показатели связаны с тем, что большинство российских МСП функционирует в сфере оптовой, розничной торговли, бытовых и прочих услуг, ориентируемых на внутренний рынок. Результаты их деятельности являются «неторгуемы-ми» по отношению к внешней экономике и зависимыми от импортных поставок сырья, материалов и готовой продукции. Низкий уровень развития экспортной деятельности МСП России связывают с недостатком информации о зарубежных рынках, об особенностях ведения бизнеса, а также имеющимися барьерами в сфере финансов, налогов и таможенного регулирования.

Экспортным потенциалом сегодня обладают российские МСП в области разработки программного обеспечения, информационных услуг, биотехнологии, медицины. Особенности МСП интернациональных российских компаний обусловлены их малой капиталоемкостью. Вместе с тем незначительные инвестиции обеспечивают сравнительно высокую зарубежную

активность российских компаний, например в сфере информационных технологий. Примером является «Лаборатория Касперского». Низкая капиталоемкость характерна для сферы образовательных услуг, рекламы и СМИ. Чуть больше инвестиции в розничной торговле. Есть прецеденты в пищевой промышленности. Например, «Дионис Клуб», вложив около 20 млн дол. США, обзавелся тремя зарубежными винными заводами [18]. В 2013 г. Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса был проведен опрос 450 экспортно-ориентированных МСП в 15 регионах России. Результаты опроса показали, что МСП в значительной степени нуждаются в кредитах на срок до 6 лет в суммах 30-50 млн руб. под 8-10 % годовых [19]. Такие условия на рынке финансирования пока отсутствуют.

Факторы интернационализации МСП России сегодня обусловлены экспортными возможностями, которые открываются с созданием зон свободной торговли с рядом стран Юго-Восточной Азии, прежде всего - с Китаем. Китай располагает существенным опытом в развитии МСП и представляет интерес для российских малых и средних компаний в плане продвижения своей продукции на огромный китайский рынок. Кроме того, российские МСП способны найти свое место в цепочке товародвижения в Китай, электронной торговле и экспорте туристических услуг. Плавное снижение рубля может оказать положительное влияние на рост продаж на внешние рынки, так как это улучшает рентабельность экспорта. Такие благоприятные экспортные условия могут усилить интернационализацию российских компаний. Ключевую роль занимает повышение научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов, поиск моделей их взаимодействия с передовыми инновационными фирмами.

Можно указать следующие меры, которые будут способствовать более динамичной и значимой интернационализации МСП Российской Федерации в мировую экономику:

1. Снижение институциональных барьеров, к которым относится высокий уровень налоговой нагрузки и неблагоприятное налоговое регулирование. Существование налоговой унификации, когда малый и средний бизнес уплачивает налоги наравне с крупным, приводит к тому, что предприниматели начинают искать способ избежать высоких налоговых выплат, например за счет «серой» схемы выдачи заработной платы [20].

2. Упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную

границу при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации. Таможенные операции и таможенные процедуры должны быть более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными и, одновременно, эффективными. Необходимо сокращение количества документов, сроков их подготовки и получения, сокращение сроков прохождения всех процедур. В рейтинге Doing Business, ежегодно подготавливаемом Всемирным банком, по индикатору степени благоприятности международной торговли Россия находится лишь на 155-м месте из 189 стран [21].

3. Развитие маркетинговой, финансовой, страховой инфраструктуры поддержки экспорта, значительное усиление промоутерской, тор-гово-политической деятельности по продвижению и закреплению российского экспорта на внешних рынках [22].

Из вышеизложенного следует вывод о необходимости использования имеющихся факторов и возможностей для развития несырьевых интернациональных компаний в российской экономике. «Рожденные глобальными» МСП довольно активно изучались с начала 1990-х гг., но для российских условий это явление изучено мало. Дальнейшие исследования, изучение опыта успешных и пока немногочисленных Born Global компаний России могли бы дать ответы на следующие вопросы: сколько экспортоориентированных компаний существует сегодня. Каковы факторы их возникновения? Каковы конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются? Ответы на эти вопросы могут помочь выработать возможные действия на государственном уровне для поддержки «рожденных глобальными» фирм.

1. Vernon R. The Product Cycle Hypothesis in a New International Environment // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. - 1979. -Vol. 41 (4). - P. 255-267.

2. Vahlne J.-E., Johanson J. The Mechanism of Internationalization // International Marketing Review. - 1990. - Vol. 7 (4). - P. 11-24.

3. Vahlne J.-E., Johanson J. The Uppsala model on evolution of the multinational business enterprise - from internalization to coordination of networks // International Marketing Review. -2013. - Vol. 30 (3). - P. 189-210.

4. Андерссон С., Виктор И. Инновационная интернационализация в новых фирмах (опыт Швеции) // Проблемы теории и практики управления : междунар. журн. - 2004. - № 1. -С. 41-47.

5. Dunning J. H., Lundan S. M. Multinational Enterprises and the Global Economy. - 2nd ed. Edward Elgar Publishing, 2008. - 920 p.

6. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран : пер. с англ. - М. : Международные отношения, 1993. - 896 с.

7. Rennie M. W. Global competitiveness: born global // McKinsey Quarterly. - 1993. - № 4. -URL : http://www.questia.eom/library/journal/1 G1-15424561/born-global (дата обращения: 3.16.2015).

8. Armario J. M., Ruiz D. M., Armario E. M. Market orientation and internationalization in small and medium-sized enterprises // Journal of Small Business Management. - 2008. - Vol. 46 (4). -P. 485-511.

9. Collinson S., Houlden J. Decision-making and market orientation in the internationalization process of small and medium-sized enterprises // Management International Review. - 2005. -Vol. 45(4). - P. 413-436.

10. De Clercq D., Sapienza H. J., Crijns H. The internationalization of small and medium-sized firms // Small Business Economics. - 2005. - Vol. 24 (4). - P. 409-419.

11. Coviello N.E. The network dynamics of international new ventures // Journal of International Business Studies. - 2006. - Vol. 37 (5). -P. 713-731.

12. Цуканова Т. В. Российский малый и средний бизнес: ориентир на международный рынок // Современная конкуренция : науч.-практ. журн. - 2014. - № 2 (44). - С. 60-76.

13. Zahra S. G. International entrepreneur-ship: The current status of the field and future research agenda // Strategic entrepreneurship: Creating an integrated mindset / ed. by M. Hitt, D. Ireland, D. Sexton and M. Camp. - Blackwell ; Oxford, 2002. - P. 255-288.

14. Born global: The potential of job creation in new international business / Publications Office of the European Union. - Luxembourg, 2012. -URL : http://www.eurofound.europa.eu/publi-cations/htmlfiles/ef1265.htm (дата обращения: 3.06.2012).

15. Gabrielsson M., Kirpalani V. H. M., Dimi-tratos P., Solberg C. A., Zucchella A. Born globals:

Propositions to help advance the theory // International Business Review. - 2008. - Vol. 17(4). -P.385-401.

16. Быченков Д. В. Интернационализация как фактор роста для малых и средних компаний. - URL : http://provednp.org/images/cms/ headers/prezentaciya_proved_19_iyunya_chebo-ksary_bychenkov.pdf (дата обращения: 26.06.2014).

17. Koprowski M. Rosja dobija maiy i sredni biznes. - URL : http://nczas.com/publicystyka/ro-sja-dobija-maly-i-sredni-biznes (дата обращения: 8.08.2013).

18. Кузнецов А. За рубеж вторым эшелоном // Прямые инвестиции. - 2012. - № 7. -С.34-36.

19. Литвиненко И. Л. Система поддержки экспорто-ориентированных малых и средних предприятий России : доклад на бизнес-конференции «Малый и средний бизнес: инвестиции, инновации, внешнеэкономическая деятельность». - URL : http://www.yarregion.ru/depts/ der/Pages/Предпринимательство/conference.aspx (дата обращения: 13.12.2013).

20. Широкова Г. В., Цуканова Т. В. Роль институциональной среды в процессе интернационализации фирм малого и среднего бизнеса из стран с переходными экономиками. -URL : http://www.gosbook.ru/node/54891 (дата обращения: 12.04.2012).

21. Благоприятность условий ведения бизнеса. Всемирный банк. Рейтинг экономик. -URL : http://russian.doingbusiness.org/data/explo-reeconomies/russia/ (дата обращения: 3.06.2015).

22. О плане мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» : Распоряжение Правительства РФ № 1128-р от 3 апреля 2012 г. (ред. от 3 апреля 2015 г. № 593-р). -URL : https://asi.ru/upload/medialibrary/a7e/Rasp _PravRF_29-06-2012_1128-p.pdf (дата обращения: 3.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.