2. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 5-13.
3. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.
4. Делёз Ж. Логика смысла // Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1988. С. 3-440.
5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2001. 784 с.
6. Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт: переживание пути и становление структуры? // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 63-72.
7. Ролан Барт о Ролане Барте. М.: Ad Marginem, Сталкер, 2002. 288 с.
8. Сапогова Е.Е. Жизненный и экзистенциальный опыт в автобиографических нарративах личности // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 68-79.
9. Сапогова Е.Е. Личностная мифологема в смысловом тезаурусе субъекта // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГБНОУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 39-42.
10. Сапогова Е.Е. Субъективная онтология и жизненный мир личности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 35-45.
11. Шпарага О. Феноменология опыта: опыт как «почва и горизонт» познания // Логос. 2001. № 2. С. 103-122.
12. Bruner J.S., Goodnow J.J., Austin G.A. A study of thinking. New York: Willey, 1956.
330 p.
159.9
ХАОС И ТВОРЧЕСТВО
Мелик-Пашаев Александр Александрович, доктор психологических наук, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Моховая, д. 9, с. 4
Аннотация.
В статье рассматривается явление хаоса в культурно-историческом, психологическом и педагогическом аспектах, в соотнесении с проблематикой творчества. Хаос в окружающем мире и во внутреннем мире человека - явление амбивалентное. Он может быть результатом распада тех или иных форм жизни и культуры. но он же несет в себе и предвосхищение будущего, неисчерпаемые возможности изменений, обновления, создания еще не бывшего. Сохранение в каждом ребенке этого творческого потенциала - важнейшая задача педагогики.
Ключевые слова: хаос, определенность, творчество, смысл жизни, митрополит Антоний, Бахтин, Зеньковский, Маслоу.
HAOS AND CREATIVITY
Melik-Pashaev Alexander Alexandrovich, Doctor of Psychological Sciences, Chief Researcher, Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute RAE", Moscow, Mokhovaya, 9, p. 4
Abstract.
The article considers the phenomenon of chaos in the cultural-historical, psychological and pedagogical aspects, in relation to the problems of creativity. Chaos in the surrounding world and in the inner world of man is an ambivalent phenomenon. It can be the result of the collapse of various
forms of life and culture. but it also carries in itself the anticipation of the future, the inexhaustible possibilities of change, renewal, the creation of a not yet former. The preservation of this creative potential in every child is the most important task of pedagogy.
Keywords: chaos, certainty, creativity, the meaning of life, Metropolitan Anthony, Bakhtin, Zenkovsky, Maslow.
Нужно носить в себе частицу хаоса, чтобы родить пляшущую звезду
Ф.Ницше
В нашем повседневном словоупотреблении с хаосом связаны сугубо отрицательные коннотации, казалось бы, не соотносимые с таким явлением, как творчество. Ведь оно созидательно, а хаос разрушителен. Хаос в управлении государством, хаос неопределенности жизни, который мы сейчас остро испытываем, хаос на рабочем столе - все это угрожает, мешает жить, заниматься своим делом и должно быть приведено в порядок. (Не так ли интуитивно интерпретируется нами само название знаменитой книги «Порядок из хаоса»?)
Между тем, в истории культуры хаос понимается как явление гораздо более сложное и неразделимое именно с творчеством. В античной мифологии это - таинственное, грозное, даже страшное - но в то же время жизнетворческое начало, самая возможность возникновения чего-либо во вселенной. Это и некий Зев, Зияние, всепоглощающая Бездна -и всепорождающая Пра-материя; это нерасчлененная, бесформенная Глыба, в которой скрыты и из которой извлекаются все формы; это Мировое Яйцо, таящее зародыши всех вещей. Это - вечное появление и исчезновение, разрушение и обновление форм жизни, начало и конец. [ 7 ,С.583-584 ].
Философы не прибегают к подобным образам и не вводят такого термина - «хаос», но когда Ф.Гегель, например, утверждает, что началом является Абсолютное Все, которое есть в то же время Абсолютное Ничто, и все дальнейшее проистекает из их взаимодействия, он явно имеет в виду что-то родственное древнему Хаосу.
Вспомним, наконец, что говорит о возникновении мира Книга Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». (Бытие, Гл.1, ст.1- 3)
Слова «Хаос» нет и здесь, но митрополит Антоний Сурожский, имея в виду библейские Семь Дней Творения, поясняет: «Творческое слово Божие из ничего породило хаос, и затем, следуя Божественным указаниям, этот хаос стал раскрываться от славы к славе.» [9, с.15 ].
Как видим, во всех описанных случаях Хаос и Творчество, или Творение, связаны нерасторжимо. Но как соотносятся эти необъятные образы и идеи с опытом каждого человека? Что они значат для познания себя как творца (а творцом по природе является каждый человек)? Что из этого следует для творчества со строчной, а не с заглавной буквы?
Во-первых, нужно признать присутствие хаоса в мире вокруг себя. И не только в его противоречиях и несовершенстве, которые хочется устранить, но и в его принципиальной незавершенности, без которой сам разговор о творчестве не имел бы смысла; в его непрерывном изменении и становлении. «Каждый из нас чувствует притягательность хаоса, а временами и целые народы и целые эпохи ощущают движение хаоса, который может сломать, взорвать, разрушить что-то, чтобы дать жизнь -другую жизнь. И в то же время во всех нас живет страх этого хаоса.» [9, с. 19].
Во-вторых, нужно увидеть, признать, что этот творческий хаос живет и внутри тебя, в твоей собственной незавершенности, то есть - несовершенстве. Реально почувствовать и осознать, что ты не знаешь сам себя; что в тебе есть нераскрытая глубина, еще не сбывшиеся, неведомые возможности. «Не так просто заглянуть внутрь себя и увидеть, что под пленкой безопасности, в хрупких рамках видимого порядка существует весь хаос, полный
возможностей, которые не желают быть обузданными, плененными, организованными.» [9, с. 19].
Выдающийся психолог ХХ века А. Маслоу анализирует поведение человека, который страшится собственного глубинного «я» с его неведомыми энергиями и возможностями. Не осознавая, чего он боится на самом деле, такой человек опасливо и враждебно относится ко всем признакам хаоса в окружающем мире, которые напоминают ему его внутреннего «врага», и старается обезопасить себя, предельно регламентируя свою жизнь. И вследствие этого отказывается от своего прирожденного дара творчества. [8, с. 96-97]. Как неоднократно говорит митрополит Антоний, худшее, что можно сделать, преодолевая хаос -это пытаться «заморозить океан», чтобы он не представлял более никакой угрозы...
Похоже, что именно готовность человека принять хаос и работать с его проявлениями вокруг и внутри себя на сухом языке науки называют «толерантностью к неопределенности» и считают одним из психологических свойств, характерных для творческой личности. Ведь каждый истинно творческий акт начинается с предощущения чего-то ценного, что еще не познано, не определилось, не схвачено мыслью, не получило формы, но стремится к этому:
И не знаю сам, что буду
Петь, но только песня зреет.
А.И.Фет
Хаос амбивалентен еще и в том смысле, что мы называем этим словом два разных явления: «хаос до» и «хаос после» того, что можно условно назвать порядком. Процитирую еще раз митр. Антония. «Хаос может быть свидетельством распада чего-то красивого, гармоничного, упорядоченного. Но есть другой хаос, который предшествует порядку, гармонии и красоте. Он несет в себе множество возможностей, он живет ожиданием того, что родится из него, что придаст ему смысл. В первом случае ... он уже не может дать начало ничему новому. Во втором случае хаос полон предвкушения, надежды, из него может родиться все, что угодно, хотя это не означает, что все таящиеся в нем возможности обязательно будут реализованы.» [9, с.14].
Образом хаоса первого рода может быть и крах изжившей себя цивилизации, и распад человеческой личности, деградация сильного ума, хаос безумия. К примеру, когда Томас Манн писал о болезни и смерти философа, чей блестящий афоризм стал эпиграфом к этой статье, он привел слова из «Гамлета»: «О, что за гордый разум сокрушен!».
А хаос второго рода, предвкушение не определившихся и как бы беспредельных возможностей, несет в себе едва ли не каждый маленький ребенок. В отличие от нас, он меняется стремительно, от дня ко дню; неожиданная, порой почти пугающая серьезность соседствует в нем с безграничной наивностью и беспомощностью; его реакции переменчивы и непредсказуемы. Он пока еще «не может ничего», но в то же время пока еще «может все» -именно потому, что еще не определился, то есть не поставил себе пределы, еще не развил одни свои способности за счет других. Его творческая природа - то, что В.В. Зеньковский назвал «внутренней энергией души» [4] - может выглянуть, сверкнуть по любому неожиданному поводу, озадачив своей глубиной внимательных взрослых - и скрыться снова, как под шапкой-невидимкой. Она так свободна, потому что еще не нашла своего определённого русла - но это должно произойти, в той или иной степени, в ограниченном пространстве и времени земной жизни.
Да, хаос возможностей должен упорядочиваться, иначе он не реализуется в жизни, и «слепая ласточка в чертог теней вернется» (О.Э.Мандельштам). Но, упорядочиваясь с годами, он не должен застывать: изначальную универсальность творца, предтворческий хаос, позволяющий порождать не бывшее, надо стараться сохранить внутри любой определенной деятельности, иначе не родится пляшущая звезда.
Как помогать этому - важнейший педагогический вопрос, его надо обсуждать отдельно. А сейчас сосредоточимся на том факте, что взрослый, «определившийся» человек,
в какую бы область ни направила его внутренняя энергия души, в определенном смысле творит из хаоса, преобразует и оформляет хаос мира. Конечно, не тот первичный, «безвидный» хаос Книги Бытия, а уже как бы упорядоченный, оформленный и законосообразный мир. (Как и сам творец с маленькой буквы, в отличие от Творца вселенной, не творит из «ничто»). На чем же основана эта аналогия?
В литературе встречается простой и понятный пример: одно и то же впечатление или наблюдаемое событие повседневной жизни в одном человеке приведет к зарождению художественного образа, другого натолкнет на поиски научной - например, социологической закономерности, третьего подвигнет на нравственный поступок и т. д.
Глубже понять это явление поможет высказывание М.М.Бахтина, относящееся к сфере художественного творчества: «Эстетическая активность моя - не в специальной деятельности художника-автора, а в единственной жизни, не дифференцированной и не освобожденной от неэстетических моментов, синкретически таящая в себе как бы зародыш творческого пластического образа» (курсив мой - А.М.)[ 2. с. 38-39 ]
Это значит, что первоисток творчества художника в широком смысле слова - не искусство уже существующее, в котором действительность преобразована и «очищена от неэстетических моментов», а то, из чего искусство рождается - наша «единственная жизнь», которая таит в себе зародыш того, что художественно одаренный человек извлекает из потенциального, непроявленного состояния и оформляет в виде художественного образа мира.
Отношение художника и этой «недифференцированной» действительности насквозь диалогично: таящася в ней возможность образа как бы идет навстречу вектору одаренности человека, его сознательному или сверхсознательному запросу, и сама «требует» , чтобы художник высвободил ее, дал образ и прочную форму, дал имя - подобно тому, как некогда Адам нарекал имена новосозданным живым существам.
«Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим. То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым» А.Ахматова
«...Но дай мне имя, дай мне имя!
Мне будет легче с ним, пойми меня...»
О.Мандельштам
Клод Дебюсси рассказывает: «Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки» [ 3, с. 192] и т. д
Музыковед и психолог Д.К. Кирнарская пишет: все, что видит и чувствует композитор, «хочет стать музыкой [5, с.253]
Интроспективный опыт многих людей искусства приводит к подобным утверждениям. Но «недифференцированная» действительность готова дать жизнь и зародышам других видов человеческого творчества.
С ярким свидетельством этого столкнулся некогда известный исследователь математических способностей В.А. Крутецкий [6]. Он заметил, что математически одаренные дети, как и «настоящие» математики, обладают особым качеством, которое он назвал математической направленностью ума. Это означает, что, даже еще не занимаясь математикой как наукой, они «математизируют» весь воспринимаемый мир, рассматривают любые явления под углом зрения математических отношений - вплоть до отсутствия сколько-нибудь заметного интереса к другим сторонам действительности. Нерасчлененная
«единственная жизнь» приоткрывает им таящиеся в ней прообразы математических явлений, их они будут извлекать из «безвидного» состояния и формулировать на языке математики.
Изобретателю по призванию различные впечатления жизни подскажут искомую конструкцию; палеоархеолог по призванию улавливает невидимое присутствие древней жизни и делает свои открытия, и т.д. Все содержащая и недифференцированная жизнь, повторяю, как бы идет навстречу запросу человека- творца: Скажи заветное он слово -И миром новым естество Всегда откликнуться готово На голос родственный его. Ф.И.Тютчев
Каждый новый человек, определяясь со своим призванием, извлекает из неисчерпаемой действительности и по-новому оформляет не проявленные возможности «предтворческого» хаоса мира, и тем самым, можно сказать, осуществляет самого себя. И в пространстве -времени нашей жизни, которое философ называет «потенциальной бесконечностью»[1],этот процесс не завершим.
Конечно, в действительности ему противостоят противоположные и очень влиятельные процессы «замораживания океана»: формализация образования, регламентация деятельности, ее подчинение заранее намеченным результатам, редукция творчества до решения «полезных» задач и многое другое, что противостоит творческому аспекту хаоса и в мире, и в самом человеке. Но сейчас мы обсуждаем условия, которые благоприятствуют развитию человека как творческого существа. А, значит, речь должна идти о задаче и способах сохранения, поддержки и развития творческого потенциала, который изначально присущ каждому человеку. То есть - каждому ребенку.
Об этом, конечно, надо говорить специально, но я позволю себе закончить изложение описанием одного эпизода, в котором тема хаоса еще раз, неожиданным образом, «пересечется» с темой творческих возможностей детей.
Недавно в Психологическом институте РАО защищалась кандидатская диссертация, посвященная, разумеется, не хаосу, а игре дошкольников в условиях разной предметной среды. [10] В одних случаях среда, в которой играли дети, была «функционально определенной»: так называемые маркеры роли (например, халат врача ), предметы для игрового оперирования (посудка, телефон и т. п.), определенные игрушки-персонажи - все это лимитировало и подсказывало ребенку, кем быть, что делать, какой игровой сюжет придумать. В других случаях ребенку предлагали материал «полифункциональный», не имеющий определенного сюжетно-ролевого образа (разные природные материалы, ткани, бумага, предметы с незнакомой детям функцией, игрушки, не предназначенные для сюжетной игры, как, например, деревянные кубики и т.д.). В первом случае ребенок оказывался в упорядоченном, до и без него определенном мире. Во втором он попадал в ситуацию некоего мини-хаоса, моделирующего тот мир неопределенности, в котором, по -своему упорядочивая его, живет и действует каждый творческий человек. Оказалось, что именно вторая ситуация благоприятна для развития самостоятельности и воображения маленьких детей, для того, чтобы они свободно строили свой «образ мира».
Мне кажется, в этом эпизоде из дошкольной жизни читается отчетливый намек на то, какие качества, какую установку по отношению к миру нужно поддерживать и выращивать в ребенке - а также оживлять и восстанавливать в нас самих, чтобы высвободить творческую потенцию, «которая была дарована каждому из нас, но впоследствии утеряна»» [8, с. 95]. Понятно, какие поистине «хаотические» перемены в нашем педагогическом сознании и привычках должны для этого произойти! Зато, когда они произойдут, станет несравненно больше тех, кто способен родить свою великую или малую, но — свою, новую звезду.
Литература
1. Арсеньев А.С. Что такое личность? Философский очерк // Развитие личности. 2013, №2, стр. 14-83. //
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство,1979.
3.Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. - М-Л.: Музыка,1964
4.Зеньковский В.В. Проблема психической причинности.- Киев. 1914.
5.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М.: Таланты-ХХ1 век, 2004.
6.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.-М.:Педагогика, 1968.
7.Лосев А.Ф. Хаос. /Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1991.
8.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - М.: Евразия, 1997. 430 стр.
9.Митрополит Антоний Сурожский. Хаос. Закон. Порядок. - М.: Никея, 2019. З61 стр.
10.Рябкова И.А. Ролевое замещение в игре дошкольников в услвиях разной предметной среды.Автореф. канд.дисс. - М., 2019
11.Чинксентмихайи, М. «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений». - М.:Карьера пресс, 2017.
УДК 159.9
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ: ПРЕПЯТСТВИЯ
И ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ
Митина Лариса Максимовна - доктор психологических наук, профессор, ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4, e-mail mitinalm@mail.ru
Аннотация.
Представленное в статье исследование позволило выделить психологические условия, способствующие формированию и закреплению негативных явлений (выученная беспомощность, маргинализм, прокрастинация) и тем самым препятствующие личностно-профессиональному развитию, смыслообразованию и смыслообретению человека.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, смыслообразование, преемственность поколений, выученная беспомощность, маргинализм, прокрастинация.
PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT, SENSE EDUCATION, CONTINUITY OF GENERATIONS: OBSTACLES AND EDUCATION ERRORS
Mitina Larisa Maximovna-doctor of psychological Sciences, Professor, Psychological Instituteof RAE; Moscow, Mokhovaya street D. page 9, 4, e-mailmitinalm@mail.ru
Abstract.
The research presented in the article made it possible to single out the psychological conditions that contribute to the formation and consolidation of negative phenomena (learned helplessness, marginalism, procrastination) and thereby impede personal and professional development, sense formation, and sense making of a person.
Keywords: personal and professional development, sense formation, continuity of generations, learned helplessness, marginalism, procrastination.