Научная статья на тему 'Ханбикову Я. И. 75 лет'

Ханбикову Я. И. 75 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ханбикову Я. И. 75 лет»

Юбилей ученого.

4

Ханбикову Я.И. - 75 лет

Ученый совет КГПУ 18 марта 2003г. собрался по случаю юбилея видного ученого, профессора Ханбикова Якуба Исхаковича. Якуб Исхакович на педагогическом поприще находится более 50 лет.

Учительскую деятельность он начал с 16 лет, еще не имея специального педагогического образования, в 1944 г оду, заменив ушедшего на фронт учителя сельской школы. Впоследствии, получив высшее педагогическое образование в Ульяновском пединституте, Якуб Исхакович поступил в аспирантуру кафедры педагогики Казанского педагогического института под руководством видного ученого и педагога профессора В.М. Горохова. После окончания аспирантуры и по сегодняшний день он трудится в Казанском педагогическом университете, последовательно занимая должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой, профессора.

Еще в начале своей работы в качестве преподавателя кафедры педагогики Ханбиков Я.И. обратил внимание на проблемы развития истории педагогической мысли в нашем крае, что явилось предвестником ре-гонализации содержания педагогического образования. Большое внимание в своих научно-педагогических изысканиях он обращал на вопрос использования татарской народной педагогики в воспитании подрастающего поколения, что внесло достойный вклад в этнопедагогику народов России и стало основой гуманизации педагогического образования, приходящего в современный период на смену авторитарной педагогики. Успешно защитив в 1954 году кандидатскую диссертацию, уже в 1967 году Ханбиков Я.И. защитил докторскую в Московском пединституте им. В.И. Ленина на тему «Развитие педагогической мысли татарского народа». За эти годы им успешно разрабатывались проблемы организации воспитательного процесса в национальных школах, использования народной педагогики и прогрессивных народных традиций в современных условиях. Его перу принадлежат работы по дидактике («Процесс обучения», «Повышение эффективности урока», «Воспитание логического мышления на уроках», «Применение магматической статистики в дидактических исследованиях»), по теории воспитания («Нравственные основы полового воспитания», «Интернациональное воспитание», «Философия и педагогика», «Татарские народные игры и праздники» и др.). Ханбиков Я.И.

опубликовал монографии «Из истории педагогической мысли татарского народа», «Русско-татарское содружество в области просвещения».

Талант педагога, организатора педагогического образования и исследователя актуальных проблем педагогики у Якуба Исхаковича проявился в годы его работы в качестве заведующего кафедрой педагогики (с 1969 до 1989гг.). Ему предстояло продолжить традиции кафедры, сложившиеся под руководством известных в стране педагогов - профессоров Красновского Архипа Алексеевича (1918-1926), Струминского Василия Яковлевича (1926-1932), Горохова Василия Михайловича (1932-1960), Половниковой Наталии Александровны и Туишева Юзера Ахмет-зяновича. Это была не простая проблема обеспечения преемственности непрерывности развития общеинститутской и профилирующей кафедры.

За годы заведования профессором Ханбиковым Я.И. кафедра педагогики превратилась в центр по повышению профессиональной подготовки педагогов для общеобразовательных школ, по интеграции общепедагогической и частнометодической подготовки будущих учителей, координации научных исследований в университете и за его пределами в области педагогики и психологии.

70-е - 80-е годы в области образования были необычными. В этот период повсеместно осуществлялось всеобщее среднее образование, обновлялись задачи общеобразовательных и профессионально-технических школ, было необходимо повысить качество подготовки и переподготовки педагогических кадров. Все это требовало изменения психологопедагогической подготовки студентов, всей деятельности кафедры. Основными достижениями кафедры педагогики под руководством Я.И.Хан-бикова по обновлению содержания психолого-педагогической подготовки будущих учителей можно считать прежде всего обеспечение непрерывности психологической и общепедагогической подготовки студентов за весь период обучения в вузе.

Серьезный шаг был сделан по укреплению связей теоретической психолого-педагогической подготовки студентов с их школьной (педагогической) практикой. Была создана система непрерывной педагогической практики студентов как младших, так и старших курсов.

Под руководством Якуба Исхаковича кафедра установила тесную связь с общеобразовательными и профессионально-техническими школами, органами образования. Стали традиционными выезды преподавателей вуза на учительские конференции, проводимые в районах и городах, совместные заседания Ученого Совета и заведующих рай-горо-

но, республиканские научно-практические конференции. Кафедра педагогики возглавляла городской университет учителя (ректор доцент Буш-канец М.Г.), факультет общественных профессий для студентов (ФОП, декан доцент Мочалова Н.М.) и многие другие.

В недрах кафедры педагогики под руководством проф. Ханбикова Я.И. выросли крупные ученые: профессора Вилькеев Д.В., Нигматов З.Г., Закиров Г.С., Половникова Н.А., Мочалова Н.М., Андреев В.И., Сирот-кин Л.Ю., Каташев В.Г. и другие. Кафедра стала опорной базой для создания и отделения самостоятельных кафедр института в 1974 г. - кафедры психологии, в 1979 г. - кафедры методики воспитательной работы (ныне кафедра педагогики гуманитарных факультетов), в 1981 г. - кафедры научных основ управления школы (ныне при РИПКРО).

Кафедра педагогики в эти годы стала кузницей научных кадров в области педагогики и для всего Поволжья и Урала, а ее руководитель профессор Я.И. Ханбиков был удостоен за особое отличие в развитии отечественной педагогической науки медали АПН СССР и МП СССР им. Ушинского К.Д. и за особый вклад в развитие отечественного образования медали им. А.С. Макаренко, нагрудного знака «Отличник народного просвещения РФ».

По вкладу в подготовку научных кадров профессор Ханбиков Я.И. сегодня занимает первое место среди ученых нашей республики и далеко за ее пределами: он подготовил около 100 кандидатов и докторов наук. В определенные годы Якуб Исхакович являлся единственным доктором педагогических наук во всем Поволжье и оказал заметное влияние на формирование ученых-педагогов нашего края в качестве научного руководителя, рецензента, оппонента или консультанта. Его ученики работают ныне почти во всех казанских и во многих вузах Поволжья и других регионах. Среди них имеются представители многих национальностей: русские, татары, евреи, чуваши, марийцы, киргизы, молдаване, узбеки, карачаевцы, адыги, тувинцы, они трудятся в вузах России и стран СНГ.

Под руководством Ханбикова Я.И. был создан (и ныне действует) диссертационный совет при нашем вузе. Якуб Исхакович является членом докторского диссертационного совета при ИСПО РАО, долгое время он являлся членом ВАК СССР, членом Совета АПН СССР по истории педагогики, членом ред. совета журнала «Совет м!)кт1)бе». За заслуги в подготовке научных кадров, в развитии педагогической науки ему присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки РТ», «Заслуженный деятель науки РФ».

Профессор Я.И.Ханбиков и по ныне ведет широкомасштабную на-

учно-педагогическую деятельность. Он является соавтором капитальных научно-педагогических изданий: многотомной истории педагогики; четырехтомной педагогической энциклопедии; био-библиографического словаря деятелей образования и педагогики; русско-татарского терминологического словаря по педагогике и психологии; национальной доктрины образования РТ; истории педагогики Татарстана.

В 1997 году профессор Ханбиков Я.И. был избран действительным членом Международной педагогической академии.

За большой вклад в развитие национальной системы образования Якуб Исхакович в 2001 году стал лауреатом республиканской премии им. К.Насыри. В настоящее время под его научным руководством работают над диссертационными исследованиями по актуальным проблемам образования и педагогики около 10 аспирантов и соискателей.

Габдуллин Г.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.