Научная статья на тему 'Хакасские народные игры'

Хакасские народные игры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1073
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХАКАСЫ / ИГРЫ / САМОБЫТНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / КУРЕС / НООРПАС / ЧАРЫС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демьянова В.В.

Статья посвящена описанию народных игр хакасского народа. Материалы данной статьи предназначены всем интересующимся историей и культурой народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хакасские народные игры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 394.24

Демьянова В.В.

студентка 2 курса кафедры НХТ ИИ ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республика Хакасия

ХАКАССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ Аннотация

Статья посвящена описанию народных игр хакасского народа. Материалы данной статьи предназначены всем интересующимся историей и культурой народов России.

Ключевые слова Хакасы, игры, самобытность, традиции, курес, ноорпас, чарыс.

Обязательной чертой каждого этноса является наличие у него своих традиционных игр, сопровождающих в обиходе людей всех возрастов от мала до велика, в течение многих столетий. Ведь игра - это не только развлечение. В ней вырабатываются жизненно необходимые личностные качества, менталитет, взгляд на мир.

Народные игры очень многообразны. Например, широкое распространение у наших предков получили зимние детские забавы. Поэтому зимой, когда река замерзала, устраивались игры на льду, снежных равнинах. Так жители Новгорода катались на лыжах, санях, играли с мячом на льду, а на хакасской земле любимым зимним развлечением было катание с горок на льдинках «катушках».

Хакасские народные игры являются направленными на достижение некой цели. В ней вырабатывались взаимовыручка, доброта, благородство, готовность прийти на помощь товарищу. Для подготовки юношей к труду, семейной жизни, военному делу у народов существовала вереница разнообразных игр, упражнений.

«Самобытность хакасских традиционных игр связана со скотоводческим бытом древних хакасов. Детство хакасского ребенка происходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных еще со времен Кыргызского государства (VI-XIII в.в.)» [1, с. 26]. Для них также характерна слабо выраженная единая система и наличие локальных вариантов игры. Ведь в каждом поселении был свой уклад жизни.

В стародавние времена игры носили массовый характер. Все возрастные категории присутствовали на таких нехитрых мероприятиях. По праздникам, либо в свободный от работы день, собираясь на главной площади, каждый старался отдохнуть от тяжкого каждодневного труда. Поэтому участие принимали с удовольствием. Но состязания существовали не только как забава. Это была своеобразная подготовка, тренировка перед боями с врагами и неприятелями Родины.

Из-за частых набегов врагов, военные упражнения стали неотъемлемой частью древней хакасской культуры. Прочно войдя в обиход, они отразились в традиционных потехах.

После ритуальной части праздника либо во время религиозных молений у хакасов, так же, как и у русских устраивались спортивные состязания. Это были конные скачки, бега, стрельба из лука, традиционная борьба - «курес».

Борьба «курес» считалась ведущим видом спорта. Наличие кушака из материи было главным условием для участника соревнования. Держась за кушаки, борцы начинали поединок. Чтобы добиться победы необходимо было, не отпустив руки бросить противника на землю. В ход шли разнообразные приемы рук и ног. Противник считался побежденным в том случае, если он упал, либо коснулся любой частью тела земли. В том случае, когда борцу удавалось приземлиться на ноги и устоять под напором противника, поединок продолжался. Главное для мужчин, принимающих участие в таком виде состязаний,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х

было наличие физической силы и выносливости.

Игры с предметами развивали воображение, творческие способности. Даже простая палочка могла превратиться в коня или меч. Ребенок представлял себя богатырем - защитником своего Отечества. Археологические находки в виде деревянных мечей, луков и стрел позволяют говорить о творческой природе детских игр. Сражаясь игровыми мечами и пуская деревянные стрелы из лука, дети осваивали очень ценные для того времени трудовые и военные навыки. Со временем игры-упражнения утратили свое прямое назначение, став просто детской забавой. В подобных играх сюжет подчинен воображению играющих. Игра имеет способность к быстрому перестроению, в ней отсутствуют четкие правила. Так у хакасского народа практиковалась стрельба из лука «ноорпас». На земле чертился круг диаметром 5м. С расстояния от 10 до 25 саженей игрок должен был попасть в него. Лук делался из ели, а стрелы изготовлялись из черемухи.

«Самым увлекательным состязанием на любом хакасском празднике были конные скачки - «чарыс». Это было самое любимое развлечение скотоводческих народов» [2, с. 206]. Сами хозяева лошадей в соревновании участие не принимали. Как и у всех тюркских народов, у хакасов в этом поединке всадниками были мальчики-подростки от 8 до 13 лет. Они держались на лошади без седла. Из снаряжения была только уздечка. Голову седоки повязывали платкам разных цветов, чтобы зрители могли их различить. Победителем считался тот, кто прискачет первым к финишу. Хозяин лошади, которая пришла первой, получал выигрыш - «морш», а сам наездник награждался 10% от выигрыша.

Таким образом, мы видим, что русские и хакасские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них очень подробно и ярко отражается жизненный уклад, быт, моральные устои и культура народов.

Список использованной литературы:

1. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. - Абакан: Чахаях, 1995. - 56 с.

2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. - 224 с.

© Демьянова В.В., 2017

УДК 908

А.А. Москов

Студент 2 курса, БФ БашГУ г. Бирск, РФ E-mail: artemnaruto231@mail.ru

ПЫХТЕЕВА АНТОНИНА АЛЕКСАНДРОВНА «СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ» - ГОРДОСТЬ НАШЕГО ГОРОДА

Аннотация

Статья посвящена ознакомлению с жизнью и профессиональной деятельностью сестры милосердия -Пыхтеевой Антонины Александровны. Рассмотрены и проанализированы собранные материалы о последовательнице Ф.Найтингейл А.А. Пыхтеевой. В данной статье представлена биография А.А.Пыхтеевой.

Ключевые слова

Флоренс Найтингейл, сестра милосердия, Комитет Красного Креста.

Сестринское дело имеет тысячелетнюю историю. Женщины заботились не только о питании, поддержании очага, но и о благополучии и здоровье своих сородичей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.