Научная статья на тему 'GV вирус с/вирус гепатита g (GBV-C/HGV)'

GV вирус с/вирус гепатита g (GBV-C/HGV) Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
417
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «GV вирус с/вирус гепатита g (GBV-C/HGV)»

GV ВИРУС С/ВИРУС ГЕПАТИТА G (GBV-C/HGV).

Вирус гепатита G был открыт в 1995 году двумя независимыми группами ученых (Simons J.N. et al, 1995; Linnen J. et al, 1996). История открытия нового вирусного агента, ассоциированного с заболеваниями печени, включает 30-ти летний период времени. Еще в 1967 г. немецкий исследователь F. Deinhardt с группой соавторов сообщил о результатах изучения передачи вирусов, вызывающих гепатит у людей, на экземплярах маленьких ЮжноАмериканских мармозеток (тамарины: Saguinus fuscicollis, S. nigricollis, S. oediporuidae). Мармозеток внутривенно заражали сыворотками крови людей, больных острым гепатитом неясной этиологии. В одном из экспериментов, где в качестве инокулята использовалась плазма крови больного гепатитом хирурга из Чикаго с инициалами G.B., у обезьян был зарегистрирован гепатит, что позволило предположить наличие нового инфекционного агента, вирусная природа которого была доказана в процессе множественных пассажей на тамаринах. Выделенный изолят вируса назвали GB-агент (Deinhardt F. et a!., 1967). Следует отметить, что два года спустя другая группа ученых сообщила о существовании вируса гепатита у мармозеток, не подвергавшихся заражению вирусами, вызывающими гепатит у человека (Parks W.P. et al., 1969).

В 1995 году Simons J.N, и соавторы с использованием репрезентативного дифференцировочного анализа (RDA) (Lisitsyn N. et al., 1993) обнаружили в сыворотке крови тамарина (S. labiatus), искуственно зараженного GB-агентом, геномы двух вирусов, названных GB вирусом A (GBV-A) и GB вирусом В (GBV-B). GBV-A и GBV-B содержали РНК позитивной полярности длиной 9493 нуклеотидных оснований (и.о.) и 9143 и.о. соответственно. Геномы данных вирусов содержали одну большую рамку считывания, кодирующую полипротеины длиной 2972 (GBV-A) и 2864 (GBV-B) аминокислот, и были организованы сходно с нести- и флавивирусами, у которых структурные белки располагаются в N-концевой, а неструктурные в С-концевой части полипротеина (Simons J.N. et al, 1995). - Сравнение аминокислотных последовательностей РНК-зависимых РНК полимераз и хеликаз GBV-A и GBV-B с аналогичными последовательностями других РНК-содержащих вирусов показало наибольшее сходство с белками, кодируемыми геномом вируса гепатита С (HCV), что позволило отнести GBV-A и GBV-B к семейству Flaviviridae. Впоследствии было установлено, что GBV-A и GBV-B являются вирусами обезьян (MuerhoffA.S. et al., 1995).

Рекомбинантные полипептиды, кодируемые предполагаемыми core, NS3, NS4 и NS5 участками генома GB вирусов А и В, экспрессированные в E.coli, были использованы для определения встречаемости антител к данным вирусам в человеческой популяции, в частности у больных гепатитом неясной этиологии. Таким образом была обнаружена иммунореактивная с данными антигенами сыворотка крови пациента из Южной Африки, не содержащая РНК GBV-A и GBV-B. Данный образец сыворотки крови был протестирован на присутствие неопознанного вируса методом обратной транскрипции - полимеразной цепной реакции с использованием вырожденных олигонуклеотидов, соответствующих нуклеотиднои последовательности участков генома, кодирующих хеликазу у HCV, GBV-A и GBV-B. Полученный продукт амплификации содержал нуклеотидную последовательность, показавшую 59.0 %, 53.7 % и 47.9 % идентичности с NS3 участком HCV, GBV-A и GBV-B соответственно. Филогенетический анализ полной нуклеотиднои последовательности, а также генетическая организация вируса позволили говорить о новом вирусном агенте, который был назван GB вирус С (GBV-C) и отнесен к семейству Flaviviridae (Simons J.N. etal., 1995).

В 1996 г. независимая группа ученых (Linnen J. et al.) также сообщила об идентификации в плазме крови пациентов с хроническим гепатитом нового вируса человека, принадлежащего к семейству Flaviviridae. Вирус был назван вирусом гепатита G (HGV). При сравнении аминокислотных последовательностей полипротеинов HGV и GBV-C с HCV, GB вирусом А и GB вирусом В было выявление 29 %, 48 % и 28 % гомологии соответственно и 100 % гомологии между собой. Полное соответствие аминокислотных последовательностей позволило утверждать, что HGV и GBV-C являются различными вариантами одного вируса (Linnen J. et al., 1996). В дальнейшем мы будем пользоваться аббревиатурой GBV-C/HGV.

Геном GBV-C/HGV представлен позитивной цепью РНК размером около 9400 и.о. (Leary Т.Р. et al., 1996). В нуклеотидном составе РНК наблюдается небольшое преобладание G и С

оснований. 5'- и 3'- концевые участки геномной РНК вируса гепатита G содержат нетранслируемые регионы (НТР) размерами около 500 и 300 н.о. соответственно, которые фланкируют открытую рамку считывания, кодирующую полипротеин - предшественник вирусных белков. Отличительной особенностью GBV-C/HGV является отсутствие в полипротеине нуклеокапсидного белка. По аналогии с HCV 5'-НТР GBV-C/HGV ответственен за инициацию трансляции вирусной РНК. Роль З'-НТР предположительно заключается в терминации трансляции, регуляции транскрипции и инкапсидации РНК GBV-C/HGV (Erker J.C. et al., 1996).

Так же, как HCV, HTV и другие РНК содержащие вирусы, GBV-C/HGV обладает двумя уровнями вариабельности геномной РНК. Первый заключается в различиях между вирусными геномами, циркулирующими в одном организме, - квазивиды (Viazov S. et al., 1997). Второй основан на различиях между вариантами вируса, обнаруженными в различных организмах, -генотипы (MuerhoffA.S. etal., 1996).

Интересно, что различные квазивиды GBV-C/HGV обладают различной тканевой специфичностью. При сравнении 5'-НТР квазивидов GBV-C/HGV, обнаруженных в печени и клетках крови одного человека, были установлены различия в их нуклеотидных последовательностях. Филогенетический анализ показал, что большинство нуклеотидньгх последовательностей GBV-C/HGV, обнаруженных в печени, кластеризуются на дендрограмме в близкородственную группу и отличаются от квазивидов, выделенных из мононуклеарных клеток периферической крови (Fogeda M. et al., 2000).

В отличие от HCV, у GBV-C/HGV не обнаружено гипервариабельных регионов в генах, кодирующих наружные гликопротеины, и наблюдается значительно меньший уровень расхождений между вариантами. При классификации вариантов HCV за критерий разделения типов принимается уровень расхождений нуклеотидной последовательности, равный - 30 %, а субтипы разделяют при наличии ~15%-ных расхождений (Robertson В. et al., 1998). Различия между вариантами GBV-C/HGV в полной нуклеотидной последовательности генома составляют 10-15% и варьируют в зависимости от участка генома. В 5'-НТР и в участках генома GBV-C/HGV, кодирующих наружные гликопротеины, расхождения в нуклеотидных последовательностях составляют 5-20 % (An P. et al., 1997; Pickering J.M. et al,, 1997), в NS3 регионе достигают 30 % (Lim MY. et al., 1997), а в NS5 регионе варьируют в пределах 5-15 % (Viazov S. et al., 1997; Jinhing C. et al., 1997). В связи с этим принято разделять только генотипы GBV-C/HGV и обозначать их цифрой. К настоящему времени предложено выделять пять генотипов GBV-C/HGV (Tucker Т J. & Smuts H., 2000).

У GBV-C/HGV установлена закономерность встречаемости генотипа вируса от территории обнаружения. Второй генотип вируса гепатита G преобладает в Северной Америке, Европе, Азии и Северной Африке и, по всей вероятности, обнаруживается во всем мире. Варианты первого генотипа преобладают только в Западной Африке, третьего и четвертого генотипов - в Юго-Восточной Азии., а пятого - в Южной Африке (MuerhoffA.S. et al., 1996; Natio H. et al., 1999). Ha территории РФ и стран СНГ доминирует второй генотип GBV-C/HGV (Новиков Д.В. и др., 1999), однако были обнаружены варианты, относящиеся к первому генотипу (Самохвалов Е.И., не опубликовано).

Филогенетический анализ нуклеотидных последовательностей вариантов вируса гепатита G, обнаруженных у коренных жителей Ценральной Африки, таких как пигмеи и банту, показал, что встречающийся у аборигенов GBV-C/HGV является предком для всех описанных к настоящему времени вариантов вируса, что свидетельствует об африканском происхождении GBV-C/HGV (Tanaka Y. et al.,1998). GBV-C/HGV характеризуется значительно меньшим темпом мутирования по сравнению с такими вирусами, как HCV и HTV. Сравнение нуклеотидных последовательностей внутренних регионов генома вируса гепатита G показало, что темп нуклеотидных замен, характерный для GBV-C/HGV, составляет 9x106 замен на сайт в год, и дивергенция между основными генетическими группами вируса гепатита G произошла около 7-10 тысяч лет назад (Suzuky Y et al., 1999).

Исследования последних лет привели к открытию еще одного вируса приматов, обнаруженного у шимпанзе. Анализ нуклеотидной последовательности показал, что новый вирус относится к семейству Flaviviridae и обладает 75-80 % гомологии с GBV-C/HGV, поражающим

человека (hum). Вирус был назван GBV-C/HGVcpz. У различных вариантов GBV-C/HGVcpz, циркулирующих внутри разных подвидов шимпанзе, наблюдаются расхождения нуклеотидных последовательностей, составляющие 20-25% (Adams N.J. et al, 1998). Расхождения между вариантами GBV-C/HGV, встречающимися в человеческой популяции, составляют 10-15%. Для GBV-C/HGV человека не обнаружено вариантов, специфичных к различным расам, но обнаружена зависимость встречаемости генотипов от территории (Muerhoff A.S, et al., 1996). Считается, что эволюция GBV-C/HGVhum и GBV-C/HGVcpz происходила совместно с их хозяевами, так же, как и у GBV-A (Charrel R.N. et al., 1999).

Различные варианты GB вируса А, среди которых наблюдается от 30 до 45 % расхождений в нуклеотидных последовательностях генома, обладают высокой видовой специфичностью. Причем, среди вариантов GB вируса А, встречающихся внутри одного вида обезьян Нового Света, наблюдается до 95% гомологии нуклеотидных последовательностей. Авторы считают, что эволюция GB вируса А происходила совместно с его хозяевами, и дивергенция между различными вариантами вируса произошла около 5-10 миллионов лет назад (Leary T.P. et al., 1996). Следует заметить, что филогенетический анализ, основанный на сравнении полных аминокислотных последовательностей полипротеинов, а также нуклеотидных последовательностей 3' терминальной части РНК GBV-C/HGV и GBV-A, позволил установить, что данные вирусы произошли от общего предшественника (Charrel R.N et al., 1999; Новиков Д.В. и др., 2000).

Относительно небольшие расхождения нуклеотидной последовательности вариантов GBV-C/HGV по сравнению с вариантами GB вируса А, обнаруженными у различных видов обезьян, объясняются временем их происхождения. Дивергенция различных подвидов шимпанзе произошла около 1 млн. лет назад, а возраст человеческой популяции составляет 100-150 тыс. лет (Adams N.J. et al, 1998).

Д. Новиков, В. Мохонов, НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН, Москва.

ПОЛОВОЙ ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ ВИРУСОВ ГЕПАТИТОВ В и С СРЕДИ ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ.

Согласно имеющимся данным Всемирной организации здравоохранения, в мире проживает около 2 млрд. человек, инфицированных вирусами гепатитов В (ГВ) и С (ГС), причем в последние годы отмечается выраженный рост заболеваемости ВГ. По данным официальной статистики только с 1992 года заболеваемость ГВ в России увеличилась почти в 3 раза. Эти данные практически не учитывают случаи острого гепатита, протекающие в безжелтушной, субклинической и инапарантной формах. Возможность передачи ГВ половым путем уже давно ни у кого не вызывает сомнений, В последние годы отмечается явная тенденция к росту заболеваемости острыми вирусными гепатитами В и С, обусловленными половым путем передачи возбудителя. Только с 1994 года в Москве доля острого ГВ с передачей возбудителя половым путем выросла с 28,6 до 52,0%. Известно, что ГВ в большей степени распространён среди пациентов кожно-венерологических диспансеров, гомосексуалистов, и проституток (Fulford DJ). Существенно изменилась и возрастная структура заболевших острым гепатитом В. Среди них преобладают лица от 15 до 29 лет, т.е. наиболее сексуально активная часть населения. Подтверждением эпидемиологической значимости полового пути передачи возбудителей ГВ и ГС служат выявляемые уровни носительства этих вирусов среди пациентов кожно-венерологических диспансеров. Частота выявления маркеров инфицирования вирусами ГВ и ГС среди больных с инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), в 1996 г. (начало массового серологического обследования групп риска) составила 36,9 и 9,4% соответственно (Бурова Е.П., 1996). По данным других авторов (Смирнова Т.С., Дудко В.Ю., 1999) частота выявления маркера ВГС - анти-ВГС у лиц с ИППП составляет 157,2 на 1000. Наиболее часто HBsAg обнаруживался у ВИЧ-инфицированных лиц -- 31,5%; частота выявления поверхностного антигена у больных гонореей составила 19,5%, что оказалось достоверно больше, чем у больных сифилисом-15,9% (р<0,003) (Платошина О.В., Смирнова Т.С., 1999). По данным Герасимова Н.М. и Кунгурова Н.В. (1999) парентеральные вирусные гепатиты регистрировали у 61,02% пациентов с сифилисом, подтвержденным положительными микрореакциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.