УДК 37
С. Г. Сериков,
Г. Н. Сериков
ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Качество образования в данной статье охарактеризовано с позиций гуманно ориентированного и системно-синергетического подходов. На основании признаков ценности образования и концепции ценности образованного человека выстроена система качества образования, выявлены основные предпосылки и ведущие критерии ее эффективности.
Ключевые слова: качество, образованность, здоровье, отношение человека к себе и окружению, система качества образования.
In the article the quality of education is characterized taking into attention humanly oriented and system-synergetic approaches. The system of educational quality is created on the ground of such notions as the value of education and the conception of educated person value. The basic preconditions and chief criteria of effectiveness of the educational quality system are also found here.
Key words: quality, scholarship, health, human’s relation to himself and others, educational quality system.
В понимании качества образования важна общая основа его интерпретации. Инициатором создания такой основы, по мнению многих исследователей, должны быть государство и общество [1; 2]. Опираясь на исторический опыт образования, достижения наук, прогнозы развития государства, органы власти должны определить, что включает в себя понятие «качество образования» в разных его аспектах. Ясность ориентиров необходима для субъектов управления образовательными учреждениями: в соответствующей интерпретации качества образования каждый из них получает установки на целевые приоритеты управления соответствующим образовательным учреждением. С помощью данных установок и осуществляется целостное управление образованием в стране.
Термин «качество» имеет разные смысловые значения [2; 3; 4; 6]. С одной стороны, качество является характеристикой свойств объектов реального мира, отличающих их друг от друга. В этом смысле качество того или иного объекта определяется присущими ему признаками, связями между ними. Наличие либо отсутствие тех или иных признаков или связей между собой у конкретного объекта свидетельствует о том, что он обладает либо не обладает соответствующими качествами. В этом смысле
качество относится к объективной характеристике какого-либо объекта, явления или процесса.
С другой стороны, качество - характеристика ценностей тех или иных свойств реального мира для отдельного человека, социальной группы людей, общества в целом. Имеется в виду, что каждый субъект, оценивая каким-то образом объекты, отдает предпочтения конкретным их свойствам, определяя для себя наиболее ценные. В этом отношении качество характеризуется зависимостью от тех критериев, которые субъект выбрал для его (качества) оценки [4; 5; 7].
Ведущим основанием определения толкования качества объекта как ценности является отбор признаков, по которым можно о ней судить. На наш взгляд, к основным признакам, характеризующим ценность образования, относится его полезность. Полезность образования в социальном плане обусловливает государственно-общественную поддержку образовательных учреждений, обучающихся, а также сотрудников, сопровождающих образовательную деятельность.
В процессе обучения человек обогащается информацией, поэтому другой важной характеристикой образования является его информативность. Обмен информацией с окружением - необходимая предпосылка для личностного развития: происходит обогащение ресурсов жизнедеятельности, растут возможности проявить себя.
Ценность образования определяется также его упорядоченностью. Речь идет и о систематизации содержания образования как предпосылке доступности его усвоения, и о регламентации образовательной деятельности, и о конкретных вариантах самореализации учащихся.
Ценной для человека в образовании может оказаться и его привлекательность. Речь идет о различных мотивах продолжения обучения, к которым можно отнести познавательный интерес, потребность в самореализации, намерение подготовить себя к самостоятельной жизнедеятельности и т. д.
Качество образования интерпретируется, в частности, как его образ, представленный признаками ценности образования. Соотнося этот образ с реальностью, можно оценивать ее соответствие понятию «качество образования».
Общие внешние ориентиры образования - одна из предпосылок установления сходства результатов образования у различных людей. Одним из таких ориентиров является концепция образованного человека. Мы считаем, что результаты образования отдельного человека целесообразно рассматривать через призму его образованности, здоровья, а также отношения к себе и окружению [6].
Образованность человека рассматривается нами как приобретенное свойство, проявляющееся в способностях пользоваться усвоенным социальным и личным опытом в различных аспектах жизнедеятельности. Благодаря образованности человек способен находить социально приемлемые траектории самореализации, соответствующие его природоопределенной сущности.
Важным признаком ценности образованного человека является его здоровье. В процессе обучения неизбежны физические и психические нагрузки. Избыточные нагрузки составляют угрозу ухудшения здоровья. Именно ресурс здоровья образованного человека определяет меру реализации собственной образованности в профессиональной деятельности, быту и при самореализации.
С образованностью и здоровьем, безусловно, связано отношение человека к себе и окружению. По сути, данное отношение - вершина своеобразной пирамиды, в основании которой находятся образованность и здоровье. Ценность образованного человека, в частности, составляют и его стремление к продолжению образования, к осуществлению здорового образа жизнедеятельности.
Таким образом, ценность образованного человека является упорядоченной целостностью, а концепция образованного человека предстает целевым ориентиром, уточняющим систему ценностей образования. Эта система должна соответствовать ожидаемым результатам развития человека, в свою очередь соответствующего социально ценному образу образованного человека.
Находясь в государственно-общественной сфере образования, человек окружен специально создаваемой средой, которую принято называть образовательным пространством. Его можно представить общностью четырех координат: нормативно-регламентирующей, перспективно-ориентиру-ющей, деятельностно-стимулирующей и коммуникативно-информационной. Для человека, получающего образование, содержательно наполненные координаты образовательного пространства в своем единстве предстают как условия, в которых происходит образовательная деятельность.
Нормативно-регламентирующая координата образовательного пространства функционально призвана устанавливать порядок обучения человека в образовательной сфере. Перспективно-ориентирующая координата демонстрирует проекты развития сферы образования, которые предполагается претворить в жизнь в определенной перспективе. Содержание коммуникативно-информационной координаты должно соответствовать ценностям информативности и способствовать активизации мотивации жизнедеятельности в соответствующих условиях образовательно-
го пространства. Деятельностно-стимулирующая координата образовательного пространства функционально предназначена для того, чтобы побуждать учащихся к активному проявлению себя в разных аспектах жизнедеятельности социально приемлемым образом.
Условия образовательного пространства, соответствующие признакам ценности образования, целесообразно относить к элементам системы, предопределяющей качество образования. Данный элемент призван служить одной из предпосылок косвенного влияния на поведение учащихся в образовательном учреждении и социальном окружении в целом.
Условия, характеризующие свойства образовательного пространства, являются средой, сопутствующей не только жизнедеятельности учащихся. В соответствующем образовательном пространстве реализуют свои компетенции и те, кто способствует образованию учащихся. Это прежде всего педагоги, чьи компетенции в общем виде сводятся к сопровождению образования учащихся. В своей профессиональной деятельности педагоги упорядочивают содержание образования, приводя его в соответствие с особенностями осуществляющейся образовательной деятельности.
Для становления целостности педагогического сопровождения образования учащихся необходимо обратить внимание на согласие всех педагогов относительно толкования ценности образованного человека. Качество образования следует соотносить с ценностью воспроизводимых образованных людей. Направленность педагогического сопровождения на реализацию концепции ценности образованного человека относится к важному критерию качества образования. Если педагоги-партнеры определились с общими позициями в интерпретациях концепции, становится возможной разработка общего методического замысла осуществления педагогического сопровождения учащихся. Разработанная педагогами-партнерами базисная модель (своеобразная методическая стратегия) может стать основой профессионального взаимодействия каждого из них с соответствующим контингентом учащихся.
Направленность педагогического сопровождения образования учащихся на реализацию концепции ценности образованного человека позволяет оценивать вклад педагогов в развитие свойств учащихся. Общий методический замысел может стать предпосылкой согласованного педагогического влияния на становление свойств учащихся, соответствующих концепции ценности образованного человека.
Опираясь на знания об «эффекте системности», правомерно предположить целесообразность сплочения учащихся и педагогов. Оно может стать ведущим фактором достижения наиболее высоких результатов образования в учебно-педагогическом взаимодействии. По сути,
сплочение учащихся и педагогов предстает как явление, характеризующееся тенденцией роста взаимопонимания между ними и взаимного согласия сотрудничать друг с другом ради совместного достижения общих целей на основе распределения компетенций в образовании и в иных аспектах жизнедеятельности учащихся. Следствием является сплоченность как специфическое свойство учебно-педагогического взаимодействия, выражающее степень единодушия относительно достигаемых целей, а также методов их достижения. При этом важной целью сплочения учащихся и педагогов должна стать реализация концепции ценности образованного человека.
Сплочение учащихся и педагогов при сочетании привлекательности и полезности образования является квинтэссенцией объединения усилий всех субъектов образования в целях обеспечения его качества. Именно такой союз сориентирован на реализацию концепции образованного человека.
Упорядоченные признаки ценности образования и образованного человека являются основаниями определения качества образования. С опорой на них нами выше были определены три требования к образованию: обеспечение соответствия условий образовательного пространства признакам ценности образования; направленность педагогического сопровождения образования учащихся на реализацию концепции образованного человека; сплочение учащихся и педагогов в учебно-педагогическом взаимодействии на основе сочетания привлекательности и полезности как признаков его ценности. Данные требования мы рассматриваем в качестве важнейших элементов системы качества образования.
С позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии ведущим элементом системы качества образования следует считать сплочение учащихся и педагогов в учебно-педагогическом взаимодействии на основе сочетания привлекательности и полезности как признаков ценности образования. Дело в том, что в учебно-педагогическом взаимодействии проявляется обусловленная сознанием учащихся и педагогов целесообразность. К тому же учебно-педагогическое взаимодействие может сублимировать ресурсы учащихся и педагогов.
Направленность педагогического сопровождения образования учащихся на реализацию концепции ценности образованного человека и условия образовательного пространства, соответствующие признакам ценности образования, являются вспомогательными элементами структуры, характеризующими систему качества образования. Их соподчиненность сплочению учащихся и педагогов означает признание роли взаимодей-
ствия партнеров в совместном достижении поставленных извне целей. Сотрудничество педагогов, которые владеют необходимыми компетенциями, с учащимися - главная предпосылка достижения таких целей.
Функционально данная система призвана уточнять понятие «качество образования». Предлагаемая нами структура замыкает интерпретацию качества образования на ценностях образованного человека. Однако следует отметить, что если рассматривать данную систему в генетическом аспекте, то ее структура может так или иначе изменяться в зависимости от стадии развития, на которой находится в данный момент система качества образования рассматриваемого объекта.
Достигая своей зрелости, система качества образования оформляется структурно и функционально так, что обеспечивает достижение результатов образования, соответствующих концепции ценности образованного человека. Исполнение этой функции происходит до тех пор, пока сохраняется рост сплоченности учащихся с педагогами. После его прекращения система качества образования нуждается в коррекции, модернизации либо коренном изменении.
Литература
1. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.
2. Булдаков С. К., Субетто А. И. Философия и методология образования. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. 444 с.
3. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2(14). С. 31-50.
4. Коротков Э. М. Управление качеством образования. М.: Академ. проект; Мир, 2006. 320 с.
5. Котлярова И. О. Систематизация критериев качества университетского образования // Вестн. ЮУрГУ. Сер. «Образование, здравоохранение, физическая культура». Спец. вып. «Образование. Педагогические науки». Вып. 2. 2005. С. 16-19.
6. Сериков Г. Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.
7. Управление качеством образования: практикоориентир. моногр. и метод. пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2000. 448 с.