Научная статья на тему 'ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ'

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая отметка / субъекты образовательного процесса / гуманно-личностный подход / самооценка / тревожность / pedagogical mark / subjects of the educational process / humane and personal approach / self-esteem / anxiety

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашевская Екатерина Игоревна, Тузова Ольга Николаевна

В статье описывается история оценивания: от физических наказаний до традиционной пятибалльной системы. Рассмотрена проблема педагогической отметки с точки зрения гуманно-личностной педагогики. Гуманизм в педагогике заключается в создании вокруг ребенка атмосферы любви, уважения, принятия и вдохновения. Представлены взгляды российских и зарубежных исследователей. На базе МБОУ г. Кировска «Хибинская гимназия» проведено экспериментальное исследование отношения к педагогической отметке субъектов образовательного процесса. В нем приняли участие 110 человек: 50 учащихся в возрасте 10-11 лет, 50 родителей, 10 учителей начальных классов. Представлены основные этапы исследования и краткое содержание программы коррекции отношения к педагогической отметке, результаты эксперимента. Исследование позволило выявить факторы, формирующие то или иное отношение к отметке. Даны рекомендации по реализации коррекционной программы. Выявлены перспективные направления работы по изучаемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дашевская Екатерина Игоревна, Тузова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the history of assessment: from physical punishments to the traditional five-point system. The problem of pedagogical marking is considered from the point of view of human-personal pedagogy. Humanism in pedagogy consists in creating an atmosphere of love, respect, acceptance and inspiration around the child. The views of Russian and foreign researchers are presented. On the basis of the MBOU of Kirovsk "Khibinskaya Gymnasium", an experimental study of the attitude to the pedagogical mark of the subjects of the educational process was conducted. It was attended by 110 people: 50 students aged 10-11 years, 50 parents, 10 primary school teachers. The main stages of the study and a summary of the program of correction of attitude to the pedagogical mark, the results of the experiment are presented. The study revealed the factors that form this or that attitude to the mark. Recommendations on the implementation of the correctional program are given. Promising areas of work on the studied problem have been identified.

Текст научной работы на тему «ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ»

Психология

УДК 159.9

магистрант Дашевская Екатерина Игоревна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (г. Мурманск); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Тузова Ольга Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (г. Мурманск)

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация. В статье описывается история оценивания: от физических наказаний до традиционной пятибалльной системы. Рассмотрена проблема педагогической отметки с точки зрения гуманно-личностной педагогики. Гуманизм в педагогике заключается в создании вокруг ребенка атмосферы любви, уважения, принятия и вдохновения. Представлены взгляды российских и зарубежных исследователей. На базе МБОУ г. Кировска «Хибинская гимназия» проведено экспериментальное исследование отношения к педагогической отметке субъектов образовательного процесса. В нем приняли участие 110 человек: 50 учащихся в возрасте 10-11 лет, 50 родителей, 10 учителей начальных классов. Представлены основные этапы исследования и краткое содержание программы коррекции отношения к педагогической отметке, результаты эксперимента. Исследование позволило выявить факторы, формирующие то или иное отношение к отметке. Даны рекомендации по реализации коррекционной программы. Выявлены перспективные направления работы по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: педагогическая отметка, субъекты образовательного процесса, гуманно-личностный подход, самооценка, тревожность.

Annotation. The article describes the history of assessment: from physical punishments to the traditional five-point system. The problem of pedagogical marking is considered from the point of view of human-personal pedagogy. Humanism in pedagogy consists in creating an atmosphere of love, respect, acceptance and inspiration around the child. The views of Russian and foreign researchers are presented. On the basis of the MBOU of Kirovsk "Khibinskaya Gymnasium", an experimental study of the attitude to the pedagogical mark of the subjects of the educational process was conducted. It was attended by 110 people: 50 students aged 10-11 years, 50 parents, 10 primary school teachers. The main stages of the study and a summary of the program of correction ofattitude to the pedagogical mark, the results of the experiment are presented. The study revealed the factors that form this or that attitude to the mark. Recommendations on the implementation of the correctional program are given. Promising areas of work on the studied problem have been identified.

Key words: pedagogical mark, subjects of the educational process, humane and personal approach, self-esteem, anxiety.

Введение. Современная педагогическая наука акцентирует внимание не только на передаче знаний, но и на гармоничном развитии личности учащегося. Это подразумевает заботу об эмоциональном благополучии и психическом здоровье детей. Именно поэтому при оценивании необходим учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его усилий и динамики прогресса. Важно избегать чрезмерной конкуренции между детьми и ориентации только на внешний результат.

В данном процессе должна быть налажена тесная взаимосвязь учителя, ученика и его семьи. Оценка должна стать элементом конструктивного диалога всех сторон, а не источником стресса или психологической травмы для ребенка.

Такой подход позволит создать комфортную образовательную среду, в которой ребенок сможет свободно раскрыть свой потенциал.

«Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство», - говорил основатель гуманно-личностного подхода в педагогике Шалва Амонашвили [1].

Эта мысль Амонашвили очень важна в контексте оценивания учебной деятельности школьников. Действительно, отметка не может и не должна полностью характеризовать личность ребенка. Каждый ученик уникален со своими индивидуальными особенностями - темпом переработки информации, степенью активности, путями познания мира и пр. Поэтому оценка должна учитывать не столько результат, сколько динамику развития конкретного ребенка. Учебная деятельность - лишь одна сторона личности школьника. Не менее важны такие качества, как доброта, чуткость, стремление помогать другим. Оценивать ребенка следует, прежде всего, по этим гуманистическим критериям, а не только по успеваемости. Отношение педагога должно быть одинаково внимательным и заботливым к каждому ученику, независимо от его успехов в учебе. Именно такая атмосфера безусловного принятия способствует полноценному развитию личности ребенка [1].

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике и проведенное нами исследование дает основание утверждать, что отметка - важный и нужный компонент учебной деятельности, но несущий за собой не всегда благоприятные последствия для личности ребенка и его психоэмоционального состояния. «Какие факторы влияют на формирование отношения к школьной отметке? Как нивелировать последствия неправильного ее использования и восприятия участниками образовательного процесса? Как создать гуманную учебную среду для учащихся?», - вот ключевые вопросы, которыми мы задаемся в нашем исследовании.

Изложение основного материала статьи. Проблема оценки знаний учащихся имеет давнюю историю. Вплоть до XVIII века в российской школе господствовали весьма суровые, зачастую негуманные способы контроля за обучением детей - физические наказания, заключение в «карцер» и т.п. Лишь в 1721 году появляется первая попытка более мягкой дифференцированной оценки - «прилежный» или «ленивый».

В XIX веке начинают вводиться цифровые балльные оценки - сначала 4-балльная шкала в 1818 году, затем 12-балльная, 6-балльная, 115-балльная и другие. Однако уже в начале XX века происходит отказ от балльного оценивания -в 1918и 1922 годах отменены школьные отметки.

Лишь в 1930-е годы пятибалльная система возвращается в школу и остается неизменной до сих пор. С 1990-х годов акцент смещается на оценку качества образования, стандартизированное тестирование, компетентностный подход [4].

В настоящее время в разных странах отсутствует единая унифицированная система оценивания учебных достижений обучающихся. Каждая страна исторически сложила собственную модель, что связано с различиями в психолого-педагогических традициях и подходах.

Наиболее распространенными являются 5-балльная система, принятая во многих постсоветских государствах, а также балльная система от оценки "А" до "F", используемая в США и других англоязычных странах. В ряде европейских стран (Финляндия, Швеция) широко представлены альтернативные подходы без отметок или с устным оцениванием.

Отсутствие унификации, на наш взгляд, связано со сложностью оценки как психолого-педагогического феномена. На практике система оценивания должна учитывать социальные, культурные и психологические особенности образовательного пространства.

Безусловно, отметка важна как инструмент контроля. Контроль позволяет определить степень достижения учебных целей. Различают текущий, периодический и итоговый контроль. Каждая из этих форм имеет свои особенности и позволяет получать информацию об уровне знаний и умений как отдельных учащихся, так и класса в целом. Учитель на основе контроля может корректировать методику преподавания, а ученики - вносить изменения в собственную учебную деятельность [6].

Однако остальные фундаментальные функции педагогической отметки зачастую утрачивают свою силу из-за неправильного использования этого инструмента. Мы считаем, что чрезмерная ориентация на балльную систему негативно влияет на мотивацию и психическое здоровье учащихся. Важно разумно сочетать оценочную и развивающую функции образования. Решением могла бы стать гармонизация подходов на международном уровне с учетом психолого-педагогических принципов.

Как говорил педагог-новатор Шаталов В.Ф: «Отметка - не цель. Оценка - очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности». В своей книге «Куда и как исчезли тройки» Виктор Федорович представил подход, позволяющий сделать процесс обучения по-настоящему личностно-ориентированным, когда каждый ученик вовлечен в работу и имеет шанс проявить себя. Это важно для формирования адекватной самооценки и познавательной мотивации детей. Особенность подхода заключается в выставлении неудовлетворительных отметок карандашом и их исправлении в последствии. Любой ученик становится успешным [9].

Интересно отметить, что и в наше время существуют альтернативные школы, в которых нет строгих правил и отметок: Вальдорфская школа, школа Монтессори, школа Реджио, школа «Апельсин» Димы Зицера и др. Однако такие школы сосредоточены, как правило, на развитии «soft skills» и креативных способностей учащихся, в то время как профильная техническая подготовка часто остаётся на втором плане. Поэтому прежде, чем выбирать нестандартную школу, родителям важно оценить интересы и склонности своего ребёнка.

При изучении данной проблемы нельзя не вспомнить советского психолога Льва Семеновича Выготского. Идея о том, что школьная отметка должна выставляться с учетом не только актуального уровня знаний ребенка, но и его потенциальных возможностей, зоны ближайшего развития, неоднократно встречается в работах Выготского. В частности, в книге "Педагогическая психология" он пишет: «В школьном обучении определяющей является не столько сама по себе величина IQ, т.е. уровень развития на сегодняшний день, сколько отношение уровня подготовки и развития ребенка к уровню требований, которые предъявляются школой... Основным психологическим критерием оценки школьной успешности является зона ближайшего развития ребенка» [2]. Подход Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития имеет непосредственное отношение к проблеме объективности педагогической отметки.

К сожалению, в традиционной школе отметка часто выставляется формально, без учета зоны ближайшего развития и индивидуальной динамики ученика. Реализация идей Выготского требует и изменения отношения учителей и родителей к процессу оценивания, видения его гуманистического потенциала, а не только функции контроля.

При изучении проблемы педагогичесого оценивания нас заинтересовали труды некоторых зарубежных исследователей.

Группа исследователей из Канады выделила четыре фактора, определяющих различные подходы к оцениванию. Фактор социально-эмоционального давления отражает практику повышения оценок из-за давления родителей или для того, чтобы ученик перешел в следующий класс. Фактор контекстного оценивания учитывает размер класса, результаты стандартизированных тестирований, активность учеников в классе. Оценивание на основе успеваемости учитывает различные оценки учеников, поведение в классе и сложность предмета. Фактор ситуационных соображений отражает практику повышения оценок по различным причинам, например, из-за семейных проблем ученика [10].

В Италии было проведено исследование влияния таких факторов, как пол учеников, тип школы, географический регион и социально-экономический статус на стандарты оценивания учителей. Результаты показали, что ряд факторов оказывает значительное влияние на стандарты оценивания учителей. Так, учителя могут оценивать по-разному мальчиков и девочек, а также учеников из разных социальных групп и регионов [11].

Таким образом, педагогическая отметка - очень важный инструмент учебной деятельности, но очень противоречивый, она может нести серьезные негативные последствия в руках неосведомленных. Мы серьезно заинтересовались этой темой, выявили множество факторов, коррелирующих с отношением к педагогической отметке субъектов образовательного процесса. И самое главное - разработали коррекционную программу, доказав ее эффективность.

Исследование проходило на базе МБОУ г. Кировска «Хибинская гимназия». В исследовании принимали участие 110 человек: 50 учащихся (10-11 лет), 50 родителей и 10 учителей начальных классов.

В предыдущих публикациях представлены результаты нашего эмпирического исследования отношения к педагогической отметке субъектов образовательного процесса [3, 7].

Цель исследования - выявление особенностей отношения к школьной отметке у субъектов образовательного процесса.

Этапы экспериментального исследования:

1. Анализ отношения к школьной отметке у всех субъектов образовательного процесса (опросники О.Н. Тузовой) [8].

2. Выявление факторов, влияющих на формирование отношения к школьной отметке:

ученики: уровень самооценки (методика Дембо-Рубинштейн), уровень школьной тревожности (опросник Филлипса);

родители: родительские установки и реакции (методика PARY. Модификация), отношение родителей к ребенку (тест Е.С. Арбатской, Н.Ю. Дичиной), самооценка, психоэмоциональное состояние, отношение со школой (авторский опросник);

учителя: «Стиль педагогического общения», «Самооценка профессиональных качеств» (Р.В. Овчарова) [5].

3. Создание и реализация коррекционной программы.

4. Анализ результатов, проверка эффективности программы, формулирование рекомендаций.

Исследование позволило выявить следующие закономерности:

1. Отношение к школьной отметке учеников зависит от их успеваемости. Положительное отношение у учащихся на «4 и 5», отрицательное у учащихся с «3». Достоверность различий подтверждает расчет U - критерия Манна Уитни (U=0 при р<0,01).

2. Существует высокая теснота связи между отношением к школьной отметке учащихся, их самооценкой и тревожностью. Ученики с нормальным уровнем самооценки и тревожности положительно относятся к школьным отметкам.

Статистическая значимость подтверждена корреляционным анализом Спирмена (отношение к отметке - самооценка: г = 0,88, при р<0,01; отношение к отметке - тревожность: г = 0,76, при р<0,01).

3. Учителя с разным стилем педагогического общения по-разному относятся к отметке. Наиболее объективное отношение характерно учителям с демократическим стилем.

4. В 50% семей с выявленной эмоциональной дистанцией между родителем и ребенком выявлен повышенный уровень тревожности у детей.

5. У 38% родителей выявлено негативное отношение к условиям образовательной среды (45% нейтрального и всего лишь 17% положительного).

Мы создали коррекционную программу гуманизации образовательной среды. Программа нацелена на создание благоприятных условий для учебной деятельности учащихся в ситуации оценивания, где отметка не влияет на самооценку и психоэмоциональное состояние, учителя объективны и ориентированы на индивидуальный подход, родители способны вести доверительный диалог с ребенком о его отметках и достижениях. Опираясь на принципы гуманной педагогики Амонашвили, мы хотим вернуть отметке ее основополагающие функции: мотивации и стимулирования.

Коррекционная программа состоит из 3 блоков:

для учеников - тренинг «Повышение самооценки и снижение уровня тревожности у младших школьников», 10 занятий по 45 минут (понимание эмоций, коммуникация, уверенность в себе, саморегуляция, позитивное мышление);

для родителей - психолого-педагогические семинары для родителей «Как правильно выстраивать взаимоотношения с детьми по поводу отметок», 10 занятий по 45 минут (психология оценивания, детско-родительские отношения, исправление ошибок, развитие здоровой личности ребенка);

для учителей - памятка «Диалог между учителем и учеником посредством отметки» (объективность и индивидуальный подход, мотивация и стимулирование).

Эффективность коррекционной программы подтвердилась расчетом Т-критерия Вилкоксона. У учащихся улучшилось отношение к отметке (Т = 5,5), повысилась самооценка (Т = 35), снизилась тревожность (Т = 40) на уровне значимости р<0.01. У родителей также увеличились показатели отношения к отметке (Т = 14 при р<0.01). У учителей наблюдаются положительные тенденции, но не такие значительные (Т = 7,5 при р<0.05). А значит, имеет смысл создавать коррекционные мероприятия в виде тренингов, семинаров и для них.

Выводы. Таким образом, за последние 300 лет система школьного оценивания прошла путь от жестоких наказаний до современных измерительных процедур. Сегодня вопрос об объективном оценивании результатов обучения не теряет своей актуальности.

Проблема объективности и эффективности педагогической отметки не теряет своей актуальности на протяжении десятилетий. С одной стороны, отметка до сих пор остается основным способом оценки знаний и умений учащихся. С другой стороны, многочисленные исследования показывают, что традиционная система балльного оценивания не лишена недостатков.

Среди проблем можно выделить субъективизм отметок, зависящий от личности учителя, недостаточный учет психологических особенностей школьников, перекос в сторону оценки результата в ущерб процессу обучения. Кроме того, ориентация на отметку часто замещает подлинную познавательную мотивацию учащихся. Зачастую родители не учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка, требуя от него только высоких баллов. Придирчивое отношение к любому снижению оценки не позволяет сформировать у школьников адекватную самооценку и мотивацию.

Несмотря на многочисленные дискуссии и исследования, проблема создания эффективной, объективной и гуманистической системы контроля и оценки в школе не находит однозначного решения. Это обусловливает необходимость нашего исследования.

Исследование позволило выявить следующие факторы, формирующие отношение к педагогической отметке: самооценка и тревожность учащихся, стиль педагогического общения, самооценка профессиональных качеств педагога, профессиональные знания учителя о функциях отметки, самооценка родителей, их психоэмоциональное состояние, отношения родителей со школой, детско-родительские отношения и установки.

Разработанная программа коррекции отношения к педагогической отметке может быть полезна: учащимся (уменьшение тревожности, повышение самооценки и как следствие улучшение отношения к школьной отметке), родителям (научиться понимать и принимать своего ребенка), учителям (научиться правильно использовать функции отметки), педагогам-психологам (овладение новым инструментом гуманизации процесса оценивания), общеобразовательному учреждению (оптимизация образовательного процесса).

На наш взгляд, проблема педагогической отметки требует детального практического изучения с точки зрения различных психологических аспектов. В этой связи можно обозначить следующие перспективные направления работы по данной проблематике:

- Изучение особенностей отношения к педагогической отметке в разных типах учебных заведений (общеобразовательная школа, колледж, техникум, высшее образовательное учреждение).

- Сравнительный анализ отношения к отметке у учащихся разного возраста (младший школьный возраст, подростки, старшеклассники).

- Тревожность и профессиональное выгорание педагогов как фактор формирования тех или иных особенностей оценивания.

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония. Гуманно-личностный подход к образованию / Ш.А. Амонашвили. -Москва: Издательство Амрита, 2019.-312с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: ACT, 2005. - 670 с.

3. Дашевская, В.И Роль педагогической отметки в современной школе / В.И. Дашевская, О.Н. Тузова // Социальные риски в современном обществе: сборник научных статей Всероссийского научно-практического семинара, Мурманск, 8-9 декабря 2023 года / под общ. ред. С.И. Петошиной. - Мурманск: Издевательство «Мурманский арктический государственный университет», 2023. - С. 20-25

4. Малыгин, A.A. Образовательное оценивание: от отметок в форме цифр до измерения компетенций / A.A. Малыгин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2023. - Т. 2, № S2(92). - С. 71-89

5. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

6. Семина, A.A. Контроль как методическая проблема: роль отметки и оценки в учебной деятельности / A.A. Семина // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее: сборник статей VI Всероссийской методико-практической конференции, Петрозаводск, 25 апреля 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская ИИ), 2022. - С. 26-31

7. Тузова, О.Н. Отношение субъектов образовательного процесса к педагогической отметке / О.Н. Тузова, Е.И. Дашевская // Актуальные вопросы образования в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Мурманск, 28-30 марта 2023 года. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2023.-С. 134-139

8. Тузова, О.Н. Особенности отношения к педагогической отметке в подростковом возрасте / О.Н. Тузова, К.В. Зайцева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2020. - № 3. - С. 735-741

9. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ г. Донецка / В.Ф. Шаталов. - Москва: Педагогика, 1979. - 134 с.

10. Baidoo-Anu, D. Conceptions of classroom assessment and approaches to grading: teachers' and students' perspectives / D. Baidoo-Anu, A. Rasooli, C. DeLuca, L. Cheng 11 Education Inquiry. - 2023. - Pp. 1-29

11. Doz, D. Factors influencing teachers' grading standards in mathematics / D. Doz 11 Oxford Review of Education. - 2023. -№ 6(49). - Pp. 819-837

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Хримли Татьяна Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МВД

Аннотация. В статье описываются результаты научного исследования взаимосвязи между мышлением, профессионально важными качествами и профессиональным выгоранием у сотрудников МВД. Раскрыто определение мыслительных профессионально важных качеств сотрудников, рассмотрены подходы к пониманию профессионального выгорания в научной литературе. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, которые отражают психологический профиль исследуемых сотрудников и анализ взаимосвязи между мыслительными профессионально важными качествами и профессиональным выгоранием с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: мыслительные профессионально важные качества, профессиональное выгорание, профессиональная деятельность сотрудников МВД.

Annotation. The article describes the results of a scientific study of the relationship between thinking professionally important qualities and professional burnout among employees of the Ministry of Internal Affairs. The definition of the mental professionally important qualities of employees of the Ministry of Internal Affairs is revealed, approaches to understanding professional burnout in the scientific literature are considered. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the psychological profile of the investigated employees of the Ministry of Internal Affairs and analyze the relationship between mental professionally important qualities and professional burnout using the Pearson correlation coefficient

Key words: thinking professionally important qualities, professional burnout, professional activity of employees of the Ministry of Internal Affairs.

Введение. Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время подробно исследуется в психологии. Сотрудникам правоохранительных органов в силу своеобразности служебной деятельности ставятся завышенные требования к психике при взаимодействии с разными гражданами и сослуживцами. На психику сотрудника также влияет ряд других особенностей служебной деятельности, включая высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу здоровью и жизни; а также высокие требования к психологическим характеристикам сотрудников и результатам их деятельности.Сотрудники правоохранительных органов являются одними из представителей, которые относятся к числу наиболее предрасположенных к профессиональному выгоранию. Многие из личных качеств помогают сотруднику правоохранительных органов выполнять профессиональные требования. Не маловажное место среди них занимают мыслительные профессионально-важные качества. Так как специфика службы подразумевает высокий уровень развития общих умственных способностей, эрудированность, успешное выполнение поставленных задач, нахождение в постоянном напряжении, повышенной ответственности, эмоциональным переутомлением. Так же, чрезмерный контроль и специфика работы в силовых структурах приводит к формированию синдрома профессионального выгорания. В этой связи для сотрудников МВД актуален вопрос овладения методами, которые позволяют развить необходимые профессионально важные мыслительные качества, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность сотрудников определяется сложностью и ответственностью рабочих задач, частым возникновением чрезвычайных ситуаций, повышенной профессиональной нагрузкой, опасностью для жизни и другими экстремальными факторами, способствующими формированию профессионального выгорания [3].

В настоящее время у исследователей отсутствует единое мнение относительно понятийного аппарата «выгорания». Проблеме выгорания в научной психологии посвящены работы таких выдающихся отечественных и зарубежных психологов, как X. Фроуденбергер, А.А. Рукавишникова, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.В. Лукьянова, Е.С. Старченкова, К. Маслач, Дж. Рейчелсон, Б.Г. Ананьев. Термин «выгорание» отечественные авторы в своих работах использовали различные варианты перевода английского понятия «burnout»: эмоциональное сгорание (Т.С. Яценко, Т.В. Форманюк), эмоциональное выгорание (В.В. Бойко) и эмоциональное перегорание (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская), а также психическое выгорание (Н.Е. Водопьянова) и профессиональное выгорание (Т.Н. Ронгинская) [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.