Научная статья на тему 'Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики'

Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1164
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / СТАБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗАЩИТА ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / HUMANISM / SOCIETY STABILIZATION / ETHICAL AND SPIRITUAL EDUCATION / SPIRITUALITY PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Егоровна, Плеханова Елена Мефодьевна

В представленном материале электронного учебника «Социальная педагогика» рассматривается проблема гуманизма в контексте кризиса духовно-нравственных основ современного общества и поиск путей новой гуманистической ориентации системы воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики»

11. Шамова, Т. И. Методологические основы управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе [Текст] / Т. И. Шамова, С. Н. Белова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 5. - С. 40-46.

12. Соколова, И. И. Методологические аспекты оценки качества высшего профессионального образования: проблема человесоразмерности [Текст] / И. И. Соколова // Экология образования. — 2009. — № 9. — С. 3-6.

13. Геворкян, Е. Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации [Текст] / Е.

Н. Геворкян, Г. Н. Мотова // Вопросы образования. — 2005. — № 4. - С. 150-165.

14. Авраамов, Ю. С. Независимая профессиональная оценка качества образования в свете Болонской декларации [Текст] / Н. П. Калашников, Е. В. Крылова, Н. Г. Хохлов // Высшее образование в России. — 2007. — № 3.

— С. 118-124.

15. Авраамов, Б. С. Отличия независимой общественнопрофессиональной аккредитации от государственной институциональной аккредитации [Текст] / Б. С. Аврамов, Н. П. Калашников, Н. Г. Хохлов // Машиностроение и инженерное образование. — 2006. — № 3(7). - С. 67-75.

Социальная педагогика Гордиенко Татьяна Егоровна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, Россия Плеханова Елена Мефодьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, Россия

ББХ 60.55 УДК 37.013.42

ГУМАНИЗМ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В представленном материале электронного учебника «Социальная педагогика» рассматривается проблема гуманизма в контексте кризиса духовнонравственных основ современного общества и поиск путей новой гуманистической ориентации системы воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: гуманизм, стабилизация общества, духовно-

нравственное воспитание, защита духовности человека.

HUMANISM AS A THEORETIC-METHODOLOGICAL BASIS OF

SOCIAL PEDAGOGICS

The presented material of the electronic course book “Social Pedagogic” regards the problem of humanism in the relation with the crisis of ethical and spiritual basis in the contemporary society, and the search of new humanistic tendency of educational system for the world posterity.

Key words: humanism, society stabilization, ethical and spiritual education, spirituality protection.

Идеи гуманизма, провозглашающие ценность человека как личности, зародились на заре существования общества и развивались не только в европейских странах, но и в восточных. Широкое распространение гуманизм приобрел в период Возрождения, когда появилось понятие «гуманистическая педагогика», обосновавшее отношение к человеку как к высшей ценности

Проблемы человека, гуманизма и воспитания поистине вечные. Они проходят через всю историю гуманитарного знания и сохраняют актуальность в современной педагогической науке. Каждая историческая ступень в развитии научного познания вносит определенный вклад в понимание и исследование реалий мира и человека.

В настоящее время речь идет об осмыслении реальности не только на уровне логического анализа, но и уже на уровне эмоционально-духовного восприятия мира и человека.

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития и реформирования общества, в том числе школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития.

Переход человечества в ядерно-космическую эру, столкновение его с глобальными явлениями, появление опасности для человека как биологического существа (открытие мощных средств воздействия на генетику и психику человека) - эти и другие реальности привносят изменения в содержание самого гуманизма.

Новому гуманизму свойственна нацеленность на реальные, именно современные проблемы и нужды людей и главную из них - сохранение не только жизни каждого индивидуума, но самого человеческого рода, самой жизни на Земле. На смену гуманистам типа «homo prose», то есть людей для себя, должен прийти новый гуманист - человек, трезво оценивающий жизнь, преданный своему обществу и времени, человек для других, для всех.

Нависшая над человечеством угроза самоуничтожения накладывает зримый отпечаток на мышление и поведение людей, их образ жизни и нравственные устои. По-видимому, правы те исследователи, кто причину таких явлений, как общественная пассивность, безразличие, падение нравов, коррозия самих нравственных идеалов, рост преступности, насилия, алкоголизма и наркомании, усматривают также и в неуверенности людей в своем будущем. В этой связи дегуманизация человека приобрела поистине всеобщий характер.

Все это свидетельствует об общечеловеческом характере гуманизации взаимоотношений людей.

Обратимся к термину «гуманизм» в словарной литературе.

Гуманизм — отражает высокий уровень сознательного отношения человека к людям. Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, морально-политические чувства, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту [1, с. 116.].

Гуманность — обусловленная нормами, ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, соучастия и помощи [Там же, с. 116].

Гуманизм — (от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих слабостей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [3, с. 354].

Г уманизм — (от лат. ^тапш - человечий) — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни [2, с.102].

Отечественная педагогика, опираясь на прогрессивные демократические и гуманистические традиции мировой и дореволюционной школы, в начале 20х годов XX века провозгласила основную цель воспитания — воспитание всесторонне развитой и гармоничной личности. Однако нараставшие идеологизация и политизация советской педагогической науки, ее изоляция от мировой культуры всё больше препятствовали развитию гуманистической тенденции в теории и практике отечественного образования.

Как отмечают многие исследователи, восстановление и обогащение гуманистических ценностей отечественной педагогики обязано творческой практике учителей, объединившихся на основе «педагогики сотрудничества» (70

— 80-е годы XX века). Идеи и опыт таких учителей-новаторов, как Ш.А. Амонашвили, И.Л. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др., способствовали положительным изменениям в повседневной жизни школы, гуманизации всей её среды и всего учебно-воспитательного процесса.

К концу 80-х началу 90-х гг. XX века постепенно происходила смена ценностных ориентаций в педагогической теории и практике с господствующей общественной ориентации на личностную.

Академик А.В. Петровский и многие другие ученые подчеркивают, что на рубеже 80-х — 90-х гг. XX века новые приоритеты закрепились в обществе под названием «новое педагогическое мышление».

«Новое педагогическое мышление» является мировоззренческой основой нового гуманизма.

Его истоки заложены гуманистическими ориентирами, которые воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: чело-

век как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина и красота. Эти ценности и их взаимодействие друг с другом образуют тот рубеж, с которого начинается «новое педагогическое мышление», составляющее основу ориентации в определении стратегических целей образования.

«Новое педагогическое мышление» на первое место среди причин и стимулов социального поведения человека ставит духовные ценности и представление о человеке как главной из них.

В соответствии с данной тенденцией «новое педагогическое мышление» в качестве приоритетных признает мотивы самореализации (духовные интересы и идеалы), самоутверждения и свободы личности (В.И. Додонов).

Самой сложной проблемой в условиях реформирования образования является проблема формирования нового мышления у всех ныне действующих категорий профессиональных педагогов и воспитателей. Оно призвано совершенствовать воспитательный процесс не только за счет собственных знаний и эрудиции, но и посредством компетентного влияния на деятельность воспитателей-непрофессионалов, полноценного использования в воспитательно-образовательных целях культурного, профессионального, идеологического потенциала социокультурного окружения.

Сложности современной жизни, с которыми сталкивается человек в каждый день, диктуют необходимость существенного расширения функций социальной педагогики, прежде всего за счет гуманистической проблематики.

Известный отечественный педагог Т.Ф. Яркина отмечает, что сегодня уже недостаточно и неправомерно понимать гуманизм лишь как педагогический принцип. Настоящий современный всеобъемлющий гуманизм следует рассматривать с принципиально новым качеством - качеством планетарного, космического видения человека и его жизнедеятельности.

Сложившаяся в наши дни политико-экономическая и социальнокультурная ситуация в мире осложняется тем, что человечество столкнулось с клубком противоречий, которые привели к серьезным кризисным явлениям во многих областях жизни человека.

Кризис — это обязательные «ворота», через которые человек должен пройти. Каждый кризис ведет человека к обновлению и возрождению. Кризис способствует развитию, реализации заложенных в человеке потенций. Для решения новых проблем, которые ставит человечеству развивающаяся жизнь с ее непреложными законами, необходимо обратиться к высшему фактору развития — к человеческому сердцу. Культурное состояние человечества находится в прямой зависимости от культуры сердца. По А. Клизовско-му, культура вне сердца немыслима. Для того чтобы не ошибиться в своих решениях, нужно научиться пропускать свою мысль через сердце. Только духовная основа дает прочность всякой организации, в том числе и организации жизни.

Причина кризиса в том, что из воспитания человечества изъят главный рычаг совершенствования, главный фактор развития жизни - воспитание духа.

Человечество переживает небывалый кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, из-за утери своих духовных ценностей. Экономическое обнищание есть результат обнищания духовного. Никогда не может наступить в современном положении улучшения, если люди будут продолжать растрачивать последние крохи духовного блага. Спасение — в сохранении, в искании этого блага. Нет благосостояния духовного — не может быть благосостояния материального.

Новая научная парадигма актуализирует проблему педагогической этики, утверждающей гуманный характер воспитания. При этом гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он есть, с той жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих отношений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, стать её непосредственным участником.

В связи с этим можно утверждать, что в современных условиях социальная педагогика служит фактором стабилизации российского общества, так как, с одной стороны, она является фундаментальным магистральным направлением в научно-педагогическом обеспечении социальной политики, с другой -практический характер социальной педагогики позволяет решать социальные задачи: постановка социального диагноза, формирование гуманных отношений в социуме, выбор адекватных методов социальной помощи людям и другие. Можно сказать, что социальная педагогика выступает важным регулятором отношений в системе «личность — общество».

На передний план развития современного российского общества вышли проблемы духовной жизни, духовно-нравственного развития человека. Поэтому функции социальной педагогики должны быть расширены. Духовное развитие и возрождение личности, реализация ее жизненного назначения в наши дни важнее обычной, традиционной социальной помощи и социальной поддержки.

Сегодня и в социальной педагогике, и в других смежных науках недостаточно рассматривать человеческую личность как некую живую структуру, говорить об особой системе знаний о человеке (человековедении), декларировать в общем плане задачу гуманизации отношений в социуме, создание социокультурной среды обитания человека, акцентируя установку на реализацию личностно-средового подхода в социальной работе, в социальнопедагогической деятельности.

Лейтмотив современной жизни на сегодняшний день - социальное спасение личности в широком понимании, спасение духовности человека. Понятие «реальный гуманизм» должно быть наполнено в наши дни более глубоким, конкретным содержанием. А для этого необходимо изучать и понимать тонкий духовный мир человека, постоянно стремиться к расширению сознания и нарастанию его положительных качеств, уметь защищать суверенитет личности, охранять индивидуальность в саморазвитии.

Сущность нового подхода, как отмечает Т.Ф. Яркина, должна состоять, прежде всего, в широком осознании значимости человеческой личности, ро-

ли её собственного сознания, души и сердца, поэтому начинать надо с познания внутреннего духовного мира человека. Именно духовный мир конкретного человека должен стать главной сферой профессиональной деятельности педагогов, а не просто и не вообще человек и его связи в социуме или одни только общечеловеческие ценности.

Акцентирование значимости каждой отдельной человеческой личности, ее индивидуального сознания, духовного мира отнюдь не исключает и не умаляет значения общечеловеческих ценностей как вечных явлений духовной жизни человека. Поэтому планетарные, глобальные идеи гуманизма, общечеловеческие ценности должны быть обращены к каждому конкретному человеку.

Осознать себя сопричастным к судьбе единого человечества - эту цель ставили многие прогрессивные мыслители прошлого. «Человек, - писал В.И. Вернадский, - впервые реально понял, что он житель планеты и может-должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан, и уйти из которой он не может».

Новое понимание мира потребовало новых понятий, новых задач. И самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть гармония души, духа и тела человека — воспитание гражданственности, нравственности, трудолюбия.

Подвижность человеческой души, воспитание духа, формирование и совершенствование духовно-душевных качеств личности каждого человека — вот то, что должно стать приоритетным направлением современной социальной педагогики и педагогики вообще.

Понятие души восходит к анимистическим верованиям. Платон отождествлял душу с вечной идеей, развивая учение о мировой душе как одном из универсальных принципов бытия; Аристотель понимал под душой активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него; у Г егеля душа — низшее, чувственное проявление духа по отношению к материи (чувствующая и деятельная душа); в дуалистических учениях (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс) — исходное и существующее наряду с телом начало. В новоевропейской философии термин «душа» употребляется чаще всего для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. В психологии понятие души было вытеснено термином «психика».

Душа (греч. psyche, лат. anima). В религии под душой понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его «двойник», активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет («одушевляет») его, а, покидая, приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа. В истории фило-

софии термин душа употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека, отождествляемый с особой нематериальной субстанцией.

Согласно словарю практического психолога (составитель С.Ю. Головин), душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, не зависимое от тела животворящее и познающее начало.

Душевность, с точки зрения материализма — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать для других. Это понятие связано с понятием собственно духовности. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое тщательно, заинтересованно, с любовью — с душой.

Духовность, с точки зрения материализма, — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность к познаниям; 2) социальная потребность жить и действовать для других. Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью — вторая.

Г. Шаталова предлагает под духовностью понимать не просто образованность, начитанность, знание, а способность осознавать свою причастность к живой и неживой природе, ощущать каждой клеткой своего тела гармонию многоликого, многоцветного, многообразного и в то же время, единого мира

— мира света и красоты.

Общеизвестно, что высокую духовность отличают любовь, доброта, сострадание и другие личностные качества, которые способствуют залечиванию душевных и физических ран. Основополагающее значение для формирования духовного мира (или сил души) имеют такие факторы, как радость, любовь и мудрость.

С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с объективным бескорыстием, где награда — удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказание — угрызение совести и чувство вины. Эта относительная независимость познавательной деятельности от практических целей, альтруистических деяний — от немедленного социального одобрения делает духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.

Дух — философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Для материализма дух — вторич-

ное, производное, «высший цвет» материи (Ф. Энгельс). В идеалистических учениях дух, первоначало мира, выступает как понятие (панлогизм), субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание; в иррационализме — внемыслительные аспекты (воля, чувство, воображение, интуиция и т.д.). В древне-греческой философии: пневма, нус, логос. Но дух не абстрактное понятие, помимо индивидуального существования в каждом конкретном человеке, он воплощён в человеческой культуре: религии, философии, искусстве, науке. Давая определение физическому телу человека, обратимся к отечественному психологу Н.Н. Обозову. В книге «Практическая психология: от тела к душе» он рассматривает разнообразные факторы, определяющие жизнь конкретного человека.

Жизнь человека в процессе эволюции рассматривается всегда как движение, смена, изменение. Интенсивность жизни современного человека такова, что часто ему даже некогда задуматься, чего он хочет от жизни, так ли он живет. Власть над жизнью приобретают дела, а сам человек незаметно оказывается только ответчиком за то, что он успел сделать. Действия, деятельность человека должны быть направлены на сотворение жизни, а не на ее прожигание. Поскольку влиять на окружающий мир можно только через себя, следовательно, творчество внутреннего мира более важно, чем внешнего. Жизнь — это деятельность. Жизнь меняется, а потому меняются все сферы повседневной жизни человека — потребности, общение, духовная культура и т.п.

Соответственно, должно меняться и воспитание, которое нельзя отделить от многообразных проявлений жизни. Вопрос воспитания — один из важнейших вопросов существования человека, так как он имеет непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея цель способствовать выявлению внутренней силы человека и образованию его характера, воспитание создает человека. Поэтому от правильной постановки этого вопроса зависит многое, зависит судьба как отдельного человека, так и всего человечества в целом. В этой связи сфера деятельности педагогов является на сегодняшний день весьма актуальной. Люди педагогической профессии призваны помочь подрастающему поколению найти выход из духовного кризиса.

Отечественные и зарубежные ученые предлагают, прежде всего, формировать в массовом сознании людей не иллюзорную, а реалистическую картину мира, объективную научную концепцию воспитания, что будет способствовать поиску верных путей решения жизненных проблем (М.П. Гурьянова, Б.С. Гершунский, В.П. Зинчеко, Т.Ф. Яркина и др.). Далее, для обретения жизнестойкости человеку необходима внутренняя опора — в благожелательной обстановке в семье, малых группах, других общностях. А эта внутренняя опора требует подкрепления внешней опорой — надежными жизненными устоями сообщества, авторитетом власти, нравственными ориентирами, наличием общественных и индивидуальных идеалов, в которых бы органиче-

ски сочетались душевные силы человека и знание духовных основ собственной культуры.

Подчеркивается важность опоры и на собственные силы, собственную нравственную жизнестойкость, необходимость отказа от всего негативного, излишнего и важность концентрации усилий на самом существенном, позитивном в мыслях и делах.

Главное для современного человека — его духовно-душевное здоровье.

Основной путь новой ориентации, по мнению немецкого профессора В. Брецинка, нужно искать в формировании жизнеспособности как единого, интегративного качества личности, включающего в себя всю сумму других.

Под жизнеспособностью В. Брецинка понимает формирование таких качеств личности, как жизненное мужество, радость жизни, вера в смысл жизни и готовность активно созидать свою собственную жизнь; потребность в деятельности; понимание общественных интересов; сохранение традиционных форм сознания (религия, семья и т.п.). Большое значение В. Брецинка придает эмоциональной сфере, настроению человека, его интуиции, душевным качествам.

В. Брецинка высказывает мысль о необходимости формирования у человека способностей и умений, которые помогут ему выполнять разнообразные социальные роли и функции в постоянно меняющемся мире. В условиях российского общества многие идеи автора звучат особенно актуально, но требуют учёта нашей социальной действительности и менталитета нашего народа.

Острота социальных проблем России, развернувшийся процесс радикального реформирования всего уклада общественной жизни по-новому поставили вопрос о формировании, оптимальном осуществлении социальной адаптации в условиях новых ориентиров.

Специалисты отмечают, что социальное неблагополучие, неудовлетворенность жизнью крайне вредно отражается на физическом здоровье человека.

Некоторые специалисты считают, что состояние здоровья человека зависит от уровня способности его к приспособлению, адаптации к окружающей среде, от уровня социального статуса и от самоощущения в современном мире. Способность к адаптации у разных людей различна. Адаптивные качества носят не только врожденный характер, но и приобретаются в течение жизни.

По мнению Т.Ф. Яркиной, физически высокоадаптивные люди имеют высокий уровень интеллекта. Адаптивность повышается от хорошего образования, высокой профессиональной подготовки, способности контактировать с людьми и т. п. Дезадаптация человека ведет к ослаблению его защитных сил, к различным болезням, переживаниям. В наше время больше людей умирает не от различных инфекций, а от болезней, в основе которых лежит неправильный образ жизни, тяжелые переживания, глубокое чувство неудовлетворенности жизнью, страхи, стрессы, депрессии.

По данным американских социологов, здоровье человека зависит на 20 % от генетических факторов, на 10 % от экологических, на 20 % от других

внешних воздействий и на 50% от образа жизни, который, не в последнюю очередь, зависит от решения социальных проблем человека.

Таким образом, жизнеспособность человека, успешность его жизни в значительной степени зависят от умения управлять своими внутренними процессами (управляемая саморегуляция).

В заключение следует сказать будущим педагогам, что поддержание комфортности духовно-душевного и физического состояния человека и его социального благополучия составляет одну из важнейших задач педагогической деятельности на современном этапе развития общества. Для этого необходимы глубокие знания о человеке как объекте разносторонней социально -педагогической деятельности в условиях многообразия его повседневной жизни.

Библиографический список

1. Словарь практического психолога [Текст] / сост. Головин. - Минск : Харвест, 1997. — 800 с.

2. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. — М. : Политиздат, 1986. — 590 с.

3. Энциклопедический словарь [Текст] / научно-редак. совет: А. М. Прохорова (пред). — М .: Советская энциклопедия», 1981. — 1600с.

Музейная педагогика Фофин Александр Иванович

Кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры французской филологии ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 79.1 УДК 37.02; 371

МУЗЕЙ КАК МЕДИАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА

КУЛЬТУР: ПАРИЖСКИЙ «МУЗЕЙ НА НАБЕРЕЖНОЙ БРАНЛИ»

Музей выполняет несколько задач: хранение и экспозиция коллекций, развитие научных исследований, организация культурологического образования. Коллекция музея призвана пробуждать интерес к другой культуре, воспитывать толерантное отношение и уважение к людям другой национальности, иной культуры. В статье рассматриваются подходы к организации музейной педагогики и педагогики музейной деятельности, позволяющих организовывать культурно-просветительную деятельность и создавать условия для диалога с носителем другой культуры.

«Музей на набережной Бранли», это место встречи материальных следов различных культур, место встречи смыслов и значений, что и позволяет рассматривать его музейное пространство как пространство культурноисторического диалога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.