Научная статья на тему 'Гуманизм и будущее России'

Гуманизм и будущее России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
505
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизм и будущее России»

ОБЩЕСТВО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Волков Юрий Григорьевич, доктор философских наук, профессор,

г. Ростов-на-Дону, проректор Ростовского государственного университета

Гуманизм и будущее России

В процессе демократических преобразований современного российского общества происходит стагнация и разрушение экономической, социально-политической, духовной сфер. Функционирование социальных сфер и структур общества приобрело разбалансированный характер. Результатами таких негативных процессов в российском обществе является коррупция, сращивание новой бюрократической государственной элиты и олигархического капитала, образование мафиозных структур, криминализация бизнеса, приводящая к разграблению сырьевых ресурсов страны. Все это происходит в условиях всеобщего обнищания российского народа, как известно, растет разрыв в доходах богатых и бедных российских граждан. Так, по социологически данным ИСПИ РАН 64% жителей России имеют душевой доход 2-3 дол. в день, а 22,5% россиян имеют доход 1 дол. в день, что по мировым стандартам соответствует уровню жизни крайней нищеты1.

Основу упорядоченной общественной жизни составляют знания и ценности идеологии. Эти идеологические знания и ценности лежат в основании общества. Разумеется, это знания правящей или государственной идеологии. Объявленная деидеологизация российского общества после августовского (1991г.) переворота привела, естественно, к социальному хаосу. В условиях образовавшегося социального хаоса российского общества никто толком не знает, какое общество надо строить и к чему необходимо стремиться? Потеряна перспектива общественного развития, а в обществе без будущего наступает всеобщая апатия, уныние и безнадежность, с одной стороны, беззастенчивость,

1 Руткевич М.Н. Социальные противоречия современного российского общества. М., 2001. С. 12.

наглость силы и порока - с другой. Сегодня все наблюдают провал российского общества в варварство. Глубинной основой такого провала и деградации населения россиян и является деидеологизация, объявленная первыми демократами реформаторами российского общества.

Разумеется, существовать без идеологических ценностей общество не может, ибо оно основывается на них. Поэтому вместо социалистических ценностей стали внедряться так называемые либеральные ценности на уровне политических и правовых технологий. Ибо известно, что если нет единой идеологической системы и нет, прежде всего, целостного идеологического учения, то правящие государственные структуры начинают вырабатывать (и на ее основе управлять обществом) политическую и правовую идеологию прикладного характера, что мы и наблюдаем в настоящее время в России от высших органов власти до региональных местных. Отсутствие целостной системы идеологии (особенно целостного идеологического учения) и приводит к тому, что властные структуры сами вырабатывают произвольно политическую и правовую идеологию, не имея единых принципов целостной идеологии. Примером такого неадекватного российскому менталитету несоответствия между правом и моралью является бездумное перенесение на российскую почву западных правовых норм и законов. Как отмечают думающие правоведы, в Конституцию Российской Федерации, а также в уголовный и другие кодексы Российского государства законодатели Госдумы и администрации Президента России бездумно перенесли правовые нормы западных стран, особенно США. Российские либералы - западники, видимо, считают, что для того, чтобы Россия стала западной державой, достаточно в федеральные кодексы перенести законы и правовые нормы США, Англии, Франции, и российское государство автоматически пойдет по западному пути развития. Это наивный взгляд на особенности развития российской православной цивилизации, в которой право и мораль были взаимосвязаны, то есть правовые нормы всегда имели нравственное обоснование. Таким образом, россиянам предлагают жить по западным правовым законам, основанным на протестантской морали, находясь в условиях российской право-

славной духовной ментальности, противоположной и даже чуждой западной ментальности, предполагающей приоритет материального богатства над духовным.

Фактически с 1991 г. по настоящее время у России нет четко выраженной целостной государственной идеологии. Как мы отмечали выше, после августовского переворота была объявлена деидеологизация российского общества, то есть никакой идеологии, полная свобода личности от общества и общества от личности. Правда, к середине 1996 г. руководство страны пришло к выводу, что для выхода страны из кризисного состояния общества необходима объединяющая идея и идеология. До 2000 г. шел поиск новой русской идеи и объединяющей идеологии. Однако развернувшаяся полемика вокруг идеологии для России вскоре затихла. Разумеется, правящая политическая элита России выбрала необходимый для удержания режима вариант западной неоконсервативной идеологии, правда, обозначив его как либеральную идеологию, хотя неоконсервативная и неолиберальная идеологии все же существенно различаются.

Внедряемые в российское общество неолиберальные, точнее говоря, неоконсервативные ценности оказывают не только дестабилизирующий характер, но имеют антигуманистическую специфику по отношению к российской ментальности, предполагающей приоритет духовного богатства над материальным. Либеральные западные ценности свободы, демократии, рынка, ориентированные на приоритет материального богатства над духовным, приводят к коренной перестройке и своего рода «переворачиванию наоборот» сознания индивидов, ценностей и целей общественного развития всех сфер российского общества. Либеральные ценности, насаждающие в России культ наживы и прибыли, прагматизма и утилитаризма, основанные на протестантской трудовой этике, оказываются просто неприемлемыми для российской духовной менталь-ности, основанной на православной морали, противоположной протестантской нравственности, поэтому и происходит в российском обществе неприятие и сопротивление, отторжение и отчуждение чужеродных западных либеральных

ценностей. Как показали исследования, проводимые ИКСИ РАН, после временного колебания маятник ценностей россиян вернулся в исходное положение. Базовые духовные ценности российских граждан показали исключительную устойчивость и вернулись на свое исконное место. Так, более 90% опрошенных россиян отдали предпочтение приоритету духовных ценностей над материальными1 .

Как известно, в последнее время обнаруживается, проявляется тенденция к возрождению и внесению в сознание россиян ценностей идеологии русского православия. Разумеется, внедрение в сознание российских граждан истинных христианских ценностей - это лучше, чем внесение в сознание индивидов чуждых православию западных либеральных ценностей протестантского происхождения. Естественно, в сложившейся идеологической ситуации в России русская православная церковь объявила крестовый поход против западных либеральных ценностей, развращающих сознание российской молодежи. Это, безусловно, правильное решение русской православной церкви, но все же устаревшие религиозные идеологии вряд ли способны вывести российское общество из хаотического состояния, обусловленного прежде всего идеологическим хаосом, идеологической неразберихой в сознании российских граждан.

Разумеется, возможной реакцией российских граждан на современное хаотическое состояние общества и идеологической ситуации в России, станет возрождение коммунистических идей и стремление установить утраченное социалистическое общество. Но, скорее всего, это возрождение не произойдет в больших масштабах, потому что социалистическая идеология не имеет идеи будущего, ибо марксистское учение так же, как и христианское, «безбожно постарели». Этим, в первую очередь, и объясняются неудачные попытки российских коммунистов, во главе с Г.А. Зюгановым, прийти к власти и навести социалистический порядок, потому что социалистическая идея уже не имеет привлекательного будущего, в этом легко убедиться, если проанализировать программы современных коммунистов и социалистов. В целом же, по социологи-

1 Там же. С. 111.

ческим данным, абсолютное большинство российских людей отвергают как «реальный социализм», так и современный «дикий капитализм», они считают, что у России должен быть свой самобытный путь развития, ведущий ее к великому будущему. С этим мнением народа необходимо считаться современным правителям российского государства1.

Деградация и дегуманизация российского народа под воздействием «самых лучших» в мире либеральных ценностей будет продолжаться, пока не будет создана новая идеология, соответствующая менталитету российских граждан. Приемлемыми для россиян будут идеологические ценности, предполагающие, в отличие от внедряемых силой либеральных ценностей, приоритет духовного богатства над материальным. Такими ценностями, противостоящими американской и западной в целом экспансии либеральных ценностей, могут быть ценности гуманистической идеологии Востока и Запада. Более того, россиянам нужна идеология, ведущая Россию к великому будущему, а не к прозябающему либерально-западному («португальскому») прошлому. Только мощная идеология способна дать России великую перспективу, определив при этом ее первенствующую роль в мире, способна вывести многострадальную Россию из ее современного хаотического состояния.

Такой оптимистической идеологией, зовущей россиян к достижению великого будущего России, к превращению России в духовного лидера человечества, будет являться идеология социального гуманизма.

Будущее гуманистическое общество станет обществом, в котором будет осуществляться полное раскрытие творческой сущности человека. В предшествующей истории человеческих обществ происходило накопление элементов человечности в виде гуманистических идей и реалий гуманизма, тем самым осуществлялось частичное, а не полное раскрытие сущности человека как существа, творящего знания, в отличие от животного, которое лишь воспроизводит инстинктивные знания. Через столкновение и взаимосвязи цивилизации

1 См.: Осипов Г.В., Локосов В.В. Социальная цена неолиберального реформироания. ИСПИ РАН. М., 2001. С. 130.

проходила все же гуманистическая равнодействующая прогресса человечества. Поэтому можно с полным правом утверждать, что будущее гуманистическое общество явится неизбежным результатом развития всей предшествующей истории человеческих обществ. Таким образом, через эволюцию гуманистических идей и реалий гуманизма, через гуманистическую равнодействующую социального прогресса проходит длительный процесс становления и развития сущности человека и общества, а затем переход их в стадию рефлективной монады и сферы вселенной как нового этапа эволюции мироздания. В целом гуманизм как идеология в общественно-философской культуре определяется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. К такому общефилософскому определению гуманизма следует дополнить, что социальный гуманизм, о котором идет речь, главный акцент делает на создании условий для полного, всеобщего и целостного раскрытия творческой сущности человека как творца знаний.

Идеи гуманизма имеют длительную историю. Так, в первобытнообщинном обществе в рамках родовой общины стали формироваться гуманистические представления и элементы социального гуманизма, связанные с понятиями равенства, справедливости, достоинства, чести. Элементы гуманизма утверждались, в основном, в первобытной общине и не получали должного распространения за ее пределами. Но именно они послужили основой представлений о человеке и его отношений к другим индивидам. Наиболее прогрессивными первобытными обществами стали те, в которых в наибольшей степени осуществлялась добыча знаний, то есть происходил процесс формирования творческих индивидов. Через эти наиболее прогрессивные первобытные общества и проходила гуманистическая равнодействующая социального прогресса.

В религиозных и философских учениях стран Древнего Востока разрабатывались учения о человеке и его нравственных качествах. Это и явилось опре-

деляющим содержанием как идеологических концепций, так и социальных моментов гуманизма в древневосточных странах. Особое значение имели гуманистические идеи и практика конфуцианства в процессе формирования так называемого благородного человека, являющегося, прежде всего, человеколюбивой творческой личностью. Гуманистические элементы теоретического и практического характера можно выделить в брахманизме, зороастризме и, конечно, в буддизме.

В концепциях античных философов на основе мировоззренческого кос-моцентризма человек рассматривается как органическая и одновременно высшая часть бесконечного Космоса. Мыслители Древней Греции и Рима утверждали, что любой человек (разумеется, исключая рабов), независимо от своего социального происхождения и положения, должен определяться духовными качествами. Этот тезис получил широкое развитие в учениях неоплатоников. В античном обществе у человека пытались сформировать такие качества, как разум, рассудительность, мужество, доблесть, стремление к счастью и другие. Через всю тысячелетнюю историю античных обществ, через все перипетии этих обществ, все же прослеживается гуманистическая равнодействующая прогресса человечества. Это и обусловило, в конечном счете, закономерный переход античного мира к христианскому гуманизму средневековья.

Нравственная эволюция, совершенная христианством, основывалась на гуманистических идеях и практике раннехристианских общин. Если античный гуманизм можно определить прежде всего как натуралистический, то христианский гуманизм - это, прежде всего, духовный гуманизм, направленный на формирование и развитие души, а не тела. Нравственные нормы христианства, основанные на принципе человеколюбия, прошли через века и приобретают актуальное значение в настоящее время.

Подлинный расцвет гуманистических идей характерен для эпохи Возрождения. Часто понятие «Возрождение» отождествляется с понятием «гуманизм». Поставив в центре внимания реального человека и основываясь на возрожденные античные традиции, ренессансный гуманизм воплотил его новое

содержание. Мыслителями эпохи Возрождения человек объявляется самым высоким, прекрасным творением во вселенной, обладающим безграничными способностями к совершенствованию. К сожалению, возрождая античный гуманизм, ренессансный гуманизм приобрел скорее натуралистический, чем духовный характер. Результатом такой натуралистической ориентации гуманизма эпохи Возрождения и Реформации явилось утверждение принципа приоритета материального богатства над духовным.

Мыслители и политические деятели эпохи нового времени выступали с требованиями свободы, равенства, братства, при этом ратовали за развитие наук и утверждали, что просвещение народа является главным средством достижения обществом света и разума. В данную эпоху сформировался и получил свое полное развитие либерально-демократический гуманизм, который, наряду с требованиями развития научного знания и свободного общества, все же ориентировал индивидов на приоритет материального богатства над духовным. Поэтому творческая сущность человека получила свое раскрытие, в основном, в экономической сфере, в предпринимательском и коммерческом творчестве, а научное, художественное, как подлинно человеческое творчество, рассматривались лишь как условие для получения материального обогащения.

Современный гуманизм представлен различными течениями и направлениями. Неолиберальный гуманизм, продолжая традиции классического либерализма, дошел до абсолютизации индивида, выразившейся в гипериндивидуализме современного западного общества, причем ориентированного на приоритет материального богатства в ущерб духовному развитию личности. Социалистический гуманизм, ориентированный на формирование, хотя и частичного (классового), духовного богатства человека, не избежал подчинения личности безликой государственной машине в условиях провозглашенных принципов социальной справедливости и равенства. Антропологический гуманизм, как особое течение гуманистической мысли современности, призывает к построению общества на основе познания многомерной, многогранной сущности человека.

В современной России радикальное изменение экономической, социальной и духовной жизни коснулись понимания собственной истории и проблем отечественной гуманистической и философской духовной культуры. Это необходимо для того, чтобы знание российской истории и гуманистической мысли особенно, способствовало совершенствованию общества, в котором мы сегодня живем, и влияло на его историческую судьбу.

Понять и осознать себя «в общем порядке мира», подключиться к «общемировому процессу» (как говорил П.Я. Чаадаев) невозможно без фундаментального философского и культурологического подхода к истории русской гуманистической и общественно-философской мысли.

В чем специфика русской гуманистической и общественно-философской мысли? Прежде всего, она ориентирована на человека, который рассматривался не как отдельно существующий индивид, что было присуще западной гуманистической мысли, а как сопричастная, «соприродная» с другими личностями, как соборная, коллективная личность.

Особый интерес проявляли на Руси к внутреннему миру человека, его душевному состоянию, совестливости, милосердию и состраданию. Русским людям характерно было то, что душевность и совестливость воспринимались как синонимы. Отсюда познание истинны и поиск правды обеспечивается честностью, верностью истине и справедливости.

Для русской гуманистической мысли характерна нравственная выверен-ность. Это связано с поиском оптимального соотношения действительного и желаемого, со стремлением реализовать нравственный идеал, применить нравственные законы не только в межличностных отношениях, но и в политике, межнациональных связях.

Человек и народ, свобода и нравственность личности рассматривались в русской гуманистической мысли в неразрывной связи с понятием отечества. Историческая миссия России, патриотическая любовь к ней в знании россиян приобретают высший гуманистическо-философский и нравственный смысл. Гуманистическая самобытность русской духовной культуры исключает пропо-

ведь национальной исключительности и розни между народами. Любовь к своей родине, к своему народу сочетается в ней с дружелюбием, уважением и к другим народам, со «всемирной» отзывчивостью. Как отмечал великий русский гуманист Ф.М. Достоевский: «Что такое сила русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности? Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите»1.

Русские гуманисты воспринимали мир как целостную систему, как всеединство, находящееся в постоянном развитии и потому подверженное риску, опасности разрушения. Важнейшим достижением русской гуманистической общественно-философской мысли было то, что она закономерно шла к соединению истории природы и общества, их трансформации во всеохватывающую эволюцию Человека. Наибольшее воплощение эта идея получила в философии русского космизма.

Интересно, что, определяя гуманистические черты русского человека, академик Д.С. Лихачев особо выделил две: стремление к свободе, несмотря на все преграды и стремление доходить до крайности, до пределов возможного. Говоря о будущем развитии России, Д.С. Лихачев отмечает: «Что же нам делать в будущем, особенно с теми двумя чертами русского характера. Я думаю, что в будущем их надо во что бы то ни стало развивать в правильном направлении. Стремление русских к воле надо направлять по пути всяческого развития духовной множественности, духовной свободы, предоставлению юношеству разнообразных творческих возможностей. Мы слишком стиснуты сейчас в рамках немногих профессий, которые не дают развиваться тем многочисленным потенциалам, к которым склонен народ, юношество наций.

Стремление русских во всем достигать последнего предела надо также развивать по преимуществу в духовной области. Пусть будут у нас герои духа, подвижники. Пусть безотчетное стремление отдавать всего себя какому-либо святому делу, что так отличало русских во все времена, снова займет свое до-

1 См.: Дань признательной любви: Русские писатели о Пушкине. Л., 1979. С. 65.

стойное место и отвлечет русского человека от коверкающих его схем единомыслия, единодействия и единодушия...

Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия честности - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI

веке»1

Высшей целью, основой основ будущего социалистического общества будет являться раскрытие во всех сферах общества творческой сущности человека как творца знаний. Как отмечают современные исследователи творческих способностей человека, индивид рождается потенциальным творческим человеком. Так американские исследователи пришли к выводу, что до 6-7 лет все дети обладают творческими способностями, после достижения 8-летнего возраста 98% из них начинают как бы терять свой природный творческий дар и только 2% детей, став взрослыми, сохраняют способности к творчеству. Причиной потери природного дара творчества является то, что общество не создает необходимых условий для раскрытия в каждом индивиде его творческого дара. Заложенные от природы творческие способности индивида оказываются напрасным даром. Естественно напрашивается вывод, что необходимо создать такое общество, в котором государство и общество создавали бы необходимые условия для полного раскрытия творческой сущности человека. Таким обществом, в котором будут создаваться все необходимые условия для полного раскрытия творческого дара человека, от школьного обучения до сферы профессиональной деятельности творческой личности, и будет является общество социального гуманизма. В гуманистическом обществе все структуры и сферы долж-

1 Лихачев Д. С. О национальном характере русских// Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993. С. 180.

ны будут преобразованы так, чтобы во всех областях общества человек формировался и развивался как творец знаний. В будущем обществе человек будет не просто высшей целью и ценностью, о которой говорили еще гуманисты эпохи Возрождения, а главное - он будет прежде всего творцом знаний, тем самым будет реализовывать свою природную человеческую творческую сущность. Подлинно человеческая воля - это не слепое хотение, желание власти, а стремление и реализация своей творческой сущности, воли к творчеству.

Силой, которая преобразует деформированное российское общество, определит цели и задачи создания подлинно человеческого гуманистического общества, будет являться гуманистическая идеология, точнее говоря, основанная на идеологии гуманизма новая идеологическая структура российской державы. Идеологическая структура является не просто рядоположенной с экономической, политической, духовной и социальной структурами, а есть их определяющая духовная сила. Идеологическая структура общества пронизывает все другие структуры и сферы общества, проникает в их «социальную ткань», поэтому ее можно сравнить с нервной системой человеческого организма. На основе новой идеологической структуры российского общества произойдет радикальная перестройка социальных сфер жизни российского общества на основе знаний и ценностей гуманистической идеологии. Прежде всего будет происходить переориентация жизни общества в соответствии с высшей целью и сущностью гуманистического общества - формированием личности как творца знаний, при условии гармонического развития духовного и материального богатств при приоритете духовного как подлинно человеческого богатства. Гуманистическая личность - это достойный человек, стремящийся к знаниям и творящий их. Достоинство, знания, творческая индивидуальность, свободное творчество, справедливость и человеколюбие будут являться главными свойствами целостной гуманистической личности будущего общества. Для достижения формирования новой личности необходимо построить новое общество в соответствии с творческой сущностью человека как подлинно человеческое общество социального гуманизма. Все процессы, сферы, структуры этого будущего

общества должны быть подчинены одной главной цели - созданию условий для раскрытия творческой сущности человека.

В будущем гуманистическом обществе, ориентированном на приоритет духовного богатства, особое значение после идеологической структуры, включая систему образования, нравственную структуру, искусство, науку и средства массовой информации, будет иметь духовная культура. В сфере духовной культуры будет производиться наибольшее количество духовного богатства, фундаментальных знаний и ценностей, поэтому она будет главной по значению после идеологической структуры гуманистического общества. Система образования будущего российского общества будет перестроена так, чтобы во всех сферах обучения и воспитания реализовывалась высшая цель гуманистического общества - формирование в процессе обучения и воспитания творческой личности, способной после окончания образования развиваться как личность, творящая знание во всех сферах жизнедеятельности общества. В целом духовное производство следует так преобразовать, чтобы за человеком оставалась подлинно человеческая творческая духовная деятельность, а все виды нетворческого умственного труда были переданы компьютерным системам обеспечения творческой деятельности индивидов, занятых в сфере науки, искусства, СМИ, а за человеком останется творческая научная, художественная, журналистская деятельность.

Исходя из высшей цели создания гуманистического общества - раскрытия творческой сущности человека, - произойдет также качественное преобразование государственной структуры власти. Государство будет создавать все необходимые условия, чтобы каждый гражданин формировался и развивался как творческая личность. В гуманистическом обществе будет гармоническое сочетание централизованной и региональной государственной власти. В будущем обществе должны править знающие люди, а не невежественное демократическое большинство, ибо, как известно, правым в большинстве случаев оказывается знающее меньшинство, а побеждает большинство путем демократического голосования. В государственной структуре будущего общества нетворче-

ский управленческий труд будет постепенно передаваться компьютеризированным автоматическим системам управления. Благодаря передаче нетворческой деятельности государственных служащих АСУ будет создана основа ликвидации бюрократии, ибо бюрократия возникла в процессе разделения управленческого труда, то есть частичный управленческий труд и есть подлинная основа бюрократии. С передачей нетворческого частичного труда АСУ получит развитие подлинно человеческая целостная творческая управленческая деятельность, но она уже не будет носить бюрократический характер. Творческая управленческая деятельность, производящая знания и политические ценности, по поводу власти и управления будет являться основой для развития творческой сущности личности, действующей в государственной структуре гуманистического общества.

Рассуждая о России, о ее все же гуманистической, как подлинно человеческой, а не капиталистической, хотя и демократической перспективе, следует отметить, что цель будущего общества и его экономической сферы не прибыль, не деньги ради денег, не материальные богатства и плотские наслаждения, а, наоборот, духовное богатство и нравственное совершенствование личности, прибыль или доход - это только условие для достижения подлинно человеческого богатства. В целом можно сказать, что триединой задачей будущей гуманистической экономики будут являться: удовлетворение материальных и культурных потребностей целостных личностей; создание условий для полного развития творческой сущности человека во всех сферах творческой деятельности; реализация на практике, в самом материальном производстве, полного раскрытия творческой сущности человека в процессе создания им новых технологий. Для этого материальное производство необходимо так преобразовать, чтобы нетворческая трудовая деятельность, не производящая знаний, была передана машинам, функционирующим в виде замкнутых технологических процессов, в автоматическом режиме производящих товары. За личностью, действующей в творческой сфере материального производства, остается подлинно человеческая творческая деятельность, направленная на создание новых технологий,

предполагающих коэволюционное развитие природы и общества. В будущем обществе будет планомерное постоянное внедрение все новых и новых технологических знаний, а каких товаров и в каком количестве необходимо будет производить, подскажет рынок, где конкурентно способные товары будут стоить больше, чем не обладающие таким качеством. Естественно, товары, в которых будет опредмечено больше знаний, будут пользоваться большим спросом и предложением. В экономике коммунистического общества необходимо достичь главного для развития материального производства - это постоянное плановое внедрение новых знаний, контролируемой и поощряемой государством, в зависимости от спроса и предложения, определяемых на рынке товаров, но это может осуществляться и без частных собственников. Соревновательная «конкуренция» будет существовать и между предприятиями, основанными на государственно-кооперативной, государственно-акционерной (которая со временем трансформируется в государственно-индивидуальную) формах собственности. В конечном счете, в будущем гуманистическом обществе господствующими формами собственности будут являться государственная и производственная индивидуальная (как неотчуждаемые от индивида произведенные им знания в процессе создания новых технологий), обе эти формы собственности будут направлены на поддержание и развитие личной внепроизводственной формы собственности. Личная форма собственности будет являться экономической основой свободного духовного развития индивида, она сделает человека свободным от материальных нужд и обеспечит его экономическую безопасность. В этой связи интересно то, что за сохранение частной собственности, по социологическим данным ИКСИ РАН, выступают только 5-7% граждан, что как раз соответствует природным способностям 5-6% населения к коммерческой дея-тельности1.

Таким образом, во всех сферах жизни будущего гуманистического общества будет происходить раскрытие творческой сущности человека, в этом и за-

1 См.: 10 лет российских реформ глазами россиян: Аналитический доклад ИКСИ РАН. М., 2002. С. 120.

ключается смысл общества социального гуманизма. Эта гуманистическая цель общества приведет к переориентации развития всех процессов, структур и сфер общества, а также к разрешению стоящих перед современным российским обществом проблем с токи зрения главного - достижения реализации творческой сущности человека. Поэтому политики должны прийти к мнению, что есть другой путь развития российского общества, кроме либерального и социалистического, что есть подлинно человеческий путь, идущий в унисон с мировой тенденцией развития общества от экономического к постэкономическому, как обществу глобального гуманизма.

Следовательно, благодаря сознательному внесению гуманистической идеологии в сознание россиян, а также внедрению новых технологических знаний на основе возрожденного и развитого далее интеллектуального, научно-технического и духовного потенциала, Россия сможет определить и превзойти развитые западные страны по созданию новейших технологий, но главное, возродив свою духовную культуру, на основе ценностей гуманистической идеологии, Россия возродится из «идеологического пепла» еще более могучей державой и по праву станет духовным лидером человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.