Научная статья на тему 'Гуманистическая идеология и современный мир'

Гуманистическая идеология и современный мир Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
642
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая идеология и современный мир»

Малицкий Валентин Семенович

доктор философских наук, доцент, г Ростов-на-Дону

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

П

ми, поставившими человечество на грань выживания, но и другими социальными процессами, характеризующимися как взлетами, так и падениями человеческого духа. На излете нашего века возник целый клубок неразрешенных социальных, политических, экономических, национальных противоречий, определяемых кризисом западной либерально-демократической цивилизации (исчерпанием ценностей неолиберальной идеологии прежде всего), обесцениванием классовых социалистических ценностей уравнительного характера, ростом религиозного фундаментализма, воспринимаемого как «реванш Бога». Все эти негативные процессы идут на фоне перманентного, все увеличивающегося в своих масштабах экологического кризиса, грозящего перерасти в глобальную экологическую катастрофу вселенского размаха. Но кроме перечисленных видов кризисов набирает силу самый главный кризис современности, связанный с духовным упадком человечества, сопровождающимся усилением жестокости и насилия, возрождением, точнее, проявлением, животной агрессивности в поведении индивидов как стран Запада, так и Востока. Этим во многом и обусловливается стремление людей уйти в мнимую духовность религий (особенно нетрадиционных течений) или в иллюзорный мир, вызываемый приемом наркотических веществ.

Наше столетие стало веком огромных достижений научно-технического прогресса и грандиозных социальных катаклизмов и мировых войн, временем социальных технологий и экспериментов, приводившим порой к гулагам социализма и концлагерям фашизма, а также к атомным бомбардировкам японских городов американскими либеральными демократами. Наш противоречивый век - это столетие, характеризующееся разрывом единого человечества на две мировые системы на основе двух

глобальных, непримиримых, бескомпромиссных идеологий либерально-демократической и коммунистической. Символом одной из них стала свобода (доходящая до гипериндивидуализма), а другой равенство (в уравнительной форме приводящее к гиперколлективизму). Естественно, напрашивается вывод, что в будущем гуманистическом обществе должно быть гармоническое сочетание индивидуальности и коллективизма в творческой личности будущего, без абсолютизации крайних проявлений как индивидуализма, так и коллективизма, характерных для капитализма и социализма в отдельности.

За увлеченность нашего века односторонним развитием технической стороны прогресса, приведшим к технократической направленности развития всей земной цивилизации, еще долго придется расплачиваться человечеству бездуховностью личности, порожденной этим технотронным «Левиафаном». Да, казалось бы, материальное благополучие западных стран должно было бы привести к их духовному расцвету, к духовно богатой и нравственно-совершенной личности. Это вытекает из идей иллюзорных идеологических парадигм, точнее говоря, догматов как материалистического понимания истории коммунистов, так и из учения либералов, предполагающего также, что экономика является первичной основой развития политики и культуры. Режи Дебре отмечает: «Марксизм и либерализм представляют собой две фазы в развитии сугубо экономической иллюзии, согласно которой экономика управляет миром... я считаю, что миром управляют идеи, культуры»1. В результате и оказалось, что материальное богатство западных стран, основанное на «благих» принципах разумного эгоизма, утилитаризма, прагматизма, материальной заинтересованности, привело к духовной деградации человека с характерным для него культом денег, насилия, секса, наркомании, этих «бичей божьих» стран свободных демократий, основанных на либеральной идеологии и американской массовой культуре. Всеоб-

рошедший ХХ в. отмечен не только экологическими катаклизмами и кризиса-

1 Debray R. Liberacion o muerte. La Habana: 1967. Р 81.

33

щая американизация и вестернизация всей западной и мировой культуры в целом приводит к подавлению тех национальных «островков» духовности, которые пока еще существуют в различных странах, несмотря на тоталитаризм американской неолиберальной идеологии и культуры.

После самороспуска мировой системы социализма (основанной на коммунистической идеологии), осуществленного по инициативе недальновидных советских политиков горбачевского окружения, также происходит американизация этих стран, приводящая к дегуманизации и деморализации населения, причем собственными руками их демократических государственных правителей. К чему это приведет в постсоциалистических странах - не трудно догадаться, и мы это уже видим на примере свободной демократической России. Будет не только экономическая зависимость, но главное: произойдет тотальная духовная деградация масс народа этих государств под действием массовой американской культуры и идеологии. Все это чревато не только экономической и экологической, но и прежде всего духовной катастрофой, идеологическим крахом бывших стран социалистической цивилизации, в которых объявлена деидеологизация жизни этих стран, т. е. свобода и независимость от любой идеологии.

Чтобы выстоять перед натиском американизма, его экономической мощью и дегуманизирован-ной культурой, которая, как известно, культивирует материальное обогащение и наслаждение благами цивилизации, приводящие к развращению и нравственной убогости, духовному голоду, о котором уже говорят сами пока еще мыслящие американцы, в России и других странах мира должна быть создана противостоящая американской бездуховности новая идеология, ориентированная на духовно и материально богатую личность, с приоритетом, разумеется, нравственного совершенствования человека. Все это говорит о том, что главной проблемой начала ХХ! в. должна стать проблема идеологии, ориентированной на формирование и развитие творческой, духовной сущности человека. Сможет человечество создать новую гуманистическую идеологию, предполагающую духовное возрождение и нравственное совершенствование человека как рефлективной монады мироздания, или, ориентируясь на одностороннее развитие материального богатства, приведшее к духовному упадку человечества, придет к духовной катастрофе с политическими, экономическими и экологическими катаклизмами? Таким образом, человечество будет поставлено на грань его существования, ибо сущность человека определяется прежде всего знаниями, освоенными, добытыми и реализованными им в течение всей его жизни, а не материальной собственностью или кровнородственным происхождением.

В борьбе с КПСС, как главной идеологической организацией Советского Союза, осуществлявшей верховенство идеологической власти над другими формами власти, первые демократы разрушили идеологическую структуру советского общества, но ничего не поставили взамен, то есть не создали

и не внедрили новой демократической или иной идеологии России. Отвергнув коммунистическую идеологию, лидеры бывших социалистических стран считали, что в их обществах не должно быть никакой идеологии. Однако опыт демократических реформ в России показал утопичность таких представлений, ибо если рушатся идеологические принципы, то рушится и общество, основанное на них. Хаос и деградация нравов, которые наблюдаются сегодня в свободной России, и есть результат тотальной деидео-логизации страны.

Попытка возродить старые религиозные православные ценности не оправдалась. Многоводный в начале поток людей, устремленных по дороге, ведущей к духовному храму, быстро стал иссякать. Кроме глубоко верующих, бывшие советские люди, сформировавшиеся в условиях светская марксистской идеологии, быстро осознали, что религиозные христианские ценности, связанные прежде всего с верой в Бога, увы, в современных условиях космического века «безбожно» устарели и не могут стать ре-гулятивами поведения граждан России. Разумеется, христианские ценности необходимо использовать при создании новой гуманистической идеологии, но придав им светский, нерелигиозный характер, более того, идеология гуманизма будет представлять собой своего рода постсоциалистическое светское христианство.

Попытки перенести на русскую землю идеи либерально-демократической светской идеологии Запада привели к насаждению в сознание русских людей, особенно подрастающего поколения, культа денег, насилия, секса, наркомании и других неотъемлемых атрибутов американского образа жизни. Духовный кризис, ведущий Россию к духовной катастрофе, обусловливает глубокий, перманентный кризис политики и экономики нашей страны. Демократия обернулась постоянной борьбой между различными ветвями власти, результатом которой явилось тотальное невыполнение указов и приказов как Президента и правительства, так и Государственной Думы. Обещанный свободный рынок обернулся «ларьковой» экономикой, как придатком сросшихся госбюрократических и мафиозных структур российского криминально-мафиозного общества, ориентированного только на материальное обогащение.

В современных условиях переходного общества потеряны основополагающие ориентиры, никто толком не знает, что за общество мы строим, какую цель преследуем. Все ресурсы общества бросаются на развитие экономики, на создание пресловутого свободного рынка как панацеи от всех бед. При этом забывается, что главной целью и ценностью общества должно быть формирование творческой личности, создание условий ее достойного бытия. Если целью общества не является формирование творческого и духовно богатого человека, то зачем такое антигуманное общество вообще нужно? На наших глазах происходит смена классового тоталитарного социалистического общества, в котором человек был частично духовным, на криминально-демократическое, в котором разрушаются основы

34

самого существования человека. Налицо экономический упадок страны, политический плюрализм привел к беспределу властей, разрушена система социального обеспечения населения.

Российская наука, искусство, образование в условиях деидеологизации нашего общества находятся в состоянии стагнации и медленного уничтожения, работники сферы духовной культуры и интеллигенция в целом влачат жалкое существование. Происходит духовное, а затем и физическое вырождение наций российского общества.

Для чего сейчас россиянин живет? Для того, чтобы создать экономический рынок для богатых людей. Да, достойная, «гуманная» цель современного российского свободного рыночного общества. Если такова цель будущего российского общества, то где же священные и неприкосновенные принципы социальной справедливости и равенства?

Выход из сложнейшего кризисного состояния, в котором оказалось российское общество в конце ХХ в. по вине его бездарных руководителей, первых реформаторов-демократов, видится в гуманистической перспективе, в образовании в России подлинно человеческого общества - социального гуманизма.

В современных условиях переходного общества потеряны основополагающие ориентиры, никто толком не знает, что за общество мы строим, какую цель преследуем. Все ресурсы общества бросаются на развитие экономики, на создание пресловутого свободного рынка как панацеи от всех бед. Забывается при этом, что главной целью и ценностью общества должно быть формирование творческой личности, создание условий ее достойного бытия. Если целью общества не является формирование творческого и духовно богатого человека, то зачем такое антигуманное общество вообще нужно? На наших глазах происходит смена классового тоталитарного социалистического общества, в котором человек был частично духовным, на криминально-демократическое, в котором разрушаются основы самого существования человека.

Выход из системного кризисного состояния, в котором оказалось современное российское общество, видится в гуманистической перспективе, в образовании в России гуманистического общества. для этого прежде всего необходимо вернуться как бы в исходное социалистическое состояние, являющееся предгуманистическим по своей сущности, и навести порядок во всех сферах и структурах российского общества. Для этого следует полностью национализировать промышленные предприятия и коммерческие банки, вносящие наибольший вклад в перманентное состояние российской экономики и общества в целом. Что касается мелкого предпринимательства и мелкой торговли («челночного типа» по своей сути), кроме крупных торговых центров, которые необходимо также возвратить государству, то их следует оставить для бесперебойного обеспечения российского народа необходимыми для его жизнедеятельности товарами, пока не заработают на полную мощь промышленные предприятия и сельское хозяйство. Для подъема сельского хозяйства и промышленности необходимо инвестировать

не иностранные капиталы, а новые знания: агрокультурные знания для создания новых сельскохозяйственных технологий, для производства необходимого и экологически чистого продукта; технические знания для создания новейших технологий постиндустриального характера. Передовые страны мира (Япония, США и им подобные) инвестировали, прежде всего, именно новые знания, достигнув современного уровня развития на основе новейших технологий, тем самым, подготовили экономическую основу предгуманистического общества, но без соответствующей базы духовного богатства этих стран.

Когда российская промышленность и преобразованное сельское хозяйство станут в полной мере обеспечивать население страны необходимыми для нормальной жизни товарами, тогда в конкурентном соревновании мелкий бизнес будет вытеснен крупным государственным бизнесом, развиваемым на следующих формах собственности: государственной собственности, необходимой для функционирования предприятий стратегического значения; государственно-коллективной собственности, представляющей собой единство государственной и коллективной собственности только данного производственного коллектива, являющегося наряду с государством коллективным собственником предприятия и его прибыли; государственно-акционерной собственности, предполагающей, что контрольный пакет акций будет принадлежать государству, а остальные акции предприятия будут принадлежать только работающим на данном предприятии (промышленном или сельскохозяйственном) трудящимся, являющимися одновременно совладельцами предприятия. Государство будет регулировать соревновательную конкуренцию между всеми видами предприятий экономической сферы, основанных на разных формах собственности. Соревновательная конкуренция предполагает, что наибольшей стоимостью будут обладать те товары, в которых будет оп-редмечено наибольшее количество качественных знаний. Этот закон стоимости позволит установить между предприятиями соревновательную конкуренцию, предполагающую, что родственные по типу производства, предприятия будут в соответствии с законом стоимости по количеству и качеству опредме-ченных в товарах знаний, постоянно стараться внедрять новые знания в производимые ими товары. Таким образом, все больше и больше знаний будет вовлекаться в процесс производства товаров, обеспечивая качество товаров и прогресс экономики и общества.

Разумеется, все экономические преобразования будут происходить при осуществлении главного преобразования российского общества - смены приоритетов развития с материального богатства, жажду обогащения на духовное богатство, как истинно человеческое богатство, при условии достаточного обеспечения материальными благами.

Рыночная экономика, предполагающая соревновательную конкуренцию, безусловно, необходима в рамках экономической сферы, но не более. Ибо нельзя распространять рыночную конкуренцию,

35

пригодную для экономики, на все другие сферы и структуры общества. Так, сфере образования российского общества такое распространение конкурентной борьбы принесло колоссальный вред, связанный с деградацией образовательного и воспитательного процессов. Конкуренция образовательных программ привела к резкому падению уровня знаний школьников и студентов.

Что касается искусства, то о какой конкуренции, доводящей до банкротства и разорения можно говорить по отношению к художественному творчеству писателей и художников. Здесь скорее необходимо взаимопонимание, согласие и взаимоподдержка, чем конкурентная борьба.

Гуманистическое общество будет предполагать реализацию на практике высшей цели гуманизма - создание условий для полного раскрытия творческой сущности человека, вытекающей из самого определения человека как существа, творящего знания. Творческая сущность человека предполагает не только творческое добывание новых знаний, но и творческое освоение личностью ранее освоенных знаний, их проблемное освоение, творческое усвоение и переживание духовных ценностей, морали, искусства, науки и, конечно, идеологий мира и особенно знаний идеологии гуманизма. Творческая сущность человека будет проявляться и в процессе воспроизведения личностью знаний, ранее освоенных в процессе творческого усвоения и осмысления. Творческое воспроизведение знаний и ценностей означает творческую репродукцию знаний, умение творчески преподнести знания на уроке, лекции, в беседе, дискуссии и в самом процессе познания мироздания, общества человека. Творческая сущность человека предполагает также творческую реализацию ранее освоенных и воспроизведенных знаний. Творческая реализация знаний означает творческое воплощение, опредмечивание их в произведениях искусства, научных экспериментах, новых технологиях. Но главный процесс раскрытия творческой сущности личности предполагает творческое получение новых знаний, а не просто творческое освоение, воспроизведение и реализацию ранее Полученных знаний. Творческое добывание знаний и художественных ценностей - это, безусловно, высшая форма человеческого творчества, к которой должна стремиться каждая личность. Творческое добывание новых знаний - это то, что кардинально отличает человека разумного от всех видов животного царства.

В будущем гуманистическом обществе будет массовое развитие всех форм и видов творчества: идеологического, художественного, научного, педагогического, политического, технологического и т. д. Повсеместное творчество народа станет основой развития духовного богатства общества и личности. В новом обществе должна быть свобода творчества без каких-либо намеков на классовость и партийность духовной культуры, идеологии, политики. Должна быть свобода полного раскрытия творческой сущности человека на основе общечеловеческих сущ-ностно-человеческих гуманистических ценностей. Все социальные структуры, механизмы, институты

общества будут направлены на решение главной проблемы общества социального гуманизма - раскрытие творческой сущности человека, все должно быть подчинено этой высшей цели гуманизма. Разумеется, все, что будет противиться, служить препятствием на пути достижения великой гуманистической перспективы, различные антигуманные действия и движения должны быть запрещены по законам гуманистического права. В этом будет единственное ограничение свободы - свободы антигуманных выступлений. Гуманистическое общество будет обязано создавать необходимые условия для полного раскрытия творческой сущности человека, а не быть свободным от личности, так же, как и личность не должна быть свободной от общества, для этого необходимо избавить человека от нетворческого, отупляющего, изнуряющего физического труда, передав его замкнутым технологическим процессам. Это важнейшее условие, без которого невозможно для всего народа обеспечить условия творческого развития. Без выполнения этого условия говорить о гуманистическом будущем России просто невозможно. Само материальное производство как основу экономической сферы необходимо так преобразовать, чтобы все нетворческие функции труда передать компьютеризированным и роботизированным технологическим процессам, функционирующим в автоматизированном режиме.

Самое важное значение для развития духовного богатства личности в будущем обществе будет иметь идеология гуманизма, которая станет играть основополагающее значение для развития всех социальных сфер, потому что все социальные структуры будут создаваться и развиваться на основе, прежде всего общечеловеческих идеологических ценностей гуманизма. Особое значение в развитии духовного богатства личности будет иметь духовная культура гуманистического общества, включающая в себя сферу образования, в которой будут закладываться основы духовного богатства целостной личности; сферу искусства, где будет осуществляться художественное творчество и приобщение народа к непреходящим ценностям литературы, живописи, музыки, сферу науки, где на основе научных школ развернуться фундаментальные научные исследования, направленные на познание вселенной, общества, человека и их преобразования. К сфере духовной культуры следует отнести СМИ, имеющие прикладной характер по развитию и внесению в сознание индивидов общечеловеческих ценностей культуры и идеологии гуманистического общества.

Творческое развитие личности в будущем обществе будет осуществляться также в государственной структуре жизни гуманистического общества, на основе творческой управленческой деятельности. В экономической сфере, как мы отмечали выше, будет происходить технологическое творчество личностей по созданию коэволюционных с природой технологий материального производства. В социальной сфере нового общества также будет осуществляться подлинно человеческая творческая деятельность, развивающая целостную личность как духовно богатую и физически совершенную.

Таким образом, во всех сферах жизни гуманистического общества будет происходить раскрытие творческой сущности человека. Поэтому гуманистическое общество будет обществом знаний, торжества человеческого духа, человеческого достоинства и счастья. Что будет духовное общество, основанное на духовном богатстве, а не экономическое, как современное западное общество, основанное на материальном богатстве. Хотя экономическое общество было необходимо как неизбежный этап социальной эволюции, подготовившей этап духовной, подлинно человеческой эволюции социосфе-ры. Более того, без передачи нетворческих функций трудовой экономической деятельности технологическим процессам, функционирующим в автономном режиме, говорить о гуманистическом обществе как обществе знаний, духовного богатства было бы просто бессмысленно. Разумеется, в будущем обществе духовное творчество станет возможным при необходимом материальном экономическом обеспечении жизни личности.

Проблема будущего России, да и всего чело-

вечества, которое так же, как и наша страна, находится в условиях глубокого духовного кризиса и нравственной деградации, прежде всего - это проблема создания новой правящей идеологии. для того чтобы создать новую идеологию, необходимо объяснить, прежде всего, ее сущность, выделить и проанализировать идеологическую структуру общества, рассмотреть функциональные механизмы идеологии, исторические типы, современную идеологическую ситуацию в мире. Только решив эти вопросы, мы сможем, по крайней мере, поставить проблему создания новой идеологии и очертить ее контуры. По нашему глубокому убеждению это будет идеология гуманизма.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.