Научная статья на тему 'Гуманизм и библиотеки: к постановке проблемы'

Гуманизм и библиотеки: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
542
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / БИБЛИОТЕКА / КНИГА / КОЭВОЛЮЦИЯ / РЕНЕССАНСНАЯ КУЛЬТУРА / УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ / HUMANISM / LIBRARY / BOOK / COEVOLUTION / RENAISSANCE CULTURE / UNIVERSALS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколов Аркадий Васильевич

Исходя из современных представлений об универсалиях культуры, предлагаются дефиниции понятий «гуманизм» и «книга», которые целесообразно использовать при исследовании проблемы «Гуманизм и библиотеки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISM AND LIBRARIES: DUE TO THE PROBLEM DEFINITION

On the basis of modern ideas of the universals of culture the author suggests definitions of the notions humanism and book, which are reasonable to be used while researching the problem Humanism and libraries.

Текст научной работы на тему «Гуманизм и библиотеки: к постановке проблемы»

Раздел I

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ

УДК 02.01

А. В. Соколов

ГУМАНИЗМ И БИБЛИОТЕКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Исходя из современных представлений об универсалиях культуры, предлагаются дефиниции понятий «гуманизм» и «книга», которые целесообразно использовать при исследовании проблемы «Гуманизм и библиотеки».

Ключевые слова: гуманизм, библиотека, книга, коэволюция, ренессансная культура, универсалии культуры

On the basis of modern ideas of the universals of culture the author suggests definitions of the notions “humanism” and “book”, which are reasonable to be used while researching the problem “Humanism and libraries”.

Keywords: humanism, library, book, coevolution, renaissance culture, universals of culture

В наши дни гуманизация различных видов человеческой деятельности и общественных отношений стала одной из популярных и широко обсуждаемых проблем. Гуманизация (гуманитаризация) образования волнует педагогов; экономисты обсуждают гуманизацию организации труда на предприятиях; в юриспруденции выдвигаются проекты гуманизации уголовного законодательства; архитекторы разрабатывают методы гуманизации строительства; наконец, привлекает внимание гуманистическая теория спорта, занимающаяся гуманизацией олимпийского движения [7]. Философы-гуманисты призывают современное общество гуманизировать социальные отношения и рассматривать человека как цель, а не как средство. Во многих странах, в том числе и в России, учреждаются добровольные гуманистические ассоциации и союзы, пытающиеся разрешить главное противоречие техногенного информационного общества: мощь техники и нищета человеческой духовности. Мировое сообщество начинает понимать, что в нашу эпоху глобальных кризисов и конфликтов идеи гуманизма приобретают первостепенное значение. Угроза дегуманизации техногенного общества действительно реальна и даже обостряется. Определение места и роли библиотек в противостоянии этой угрозе -главная цель комплексного исследования «Гуманизм и библиотеки».

Предлагаемое исследование естественно начать с уточнения понятия гуманизм, которое не обладает однозначным содержанием. Кропотливый лексикографический анализ термина гуманизм осуществил В. А. Рыбин [5, с. 6-18]. В результате этимологических и семантических сопоставлений многочисленных дефиниций он пришел к выводу, что бытуют три различных понимания термина гуманизм.

1. Историко-культурологическое: гуманизм - это идейно-культурное движение эпохи Возрождения, которое базируется на следующих принципах: свободном всестороннем развитии личности; освобождении от духовного господства феодализма и католицизма; обращенности к античной философии, литературе, искусству.

2. Философско-антропологическое: гуманизм - это мировоззрение (система идей), основанное на принципах: человек - высшая ценность общества; благо человека -суть (смысл, содержание) общественных отношений; человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявле-

ние своих способностей; человек - творческая индивидуальность, вместилище творческой потенции.

3. Обыденное: гуманизм - это отношение к людям, которое характеризуется чуткостью, уважением, справедливостью, отзывчивостью, заботой, любовью, состраданием [Там же, с. 17-18].

Приведенные дефиниции показывают, что содержание понятия гуманизм обусловлено исторически. Рассматривая эпоху Возрождения (Ренессанса), отметим, что оно применяется для обозначения сравнительно небольшой группы образованных и вольномыслящих интеллектуалов, связанных научными интересами и этическими принципами. Важно обратить внимание на то, что «светочи Ренессанса», которых мы теперь называем «первыми гуманистами», начиная с Франческо Петрарки (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375), Колюччо Салютати (1331-1406), его ученика Леонардо Бруни (1374-1444) и заканчивая Леонардо да Винчи (1452-1519), Эразмом Роттердамским (1469-1536), Николо Макиавелли (1469-1527), Томасом Мором (1478-1535), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Джордано Бруно (1548-1600), никогда не именовали себя «гуманистами». Известный специалист по культуре Возрождения Леонид Михайлович Баткин (р. 1932) выяснил, что термин гуманизм появился в европейской науке лишь в XIX столетии, и взаимосвязи между гуманизмом и породившей его эпохой Возрождения остаются предметом дискуссий [1, с. 49]. Сам исследователь предложил обозначать словом гуманизм «совершенно конкретное и неповторимое западноевропейское духовное явление XIV - XVI вв., родиной которого была Италия, и особенно Флоренция». Гуманизм, по его словам, -«это ренессансный, и только ренессансный феномен», а Возрождение (Ренессанс) представляет собой «гуманистический тип культуры» [Там же, с. 52]. Своеобразие эпохи Ренессанса заключается в том, что она «в одинаковой мере и вечерняя заря Средневековья, и утренняя заря Нового времени»; ренессансная культура «уже не средневековая и еще не буржуазная» [Там же, с. 34].

Своеобразная двойственность ренессансной культуры, остроумно оттененная Л. М. Баткиным, сомнений не вызывает, однако нельзя согласиться с тем, что гуманизм - «ренессансный, и только ренессансный феномен». В этом случае пришлось бы ограничить гуманистический ареал пределами Ренессанса и снять с повестки дня проблему гуманистиче-

6

ской миссии современных библиотек. Я полагаю, что гуманизм - мировоззренческая система универсалий культуры, которая обнаруживается во всякой цивилизации, всяком культурно-историческом типе. Разумеется, конкретные формы проявления гуманизма обусловлены исторически, и античный гуманизм существенно отличается от средневекового, однако культурные универсалии человеческого общества сохраняются неизменно. Рассмотрим более обстоятельно понимание универсалий культуры в современной культурологии, поскольку эти универсалии позволяют уяснить сущность гуманизма с философско-антропологической точки зрения (см. выше вторую дефиницию В. А. Рыбина). В качестве авторитетного источника используем энциклопедическую статью В. С. Степина, опубликованную в «Новой философской энциклопедии» [6].

Универсалии культуры (мировоззренческие универсалии) В. С. Степин определяет как «категории, в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта» [Там же]. В системе универсалий культуры выражены наиболее общие представления о месте человека в мире, о социальных отношениях, о духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов и т. д. В человеческой жизнедеятельности универсалии культуры выполняют три мировоззренческие функции: во-первых, обеспечивают оценку и сортировку исторически изменчивого социального опыта, облегчая трансляцию его из поколения в поколение; во-вторых, выступают базисной структурой человеческого сознания в данную эпоху; в-третьих, образуют обобщенную картину человеческого мира, которую принято называть мировоззрением эпохи. Эта картина, выражая общие представления о человеке и мире, вводит определенную шкалу ценностей, принятую в данном типе культуры, и поэтому определяет не только осмысление, но и эмоциональное переживание мира человеком.

Универсалии культуры В. С. Степин делит на два блока: первый - категории, характеризующие объекты человеческой деятельности, такие как вещь, движение, причинность, пространство, время и пр.; второй - категории, определяющие человека как субъекта деятельности, его отношение к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Ко второму блоку относятся такие категории, как человек, общество, сознание, зло, добро, красота, вера, долг, совесть, справедливость, свобода. Категории второго блока правомерно назвать гуманистическими, поскольку они характеризуют человеческую жизнедеятельность с философско-антропологической позиции. Возникает задача обосновать, дополнить и систематизировать гуманистические категории, представить их в виде логической формулы, раскрывающей имманентную сущность, свойственную всем историческим разновидностям гуманизма [Там же].

Ренессансный гуманизм, несомненно, содержит некоторые элементы искомой логической формулы, которые можно выявить при анализе духовной культуры эпохи Возрождения. Но этого недостаточно. Чтобы уяснить феномен гуманизма в условиях техногенной цивилизации, нужно, помимо универсалий ренессансной культуры, проследить движение гуманистического мировоззрения в по-стренессансной Европе XVII - XX вв. В эпоху Просвеще-

ния и последующие исторические периоды содержание понятия гуманизм обогащалось новыми значениями и стало относиться не только к интеллектуальной элите, но и к другим социальным субъектам, включая государственную власть и общество в целом. Гуманизм стал служить нормой (эталоном) для оценки как мировоззрения и поведения личности, так и социальной идеологии и режима власти (соблюдение прав и свобод человека). В обыденном понимании человечность ассоциируется с гуманностью, т. е. чутким, бережливым, справедливым и т. д. отношением к людям. Внимательный В. А. Рыбин выделил гуманность в качестве одного из значений понятия гуманизм. Я полагаю, что гуманность (толерантность, терпимость) логично считать одной из универсалий гуманизма, имея в виду, что «негуманного» гуманизма быть не может.

Следует обратить внимание на то, что в контексте исследования «Гуманизм и библиотеки» важна не столько историческая динамика гуманизма в Европе сама по себе, сколько закономерная взаимообусловленность гуманистического движения и развития европейских библиотек с эпохи Возрождения до наших дней. Таким путем возможно удостовериться в той роли, которую библиотеки сыграли в гуманизации человечества, подойти к пониманию сущности библиотечного гуманизма и потребности в гуманистической миссии библиотек в условиях грядущей глобальной техногенной цивилизации. Нельзя забывать также, что изменения гуманистических воззрений и оценок проходили не спонтанно, а под действием внешних причин. Среди них главный интерес представляют техногенные новации в европейской цивилизации.

Предложенное понимание гуманизма как мировоззренческой системы универсалий культуры нуждается в конкретизации. Ясно, что гуманистические универсалии представляют собой категории, характеризующие человека данной исторической эпохи как субъекта деятельности, его отношение к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Какие категории? В. С. Степин перечислил некоторые из них (см. выше), но этот перечень нуждается в дополнении и систематизации. Так, в нем отсутствует категория коммуникация, с которой связаны важные для нас понятия книга и книжная культура, несомненно, являющиеся «ценностями социальной жизни».

Напомню, что зачинатель философии книги в нашей стране Михаил Николаевич Куфаев (1888-1948) включал в понятие книга шумерские глиняные таблички, новгородские берестяные грамоты, «бухгалтерские таблички», созданные в 3200 г. до н. э. Классическими стали слова Куфаева, сказанные в 1921 г.: «Правильнее всего понимать книгу как вместилище всякой мысли и слова, облеченных в видимый знак (курсив Куфаева. - А. С.), все то, что могло бы при некотором техническом видоизменении получить вид и характер книги в самом узком смысле этого слова. И ассирийская клинопись, и латинский свиток, и современный фолиант и брошюра, и афиша - все книги» [2, с. 61-62]. Подобное понимание превращает книгу в гуманистическую универсалию культуры, конкретно, - центральную категорию книжной культуры (феномена книжности). Особенно велика значимость книжной коммуникации для становления и развития ренессансной культуры.

Античные манускрипты монастырских и университетских библиотек послужили питательной почвой для форми-

7

рования гуманистического мировоззрения и исходных гуманистических ценностей. Можно сказать, что ренессансный гуманизм обязан своим рождением средневековым библиотекам, сохранившим (случайно, по сути дела!) в своих фондах драгоценные памятники высокой человечности. Гуманистический ренессанс не мог бы состояться, если бы «темные века» варварства и невежества бесследно поглотили рукописания античной литературы и философии. Нечего было бы возрождать. Вместе с тем европейские гуманисты не были послушными подражателями римских и греческих мыслителей. Они были воспитаны на христианской книжности, христианская (святоотеческая) антропология и этика, естественно, отразились в содержании ренессансного гуманизма. Таким образом, обнаруживаются два духовных источника ренессансного гуманистического мировоззрения: античная книжность и христианская книжность.

В качестве одного из важнейших цивилизационных достижений Возрождения всегда отмечается изобретение книгопечатания. Ренессансный гуманизм, вышедший из недр рукописной книжности, благодаря Иоганну Гутенбергу (1394 или 1399-1468) и его последователям получил в свое распоряжение печатный станок, открывший эру техногенной книжности. Ренессансные гуманисты были первыми обитателями новорожденной Галактики печатной книги, создателями драгоценных инкунабул - «колыбельных книг», датируемых XV в. (изданных до 1501 г.). Начинается коэволюция, т. е. совместное взаимосвязанное развитие гуманистической культуры и европейской книжности. Примем за исходный пункт коэволюции эпоху Возрождения (Ренессанса; XIV -XVI вв.). Далее хронологическими вехами могут стать: эпоха Просвещения (XVII - XVIII вв.), расцвет книжности и кризис гуманизма (XIX - XX вв.), неогуманизм техногенной цивилизации (конец ХХ - начало XXI в.), наконец, гипотетическое информационное общество. Учет различных хронологических периодов важен потому, что в разное время понимание гуманизма варьировалось, и на первый план выходили различные гуманистические универсалии и соответственно разные потенции книжной культуры.

Канадский филолог и социальный философ Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) в своем знаменитом сочинении «Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной

культуры» (1962) на обширном культурно-историческом материале показал взаимосвязи между прогрессом книгопечатания и мировосприятием «человека читающего», а также изменениями в литературном процессе и в экономических отношениях [4]. Колоритной метафорой «Галактика Гутенберга» Маклюэн обозначил период с середины XV в. (изобретение печатного станка) до начала ХХ столетия, когда доминирующими средствами коммуникации становятся электрические средства связи, а затем - радиовещание и телевидение. В изысканном афористическом стиле автор характеризует эволюцию европейского книгопечатания со времен Френсиса Бэкона (1561-1626), «освятившего причудливое бракосочетание средневековой Книги Природы и новой книги, вышедшей из-под печатного пресса», до эпохи Мартина Хайдеггера (1889-1976), который «оседлал электронную волну с таким же триумфом, как Декарт - механическую». Завершается книга вопросом: «Какими же будут новые конфигурации механизмов и письменности по мере того, как старые формы восприятия и мышления будут модифицироваться в новый электрический век? Новая электрическая галактика событий уже глубоко вклинилась в Галактику Гутенберга» [4, с. 406 ].

Сегодня, спустя полвека после того, как были написаны эти слова, мы познакомились с «электрической галактикой», которую логично назвать «Галактикой Маклю-эна». Нельзя сказать, что это знакомство осчастливило человечество. Галактика Гутенберга подарила нам вечные гуманистические ценности, а мы променяли их на соблазны бренного потребительства и впали в грех дегуманизации. Чем порадует нас Галактика Маклюэна? Напомню известное пророчество Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999): «Двадцать первый век будет веком гуманитарных наук и гуманизма. В противном случае человечество может выродиться в гуманоидов, умеющих считать и пользоваться компьютерами, но их духовные ценности можно будет выразить одним-двумя словами» [3, с. 31]. Станет ли Галактика Маклюэна инструментом гуманизации техногенной цивилизации XXI в. и какова будет миссия библиотек в этой Галактике? Чтобы найти ответ на эти вопросы, требуется провести комплексное исследование «Гуманизм и библиотеки».

1. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди / Л. М. Баткин. - М.: РГГУ, 1995.

2. Куфаев, М. Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения / М. Н. Куфаев. - М., 2004.

3. Лихачев, Д. С. XXI век должен быть эпохой гуманизма / Д. С. Лихачев. - М.: Наука, 1987.

4. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / М. Маклюэн. - Киев: Ника-Центр, 2003. - 431 с.

5. Рыбин, В. А. Гуманизм как этическая категория / В. А. Рыбин. - М.: Логос, 2004.

6. Степин, В. С. Культура / В. С. Степин // Новая философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Мысль, 2010. - С. 341-347.

7. Столяров, В. И. Гуманистическая теория спорта и проблема ее использования в спортивном и олимпийском движении / В. И. Столяров // Спорт для всех: междунар. журн. спортив. информ. - 1999. - № 4. - С. 9-12.

Сдано 10.11.2012

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.