УДК 316.3 / 378.1
ПОДБЕРЕЗНЫЙ Владимир Васильевич Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал)
г. Таганрог, Россия [email protected]
ПАНОВА Валентина Анатольевна Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал)
г. Таганрог, Россия
ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследование авторов выполнено в контексте разворачивающихся в последние десятилетия процессов межкультурного диалога, что непосредственно провоцирует интерес к специфическим (особенным) образовательным феноменам, одним из которых является образование ведущей европейской страны - Федеративной Республики Германии. Основным маркером уникальности современного образования ФРГ является его гуманизация и гуманитаризация, рефлектируемая в дихотомии: Берлинская и Лейпцигская научные школы, цель которых - формирование обновленной европейской личности в силу исторических, экономических, политических и социокультурных изменений, произошедших в стране после объединения ФРГ и ГДР в единое немецкое государство. Трудности субъективного характера усиливают роль педагогической науки в подготовке гражданина нового типа, ориентированного на нормализацию потенциальных конфликтов, восстановление гармонии, регулирование взаимоотношений между людьми. В статье рассматривается система механизмов (организационных, мотивационных, экономических и др.), разработанная немецкими учеными, предназначенная для сферы воспитания и образования субъекта, ориентированного на новые гуманистические ценности, гуманное отношение к людям и окружающему миру. При этом гуманизация немецкого образования являет собой многогранный процесс самоопределения личности, раскрытия ее творческого потенциала, создания гуманитарной сферы, способствующей развитию ценностной ориентации и нравственных качеств личности, формируемых под влиянием народных воспитательных традиций и обычаев. Гуманитаризация проявляется в углублении интеграционных процессов для получения системного знания, в усиленном внимании к предметам гуманитарного цикла, а также к вопросам изучения культуры, истории, искусства, литературы. Представители данного направления «очеловечивают» традиционные предметы, преподаваемые в школе, проповедуют принципы демократизации.
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-146-151
Vladimir V. PODBEREZNY Rostov State Economic University (RINE) Taganrog Institute named after A.P. Chekhov
(branch) Taganrog, Russia [email protected]
Valentina A. PANOVA Rostov State Economic University (RINE) Taganrog Institute named after A.P. Chekhov
(branch) Taganrog, Russia
HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF CONTEMPORARY EDUCATION
The study of the authors is carried out in the context of the processes of intercultural dialogue unfolding in recent decades, which directly provokes interest in specific (special) educational phenomena, one of which is the formation of a leading European country - the Federal Republic of Germany. The main marker of the uniqueness of modern education of Germany is its humanization and humanitarization, reflected in the dichotomy: Berlin and Leipzig scientific schools of education, which form an updated European personality, in demand under the influence of historical, economic, political and socio-cultural changes that occurred in the country after the unification of Germany and the GDR in a single German state. The difficulties of a subjective nature reinforce the role of pedagogical science in the preparation of a citizen of a new type; based on the normalization of the potential conflicts, restore harmony, to regulate the relationship between people. The article deals with the system of mechanisms (organizational, motivational, economic, etc.), developed by German scientists, intended for the sphere of education and education of the subject, focused on new humanistic values, humane attitude to people and the world around. At the same time, the humaniza-tion of the German education is presented as a multi-faceted process of self-determination of the individual, the disclosure of her creative potential, the creation of a humanitarian sphere that promotes the development of value orientation and moral qualities of the individual.
Ключевые слова: самобытная национальная куль- Keywords: original national culture, educational en-
тура, обучающая среда, реформы, мониторинг, пе- vironment, reforms, monitoring, pedagogical sup-
дагогическое сопровождение, гибкость, образова- port, flexibility, educational process, cognitive trans-
тельный процесс, когнитивный, трансформация, formation, pedagogical management педагогический менеджмент
Главной отличительной чертой немецкого образования является его гуманистическая направленность. Гуманистическая педагогика имеет целью бережное отношение к личности ребенка, развитие новых форм, принципов и методов организации учебного процесса, в котором ребенок - главное действующее лицо [1, с. 24].
Проблемами гуманизации немецкого образования и воспитания занимаются ученые: Р. Пфеннинг, В. Леглер, Х. Рёзинг - наиболее известные представители Берлинской школы, являющиеся преподавателями вузов и практикующими педагогами.
Представители Лейпцигской школы Х. Небер, Л. Нитхаммер, Э. Клюкерт выступают за углубленную теоретическую подготовку обучаемых, включающую:
- принцип научности;
- проблемность в обучении;
- интерпретацию в учебном процессе.
Исторические, экономические, политические и социокультурные изменения, произошедшие в ФРГ и ГДР, объединение двух стран в единое немецкое государство и связанные с этим процессом трудности формирования новой европейской личности усиливают роль педагогической науки в подготовки гражданина нового типа.
Педагоги Германии разрабатывают систему механизмов, нормализующих возникшие и/или потенциальные конфликты, регулирующих взаимоотношения людей, восстанавливающих гармонию между жителями Востока и Запада [2, с. 31]. Данная система механизмов предназначена для сферы воспитания и образования и представляет собой последовательность процессов, с помощью которых:
1) разработаны инициативы в области образования и воспитания: своевременно вносить коррективы в проводимые реформы (мониторинг образования и воспитания; педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов; проведение симпозиумов, научно-практических конференций и семинаров для педагогов);
2) предложены средства и приемы для успешного педагогического процесса (видеокурсы по дисциплинам, разработанные ведущими научными школами ФРГ; учебники и учебные пособия; лекции онлайн; тренинги представителей министерства по делам культов, педагогов и психологов);
3) апробирован новый педагогический менеджмент: искусство руководства, основанное на прогнозах (раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей, определение цели и задач нового воспитания и обучения). Эти умения - особые жизненные качества личности, отличающиеся от способностей и характера созданием необходимой деятельности, выходящей за рамки данного от природы. Немецкий учитель моделирует всевозможные условия, которых нет в наличии, для достижения максимального эффекта в образовании и воспитании. Для этого используются «гибкость», «когнитивность», «трансформация» [3, с. 68].
В Германии сформирована стратегия управления воспитательным и образовательным процессами на уровне гимназии и высшей школы. За последнее десятилетие описаны и прошли апробацию на практике в немецкой школе способы организации воспитательного и образовательного процессов, имеющие социокультурные, экономические и мотивационные особенности.
В качестве механизмов, регулирующих субъект-субъектные отношения, выделим:
1) адаптационные механизмы, обеспечивающие функционирование обучающегося в среде [7, с. 16];
2) механизмы, нацеленные на использование более сложных форм поведения [8, с.
94];
3) механизмы, направленные на активное воздействие субъекта на внешнюю среду [4, с. 19].
Схема. Механизмы регуляции субъект-субъектных отношений Scheme. Mechanisms of regulation of subject-subject relations
Источник: составлено соавторами статьи.
Source: compiled by the co-authors of the article.
Образовательный процесс будет успешнее, если каждый из механизмов используется с различной степенью частоты, что зависит от воспитательных целей и образовательных задач.
Экономические механизмы используются тогда, когда в ландтагах федеральных земель страны дискутируется вопрос о регулировании цен и налогов в области образования (обеспечение доступа населения к получению образовательных услуг) [11, с. 58]. Организационные механизмы востребованы при сертификации и лицензировании магистратуры, разработке и внедрении информационных технологий в гимназиях. Мотива-ционные механизмы обеспечивают воздействие на психологию субъекта, на его существование и взаимодействие с другими субъектами в системе человек-человек.
Становление личности проходит в процессе образования и воспитания. Воспитательные функции выполняет немецкое государство, которое является гарантом любой формы массового порядка, школа, занимающая ведущее место в едином целом культуры и разрабатывающая проблемы педагогического сопровождения процессом освоения культуры, школьные педагоги, отдельный учитель, свободный в выборе методов урока [6, с. 41].
Немецкая школа является ядром образовательной системы, в ее функции входит обеспечение преемственности поколений, знакомства обучаемых с культурой, системой ценностей: овладение культурой, общение и совместное творчество ребенка, помощь учителя, воспитателя, родителей в освоении окружающего мира; обучение в процессе внешкольных занятий, создание специфического психологического климата.
К формам организации учебного процесса в школах Германии, наряду с уже имеющимися (урок, лекция, проект), относятся:
- лабораторные работы (по шаблону) в фотоателье;
- программированная форма (работа с компьютером в области дизайн-проектирования);
- видеолекции.
Среди новых принципов организации учебного процесса в немецкой школе следующие:
- рациональная организации учебных занятий, предполагающая использование школьных помещений после уроков (столовая для репетиции хора; мастерские для выполнения домашних заданий по труду; фотоателье для изготовления школьной газеты);
- соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся;
- адекватность требований школы индивидуальным физиологическим, психическим возможностям обучаемых (обучение в классах, смешанных группах, которые могут варьироваться в зависимости от достижений учащихся в учебе).
К новым методам организации учебного процесса следует отнести:
- интерактивные методы, предполагающие получение «обратной связи» от обучаемых;
- дискуссии, ролевые и деловые игры для обеспечение переноса знаний из учебной ситуации - в реальную;
- моделирование, мозговой штурм;
- интерактивные лекции [13, с. 27].
Гуманизация немецкого образования - это многогранный процесс:
- самоопределения личности;
- раскрытия творческого потенциала личности;
- создания гуманитарной сферы, способствующей развитию ценностной ориентации и нравственных качеств личности [12, с. 57].
Гуманизацию современного образования в школах Германии необходимо рассматривать в неразрывной связи с гуманитаризацией, которая проявляется в усиленном внимании к предметам гуманитарного цикла, а также к вопросам изучения культуры, истории, искусства, литературы. Гуманитаризация образования предполагает не только расширение перечня гуманитарных дисциплин, но и углубление интеграционных процессов для получения системного знания.
В немецком образовательном процессе можно выделить два приоритетных направления гуманитаризации: «очеловечить» традиционные предметы, преподаваемые в школе, и ввести предмет Menschenswissen «Знание о человеке» [14, с. 11].
Истоками немецкого педагогического гуманизма являются:
- народные воспитательные традиции и обычаи;
- принцип природосообразности (осмысление человеком закономерностей природы);
- положение о характере поступков личности и нормах гуманистической морали;
- идея о сотрудничестве педагога с воспитуемыми;
- принципы гуманизации и демократизации.
Резюмируя сказанное, отметим:
- достижения педагогической науки, образования, воспитания являются важным фактором развития немецкого общества;
- педагогический опыт немецких педагогов может быть полезен для развития образования в России;
- суть процессов гуманизации и гуманитаризации в ФРГ заключается в формировании воспитанного и образованного человека;
- воспитательные функции наряду с государством выполняет школа, педагоги, церковь, родители, неправительственные организации;
- функционирование системы «человек - человек» в условиях немецкой школы способствует сохранению самобытной национальной культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Быкасова Л.В. ^временное художественное образование в Германии: Монография (Рост. гос. ун-т). - Ростов н/Д, 2004. - 302 с.
2. Быкасова Л.В. Научно-образовательный потенциал художественной педагогики ФРГ: Дис. ... д-ра пед. наук (Ростовский государственный педагогический университет). - Ростов н/Д, 2009. - 426 с.
3. Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии (в шк. федер. земли Сев. Рейн-Вестфалия): Дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 1997. - 232 с.
4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
5. Канке В.А. Общая философия науки. - М.: Омега-Л, 2009. - 354 с.
6. Краевский В.В. Методология педагогики. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с.
7. Лукацкий М.А. Методологические ориентиры современной педагогики. - М.: ИТИП РАО, 2008. - 270 с.
8. Микешина Л.А. Философия познания. - М.: Канон+, 2009. - 559 с.
9. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - C. 186-188.
11. framer I. Kunstvermittlung in Ausstellungskategorien: eine typologische Rekonstruktion. - Frankfurt/M, 1998. - 258 s.
12. Das grosse Wissen.de Lexikon. Muenchen, 2001. - 1197 s.
13. Pirangelo M. Gegen die Zurichtung des fremden Mittels Kunstpaedagogik // BDK-Mitteilungen. - 2001. - № 4.
14. Wiese H.-J. Subjekt-Dialog anlaesslich einer Fachlegitimation // BDK Mitteilungen. - 2002. - № 2. - S. 11.
15. Сайт Правительства РФ. - URL: http://www.kremlin.ru.
REFERENCES
1. Bykasova L.V. Sovremennoye khudozhestvennoye obrazovaniye v Germanii. [Modern art education in Germany]. Monograph. Growth. GOS. UN-t, Rostov n/D, 2004. 302 p.
2. Bykasova L.V. Nauchno-obrazovatelnyy potentsial khudozhestvennoy pedagogiki FRG. [Scientific-educational potential of art pedagogy, Germany]. The dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of pedagogical Sciences. GOU VPO "Rostov state pedagogical University". Rostov-on-don, 2009. 426 p.
3. Bykasova L.V. Sovremennoye khudozhestvennoye obrazovaniye v Germanii (v shk. feder. zemli Sev. Reyn-Vestfaliya). [Modern art education in Germany (in SHK. fader. the land of the North. Rhine-Westphalia)]. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences. Taganrog, 1997. 232 p.
4. Zagvyazinsky V.I. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya. [Methodology and methods of psychological-pedagogical research]. M.: Academy, 2007. 208 p.
5. Kanke V.A. Obshchaya filosofiya nauki. [General philosophy of science]. M.: Omega-L, 2009. 354 p.
6. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogiki. [Methodology of pedagogy]. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. UN-TA, 2001. 244 p.
7. Lukatsky M.A. Metodologicheskiye oriyentiry sovremennoy pedagogiki. [Methodological orientations of modern pedagogy]. M.: ITIP RAO, 2008. 270 p.
8. Mikeshina L.A. Filosofiya poznaniya. [Philosophy of cognition]. M.: Kanon+, 2009. 559 p.
9. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. [Methodology of education]. M.: Aguas, 2006. 488 p.
10. Pedagogical encyclopedic dictionary. M.: the Great Russian encyclopedia, 2003. Pp. 186-188.
11. Shames I. Kunstvermittlung in Ausstellungskategorien: eine Rekonstruktion typologische. Frankfurt. M, 1998. 258 p.
12. Das grosse Wissen.de Lexikon. Muenchen, 2001. P. 1197
13. Pirangelo M. Gegen die Mittels des fremden Zurichtung Kunstpaedagogik. BDK-Mitteilungen. 2001. No. 4.
14. Wiese H.-J. Subjekt-Dialog anlaesslich einer Fachlegitimation. BDK Mitteilungen. 2002. No. 2. P. 11.
15. The website of the Government of the Russian Federation Available at: http://www.kremlin.ru.
Информация об авторах:
Подберезный Владимир Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естествознания, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия Podberes @mail.ru
Панова Валентина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естествознания, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия
Получена:23.01.2018
Для цитирования: Подберезный В. В., Панова В.А. Гуманизация и гуманитаризация современного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 1 . с.146-151.
doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-146-151.
Information about the authors:
Vladimir V. Podberezny, Candidate of Pedagogical
Sciences, Associate Professor, Department of Natural
Sciences, Rostov State Economic University (RINE),
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov
(branch),
Taganrog, Russia
Valentina A. Panova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Natural Sciences, Rostov State Economic University (RINE), Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Taganrog, Russia
Received: :23.01.2018
For citation: Podberezny V.V., Panova V.A. Human-ization and humanitarization of contemporary education. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.1. Pp. 146-151. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-146-151. (in Russ)