Научная статья на тему 'Модернизация образования в контексте реализации интеграционных процессов'

Модернизация образования в контексте реализации интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / НАРОДНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / FOLK AND PEDAGOGICAL TRADITIONS / МОДЕЛЬ / MODEL / АВТОРСКАЯ ШКОЛА / AUTHOR''S SCHOOL / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ПАРАДИГМА / PARADIGM / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подберезный Владимир Васильевич, Зарубина Римма Викторовна, Петрушенко Светлана Анатольевна

В статье решается задача выявления важнейших особенностей конструирования образовательного пространства, детерминируемая историческими, культурными, экономическими, политическими, социальными приоритетами развития сообщества, реминисцируемая в формулировке стратегических целей, реализации образовательных программ и процессов. В условиях настоящих политических флуктуаций, в период перехода от доминирования Запада к полицентричности мира, возвращения геополитических и экономических интересов России, признания научных концептуализаций развития педагогической теории важное значение приобретают исследования, рефлектирующие международное образование. Примером, маркирующим проблему, служит ситуация в странах современной Западной Европы и в ее наиболее развитой и передовой стране ФРГ. Данная страна интересна исследователям с точки зрения состояния педагогической науки и практики, позиционирующих упадок биполярной системы миропорядка. Необходимость обеспечения открытости и сотрудничества с европейскими педагогиками позволит продуктивно использовать накопленный массив научных исследований в области интеграционных процессов в сфере образования в городских и сельских школах. Для отечественной педагогической науки важно понимание движущих и системных факторов интеграционных процессов в европейском образовании; тенденций развития образовательного пространства; условий повышения конкурентоспособности системы образования на мировом рынке образовательных услуг, что детерминирует продуктивную проекцию для экстраполяции передового европейского опыта в отечественную педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF INTEGRATION PROCESSES

The article solves the problem of identifying the most important features of the design of the educational space, determined by the historical, cultural, economic, political, social priorities of the community development, reminiscenced in formulating strategic goals, implementing educational programs and processes. In conditions of real political fluctuations, during the transition from the domination of the West to the polycentricity of the world, the return of geopolitical and economic interests of Russia, the recognition of scientific conceptualizations of the development of the pedagogical theory, studies reflecting international education acquire great importance. An example marking the problem is the situation in the countries of modern Western Europe and in its most advanced and advanced country FRG. This country is interesting for researchers in terms of the state of pedagogical science and practice, which position the decline of the bipolar world order system. The need to ensure openness and cooperation with European pedagogues will make it possible to use productively the accumulated array of scientific research in the field of integration processes in education in urban and rural schools. For domestic pedagogical science, it is important to understand the driving and system factors of integration processes in European education; trends in the development of the educational space; conditions for increasing the competitiveness of the education system in the world market of educational services, which determines the productive projection for extrapolating the advanced European experience to the national pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Модернизация образования в контексте реализации интеграционных процессов»

УДК 378.1

ПОДБЕРЕЗНЫЙ Владимир Васильевич Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал)

г. Таганрог, Россия Podberes@mail.ru

ЗАРУБИНА Римма Викторовна Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал)

г. Таганрог, Россия r.zarubina@yandex.ru

ПЕТРУШЕНКО Светлана Анатольевна Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия petrsvet@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье решается задача выявления важнейших особенностей конструирования образовательного пространства, детерминируемая историческими, культурными, экономическими, политическими, социальными приоритетами развития сообщества, реминисцируемая в формулировке стратегических целей, реализации образовательных программ и процессов. В условиях настоящих политических флуктуаций, в период перехода от доминирования Запада к полицентричности мира, возвращения геополитических и экономических интересов России, признания научных концептуализаций развития педагогической теории важное значение приобретают исследования, рефлектирующие международное образование. Примером, маркирующим проблему, служит ситуация в странах современной Западной Европы и в ее наиболее развитой и передовой стране - ФРГ. Данная страна интересна исследователям с точки зрения состояния педагогической науки и практики, позиционирующих упадок биполярной системы миропорядка. Необходимость обеспечения открытости и сотрудничества с европейскими педагогиками позволит продуктивно использовать накопленный массив научных исследований в области интеграционных процессов в сфере образования в городских и сельских школах. Для отечественной педагогической науки важно понимание движущих и системных факторов интеграционных процессов в европейском образовании; тенденций развития образовательного пространства; условий повышения конкурентоспособности системы образования на мировом рынке образовательных услуг, что детерминирует продуктивную проекцию для экстраполяции передового европейского опыта в отечественную педагогическую практику.

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-157-163

Vladimir V. PODBEREZNY Rostov State Economic University (RINE) Taganrog Institute named after A.P. Chekhov

(branch) Taganrog, Russia Podberes@mail.ru

Rimma V. ZARUBINA Rostov State Economic University (RINE) Taganrog Institute named after A.P. Chekhov

(branch) Taganrog, Russia r.zarubina@yandex.ru

Valentina A. PETRUSHENKO Rostov State Economic University (RINE) Taganrog Institute named after A.P. Chekhov

(branch) Taganrog, Russia petrsvet@mail.ru

MODERNIZATION OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF INTEGRATION PROCESSES

The article solves the problem of identifying the most important features of the design of the educational space, determined by the historical, cultural, economic, political, social priorities of the community development, reminiscenced in formulating strategic goals, implementing educational programs and processes. In conditions of real political fluctuations, during the transition from the domination of the West to the polycentricity of the world, the return of geopolitical and economic interests of Russia, the recognition of scientific conceptualizations of the development of the pedagogical theory, studies reflecting international education acquire great importance. An example marking the problem is the situation in the countries of modern Western Europe and in its most advanced and advanced country - FRG. This country is interesting for researchers in terms of the state of pedagogical science and practice, which position the decline of the bipolar world order system. The need to ensure openness and cooperation with European pedagogues will make it possible to use productively the accumulated array of scientific research in the field of integration processes in education in urban and rural schools. For domestic pedagogical science, it is important to understand the driving and system factors of integration processes in European education; trends in the development of the educational space; conditions for increasing the competitiveness of the education system in the world market of educational services, which determines the productive projection for extrapolating the advanced European experience to the national pedagogical practice.

Ключевые слова: культура, менталитет, народные и Keywords: culture, mentality, folk and pedagogical педагогические традиции, модель, авторская школа, traditions, model, author's school, identification, идентификация, преемственность, парадигма, ми- continuity, paradigm, worldview ровоззрение

Обращение к опыту немецкой школы актуально по нескольким причинам:

1) исторический опыт развития методологических подходов одной из ведущих пе-дагогик привнес в практику образования и воспитания базовые теории, явившиеся основой для разработки многочисленных авторских концепций и методик в современных школах;

2) наличие дихотомического противоречия: существование обобщенного и систематизированного опыта школ в Германии и ФРГ и недостаточная представленность последнего в российских исследованиях;

3) тенденция к усилению антропоцентризма в обществоведческой теории, ее практическом воплощении;

4) гуманистическая ориентация исторических, экономических, правовых, социокультурных факторов на человека, на создание условий для его максимальной самореализации;

5) развитие качественно нового типа отношений «человек - природа», характеризующегося коэволюцией социального и биологического (появление экологии школы, экологии воспитания, здоровьесберегающих технологий);

6) применение новой методологической оптики при исследовании проблем эффективности социальной организации и социального управления на уровне школы;

7) изучение опыта авторских школ в русле культурологической парадигмы постмодерна, зависимости их эффективности от уровня культуры;

8) потребность в управленческих кадрах нового типа, обладающих

- высокими профессиональными свойствами;

- харизматическими качествами лидера;

- нравственным авторитетом;

- способностью к диалогу;

- умением работы в команде;

- готовностью к эффективной организации учебно-воспитательного процесса, к установлению гармоничных межличностных отношений в школе и за ее пределами [5, с. 94].

Количество и интенсивность возникновения немецких школ в Германии и ФРГ определяется условиями историко-политического и социально-экономического развития страны, особенностями немецкой культуры и менталитета, народными и педагогическими традициями. Немецкие авторские школы отличаются от классических

- специфической гуманистической культурой и стабильными положительными результатами работы с детьми, складывающимися из

а) оригинальной авторской концепции;

б) учета ведущей роли игры как способа организации детской жизни;

в) взаимоотношений сотрудничества;

- внутренней иерархией, позволяющей выделить следующие типы:

а) школа как единичное явление;

б) школа - авторский проект;

в) школа-модель;

г) школа - новая парадигма;

- обширным образовательным и научным потенциалом, накопленным, структурированным и рефлектированным авторскими школами [4, с. 47].

Феномен авторской немецкой школы характеризуется следующими признаками:

- роль директора, влияние его личности на уклад школы, что позволяет организовать детское учреждение, существенно отличающееся от массовой практики;

- новый дискурс концептуализации педагогического знания, способствующий созданию отличной от других типов школ «философии» авторской школы;

- культура школы, определяемая креативным подходом, сотрудничеством в режиме диалог-полилог, общинным характером взаимоотношений;

- создание условий для формирования личности ученика по заданной траектории, соответствующей модели школы;

- характер профессионально-личностных особенностей педагогов, идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей и сохраняющих преемственность в работе школы;

- превращение учащихся и их родителей в субъектов реализации авторской концепции;

- стабильные положительные результаты деятельности школы;

- отсутствие патернализма: открытость, стремление к введению новшеств, готовность к интеграции [2, с. 116].

Феномен немецкой школы формировался в течение исторического, экономического, культурного и социального развития общества. Авторская школа Германии и ФРГ прошла в своем развитии четыре периода:

I период: начало XX века - середина 30-х гг.;

II период: конец 30-х гг. - середина 50-х гг.;

III период: конец 50-х гг. - середина 90-х гг.;

IV период: вторая половина 90-х гг. - до настоящего времени.

Данные периоды с определенной долей условности возможно выявить благодаря следующим критериям:

- изменение социокультурной ситуации;

- смена педагогической парадигмы;

- трансформация типов школ;

- возрастная и гендерная генерация создателей школ;

- степень интеграции [3, с. 82].

Интегральным показателем и интегративной характеристикой деятельности школы является генерирование своей собственной культуры. В то же время, формируя мировоззрение детей, учитель сам должен позаботиться о собственной педагогической культуре и, в первую очередь, о культуре мышления, т.е. соответствии своего сознания передовому мировоззрению. Сущность этого нового мировоззрения сводится к осознанию человеком действия всеобщих законов мироздания, к пониманию значения мощи и качества мысли и ответственности людей друг перед другом и перед природой.

Содержание педагогической культуры немецкого педагога соответствует его методологической культуре и развивается по трем магистральным осям:

- понимание мира как

а) предварительной допредикативной значимой связи, которая может выступать как область некоего смысла происходящего;

б) всего сущего, которое находится в мире;

в) бытия сущего, могущего выступать в определенных группировках;

- понимание общества как группы людей, возникшей благодаря целенаправленной интеграции и более или менее разумно организованной жизни и работе;

- понимание человека как высшей основы всех вещей, частным проявлением которой является жизнь [6, с. 109].

Вариативные курсы, авторские разработки, оригинальные идеи, воплощенные в практику немецкого школьного образования и воспитания, расширяют горизонт культуры учителя, так как

- культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа;

- культура - воплощение того своеобразного, нового процесса на земле, отдельные продукты которого являются только человеческими творениями и никогда не могли бы быть порождены природой;

- культура - это наличие артефактов, лишенных стандартности и не встроенных в существующие априорные иерархические конструкции [9, с. 228].

В целях повышения градуса интеграции современная немецкая школа может взаимодействовать с различными общественными и образовательными организациями:

- по «вертикали» - Министерство культов страны и федеральных земель, управление культуры, спортивные комитеты;

- по «горизонтали» - общественные организации, союзы художников, композиторов, церковные общины [1].

Предметом взаимодействия школ с общественными и образовательными организациям являются многочисленные проекты, проводимые под эгидой творческих объединений, союзов, общин. В таблице приведен пример подобных проектов.

Таблица. Образовательные результаты проектирования сред Table. Educational results of designing environments

Типы проектов Информационные компетенции

Проекты в медиасреде «Сетевая школа», «Мой блог», «Компьютер - это просто!», «Социальные сети» - умение использовать средства ИКТ; - поиск, сохранение информации; - создание сценария, скриптов; - установление связи между объектами и фреймами; - имманентный анализ медиапродукта; - активное наблюдение, мыслительные эксперименты; - интеракция; - креативный созидательный процесс; - конструирование цифровых материалов; - организация событийных пространств; - генерация медийных образцов мышления; - разработка программ инновационного комплекса; - обсуждение планов, сценариев, созданных другими участниками

Проекты в эстетической среде с авторскими дополнениями «Артшкола», «Красочный мир», «Музыкальная династия», «Мой поп-кумир», «Номинация: дизайнер» - умение объединять фрагменты статей в общую цифровую историю; - использование материалов, созданных другими участниками; - создание иконотеки; - организация школьной художественной мастерской; - проведение театрализованных игр; - получение пропедевтических знаний; - рецептивный анализ творческого продукта; - продуктивная инновация; - модерирование общения учащихся и педагогов; - разработка художественных и эстетических практик; - создание дизайна учебных сценариев; - визуальное воспитание; - редактирование и обсуждение своих материалов с участниками сети

Проекты в образовательной среде «Империя мастерства», «Фестиваль науки», «От классики - до модерна», «Просвещенный консерватизм», «Астронавты», «Кейс - это просто», «Матрица» - создание схем, мыслительных картин, интерактивных цифровых историй; - рефлексия когнитивных, семантических, семиотических конституент; - разработка визуальных текстов; - обсуждение проектов; - создание мультипликационного эффекта смысловой дивергентности; - разработка информационного дизайна, дизайна учебных сетей; - создание обучающей, информационной, трансформационной, координирующей, развивающей среды; - конструирование локальной социотехнической системы; - выпуск регулярного школьного издания; - внесение изменений в интерсоциальные и интрасоциальные проекты; - проектирование инфраструктуры инновационной деятельности в новом укладе; - формирование культуры

Источник: составлено соавторами научной статьи. Source: compiled by the co-authors of the scientific paper.

Поля образовательных результатов проектирования школьных сред накладываются друг на друга, пересекаются, взаимодействуют, образуя трехматричную дессиминацию личного опыта субъекта. Схема представлена на рисунке.

Рисунок. Связь образовательных проектов с технологиями

Figure. Communication of educational projects with technologies

Источник: составлено соавторами научной статьи.

Source: compiled by the co-authors of the scientific paper.

Городские школы ФРГ являются флагманом для немецких сельских школ, которые в общей палитре немецкого школьного образования представлены начальной школой. В контексте профильно-профессионального обучения на базе культуросообразной «сетевой» модели в сельской школе меняется содержание обучения. Например, на уроках религии планируемый к изучению на уроке материал успешно интегрирован в художественно-эстетический блок, который объединяет родной язык, чтение, музыку. На уроках изобразительного искусства, где сохраняется традиция изображения формы, проявляются тенденции к изображению их групп; в художественном изображении новым элементом становится перспектива (трехмерное изображение предметов); в художественную деятельность ребенка включены: коллаж, реклама, массмедиа, видеотексты, дизайн, мода, фото и т.д. [6, с. 117].

Преследуя задачу формирования всесторонне развитой личности, сохраняющей национально-культурные традиции, культуросообразная «сетевая» модель актуализирует личностный и эстетический потенциал всех участников образовательного процесса путем привлечения учащихся к работе над совместными художественными проектами, направленными на освоение познавательного и прекрасного: работа в команде, подготовка сообщения, проведение эксперимента (проращивание луковиц и ведение дневника наблюдений); украшение класса собственными поделками из глины, раскрашивание гипсовых фигур самостоятельно приготовленной краской и т.д.

Синтез детьми познавательного и прекрасного, синтез знания и красоты - это постижение обучаемыми культуры. В этимологическом и смысловом значении этих слов заложены понятия света и огня, как и в самом слове культура («культ» - почитание, «ур» - свет). Поэтому культура есть спасение от тьмы невежества, грубости и жестокости. В этом принципиально новом подходе также формируется новое мировоззрение обучаемых.

Высокий уровень организации немецкого общества требует наличия культуросообразной «сетевой» модели школы. «Узлами» сети являются вариативные курсы, успешно интегрированные в авторские разработки, оригинальные идеи, воплощенные в практику школьного образования и воспитания [8, с. 133]. Для немецкой сельской школы сетевая модель особенно актуальна по нескольким причинам:

развития критического мышления

- технология проектного обучения;

- технология

- технология интегрированного обучения;

- технология разноуровневого обучения и др.

1. Трансформационный характер культуросообразной «сетевой» модели сельской школы. В ней представлены:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социокультурная компонента соответствующего поселения;

- религиозные и конфессиональные традиции;

- этнические особенности сельского населения;

2. Формирования всесторонне развитой личности, актуализация личностного и эстетического потенциала всех участников образовательного процесса;

3. Взаимодействие в сети с различными образовательными организациями, усиление интеграционных процессов, новый этап самоопределения личности, превращение школы в феномен культуры.

Резюмируя сказанное, отметим, что

- зарубежные ученые весьма активно исследуют практические и теоретические аспекты интеграции: ее организационные, институциональные вопросы, накопленный опыт, практический инструментарий;

- суть культуросообразной «сетевой» модели сельской школы заключается в возможности встать на особую человеческую позицию, обращенную к образованию, и понимать данную позицию в качестве матрицы воспроизводства общества [10, с. 42];

- немецкая школа занимает особое место в европейской педагогической теории. Исследование социокультурного феномена авторской школы способствует дальнейшему теоретическому осмыслению и моделированию педагогического процесса XXI века;

- модернизация современного отечественного образования может проводиться с учетом теоретического и практического опыта ФРГ;

- модернизация образования в контексте реализации интеграционных процессов определяет субординированную систему принципов, методов и инструментов педагогического воздействия, что позволят внести вклад в разработку проблем образования, обогатить педагогику, содержательно акцентируя внимание на глобализационных процессах, коснувшихся педагогической науки и практики; на изменении роли воспитанника, который из объекта становится активным, идентифицирующим себя субъектом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Андреева К.В., Быкасова Л.В. Средоориентированное обучение в современном вузе / / Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6 . - URL: http://www/science-education.ru/113-11421 (дата обращения: 29.12.2013).

2. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. - М.: Народное образование, 2008. - 511 с.

3. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика,

4. культура. - М: Канон+, 2008. - 384 с.

5. Быкасова Л.В., Самойлов А.Н. Функциональный подход к определению образовательного потенциала // Известия Южного федерального университета. Педагогические

науки. - 2012. - № 4. - С. 44-49.

6. Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии: Монография. - Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т, 2004. - 302 с.

7. Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии (в шк. федер. земли Сев. Рейн-Вестфалия): Дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 1997. - 242 с.

8. Быкасова Л.В., Привалова О.И. Развитие художественной педагогики в России / / Искусство и образование. - 2010. - № 1. - С. 9-12.

9. Быкасова Л.В., Подберезный, В.В., Петрушенко С.А. Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 130-135. Doi: 10.23859/1994-0637-2017-2-7719.

10. Философский словарь. - М.: Республика, 2003. - 575 с.

11. Kuznetsov N., Vovchenko N., Samoilov A., Bykasova L. Reflection modulations in the media / / Web of Science. VAK: Media Education. - 2018. - No 1. - Pp. 39-45.

REFERENCES

1. Andreeva K.V., Bykasova L.V. Sredoorientirovannoe-obuchenie-v-sovremennom-vuze [Credo oriented teaching in the modern University] Modern problems of science and education. 2013. No. 6. (http/ / www / science-education.EN / 113-11421 (circulation date 29.12.2013).

2. Bespalko V.P. Prirodosoobraznaya pedagogika [Intense pedagogy]. Moscow: People's education, 2008. 511 p.

3. Bermus A.G. Modernizaciya obrazovaniya: filosofiya, politika,

4. kul'tura [Modernization of education: philosophy, politics, culture]. Moscow: Canon +, 2008. 384 p.

5. Bykasova LV, Samoylov A.N. Funkcional'nyj podhod k opredeleniyu obrazovatel'nogo potenciala. [A functional approach to determining the educational potential] Izvestia Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2012. № 4. Pp. 44-49.

6. Bykasova L.V. Sovremennoe hudozhestvennoe obrazovanie v Germanii. [Modern art education in Germany]. Monograph. Rost. state. un-t. Rostov n/D, 2004. 302 p.

7. Bykasova L.V. Sovremennoe hudozhestvennoe obrazovanie v Germanii (v shk. feder. zemli Sev. Rejn-Vestfaliya). [Modern art education in Germany (in the school of Federated Lands of North Rhine-Westphalia)]. Thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Taganrog, 1997. 242 p.

8. Bykasova L.V., Privalova O.I. Razvitie hudozhestvennoj pedagogiki v Rossii. [The development of art pedagogy in Russia] Art and education. 2010. № 1. Pp. 9-12.

9. Bykasova L.V., Podberezhny V.V., Petrushenko S.A. Sovremennaya obrazovatel'naya paradigma v formirovanii regional'nogo obrazovatel'nogo klastera. [The modern educational paradigm in the formation of a regional educational cluster] Bulletin of the Cherepovets State University, 2017. No. 2. P. 130-135. Doi: 10.23859 / 1994-0637-2017-2-77-19.

10. Filosofskij slovar'. [Philosophical dictionary]. Moscow: Respublika, 2003. 575 p.

11. Kuznetsov N., Vovchenko N., Samoilov A., Bykasova L. Reflection modulations in the media. Web of Science. VAK: Media Education. 2018. No 1. Pp. 39-45.

Информация об авторах:

Подберезный Владимир Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия Podberes @mail.ru

Зарубина Римма Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия r.zarubina@yandex.ru

Петрушенко Светлана Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия petrsvet@mail.ru

Получена: 03.04.2018

Для цитирования: Подберезный В.В., Зарубина Р.В., Петрушенко С.А. Модернизация образования в контексте реализации интеграционных процессов. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 2-2 . с.157-163.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-157-163.

Information about the authors:

Vladimir V. Podberezny, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Natural Sciences and Life Safety, Rostov State Economic University (RINE), Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Taganrog, Russia Podberes@mail.ru

Rimma V. Zarubina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Natural Sciences and Life Safety, Rostov State Economic University (RINE), Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Taganrog, Russia r.zarubina@yandex.ru

Valentina A. Petrushenko, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Natural Sciences and Life Safety, Rostov State Economic University (RINE), Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Taganrog, Russia petrsvet@mail.ru

Received: 03.04.2018

For citation: Podberezny V.V., Zarubina R.V., Petrushenko V.A.. Modernization of education in the context of the implementation of integration processes Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.2-2. Pp. 157-163. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-157-163. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.