Гуманизация и
ат. антипьев, профессор гуманитаризация
Пермский государственный _
университет 0браз0вания: с0сТ0ЯНие
и проблемы
Автор доказывает необходимость разработки целостной модели гуманизации и гуманитаризации образования. Коренное обновление системы образования, преодоление системного кризиса общества возможны только за счет гуманизации и гуманитаризации всей социальной среды.
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, гуманитарная образованность, гуманистическая среда.
гуманитарная образованность является основой духовности, которая характеризуется возвышенностью мыслей, желаний, благородной мотивацией поступков. Она помогает преодолеть разобщенность людей, которая ведет к крайне негативным социальным последствиям. В-третьих, гуманитарная образованность облегчает освоение любой профессии. Это чрезвычайно важно для тех профессионалов, деятельность которых нагружена функциями общения и управления людьми.
Необходимость усиления гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса объясняется рядом причин. Прежде всего, в нашей стране, как и во всем мире, идет повсеместный рост бездуховности и жестокости. Эти социальные болезни
- результат воздействия многих факторов общественного, технического, политичес-кого,культурного,психологического порядка. В немалой степени сказываются и нерешенные проблемы воспитания, наличие авторитарных традиций и методов в системе образования и воспитания. Отечественные учебные заведения все еще выпускают в основном узких специалистов с «плоскостным» типом мышления, т.е. способных работать только в узком направлении и решать локальные задачи вне общего контекста. Отсюда беды с экологией, культурой, экономикой, политикой, социальной сферой. Далее, повышенный интерес к гуманизации и гуманитаризации образования обусловлен опасностью масштабной
Острейшей проблемой в развитии современного общества, в том числе образования, является его гуманизация и гуманитаризация. Финансовый кризис еще более ярко высветил их значимость для социума и личности.
Гуманизация и гуманитаризация образования хотя и не тождественные понятия, но очень близкие по своей сути. Гуманизация образования заключается не только в утверждении человечности в отношениях между субъектами этого процесса, но и в ориентации на общечеловеческие ценности: совесть, честь, порядочность, долг, ответственность, справедливость, сочувствие, милосердие и т.п.
Гуманитаризация не есть механическое сложение профессиональных знаний и умений с гуманитарной культурой. Гуманитаризация - это проникновение гуманитарной культуры в содержание не только общественных, но и технических, и естественных наук, в профессиональную деятельность всех без исключения специалистов, а также в быт, повседневную жизнь людей.
Гуманитарная образованность - это не просто какой-то освоенный объем гуманитарных знаний, это навыки и приемы работы с этими знаниями, их производство и воспроизводство. Какие функции выполняет гуманитаризация? Во-первых, она способствует большей открытости людей, формирует нравственность и толерантное отношение к разным мнениям, активизирует деятельность интеллекта. Во-вторых,
Обсуждаем проблему
99
экспансии научно-технических «инноваций», увеличением риска обратить эти достижения против самого человека. Кроме того, без опережающего интеллектуального, нравственного, духовного развития человека невозможны ни успешное овладение современными профессиями, ни высокопроизводительный труд, ни развитие личности, ни устойчивое развитие современного общества. Гуманизация и гуманитаризация - тесно связанные стороны единого образовательно-воспитательного процесса, без учета которых немыслимо коренное обновление всей системы образования и общества.
Однако процесс образования сложен и внутренне противоречив. Эта противоречивость кроется во взаимодействии двух типов культур: технической и гуманитарной. Противоположные черты этих культур формируют разные типы сознания и мышления, стиль поведения, профессиональную этику и т.п. Научно-технический прогресс способствует стандартизации, массовиза-ции, стереотипизации вещей, изделий, явлений, социальных норм, ценностей, мыслей, чувств. Гуманитарная составляющая науки, напротив, это проявление тенденции сохранения индивидуальной неповторимости того или иного явления, процесса.
Хорошо известно, что научно-технический прогресс несет не только позитивные, но и серьезные негативные социальные последствия, в том числе по отношению к гуманитарной составляющей образования. Так, известный французский социолог и педагог Ж. Фридман еще в конце 1950-х гг. писалпо этомуповоду: «Головокружительное развитие науки и техники оказывает губительное, разлагающее влияние на интеллект, притупляет критическое мышление, инициативу, чувство ответственности... Одно из наиболее эффективных противоядий должно состоять в том, чтобы дать молодому человеку, прежде чем он придет на производство, такую техническую и гуманитарную подготовку, развить и укрепить в нем такие качества, которые позволят ему
сопротивляться этому отрицательному влиянию. Не должна ли педагогика в наиболее широком смысле этого термина сказать свое слово перед лицом этого грозного вызова, брошенного человеку XX века?» [1, с. 15]. Это положение тем более актуально в XXI в.
Помимо противостояния гуманитарной и технической культур в обществе и образовании существуют и другие, не менее острые дилеммы. К сожалению, мало кто из исследователей и политиков обращает внимание на острейшее противоречие между рыночными отношениями и нравственностью, важнейшей составной частью гуманности. Об этом противоречии, как справедливо пишет известный писатель М. Веллер, «. у нас категорически не хотят говорить. Хороший человек и рыночные отношения
- это два очень трудносовместимых понятия. Хороший человек - это тот, кто берет меньше, а дает больше. Сущность же рынка, напротив, в том, чтобы меньше дать, а больше взять. Поэтому каждый выбирает для себя, как жить, и успешный в рынке во все времена пытался спасти душу, отдав другим хоть часть от своего большего». И далее он высказал еще одно важное положение: «Нравственность бизнеса и нравственность общества неизбежно должны начинаться с нравственности власти» [2, с. 11].
Одним из путей разрешения противоречия между рыночными ценностями и нравственностью может быть совершенствование законодательства и жесткий контроль за исполнением законов, всемерное развитие социального партнерства в сфере труда, повышение роли гражданского общества и его институтов, прежде всего профсоюзов. Учитывая значимость социального партнерства в развитии рыночных отношений и их гуманизации, было бы целесообразно включение в учебные планы всех вузов специального курса - «Социальное партнерство».
Есть и другие социальные проблемы, тормозящие гуманизацию и гуманитариза-
цию образования. К ним можно отнести следующие: отсутствие у большинства молодежи потребности в глубоком овладении гуманитарной культурой; низкие темпы и противоречивость процессов демократизации образовательной сферы; непрестижность преподавательского труда в целом. Это подтверждают многочисленные социологические исследования, в том числе проведенное нами среди студентов очной и заочной формы обучения семи вузов г. Перми (январь-февраль 2009 г., N=1392).
На вопрос анкеты: «Как вы думаете, какие профессии сегодня наиболее престижны?» были получены данные, во многом подтверждающие сложившееся общественное мнение о престижности профессий в нашем обществе. Самый высокий рейтинг у студентов (независимо от формы обучения) имеют профессии «юрист», «экономист», «бухгалтер». Разную оценку студенты очного и заочного обучения дали инженерным специальностям (50,2% против 24,1%). И те и другие отнесли профессии врача, преподавателя к низкопрестижным, что косвенно свидетельствует о неблагополучном положении в системе образования и здравоохранения. Все разговоры о необходимости обеспечения качества образования и эффективности системы здравоохранения так и останутся разговорами, если не произойдет реального повышения социального статуса профессий, относящихся к этим важнейшим отраслям народного хозяйства.
Государственная власть и ее структуры, осуществляющие образовательную политику, явно недооценивают значение гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Подтверждением тому является постепенное вытеснение из учебного процесса целого ряда дисциплин этого направления, сокращение часов на их изучение и т.п. Права белорусская писательница С. Алексиевич в том, что «самое глупое, что мы искореняем сейчас гуманитарность нашего образования. Выжить способен гуманитарный, а не рациональный человек» [3, с. 10].
В обществе не сформировался культ знаний и учебы как творческого процесса, не разработана целостная модель гуманитаризации и гуманизации образования, отсутствуют или слабо внедряются соответствующие социально-педагогические технологии. Роль последних трудно переоценить. Социально-педагогические технологии инновационного типа - это своеобразные методы социального управления. С их помощью гуманитарное образование становится более восприимчивым к потребностям, нуждам, интересам акторов учебного процесса. Отсутствие или недостаток таких технологий приводит к тому, что даже самые современные и эффективные концепции гуманитарного образования остаются простыми декларациями. Их создание и внедрение в практику - актуальная задача не только для России. Это подтверждает всеобщий кризис системы образования, который наблюдается в современном мире.
Особо следует подчеркнуть, что гуманизация и гуманитаризация образования не могут ограничиваться рамками системы образования. Образование - важный социальный институт. Поэтому в гуманизации и гуманитаризации образования велика роль социальной среды. Свою лепту в дегуманизацию вносят российские СМИ и властная элита. Социальная среда в нашей стране в настоящее время крайне неблагоприятна.
В чем это проявляется? В цивилизованном обществе бизнес - это не только погоня за прибылью, но и забота о человеке, его развитии. У нас, как образно выразился премьер-министр В.В. Путин, бизнес «жадничает». Надо признать, что и государство «жадничает» [4, с. 2], экономя на здравоохранении, образовании, развитии физической культуры, культуры вообще. Из-за недофинансирования образования, культуры, науки происходит массовое обесценивание человеческого капитала.
Тормозит процесс гуманизации бизнеса и недостаток высокопрофессиональных специалистов, социально ответственных
Обсуждаем проблему
101
предпринимателей и чиновников. В стране около 200 тыс. липовых выпускников вузов [5, с. 5]. Часть из них принимают управленческие решения большой государственной значимости. Когда у малообразованного чиновника появляется власть, это становится опасно для общества, конкретных людей.
Гуманность и криминал антиподы. О высоком уровне криминализованности социальной среды в России частично свидетельствуют такие данные: в настоящее время численность заключенных в тюрьмах составляет порядка 900 тыс. человек [6, с. 1]. А за период с 1992 по 2007 гг. в стране было осуждено 15 млн. человек (почти 15% взрослого населения), или почти каждый четвертый мужчина [7, с. 10]. К этому надо добавить и определенный процент женщин-преступниц.
Национальным бедствием является пьянство, курение и наркотики, особенно распространившиеся в молодежной среде, в том числе среди детей. Так, мониторинг, проведенный в г. Перми среди учащихся 79-х классов, показал, что более 20% детей находятся в группе риска наркотизации. При этом 4,5% учащихся уже употребляют наркотики, 4% периодически употребляют алкоголь [8, с. 11].
Социологические исследования указывают на рост агрессии в российском обществе. Ежегодно от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, более 50 тыс. убегают из дома [9, с. 9].
Разрыв между бедными и богатыми за последние два десятка лет не только не снижается, но и растет. Хорошо известно, что российские бедные принципиально отличаются от малоимущих из Западных стран. У нас это в большинстве своем люди со средним или высшим профессиональным образованием, тогда как в развитых странах люди с высшим образованием бедными бывают крайне редко и уж точно не представляют собой «массовое социальное явление». Кроме того, Россия - единственная из развитых стран, где основную массу бед-
ных составляют работающие люди [10, с.12]. Во многом по этой причине из университетов «вымывается» наиболее профессиональный, креативный состав преподавателей.
В формировании гуманистической среды большую роль играет открытость власти, ее заинтересованность в честном, открытом диалоге с населением по наиболее острым вопросам общественного развития, в том числе по образованию. Однако этот демократический принцип в нашем обществе зачастую игнорируется. Г. Месяц, первый вице-президент РАН, справедливо замечает: «К сожалению, многое в образовании происходит спонтанно, неожиданно, без участия самих участников образовательного и научного процесса» [11, с.10]. И повинна в этом не только власть, но и сами граждане, не проявляющие особой активности.
Современные реалии, к сожалению, пока таковы, что политика в нашей стране во многом потеряла духовное измерение. Произошел разрыв интеллигенции и власти. «Российская политика согласно традиционной шкале оценок представляет собой театрализацию, замешанную на экономическом интересе и крови, - пишет российский социолог Н.Е. Покровский. - Игровой момент и лицедейство превалируют над остальными характеристиками» [12, с. 30].
В заключение статьи хотелось бы сказать, что проблема гуманизации и гуманитаризации образования носит социальный характер и должна решаться совместными усилиями всех акторов. Только при таком комплексном подходе можно добиться существенных результатов.
Литература
1. Цит. по: Константиновский Д.Л., Возне-
сенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М.: ЦСП, 2006.
2. Веллер М. Скидка на миллион // Россий-
ская газета. 2009. 25 марта.
3. Цит. по: Юферова Я. Прямая речь // Рос-
сийская газета. 2008. 30 мая.
4. Цит. по: Аргументы и факты. 2008. № 41.
5. См.: Вестник образования. 2008. 10 октября.
6. Куликов В. В тюрьму успеется // Россий-
ская газета. 2009. 25 марта.
7. См.: Российская газета. 2008. 10 октября.
8. См.: Бердникова Н. Шпаргалка для родите-
лей // Российская газета. Прикамье. 2007. 16 ноября.
9. См.: Костиков В. От улыбки станет весе-
лей? // Аргументы и факты. 2008. № 17.
10. См.: Добрынина Е. Ты чего такой бедный? // Российская газета. 2008. 19 сентября. С. 12.
11. Вузовские вести. 2005. № 24.
12. Покровский Н.Е. Российское общество на путях глобализации // Человек и современный мир. М.: ИНФРА-М, 2002.
ANTIPIEV A.G. HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF MODERN EDUCATION: CURRENT STATE AND PROBLEMS
The article strongly defends the model of humanization and humanitarization of higher professional education. The author argues that fundamental change in educational system is possible on the basis of humanization and humanitarization of the whole social sphere. Keywords: humanization, humanitarization, humanitarian culture, humanistic sphere.
Н.В. ГАФУРОВА, профессор Т.П. БУГАЕВА, доцент Сибирский федеральный университет
Воспитательный процесс в вузе как система
В статье рассмотрен системный подход к воспитательному процессу в вузе. Авторы обосновывают необходимость выбора главного элемента воспитательной системы. Эта позиция позволит исследователям и практикам ориентироваться на данный подход при построении воспитательной системы современного вуза.
Ключевые слова: воспитание, системный подход, куратор, тьютор, вуз.
Системный подход - это направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы. Термин «подход» говорит о том, что эта методология не дает конкретного решения проблемы в определенной предметной области, а является средством переформулирования проблемы, позволяющим увидеть объекты в свете их целостности, комплексности, сложности, структуры и функций, организации, управления и т. д., то есть задающим новую организацию материала, подлежащего исследованию [1].
Системный подход трактует любые процессы как совокупность взаимосвязанных функционирующих элементов, имеющих цель, ресурсы для ее достижения, связь с внешней средой и т. д. Так, Н.М. Борытко обосновывает необходимость си-
стемного подхода к воспитанию, понимая под воспитательным процессом совокупность последовательных действий для достижения желаемого результата. Он приходит к выводу, что рассмотрение воспитания именно как системы дает возможность выявить структуру и динамику изменения его основных элементов [2].
Воспитание как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова и др. Согласно исследованиям этих авторов, воспитательная система - это форма интеграции воспитательных взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целя-