Научная статья на тему 'ГУМАНИЗАЦИЯ И ГАРМОНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА '

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГАРМОНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное правовое государство / гуманизация законодательства / гармонизация законодательства / глобализация законодательства / лица с ограниченными возможностями / правовое положение / social rule of law / humanization of legislation / harmonization of legislation / globalization of legislation / persons with disabilities / legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна

Рассмотрены процессы гуманизации, гармонизации и глобализации законодательства в контексте развития правового и социального государства и обеспечения соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями. Отмечено значение применения социального подхода к выделению категории населения «лица с ограниченными возможностями». Подчеркнута роль социального правового государства в обеспечении соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями. Сделан вывод о необходимости разработки и принятия национальной концепции реализации модели социального правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION AND HARMONIZATION AS THE BASIS OF THE LEGAL STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF A MODERN SOCIAL LEGAL STATE

The processes of humanization, harmonization and globalization of legislation are considered in the context of the development of a legal and social state and ensuring respect for the rights of persons with disabilities. The importance of using a social approach to identifying the category of the population “persons with disabilities" is noted. The role of the social legal state in ensuring respect for the rights of persons with disabilities is emphasized. The conclusion is made about the need to develop and adopt a national concept for implementing the model of a social legal state.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗАЦИЯ И ГАРМОНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _71 УДК 346.9

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГАРМОНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА HUMANIZATION AND HARMONIZATION AS THE BASIS OF THE LEGAL STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF A MODERN SOCIAL LEGAL STATE

КУРБАТОВА Светлана Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: sveta_kurbatova@mail.ru

Kurbatova Svetlana Mikhailovna,

candidate of law science, associate professor, associate professor of Krasnoyarsk state agrarian university. 660049, Russia, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: sveta_kurbatova@mail.ru

Краткая аннотация: Рассмотрены процессы гуманизации, гармонизации и глобализации законодательства в контексте развития правового и социального государства и обеспечения соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями. Отмечено значение применения социального подхода к выделению категории населения «лица с ограниченными возможностями». Подчеркнута роль социального правового государства в обеспечении соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями. Сделан вывод о необходимости разработки и принятия национальной концепции реализации модели социального правового государства.

Abstract: The processes of humanization, harmonization and globalization of legislation are considered in the context of the development of a legal and social state and ensuring respect for the rights of persons with disabilities. The importance of using a social approach to identifying the category of the population "persons with disabilities" is noted. The role of the social legal state in ensuring respect for the rights of persons with disabilities is emphasized. The conclusion is made about the need to develop and adopt a national concept for implementing the model of a social legal state.

Ключевые слова: социальное правовое государство, гуманизация законодательства, гармонизация законодательства, глобализация законодательства, лица с ограниченными возможностями, правовое положение.

Keywords: social rule of law, humanization of legislation, harmonization of legislation, globalization of legislation, persons with disabilities, legal

status.

Для цитирования: Курбатова С.М. Гуманизация и гармонизация как основы правовой стратегии развития современного социального правового государства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 71-73. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_71.

For citation: Kurbatova S.M. Humanization and harmonization as the basis of the legal strategy for the development of a modern social legal state // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 71-73. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_71.

Статья поступила в редакцию: 01.10.2023

Одним из основных содержательных критериев развития законодательства большинства стран конца ХХ - начала XXI вв. является гуманитарная правовая направленность, основанная на осознании на уровне всего мирового сообщества значимости прав человека, необходимости их закрепления, охраны и защиты, чему во многом способствовали уроки Второй мировой войны. Основополагающими категориями гуманитарно-правовой стратегии государственного развития стали жизнь и здоровье человека, его основные права и свободы, а также сам человек как личность и носитель прав и свобод. В числе показателей эффективности государственной управленческой деятельности стали учитываться здоровье и медицина, образование и культура, социальное обеспечение и пр. А в большинстве национальных законодательств правовых демократических государств нашла отражение концепция социального государства, которая стала закономерным дополнением модели правового государства. Тем самым появилось понятие социального правового государства, включившего в себя основные черты и того, и другого: верховенство закона, социальная поддержка населения, законодательное закрепление социальных прав и обеспечение их реализации, особые внимание и поддержка социально уязвимых категорий лиц (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды, малоимущие и пр.) [5, 9, 14].

«Сегодня каждое правовое государство является социальным, а социальное - правовым. Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое государство», справедливо отмечает В. В. Дашкевич [6]. Это позволяет говорить о глобализации процесса гуманизации, так как гуманизм стал частью государственной политики все большего количества государств, стирая границы, объединяя властные структуры в единстве взглядов и основных подходов к правовому регулированию общественных отношений в контексте ценностей человека и его основных прав и свобод. Тем самым, зародившись на уровне мирового сообщества, в положениях таких международных правовых актах, как Всеобщая декларация ООН прав человека, 1948 г. [1], Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. [2], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г. [3] и др., идеи гуманизма, дополненные и развитые на национальном уровне отдельных государств, вернулись на уровень международный, способствуя обновлению существующих и появлению новых гуманистических идей и находя свое выражение в содержании принимаемых международных правовых норм.

В частности, во многом благодаря этому процессу была выделена и получила признание на право своего существования категория населения из числа лиц, которые в силу возраста (несовершеннолетние и престарелые), а также имеющихся физических, психических и психологических проблем оказываются не приспособленными к активной жизнедеятельности и участию в общественной жизни и государственной дея-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

тельности, а также не могут самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности как участники правоотношений. И речь идет не только о той группе населения, которая охватывается понятием инвалиды. Конвенция ООН «О правах лиц с ограниченными возможностями», принятая в 2006 году [4], закрепила новую формулировку - лица с ограниченными возможностями, в большей степени отражающую гуманистический смысл, вкладываемый в данную терминологию, ознаменовав тем самым уход от медицинской модели инвалидности к применению социального подхода, как части концепции социального государства, согласно которой государства обязаны заботиться о всем своем населении, предоставляя при этом конкретные меры поддержки тем лицам, кто не может самостоятельно позаботиться о себе по причинам физического и когнитивного характера.

Следует обратить внимание, что в Российской Федерации еще в 2008 г. в качестве стратегических критериев совершенствования действующего законодательства и повышения его качества в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была предложена концепция трех «Г»: гармонизация, глобализация и гуманизация законодательства [7]. Согласно данной концепции гармонизация законодательства представляет собой систему государственной деятельности, включающей: проведение сравнительного анализа, выявление различий и противоречий, пробелов в законодательстве; оценку актуальности и преимуществ законодательства каждой из сторон; выработку прогноза относительно реализации конкретных форм создания единой или унифицированной правовой систем; и др. Глобализация законодательства, тесно связанная с его гармонизацией, представляет собой процесс интеграции и унификации норм законодательства, общепризнанных принципов и всемирных ценностей в различных отраслях и сферах государства и общества выражаясь, в том числе, в приведении в соответствии друг с другом международного и национального законодательства, регулирующего права человека. Гуманизация законодательства, представляя собой высшую ценность деятельности всех органов власти, всех должностных лиц, всех институтов гражданского общества и научного сообщества, отражает общее направление его развития в соответствии с интересами всех людей, всего населения в целом.

Применительно к той части населения, которая ограничена в своих возможностях участия в правоотношениях в полном объеме (лица с ограниченными возможностями), это должно означать появление конкретных направлений российской государственной политики, основанных на данных основополагающих идеях (принципах) [12]. Тем не менее, в России кардинальных изменений в правовом положении этой группы населения до сих пор не произошло. В настоящее время по-прежнему доминирующим и официальным на государственном уровне остается медицинский подход к выделению людей, имеющих особые потребности, и как следствие, наделению их специальным правовым статусом. На это, наряду с другими замечаниями, было обращено особое внимание Комитетом ООН о правах лиц с ограниченными возможностями и отмечено в качестве серьезного негативного фактора, нарушающего идеи, заложенные в Конвенцию ООН о правах лиц с ограниченными возможностями [13]. Тогда как целый ряд государств (Австралия, Австрия, Великобритания и др.) достигли положительных результатов, развивая законодательство в направлении гуманизации, и в частности, в вопросах обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями

Представляется, что и России следует более активно реализовывать идеи гуманизации в нормах национального законодательства, применительно к данной проблеме, учитывая то, что это способствует достижению целей правового социального государства и защите прав лиц с ограниченными возможностями. Необходимо принятие базового нормативного правового акта, в котором следует закрепить основные понятия, включая наименование категории населения, которые вследствие причин физического и (или) когнитивного характера не способны самостоятельно в полной мере осуществлять свои права и обязанности; основы их правового статуса и гарантии его реализации; соответствующие органы власти, на которые будут возложены полномочия по содействию в реализации прав и свобод лиц с ограниченными возможностями; и пр. Как вариант, данным актом может стать Социальный кодекс РФ, о необходимости принятия которого давно ведется речь в научной среде. Наличие подобного нормативного правового акта будет обеспечивать единообразие в правопонимании и правоприменении в отдельных отраслях законодательства, где в качестве участников правоотношений выступают лица с ограниченными возможностями.

Следует обратить внимание и на положительный опыт гуманизации законодательства других государств, в том числе упоминавшихся выше. Однако «опыт стран, достигших определенных успехов в решении социальных вопросов, следовало бы использовать не механически, а учитывая специфику России, ее исторические и национальные особенности и традиции» [8, 15].

В условиях глобализации необходимо принимать во внимание и международное право. Как пишет по этому поводу Б.В. Макогон, взаимодействие внутригосударственного законодательства и международного права происходит интенсивно, причем приоритет отдается последнему, что есть отражение усиления взаимодействия национального общества с мировым сообществом [11, с. 32]. При том, что, справедливо подчеркивает А.Е. Лакеев, «взаимодействие международного и национального права даже в сфере внутригосударственных отношений нельзя сводить исключительно к согласованию национального с международным правом» [10, с. 27], обращение к международно-правовым нормам должно быть взвешенным и осуществляться с учетом приоритетов внутригосударственных ценностей.

С учетом вышеизложенного, представляется необходимым разработка и принятие национальной концепции реализации модели социального правового государства, отражающей как исторические, так и современные особенности России, основанной на нормах международного права, а также учитывающей положительный зарубежный опыт. Принимая во внимание гуманистические основы сущности данной концепции и социально значимый характер заложенных в нее идей, к разработке ее положений необходимо привлекать не только законодателя, но и представителей науки и практики, а в дальнейшем формировать соответствующую нормативную правовую базу, основываясь на таких принципах как гуманизация и гармонизация законодательства.

Библиография:

1. Всеобщая декларация ООН прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г., принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.

4. Конвенция ООН «О правах лиц с ограниченными возможностями», принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.

5. Варелджан, В. Г. Понятие социального государства и его основные признаки / В. Г. Варелджан // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 20 марта 2018 г. Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. С. 122-124.

6. Дашкевич, В.В. «Социальное» и «правовое» государство: соотношение понятий / В.В. Дашкевич // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2011. № 1. С. 210-212.

7. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2009. 512с.

8. Коженевский, В. Б. Социальное правовое государство / В.Б. Коженевский // Вестник Омского университета. 2007. № 2(11). С. 4-9. Серия «Право».

2007.

9. Лаврентьев, Д. А. Сущность и признаки правового государства / Д. А. Лаврентьев, Я. Д. Закалина // Гуманитарный трактат. 2018. № 37. С. 65-67.

10. Лакеев, А.Е. К вопросу о приоритете международного права в правовой системе государства / А.Е. Лакеев // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 4(15). С. 25-29. С. 27

11. Макогон, Б. В. енденции развития национального законодательства в условиях глобализации / Б.В. Макогон // Проблемы экономики и юридической практики. 2012. № 2. С. 32-35. С. 32

12. Николаенко, И. Н. Российское социально-правовое государство: функции, правовой механизм их реализации, соотношение социального и правового принципов / И. Н. Николаенко // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. № 1 (49). С. 73-79.

13. Рекомендации Комитета ООН по правам лиц с ограниченными возможностями, 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://sznkuban.ru/press-tsentr/newsfed/eksperty-oon-ukazali-na-osnovnye-narusheniya-prav-invalidov-v-rossii/

14. Руденко, В. Н. Социальное государство: понятие, признаки / В. Н. Руденко // Наука и технологии в современном мире : материалы Восьмой региональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию РГЭУ (РИНХ), Кисловодск, 15 апреля 2016 г. / Министерство образования и науки РФ; Ростовский государственный экономический университет, филиал в г. Кисловодске. Кисловодск: Учебный центр «Магистр», 2016. С. 251-154.

15. Скуратов Ю.И. Российская концепция социального государства: состояние и правовое развитие / Ю.И. Скуратов // Современное право. 2003. № 1. С.

3-7.

References:

1. The UN Universal Declaration of Human Rights, adopted by Resolution 217 A (III) of the UN General Assembly on December 10, 1948 [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

2. The International Covenant on Civil and Political Rights, 1966, adopted by General Assembly resolution 2200 A (XXI) of December 16, 1966 [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

3. The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, adopted by General Assembly resolution 2200 A (XXI) of December 16, 1966 [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.

4. The UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, adopted by General Assembly resolution 61/106 of December 13, 2006 [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.

5. Vareljan, V. G. The concept of a social state and its main features / V. G. Vareljan // Innovative scientific research: theory, methodology, practice : collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference : at 2 o'clock, Penza, March 20, 2018 Part 2. Penza: Science and Education (IP Gulyaev G.Yu.), 2018. pp. 122-124.

6. Dashkevich, V.V. "Social" and "legal" state: correlation of concepts / V.V. Dashkevich // Bulletin of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2011. No. 1. pp. 210212.

7. Report of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation 2008 "On the state of legislation in the Russian Federation" / Under the general editorship of S.M. Mironov, G.E. Burbulis. M.: Federation Council, 2009. 512c.

8. Kozhenevsky, V. B. Social rule of law / V.B. Kozhenevsky // Bulletin of Omsk University. 2007. No. 2(11). pp. 4-9. The series "LaW. 2007.

9. Lavrentiev, D. A. The essence and signs of the rule of law / D. A. Lavrentiev, Ya. D. Zakalina // Humanitarian treatise. 2018. No. 37. pp. 65-67.

10. Lakeev, A.E. On the issue of the priority of international law in the legal system of the state / A.E. Lakeev // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 4(15). pp. 25-29. pp. 27

11. Makogon, B. V. Trends in the development of national legislation in the context of globalization / B.V. Makogon // Problems of economics and legal practice. 2012. No. 2. pp. 32-35. pp. 32

12. Nikolaenko, I. N. The Russian socio-legal state: functions, the legal mechanism of their implementation, the ratio of social and legal principles / I. N. Nikolaenko // Scientific notes of the Russian State Social University. 2006. No. 1 (49). pp. 73-79.

13. Recommendations of the UN Committee on the Rights of Persons with Disabilities, 2018 [Electronic resource]. URL: http://sznkuban.ru/press-tsentr/newsfed/eksperty-oon-ukazali-na-osnovnye-narusheniya-prav-invalidov-v-rossii/

14. Rudenko, V. N. The social state: concept, signs / V. N. Rudenko // Science and technology in the modern world : materials of the Eighth regional scientific and practical conference dedicated to the 85th anniversary of the Russian State Economic University (RINH), Kislovodsk, April 15, 2016 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Rostov State Economic University University, branch in Kislovodsk. Kislovodsk: Training center "Magister", 2016. pp. 251 -154.

15. Skuratov Yu.I. The Russian concept of the social state: state and legal development / Yu.I. Skuratov // Modern law. 2003. No. 1. pp. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.