Научная статья на тему 'Гуманитарные проблемы СНГ'

Гуманитарные проблемы СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
568
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ГУМАНИТАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РУССКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСТВО / МИГРАЦИЯ / ОБЩИНА / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / HUMANITARIAN SPACE / RUSSIAN-SPEAKING POPULATION / CITIZENSHIP / MIGRATION / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыкунов Григорий Александрович

Рассматриваются проблемы гуманитарного сотрудничества стран СНГ в вопросах гражданства, государственных языков, миграции, культурного и научного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN PROBLEMS IN THE CIS

The article examines problems of humanitarian collaboration of the member states of the Commonwealth of Independent States concerning citizenship, official languages, migration, cultural and academic exchange.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные проблемы СНГ»

УДК 32.01 ББК ф01

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СНГ

О

(N

Рассматриваются проблемы гуманитарного сотрудничества стран СНГ в вопросах гражданства, государственных языков, миграции, культурного и научного обмена.

Ключевые слова: Содружество независимых государств, гуманитарное пространство, русскоязычное население, гражданство, миграция, община.

G.A. Tsykunov HUMANITARIAN PROBLEMS IN THE CIS

The article examines problems of humanitarian collaboration of the member states of the Commonwealth of Independent States concerning citizenship, official languages, migration, cultural and academic exchange.

Keywords: Commonwealth of Independent States, humanitarian space, Russian-speaking population, citizenship, migration, community.

SSI

2sl

KS г

MhSI

HSS

H5i

НА

Ой"

^ 1

Р« І

^ Л £

h Е

« ¡Ґ I

8s! ИН 25 о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Распад Советского Союза привел не только к ликвидации единого военно-политического, экономического пространства бывших советских республик, но и к разрушению единого гуманитарного пространства. Жившие в одном в одном государстве народы были разделены межгосударственными, национальными перегородками. За пределами своей исторической Родины оказалось почти 50 млн чел., в том числе более 25 млн русских [7, с. 63]. Произошел разрыв общечеловеческих, духовных, родственных связей. Гуманитарные аспекты общественной жизни ныне независимых государств ухудшились даже в большей мере, чем экономические.

Руководители отдельных стран СНГ стремятся разрушить исторические связи с Россией, насадить идеологию национальной самобытности, ликвидировать значимость русского этнического фактора, поддерживают шовинистические настроения по отношению к русскому населению. Стержнем новой идеологии стало массовое переделывание и переписывание истории. Началось тотальное навязывание искаженных образов и целых исторических картин, направленных на формирование ложной исторической памяти. Общим для всех учебников истории, изданных в бывших советских республиках, является отказ от нашей бывшей дореволюционной и советской истории.

После ликвидации СССР и провозглашения новых независимых государств начался длительный и сложный процесс разработки и принятия национальных законодательств о гражданстве. На сегодняшний день законы о гражданстве действуют во всех государствах СНГ. В них обозначен отказ от советского прошлого, тех актов, которые действовали в данной сфере правоотношений. Новые конституционно-правовые институты гражданства тесно связаны с таким качеством государства, как государственный суверенитет. Поэтому воздействие на данную сферу отношений требует максимального учета особенностей национальных интересов государств Содружества. Важнейшим принципом для всех

© ГА. Цыкунов, 2011

государств СНГ является принцип двойного гражданства. Запрещение двойного гражданства на постсоветском пространстве создает большие трудности в оформлении права собственности на землю, на занятие предпринимательской деятельностью, участие в политической жизни ^ страны. В России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Молдове институт

5^ двойного гражданства допускается на основе международного договора.

В Азербайджане, Молдове двойное гражданство допускается в порядке исключения, как правило, по специальному разрешению президента страны. Не допускают для граждан своего государства двойное гражданство Грузия, Кыргызстан, Узбекистан.

Однако ситуация с правами и свободами российских граждан в последние годы в отдельных государствах крайне обострилась. Примером тому могут служить договоры и соглашения, заключенные Россией с Туркменистаном. В 1993 г. между двумя странами было подписано Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, которое прекратило свое действие согласно предписанному двухстороннему Протоколу о прекращении действия указанного соглашения. Меджлис Туркменистана принял Постановление о денонсации Соглашения о двойном гражданстве, на основе которого Президент издал Указ о прекращении института двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией. В соответствии с ним лица, имеющие двойное гражданство должны были в течение трех месяцев определиться с гражданством одного из государств. Лица, сделавшие выбор в пользу гражданства РФ лишались права на владение недвижимостью и свободы выезда из Туркменистана. Более того туркменские спецслужбы начали выявлять и преследовать лиц, имеющих двойное гражданство.

Подобной дискриминации подверглось русскоязычное население в Узбекистане, когда стал вопрос о необходимости определения своего гражданства. В случае принятия гражданства России проживающие §ЦЦ¥ там лица автоматически приобретают статус иностранца с возможной

; потерей работы и лишением социальной защиты. Также там был при-

нят закон об обязательной продаже квартир в Ташкенте через аукцион с ой § последующим изъятием 40 % из общей суммы в Фонд развития города (в

^ ^ | случае выезда за его пределы) [4, с. 23].

^ | На Украине иностранцами считаются как иностранные граждане,

1 так и лица без гражданства. На российских граждан, постоянно проживи ^ | вающих на территории Украины, распространяется Закон «О правовом

| статусе иностранцев». Согласно ему, постоянно проживающие в Украи-

| не российские граждане приравниваются к гражданам Украины, имеют

йо I такие же права, что и украинские граждане. Однако на практике полу-

к®Э чается иное. К примеру, российские граждане, проживающие в России и

имеющие недвижимость в Украине, вынуждены были выехать в Украину на постоянное место жительство, выходить из российского и приобре-23 тать украинское гражданство. Только эти действия давали возможность

сохранить за собой имущество на правах собственности.

Одним из главных препятствий в сближении законодательства о гражданстве государств СНГ является отсутствие института наднаци-1^ онального гражданства, в рамках которого происходило бы наделение

всех граждан независимых государств равными правами. Общеизвестно, со что у руководящих органов Содружества нет наднациональных полно-

Нмочий. Однако в 1990-е гг. особое место среди органов СНГ принадлежала Межпарламентской Ассамблее (МПА). Она занималась разработкой

н

о

«К1

2нё Д 5 =

н£ї

«Зі

оК

^ 1

5к І

^ Л £ ё§| ь Е

« № I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

рекомендательных законодательных актов, к примеру, гражданского кодекса. В рамках МПА имелась возможность разработки модельного закона «О гражданстве государства — члена СНГ», в котором бы закреплялось единое определение понятия гражданства, определялся перечень национальных государственных органов, решающих вопросы гражданства, порядок их деятельности и набор необходимых документов. К сожалению, в 2000-е гг. со стороны независимых государств теряется интерес к функционированию органов СНГ, в том числе и к Межпарламентской Ассамблее. Вариант сближения законодательства о гражданстве государств СНГ не сработал, а трудностей во взаимоотношениях между гражданами различных государств заметно прибавилось.

Выход из гражданства предусмотрен законами всех государств — участников СНГ. Выход разрешается по ходатайству лица в установленном законом порядке. Нормы выхода из гражданства в российских законах идентичны законам Беларуси, Грузии, Туркменистана, Украины. В законодательстве Армении, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана предусмотрено условие отказа гражданину в выходе из гражданства, если его выход противоречит интересам государственной безопасности. В законе о гражданстве Азербайджана предусмотрена норма о лишении гражданства в исключительном случае, если лицо совершило действия, наносящие ущерб безопасности государства. В законодательстве Азербайджана, Беларуси, Грузии, Таджикистана, Узбекистана и Украины указывается такое основание для утраты гражданства, как поступление на военную или государственную службу другого государства без разрешения государства гражданства. Во многих законах государств Содружества закреплена возможность обжалования отказа в ходатайстве о выходе из гражданства в высших судебных инстанциях.

Новые независимые государства приняли законы о языке, целью которых было, прежде всего, вытеснение русскоязычных граждан и русского языка из органов государственного и местного управления. Следующим шагом стало вытеснение этих категорий с руководящих постов в производственной, социальной, образовательной, научной сферах. Следствием подобной политики стал отток русскоязычного населения, причем из числа наиболее квалифицированных специалистов, что снизило научно-технический и экономический потенциал бывших советских республик. Однако в период эйфории национального суверенитета об это никто не думал. В Казахстане из 6,1 млн чел. этнических русских в 1989 г., в 2000 г. осталось 4,5 млн чел.; в Узбекистане из 2,2 млн осталось 1 млн. чел.; в Кыргызстане соответственно — 920 тыс. чел. и 600 тыс. чел.; в Таджикистане — 500 тыс. и 100 тыс. чел.; в Туркменистане — 520 тыс. и 200 тыс. чел. [3, с. 64].

В Уставе Содружества независимых государств (ст. 35) отмечается, что рабочим языком Содружества является русский язык. На сегодняшний день только в Конституции Белоруссии государственными языками были объявлены как белорусский, так и русский языки. В 1998 г. тогдашний президент Кыргызстана А. Акаев издал указ, придавший русскому языку статус официального. Обещания В. Януковича о решении вопроса о статусе русского языка на Украине во время президентской компании, так и остались не выполненными.

В большинстве стран СНГ русский язык подвергается растущей дискриминации. В Узбекистане с 1993 по 2001 г. число учащихся, обучающихся в школах на русском языке, уменьшилось в два раза. В этой

стране сохранился лишь один вуз, где преподавание ведется на русском языке. Катастрофическим можно назвать положение с русским языком в Туркменистане, где из 1500 русских школ в 1991 г., осталось лишь одна при российском посольстве [2, с. 46].

^ Во время президентства В. Ющенко на Украине был предпринят на-

5^ стоящий «крестовый» поход против русского языка. На создание обра

за врага в лице русского народа была направлена вся государственная пропаганда «оранжевых». Идеологи украинского национализма пытались вколотить и массовое сознание молодежи ложное убеждение в том, что украинец не может быть русским, что русский язык — это не язык государства Украины. Чего только стоит высказывание одного из идеологов национализма: «Москали — это люди империи Советской, а до этого Российской, для которых украинская Украйна является главным врагом, а украинский язык одним из враждебных признаков. За ними их антиукраинское прошлое, кары за которое они не боятся. Их цель — маргинализация и окончательное исчезновение украинского языка» [1, с. 79]. Под видом избавления от коммунистического наследства правящая элита пыталась избавиться от всего русского в создании новой государственности. По предложению президента В. Ющенко в Киеве создается музей «советской оккупации». Из культурных учреждений изымаются книги и фильмы советской эпохи с живым русским языком, высокой русской культурой. Одновременно ограничивалось распространение российских газет. Сокращалась трансляция программ российских телеканалов. Разумной логике не поддается одно из последних решений президента Ющенко о запрете общаться на русском языке педагогам украинских школ.

Другим важным направлением в деле гуманитарного сотрудничества стран СНГ является воссоздание единой культурной и научной среды. После распада СССР, когда были ликвидированы творческие §ЦЦ¥ союзы, объединявшие деятелей литературы и искусства, творческая

; и научная интеллигенция оказалась разобщенной, а прежние связи во

многом были утеряны. В первое время о развитии науки и культуры, ой § о взаимодействии в этих областях не могло быть и речи. Однако в пос-

^ ^ | ледние годы эта проблема была осознана во многих странах. В 2005 г.

^ | лидерами Содружества было подписано соглашение о гуманитарном

1 сотрудничестве. Состоявшийся затем форум творческой и научной ин-

в теллигенции бывших союзных республик определил сферы, формы и

§к§ принципы сотрудничества. Вместе с тем реальных сдвигов в этом на-

I правлении сотрудничества не произошло. По прежнему низка перио-

дичность гастролей знаменитых музыкальных и театральных коллек-к®Э тивов, оперных певцов между странами СНГ. Под силу только России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оказание помощи бывшим союзным республикам в восстановлении научного потенциала. В Советском Союзе языком науки и техники был 23 русский язык. Вся техническая документация крупных предприятий,

н

строек, железных дорог готовилась и распространялась на русском языке. Поэтому объединяющая роль российской науки способствовала бы расширению влияния России в рамках Содружества.

1^ К числу важнейших гуманитарных проблем относится трудовая миг-

рация в СНГ. Ее рост сопровождался повсеместным спадом производства, со массовым высвобождением рабочих рук. Однако для некоторых стран

НСНГ вопрос трудовой миграции имеет политический аспект, поскольку отток безработных граждан значительно снижает внутриполитическую,

О

«К1

2нё Д 5 =

н£ї

«Зі

оК

^ 1

5к І

^ Л £ ё§| ь Е

« № I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

социальную напряженность. В числе первых трех стран по объемам импорта иностранной рабочей силы числятся Россия, Казахстан, Украина. В России большая часть трудовых мигрантов трудится в строительстве, где не желает работать местное население. Второй отраслью применения труда мигрантов является торговля и общественное питание. Активно используется труд мигрантов в транспорте и связи. Доходы мигрантов, пересылаемые на родину, составляют заметную часть государственных бюджетов ряда стран СНГ. По данным Международной организации труда (МОТ), ежегодно эти поступления составляют примерно 3 млрд дол. Всего в России, согласно оценкам МОТ находится около 5 млн граждан из стран ближнего зарубежья [6, с. 85]. Однако, по мнению независимых экспертов данные цифры значительно занижены.

Для России проблема массовой миграции из стран СНГ имеет многоаспектный характер. Стране, переживающей демографический спад, действительно нужны новые рабочие руки. В первую очередь это касается малонаселенных районов Сибири и Дальнего Востока. Между тем основная часть мигрантов оседают в Москве, в других центральных регионах, на Северном Кавказе, где и без того имеется трудоизбыточное население. С другой стороны массовая миграция дестабилизирует криминогенную обстановку в России. Прибывшие мигранты занимаются воровством, мошенничеством, разбоями, торговлей наркотиками, похищением людей и т.д. Разумеется, что это вызывает растущее недовольство российских граждан. По данным судебной статистики, в 2006 г. — 92%, в 2007 г. — 92,5% преступлений, совершенных на территории России иностранцами, приходится на долю выходцев из стран СНГ [5, с. 18].

Дискриминация в отношении русскоязычного населения в странах СНГ с одной стороны и пассивность России в защите прав и свобод своих граждан, проживающих в бывших союзных республиках, с другой стороны привели к созданию русских общин. Они самостоятельно пытаются защитить свои права и свободы. Однако без поддержки России их роль пока невелика. Власти отдельных стран сразу заняли негативную позицию к созданию общественных, культурно-просветительских организаций, основанных по национальному признаку. Наиболее эффективно действуют русскоязычные организации в Кыргызстане, учредителями которых являются представители русскоязычных заводских коллективов и предпринимательства, православной церкви, казачества. В Казахстане славянское движение «Лад» выступает за установление статуса государственного за двумя языками — казахским и русским.

Таким образом, Россия просто должна заботиться о восстановлении единого гуманитарного пространства, чтобы сохранить свое место и влияние на постсоветском пространстве. Этого требует многовековая история и будущее народов некогда единого многонационального государства.

Список использованной литературы

1. Вусатюк О.А. Современный массовый человек и история (на примере Украины) / О.А. Вусатюк // Россия и современный мир. — 2009. — № 2. — С. 73-89.

2. Годин Я. Квазиинтеграция в СНГ и национальная безопасность России / Я. Годин // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — № 12. — С.46-51.

3. Мухина Я. Россия и ее интересы на постсоветском пространстве / Я. Мухина // Власть. — 2005. — № 8. — С. 56-65.

О

(N

4. О мерах по защите прав граждан в Российской Федерации в государствах-участниках СНГ и стран Балтии: информ.-аналит. материалы и предложения по вопросу // Государство и право. — 2005. — № 6. — С. 20-29.

5. Поздняков А.Н. Мигранты в России: криминальная действительность / А.Н. Поздняков // Государство и право. — 2008. — № 6. — С. 15-22.

6. Федулова Н. Влияние России в странах СНГ: гуманитарные аспекты /

Н. Федулова // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 5. — С. 79-86.

7. Цыкунов Г.А. Российская драма ХХ века / Г.А. Цыкунов. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.

Bibliography (transliterated)

1. Vusatyuk O.A. Sovremennyi massovyi chelovek i istoriya (na primere Ukrai-ny) / O.A. Vusatyuk // Rossiya i sovremennyi mir. — 2009. — № 2. — S. 73-89.

2. Godin Ya. Kvaziintegratsiya v SNG i natsional’naya bezopasnost’ Rossii / Ya. Godin // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2004. — № 12. — S.46-51.

3. Mukhina Ya. Rossiya i ee interesy na postsovetskom prostranstve / Ya. Mukhina // Vlast’. — 2005. — № 8. — S. 56-65.

4. O merakh po zashchite prav grazhdan v Rossiiskoi Federatsii v gosudarstvakh-uchastnikakh SNG i stran Baltii: inform.-analit. materialy i predlozheniya po voprosu // Gosudarstvo i pravo. — 2005. — № 6. — S. 20-29.

5. Pozdnyakov A.N. Migranty v Rossii: kriminal’naya deistvitel’nost’ / A.N. Pozdnyakov // Gosudarstvo i pravo. — 2008. — № 6. — S. 15-22.

6. Fedulova N. Vliyanie Rossii v stranakh SNG: gumanitarnye aspekty / N. Fedulova // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2007. — № 5. — S. 79-86.

7. Tsykunov G.A. Rossiiskaya drama XX veka / G.A. Tsykunov. — Irkutsk: Izd-vo IGEA, 1999.

SSI

2sl Es =

&§S|

«31

I

ОЙ"

°i<s ^ 1

Ps I

S I

8s! ИН 25 о

ChO!

£m§||

E40 f See

H

H

о

H

PQ

CO

H

Информация об авторе

Цыкунов Григорий Александрович — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: dekfkmp@isea.ru.

Author

Tsykunov Grigoriy Aleksandrovich — Doctor of Historical Sciences, Professor, Chairholder, Chair of Theory and History of State and Law, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: dekfkmp@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.